Научная статья на тему 'КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ И РЕПУТАЦИЯ ВУЗА'

КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ И РЕПУТАЦИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / РЕПУТАЦИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова Александра Владимировна, Кармалова Елена Юрьевна, Кривоносов Алексей Дмитриевич

В статье рассматриваются специфика кризисных коммуникаций в сфере образования на примере кейса Омского государственного медицинского университета. Статья продолжает ряд публикаций авторов по данной тематике и актуализирует одну из типологических, ранее не исследованных сторон кризисных коммуникаций, связанных с коммуникациями вуза в пандемийный период. На примере регионального медицинского вуза рассматриваются стадии развития репутационного кризиса и действия руководства образовательного учреждения по оптимизации коммуникационной среды университета во время кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS COMMUNICATIONS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AND REPUTATION OF THE UNIVERSITY

The article discusses the specifics of crisis communications in the field of education. The article continues a number of publications by the authors on this topic and actualizes one of the typological, previously unexplored aspects of crisis communications related to university communications in the pandemic period. Using the example of a regional medical university, the stages of the development of a reputational crisis and the actions of the educational institution management to optimize the university's communication environment during a crisis situation are considered.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ И РЕПУТАЦИЯ ВУЗА»

УДК 659 ББК 76.0 ГРНТИ 19.01.11 КОД ВАК 10.01.10

Захарова А.В.

Новосибирск, Россия Кармалова Е.Ю., Кривоносов А.Д.

Санкт-Петербург, Россия

КРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ И РЕПУТАЦИЯ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются специфика кризисных коммуникаций в сфере образования на примере кейса Омского государственного медицинского университета. Статья продолжает ряд публикаций авторов по данной тематике и актуализирует одну из типологических, ранее не исследованных сторон кризисных коммуникаций, связанных с коммуникациями вуза в пандемийный период. На примере регионального медицинского вуза рассматриваются стадии развития репутационного кризиса и действия руководства образовательного учреждения по оптимизации коммуникационной среды университета во время кризисной ситуации.

Ключевые слова: кризисные коммуникации, цифровая среда, репутация, сфера образования

Zakharova A.V.

Novosibirsk, Russia Karmalova E.Yu., Krivonosov A.D.

Saint-Petersburg, Russia

CRISIS COMMUNICATIONS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT AND REPUTATION OF THE UNIVERSITY

Abstract. The article discusses the specifics of crisis communications in the field of education. The article continues a number of publications by the authors on this topic and actualizes one of the typological, previously unexplored aspects of crisis communications related to university communications in the pandemic period. Using the example of a regional medical university, the stages of the development of a reputational crisis and the actions of the educational institution management to optimize the university's communication environment during a crisis situation are considered.

Keywords: crisis communications, digital environment, reputation, education.

Постановка проблемы

Именно коммуникации становятся ключевым методом для решения проблем организации эффективного мониторинга кризисных угроз, системного организационного ответа на кризис, ликвидации последствий кризиса и минимизации ущерба отношениям с организационными стейкхолдерами. Антикризисные коммуникации позволяют минимизировать репутационный ущерб. Сегодня существует широко распространенное убеждение, что «кризисные коммуникации играют важную роль не только во время непосредственного противодействия организации кризису и минимизации последствий кризиса на посткризисной фазе, но и на предкризисной, когда угрозы кризиса нарастают и множество «слабых» сигналов свидетельствуют о его приближении» [Голуб, 2011].

Как правило, кризисная ситуация проявляется большим количеством публикаций в медиа негативной информации, недостатком достоверной информации и стихийно формирующимся общественном представлении о проблеме, потерей контроля как над восприятием развивающегося кризиса,

так и над воздействием, которое он оказывает. Управление в кризисный период основывается на понимании того, что кризис имеет две основные составляющие: это удар по репутации организации, собственности, финансам и, в то же время, потенциальная возможность обновления, а при грамотном использовании открывшихся возможностей - прорыв на новый уровень развития команды и ее лидера.

История вопроса

Большинство исследователей связывают антикризисный PR с понятием crisis management. Однако если crisis management связан с принятием управленческих решений по недопущению возникновения кризиса, нейтрализации его последствий для компании и минимизации потерь, вызванных кризисом, то антикризисный PR имеет расхождение по целям деятельности [Чумиков, 2013]. Плоскость работы в антикризисных связях с общественностью - информационная, а предметом антикризисного PR является репутация компании. Все технологии антикризисного PR направлены на использование благоприятной репутации в недопущении или преодолении кризиса, поддержании или улучшении репутации в ситуации кризиса или создании таковой при эффективном использовании кризиса.

