Научная статья на тему 'КРИЗИС ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ОЦЕНКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КРИЗИС ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ОЦЕНКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
617
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ОЦЕНКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

В.С. ПЧЕЛИНЦЕВ

КРИЗИС ЗАНЯТОСТИ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ОЦЕНКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Медленное восстановление занятости в затянувшийся по-слекризисный период и высокий уровень безработицы, наблюдаемые в большинстве стран с развитой экономикой в последние шесть лет, являются одними из наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются национальные правительства и международное сообщество.

Какие причины и процессы обусловили наблюдаемый в странах с развитой экономикой современный кризис занятости? Какие меры в связи с этим кризисом предлагаются на международном и региональном уровнях? Насколько текущие экономические программы выхода из кризиса реализуют стратегии устойчивого экономического роста на основе создания рабочих мест и восстановления занятости и какую роль выполняет политика регулирования рынков труда?

В обзоре на основе докладов, информационно-аналитических материалов и исследований международных организаций, в том числе Международной организации труда (МОТ), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ОЭСР, ЕС, Совещаний руководителей и министров стран G20 и ряда других, рассмотрены факторы, способствовавшие возникновению кризиса, текущие процессы восстановления занятости, безработица, а также некоторые инициативы и рекомендации международных организаций, направленные на преодоление кризиса занятости и переход экономик развитых стран на пути устойчивого развития. Анализируются различные подходы ученых, концепции политики, отражающие основные изменения и вызовы в сфере занятости в кон-

тексте глобализации, на фоне обострения проблем неустойчивости современной модели экономического роста, изменения соотношения сил между капиталом и трудом в XXI столетии.

Влияние глобализации и технического прогресса на структуру занятости, заработную плату и распределение доходов

Общественное мнение в странах с развитой экономикой, трудящиеся и их профсоюзы, критически мыслящие эксперты и политики уже давно выражали озабоченность негативными последствиями глобализации, такими как растущая нестабильность на рынках труда, сокращение рабочих мест в некоторых секторах, особенно в промышленности, безработица, стагнация или снижение реальной заработной платы. Международная торговля, импорт из развивающихся стран, миграция рабочей силы, развитие глобальных производственных сетей и цепочек, перемещение рабочих мест (офшоринг / аутсорсинг), несомненно, влияют на структуру и рост занятости, размеры заработной платы в развитых странах. Одновременно на эти процессы воздействует и широкий комплекс других факторов - таких, как технический прогресс, быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), институциональные изменения. Проявились и другие негативные эффекты глобализации, в частности, стремительное нерегулируемое развитие финансового сектора и его доминирование над реальным сектором экономики. Новые модели корпоративного поведения, обусловленные финансиализацией экономики, стали источником проблем, связанных с неравномерным распределением выгод от глобализации и растущим неравенством в распределении доходов в обществе.

Многие эксперты, в том числе из международных организаций, исследуя факторы глобализации, влияющие на величину и структуру занятости, больше концентрируются на анализе выгод, которые получает страна от интеграции в глобальную экономику и ориентации на развитие экспортных секторов. В то же время их оценки отрицательных последствий глобализации неоднозначны и часто не совпадают с восприятием этих явлений в общественном мнении.

В 2010 г. ОЭСР был инициирован Проект международного сотрудничества по вопросам торговли и занятости (The International collaborative initiative on trade and employment - ICITE) с це-

лью более глубокого изучения взаимодействия торговли и рынка труда, налаживания диалога между заинтересованными сторонами, выработки политических рекомендаций . Взаимосвязь торговли и экономического роста исследователями Проекта рассматривается в контексте главного вопроса: способствует ли интеграция в глобальную экономику росту занятости? Подобный совместный проект Европейской комиссии и МБТ МОТ предполагал изучение влияния торговли на занятость (28).

Большинство публикаций по результатам совместных исследований международных организаций в рамках таких инициатив, как 1С1ТЕ, отражает стремление снизить критику сложившейся модели глобальной экономики и как можно шире показать положительные связи, существующие между открытостью экономики, международной торговлей, экономическим ростом и занятостью. В то же время в ряде этих публикаций, как и в основной массе исследований западных экономистов неолиберального направления, отрицательные аспекты влияния глобализации на занятость, динамику заработной платы и неравенство доходов представлены как несущественные или совсем отрицаются. Например, в информации ОЭСР по итогам проекта 1С1ТЕ основные тезисы сводятся к тому, что общий баланс влияния открытости экономики и торговли на занятость, условия труда, неравенство и динамику заработной платы положительный, хотя и признается неоднозначность полученных результатов исследований (25; 29).

Влияние мировой торговли и глобализации производственной деятельности на занятость в развитых странах

В публикации ОЭСР по результатам 1С1ТЕ «Стратегические приоритеты международной торговли и занятости» (21), а также в совместном исследовании МОТ и ВТО «Делая глобализацию социально устойчивой» (17) обобщаются результаты исследований, показывающих характер взаимосвязи торговли, технического прогресса, конкуренции и обусловленного этими факторами экономического роста. В этих документах указывается, что в процессе такого роста, с одной стороны, некоторые компании и отрасли

1 В Проекте ОЭСР осуществляла роль координатора, а участие приняли важнейшие международные организации - МОТ, ЮНКТАД, Всемирный банк, ВТО, Организация американских государств, Азиатский банк развития и др. (21).

увеличивают свою долю на рынке за счет других, а новые товары и более капиталоемкие производственные процессы с использованием квалифицированного труда и соответствующей конечной продукции вытесняют более старые в рамках так называемого цикла «созидательного разрушения» (по Й. Шумпетеру). В развитых странах углубляется специализация, происходит переориентация на определенные сферы производства, в которых та или иная страна обладает сравнительным преимуществом. Происходят перераспределение ресурсов, трудовых и материальных затрат к более производительным сферам деятельности, а также повышение производительности труда. С другой стороны, наряду с этим наблюдается ликвидация предприятий и рабочих мест, особенно в тру-доинтенсивных отраслях, возникают структурная безработица и снижение реальной зарплаты некоторых категорий занятых, например работников низкого уровня квалификации. Поэтому необходима политика адаптации, снижающая социальные издержки этого процесса перераспределения ресурсов. Причем основной вывод исследователей, участвовавших в обоих проектах, заключается в том, что торговля и технический прогресс являются драйвером экономического роста, повышения производительности труда, но также могут оказывать положительное воздействие на создание рабочих мест и повышение уровня зарплаты работников с более высоким уровнем квалификации. Однако позитивное влияние глобализации на занятость и уровень доходов может реализоваться лишь при проведении политики, способствующей открытости экономики, более гибкому регулированию рынков труда и системы социальной защиты работника, отсутствии коррупции и инвестиционном климате. Политические рекомендации проекта 1С1ТЕ содержат некий идеальный комплекс макроэкономических условий и политических мер, реализовать которые многим странам, испытывающим последствия кризиса, практически очень трудно.

Обострение международной конкуренции и рост импорта товаров из стран с развивающимися рынками, как показывают статистические данные, имеют связь с очевидными тенденциями деиндустриализации в странах ОЭСР (табл. 1). К 2005 г. на развивающиеся страны приходилось более 2/3 занятости в промышленности в мире, а доля Китая составляла около 65% промышленной занятости в развивающемся мире (28, с. 30).

Таблица 1

Общая численность занятых в промышленности в некоторых странах, в 2000 и в 2005 гг. (тыс. человек)

Страны 2000 г. 2005 г.

Китай 44 900 59 400

Страны ОЭСР с развитой экономикой 60 700 52 300

Источник: 28, с. 31.

В Германии численность занятых в промышленности в 1999-2008 гг. сократилась на 5%, несмотря на высокую экспортную активность; падение занятости в других секторах было выше - в сельском хозяйстве 9%, добывающих отраслях промышленности - 40, строительстве - 23, финансовом секторе - 6, в сфере публичного администрирования - 9%. В то же время в эти годы наблюдался рост занятости в сфере услуг - гостиничном секторе, на транспорте, в образовании, здравоохранении, личных услугах. За период с 1995 по 2003 г. в Германии в сфере услуг было создано 3 млн рабочих мест, из них 2,5 млн - в сфере бизнес-услуг, отелях и ресторанах, здравоохранении и обслуживании частных лиц (21, с. 22; 15, с. 94).

Вместе с тем исследователи указывают на трудности определения общих объемов сокращения рабочих мест в промышленности развитых стран вследствие влияния процессов глобализации, поскольку происходит одновременное воздействие и других факторов, в том числе технологических изменений.

В недавнем (2013) издании ОЭСР «Экономическая глобализация: первопричины и последствия» (15) в отдельной главе исследуется влияние глобализации на занятость за последние 20 лет. По оценкам авторов, конкурентное давление, оказываемое импортом на внутренних рынках стран ОЭСР, особенно сильно проявляется в сокращении рабочих мест в трудоинтенсивных отраслях с различным уровнем технического оснащения - текстильная и обувная промышленность, производство игрушек, бытовой техники, компьютеров и в некоторых других отраслях промышленности. Например, занятость в производстве текстиля в странах 07 в 19702003 гг. сократилась на 60%. Это вынудило профильные компании в странах ОЭСР оставить лишь такие подразделения, которые генерировали высокую добавленную стоимость: в области разработки технологий, дизайна, «высокой моды» (15, с. 91).

В последние 25 лет (по крайней мере, вплоть до текущего экономического кризиса) такие сектора, как агробизнес, производство химических препаратов (включая фармацевтику) и автомобилестроение, оставались более или менее стабильным источником занятости в странах ОЭСР. В случае агробизнеса требование о том, что промышленная переработка должна находиться вблизи рынков дистрибуции, определяло формы организации и снижало уровень международного конкурентного давления со стороны развивающихся стран. В случае автомобилестроения, например, конкуренция между Францией и Германией не угрожала разорением их национальных производителей, поскольку между странами осуществлялась взаимная торговля товарами примерно одного уровня технической сложности, а конкуренция в области заработной платы не была столь острой, как между странами ОЭСР и странами с развивающимися рынками.

