Научная статья на тему 'Кризисный дискурс в деловых изданиях (на материале журнала «Эксперт»)'

Кризисный дискурс в деловых изданиях (на материале журнала «Эксперт») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
255
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС МАСС-МЕДИА / КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ / КРИЗИСНЫЙ ДИСКУРС / MASS MEDIA DISCOURSE / CRITICAL DISCOURSE-ANALYSIS / CRISIS DISCOURSE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ветров Филипп Алексеевич

Статья посвящена анализу кризисного экспертного дискурса в журнале «Эксперт». Кризисный дискурс делового журнала определяется как концепция функционирования в период кризиса, поиска инструментов отражения кризиса и экспертизы кризисных коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризисный дискурс в деловых изданиях (на материале журнала «Эксперт»)»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 070

Ф.А. Ветров

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.В. Чернов

КРИЗИСНЫЙ ДИСКУРС В ДЕЛОВЫХ ИЗДАНИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ»)

Статья посвящена анализу кризисного экспертного дискурса в журнале «Эксперт». Кризисный дискурс делового журнала определяется как концепция функционирования в период кризиса, поиска инструментов отражения кризиса и экспертизы кризисных коммуникаций.

Дискурс масс-медиа, критический дискурс-анализ, кризисный дискурс.

The article is devoted to the analysis of a crisis expert discourse in magazine “Expert”. The crisis discourse of business magazine is defined as the concept of functioning in crisis, search for tools of reflection of crisis and examination of crisis communications.

Mass media discourse, critical discourse-analysis, crisis discourse.

Дискурс-анализ как методологическая основа интегрированных исследований медиа. В наибольшей мере тенденцию дискурсоцентризма воплощает сфера массовой коммуникации, которая обладает персуазивностью и реализует воздействующую функцию не только через язык, но через тиражирование идеологии тотальных и господствующих дискурсов, а также их схем, стандартных метафор, образов, мыслей, оценок и т. п. [15]. Методология нашего исследования выстраивается как мультиперспективный дискурс-анализ, основанный на концепции одного из основоположников критического дискурс-анализа Н. Фэркло, который, прежде всего, обращает внимание на понимание дискурса как конструирующего и конструируемого, т. е. на воспроизводство и изменение социального взаимодействия, значения, идентичности [19, с. 118], что оказывается принципиальным при работе с корпусом текстов масс-медиа. Подход Н. Фэркло можно определить как тексто-ориентированную форму дискурс-анализа [22]. В ее рамках дискурс воспринимается и подвергается анализу с точки зрения двух измерений: как коммуникативное событие (отдельная статья, например) и как дискурс-строй (все типы дискурсов, которые используются в некой социальной области) [23].

Дискурс деловых СМИ определяется характеристиками функционирования экономической среды [18], может быть несколько больше, чем иные виды масс-медийных дискурсов. Хотя очевиден общий факт как работы в условиях кризиса, так и отражения кризисных коммуникаций в содержании СМИ. Кризисный дискурс деловых СМИ обладает своей спецификой, которая выражается в поисках инструментов отражения кризиса и экспертизы кризисных коммуникаций.

Функционирование деловых изданий в период кризиса. Деловая пресса России, безусловно, ощутила на себе все действие финансового кризиса: усугубление экономических проблем и, как следствие, уменьшение объёма номера; снижение тиража; выпуск сдвоенных номеров или перевод издания на более редкую периодичность; экономию гонорарного и премиального фонда; сокращение штата [12].

2008 - 2009 годы для медиахолдинга «Эксперт» оказываются столь же сложными, как и для всего рынка печатных СМИ. Если с 2001 по 2008 год рынок прессы в России показывает уверенный рост [12], то дальнейшее развитие рынка происходит в условиях общемирового финансового кризиса. В

2008 году медиахолдинг «Эксперт» входит в двадцатку по объему рекламных бюджетов (17-е место) [12], а уже в сентябре 2009 года «Эксперту» не хватает собственных средств на развитие (объявлен выпуск дополнительной эмиссии акций в размере 19,8 % уставного капитала, приобретенных банком «ГЛОБЭКС») [13]. Однако медиахолдинг «Эксперт» запускает стратегические проекты. В декабре 2008 года открывается канал «Эксперт-ТВ» в Москве в сетях кабельного оператора «Акадо», а далее и в ряде городов-миллионников. К декабрю 2008 года «Эксперт» выходит с новым проектом - Интернет-порталом о личных финансах ‘ТтСаке”. С 2010 года выходит электронная версия журналов медиахолдинга «Эксперт», которая является платной [14]. И в

2009 году это единственный для России платный ресурс такого рода.

