Научная статья на тему 'КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ'

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / государственный долг / долговая устойчивость / долговая нагрузка / долговая зависимость / бюджетно-финансовая сфера / economic security / public debt / debt sustainability / debt burden / debt dependence / fiscal sphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Н. Савина, Е.Е. Родина, Ю.С. Бочарова

В Российской Федерации проблемы обеспечения экономической безопасности регионов в бюджетно-финансовой сфере являются актуальными. В большинстве регионов РФ не выработан должным образом механизм обеспечения экономической безопасности в данной сфере. Особо актуальна проблема государственного долга для Республики Мордовия (РМ). Это подтверждается тем, что среди всех субъектов, входящих в состав РФ, Мордовия находится на одном из последних мест в рейтинге по уровню долговой нагрузки. В статье на примере Республики Мордовия дана оценка состояния экономической безопасности региона в бюджетно-финансовой сфере. На основе метода зонной теории определена острота кризисной ситуации в исследуемой сфере. С помощью тренда полиноминальной функции спрогнозированы значения государственного долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS SITUATIONS AND THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION IN THE BUDGETARY AND FINANCIAL SPHERE

In the Russian Federation, the problems of ensuring the economic security of regions in the budgetary and financial sphere are relevant. In most regions of the Russian Federation, a mechanism for ensuring economic security in this area has not been developed properly. The problem of public debt is particularly relevant for the Republic of Mordovia. This is confirmed by the fact that among all the constituent entities of the Russian Federation, Mordovia is in one of the last places in the ranking in terms of debt burden. The article uses the example of the Republic of Mordovia (RM) to assess the state of economic security of the region in the budgetary and financial sphere. On the basis of the method of zone theory, the severity of the crisis situation in the studied area is determined. Using the trend of the polynomial function, the values of the public debt are predicted.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ»

УДК 336.273

doi:10.52210/2224669X_2023_2_145

КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ И УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА В БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Т.Н. Савина, Е.Е. Родина, Ю.С. Бочарова

Аннотация. В Российской Федерации проблемы обеспечения экономической безопасности регионов в бюджетно-финансовой сфере являются актуальными. В большинстве регионов РФ не выработан должным образом механизм обеспечения экономической безопасности в данной сфере. Особо актуальна проблема государственного долга для Республики Мордовия (РМ). Это подтверждается тем, что среди всех субъектов, входящих в состав РФ, Мордовия находится на одном из последних мест в рейтинге по уровню долговой нагрузки. В статье на примере Республики Мордовия дана оценка состояния экономической безопасности региона в бюджетно-финансовой сфере. На основе метода зонной теории определена острота кризисной ситуации в исследуемой сфере. С помощью тренда полиноминальной функции спрогнозированы значения государственного долга.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственный долг, долговая устойчивость, долговая нагрузка, долговая зависимость, бюджетно-финансовая сфера.

CRISIS SITUATIONS AND THREATS

TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

IN THE BUDGETARY AND FINANCIAL SPHERE

T.N. Savina, E.E. Rodina, Yu.S. Bocharova

Abstract. In the Russian Federation, the problems of ensuring the economic security of regions in the budgetary and financial sphere are relevant. In most regions of the Russian Federation, a mechanism for ensuring economic security in this area has not been developed properly. The problem of public debt is particularly relevant for the Republic of Mordovia. This is confirmed by the fact that among all the constituent entities of the Russian Federation, Mordovia is in one of the last places in the ranking in terms of debt burden. The article uses the example of the Republic of Mordovia (RM) to assess the state of economic security of the region in the budgetary and financial sphere. On the basis of the method of zone theory, the severity of the crisis situation in the studied area is determined. Using the trend of the polynomial function, the values of the public debt are predicted.

Keywords: economic security, public debt, debt sustainability, debt burden, debt dependence, fiscal sphere.

Для проведения диагностики и выявления угроз экономической безопасности Республики Мордовия в бюджетно-финансовой сфере в наших предыдущих исследованиях (основываясь на данных официального сайта Министерства финансов Республики Мордовия) рассмотрена и проанализирована динамика показателей, используемых для оценки рискообразующих факторов.

В соответствии с результатами анализа можно выделить следующие рискообразующие факторы бюджетно-финансовой безопасности Республики Мордовия в проекции государственного долга:

- высокий уровень долговой нагрузки на население;

- недостаток собственных средств в бюджете Республики Мордовия;

- высокая долговая нагрузка на бюджетную систему Республики

Мордовия.

Для их более глубокого анализа составим карту рисков (таблица 1).