В докризисный период в странах ОЭСР сокращение рабочих мест в одних секторах сопровождалось созданием в других. В целом в странах ОЭСР ежегодный темп прироста занятости достигал 1,1% в 1995-2005 гг. и превышал уровень ежегодного прироста населения в 1% (15, с. 94). Вместе с тем развитые страны несли расходы, связанные с мерами адаптации рынка труда к влиянию глобализации, например финансировали переподготовку уволенных работников. Однако, что более важно, этот позитивный баланс ликвидации и создания рабочих мест относился только к объемам занятости. Как считают многие эксперты, глобализация повлияла на снижение стандартов качества занятости, так как зарплата и условия труда в промышленно развитых странах стали испытывать конкурентное давление со стороны развивающихся стран. Прежде всего, это проявилось в снижении зарплаты. В 20012006 гг. уровень недельной реальной зарплаты среднего американского работника сократился на 4%, несмотря на 15%-ное увеличение производительности труда. В Германии и Японии наблюдалась стагнация реальной зарплаты (15, с. 98).

Пожалуй, один из самых болезненных для развитых экономик аспектов глобализации представляет собой офшоринг / аутсорсинг. На фоне высокого уровня безработицы в странах ОЭСР процесс вывода производства из секторов промышленности и сферы услуг за пределы их территорий и одновременный рост занятости в этих же секторах в развивающихся странах вызывают серьезную тревогу общества и некоторых политиков.

Как отмечает исследователь из Петерсоновского института международной экономики (Нью-Йорк, США) Я.Ф. Киркегаард (J.F. Kirkegaard), почти полное отсутствие надежных эмпирических данных о масштабах аутсорсинга и офшоринга и их последствиях для занятости позволяет бизнесу продолжать практику вывода производств за границу, преследуя при этом свои собственные интересы1. По результатам одного из исследований, в 2005 г. 40% руководителей крупных корпораций вывели или собирались вывести в другие страны одно или несколько своих производственных подразделений (15, с. 92).

Европейский монитор реструктуризации (European restructuring monitor - ERM) дает картину ликвидации и создания рабочих мест в процессе реструктуризации европейских компаний. По данным ERM, в 2003-2006 гг. на долю делокализации приходилось около 8% общих потерь рабочих мест (194 290 из 2 445 793) в результате реструктуризации компаний в 27 странах ЕС. В статистике офшоринга преобладали трудоинтенсивные отрасли промышленности в секторах среднего уровня технической сложности 15 стран - старых членов ЕС (до присоединения 2004 г.) и сектора с низким уровнем технической сложности 10 стран новых членов ЕС (присоединившихся в 2004 г.). Причем основным местом назначения офшоринга промышленных рабочих мест из 15 стран -старых членов ЕС являлись 10 стран новых членов ЕС (в Центральной и Восточной Европе). В сфере услуг значительные уровни офшоринга в основном в страны Азии наблюдались только в банковском и страховом секторах. Основной негативный эффект глобализации, по данным ERM, заключался не в перемещении в результате офшоринга, но в ликвидации рабочих мест (22).

В последние годы, по мере ускорения технологического развития, быстро увеличились масштабы офшоринга и офшорного аутсорсинга деловых услуг с использованием информационных технологий (ИТ) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - включая вспомогательное обслуживание офисной

1 Киркегаард (2007) провел обзор исследований офшоринга в развитых странах. Более подробно результаты его исследования применительно к США рассмотрены в работе В.С. Пчелинцева «Рынок труда США в условиях глобализации: Тенденции развития и актуальные проблемы» (сборник «Глобализация рынков труда: Динамика, проблемы, перспективы» РАН ИНИОН, 2010). Данные Европейского монитора реструктуризации по европейским странам он считает сопоставимыми с данными по Соединенным Штатам Бюро трудовой статистики США.

деятельности, оказание профессиональных услуг в сфере бизнеса и другие виды обслуживания корпоративных клиентов. В 2004 г. половина фирм рассматривала варианты перемещения деятельности в сфере услуг. В среднем в странах ОЭСР сферы деятельности, подверженные аутсорсингу, охватывают пятую часть работников наемного труда (15, с. 92).

Однако эксперты полагают, что в процессе сокращения рабочих мест офшоринг и аутсорсинг играют не главную роль. В частности, в Европе решениями об аутсорсинге деятельности в страны с более низким уровнем зарплаты обусловлено менее 5% потерь рабочих мест в промышленности и сфере услуг. В США этот показатель в первом квартале 2004 г. составил 2%. В то же время исследования показали, что в 2002-2004 гг. 75% сокращения рабочих мест в европейских странах было связано с внутренней реструктуризацией компаний в результате технологических или операционных улучшений, переориентации стратегии развития. Сокращение 15% рабочих мест было связано с банкротствами (15, с. 93). Как и в Европе, основная часть потерь рабочих мест в США является результатом роста производительности при использовании новых технологий и переориентации корпоративной стратегии. Вместе с тем потери рабочих мест в результате повышения эффективности деятельности, реструктуризации и банкротств корпораций можно рассматривать как косвенные последствия глобализации. При этом, как и большинство экономистов неолиберального толка, исследователи ОЭСР утверждают, что этот прирост эффективности и производительности в условиях открытости границ для торговли и прямых иностранных инвестиций также способствует созданию новых рабочих мест.

Однако, как показано в Докладе о торговле и развитии за 2012 г. ЮНКТАД, на рубеже 90-х годов прошлого века и первого десятилетия нового столетия изменился источник роста производительности труда в развитых странах, в частности в Соединенных Штатах - от инвестиций в инновационную деятельность произошло смещение в сторону увеличения прямых иностранных инвестиций за рубежом, что, как правило, приводит к снижению занятости в обрабатывающей промышленности крупнейших развитых стран (27, с. 88, 90).

Данные по США свидетельствуют о том, что в 1990-е годы увеличение объема выпускаемой продукции достигалось за счет инноваций, которые в значительной степени были связаны с революцией в области микроэлектроники и которые повышали произ-

водительность труда и качество продукции. В первое десятилетие XXI в. акцент сместился в сторону повышения эффективности за счет сокращения стоимости материальных и трудовых производственных затрат при данных объемах выпускаемой продукции.

Так, в США за период 1990-2000 гг. в четырех секторах, где были зарегистрированы самые высокие темпы производительности труда (производство компьютеров и электронной продукции, оптовая торговля, розничная торговля и обрабатывающая промышленность, исключая производство компьютеров и электронной продукции), отмечались позитивные средние темпы роста занятости, в результате чего в общей сложности было создано почти 2 млн новых рабочих мест.

Однако в первое десятилетие XXI в. в секторах с самым высоким приростом производительности труда было зафиксировано значительное снижение занятости. На компьютеры и электронную продукцию, информационные технологии и обрабатывающую промышленность (исключая выпуск компьютеров и электроники) приходилась значительная доля общего роста производительности труда, но при этом занятость падала и потери составили более 6,6 млн рабочих мест, в том числе около 60% до начала рецессии 2008 г. К тому же большинство секторов с самыми высокими темпами роста занятости фигурировали в числе тех, где производительность труда росла медленнее всего, в частности в сфере услуг (27, с. 90-91).

Эти тенденции в динамике производительности труда и занятости исследователи связывают с утверждением в качестве модели корпоративного управления концепции максимального повышения капитализации компании благодаря росту стоимости ее акций. Данная концепция предполагает оценку результатов деятельности той или иной компании по ее финансовой стоимости в расчете на одну акцию, а не по объему производимых товаров и услуг, числу занятых или долгосрочному потенциалу генерирования доходов, связанных в том числе и с инвестициями в инновационную деятельность.

Американские исследователи В. Милберг (W. Milberg) и Д. Винклер (D. Winkler) в своих работах, посвященных проблеме влияния финансового рынка на процессы офшоринга в США, указывают, что расширение глобальных производственных сетей имело двойную цель в рамках развивающейся корпоративной стратегии. Снижение издержек благодаря глобализации производства создавало основу для «финансиализации» нефинансового корпоративного

сектора. Рост прибыли при уменьшении необходимости реинвестировать ее на внутреннем рынке высвобождал, таким образом, средства для покупки финансовых активов и увеличения их доходности для акционеров. Более высокая доля прибыли компании, которую можно было бы реинвестировать в инновационную деятельность, как правило, распределяется в форме дивидендов или оказывается на фондовом рынке при выкупе акций. Обусловленное этим снижение спроса на рабочую силу и в более общем плане угроза переноса производства за границу также используются компаниями в качестве аргументов для ослабления переговорных позиций профсоюзов и трудящихся. Подобная ситуация характерна не только для США (18; 19).

Динамика трудовых доходов и совокупный спрос в условиях глобализации и финансиализации экономической деятельности

Кризис 2008 г. и неустойчивость процесса экономического восстановления, особенно в части создания качественных рабочих мест и снижения уровня безработицы в Европе и США, ставят под сомнение долгосрочные перспективы жизнеспособности текущей модели экономического развития, в которой рост обеспечивается на основании постоянного повышения уровня задолженности и кредитных средств, а цели обеспечения полной занятости и справедливого распределения доходов утратили придававшееся им прежде первостепенное значение. В последних докладах МОТ и ЮНКТАД дается критический анализ текущих тенденций политики на рынке труда, факторов, определивших динамику заработной платы и распределения доходов (1; 12; 13; 14; 26; 27; 33).