Кризисный период для журнала «Эксперт» оказался неоднозначным. Здесь и естественное сокращение штата, пересмотр проектов, но и явная ставка на новые возможности, поиск выхода в смежных коммуникационных сферах. Последние дают нам

возможность увидеть внутренние потребности и потенциал журнала: специфика кризиса, способы его отражения для читательской аудитории, безусловно, выражаются в концепции кризиса, представленной в содержании журнала.

Инструменты отражения кризиса. Кризисный экспертный дискурс в журнале «Эксперт» представлен авторскими и редакционными оценками [3], [9] формированием пласта материалов, обозначенных прямо - «Мировой кризис» (отметим, что это до сих пор действующий рубрикатор (2011 г.)).

1. Хронотоп кризиса. Первая фиксация кризиса (кризиса ликвидности на Западе) отчетливо проявляется в «Эксперте» в январе 2008 года как «сложная работа в сложных условиях». Очевидна мягкость оценок и условность описываемых ситуаций, кризис воспринимается исключительно как Западного мира и банковский: «Августовский кризис ликвидности на мировых рынках (см. [8]) еще больше осложнил ситуацию: если в первом и втором кварталах 2007 года активы отечественного банковского сектора росли на 10 - 11 %, то в третьем темпы прироста упали практически вдвое - до 5,9 %» [17]. Одна из ключевых статей - «1997 год наоборот» [8] - описывает кризис, давая характеристики западному кризису, западным банкам, рассматривает азиатскую линию кризиса. Макроэкономический анализ подробен и связан с моделированием прогностического характера, но нет упоминания российского варианта развертывания кризиса. Остальные материалы этого номера фиксируют увеличение в «инновационном контуре» [7], «мощную волну инвестиционного роста Уральского промышленного региона» [2], а также вполне традиционные проблемы стратегического развития транспортной сферы, антимонопольную политику и т.п. Инновации как ответ кризису, пусть в свернутом, имплицитном виде, по крайней мере, для российской действительности января 2008 года, присутствуют изначально.

Конец января куда более связан с темой кризиса, тема номера звучит так — финансовый кризис. Появляются первые материалы о России: «Внутренняя логика суверенного рынка» [16], в которых подсчитываются «утраты российского рынка» и обозначается «излишний оптимизм во второй половине прошлого года». Впрочем, в рамках редакционной статьи кризис воспринимается явно отстраненно, видятся возможности консолидации России до того момента, когда кризис коснется российской экономики [21].

В целом появление темы кризиса, пиковые появления (поскольку упоминания в том или ином виде, естественно, фиксируются в каждом номере журнала за 2008 - 2009 гг.) можно представить в виде графика (см. рисунок)1.

1 Размер материала в зависимости от количества всех материалов в номерах за указанный месяц не учитывался. По данным сайта журнала «Эксперт», всего 3124 статьи посвящены кризису за 2008 год.

Месяц

Г рафик представленности темы кризиса в журнале «Эксперт» за 2008 год

2. Характеристики кризиса. Помимо видимых пиков включения в кризисную парадигму, отметим, что кризис в отражении «Эксперта» предельно предметен: кризис из кризиса ликвидности, осеннего становится банковским, фондовым, а затем и продовольственным (2008. № 16. Апрель), глобальным (здесь важна характеристика статуса Большой восьмерки как теряющей в момент кризиса свое влияние), строительным (2008. № 29. Июль).

Представим размышления о характеристиках кризиса 2008 года в журнале «Эксперт» в виде таблицы.

