Научная статья на тему 'Кризис жанра минисериала на Би-би-си'

Кризис жанра минисериала на Би-би-си Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЖАНР / GENRE / "МИНИСЕРИАЛ" / КОНЦЕПЦИЯ / ТЕМА / РАЗВИТИЕ / MINISERIES / CORPORATION / PROGRAMMING POLITIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рунова С. И.

В нашей статье мы разбираем период кризиса, который пережил жанр «минисериала» на Би-би-си в 80-90-е гг. прошлого века. Его причины, способы выхода из него, последствия, которые повлекли изменения в программной политике корпорации и структуре самого жанра. Мы также приводим разбор наиболее типичных минисериалов того периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Crisis of Mini-Series Genre on BBC

In our article we examine the crisis of miniseries on BBC which occurred in 80th-90th last century. Its reasons, its solutions, its results which have influenced the corporations’ programming politics and changed the structure of genre itself. We also show the most typical miniseries of this period.

Текст научной работы на тему «Кризис жанра минисериала на Би-би-си»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 1

С.И. Рунова, Телеканал «Культура», редактор,

кафедра теории и экономики СМИ

факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

КРИЗИС ЖАНРА МИНИСЕРИАЛА НА БИ-БИ-СИ

В нашей статье мы разбираем период кризиса, который пережил жанр «минисериала» на Би-би-си в 80—90-е гг. прошлого века. Его причины, способы выхода из него, последствия, которые повлекли изменения в программной политике корпорации и структуре самого жанра. Мы также приводим разбор наиболее типичных минисериалов того периода.

Ключевые слова: телевидение, жанр, «минисериал», концепция, тема, развитие.

In our article we examine the crisis of miniseries on BBC which occurred in 80th—90th last century. Its reasons, its solutions, its results which have influenced the corporations' programming politics and changed the structure of genre itself. We also show the most typical miniseries of this period.

Key words: Miniseries, genre, corporation, programming politic.

Его причины и способы преодоления. Минисериал на британском телевидении был первым сериальным жанром, который появился еще в 50-е гг. на Би-би-си. Его расцвет в 70-е гг. совпал с «золотым веком» телевидения, но начиная с 80-х гг. для минисериалов на Би-би-си наступило не самое лучшее время. В этот период на первый план выдвинулись «мыльные оперы», а в сфере минисериалов наблюдался некий застой жанра.

Его причины очевидны.

Во-первых, именно в 80-е гг. на Би-би-си ощущалась сильная нехватка квалифицированных сценаристов.

Во-вторых, чем, собственно, и объясняется уход профессионалов с Би-би-си, именно в этот период была ужесточена политика в отношении авторов сценариев, ограничившая их свободу в творчестве. Те же, кто в результате телевизионных реформ пришли на смену, уступали предшественникам в умении творчески подойти к созданию сценариев.

Один из сценаристов-старожилов даже едко заметил, что у него, исходя из тематики и особенностей сценариев для сериалов, сложилось ощущение, что все последние сценарии были написаны либо людьми нетрадиционной сексуальной ориентации, либо афроамери-канцами.

В-третьих, в эти годы руководство Би-би-си мало интересовал кризис жанра сериала, так как все свое внимание и соответственно

поддержку оно сосредоточило на новостных передачах и как следствие на обучении корреспондентов.

Как результат к началу 1990-х гг. жанр минисериала на Би-би-си стал одним из самый блеклых, заурядный и непопулярных среди зрителей. Хотя, как бы это не было парадоксально, именно в это десятилетие вышли два минисериала, отличавшихся глубиной и высоким качеством режиссерской работы.

Минисериал 1980 г. Гордость и Предубеждение (Pride and Prejudice), снятый по английской классике (по одноименному роману известной английской писательницы XIX в. Джейн Остин), привлек к телеэкранам громадную зрительскую аудиторию. Хотя настоящим блокбастером стала следующая телеадаптация этого произведения, вышедшая на Би-би-си в 1995 г.