Литература вопроса представлена и зарубежными источниками (см., например, [Covello, 1986]), а проблема кризисного менеджмента, а затем и кризисных и антикризисных коммуникаций актуальны для зарубежного научного дискурса) и российскими. В последних проблематика сосредоточена в основном на дефинициях кризиса и кризисных коммуникаций в целом и в отдельных отраслях; солидные работы по этой тематике в последние годы принадлежат коллегам из СПбГУ [Гавра, 2016а; Гавра, 2016б; Рисковые и кризисные коммуникации, 2017].

Практически все исследователи отмечают, что между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее имущества, активов и пассивов всегда есть разница, иногда весьма существенная, которая именуется «деловая репутация», в англоязычной — «гудвилл» (goodwill). В ситуации

построения антикризисных коммуникаций защита/поддержание должно относиться ко всем репутационным активам. Как отмечает Г. Даулинг, к компонентам репутации можно отнести финансовые, рыночные, корпоративные и социальные [Даулинг, 2003]; в контексте данной статьи мы позводим себе повторить эти постулаты.

К финансовым компонентам относятся финансовая стабильность, включающая рентабельность и платежеспособность, надежность. Рыночные компоненты формирует отношение потребителей к компании: качество предоставляемых услуг и продукции. Сотрудники компании являются, с одной стороны, носителями репутации компании, с другой - её пользователями. Сотрудник организации всегда имеет свою социально одобряемую систему авторитетов и норм, он всегда хочет понимать, ради чего он трудится и какова его личная сопричастность к происходящему. Существенный вклад в укрепление репутации компании в глазах сотрудников имеет авторитет руководителя. Часто первое лицо становится визитной карточкой компании, главным брендом, иногда закрепляется выносом имени в название компании.

Социальный компонент является решающим, поскольку от коммуникаций компании с широкой общественностью, с различными общественными кругами зависит её жизнедеятельность. Соответственно наличие социальных программ, демонстрация социальной ответственности бизнеса серьезно влияет на характер устойчивости его репутации.

Создание положительной устойчивой репутации - длительный процесс, предполагающий открытость, демонстрацию социальной ответственности, публичность, то есть гармонизацию общественных отношений. Антикризисный PR как вид деятельности основывается именно на этих морально-этических нормах - открытость и публичность.

В любой кризисной ситуации основные функции антикризисного PR, вне зависимости от характера и масштаба кризиса заключаются в реализации программы организации по выходу из кризиса. Исследователи относят к

таким функциям следующие: поддержание внутри организации высокого уровня сплоченности, обеспечение внешней поддержки: со стороны представителей власти, медиа, потребителей. В контексте антикризисных коммуникаций учебных учреждений прорисовка проблематики и инструментария уже представлена в некоторых наших работах [Кармалова, 2020; Захарова, 2021].

Помимо этого, одним из важнейших направлений антикризисного PR является поддержание имиджа, так как именно его главной задачей выступает устранение мелкой проблемы, которая могла бы перерасти в разряд кризисной. Если предотвращение кризиса в принципе невозможно, то нужно стремиться управлять им.

В ситуации выстраивания антикризисных коммуникаций защита должна быть направлена на все репутационные активы компании. Традиционно к компонентам репутации относят финансовые, рыночные, корпоративные и социальные составляющие. У организации социальной сферы, к которым относится вуз, это прежде всего именно социальный компонент репутации, но важен и корпоративный компонент. Социальный компонент предполагает взаимодействие с широкой общественностью и с различными целевыми группами.

В статье рассмотрим кейс образовательного учреждения высшего профессионального образования. Статья продолжает ряд публикаций авторов, посвященных проблематике кризисных коммуникаций в данной сфере [Захарова, 2021; Кармалова 2020а; Кармалова, 2021] и формированию компетенций специалистов по коммуникациям в их деятельности в кризисных ситуациях [Профессиональные компетенции..., 2021].

Кризисная ситуация, возникшая в ноябре 2021 года в Омском государственном медицинском университете, демонстрирует неготовность менеджмента организации к кризисным ситуациям, кроме того, анализ информационных и организационных действий (информационный аудит, контент-анализ) показывает, что отчасти сам кризис был спровоцирован

«изнутри», а действия по его нивелированию, оптимизации информационной среды, с запозданием предпринятые менеджментом, не принесли желаемых результатов.