Основные характеристики кризиса в журнале «Эксперт» за 2008 год

Месяц Характеристика

Январь Ликвидности, западный, ипотечный

Февраль Фондовый, банковский, европейский, азиатский

Март Фондовый, экспортный, недвижимости

Апрель Продовольственный, строительный

Май Управляемый, бензиновый, молочный

Июнь Экспортный, финансовый, недвижимости

Июль Глобальный, азиатский

Август Фондовый, с высоким коэффициентом политического риска, животноводческий, рыбохозяйственный

Сентябрь Острый, хронический, с перебоями, неслучайный, полномасштабный, управляемый

Октябрь Фондовый, кредитный, недвижимости, мировой, управляемый и неуправляемый

Ноябрь Мировой, в регионах, драматический

Декабрь С протестами, первый этап в цикле, полномасштабный, мировой, азиатский

Материалы о кризисе как по объему, так и по остроте, наиболее полно определяют содержание номеров журнала, начиная с осени 2008 года. Развернутые, порой метафорические характеристики кризиса, в частности, в сентябре таковы: классический экономический кризис: острый, с перебоями, хронический, с пессимистическими оценками, с параличом рынка рублевых корпоративных бондов (2008. № 35. Сентябрь); неслучайный, полномасштабный, но управляемый, с локальными сложностями в ближайшем будущем, но с предотвращенными (правительством РФ. - Ф. В.) наихудшими

сценариями развития событий (2008. № 37. Сентябрь). Вообще в сентябре темы всех номеров (кроме первого номера, посвященного войне в Абхазии и Южной Осетии) были связаны с кризисом: экономический кризис - № 35, 36; финансовый кризис -№ 37; кризис - 38. Тематическая представленность октября принципиально определяется через кризис: статья «Кризис» представлена в № 39, 40, 41, 42, 43; «Борьба с кризисом» - в № 45; «Мировой кризис» -в № 46; «Экономический кризис в регионах» - № 47. Только темы в журнале «Эксперт» № 44 несколько уходят от кризиса - главенствует первое Послание Президента Федеральному собранию, но это не означает, что кризису вовсе не осталось места: здесь и полсоновский план США (снижение энергоемкости экономики), и сокращение потребительского спроса, который ведет к кризису в Китае - «всемирной фабрике».

Следующим пиковым по «кризисному содержанию» можно обозначить конец года, который, естественно, связан с подведением итогов, и прежде всего кризиса: угроза массовых протестов в ходе кризиса как российская реальность [11], переоценка этап-ности кризиса - он стал первым, хотя и самым сильным (здесь интересно появление нового «ре» к частотным реструктуризациям, репозиционированиям и т. п. - название статьи «Реанимация слушает») [4], человеком года по версии «Эксперта» стоит назвать главу Банка России Сергея Игнатьева, так как хотя «политика ЦБ далеко не безупречна, но именно его усилия пока удерживают страну от скатывания к полномасштабному финансовому кризису» [10], новый налоговый кодекс Казахстана как перспектива выхода из кризиса [20], реанимация кредитной системы США (однако название статьи - «Ступор» -говорит само за себя) [5], госстимулирование в Южной Корее - ответ на кризис [3], [6] и т. п.

3. Прогностичность и экспертность в отражении кризиса. Рассуждения журнала вокруг кризиса не связаны только с формированием оценки1, безусловно, важным элементом становится прогностич-ность. Здесь есть место и академическим рассуждениям о природе кризиса, в частности, о волновых теориях, и анализу прогнозов влиятельных мировых экономистов (если выбрать для них некое общее наименование, они все так или иначе связаны со сферой экономики). Более того, формируется масштабное поле конкретных примеров работы предприятий в кризисный период как иностранных, так и отечественных, хотя из отечественных лидируют показатели областей (Ярославской, Ростовской и т. п.) и крупных городов (Москва, Сочи, Владивосток, Псков и пр.). В этом смысле согласимся с мнением Сергея Журавлева, что, «в отличие от более продвинутых зарубежных коллег, мы не располагаем достаточно авторитетными опросными исследованиями, специально предназначенными для идентификации текущей стадии делового цикла. Не заточена под это и

1 В частности, можно говорить о формировании оценки «некатастрофичности» кризиса в журнале «Эксперт» 2008 года. Катастрофичность кризиса во всех случаях употребляется с обязательным отрицанием.

