УДК 336.6
КРИЗИСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
М. Д. Мельникова, Т. А. Мартынова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: tatyana-mart@yandex.ru
В статье рассматривается дискуссионный вопрос о причинах кризисного финансового состояния Объединенной авиастроительной корпорации.
Ключевые слова: убытки, долговая нагрузка, финансовая зависимость, неплатежеспособность, государство.
THE CRISIS FINANCIAL SITUATION OF THE UNITED AIRCRAFT CORPORATION: THE SPECIFICS OF ITS ACTIVITIES OR INEFFICIENT MANAGEMENT
M. D. Melnikova, T. A. Martynova
1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tatyana-mart@yandex.ru
The article deals with the controversial issue of the causes of the financial crisis of the United Aircraft Corporation.
Keywords: losses, debt burden, financial dependence, insolvency, state.
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) - один из ведущих мировых производителей авиационной техники гражданского и военного назначения. С 2007 года ОАК включена в перечень стратегических предприятий РФ, также корпорация входит в число интегрированных структур отечественного оборонно-промышленного комплекса.
На сегодняшний день ПАО «ОАК» является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев» а также новые - SSJ, МС-21.
Основными конкурентами ПАО «ОАК» в целевых сегментах деятельности являются ведущие зарубежные авиапроизводители: Airbus, Boeing, Lockheed Martin, Dassault Aviation, SAAB, AVIC, Bombardier и Embraer, Viking Air и KAI [1]. В последнее время самостоятельную роль на мировом рынке авиастроения начинают играть Китай, Индия, а также Индонезия.
Кроме этого в 2018 году в российской авиастроительной отрасли впервые наблюдалось падение производства после нескольких лет роста. Объём производства составил около 990 млрд руб., а объём экспорта авиатехники - 380 млрд руб. [2]. Производство летательных аппаратов снизилось на 13,5% по сравнению с 2017 г., когда был зафиксирован пик заказов. Основным заказчиком авиатехники и комплектующих в России является государство.
Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»
«На работе ОАК и выручке корпорации в 2019 году также сказались изменения обстановки на экспортном рынке военной авиации, плановое снижение госзаказа, ситуация в гражданской авиации на внутреннем рынке в сочетании с инвестиционной нагрузкой в рамках перспективных авиационных проектов, а также накопленная высокая долговая нагрузка компании», - сообщил «Интерфаксу» представитель компании.
Об ухудшении финансового состояния Объединенной авиастроительной корпорации говорит рост накопленного убытка на 13,6%. В целом, структура пассива показывает, что «ОАК» финансирует свою деятельность за счет заемного капитала, и в большей степени за счет краткосрочных обязательств, что говорит о высоком финансовом риске.
В целом, структура заемного капитала показывает, что для финансирования активов «ОАК» привлекает больше долгосрочных кредитов, что обосновывается деятельностью компании.
Анализ денежных потоков компании показал, что компания неплатежеспособна и живет за счет заемных средств, что говорит также о специфики деятельности корпорации.
В табл. 1 представлены основные финансовые показатели «ОАК».
Таблица 1
Основные финансовые показатели Г [АО «ОАК»
Показатель 2018 год 2019 год
Коэффициент текущей ликвидности 1,3 1,2
Коэффициент срочной ликвидности 0,96 0,84
Период оборота запасов, в днях 244 300
Период оборота дебиторской задолженности, в днях 199 182
Период оборота кредиторской задолженности, в днях 172 214
Оборачиваемость активов, обороты 0,21 0,23
Операционный цикл, дни 443 482
Финансовый цикл, дни 271 268
Коэффициент общей платежеспособности 0,04 -0,01
Коэффициент общей зависимости 0,96 1,01
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 22,5 -200,3
Коэффициент покрытия процентных выплат 0,12 -0,67
Коэффициент долговой нагрузки 6,9 10,5
Убыточность продаж,% -7,3 -17,2
Убыточность активов,% -3,1 -5,9
Убыточность собственного капитала, % -71,8 -1183,0
За анализируемый период компания убыточна, так как расходы превышали доходы компании, несмотря на государственные субсидии. Снижение выручки связано с уменьшением объема продаж «ОАК». Кроме этого убыточность «ОАК» связана с тем, что операционной прибыли не хватает на покрытие прочих финансовых расходов, в том числе процентных расходов по заемному капиталу. Надо отметить, что компания не дает расшифровки по процентным расходам, так как сведения не раскрываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 400 от 04.04.2019 г. [3].