В условиях глобализации экономики исследование макроэкономического влияния функционального распределения труда и капитала и понимание причинно-следственных связей между оплатой труда и его производительностью, долей трудовых доходов в ВВП и совокупным спросом имеет исключительно большое значение для понимания причин текущего кризиса. Анализ МОТ в докладах «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг.: Заработная плата и справедливый рост» (13) и «Заработная плата в мире в 2010-2011 гг.: Политика в области заработной платы в период кризиса» (14) раскрывает тенденцию сокращения доли трудовых

доходов и опережающего роста производительности труда по сравнению с оплатой труда в развитых странах.

За период с 2000 по 2011 г. в развитых странах в целом среднемесячная реальная заработная плата выросла всего на 5% (13, с. 10). В большинстве развитых стран рост средней производительности труда в целом превышал рост средней заработной платы. По оценкам МОТ, с 1999 г. в развитых странах рост производительности труда в среднем более чем вдвое превысил рост средней заработной платы (13, с. 46).

По данным ОЭСР, за период с 1990 по 2009 г. доля труда в национальном доходе сократилась в 26 из 30 стран с развитой экономикой, причем было рассчитано, что медиана доли труда в этих странах снизилась значительно - с 66,1 до 61,7% национального дохода (13, с. 42). В развитых странах доля трудовых доходов в ВВП снижалась с 1980 г. по 2006-2007 гг. от 5% и более (в Австралии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, США, Финляндии, Франции и Швеции) до 10% и более (в Австрии, Германии, Ирландии, Новой Зеландии и Португалии).

Таблица 2

Доля заработной платы в ВВП ряда стран, 1950-2010 гг. (%)

Страна 1950 г. 1970 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Франция 62,2 66,4 60,5 61,0 61,4

Великобритания 66,8 67,6 62,8 61,4 62,6

США 57,5 65,3 61,5 59,7 59,0

Япония 40,9* 43,0 57,0 54,8 55,0

* 1955 г.

Источник: 27, с. 48.

Примечание. Приведены данные о совокупном вознаграждении работников в про-

центах от ВВП по факторным издержкам.

Это, по-видимому, было связано с отходом от послевоенного социального консенсуса, в период которого заработная плата росла примерно теми же темпами, что и производительность труда. В некоторых странах - в первую очередь в Германии - эта тенденция продолжала развиваться и после 2000 г. вследствие целенаправленного проведения политики ограничения заработной платы и реализации мер по повышению конкурентоспособности. В то же время в 2006 г. в семи наиболее развитых странах доля прибылей корпораций в ВВП превысила 15% по сравнению с 13% в начале 1980-х годов (15, с. 98).

Негативные эффекты глобализации становятся источником проблем, связанных с неравномерным распределением выгод от глобализации и растущим неравенством в распределении доходов. Наряду с техническим прогрессом и изменением стратегии корпоративного развития на процессы снижения оплаты труда и нарастания неравенства в распределении доходов существенное воздействие в последние годы оказывают ситуация на финансовых рынках, а также ослабление трудовых и социальных институтов, переговорной позиции труда.

Существуют сложности в плане разграничения этих феноменов, как на концептуальном, так и на эмпирическом уровне. Например, переговорная позиция труда непосредственно зависит от институтов рынка труда (в частности, от наличия и силы профсоюзов), но при этом также находится под влиянием глобализации и финансовых рынков, которые расширяют инвестиционные возможности предприятий (не в собственное производство, но, например, в увеличение стоимости капитализации компании на бирже или другие финансовые активы).

В докладах МОТ (13; 14) рассматривалась гипотеза о том, что динамику доли труда определили изменения в составе занятости в связи с переходом с трудоемких на более капиталоемкие отрасли, для которых характерно сокращение доли труда. В одном из последних исследований ОЭСР отмечается, что в 13 странах, по которым есть данные, произошло снижение средней доли оплаты труда у лиц с низким уровнем образования. Это происходит на фоне наблюдаемой поляризации рабочих мест, характеризующейся, с одной стороны, увеличением количества рабочих мест для малоквалифицированной рабочей силы, а с другой - ростом числа высококвалифицированных рабочих мест при сокращении спроса на работников средней квалификацией (13, с. 43).

Анализ МОТ показал, что, хотя изменения в составе занятости действительно способствовали этому, сокращение доли труда стало в основном результатом внутриотраслевого сокращения доли труда. Исследование ОЭСР также указывало на то, что преобладающая часть совокупного сокращения доли труда в период с 1990 по 2007 г. объясняется ее внутриотраслевым сокращением. Значительное снижение наблюдалось в сфере финансового посредничества, а также в высокотехнологичном и среднетехноло-гичном производстве, тогда как в других отраслях сферы услуг, в строительстве и низкотехнологичном производстве снижение было не столь резким (13, с. 48, 50).

Глобализация финансовых рынков и финансиализация экономической деятельности, определяемая как повышение роли финансовых стимулов, субъектов финансовой деятельности и финансовых организаций в национальной и мировой экономике, лишь недавно стали предметом внимания. Согласно докладу Международного института трудовых исследований МОТ, международная интеграция финансовых рынков стала одной из главных причин сокращения доли заработной платы, по меньшей мере в развитых странах. Переход в 1980-х годах к системам корпоративного управления, опирающимся на максимизацию стоимости акционерного капитала, и появление институтов, ориентированных на агрессивное извлечение прибыли, в том числе фондов прямых инвестиций, хеджевых фондов и институциональных инвесторов, вынуждали предприятия наращивать рентабельность, особенно в краткосрочной перспективе. Отдельные группы работников, особенно из высшего руководства, могли получить выгоду от этого процесса финансиализации в виде бонусов и иных форм дохода с капитала (13, с. 50).

В то же время, по оценкам МОТ, наблюдающееся в последние три десятилетия сокращение доли трудовых доходов было на 46% вызвано глобальной финансиализацией, влиянием глобализации - на 19%, технического прогресса - 10, а изменением в двух институциональных переменных - государственного потребления и плотности членства в профсоюзах - на 25%. Негативное влияние институциональных факторов на динамику доли трудовых доходов в развитых странах эксперты МОТ объясняют сокращением доли государственного потребления в ВВП и уменьшением плотности членства в профсоюзах. Финансиализация, глобализация и технический прогресс со временем возросли в масштабах, оказывая негативное влияние на динамику доли трудовых доходов. Кроме этих переменных, значительное негативное влияние на долю трудовых доходов оказал рост безработицы, что существенно ослабляло переговорные позиции трудящихся и оказывало давление на заработную плату (13, с. 51).

Углубление неравенства и предпосылки глобального кризиса

Эксперты ЮНКТАД подчеркивают, что проблема неравенства, которая обострилась в большинстве регионов с 1980-х годов прошлого века, когда глобализация и технический прогресс стали

ускоряться главным образом под влиянием процессов в финансовой сфере, не должна восприниматься обществом как некий объективный процесс. Серьезное обострение этой проблемы может стать причиной экономических конфликтов, порождающих социальную напряженность и даже политические волнения, особенно когда совокупные доходы растут медленно или не растут вообще. Вот почему такие экономисты, как Тинберген, относили к целям экономической политики улучшение структуры распределения реальных доходов и расходов между социальными группами и странами.

Проводимая в последние годы во многих странах политика бюджетной экономии, предполагающая сокращение государственных расходов на социально значимые статьи1, как правило, отрицательно влияет на структуру распределения, так как она ведет к сокращению располагаемых доходов менее обеспеченных групп населения, а поскольку именно в этих группах выше склонность к потреблению, это еще более ограничивает совокупный спрос. Такие меры сдерживают экономический рост в кратко- и среднесрочном плане и формируют общество неравных социальных возможностей для будущего поколения.

Смещение распределения дохода в пользу капитала порождало тенденцию к снижению потребительского спроса. В некоторых странах потребление росло преимущественно за счет беспрецедентного накопления задолженности домохозяйств. Другие страны компенсировали ослабление внутреннего спроса ростом активного сальдо торгового баланса. Однако кризис показал, что в конечном счете опираться на доступность кредитов оказалось невозможным, а экспортозависимый рост, подкрепляемый профицитом торгового баланса, тоже был возможен лишь в паре с кредито-зависимым потреблением в дефицитных странах. Если страны, имеющие профицит, не будут проводить политику роста потребления как собственной, так и импортной продукции, финансируемого за счет заработной платы, результатом может стать длительный период экономической стагнации или даже рецессии.

1 Она затрагивает в первую очередь такие статьи, как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, социальные услуги и трансферты, а также предусматривает снижение заработной платы и занятости в государственном секторе. Страдают также и государственные инвестиции, что негативно сказывается на занятости и частных инвестициях.

Кризис 2008-2009 гг. усугубил неравенство. В США рост неравенства в доходах в период 2010-2011 гг. стал рекордным с 1993 г., а численность работающих бедных, которые в 2007 г. составляли 5,7% всех занятых, в 2011 г. достигла уже 7,2% (по данным Бюро переписи США за разные годы). В Европе бедность угрожает более чем 8% населения, имеющего работу, которое, по данным Европейской комиссии (2011), можно отнести к работающим бедным (13, с. 62). Такое положение не только чревато угрозой для экономической стабильности и роста, но также ставит под сомнение само понятие социальной справедливости и подрывает сплоченность общества. Любая экономическая модель, которая должным образом не решает проблемы неравенства, в конечном итоге столкнется с кризисом легитимности, подчеркивает известный американский экономист Н. Рубини1.