Описание субъекта РЯ и кризисной ситуации

Омский государственный медицинский университет - один из старейших вузов Сибири, датой своего основания считает 1920 год. Сегодня университет является одним из крупнейших медицинских вузов сибирского региона и России в целом. Образовательная деятельность университета подтверждена Сертификатом соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ РИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008). По результатам официальных и независимых экспертиз ОмГМУ неизменно, из года в год, входит в число 100 лучших вузов России (https://omsk-osma.ru/ob-universitete/o-nas ).

Заметим, что, как часто происходит в кризисной ситуации, информационная волна расходится очень быстро. Как можно видеть на данной диаграмме (см. рис. 1), кризис начался и условно завершился примерно в течение 7-10 дней.

Рис.1. Динамика развития кризиса в информационном поле. 1 этап. Сообщение о смерти сотрудника и поддельном сертификате 10.11.2021. Доцент ОмГМУ скончалась вследствие заболевания СOVID-19. После этого ее фото было удалено из агитационного плаката с

привитыми сотрудниками вуза. Проректор вуза Николай Николаев в ответ на вопросы студентов заявил, что в вузе ведется своя статистика, по которой видно, что умирают только непривитые. «По каждому случаю смерти от СОУЮ-19 мы проводим внутреннее расследование, которое, в том числе, включает проверку подлинности вакцинации (при её наличии). Ранее работник, о котором Вы говорите, представил нам документы о вакцинации, что позволило отнести его к вакцинированным. При проверке, после его смерти, подлинность этих документов не была подтверждена. Разумеется, фото этого работника было удалено и из коллажа», — заявил проректор (МрБ: //^огоё5 5 .ru/news/2021-11-10/ро аЬвЬауа-о1-соу1ё-ёо18еп1:-отвко2о-уи7а-то21а-роёёе1а1-8ей1йка1-о-уак18та18п-77682) (11.11.2021).

Н. Николаев в паблике «Подслушано в ОмГМУ» заявил, что в университете не должны работать люди, которые ставят под сомнение необходимость вакцинации. «Среди нас не должно быть места для антивакцинаторов и фальсификаторов. Я считаю, что любой преподаватель медицинского вуза, выступающий против вакцинации от СОУЮ, должен быть лишен права на педагогическую деятельность в медицине. Я считаю, что любой врач-антивакцинатор должен быть необратимо лишен диплома врача и изгнан из профессии. Я считаю, что любой врач или преподаватель, изготовляющий или приобретающий фальшивку о вакцинации, должен быть отдан под суд». Он также предложил отчислять студентов-антиваксеров или фальсификаторов сертификатов о прививке (https://gorod55.ru/news/2021-11-11/net-mesta-antiprivivochnikam-prorektor-omgmu-sdelal-rezkoe-zayavlenie-o-vaktsinatsii-80646).

2 этап опровержение информации о поддельном сертификате. 12.11.2021.

На тот момент единственный спикер ОмГМУ в информационном поле Н. Николаев сообщил, что информация о поддельном сертификате

преподавателя недостоверна и вуз не вправе требовать документ; она устно сообщила о своей вакцинации, но позже это не подтвердилось. «Нам

приписали те слова и понятия, которых у нас нет. Поэтому мы согласовали свой подход, мы однозначно рекомендуем обращаться только к этой информации и тому тексту, который сразу был изложен. В случае смерти от COVID-19 мы проводим внутреннее расследование, которое в том числе включает проверку вакцинации при ее наличии. Ранее работник представил нам сведения о вакцинации, что позволило отнести его к вакцинированным. При проверке после его смерти подлинность вакцинации не была подтверждена. Мы не говорим о том, что человек купил, украл, нарисовал сертификат. Работник вообще не предоставляет нам сертификат. Мы не вправе запрашивать предоставление документов, составляющих медицинскую тайну. Мы должны доверять информации, которую нам предоставляют работник» (https://gorod55.ru/news/2021-11-12/v-omgmu-oprovergli-dannye-o-poddelnom-sertifikate-umershego-dotsenta-80984).