официальная статистика» [5], и именно эту роль исследователя и эксперта берет на себя деловая периодика.

Зачастую подготовка материалов о кризисе связана с авторским коллективом (до шести авторов), представляющим тему, хотя явно прослеживается наличие авторского пула, который работает с темой кризиса. Такого рода внутренние экспертные возможности (наличие серьезных аналитиков, внимание к точности и объективности экспертиз, к попыткам объять несколько позиций и стратегий) определили и то, что еще в 1997 году на базе журнала «Эксперт» было создано рейтинговое агентство «Эксперт РА», занимающееся ранжированием субъектов и агентов экономики Российской Федерации (компаний, аудиторов и консультантов, регионов страны), а также присвоением рейтингов. Создание рейтингового агентства позволило закрепить за группой «Эксперт» репутацию источника экспертной экономической информации [1]. Такая сильная экспертная структура в рамках медиахолдинга дает возможность развиваться линейке деловых СМИ, а также привлекать внешних экспертов, анализировать мировые экспертные мнения, в том числе относительно кризисной ситуации.

Кризисная экспертная коммуникация в журнале «Эксперт» характеризуется взвешенностью оценок, хотя и с заметными эмоциональными (характерными для масс-медиа) включениями. Формирование экспертного поля происходит в журнале за счет внутренних экспертов, а также через подключение внешних иностранных и отечественных специалистов бизнес- и государственной сфер. Таким образом, объективированность создаваемого поля связана в первую очередь с коллективным авторством внутренних и внешних экспертов.

Кризисный дискурс в журнале «Эксперт». Представлен авторскими и редакционными оценками, формированием пласта материалов, названных «Мировой кризис» (действующий на момент 2011 года рубрикатор), чаще коллективных, чем единичных. И с большим привлечением внешних экспертов. Сам кризис претерпевает в течение года существенные изменения: от финансового кризиса ликвидности к кризису конкретных отраслей и предприятий, а также к пакетам мер по предотвращению кризиса и его последствий. Широкое поле прогностических материалов связано как с приглашенными экспертами и публичными анализируемыми мнениями экспертов, так и с выстраиванием собственных оценок кризисной ситуации. Тем самым позиция эксперта может быть определена как одна из базовых, которая формирует и структурирует кризисный дискурс.

Литература

1. Вырковский, А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США: на примере «Форчуна», «Форбса», «Бизнес уика», «Эксперта», «Денег», «Смарт Мани»: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.В. Вырковский. -М., 2007.

2. Жога, Г. Как оседлать волну / Г. Жога, Д. Толмачев, О. Логинова. - иКЪ: http://expert.ru/expert/2008/02/kak

_озеёЫ_уо!пи/ режим доступа 13.09.2011

3. Журавлев, С. Метод Бернанке может не сработать / С. Журавлев. - URL: http://expert.ru/expert/2008/19/metod_ bernanke/13.09.2011

4. Журавлев, С. Реанимация слушает / С. Журавлев. -

URL: http: // expert. ru/expert/2008/50/reanimaciya_slushaet/

14.09.2011

5. Журавлев, С. Ступор / С. Журавлев. - URL: http:// expert.ru/expert/2008/50/stupor/ 14.09.2011

6. Завадский, М. Бывало и страшнее / М. Завадский. -URL: http://expert.ru/expert/2008/50/byvalo_i_strashnee/

14.09.2011

7. Имамутдинов, И. Монстры меняют кожу / И. Има-мутдинов, Д. Медовников. - URL: http://expert.ru/ expert/ 2008/02/monstry_menyayut_kozhu/

8. Кокшаров, А. 1997 год наоборот / А. Кокшаров. -URL: http://expert.ru/expert/2008/02/1997_god_naoborot/