Минисериал 1987 г. Фортуна Войны (Fortunes of war) стал достойным ответом Би-би-си на успех двух исторических минисериалов (Brideshead Revisited and Jewel in the Crown), вышущенныгх конкурирующей компанией Гранада в 1981 ив 1984 гг. В основу фильма была положена автобиографическая книга Оливии Маннинг с одноименным названием, состоящая из двух трилогий. Его героям, молодоженам Гаю и Харриет Прингл, в связи с началом Второй мировой войны приходится покинуть родную Румынию и уехать сначала в Грецию, а потом в Египет. Располагая большим бюджетом, этот минисериал снимался в Греции, Египте и Румынии. Правда, в силу финансовых причин и к большому неудовольствию режиссера Алана Плэйтера, Fortunes of war, задуманный как 6-частный телефильм, в итоге был разбит на семь частей. С точки зрения Плэйтера, это разрушало симметрию повествования.

Но и упомянутые выше два сериала хотя и приобрели зрительскую любовь, не смогли предотвратить катастрофу. Жанр минисериа-ла стал ассоциироваться с финансовым риском и неудачей.

В то, что в период с 1991 по 1996 рейтинги телевидения Би-би-си упали в несколько раз по сравнению с 80-ми, минисериал тоже внес свою лепту. В начале 1990-х по своим рейтингам ведущий канал корпорации Би-би-си 1 как никогда уступал коммерческим телеканалам Ай-ти-ви и Ченнэл 4. Конкуренты заметили слабое место Би-би-си и изменили свои сетки вещания с тем расчетом, чтобы отнять у корпорации зрителей минисериалов. Кроме того, в связи с развитием информационных технологий в принципе возросла конкуренция на рынке со стороны коммерческих телеканалов, у которых изначально был больший капитал для создания новых программ, включая ми-нисериалы.

В отношении минисериалов Би-би-си же сама загнала себя в угол. Главная экономическая проблема жанра минисериала заключается в том, что поставить его производство на конвейер просто невозможно. Каждый новый телепродукт этого жанра является уникальной, своего рода штучной работой, в чем состоит и его главное преимущество перед другими жанрами, и его главный недостаток, определяющий финансовую нестабильность. В результате в сфере создания минисериа-лов на Би-би-си создалась ситуация «порочной спирали» снижения

прибыльности в телеиндустрии. Би-би-си, стараясь сэкономить, урезала бюджет на производство этого рискованного жанра, но при этом теряла аудиторию и прибыль, которую бы могла получить в случае его показа. Ситуацию также усугубляло отсутствие на каналах корпорации рекламы — главного источника дохода, позволяющего компенсировать затраты на производство.

От Би-би-си требовалось не просто возродить жанр минисериа-ла, но и выработать в отношении него новую концепцию. Усовершенствование началось со сценариев: минисериалы, создаваемые на Би-би-си в 90-е гг., брали за основу только самые известные и любимые в Великобритании литературные произведения. Кроме того, именно в эти годы Би-би-си наладило выпуск минисериалов собственного производства на DVD, что также помогло этому жанру окупиться.

В 1990-х сложная ситуация с сериалами на Би-би-си стала выравниваться.

Что касается новой минисериальной концепции, то на ее разработку ушло почти 10 лет. Для преодоления трудностей непрерывно проводились реформы, включающие в себя опасные структурные изменения, направленные на отделы производства, обеспечивающие минисериал большим масштабом производства и солидным бюджетом. Эти изменения вызвали постоянную организационную суматоху, в результате которой минисериал стал превращаться в платформу для борьбы.

В конце 1990-х Drama Group, отвечающая за создание сериалов на Би-би-си и соответственно за новую концепцию, представляла собой сложную и дорогостоящую структуру со средним бюджетом более 200 миллионов фунтов. Компания занималась как популярным, массовым, так и серьезным, интеллектуальным телевидением. Она состояла из четырех департаментов, расположенных в Лондоне («Сериалы», «Минисериалы», «Телеспектакли», «Фильмы») и четырех региональных отделов, расположенных на Би-би-си Северной Ирландии, Би-би-си Шотландии, Би-би-си Уэльса и Би-би-си Бирмингема.

Департамент «Минисериалы» отвечал за производство минисери-алов, основанных как на классике — такой, например, как романы Джейн Остин или Диккенса, — так и на творениях современных авторов. Между департаментами существовала конкуренция, которая, по мнению руководства Би-би-си, должна была помочь выйти из кризиса.

В результате реформ требования руководства Би-би-си к создателям сериалов были заключены в максиме: «Нам нужны как рейтинги, так и совокупность параметров» (We need both ratings and profile)1. Имелось в виду: успех у телевизионных критиков, внимание прессы, возникновение дискуссий среди образованной аудитории.