3 этап: подтверждение информации о подлинности сертификата. 13.11.2021

Ректор ОмГМУ М. Ливзан в интервью «Вестям-Омск» заявила, что в вузе не знают, поддельный ли сертификат о вакцинации предоставила скончавшаяся от коронавируса доцент Ольга Широкова. «Мы не установили факт того, что состоялся подлог документов. На сайте госуслуг сертификат был зарегистрирован. Наша образовательная организация не уполномочена, чтобы проверять подлинность», — цитирует телекомпания Марию Ливзан (http: //omskregion. info/news/100942-

m ne ustanovili fakt podloga dokumentov mariya li/).

15.11.2021. После скандала с вакцинацией умершей от COVID преподавательницы администрация группы «Услышано ОмГМУ» предприняла попытку закрыть паблик. «Информируем, что работа паблика будет модернизирована. В частности, ваши вопросы и объявления,

поступившие начиная с 16 ноября, мы будем публиковать при указании в сообщении номера зачетной книжки (в публикации номер указываться не будет). Абитуриентам, родителям, сторонним лицам нужно указать свои контактные данные, позволяющие их идентифицировать (https://gorod55. ru/news/2021-11-15/vy-eto-zasluzhili-pablik-omgmu-nachal-sobirat-lichnye-dannye-polzovateley-81467).

4 этап: сообщение сначала об отстранении от работы, затем об уходе в отставку и о том, что проректор, заявивший о поддельном сертификате, останется работать в вузе преподавателем. 17.11.2021.

«После скандала с умершей от СОУГО-19 сотрудницей ОмГМУ проректора Николаева отстранили от должности»

(https: //superQmsk.ru/news/108130

ot_do1jnosti_otstranen_prorektor_omskogo_omgmu_nik/). «С учетом значительного общественного резонанса по этим вопросам в университете проводится служебная проверка, на период которой полномочия Н. А. Николаева в части исполнения обязанностей проректора временно приостановлены», - говорится в сообщении пресс-службы ОмГМУ без пояснений, что именно собираются проявлять.

02.12.2021. Вчера стало известно о том, что Николай Николаев, проректор по региональному развитию здравоохранения ОмГМУ, написал заявление на увольнение с поста по собственному желанию. Как оказалось, другие должности за Николаевым сохранились. «В настоящее время Николай Николаев работает профессором кафедры, заведует журналом „Научный вестник ОмГМУ" и руководит работой Проектного офиса ОмГМУ», — сообщили Городу55 в пресс-службе вуза. (https://gorod55.ru/news/2021-12-02/ushedshiy-у-otstaуku-prorektor-omgmu-niko1aev-ostanetsya-prepodavat-v-vuze-85449).

Полученные в ходе анализа результаты

Резюмируем антикризисные действия, предпринятые организацией, и с некоторым запозданием, уже после значительного общественного резонанса,

67

выхода новости в федеральное информационное поле в контексте острой на тот момент проблемы вакцинации от коронавирусной инфекции. Действия эти были не только запоздавшими, но и отчасти недостаточными в сравнении с тем информационным репутационным кризисом, в котором оказался вуз.

1. После первого заявления проректора Н. Николаева о поддельном сертификате и соответственно отсутствии вакцинации только через три дня ректор вуза обозначила, что перепроверка данных о вакцинации не входит в обязанности организации и у нее нет информации о подлинности сертификата, но он зарегистрирован на сайте госуслуг.

2. Были предприняты меры по дальнейшей работы паблика «Услышано в ОмГМУ», который стал источником появления первой непроверенной информации о поддельном сертификате преподавателя.

3. Проректор Н. Николаев был отстранен от выполнения своих функций на время проверки только через неделю после своего первого заявления от лица вуза и через несколько дней после опровержения ректора.

При этом с 10 по 20 ноября 2021 года по данным компании «Медиалогия» данный информационный повод осветили на региональном уровне информагентства: 32 упоминания, Интернет - 428, ТВ - 21 упоминание. На федеральном уровне информагенства - 10 упоминаний, Интернет - 228, ТВ - 5 упоминаний.

Как мы уже обозначили, «острая» фаза кризиса заняла не более недели, информация об увольнении проректора Н. Николаева с руководящей должности появилась 2 декабря, то есть в целом ситуация присутствовала в информационном поле менее месяца. Из необходимых с точки зрения алгоритма реализации антикризисной программы шагов посткризисного этапа реагирования можно назвать только отставку проректора. Дальнейшей оценки и разбирательств по поводу неправомерных заявлений о фальсификации предпринято не было, что может быть по-разному интерпретировано с репутационной точки зрения.

