Научная статья на тему 'КРИЗИСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ'

КРИЗИСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
убытки / долговая нагрузка / финансовая зависимость / неплатежеспособность / государство. / losses / debt burden / financial dependence / insolvency / state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Д. Мельникова, Т.А. Мартынова

В статье рассматривается дискуссионный вопрос о причинах кризисного финансового состояния Объединенной авиастроительной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS FINANCIAL SITUATION OF THE UNITED AIRCRAFT CORPORATION: THE SPECIFICS OF ITS ACTIVITIES OR INEFFICIENT MANAGEMENT

The article deals with the controversial issue of the causes of the financial crisis of the United Aircraft Corporation.

Текст научной работы на тему «КРИЗИСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

УДК 336.6

КРИЗИСНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «ОБЪЕДИНЕННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»: СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ НЕЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

М. Д. Мельникова, Т. А. Мартынова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: tatyana-mart@yandex.ru

В статье рассматривается дискуссионный вопрос о причинах кризисного финансового состояния Объединенной авиастроительной корпорации.

Ключевые слова: убытки, долговая нагрузка, финансовая зависимость, неплатежеспособность, государство.

THE CRISIS FINANCIAL SITUATION OF THE UNITED AIRCRAFT CORPORATION: THE SPECIFICS OF ITS ACTIVITIES OR INEFFICIENT MANAGEMENT

M. D. Melnikova, T. A. Martynova

1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tatyana-mart@yandex.ru

The article deals with the controversial issue of the causes of the financial crisis of the United Aircraft Corporation.

Keywords: losses, debt burden, financial dependence, insolvency, state.

«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) - один из ведущих мировых производителей авиационной техники гражданского и военного назначения. С 2007 года ОАК включена в перечень стратегических предприятий РФ, также корпорация входит в число интегрированных структур отечественного оборонно-промышленного комплекса.

На сегодняшний день ПАО «ОАК» является одним из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру Корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев» а также новые - SSJ, МС-21.

Основными конкурентами ПАО «ОАК» в целевых сегментах деятельности являются ведущие зарубежные авиапроизводители: Airbus, Boeing, Lockheed Martin, Dassault Aviation, SAAB, AVIC, Bombardier и Embraer, Viking Air и KAI [1]. В последнее время самостоятельную роль на мировом рынке авиастроения начинают играть Китай, Индия, а также Индонезия.

Кроме этого в 2018 году в российской авиастроительной отрасли впервые наблюдалось падение производства после нескольких лет роста. Объём производства составил около 990 млрд руб., а объём экспорта авиатехники - 380 млрд руб. [2]. Производство летательных аппаратов снизилось на 13,5% по сравнению с 2017 г., когда был зафиксирован пик заказов. Основным заказчиком авиатехники и комплектующих в России является государство.

Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»

«На работе ОАК и выручке корпорации в 2019 году также сказались изменения обстановки на экспортном рынке военной авиации, плановое снижение госзаказа, ситуация в гражданской авиации на внутреннем рынке в сочетании с инвестиционной нагрузкой в рамках перспективных авиационных проектов, а также накопленная высокая долговая нагрузка компании», - сообщил «Интерфаксу» представитель компании.

Об ухудшении финансового состояния Объединенной авиастроительной корпорации говорит рост накопленного убытка на 13,6%. В целом, структура пассива показывает, что «ОАК» финансирует свою деятельность за счет заемного капитала, и в большей степени за счет краткосрочных обязательств, что говорит о высоком финансовом риске.

В целом, структура заемного капитала показывает, что для финансирования активов «ОАК» привлекает больше долгосрочных кредитов, что обосновывается деятельностью компании.

Анализ денежных потоков компании показал, что компания неплатежеспособна и живет за счет заемных средств, что говорит также о специфики деятельности корпорации.

В табл. 1 представлены основные финансовые показатели «ОАК».