Таблица 1

Карта рисков бюджетно-финансовой безопасности Республики Мордовия

Рискообразую-щий фактор Наименование рисков Степень воздействия Вероятность Уровень риска

Высокий уровень долговой нагрузки на население - риск снижения расходов на социально-значимые статьи Высокая Высокая Высокий

Недостаток собственных средств в бюджете Республики Мордовия - риск зависимости от федерального центра; - риск снижения бюджетной устойчивости; - риск роста госдолга Высокая Средняя Средний

Высокая долговая нагрузка на бюджетную систему Республики Мордовия - риск рефинансирования долга; - риск повышения процентных ставок на долговом рынке; - риск снижения кредитного рейтинга региона Высокая Высокая Высокий

Для оценки рискообразующих факторов экономической безопасности можно провести их комплексную оценку. Для этого была разработана авторская методика (таблица 2).

Таблица 2

Алгоритм проведения комплексной оценки рискообразующих факторов экономической безопасности в бюджетно-финансовой сфере

Показатели Неудовлетворительно Допустимо Удовлетворительно Хорошо

Дефицит республиканского бюджета, в процентах к ВРП >9 5-9 3-5 <3

Коэффициент качества планирования государственного долга субъекта РФ <0,3 0,3-0,6 0,6-1 >1

Объём государственного долга субъекта на одного жителя (тыс. руб./чел.) >35 20-35 10-20 <10

Доля собственных средств (СС) в доходах республиканского бюджета, % <25 25-50 50-75 >75

В таблице 3 представим данные, которые необходимы для комплексной оценки рискообразующих факторов. Рассмотрим данные за 2022 г.

Таким образом, по результатам расчетов была установлена зона «значительного риска». Это означает, что рассмотренные показатели, необходимые для оценки рискообразующих факторов, в совокупности представляют значительный риск для бюджетно-финансовой безопасности Мордовии в 2022 г. Такая ситуация нежелательна, необходимо принимать стратегические решения.

Выявленные риски оказывают негативное влияние на бюджетно-финансовую безопасность Республики Мордовия, и их реализация сопровождается значительной высокой и средней степенью воздействия. В связи с этим, необходимо проведение систематического мониторинга динамики, с помощью которого можно оценить перерастание данных рисков в угрозы и обеспечить реализацию мер по их снижению.

Таблица 3

Комплексная оценка рискообразующих факторов по состоянию на 2022 г.

Показатели Неудовлетворительно Допустимо Удовлетворительно Хорошо

Дефицит республиканского бюджета, в процентах к ВРП >9 5-9 (0 баллов) 3-5 <3

Коэффициент качества планирования государственного долга субъекта РФ <0,3 0,3-0,6 0,6-1 >1 (2 балла)

Объём государственного долга субъекта на одного жителя (тыс.руб./чел.) >35 (-1 балл) 20-35 10-20 <10

Доля собственных средств (СС) в доходах республиканского бюджета, % <25 25-50 (0 баллов) 50-75 >75

Суммарное значение баллов 1 балл

Зона риска Значительного риска

Проведём оценку остроты кризисной ситуации в бюджетно-финансовой сфере региона с позиции государственного долга в 2012 г., 2018 и 2022 гг. для отслеживания динамики. В таблице 4 приведены фактические и нормированные значения показателей, необходимых для оценки остроты кризисной ситуации по состоянию на 2012 г.

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, коэффициент рыночного долга субъекта, коэффициент бюджетного кредитования и государственного гарантирования и доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета оказались в зоне «стабильности», следовательно, обслуживание государственного долга не отражалось существенным образом на республиканском бюджете.

Основываясь на данных таблицы 4 и применив метод зонной теории, была построена лепестковая диаграмма (рисунок 1).

Таблица 4

Значения индикативных показателей по состоянию на 2012 г.

Наименование показателя Фактическое значение Нормированное значение

Коэффициент долговой нагрузки, % 179,7 71

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, % 3,8 150

Коэффициент рыночного долга субъекта, % 34,1 134

Коэффициент бюджетного кредитования и государственного гарантирования, % 65,9 137

Коэффициент долговой зависимости экономики региона, % 18,1 53

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета, % 1,8 145

Коэффициент соответствия 1,12 94

' Коэффициент соответствия

1 Пороговые значения • Фактические значения Рисунок 1. Оценка остроты кризисной ситуации в бюджетно-финансовой сфере РМ в проекции «государственный долг»,

2012 г.

Так, согласно рисунку в зону «значительного риска» попали коэффициент долговой нагрузки и коэффициент долговой зависимости экономики региона. Такая ситуация нежелательна, необходимо проводить мониторинг значений показателя. В зоне «умеренного риска» оказался коэффициент соответствия. Это свидетельствует об отсутствии угроз.

В целях сравнительного и более детального анализа подобным образом рассмотрим, как выглядит ситуация в бюджетно-финансовой сфере региона относительно зон риска в 2018 г. В таблице 5 приведены фактические и нормированные значения анализируемых показателей по состоянию на 2018 г.

Таблица 5

Значения индикативных показателей по состоянию на 2018 г.

