Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / государственный долг / долговая устойчивость / долговая нагрузка / долговая зависимость / бюджетная сфера / economic security / public debt / debt sustainability / debt burden / debt dependence / public sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т.Н. Савина, Е.Е. Родина, Ю.С. Бочарова, М.А. Родин, А.В. Артемов

Статья посвящена исследованию государственного долга с позиции обеспечения экономической безопасности. Осуществлён анализ показателей в области государственного долга за период 2015–2021 гг., проведена оценка остроты кризисной ситуации в бюджетной сфере Республики Мордовия и предложены меры по снижению государственного долга региона в интересах обеспечения его экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DEBT AS A TOOL FOR ECONOMIC SECURITY

The article is devoted to the consideration of public debt from the standpoint of ensuring economic security. The analysis of indicators in the field of public debt for the period 2015–2021 was carried out, the severity of the crisis in the public sector of the Republic of Mordovia was assessed, and measures were proposed to reduce the public debt of the region in the interests of ensuring its economic security.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 336.273

doi:10.52210/2224669X_2022_4_289

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Т.Н. Савина, Е.Е. Родина, Ю.С. Бочарова, М.А. Родин, А.В. Артемов

Аннотация. Статья посвящена исследованию государственного долга с позиции обеспечения экономической безопасности. Осуществлён анализ показателей в области государственного долга за период 2015-2021 гг., проведена оценка остроты кризисной ситуации в бюджетной сфере Республики Мордовия и предложены меры по снижению государственного долга региона в интересах обеспечения его экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, государственный долг, долговая устойчивость, долговая нагрузка, долговая зависимость, бюджетная сфера.

PUBLIC DEBT AS A TOOL FOR ECONOMIC SECURITY

T.N. Savina, E.E. Rodina, Y.S. Bocharova, M.A. Rodin, A.V. Artemov

Abstract. The article is devoted to the consideration of public debt from the standpoint of ensuring economic security. The analysis of indicators in the field of public debt for the period 2015-2021 was carried out, the severity of the crisis in the public sector of the Republic of Mordovia was assessed, and measures were proposed to reduce the public debt of the region in the interests of ensuring its economic security.

Keywords: economic security, public debt, debt sustainability, debt burden, debt dependence, public sector.

Государственный долг - один из важнейших факторов экономической безопасности. При возникновении такой ситуации, как снижение доходов бюджета региона и превышение их над расходами, появляется необходимость привлекать заёмные средства для покрытия возникшего дефицита бюджета, что является опасным фактором для экономической безопасности.

В целом, под государственным долгом понимается результат денежно-кредитных отношений, которые возникают между государством с одной стороны и физическими, юридическими лицами, иностранными государствами с другой стороны, по поводу передви-

жения финансовых ресурсов в бюджет, основываясь на принципах заимствования для покрытия дефицита бюджета.

Понятие государственного долга субъектов РФ раскрывается в Бюджетном кодексе РФ: это совокупность долговых обязательств, которые возникают из государственных заимствований субъекта в различных видах, принятые субъектом РФ на себя [1].

Государственный долг значительно влияет на денежное обращение, бюджетные процессы, инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат субъекта. Значения государственного долга, которые превышают нормативные (пороговые) значения, являются также негативной тенденцией, по причине того, что долговые обязательства - одни из основ финансовой системы.

Злободневность и актуальность проблемы обеспечения экономической безопасности в бюджетной сфере обусловлены рядом причин. В большинстве регионов РФ не выработан должным образом механизм обеспечения экономической безопасности в данной сфере.

Актуальность проблемы государственного долга объясняется и тем, что в Стратегии национальной безопасности одной из задач для достижения целей обеспечения экономической безопасности РФ, является стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности [2], и в Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г., государственный долг субъектов РФ указан в качестве одного из показателей состояния экономической безопасности [3].

Государственный долг оказывает существенное влияние, как на состояние экономики в целом, так и на обеспечение экономической безопасности. Государство и входящие в него регионы несут ответственность за развитие различных сфер жизнедеятельности. Для повышения уровня научно-технического прогресса необходимы крупные вложения в инновационно-инвестиционные проекты. Однако наличие государственного долга не позволяет в полной мере осуществить вышеназванные мероприятия.