9. Мировой и российский рынок журналов: современное состояние и перспективы развития. Аналитический обзор. - М., 2009. - URL: http://www. marketing.rbc.ru/ download/research/demofile_562949954384407/ 14.07.2011

10. Он должен найти новое равновесие. - URL: http://expert.ru/expert/2008/50/chelovek_goda/ 14.09.2011

11. Последний год халявы. - URL: http://expert.

ru/expert/2008/50/posledniy_god_halyavy/ 14.09.2011

12. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М., 2009. - URL: http:// www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/200 9/item1675.html/ 14.07.2011

13. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М., 2010. - URL: http://

www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/201

0/item1741.html

14. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. - М., 2011. - URL: http:// www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/201 1/item3.html

15. Селиванова, Е.А. Принцип дискурсоцентризма и стратегические программы украинской телерекламы / Е.А. Селиванова // Язык. Текст. Дискурс: науч. альманах. -Ставрополь; Краснодар, 2008. - Вып. 6. - С. 68.

16. Сиваков, Д. Внутренняя логика суверенного рынка /

Д. Сиваков, М. Тальская, А. Кокшаров, П. Быков, М. Завадский. - URL: http://expert.ru/expert/2008/04/logika_

rynka/13.09.2011

17. Тальская, М. Сложная работа в сложных условиях / М. Тальская, М. Рубченко. - URL: http://expert.ru/ expert/ 2008/02/slozhnaya_rabota_v_slozhnyh_usloviyah/13.09.2011

18. Толстунова, М.А. Нижегородская деловая пресса на современном этапе (начало XXI в.): автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.А. Толстунова. - Воронеж, 2009.

19. Филипс, Л. Дискурс-анализ: теория и метод / Л. Филипс, М. Йоргансен. - Харьков, 2008.

20. Флинк, О. Фискальная перенастройка / О. Флинк. -URL: http://expert.ru/expert/2008/50/fiskalnaya_perenasroika/

14.09.2011

21. Холодок неизвестности. - URL: http://expert.ru/

expert/2008/04/logika_rynka_editorial/13.09.2011

22. Fairclough, N. Discourse and Social Change / N. Fairclough. - Cambridge, 1992.

23. Fairclough, N. Media Discourse Text / N. Fairclough; ed. by Edward Arnold. - Oxford, 1995.

УДК 811.161.1 +81 ' 1

В.А. Ефремов

СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ И ФЕМИННЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Статья посвящена анализу репрезентации новых и трансформации прежних феминных гендерных стереотипов в русской языковой картине мира середины XIX в. Исследованы различные способы устранения гендерных асимметрий и фиксации гендерных стереотипов, использованные в словаре В.И. Даля.

The article analyzes the representation of new feminine gender stereotypes and transformations of the old ones in the Russian language picture of the world (in the middle of the XIX cent.). The paper explores different ways of eliminating gender asymmetries and fixation of gender stereotypes used in V.I. Dahl dictionary.

Словарь, гендерные стереотипы, феминность, гендерные асимметрии, языковая картина мира.

Dictionary, gender stereotypes, femininity, gender asymmetries, linguistic picture of the world.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля - это богатейший источник разнообразной лингвокультурологической информации: одной из его задач было «отобразить духовные и нравственные взгляды русского народа, черты его характера, обычаи и нравы» [5, с. 291]. Более того, данный словарь можно исследовать и как зеркало русской языковой картины мира именно середины XIX в. -времени слома не только политических, экономических, социальных парадигм, но и мировоззренческих представлений русского человека. Одним из частных ракурсов лингвокультурологического анализа словаря В. И. Даля может стать гендерно ориентированный анализ, апеллирующий к словарю как достоверному

источнику информации о специфических чертах русского сознания, в том числе и о его гендерных стереотипах. Традиционно под последними понимают «культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке» [6, с. 98], обычно репрезентированное в виде законченных высказываний, однако даже анализ собственно номинаций лиц (в данном случае - женщин) может служить инструментом экспликации стереотипов: номинацию лица можно представить как свернутый образ, «заархивированное» (если воспользоваться компьютерной метафорой) представление о человеке.

Время выхода словаря В. И. Даля совпало с клю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.