Наименование показателя Фактическое значение Нормированное значение

Коэффициент долговой нагрузки, % 225,8 63

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, % 8,2 124

Коэффициент рыночного долга субъекта, % 46,4 121

Коэффициент бюджетного кредитования и государственного гарантирования, % 53,6 129

Коэффициент долговой зависимости экономики региона, % 22,9 46

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета, % 5,4 96

Коэффициент соответствия 1,05 97

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, коэффициент рыночного долга субъекта, коэффициент бюджетного кредитования и государственного гарантирования вновь оказались в зоне «стабильности», следовательно, обслуживание государственного долга не отражалось существенным образом на республиканском бюджете. По данным таблицы построена лепестковая диаграмма (рисунок 2).

Рисунок 2. Оценка остроты кризисной ситуации в бюджетно-финансовой сфере РМ в проекции «государственный долг», 2018 г.

В зону «критического риска» попал коэффициент долговой зависимости экономики региона, фактическое значение которого значительно превышает пороговое. В 2012 г. данный индикатор находился в зоне «значительного риска», следовательно, ситуация ухудшилась. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошёл рост госдолга на 6,3 млрд руб. Росту способствовало наличие расходных обязательств республики на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 г. В этом же году в отношении региона был введен запрет на капитальные вложения, нельзя было осуществлять активную инвестиционную политику, эффективно решать проблемы бизнеса и граждан, ограничена возможность строительства различных объектов.

По-прежнему в зону «значительного риска» попал коэффициент долговой нагрузки. А в зоне «умеренного риска» оказался снова коэффициент соответствия и из зоны «стабильности» переместился индикатор «доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета», что связано с повышением расходов на госдолг на 71 674,2 тыс. руб.

Рассмотрим, как изменилась ситуация в 2022 г. (таблица 6).

Таблица 6

Значения индикативных показателей по состоянию на 2022 г.

Наименование показателя Фактическое значение Нормированное значение

Коэффициент долговой нагрузки, % 98,2 101

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, % 0,8 172

Коэффициент рыночного долга субъекта, % 9,4 165

Коэффициент бюджетного кредитования и государственного гарантирования, % 90,6 147

Коэффициент долговой зависимости экономики региона, % 10,3 73

Доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета, % 0,7 164

Коэффициент соответствия 0,59 127

■Пороговые значения

Рисунок 3. Оценка остроты кризисной ситуации в бюджетно-финансовой сфере РМ в проекции «государственный долг»,

2022 г.

Основываясь на данных таблицы 6, построим лепестковую диаграмму (рисунок 3), согласно которой по состоянию на конец 2022 г. все индикаторы, за исключением коэффициента долговой зависимости экономики региона, попали в зону «стабильности», следовательно, реализованные мероприятия за 2022 г., относительно проблемы государственного долга были эффективными и значимыми, однако это не снижает актуальности проблемы государственного долга, так как Мордовия находится на последних позициях в рейтинге регионов по долговой нагрузке в течение многих лет, несмотря на снижение значений государственного долга, произошедшее благодаря дотациям федерального центра на 16 млрд руб. для поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджета.

Касаемо коэффициента долговой зависимости экономики региона, можно сказать, что он оказался в зоне «значительного риска». Такая ситуация нежелательна и связана с тем, что несмотря на снижение значений государственного долга в 2022 г. - значения государственного долга являются высокими в сравнении с другими регионами.

Поскольку 2022 г. характеризуется положительной тенденцией практически по всем рассмотренным показателям, то имеются перспективы выхода республики из «долговой ямы».

В целом, по результатам проведённого анализа можно заключить, что имеются такие угрозы в бюджетно-финансовой сфере региона с позиции государственного долга, как высокая дотацион-ность бюджета, достаточно высокий уровень долговой зависимости экономики региона, низкие позиции республики среди других регионов по уровню долговой нагрузки. Последствиями действия таких угроз может послужить снижение долговой устойчивости региона.

Для оценки социально-экономического ущерба от выявленных угроз можно использовать коэффициент инвестирования и коэффициент непродуктивного использования бюджетных средств (рисунок 4). Как показывают данные рисунка 4, коэффициент инвестирования стабильно снижался на протяжении рассматриваемого периода. В целом, значения данного показателя снизились на 8 % в конце периода по сравнению с началом. Это является негативной тенденцией, так как при этом увеличивается долг региона (до 2018 г. стабильный рост). При высоком его уровне наносится ущерб инвестиционной привлекательности региона, снижается

14

ш ш

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

■ Коэффициент инвестирования.%

■ Коэффициент непродуктивного использования бюджетных средств. %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4. Динамика коэффициентов инвестирования и непродуктивного использования бюджетных средств, %

приток инвестиций, так как более привлекательны для инвесторов финансово стабильные регионы, где можно получить отдачу от своих вложений.