Говоря о месте государственного долга региона в системе экономической безопасности, можно сказать, что обеспечение экономической безопасности страны в целом - невозможно без наличия устойчивой бюджетной системы её субъектов. Именно устойчивая бюджетная система регионов - одно из главных звеньев, от которо-

го зависит устойчивость бюджетной системы РФ и экономическая безопасность РФ.

Для покрытия дефицита бюджета, образовавшегося, к примеру, вследствие увеличения государственных расходов для развития промышленности, либо из-за спада общественного производства, увеличения «теневой» экономики, государство заимствует денежные средства, и, как итог, происходит возникновение государственного долга. Последствия такой ситуации могут быть, как негативными, так и позитивными.

Влияние государственного долга на экономическую безопасность неоднозначно [6]. Так, превышение пороговых значений государственных заимствований приводит к появлению угроз экономической безопасности региона в бюджетной сфере, снижению темпа экономического роста, усилению дифференциации регионов в части социально-экономического развития и т.д. Чрезмерные государственные заимствования приводят к эффекту вытеснения: замещение частного спроса государственным из-за роста государственных заимствований, то есть частный сектор вытесняется государством с рынков.

Следующим проявлением негативного влияния государственного долга на экономическую безопасность является заём государства, чтобы рефинансировать долг, либо выплатить проценты по госдолгу, что влечёт за собой рост ставки процента на капитал, что в свою очередь приводит к снижению капиталовложений. Как итог - снижение производственного потенциала экономики.

Наряду с негативными проявлениями, государственный долг имеет и положительные аспекты [5]. Так, государственный долг выступает в качестве механизма обеспечения сбалансированности бюджетной системы. При эффективном управлении государственным долгом повышается инвестиционный кредитный рейтинг субъекта, реализуются национальные интересы, обеспечивается устойчивое развитие. Кроме того, появляется возможность привлечения заёмных средств для пополнения бюджета на определённый период времени.

Государственный долг в системе экономической безопасности можно рассмотреть, как рискообразующий фактор, индикатор оценки остроты кризисной ситуации и оценки ущерба.

Так, в качестве рискообразующего фактора государственный долг может рассматриваться, если при управлении им имеет место

быть возникновение процентного, валютного, операционного рисков, также рисков рефинансирования.

Государственный долг является индикатором оценки остроты кризисной ситуации, если наблюдается несоответствие пороговым фактических значений показателей, необходимых для оценки ситуации в сфере долговой нагрузки.

И, как индикатор оценки ущерба, государственный долг может выступать в случае необходимости количественного расчёта объёма недостаточно эффективных долговых обязательств и расходов на государственный долг, а также в случае определения социально-экономических последствий влияния государственного долга на экономику субъекта.

В Бюджетном кодексе РФ в ст. 107.1 [1] зафиксирован порядок отнесения Министерством финансов РФ или финансовым органом субъекта РФ к одной из групп заёмщиков: с высоким уровнем долговой устойчивости, средним или низким в соответствии со значениями определённых показателей долговой устойчивости, таких, как: объём государственного долга субъекта РФ к общему объёму доходов соответствующего бюджета без учета безвозмездных поступлений; годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта РФ; доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в общем объёме расходов соответствующего бюджета, за исключением объёма расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

Долговая устойчивость - это такое состояние бюджетной системы, при котором долговая нагрузка на экономику субъекта не превышает пороговых значений и не влечёт изменений в бюджетной политике.

В настоящее время имеется два подхода к пониманию долговой устойчивости. Первый подход (нормативный) принадлежит учёным российской научной школы, который основывается на требованиях федерального центра, а второй подход (платёжеспособный) предлагают учёные западной научной школы, согласно которому долговая устойчивость представляет собой способность своевременного погашения обязательств.

Недостатками нормативного подхода являются следующие аспекты:

- нормативные требования к показателям долговой устойчивости субъектов применяются не во всех государствах с федеративным устройством;

- нормативы, которые установлены на федеральном уровне могут меняться самими субъектами;

- нормативы долговой устойчивости разных стран могут отличаться по структуре.