В Докладе о торговле и развитии за 2012 г. ЮНКТАД (27) показано, как в последние три десятилетия макроэкономическая политика и изменения в институциональных механизмах под влиянием новой парадигмы «гибкого рынка труда» и доминирования финансового сектора в экономике внесли существенный вклад в тенденцию углубления неравенства, следовательно, и в создание предпосылок для глобального кризиса. Главная проблема в условиях современного кризиса, согласно известному американскому экономисту П. Кругману (Р. Кг^шап), - отсутствие спроса, поэтому реформы, нацеленные на улучшение состояния сферы предложения в экономике, не являются самыми оптимальными, особенно если они дополнительно ослабляют совокупный спрос. Например, гибкость рынков труда и повышение показателей экономической активности населения (что часто представляет конкретные цели правительств ряда стран и рекомендации МВФ и ОЭСР) в условиях, когда спрос на рабочую силу не растет, только усугубят положение в области безработицы и будут и дальше понижать уровни заработной платы и внутреннего спроса, приводя таким образом к совершенно противоположному результату.

1 В обзоре Т.В. Черноморовой «Влияние глобализации на распределение доходов, неравенство в сфере труда и уровень бедности» подробно анализируются материалы, исследующие влияние глобализации на распределение доходов, неравенство в сфере труда и динамику уровня бедности в развитых странах за последние 20 лет. (Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире: Сб. обзоров и реф. / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. проблем. Отд. глобальных проблем; Отв. ред. Веселовский С.Я. - М., 2012.)

Идея гибкого рынка труда и гибких заработных плат в течение многих лет рассматривалась такими организациями, как МВФ, в качестве панацеи от структурной безработицы. Даже говоря о кризисе в еврозоне, эксперты МВФ высказывали мысль о том, что возможности адаптации экономик стран к воздействию шоковых потрясений можно повысить с помощью механизма установления заработной платы, более чутко реагирующего на экономические условия на уровне компаний. В основе лежала вера в то, что циклические колебания безработицы и инфляции обусловлены относительной негибкостью заработной платы. Соответственно, даже после падения совокупного уровня заработной платы высокая «структурная» безработица может сохраняться из-за недостаточной гибкости рынка труда. Так, в одном из последних исследований МВФ (5) утверждается, что гибкость институтов рынка труда непосредственно определяет масштабы и продолжительность воздействия финансового кризиса на безработицу. Страны с более гибкими рынками труда испытывают более острое, но менее продолжительное воздействие финансового кризиса на уровень безработицы. Напротив, в странах с более жесткими институтами регулирования первоначально воздействие финансового кризиса менее выражено, но более продолжительно.

Твердая уверенность в том, что повышение гибкости заработной платы и дальнейшее ослабление структур коллективного установления уровня заработной платы как в масштабах страны, так и на уровне компаний - единственный способ, позволяющий приспособиться к изменениям спроса, сохранялась, несмотря на усиливающееся беспокойство по поводу неравенства. Например, председатель Европейского центрального банка (ЕЦБ), ссылаясь на то, что настойчивое стремление многих стран защищать свое государство благосостояния является главным препятствием для восстановления экономики европейских стран после кризиса, призвал к реформе рынка труда с повышением гибкости и мобильности1.

Однако сегодня еврозона - наглядный пример несостоятельности курса на ограничение заработной платы в сочетании с проведением макроэкономической политики, не способствующей экономическому росту. Во входящих в еврозону странах Южной Европы уровень безработицы взлетел, несмотря на крупномасштабное урезание заработной платы. Политика сокращения удель-

1 Fostering growth in Europe now / B. Barkbu, J. Rahman, R. Valdns et al. -Washington: IMF, 2012. - (IMF Staff Discussion Note; SDN 12/07, June).

ных затрат на рабочую силу часто рассматривается как путь повышения внешней стоимостной конкурентоспособности, особенно в зоне евро, страны-члены которой не могут девальвировать свою валюту или корректировать процентные ставки. По этой причине снижение удельных затрат на рабочую силу часто пропагандируется как фактор повышения конкурентоспособности экспорта и средство восстановления экономического роста и содействия занятости. Например, в Греции этим оправдывались решения о сокращении минимальной оплаты труда (на 22%), заработной платы работников молодого возраста (на 10%) и затрат, не связанных с оплатой труда (взносы на социальное обеспечение), -на 5% (13, с. 55).

Однако даже эксперты ОЭСР и МВФ, активно выступающие в поддержку такой программы структурных реформ, предостерегают, что они могут пойти во вред в тяжелые времена и что последствия политики жесткой экономии могут оказаться слишком серьезными в нынешних условиях хронической безработицы и низкого спроса со стороны частного сектора.

Проблемы занятости в посткризисный период

Хотя с начала глобального финансово-экономического кризиса прошло более шести лет, устойчивого процесса создания рабочих мест и восстановления занятости в развитых странах не наблюдается. На высоком уровне остается и безработица (табл. 3). По данным МОТ, численность безработных в странах с развитой экономикой и ЕС увеличилась в 2007-2012 гг. с 29,1 до 44,0 млн человек.

В ежегодном докладе МОТ «Мир труда 2012» директор Международного института трудовых исследований МОТ Р. Торрес отмечает в 2012 г. замедление процесса восстановления занятости в основных развитых странах, включая США и Японию, и ухудшение ситуации на рынках труда, которую эксперты называют «второе сокращение занятости» (second jobs dip) (32). В 2013 г. ситуация продолжала ухудшаться - 45,2 млн человек находились в рядах безработных, уровень безработицы составлял 8,6%, т.е. превысил кризисный пик в 8,5%. Причем снижение данного показателя до 8% прогнозируется только к 2018 г. (12, с. 36; 30).

Таблица 3

Показатели рынка труда и роста ВВП в странах с развитой экономикой и ЕС (%)

.* .* .* .*

.г .г .г .г .г .г .г .г

0 3 »п ■о

0 2 01 2 01 2 01 2 10 2 10 2 10 2 10 2

Показатель экономической

активности рабочей силы 60,4 60,2 59,9 60,0 59,9 59,9 59,8 59,8

Уровень безработицы,

всего 8,4 8,8 8,4 8,6 8,6 8,6 8,4 8,2

Уровень безработицы сре-

ди молодежи 17,4 18,1 17,6 18,0 18,3 18,0 17,4 16,8

Ежегодный прирост заня-

тости, всего -2,2 -0,2 0,4 0,5 0,4 0,4 0,5 0,5

Ежегодный прирост заня-

тости среди молодежи -7,5 -4,0 -1,0 -1,1 -0,6 0,1 0,3 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ежегодный прирост ВВП -3,6 2,6 1,6 1,4 1,0 1,9 2,4 2,5

* 2013 г. - предварительные оценки, 2014-2016 гг. - прогнозы.

Источник: 12, с. 19.

Особенно драматическая ситуация обострения кризиса занятости наблюдается в Европе, где уровень безработицы вырос на 2/3 по сравнению с 2010 г. Согласно данным статистики и результатам исследования Международного института трудовых исследований МОТ, по состоянию на апрель 2012 г. уровень безработицы в странах еврозоны составил 11%, среди молодежи превысил 22%, общее число безработных достигло 17,4 млн, а число занятых остается ниже предкризисного уровня на 3,5 млн человек. В марте 2013 г. средний уровень безработицы в зоне евро достиг нового рекордного показателя в 12,1% (2; 9, с. 11; 30).

В результате глобальный кризис занятости вошел в новую, структурную фазу своего развития. Это не обыкновенный спад в сфере занятости. После четырех лет глобального кризиса дисбалансы на рынке труда стали носить структурный характер, поэтому их труднее исправить. Отдельные группы, такие как долгосрочные безработные, входят в группу риска исключения из рынка труда. Кроме того, занятость растущей части лиц, имеющих работу, стала более нестабильной или случайной. В странах с развитой экономикой вынужденная занятость неполное рабочее время (involuntary part-time employment) и временная занятость (temporary employment) выросли, соответственно, на 2/3 и более чем на половину. В большей степени безработицей и случайными заработками

охвачены молодежь и женщины. В странах с развитой экономикой уровень безработицы среди молодежи вырос на 80%.

В докладах МОТ подчеркивается роль таких факторов, негативно влияющих на рынки труда, как низкий уровень потребления; низкий объем инвестиций; недостаток кредитных ресурсов, доступных для бизнеса и рынков капитала; сокращение государственных бюджетов, ослабляющих рынки труда. Поэтапный подход к решению проблем финансового сектора и государственного долга, особенно в странах ЕС, лишь усугубил экономическую неопределенность. По мере того как все больше европейских стран стали переходить на режим строгой экономии, усилилось падение их внутреннего спроса, а возможности расширения их экспорта остались очень ограниченными. В 13 из 17 стран еврозоны в 20082012 гг. были проведены реформы рынков труда (9, с. 13). Однако и эти меры не позволили увеличить инвестиции, оживить процесс создания рабочих мест, укрепить доверие рынков в условиях жесткой бюджетной политики и низких показателей инфляции.

Эксперты ООН и МОТ делают вывод о том, что сложился порочный круг причинно-следственной взаимосвязи между ужесточением налогово-бюджетной политики и экономическим спадом. По-прежнему действует цикл снижения экономической активности: жесткая экономия бюджетных средств - низкие темпы экономического роста - сокращение налоговых поступлений -дальнейшая экономия (2). В отличие от антициклических первоначальных программ борьбы с кризисом в 2009-2010 гг., меры 20112012 гг. были проциклическими, существенно отразились на ситуации на рынках труда, что и привело к «двойному снижению занятости».

Если текущий политический курс стран еврозоны не изменится достаточно быстро, потери занятости в ближайшие четыре года (2012-2016), по расчетам экспертов Международного института трудовых исследований МОТ, могут составить 4,5 млн рабочих мест (9, с. 24). Возрастут риски социальных волнений, дальнейшей потери доверия граждан в европейские институты, финансовую систему и деятельность национальных правительств.