Коэффициент непродуктивного использования бюджетных средств РМ имел нестабильную динамику, вызванную нестабильной динамикой субвенций бюджетов бюджетной системы и расходов на обслуживание государственного долга региона. В целом, за период с 2012 по 2022 гг. коэффициент снизился на 1,1 % в абсолютном выражении. Снижение значений показателя свидетельствует о том, что в Республике уменьшается доля отвлечения бюджетных средств от финансирования приоритетных расходных обязательств социальной инвестиционной направленности. В соответствии со ст. 111 Бюджетного кодекса РФ, нормативное значение коэффициента непродуктивного использования бюджетных средств - не более 15 %. Соответственно, за исследуемый период значения коэффициента были ниже нормативного, что говорит о соблюдении республикой Законодательства РФ.

С помощью тренда полиноминальной функции была предпринята попытка спрогнозировать значения государственного долга (рисунок 5).

-Фактические значения ^—Прогнозные значения

Рисунок 5. Прогнозирование государственного долга, тыс. руб.

Проведя прогнозирование на основе построения авторегрессионной модели, были рассчитаны прогнозные значения, основываясь на фактических данных 2005-2022 гг. Согласно результатам прогнозирования, наблюдается убывающая динамика. То есть, будет продолжаться снижение значений государственного долга республики, что безусловно является благоприятной тенденцией и может способствовать повышению места республики в рейтинге регионов по уровню долговой нагрузки.

В целом, по результатам проведённого анализа можно заключить, что имеются такие угрозы в бюджетно-финансовой сфере региона с позиции государственного долга, как высокая дотацион-ность бюджета, достаточно высокий уровень долговой зависимости экономики региона, низкие позиции республики среди других регионов по уровню долговой нагрузки.

Долговая нагрузка на бюджетную систему Республики Мордовия является достаточно высокой в 2012-2022 гг., но имеются перспективы выхода республики из «долговой ямы», поскольку 2022 год характеризуется положительной тенденцией практически по всем рассмотренным показателям.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию: [утверждены Министерством финансов 3 декабря 2015 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://docs.cntd.ru/document/420322426 (дата обращения: 04.03.2023).

2. Российская Федерация. Указы. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 04.03.2023).

3. Письмо Минфина России от 14 октября 2022 г. № 06-06-09/99597 «Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2021 год». URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=300597 (дата обращения: 09.03.2023).

4. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs. cntd.ru/document/420326640 (дата обращения: 04.03.2023).

5. Республика Мордовия. Законы. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [принят Государственным Собранием Республики Мордовия 28 декабря 2022 г. № 90-З]. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1300202212290007 (дата обращения: 04.03.2023).

6. Республика Мордовия. Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Мордовия [утверждены Правительством Республики Мордовия от 28 апреля 2008 г. № 175] // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https:// docs.cntd.ru/document/906300923 (дата обращения: 04.03.2023).

7. Республика Мордовия. Постановления. Об основных направлениях государственной долговой политики Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [утверждены Правительством Республики Мордовия от 29 октября 2022 г. № 698 // Справочно-правовая система «Гарант». URL: URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ mordovia/1583478/ (дата обращения: 04.03.2023).

8. Республика Мордовия. Постановления. Об утверждении государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия [утверждены Правительством Республики Мордовия от 21 октября 2013 г. № 475] // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/460282487 (дата обращения: 04.03.2023).

9. Республика Мордовия. Приказы. Об утверждении перечней муниципальных образований Республики Мордовия, отнесенных к группам заемщиков в соответствии с уровнем долговой устойчивости [утверждены Министром финансов Республики Мордовия от 31 августа 2022 г. № 129] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: https://base.

garant.ru/405572879/ (дата обращения: 04.03.2023).

10. Республика Мордовия. Указы. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг. [утверждены Указом Главы Республики Мордовия от 4 октября 2021 г. N° 477]. - Текст : электронный // Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/577900770 (дата обращения: 04.03.2023).

11. Министерство финансов Республики Мордовия. URL: https://www. minfinrm.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).

12. Морковкин Д.Е. Финансовая поддержка регионов как инструмент выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2019. № 4. С. 57-68.

13. Мохнаткина Л.Б. Сбалансированность бюджета и государственный долг как индикаторы финансово-бюджетной безопасности региона // Финансовый журнал. 2018. № 2. С. 106-119.

14. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг. Показатели уровня долговой нагрузки субъектов РФ - итоги 2022 года. URL: https://riarating.ru/ images/63023/64/630236498.pdf (дата обращения: 04.03.2023).

Т.Н. Савина

кандидат экономических наук, доцент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск E-mail: savinatn@yandex.ru

Е.Е. Родина

кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и менеджмента Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: erodina@mail.ru

Ю.С. Бочарова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск Е-mail: 1_ Yu_Bocharova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.