Недостатком платёжеспособного подхода является рассмотрение долговой устойчивости, как своевременного погашения обязательств, что идентично понятию «платежеспособность».

Среди субъектов, входящих в состав РФ, наибольшую популярность проблема государственного долга приобрела в Республике Мордовия. Рассмотрим показатели, необходимые для оценки государственного долга с позиции обеспечения экономической безопасности.

До 2018 г. включительно наблюдалась тенденция увеличения госдолга Республики Мордовия (рисунок 1) [7]. Росту способствовал финансово-экономический кризис 2014-2015 гг., а в 2018 г. в отношении региона был введен запрет на капитальные вложения. В 2021 г., несмотря на рост значений, проводилось замещение коммерческих кредитов бюджетными на 17 млрд руб. Также в этот год при поддержке Минфина РФ проводилась программа оздоровления финансов. Эффект от её реализации составит 4 млрд руб., что в процентном выражении составляет 89 % от плана [4]. В целом, за период 2015-2021 гг. объём государственного долга вырос в 1,4 раза.

На 1 декабря 2022 г. госдолг составил 33,8 млрд руб., что на 16 млрд руб. ниже аналогичного периода в прошлом году. Республика уменьшила задолженность перед коммерческими банками до 3,2 млрд руб. (в аналогичном периоде предыдущего года значения составляли 6,2 млрд руб.) [7]. Также с республики сняли наложенные в 2018 г. бюджетные ограничения.

Коэффициент долговой нагрузки бюджета региона, рассчитываемый, как отношение государственного долга к собственным доходам бюджета региона, необходимо рассмотреть для сопоставления их объёмов. Превышение государственного долга над доходами является негативной тенденцией. Значения данного показателя имели нестабильную динамику в 2015-2021 гг., что видно из рисунка 1, и при пороговом значении не более 100 %, наблюдалось превышение норматива в каждом из годов рассматриваемого периода в среднем

Рисунок 1. Динамика коэффициента долговой нагрузки, % 2015-2021 гг. [7]

на 87,7 %, что создаёт основания для угрозы экономической безопасности в бюджетной сфере. Такая ситуация свидетельствует о том, что собственных средств недостаточно для того, чтобы покрыть государственный долг. Причиной является то, что новые государственные займы требовались для рефинансирования старых долгов.

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета - один из важных показателей, необходимых для анализа ситуации в сфере государственного долга. В динамике за период 2015-2021 гг. данный показатель снизился в 2 раза, что является благоприятной тенденцией и свидетельствует о том, что региональными властями принимаются верные решения по обслуживанию и погашению государственного долга. Наглядно динамика данного показателя представлена на рисунке 2. Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объёме расходов бюджета показывает, какая часть бюджетных расходов тратится на покрытие государственного долга. Важным является необходимость сохранения такого объёма расходов на государственный

10,0

2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020г. 2021г.

■ Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета, %

Рисунок 2. Динамика отношения годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета Республики Мордовия, % в 2015-2021 гг. [7]

долг, который находится на безопасном уровне. Обращаясь к динамике показателя, можно отметить, что в 2021 г. по сравнению с 2015 г. доля снизилась на 1,6 %, что является положительной тенденцией. При пороговом значении не более 5 % наблюдается соответствие ему в течение последних годов рассматриваемого периода, следовательно, обслуживание государственного долга республики не обременяет республиканский бюджет.

Коэффициент долговой зависимости экономики региона, рассчитываемый через отношение государственного долга к ВРП, является ключевым показателем экономической безопасности в бюджетной сфере и отражает, какую часть госдолг занимает от ВРП. В динамике с 2015 по 2021 гг. коэффициент имел нестабильные значения, как видно из рисунка 3, но в последние года рассматриваемого периода наблюдался спад значений, что нельзя однозначно рассматривать, как положительный фактор, поскольку снижение произошло за счёт роста значений ВРП, а не снижения государственного долга.