Между странами существуют большие различия (табл. 4) -уровень безработицы ближе к 5% или ниже этой отметки в пяти странах ОЭСР, но выше 25% в двух других (Греция и Испания). В своих прогнозах на будущее МОТ и ОЭСР не предвидят больших изменений в уровне безработицы для развитых стран, ЕС и зоны ОЭСР до конца 2014 г.; прогнозируется, что в шести евро-

пейских странах она вырастет как минимум на один процентный пункт, а в пяти других странах ОЭСР снизится на половину процентного пункта или больше.

Таблица 4

Показатели безработицы в некоторых странах с развитой экономикой (в % к численности рабочей силы)

Страны 2007 г. 2012 г. 2013 г.* 2014 г.* 2015 г.* 2016 г.*

Страны 020 с развитой экономикой 5,7 8,4 8,4 8,4 8,3 8,1

ЕС 7,2 10,5 11,0 11,1 11,1 10,9

Италия 6,1 10,7 12,2 12,6 12,7 12,7

Франция 8,0 9,9 10,5 10,9 10,8 10,7

Германия 8,6 5,4 5,3 5,3 5,4 5,4

Япония 3,9 4,3 4,1 4,0 4,0 4,0

США 4,7 8,2 7,5 7,2 6,8 6,4

* 2013 г. - предварительные оценки, 2014-2016 гг. - прогнозы.

Источник: 12, с. 19.

Развитые страны сталкиваются не только с высокой безработицей, но и с растущим числом безработных, находящихся в этом состоянии уже длительное время и поэтому все более отдаляющихся от рынка труда. Выросла средняя продолжительность периода безработицы. В развитых странах к концу 2012 г. 33,6% ищущих работу не работали 12 месяцев и более. Длительный и глубокий кризис на рынке труда усиливает несоответствие навыков работников требованиям рынка труда, что усугубляет проблему длительной безработицы в ряде стран. Такие несоответствия в области навыков и профессий, скорее всего, будут и в дальнейшем мешать рынку труда адекватно реагировать на повышение экономической активности.

Особенно сильно от безработицы страдает молодежь (в возрасте от 15 до 24 лет). Многие молодые люди оказываются в условиях длительной безработицы в самом начале трудового пути, что ослабляет профессиональные и социальные навыки и препятствует накоплению профессионального опыта. В связи с этим МОТ предупреждает о риске формирования «потерянного поколения», что неизбежно негативно скажется на состоянии рынка труда в долгосрочной перспективе.

Политика реформ рынков труда и активизации трудоустройства безработных в развитых странах

Нестабильность на рынках труда усиливается в условиях реформ законодательства, направленного на снижение уровня защиты занятых (условия найма и увольнения, процедуры заключения коллективных договоров, типы трудовых договоров, право на забастовку, деятельность профсоюзов).

Одним из важных процессов, наблюдавшихся на рынке труда в последние десятилетия, является его сегментация, т. е. разделение на отдельные сегменты, отличающиеся своими характеристиками трудовых отношений. Сегментация возникает как следствие изменений институтов рынка труда, таких как трудовые договоры (постоянная и временная занятость), практики их правоприменения (неформальная занятость) и положения отдельных групп занятых (граждан страны, мигрантов). Классический стереотип постоянного рабочего места, на условиях полного рабочего времени с фиксированными часами работы и четко определенным планом выплаты пенсионных пособий после завершения гарантированной карьеры у одного работодателя, в реальной действительности встречается все реже. Так называемые «нестандартные» формы занятости все более становятся обычными.

Этот феномен не является новым, но на фоне кризиса занятости внимание к вопросам сегментации / двойственности (duality) рынка труда возросло, особенно в Европе. Социально-экономические последствия и издержки сегментации включают разрыв в оплате и условиях труда между сегментами, различия в доступности профессиональной подготовки, социального обеспечения. Более того, сегментация ограничивает переход работников на более качественные рабочие места. Существуют и ее макроэкономические последствия, такие как более низкая производительность труда и волатильность занятости. В связи с этим как часть своей деятельности по продвижению достойного труда МОТ в 2012 г. инициировала программу исследований институтов рынка труда и их влияния на количественные и качественные параметры занятости (10; 11). Цель этого исследовательского проекта заключалась в изучении масштабов сегментации в мире труда и ее влияния на качество рабочих мест, а также роли трудового законодательства и улучшении его правоприменительной практики.

По данным Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП), во второй половине 2000-х годов доля занятых неполное рабочее

время в ЕС росла, и в 2008 г. число таких работников составляло 40 млн человек по сравнению с 32 млн десятью годами ранее. Занятость на условиях трудового договора с фиксированных сроком действия охватывала 14,5% работников в Европе по сравнению с 11,5% в 1997 г. Среди молодежи (16-25 лет) договоры такого типа охватывали половину занятых в Европе, а в Швеции - 68% (15, с. 100). Нестабильность занятости в странах ОЭСР особенно затрагивает сегменты работников низкой квалификации, испытывающих более сильное конкурентное давление со стороны стран с низким уровнем заработной платы и менее строгим трудовым законодательством.

В последнее десятилетие, и в частности после кризиса в странах ОЭСР, отмечалась тенденция законодательного снижения уровня защиты занятости - например, правил, касающихся найма и коллективных и индивидуальных увольнений работников. Кроме того, отмечались изменения, хоть и гораздо менее масштабные, касающиеся сокращения разрыва между уровнем защиты работников на постоянных и временных контрактах. В 1990-х годах прошла широкая отмена законодательных ограничений, применявшихся до этого в регулировании временных контрактов, что привело к возникновению двойственности на рынке труда между положением работников, находящихся на стабильном долгосрочном контракте, и работников, находящихся на ненадежном краткосрочном контракте. Предполагалось, что сокращение разрыва между работниками на временных и постоянных контрактах должно было облегчить поиск работы, соответствующей квалификации работника, однако фактически для некоторых работников это означает существенные потери.

В рамках Европейского союза, в частности в Дании, возникла модель политики на рынке труда, которая часто называется «гибкой системой безопасности» (йеисиг^). Она приобрела общее значение для развитых стран, поскольку предполагает сочетание адаптации к изменениям, которые происходят в современной глобальной экономике, с требованиями стабильности на рынке труда. Такой переход от гарантий защиты занятости к более широкому понятию стабильности рынка труда проявляется в виде набора общих принципов гибких систем безопасности, направленных на модернизацию рынков труда в европейских странах, которые были одобрены Советом Евросоюза в конце 2007 г. Они образуют комбинацию из гибких и надежных договорных механизмов, комплексных стратегий непрерывного обучения, действенной и ак-

тивной политики на рынке труда и современных систем социальной защиты. Предполагается, что их разработка и реализация осуществляются на основе социального диалога и коллективных переговоров между социальными партнерами. Эти принципы также были одобрены европейскими социальными партнерами, которые содействуют претворению в жизнь программ реформирования рынков труда в странах - членах ЕС (23).

Общие принципы и меры политики, предусматривающие гибкие гарантии защищенности, следует адаптировать к конкретным условиям страны, поскольку не существует единой модели рынка труда. В них можно учитывать специфику конкретной компании / отрасли и страны. Принципы гибких систем безопасности предусматривают активные меры по созданию не допускающих социальной изоляции рынков труда с низкими уровнями сегментации и высокими уровнями занятости. Однако несмотря на наличие широкого консенсуса относительно общих элементов, по мнению экспертов МОТ и Европейской конфедерации профсоюзов, остается открытым вопрос, насколько политика гибких систем безопасности выполнима в контексте целей достойного труда и Глобальной программы занятости.

Близкие с ЕС позиции по вопросам занятости и регулирования рынка труда занимает МВФ. Концепция МВФ, касающаяся формирования эффективной стратегии поддержания занятости, складывается из стратегии экономического роста и активной политики регулирования рынка труда, включая законодательство о защите занятости и страхования безработных. Причем эта политика должна отвечать требованиям гибкости на микро- и макроуровнях. Позиция МВФ относительно обеспечения такой гибкости на микроуровне сводится к тому, что защиту работников следует осуществлять в большей степени путем социального страхования безработицы, чем защиты занятости. Такая гибкость на микроуровне обеспечивается в модели «Аех1сип1у», взятой на вооружение в Скандинавских странах, реализующих активную политику по принципу «поддержки работников, а не занятости», с достаточно щедрыми пособиями по безработице, но при условии активных поисков работы и согласия соискателей на предлагаемые вакансии (6). Однако относительная успешность такой политики в Скандинавских странах связана с традициями социального партнерства и наличия атмосферы доверия между работодателями и работниками, которые нельзя создать за короткий срок.

МВФ выступает за уменьшение двойственности на рынке труда, проявляющейся в различиях в уровне защиты работников, занятых на условиях контрактов с постоянным и временным сроком действия. Положение временно занятых работников нестабильно, инвестиции фирм в такие категории занятых слишком малы. Поскольку среди них преобладают молодые люди, это отрицательно влияет на перспективы их трудовой деятельности (16, с. 21-24).

Однако политические рекомендации для стран ЕС, которые МВФ формулировал в процессе консультаций, в основном сводились к известным рецептам гибкости рынка труда - снижению уровня защиты занятости, децентрализации процесса заключения коллективных договоров, ослаблению режима рабочего времени и сверхурочных (в 15 странах), сокращению роста номинальной или реальной заработной платы (в 18 странах), а также мерам по увеличению предложения рабочей силы (в половине всех рекомендаций) (31).

Реформы рынков труда стран еврозоны в 2008-2012 гг. были направлены на децентрализацию порядка заключения коллективных договоров (в пяти странах) и / или на ослабление режима регулирования занятости - снижение уровня правовой защиты индивидуального увольнения работников (в девяти странах); изменение требований и процедуры коллективного увольнения работников, облегчающие их порядок (в четырех странах). Лишь в отдельных странах (Франция, Бельгия) реформы включали некоторые элементы усиления правовой защиты в случае увольнений. Изменения в трудовом законодательстве в связи с кризисом в отдельных европейских странах представлены в табл. 5.