Также нам ничего не известно о том, был ли определен состав спикеров от вуза, которые могут давать информацию СМИ в дальнейшем (для недопущения расхождений в предоставляемой информации), что и случилось в данном случае. Кроме того, на наш взгляд, абсолютно необходимым посткризисным действием стало бы публичное извинение перед семьей умершей от лица университета и/или Николаева за ложные обвинения и выражение соболезнований, причем не в письменной форме и по возможности искренние.

Перспективы дальнейшей исследовательской работы по теме и выводы

Данный кейс в очередной раз демонстрирует потребность субъектов PR в сфере образования в антикризисных коммуникациях и заранее созданных и отработанных антикризисных алгоритмах/программах. Мы еще раз констатируем: «Вследствие отсутствия в учебных организациях заранее разработанного антикризисного плана, который предусматривает оперативные действия, а также оперативного реагирования в кризис и четких попыток аргументации дальнейших действий, образовательные учреждения потеряли возможность собственной трактовки событий, что позволило кризису нанести значительный урон. Были проигнорированы постоянные контакты со СМИ, которые бы изменили ход событий в глазах общественности и не допустили развития сплетен и слухов» [Кармалова, 2020 :56].

Библиография

Гавра Д.П. Кризисные коммуникации в строительном бизнесе: базовые принципы и прикладные аспекты / Д.П. Гавра, Е.В. Быкова // Российская школа связей с общественностью. 2016. № 8. С. 100-109.

Гавра Д.П. Стратегическая кризисная коммуникация: базовые характеристики и интегративное воплощение / Д.П. Гавра, Е.В. Быкова // Век информации. - 2016. № 2. С. 122-125.

Голуб О.Ю. Управление кризисными организационными коммуникациями: Теоретические основания изучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2011. Вып.4. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-krizisnymi-organizatsionnymi-kommunikatsiyami-teoreticheskie-osnovaniya-izucheniya

Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М., 2003. - 368 с.

Захарова А.В. Репутационный кризис в сфере образования и антикризисные инструменты / А.В. Захарова, Е.Ю. Кармалова // Коммуникации в условиях цифровой трансформации : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2021 года / Под редакцией А. Д. Кривоносова. Санкт-Петербург: АНО «София», 2021. С. 243-247.

Кармалова Е.Ю. Особенности антикризисных PR-коммуникаций в сфере образования // Российская пиарология: тренды и драйверы. Вып.9: сборник научных трудов в честь профессора М.А. Шишкиной / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С.56.

Кармалова Е.Ю. Особенности преодоления репутационного кризиса в сфере высшего образования / Е.Ю. Кармалова, А.Д. Кривоносов, А.В. Захарова // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2021а. Т. 1. С. 569-571.

Кармалова Е.Ю. Репутационный кризис в образовании: понятие, причины и последствия / Е.Ю. Кармалова, О.А. Шуркевич // Российская пиарология: тренды и драйверы : Сборник научных трудов в честь профессора А.Д. Кривоносова / Под редакцией Е.Ю. Кармаловой, К.В. Киуру. Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2021б. С. 63-71.

Профессиональные компетенции специалиста по коммуникациям XXI века : коллективная монография / А.Д. Кривоносов, К.В. Аксенов, А.Ю. Бомбин [и др.]. - Санкт-Петербург : СПбГЭУ, 2021. - 227 с.

Рисковые и кризисные коммуникации. Кризисный PR: учеб. пособие / под общ. ред. Д.П. Гавры, Е.В. Быковой, А.М. Новикова. СПб.: СПбГУ, 2017. - 105 с.

Чумиков А.Н. Антикризисный коммуникации : учеб. пособие. М. : Асток-Пресс. 2013. - 172 с.

Covello V., Slovic P., Winterfeld D., van. Risk communication: A Rewiew of the Literature // Risk Abstracts. N 4. P.172-182.

References

Covello V., Slovic P., WinterfeldD. van. (1986) Risk communication: A Rewiew of the Literature. Risk Abstracts. N 4. P.172-182.

Chumikov A.N. (2013) Antikrizisnyje kommunikatsii [Anti-crisis communication] : textbook. Moscow : Astok-Press. 172 p.