Рисунок 3. Динамика коэффициента долговой зависимости экономики региона в период 201-2021 гг. [7]

Коэффициент соответствия, то есть соотношение темпов роста государственного долга и темпов роста собственных доходов бюджета, имел нестабильные значения, и соответствовал пороговому значению не более 1 - в 2016 г. и в 2019-2021 гг. Чтобы региональная бюджетная система была сбалансированной, следует добиваться соотношения темпов роста государственного долга и темпов роста собственных доходов бюджета.

В ст. 99 Бюджетного кодекса РФ обозначена структура государственного долга субъекта РФ, виды и срочность долговых обязательств субъекта РФ [1].

Рассмотрим каждый элемент структуры по-отдельности.

Первый элемент - государственные ценные бумаги субъекта РФ. К ним относят ценные бумаги, которые выпускаются от имени субъекта РФ, входят во внутренний долг субъекта и гарантируются всем имуществом, которое находится в собственности региона. Функциями таких ценных бумаг являются финансирование: временных дефицитов бюджета; бесприбыльных региональных объектов (школы, больницы, музеи, библиотеки), для которых необходимы

единовременные, но в значительном объёме денежные средства; финансирование прибыльных проектов, которые окупятся в ближайшие несколько лет; финансирование строительств, ремонта жилья (на основе самоокупаемости).

Далее рассмотрим следующий структурный элемент государственного долга субъектов РФ - бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта РФ из других бюджетов бюджетной системы РФ. Такие кредиты оказывают финансовую помощь субъектам РФ в случае появления рисков, связанных с неисполнением расходных обязательств субъектом или с разбалансированностью бюджета. Такой вид кредитов предоставляется субъектам, которые не имеют просроченную задолженность по кредитам, полученным из федерального бюджета до этого. Наличие бюджетных кредитов в общей задолженности субъекта говорит о доверии финансовых властей субъекту-заёмщику.

Следующий вид государственного долга субъектов РФ -кредиты, привлечённые субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Данный вид долговых обязательств является самым дорогим и непривлекательным среди других видов. Приходить к такому виду долговых обязательств стоит тогда, когда доходы ещё не поступили в бюджет в том количестве, чтобы обеспечить расходы, и кредитор при этом должен быть уверен, что дополнительные доходы, которые будут необходимы для погашения кредита, поступят в бюджет. Без возможности обеспечения такой уверенности субъекты прибегают к формированию государственного долга из банковских кредитов.

Далее рассмотрим последний вид долговых обязательств субъекта РФ - государственную гарантию субъекта РФ, под которой подразумевается долговое обязательство, при котором государство даёт гарантию исполнить обязательство третьего лица при неисполнении им его или возместить ущерб при наступлении гарантийного случая. Наличие такого вида гарантий свидетельствует о том, что долг имеет инвестиционный характер. Происходит рост налоговых поступлений в бюджет, появление новых рабочих мест.

Обратимся к рассмотрению структуры государственного долга Республики Мордовия. Рассмотрим её по состоянию на 1 декабря 2022 г.

Так, государственные ценные бумаги и государственные гарантии в структуре государственного долга отсутствуют. Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъекта от других бюджетов бюджетной системы РФ, занимают более 50 % объема в структуре государственного долга Республики Мордовия и в денежном выражении составляют 30,6 млрд руб. [7]. Причина этому - низкий процент предоставляемой льготной процентной ставки - 0,1 %.

Второй составляющей в структуре госдолга Мордовии являются кредиты кредитных организаций. Такой вид заимствований наиболее дорогой и наименее привлекательный для регионов. На 1 декабря 2022 г. они составили 3,2 млрд руб. [7].

Следовательно, говоря о структуре государственного долга Республики Мордовия, можно сделать вывод о том, что имеет место неоптимальность структуры госдолга республики, что можно рассматривать, как рискообразующий фактор экономической безопасности региона в бюджетной сфере.

Далее проведём оценку остроты кризисной ситуации в бюджетной сфере региона с позиции государственного долга в 2021 г. и, применив метод зонной теории, построим лепестковую диаграмму (рисунок 4).