Характер влияния реформ на рынке труда на занятость зависит от бизнес-цикла. В Докладе МОТ 2012 г. «Мир труда» (32) делается вывод, что в условиях экономического спада менее строгое регулирование рынков труда ведет к большему числу увольнений работников без компенсирующего создания рабочих мест. Ослабление законодательства, касающегося коллективных договоров, провоцирует тенденцию снижения уровня заработной платы, что также откладывает восстановление экономики. Доклад подтверждает результаты предыдущих исследований, показывающих, что не существует четкой взаимосвязи между реформами рынка труда и уровнем занятости.

Таблица 5

Изменение норм, регулирующих отдельные аспекты трудового законодательства и промышленных отношений в связи с кризисом в некоторых европейских странах

Страна Реформа промышленных отношений и систем коллективного заключения договоров, включая их децентрализацию Изменение норм, регулирующих индивидуальные / коллективные увольнения работников Изменение норм, регулирующих организацию рабочего времени Изменение норм, регулирующих нестандартные формы трудовых договоров, включая создание новых типов контрактов (+*), и в частности, касающихся молодежи (+**)

Бельгия + + +**

Финляндия +

Франция +

Германия + +

Греция - МВ + + +

Италия + +

Ирландия - МВ +

Нидерланды + +

Португалия - МВ + + + +

Испания + + +

Швеция +

Великобритания + + +

Источник: 7, с. 9.

Примечание. МВ - страны, заключившие «Меморандум взаимопонимания» с ЕС, МВФ и ЕЦБ («тройкой»).

Исследователи МОТ особо отмечают важность социального диалога с представителями трудящихся в вопросах, касающихся политики доходов. Поэтому такие направления реформ рынка труда в некоторых странах, как приостановление или ослабление координации коллективных договоров, рассматриваются экспертами как контрпродуктивные.

Кризис вынудил государства пойти на беспрецедентные меры по сравнению с предыдущими кризисами. Во-первых, правительства Германии и нескольких центральноевропейских государств стремились расширить программы частичной занятости, сокращения рабочего времени для предотвращения потерь суще-

ствующих рабочих мест. Предусматривалось ограниченное по срокам, например в течение года, государственное финансирование выплат субсидий, компенсирующих более низкий уровень зарплаты за укороченное рабочее время. В Голландии, если компании, получающие такие субсидии в течение последних шести месяцев, увольняли работников, они были обязаны возместить властям половину полученных средств.

Во-вторых, были расширены программы помощи наиболее уязвимым группам безработных - включая такие категории, как временно занятые, потерявшие работу. Наконец, правительства стали более активно оказывать поддержку для возвращения людей к труду. Например, увеличились государственные бюджеты, предусматривающие расширение персонала государственных служб занятости, программ профессиональной подготовки и получения трудовых навыков. Однако основная часть этих мер была временной, поскольку разрабатывалась как ответ на чрезвычайную ситуацию. Часть этих программ была прекращена или претерпела изменения в ходе политики, обеспечивающей «гибкость рынка труда» и «гарантирующей конкурентоспособность». За период с начала кризиса под давлением бюджетных ограничений расходы служб занятости на одного человека, ищущего работу, сократились в среднем в странах ОЭСР на 20% (15, с. 102-103).

Что касается «гибкости» трудового законодательства, снижение уровня защиты занятости, в частности облегченный порядок увольнений, рассматривается в качестве жизненно важного условия конкурентоспособности корпораций. Причем аргументация в данном вопросе сводится к следующим доводам. Во Франции, где уровень защиты рабочих мест высок, сложная процедура увольнения, довольно трудно занять чье-то рабочее место на рынке труда. Поэтому молодые люди в основном вынуждены занимать промежуточные или временные рабочие места до тех пор, пока появятся интересующие их вакансии. Текущий экономический кризис показал, что основное бремя «гибкости» рынка труда несут молодые люди. В странах ОЭСР в кризисный год (с IV квартала 2008 г. по IV квартал 2009 г.) уровень занятости работников в возрасте до 25 лет упал на 8,4% по сравнению со снижением на 2,2% в группе 25-54 лет и 1,7% - в группе работников 55 лет и старше (15, с. 105). Некоторые страны проводят реформы, стремясь выровнять уровень защиты занятости различных категорий работников.

МОТ призывает директивные органы к срочным и масштабным мерам по продвижению занятости молодежи, следуя «Призы-

ву к действиям», одобренному правительствами, профсоюзами и работодателями в июне 2012 г. на Международной конференции труда. Европейский союз выступил с инициативой «Новый путь», предназначенной для молодых людей, которая обеспечивает каждого молодого человека индивидуальными программами, если он оставался безработным в течение шести месяцев, предусматривающими подготовку, переподготовку, трудовую практику или работу в сочетании в случае необходимости с постоянной помощью в поисках работы. Например, инициативы, осуществляемые в Великобритании, включают создание «Нового фонда будущего», который обеспечивает интенсивную поддержку и помощь для молодых безработных (в возрасте от 16 до 34 лет).

В некоторых странах действуют программы пожизненной подготовки (life-long training), а также подготовки, рассчитанные на помощь в трудоустройстве безработных старших возрастных групп, лиц, потерявших работу в результате структурных изменений, например работников текстильной отрасли. Эффективность таких программ может быть разной, и трудоустройство после них не гарантировано. В целом они рассчитаны на адаптацию профессиональной квалификации лиц, ищущих работу, к потребностям наиболее перспективных секторов занятости. Само по себе университетское образование, которое во многих странах в настоящее время имеет половина и более населения, уже не дает гарантий занятости. Во многих развитых странах образовался огромный разрыв между спросом и предложением на рабочие места, требующие высшего образования. Слишком высокий уровень квалификации (over-qualification) по сравнению с требованиями на вакантные места также является причиной безработицы.

Некоторые страны проводят пробные программы поддержки, которые включают системы страхования уровня зарплаты (wage insurance systems), учитывая то, что лицо, нашедшее новую работу после реструктуризации бизнеса, часто зарабатывает меньше, чем на прежнем месте. Такие системы тестируются в США, Германии, Франции. Причем в США компании должны представлять доказательства того, что причиной реструктуризации явилась международная конкуренция.

Политика активизации процесса трудоустройства безработных относится к мерам в области рынка труда, направленным на то, чтобы поощрить возвращение к занятости тех, кто получает пособие. Подходы бывают разными, но они включают помощь в поиске работы и обучении и привязывают выплату пособий к доказа-

тельству поиска работы и требованиям принять участие в мерах по повышению пригодности к трудоустройству.

На основе проведенного ОЭСР обзора политики активизации в семи странах были сформулированы некоторые предложения (20). Чтобы снизить зависимость от пособий, страны с хорошо развитой системой поддержки доходов безработных могут выиграть от сильной системы активизации, направленной на занятость. Она должна состоять из мер помощи в поиске работы и повышения профессиональной подготовки к работе, сопровождаемых требованиями участия в программах занятости и обучения. Для внедрения успешной стратегии активизации могут потребоваться институциональные реформы, такие как координация плана финансирования и управления льготами и преимуществами и помощь в поиске работы на национальном и местном уровнях. Предлагаются также меры по повышению эффективности функционирования государственных и частных служб трудоустройства на основе измерения результатов занятости в зависимости от особенностей местного рынка труда.

Эти результаты обследования позволяют сделать экспертам ОЭСР такие выводы: для облегчения финансового бремени, которое ложится на сокращенных работников, важно быстро вернуть их в ряды трудоустроенных. Кроме того, если государственные ресурсы ограничены, то их следует целенаправленно выделять на пожилых и низкоквалифицированных работников. Если увольнения в связи с сокращением штатов сконцентрированы в малых предприятиях, от которых зачастую не требуется предоставлять или финансировать услуги по трудоустройству, государственные службы занятости не могут ожидать, что такие предприятия сами займутся трудоустройством уволенных и их переобучением.

Инициативы стран G20 и ЕС по преодолению кризиса занятости

По оценке МОТ, мероприятия в рамках системы ООН, направленные на преодоление кризиса в сфере занятости, не дали результатов1. Весьма существенно то, что ответная реакция меж-

1 На пути к столетней годовщине МОТ: Реалии, модернизация и приверженность трехсторонних участников: Международная конференция труда, 102-я сессия, 2013 г.: Доклад Генерального директора / МОТ. - Женева, 2013. - 32 с.

дународного сообщества на разразившийся в конце 2008 г. финансовый кризис заключалась в организации саммита 020 (Группы двадцати), а не в осуществлении деятельности посредством существующих многосторонних структур. Аналогично этому более активно вступают в игру региональные, межрегиональные или субрегиональные структуры в качестве альтернативы многосторонним процессам.

На встречах министров труда и занятости стран 020, проходивших в 2010-2012 гг. (в Вашингтоне, Париже и Гвадалахаре) была достигнута договоренность о мониторинге прогресса, достигнутого этими странами в области восстановления занятости, создания качественных рабочих мест, обеспечивающих достойный уровень дохода и социальную безопасность. Страны 020 отчитывались о дополнительно проводимых ими с 2010 по начало 2013 г. мерах в области труда и занятости по семи параметрам: создание рабочих мест, политика регулирования рынков труда, повышение уровня профессиональной подготовки, социальная защита, качество рабочих мест, занятость молодежи и экономическая активность женщин. Был сформирован доклад по результатам мониторинга, который содержит показательные примеры политики в области восстановления занятости, хотя и не дает полную картину этого процесса, поскольку не охватывает комплекса всех мер и политики за предшествующий период и не оценивает их эффективность (4).