Таблица 1

Основные финансовые показатели Г [АО «ОАК»

Показатель 2018 год 2019 год

Коэффициент текущей ликвидности 1,3 1,2

Коэффициент срочной ликвидности 0,96 0,84

Период оборота запасов, в днях 244 300

Период оборота дебиторской задолженности, в днях 199 182

Период оборота кредиторской задолженности, в днях 172 214

Оборачиваемость активов, обороты 0,21 0,23

Операционный цикл, дни 443 482

Финансовый цикл, дни 271 268

Коэффициент общей платежеспособности 0,04 -0,01

Коэффициент общей зависимости 0,96 1,01

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств 22,5 -200,3

Коэффициент покрытия процентных выплат 0,12 -0,67

Коэффициент долговой нагрузки 6,9 10,5

Убыточность продаж,% -7,3 -17,2

Убыточность активов,% -3,1 -5,9

Убыточность собственного капитала, % -71,8 -1183,0

За анализируемый период компания убыточна, так как расходы превышали доходы компании, несмотря на государственные субсидии. Снижение выручки связано с уменьшением объема продаж «ОАК». Кроме этого убыточность «ОАК» связана с тем, что операционной прибыли не хватает на покрытие прочих финансовых расходов, в том числе процентных расходов по заемному капиталу. Надо отметить, что компания не дает расшифровки по процентным расходам, так как сведения не раскрываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 400 от 04.04.2019 г. [3].

Высокое значение операционного и финансового циклов отражают специфику деятельности «ОАК».

Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости показывают, что компания неплатежеспособна и финансово зависима, т.е. не способна в полном объеме выполнять свои обязательства. Если еще в 2018 году на 1 руб. активов приходилось 0,04 руб. собственного капитала, то в 2019 году - 0,01 руб. накопленных убытков.

Коэффициент долговой нагрузки показывает, что если в 2018 году величина чистого долга почти в 7 раз превышала значение EBITDA, то в 2019 году - 10,5 раз. Высокое значение

долговой нагрузки говорит о неспособности «ОАК» погашать свою задолженность перед кредиторами своим чистым денежным потоком, а, соответственно, о полной закредитованности компании.

Надо отметить, что долги Объединенной авиастроительной корпорации, большая часть акций которой передана «Ростеху», перед банками оцениваются примерно в 530 млрд рублей. Большая часть суммы приходится на так называемые «старые долги». «ОАК вынужденно кредитовалась под решение этих задач на очень невыгодных условиях, которые были в то время. Почти половина долга - 250 млрд. рублей будет погашена за счет госсредств, еще 150 млрд. рублей компания планирует реструктурировать [4].

Но, несмотря на то, что специфика деятельности корпорации очень сильно влияет на кризисное ее финансовое положение, топ-менеджеры Объединённой авиастроительной корпорации - люди небедные. Несмотря на то, что корпорация не первый год терпит убытки и погрязла в долгах перед банками, представители её руководства вписывают десятки и сотни миллионов рублей в свои налоговые декларации [5].

Одно радует, что 12 мая 2020 года правительственная комиссия одобрила программу по финансовому оздоровлению ОАК. Она рассчитана на реструктуризацию задолженности компании на 15 лет. Кроме того, предусматривается корпоративная и управленческая оптимизация ОАК в течение трех лет, трансформация ее научно-конструкторского блока за пять лет [6]. Программа также предусматривает наращивание производства новых самолетов, включая среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21, и ускорение работ по импортозамещению, в том числе на самолете Superjet 100.

И так, ответ на вопрос о кризисном финансовом состоянии ОАК, которое является естественным из-за специфики деятельности корпорации или связано с неэффективным управлением, остается открытым.

Библиографические ссылки

1. «Объединенная авиастроительная корпорация» один из ключевых участников мирового рынка гражданской и военной авиации [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/oak/ (дата обращения 20.04.2021).

2. «Корпорация «Иркут» лидер среди авиастроительных предприятий [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/visit-card/korporaciya-irkut/ (дата обращения 20.04.2021).

3. Годовой отчет ПАО «ОАК» [Электронный ресурс]. URL: https://www.uacrussia.ru/ru/investors/open-information/godovye-otchety/ (дата обращения 09.04.2021).

4. Долги ОАК перед банками достигли 530 млрд. руб. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/09/01/dolgi-oak-pered-bankami-dostigli-530-mlrd-rublej.html (дата обращения 12.04.2021).

5. Откуда берутся миллионные заработки управленцев терпящей убытки ОАК? [Электронный ресурс]. URL: https://versia.ru/otkuda-berutsya-millionnye-zarabotki-upravlencev-terpyashhej-ubytki-oak (дата обращения 16.04.2021).

6. В правительстве раскрыли план оздоровления производителей Superjet [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/13/05/2020/5ebbe3309a7947f95a0bba75 (дата обращения 19.04.2021).

© Мельникова М. Д., Мартынова Т. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.