Коэффициент долговой

нагрузки бюджета региона

1501/

Доля расходов на / обслуживание госдолг|^ общем объёме расходов бюджета, % \\ \ Коэффициент долговой . :>- зависимости экономики \ Хч до / / региона

\/ Л

~\Ц/ /

Отношение годовой суммь! платежей по погашению и обслуживанию госдолг^^ доходам бюджета, % /

тд

Коэффициент соответствия

---Пороговые значения — Фактические значения

Рисунок 4. Оценка остроты кризисной ситуации в бюджетной сфере региона с позиции государственного долга Республики Мордовия в 2021 г.

Согласно рисунку, такие показатели, как коэффициент соответствия, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам бюджета и доля расходов на обслуживание госдолга в общем объёме расходов бюджета попали в зону стабильности, следовательно, обслуживание государственного долга не отражается существенным образом на республиканском бюджете.

Коэффициент долговой нагрузки бюджета региона оказался в зоне умеренного риска, что говорит об отсутствии значительных угроз для экономической безопасности, однако это не означает снижения значимости и актуальности данного индикатора, ведь накопленный долг всё равно полностью не обеспечен собственными доходами для его погашения.

Коэффициент долговой зависимости экономики региона также оказался в зоне умеренного риска, что свидетельствует об отсутствии значительных угроз. Тем не менее, спад значений, приведший к попаданию в эту зону, нельзя однозначно рассматривать, как положительный аспект, так как снижение произошло за счёт роста значений ВРП, а не снижения государственного долга.

Для того, чтобы снизить государственный долг региона в интересах обеспечения его экономической безопасности - можно предложить ряд мероприятий.

Так, можно скорректировать долговую политику региона, которая представляет собой мероприятия органов власти по управлению государственным долгом.

Долговая политика имеет такую цель, как обеспечение поддержания такого объёма государственного долга, который не выходит за предельные оптимальные размеры и может быть своевременно погашен.

Данная цель предполагает решение определённых задач, на которые направлена долговая политика:

- сведение к минимуму стоимости обслуживания государственного долга;

- мониторинг своевременности погашения госдолга;

- опережающее снижение темпов роста госдолга по отношению к темпам роста налоговых и неналоговых доходов бюджета;

- оптимизация структуры госдолга;

- соблюдение нормативов объёма государственных заимствований;

- соблюдение нормативов по расходам на обслуживание госдолга;

- прозрачность управления госдолгом.

Региональная долговая политика должна быть эффективной. К принципам эффективной долговой политики можно отнести такие принципы, как:

- безусловности: своевременное выполнение обязательств по госдолгу;

- единства долговой политики;

- оптимальности: обеспечение оптимальной структуры государственного долга, при которой обязательства по госдолгу выполняются с минимальными уровнями влияния на бюджет, рисков, затрат;

- гласности, то есть своевременное предоставление актуальной информации заинтересованным сторонам о параметрах и структуре займов.

С одной стороны, долговая политика является инструментом обеспечения экономической безопасности при целесообразных и обоснованных заимствованиях, а с другой стороны - при несоблюдении пороговых значений показателей государственного долга долговая политика может привести к дисбалансу бюджета.

Также для снижения объёма государственного долга можно предложить и такие меры, как:

- досрочное погашение долга при наличии дополнительных доходов бюджета;

- реструктуризация госдолга - замена долговых обязательств другими на иных условиях обслуживания и погашения более удобных для должника, перенос платежей по долгу на более поздний срок;

- разработка собственной региональной программы по реструктуризации госдолга;

- стимулирование развития региональной промышленности, которая способствует росту доходов бюджета республики;

- разработка плана по погашению долговых обязательств;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выработка такой системы учёта государственного долга, которая предполагает оптимальный график выплаты долговых обязательств;

- недопущение появления расходов бюджета, которые не сопряжены со стабильными источниками доходов;

- привлечение заёмных средств должно быть направлено на приоритетные инвестиционные проекты, дающие возможность получить доход от вложений: на данный момент средства привлекаются на текущее потребление.

Для того, чтобы снизить государственный долг республики, можно применить меры по увеличению собственных средств в доходной части бюджета, что позволит возрасти доходам бюджета, в результате чего уменьшится государственный долг.

Так, увеличение собственных средств может происходить по двум направлениям: через увеличение налоговых поступлений и путём увеличения неналоговых доходов.