В целом проводимыми в 2010-2012 гг. мерами было охвачено примерно 2,5% рабочей силы (или всего населения в случае социальной защиты) стран 020 (средний ежегодный невзвешенный показатель). При этом средние затраты на проведение указанных политических мер составили в 2011 г. менее 1% ВВП: лишь 0,4% ВВП развитых стран 020 по сравнению с 1,5% ВВП в быстро развивающихся странах. На долю активной политики на рынке труда приходилась почти половина мер, предусматривающих бюджетные расходы, но по стоимости они составляли менее 0,1% ВВП стран 020. На программы создания рабочих мест, включая затраты на объекты инфраструктуры, приходилось 1,5% ВВП с охватом 1,0% рабочей силы. Программы поддержки занятости среди молодежи охватывали 0,5% рабочей силы (в тех странах, где они применялись), а средние ежегодные расходы на эти цели составляли 0,3% ВВП. В целом больше ресурсов было затрачено на поддержку спроса на рабочую силу, хотя мерами по поддержанию предложения труда воспользовалось больше людей (4, с. 3).

Стратегия в области профессиональной подготовки кадров

Еще в сентябре 2009 г. на встрече в Питтсбурге руководители стран 020 призвали рассматривать создание качественных рабочих мест как ключевое звено в усилиях по восстановлению экономического роста. Поддержав Глобальный пакт МОТ о рабочих местах, концепцию достойного труда, они предложили МОТ в сотрудничестве с организациями работодателей и трудящихся, другими региональными и международными организациями разработать стратегию в области профессиональной подготовки кадров как ориентир национальной политики, направленной на развитие способностей работников в постоянно меняющихся условиях и требованиях рынка. Эта стратегия была разработана под руководством МОТ с участием специалистов и экспертных групп ОЭСР, ЕС, ЮНЕСКО, Всемирного банка и одобрена на последующих встречах в Торонто и Сеуле руководителей и министров стран 020 в 2010 г. Профессиональное обучение и развитие профессиональных навыков понимаются в Стратегии в области профессиональной подготовки кадров в широком смысле, поскольку они охватывают все стадии жизни человека. Стратегия в области профессиональной подготовки кадров уделяет первоочередное внимание вопросам образования, непрерывного обучения, обучения на рабочих местах и разработке национальных стратегий в их привязке к стратегиям экономического роста1. Она включает следующие ключевые положения. 1. Доступность для всех слоев общества качественного общего образования как фундамента профессиональной подготовки. 2. Формирование прочных связей между сферой труда и системой профессионального обучения, что обеспечивает соответствие получаемых профессий потребностям предприятий. Это достигается лучше на отраслевом уровне, когда прямое взаимодействие работодателей и работников с государственными органами и учебными заведениями обеспечивает актуальность профессиональной подготовки. 3. Непрерывное обучение на рабочем месте и в течение всей жизни, помогающее работникам и предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся технологиям,

1 Исследования подтверждают связь образования и профессиональной подготовки с производительностью и ростом экономики. Как показывают расчеты, сделанные в европейских странах, увеличение количества учебных дней на 1% приводит к росту производительности труда на 3%, при этом за счет обучения обеспечивается примерно 16% прироста производительности (3, с. 4).

квалификационным требованиям, условиям рынков. 4. Прогнозирование будущих потребностей в кадрах и формирование соответствующих профессиональных компетенций на основе более полной информации о рынке труда. Взаимодействие между работодателями и преподавателями в системе профессионального образования, согласованная работа государственных органов и учреждений, служб занятости для своевременного выявления потребности в кадрах. 5. Более широкие возможности получения профессиональной подготовки, особенно для проблемных групп - молодежи, низкоквалифицированных работников, представителей меньшинств, работников-мигрантов, инвалидов, жителей сельской местности (3, с. 1, 2).

Для обмена опытом в сфере профессиональной подготовки кадров, подходами в работе и знаниями о профессиональных навыках для занятости МОТ при сотрудничестве и поддержке со стороны ОЭСР, ЮНЕСКО и Всемирного банка создана Глобальная общественно-частная платформа (Skills for employment. Global public-private knowledge sharing platform)1. Платформа для обмена знаниями является составной частью данной стратегии, создана как глобальный банк знаний и опыта о профессиональных навыках (24). Используя этот инструмент, международные организации, правительства, организации работодателей и работников могут делиться опытом, который способствует укреплению связей между системой образования, профессионального обучения и продуктивным и достойным трудом. Эффективное партнерство государства с организациями работников и работодателей, учебными заведениями способствует интеграции образования и сферы труда. Сама по себе профессиональная подготовка не ведет к увеличению числа рабочих мест и повышению их качества.

Информация на сайте организована в соответствии с широким спектром составных элементов, необходимых для создания адекватных стратегий профессионального обучения и развития профессиональных навыков. Среди тем, раскрывающих эти элементы, можно отметить следующие: прогнозирование перспективного спроса на профессиональные навыки; участие социальных партнеров; отраслевые подходы; финансирование профессионального обучения; информация о рынке труда и работа служб занятости; непрерывное обучение; доступ к профессиональному обуче-

1 Skills for employment. Global public-private knowledge sharing platform // ILO. - Mode of access: http://www.skillsforemployment.org.

нию и использование профессиональных навыков; навыки трудоустройства молодежи; производственная практика (24).

Пакет предложений Европейской комиссии в области занятости

В своем коммюнике Европейская комиссия (ЕК) в апреле 2012 г. предложила государствам - членам ЕС реализовать комплекс мер, направленных на преодоление кризиса занятости, в основном сфокусированных на активизации спроса на рабочую силу и создании рабочих мест (8). В частности, в связи с этими предложениями президент ЕК Ж.М. Баррозу отметил, что Европа нуждается в стратегии создания рабочих мест, чтобы снизить неприемлемо высокий уровень безработицы. ЕС обладает большим неиспользованным потенциалом увеличения занятости, особенно в новых перспективных секторах «зеленой» экономики, где до 2020 г. может быть дополнительно создано 20 млн рабочих мест. Государства-члены должны использовать эти возможности, мобилизовать имеющиеся ресурсы и активизировать рост на рынках труда в условиях тесного сотрудничества с социальными партнерами.

Пакет мер в области занятости предлагает государствам-членам усилить национальную политику в области занятости по следующим направлениям.

• Обеспечивать благоприятные условия для создания рабочих мест, используя государственные субсидии при найме работников на новые рабочие места, перенос налогового бремени (нейтральный для бюджета) с налога на труд на налоги на поддержание окружающей среды или путем поддержки самозанятости.

• Развивать большой потенциал занятости в новых перспективных секторах «зеленой» экономики, включить эти «зеленые» рабочие места1 в Национальные планы занятости, повысить уровень профессиональной подготовки для этих секторов.

• Улучшить систему планирования и прогнозирования рабочей силы в здравоохранении, согласовать профессиональный спрос на медицинских работников с их предложением, одновременно предлагая им долгосрочные перспективы занятости; стимулировать

1 «Зеленые» рабочие места, согласно определению, - это обеспечивающие достойный труд и способствующие сохранению или восстановлению качества окружающей среды (8).

обмен между странами инновационными и эффективными стратегиями набора и сохранения кадров в медицине. ЕК также начала серию консультаций по возможностям занятости в сфере услуг для домохозяйств и персональном обслуживании.

• Оказать поддержку с целью увеличения группы высококвалифицированных кадров в сфере ИКТ и содействовать повышению уровня квалификации в этой сфере всей рабочей силы.

Указывая на существование в странах ЕС 4 млн вакантных рабочих мест, ЕК призывает увеличить инвестиции в профессиональную подготовку, чтобы ликвидировать текущие дисбалансы спроса и предложения рабочей силы по профессиям на рынке труда, а также лучше реагировать на ожидаемые изменения в будущем. Предлагаются инструменты политики, позволяющие совершенствовать системы признания квалификаций и профессионального уровня, а также теснее связать между собой мир образования и труда.

Предложения ЕК содержат ключевые направления реформ, которые должны способствовать динамичности и инклюзивности рынков труда, - установление достойного уровня заработной платы и избежание «ловушки» низкой оплаты труда; заключение нормальных контрактных отношений с работниками и предотвращение появления большого числа нестандартных трудовых договоров. Подчеркивается необходимость предоставить возможности трудоустройства молодежи и развивать пожизненное образование как ключевой фактор сохранения занятости и обеспечения производительности труда.

Пакет предложений ЕК, касающихся занятости, также направлен на создание полноценного общего рынка труда для стран ЕС. Чтобы обеспечить мобильность трудовых ресурсов, ЕК приложит усилия для снятия всех правовых и практических барьеров, препятствующих свободному передвижению работников, в частности, по вопросам переноса пенсионных прав, применения налогообложения при пересечении границ или наличия прав и обязательств работников-мигрантов. ЕК призвало государства-члены разрешить для ищущих работу экспорт пособий по безработице в другую страну (на период до шести месяцев). Правительствам настоятельно указывалось на необходимость снятия ограничений доступа на рынки труда работников из Болгарии и Румынии, а лицам других национальностей из разных стран - разрешение их трудоустройства в сфере общественных услуг.

Пакет мер предполагает усиление координации и мониторинг национальных политик занятости на уровне ЕС. С 2013 г. в

рамках так называемого Европейского семестра ЕК планирует отслеживать прогресс в реализации национальных планов занятости государств-членов, мониторинг изменения уровня оплаты труда. Также планируются более интенсивный обмен мнениями на европейском уровне, поддержка приоритетов политики в области занятости и реформ за счет усиление связи с такими финансовыми инструментами ЕС, как Европейский социальный фонд (8).