Высокое значение операционного и финансового циклов отражают специфику деятельности «ОАК».
Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости показывают, что компания неплатежеспособна и финансово зависима, т.е. не способна в полном объеме выполнять свои обязательства. Если еще в 2018 году на 1 руб. активов приходилось 0,04 руб. собственного капитала, то в 2019 году - 0,01 руб. накопленных убытков.
Коэффициент долговой нагрузки показывает, что если в 2018 году величина чистого долга почти в 7 раз превышала значение EBITDA, то в 2019 году - 10,5 раз. Высокое значение
долговой нагрузки говорит о неспособности «ОАК» погашать свою задолженность перед кредиторами своим чистым денежным потоком, а, соответственно, о полной закредитованности компании.
Надо отметить, что долги Объединенной авиастроительной корпорации, большая часть акций которой передана «Ростеху», перед банками оцениваются примерно в 530 млрд рублей. Большая часть суммы приходится на так называемые «старые долги». «ОАК вынужденно кредитовалась под решение этих задач на очень невыгодных условиях, которые были в то время. Почти половина долга - 250 млрд. рублей будет погашена за счет госсредств, еще 150 млрд. рублей компания планирует реструктурировать [4].
Но, несмотря на то, что специфика деятельности корпорации очень сильно влияет на кризисное ее финансовое положение, топ-менеджеры Объединённой авиастроительной корпорации - люди небедные. Несмотря на то, что корпорация не первый год терпит убытки и погрязла в долгах перед банками, представители её руководства вписывают десятки и сотни миллионов рублей в свои налоговые декларации [5].
Одно радует, что 12 мая 2020 года правительственная комиссия одобрила программу по финансовому оздоровлению ОАК. Она рассчитана на реструктуризацию задолженности компании на 15 лет. Кроме того, предусматривается корпоративная и управленческая оптимизация ОАК в течение трех лет, трансформация ее научно-конструкторского блока за пять лет [6]. Программа также предусматривает наращивание производства новых самолетов, включая среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21, и ускорение работ по импортозамещению, в том числе на самолете Superjet 100.
И так, ответ на вопрос о кризисном финансовом состоянии ОАК, которое является естественным из-за специфики деятельности корпорации или связано с неэффективным управлением, остается открытым.
Библиографические ссылки
1. «Объединенная авиастроительная корпорация» один из ключевых участников мирового рынка гражданской и военной авиации [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/oak/ (дата обращения 20.04.2021).
2. «Корпорация «Иркут» лидер среди авиастроительных предприятий [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/korporaciya-irkut/ (дата обращения 20.04.2021).
3. Годовой отчет ПАО «ОАК» [Электронный ресурс]. URL: https://www.uacrussia.ru/ru/investors/open-information/godovye-otchety/ (дата обращения 09.04.2021).
4. Долги ОАК перед банками достигли 530 млрд. руб. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/01/dolgi-oak-pered-bankami-dostigli-530-mlrd-rublej.html (дата обращения 12.04.2021).
5. Откуда берутся миллионные заработки управленцев терпящей убытки ОАК? [Электронный ресурс]. URL: https://versia.ru/otkuda-berutsya-millionnye-zarabotki-upravlencev-terpyashhej-ubytki-oak (дата обращения 16.04.2021).
6. В правительстве раскрыли план оздоровления производителей Superjet [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/13/05/2020/5ebbe3309a7947f95a0bba75 (дата обращения 19.04.2021).
© Мельникова М. Д., Мартынова Т. А., 2021