Увеличению налоговых поступлений в бюджет Республики Мордовия должно способствовать осуществление следующих мер:

- обеспечение поступления в консолидированный бюджет Республики Мордовия всех доходных источников в запланированных объёмах, а также дополнительных доходов, в том числе за счёт погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет;

- совершенствование контрольной работы в отношении предприятий, которые снижают налогооблагаемую базу, имеют недоимку по налогам, а также выплачивают зарплату с нарушением трудового и налогового законодательства;

- продолжение проведения на территории Республики Мордовия инвентаризации недвижимого имущества;

- обеспечение обоснованности и эффективности установления законодательством Республики Мордовия налоговых льгот;

- увеличение налогового потенциала Республики Мордовия за счёт стимулирования деловой активности, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.

Увеличить неналоговые доходы можно с помощью постоянного повышения эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от её использования, так как основным источником неналоговых доходов бюджета Республики Мордовия являются доходы от использования находящегося в государственной собственности имущества.

Также важным является планирование бюджета республики и мониторинг государственного долга. Так, необходимо:

- совершенствовать финансовые контроль и аудит;

- соблюдать установленные Бюджетным Кодексом предельные объёмы государственного долга;

- улучшать качество планирования бюджета региона;

- проводить мониторинг государственного долга, направленный на соответствие его установленным предельным значениям.

Помимо вышеперечисленных методов, можно отнести и такие методы управления государственным долгом, как:

- консолидация, то есть пересмотр условий погашения задолженности;

- рефинансирование, то есть погашение старых задолженностей с помощью привлечения новых;

- конверсия - использование разных механизмов замещения госдолга другими разновидностями обязательств, которые менее тягостны для экономики заёмщика (обмен долга на собственность, природоохранные мероприятия);

- аннулирование, то есть отказ от долговых обязательств по ранее выпущенным займам. Однако при применении такого метода последствием может выступить ухудшение репутации заёмщика в кругу инвесторов, кредиторов, снижение инвестиционной привлекательности.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что государственный долг неоднозначно влияет на экономическую безопасность: с одной стороны, он является инструментом обеспечения экономической безопасности, рычагом стимулирования экономического роста, а с другой - увеличение его значений может привести к угрозам экономической безопасности.

В целом, по результатам проведённого анализа можно заключить, что неоптимальность структуры государственного долга, высокая дотационность бюджета, нестабильность долговой нагрузки и долговой зависимости способствуют угрозе несбалансированности бюджетной системы Республики Мордовия.

Регионы обязаны погашать государственный долг и снижать его объёмы, даже с учётом неблагоприятных прогнозов и трудных экономических условий. Необходимо проводить мониторинг за раз-

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

мерами, динамикой и структурой государственного долга, а также осуществлять сравнение фактических и пороговых значений индикативных показателей, необходимых для оценки остроты кризисной ситуации в бюджетной сфере с позиции государственного долга.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N° 145-ФЗ (ред. от 28 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 23.10.2022).

3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 23.10.2022).

4. Письмо Минфина России от 14 октября 2022 г. № 06-06-09/99597 «Результаты оценки качества управления региональными финансами за 2021 год». URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=300597 (дата обращения: 23.10.2022).

5. Зыбарева И.А. Государственный долг как инструмент финансовой политики государства // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 т. Старый Оскол, 2019. Т. 2.

6. Парасоцкая Н.Н. Плюсы и минусы государственных заимствований и государственного долга для бюджетной системы России // Учёт, анализ, аудит. 2019. № 4.

7. Министерство финансов Республики Мордовия. URL: https://www. minfinrm.ru/ (дата обращения: 23.10.2022).

Т.Н. Савина

кандидат экономических наук, доцент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Е-mail: savinatn@yandex.ru

Е.Е. Родина

кандидат экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и менеджмента Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: Rodina.E@mfua.ru

Ю.С. Бочарова

студент

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева Е-mail: 1_Yu_Bocharova@mail.ru

М.А. Родин

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА Е-mail: axe230ml@yandex.ru

А.В. Артемов

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики и менеджмента

Московский финансово-юридический университет МФЮА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.