* * *

В течение многих лет, предшествовавших финансовому и экономическому кризису, под структурными реформами фактически понимались меры, направленные на повышение гибкости рынков труда и особенно на повышение гибкости заработной платы, и теперь такие реформы, а также стратегии роста с опорой на экспорт вновь предлагаются в качестве способа преодоления кризиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда такие стратегии осуществляются одновременно многими странами, они порождают своего рода гонку на истощение, ухудшается структура доходов и ставится под угрозу социальное единство общества. Сегодня, в условиях низких темпов роста спроса со стороны развитых стран и отсутствия перспектив их увеличения в обозримом будущем, недостатки таких стратегий становятся все более очевидными. В связи с этим эксперты МОТ и ЮНКТАД ставят вопрос о «перебалансировке» драйверов роста с переносом акцента на внутренний спрос. Это предполагает новый взгляд на роль заработной платы и государственного сектора в процессе развития, повышение реальной заработной платы наемных работников теми же темпами, что и производительности труда. Путь к устойчивому и сбалансированному росту экономики должен проходить через рост внутреннего потребления в странах с активным сальдо торгового баланса, которое должно финансироваться из заработной платы, повышающейся в соответствии с ростом производительности труда. Вклад в достижение этой цели способны внести механизмы коллективных переговоров, дополняемые рекомендациями правительства. Успешные стратегии экономического роста, сокращения отставания и устойчивого повышения благосостояния всех групп населения невозможны на путях дерегулирования рынка труда и доминирования финансовых рынков над реальным сектором экономики.

Для достижения этой цели социальной справедливости необходима дополнительная политика распределения, направленная на недопущение снижения относительных и абсолютных реальных доходов подавляющего большинства населения и на расширение возможностей государственных институтов. Для коррекции баланса результатов рынка могут использоваться создание дополнительных возможностей трудоустройства в государственном секторе и прогрессивное налогообложение. Характер взаимодействия макроэкономической, финансовой и трудовой политики с силами глобализации и технического прогресса может быть разный и зависит от исходных условий в отдельных странах. При проведении правильной политики регулирования занятости, заработной платы и распределения доходов структурные изменения могут и не вести к углублению неравенства.

По существу, рекомендации МОТ и ЮНКТАД ориентированы на построение новой международной модели сбалансированного роста и восстановления занятости не только в количественном, но и в качественном аспекте.

Список литературы

1. Доклад о торговле и развитии, 2013 год: Обзор / Организация Объединенных Наций; Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. - Нью-Йорк, Женева, 2013. - 50 с. - Режим доступа: http://unctad. org/en/PublicationsLibrary/tdr2013overview_ru.pdf

2. Мировое экономическое положение и перспективы по состоянию на середину 2013 года. Основная сессия 2013 года, Женева, 1-26 июля 2013 года / Организация Объединенных Наций; Экономический и Социальный Совет. - Женева, 2013. - 23 с. - (E/2013/70).

3. A skilled workforce for strong, sustainable and balanced growth: A G20 training strategy. - Geneva: ILO, 2010. - 48 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/ wcmsp5/groups/public/---dgreports/---integration/documents/publication/wcms_ 151966.pdf

4. Addressing employment, labour market and social protection challenges in G20 countries: Key measures since 2010 / ILO; OECD. - 2013. - 12 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/—dcomm/---publ/ documents/publication/wcms_217544.pdf

5. Bernal-Verdugo L.E., Furceri D., Guillaume D. Crises, labor market policy, and unemployment / IMF. - Wash., 2012. - 29 p. - (IMF Working Paper; 12/65). -Mode of access: https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2012/wp1265.pdf

6. Blanchard O.J., Jaumotte Fl., Loungani Pr. Labor market policies and IMF advice in advanced economies during the Great Recession // IZA jour. of labor policy. -

Wash., 2014. - Vol. 3. - 23 p. - Mode of access: http://www.izajolp.com/ content/3/1/2

7. Clauwaert S., Schömann I. The crisis and national labour law reforms: A mapping exercise / European trade union institute. - Brussels, 2012. - 21 p. - (Working Paper; 2012.04). - Mode of access: http://www.etui.org/Publications2/Working-Papers/The-crisis-and-national-labour-law-reforms-a-mapping-exercise

8. Commission presents new measures and identifies key opportunities for EU job-rich recovery / European Commission. - 2012. - Mode of access: http://ec.europa.eu/ commission_2010-2014/andor/headlines/news/2012/04/20120418_en.htm

9. Eurozone job crisis: Trends and policy responses (Studies on growth with equity) / International Institute for Labour Studies (ILO). - Geneva: ILO, 2012. - 61 p. -Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/ documents/publication/wcms_184965.pdf

10. Gamberoni E., Uexkull von E., Weber S. The role of openness and labour market institutions for employment dynamics during economic crises / ILO. - Geneva: ILO, 2010. - 45 p. - (Employment working paper; N 68). - Mode of access: http://www.oecd.org/site/tadicite/48133673.pdf

11. Garibaldi P., Taddei F. Italy: A dual labour market in transition: Country case study on labour market segmentation / ILO. - Geneva: ILO, 2013. - 67 p. - (Employment working paper; N 144). - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—ed_emp/—ifp_skills/documents/publication/wcms_218971.pdf

12. Global employment trends 2014: Risk of a jobless recovery?: Report / ILO. - Geneva: ILO, 2014. - 127 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/global/research/ global-reports/global-employment-trends/2014/WCMS_233953/lang--en/index.htm

13. Global wage report 2012/13: Wages and equitable growth / ILO. - Geneva: ILO, 2013. - 126 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— dgreports/—dcomm/—publ/documents/publication/wcms_194843.pdf

14. Global wage report 2010/2011: Wage policies in times of crisis / ILO. - Geneva: ILO, 2010. - 139 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/ @dgreports/@dcomm/@publ/documents/publication/wcms_145265.pdf

15. Huwart J.-Y., Verdier L. Does globalisation promote employment? // Economic globalisation: Origins and consequences / OECD. - P.: OECD Publishing, 2013. -P. 88-107. - Mode of access: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/ 0111111ec007.pdf?expires=1395656462&id=id&accname=guest&checksum=E133 034B329FE7BBE1B079308E461EF0

16. Jobs and growth: Analytical and operational considerations for the Fund / IMF. -Wash.: IMF, 2013. - 94 p. - Mode of access: http://www.imf.org/external/ np/pp/eng/2013/031413.pdf

17. Making globalization socially sustainable / Ed. by M. Bacchetta, M. Jansen / ILO; WTO. - Geneva; Lausanne, 2011. - 337 p. - Mode of access: http://www. wto.org/english/res_e/booksp_e/glob_soc_sus_e.pdf

18. Milberg W., Winkler D. Financialisation and the dynamics of offshoring in the USA // Cambridge j. of economics. - Cambridge, 2010. - N 34 (2). - P. 275-293. -Mode of access: http://www.perpustakaan.depkeu.go.id/FOLDERJURNAL/275.full.pdf

19. Milberg W., Winkler D. Globalization, offshoring and economic insecurity in industrialized countries / UN. - N.Y., 2009. - November. - 35 p. - (Working Paper; N 87). - Mode of access: http://www.un.org/esa/desa/papers/2009/wp87_2009.pdf

20. OECD employment outlook 2013: Editorial / OECD. - P., 2013. - 5 p. - Mode of access : http://www.oecd.org/els/emp/EmploymentOutlook-Edito.pdf

21. Policy priorities for international trade and jobs / Ed. by D. Lippoldt / OECD. - P., 2012. - 446 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/trade/icite

22. Restructuring and employment: The impact of globalisation in the EU: ERM Report 2007: Résumé / Eurofound. - Mode of access: http://www.eurofound.europa.eu/ publications/htmlfiles/ef0768.htm

23. Sharkh M.A. Are there optimal global configurations of labour market flexibility and security?: Tackling the «flexicurity» oxymoron / ILO. - Geneva: ILO, 2008. -49 p. - (Employment working paper; N 15). - Mode of access: http://www.ilo.org/ public/english/employment/download/wpaper/wp15.pdf

24. Skills for employment. A global public-private knowledge sharing platform / ILO. - Geneva, 2013. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/ public/—ed_emp/—ifp_skills/documents/publication/wcms_216427.pdf

25. Towards a more open trading system and jobs rich growth / OECD. - P., 2012. -13 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/trade/50452757.pdf

26. Trade and development report, 2013: Adjusting to the changing dynamics of the world economy / UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2013. - 186 p. - Mode of access: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2013_en.pdf

27. Trade and development report, 2012: Policies for inclusive and balanced growth / UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2012. - 208 p. - Mode of access: http://unctad.org/ en/PublicationsLibrary/tdr2012_en.pdf

28. Trade and employment: From myths to facts / Eds: M. Jansen, R. Peters, J.M. Salazar-Xirinachs; ILO. - Geneva: ILO, 2011. - 318 p. - Mode of access: http://ilo.org/employment/areas/trade-and-employment/WCMS_162297/lang--en/ index.htm

29. Trade and jobs / OECD. - P., 2011. - November. - 8 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/trade/gft/48998767.pdf

30. Unemployment set to remain high in OECD countries through 2014 - youth and low-skilled hit hardest / OECD. - 2013. - 16 July. - Mode of access: http://www. oecd.org/els/emp/unemployment-set-to-remain-high-in-oecd-countries-through-2014youth-and-low-skilled-hit-hardest.htm

31. Weisbrot M., Jorgensen H. Macroeconomic policy advice and the article IV consultations: Comparative overview of European Union member states / ILO. - 2013. -August. - 34 p. - (ILO Research Paper; N 7). - Mode of access: http://www. ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---inst/documents/publication/wcms_ 218547.pdf

32. World of work report 2012: Better jobs for a better economy / International institute for labour studies (ILO). - Geneva: ILO, 2012. - 128 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/---publ/documents/ publication/wcms_179453.pdf

33. World of work report 2013: Repairing the economic and social fabric / International Institute for Labour Studies (ILO). - Geneva: ILO, 2013. - 133 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/documents/ publication/wcms_214476.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.