Причем хотя не было сомнений в том, что конкурсные рейтинги были основополагающим критерием оценки сериалов, тем не менее нельзя сказать, что из этого правила не делалось исключений. Ведь да-

1 Georgina Born Uncertain Vision. London, 2004. P. 327.

леко не каждый, даже самый лучший сериал мог рассчитывать на то, что обязательно достигнет верхней строчки в рейтингах. Новая политика, позволяющая считать небольшие рейтинги оправданными в случае, если сериалы получили достаточно внимания исходя из других параметров, предоставляла создателям сериалов больше возможностей, но, к сожалению, не решала всех проблем, прежде всего финансовых.

В связи с этим большее внимание стало уделяться тематической, содержательной стороне минисериалов и даже специально были выделены несколько основных историй, которые как наиболее привлекательные для зрителя должны были стать типичными для сюжетов большинства сериалов. К ним в первую очередь относятся различные вариации на тему прошлой и настоящей британской жизни как в центральных городах, так и в провинции, обычно связанные с профессиональными интригами, семейной хроникой и просто типичными человеческими дилеммами. Таким стал минисериал 1998 г. Berkeley Square. В нем рассказывается о жизни трех девушек, которые нашли работу нянь в Лондоне и начали активно бороться за свое место под солнцем.

Для жанров детективных минисериалов характерным стал сюжет, связанный с судебными расследованиями, серийными убийствами. Кроме того, начал быстро развиваться жанр женского детектива.

Не стоял на месте и жанр научно-фантастического минисериала, в котором произошло смешение сюжетных линий, типичных не только для этого жанра, но и для детективного и классического сериалов.

Но несмотря на все эти меры, слишком острым оставался вопрос финансирования. Чтобы избежать банкротства, Би-би-си пришлось тесно сотрудничать с другими телекомпаниями. Так, при создании в 1996 г. минисериала Караоке авторские права, а значит и финансы, были поделены между Би-би-си и конкурирующей телекомпанией Ченнэл 4. Правда, немалую роль в этом странном сотрудничестве сыграла и просьба автора пьесы Дэниса Поттера, по которой и был снят этот минисериал. Дэнис Поттер работал над Караоке, зная, что тяжело болен и скоро умрет от рака. Караоке был показан на двух каналах в паре с другим минисериалом Cold Lazarus, тоже снятым по пьесе Дэниса Поттера. Время эфира между телекомпаниями было распределено следующим образом. Минисериалы показывались по вечерам в воскресенье в апреле на Би-би-си 1 с обязательным повтором на Ченнэл 4 на следующий день.

В целом же в 90-е гг. Би-би-си выпустила очень небольшое количество минисериалов, так что кризис все еще был налицо.

К началу нового века благодаря правильной политике Би-би-си ситуация с минисериалами выровнялась. И можно даже сказать, что в последние 7 лет минисериалы посыпались как из рога изобилия. Среди них много телефильмов, снятых по известным литературным произведениям. Такие, например, как Джейн Эйр, снятый по одноименному и очень популярному роману Шарлоты Бронте. Еще одной тенденцией нового века явилось то, что героями минисериалов становились в основном люди известные. К примеру, главным героем минисериала Kazanova, конечно же, был небезызвестный соблазнитель

Казанова. А сюжет телефильма Карл II: Власть и Страсть ( Charles II: The Power and the Passion) вращается вокруг жизни известного правителя XVII в. Карла II Стюарта.

Не брезгуют создатели современных минисериалов и скандальными историями, которые, правда, все равно берутся из литературной классики.

Так, в скандально известном минисериале Бархатные ножки ( Tipping the Velvet ) поднимается тема однополой любви. Этот телефильм поставлен и снят по заказу Би-би-си на основе бестселлера Сары Уотерс, завоевавшего многочисленные литературные награды, и считается самым скандальным британским сериалом последнего времени. Не случайно в выходных данных российских DVD жанр данного телепроизведения даже обозначен как мелодрама/эротика. Интересно, что, будучи выпущенным Би-би-си 4 еще в 2002 г., он был показан на том же канале второй раз через два года, но уже в прайм-тайм. Это свидетельствует об интересе аудитории к подобному жанру ми-нисериала.

Параллельно с этим в сфере минисериалов было выпущено несколько ярких спецпроектов, приуроченных к культурным датам.