Gavra D.P. (2016) Krizisnyje kommunikatsii v stroitelnom bisnese: bazovyje printsioy i prikladnyje aspekty [Strategic crisis communication: basic characteristics and integrative] / D. P. Gavra, E. V. Bykova. Rossiyskaja shkola sviazej s obschestvennost 'u [Russian School of Public Relations]. No. 8. pp. 100-109.

Gavra D.P. (2016) Strategicheskije krizisnye kommunikatsii: bazovyje printsioy i prikladnyje aspekty [Strategic crisis communication: basic characteristics and integrative implementation] / D.P. Gavra, E.V. Bykova. Vek informatsii [The Age of information]. No. 2. pp. 122-125.

Golub O.Yu. (2011) Upravlenije krizisnymi organizatsionnymi kommunikatsijami: Teoreticheskije osnovanija izuchenija [Management of crisis organizational communications: Theoretical foundations of study]. Izvestija Saratovskogo universiteta [News of Saratov University. A new series. Series: Sociology. Political science]. Issue.4. Access mode: URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-krizisnymi-organizatsionnymi-kommunikatsiyami-teoreticheskie-osnovaniya-izucheniya.

Dowling G. (2021) Reputatsija firmy: sozdanije, upravlenije o otsemka effektivnosti [Reputation of the firm: creation, management and evaluation of efficiency]. M. 368 p.

Karmalova E.Y. (2020) Osobennosti antikrizisnykh PR kommunikatsij v sfere obrazovanija [Features of anti-crisis PR communications in the field of education]. Rossijskaja shkola PR: trendy I draivery [Russian PR: trends and drivers]. Issue 9: collection of scientific

papers in honor of Professor M. A. Shishkina / edited by prof. A.D. Krivonosov. St. Petersburg: Publishing House of SPbGEU. p.56.

Karmalova E.Yu. (2021a) Osobennosti preodolenija reputatsionnogo krizisa v sfere vysshego obrazovanija [Features of overcoming the reputational crisis in higher education / E.Yu. Karmalova, A.D. Krivonosov, A.V. Zakharova. Sovremennoje obrazovanije: soderzhanije, tekhnologii, kachestvo [Modern education: content, technology, quality]. Vol. 1. pp. 569-571.

Karmalova E.Y. (2021b) Reputatsionnyj krizis v orazovanii; ponyatije: prichine I posledstvija [Reputational crisis in education: concept, causes and consequences] / E.Y. Karmalova, O.A. Shurkevich. Rossijskaja shkola PR: trendy I draivery [Russian PR: trends and drivers] : Collection of scientific papers in honor of Professor A.D. Krivonosov / Edited by E.Y. Karmalova, K.V. Kiuru. St. Petersburg : St. Petersburg State University of Economics. pp. 6371.

Professional'nyje kompetentsii spetsialistov po kommunikatsijam XXI veka (2021) [Professional competencies of a specialist in communications of the XXI century] : a collective monograph / A.D. Krivonosov, K.V. Aksenov, A.Y. Bombin [et al.]. St. Petersburg : SPbGEU. 227 p.

Riskovyje I krizisnyje kommunikatsii. Krizisnyj PR (2017) Risk and crisis communications. Crisis PR: studies. manual / under the general editorship of D.P. Gavra, E.V. Bykova, A.M. Novikov. St. Petersburg: St. Petersburg State University. 105 p.

Zakharova A.V. (2021) Reputatsionnyj krizis v sfere obrazovanija I antikrizisnyje instrumenty [Reputational crisis in education and anti-crisis tools] / A.V. Zakharova, E.Yu. Karmalova. Kommunikatsii v uslovijach digital transformatsii [Communications in conditions of digital transformation] : Collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference / Edited by A.D. Krivonosov. Saint Petersburg: ANO "Sofia". pp. 243-247.

Сведения об авторах

Захарова Александра Владимировна - ст. преподаватель кафедры социологии и массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет.

Кармалова Елена Юрьевна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; e-mail: elen.ka05@mail.ru.

Кривоносов Алексей Дмитриевич - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет; e-mail: krivonosov. a@unecon.ru.

Zakharova Alexandra V. - Senior Lecturer of the Department of Sociology and Mass Communications, Novosibirsk State Technical University.

Karmalova Elena Yu. - Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Communication Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics; e-mail: elen.ka05@mail.ru.

Krivonosov Alexey D. - Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Communication Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics; e-mail: krivonosov.a@unecon.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.