Так, драматический минисериал Двадцать тысяч улиц под небом (Twenty Thousand Streets Under The Sky), представляющий собой 3-частную телевизионную адаптацию трилогии популярного английского писателя XX в. Патрика Гамильтона, является спецпроектом Би-би-си 4. Он посвящен столетнему юбилею со дня рождения писателя, который отмечался в 2004 г. Двадцать тысяч улиц под небом повествует о поразительной истории любви, действие которой развивается в Лондоне 30-х гг. в совершенно непоэтическом квартале публичных домов.

В 2000-е гг. появился новый жанр обучающих минисериалов, в основу которых положена художественная история. Примером этого жанра можно назвать минисериал 2005 г. Египет (Egypt). Как видно уже из названия, в нем рассказывается история Египта, основанная на истории археологических раскопок. При этом документальным фильмом он отнюдь не является, потому что исторический рассказ перемежается со «сценами из прошлого», роли египтян в которых, естественно, исполняют актеры.

В то же время сегодняшний минисериал продолжает уступать по своему уровню минисериалам, которые снимались, например, в 70-е гг.. Одни объясняют это ограниченностью времени и средств, что обусловлено новой эпохой коммерциализации, другие видят причину проблемы и вовсе в другой сфере. Так, интересное объяснение кризиса жанра минисериала и большинства программ корпорации предложил известный британский астроном сэр Патрик Мур, который ведет на Би-би-си программу под названием Ночное небо ( The Sky at Night). А свое громкое заявление он приурочил к пятидесятому юбилею передачи. Мур обвинил во всем... женщин, которые занимают высокие посты в руководстве вещательной корпорации. По его словам, из-за женщин эфир становится глупее.

Причем в своем громком заявлении 84-летний Мур оказался не одинок. Его поддержал бывший генеральный директор Би-би-си Алистер Милн, который стоял во главе корпорации в 1982—1987 гг. По мнению Милна, именно женщины, которые преобладают среди ее сотрудников, виноваты в том, что Би-би-си создает такие «чудовищные» передачи. Именно из-за них на телевидении стало так много «дурацких» передач про образ жизни и смену имиджа и так мало качественных минисериалов.

Вся эта дискуссия развернулась после того, как журналисты задали Патрику Муру вопрос, стало ли телевидение лучше или хуже за время его карьеры, продолжительность которой может сравниться со средней продолжительностью человеческой жизни. На это бывший астроном едко ответил, что эфир стал «намного хуже». В лучшие дни корпорации не было такого, чтобы в прайм-тайм показывали «мыльные оперы», кулинарные шоу, викторины и сериалы на бытовые темы.

Что касается непосредственно минисериалов, то Мур питает особую страсть к научной фантастике, которую, по его словам, женщины уничтожили: «Прежде я смотрел сериалы "Доктор Кто" и "Звездный путь", но потом началась всякая политкорректность: женщины-командиры и другие подобные вещи. Я перестал их смотреть», — жалуется автор программы. Нынешних ведущих-женщин он называет «забавными дамочками» и жалеет о «старых добрых временах».

При этом астроном предложил своеобразное решение проблемы: ввести в корпорации разграничение по полу, создав «мужскую версию» Би-би-си. По словам Мура, в этом случае смогут гармонично сосуществовать две независимые частоты: «одна для женщин, другая — для нас». Тогда женщины смогут спокойно производить «мыло» на потребу прекрасной половины человечества, а минисериал вернется на экраны в своем былом качестве и вновь обретет популярность. «Однажды я был в больнице, — вспоминает сэр Патрик, — и посмотрел полностью серию "мыльной оперы" Истэндерс (Eastenders ). Да, это жизненно. Но понос — это не менее жизненно, тем не менее я не желаю видеть нечто подобное по телевидению».

В любом случае можно с уверенность сказать, что переходный этап для жанра минисериала пройден. Но пока сложно предсказать, куда же приведет этот жанр современный этап его развития. Ситуация потихоньку стабилизируется, но Би-би-си определенно переживает не лучшие времена. Все больше жителей Великобритании переключаются с телеканалов корпорации на другие. За последние два года телерадиокорпорация потеряла как минимум 3,8 миллиона зрителей. Так, телеканал Би-би-си 1 за последние два года потерял 800 000 зрителей, а Би-би-си 2 — вообще 3 миллиона. И сможет ли Би-би-си удержать своего зрителя и вновь привлечь его к жанру минисериала, как в 70-е гг., пока остается под вопросом.

Поступила в редакцию 20.09.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.