Научная статья на тему 'РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Т.В. ЧЕРНОМОРОВА

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В докладе «Аудит занятости», специально подготовленном Чартерным институтом персонала и развития Великобритании (Chartered institute of personnel and development - CIPD) в ознаменование алмазного юбилея правления королевы Елизаветы II в 2013 г., была сделана попытка проанализировать, как изменилась структура занятости населения Великобритании с 1952 г. (13). Макроэкономические взлеты и падения определяли структуру занятости на протяжении последних 60 лет, однако самое сильное влияние оказал кризис 2008-2009 гг. Население страны с 1952 г. увеличилось с 50 до 62,3 млн человек (по данным на 2010 г.), а количество трудоспособного населения выросло с 23 до 32 млн человек. В 2012 г. около 77% населения работоспособного возраста имели работу по сравнению с 60% в 1950-х годах. Эти цифры, однако, не учитывают значительную гендерную разницу, произошедшую за этот период. В то время как 60 лет назад более чем две трети людей на оплачиваемой работе были мужчины - и практически все мужчины трудоспособного возраста имели работу, - к настоящему времени доля занятых среди них упала до 53%. Трудовая активность женщин за эти 60 лет, напротив, выросла с 35 до 71%. В результате сейчас женщины составляют 46% всей рабочей силы в стране, что означает рост на 16% по сравнению с 1952 г., а уровень занятости среди мужской части населения снизился с 96 до 75% (2; 13).

В докладе также отмечалось, что хотя в настоящее время число занятого населения в Великобритании составляет около 29 млн человек, что на 6 млн больше, чем в начале 1950-х годов, количество отработанных часов в неделю не изменилось. Велико-

британия, таким образом, претерпела процесс неофициального «разделения работы» с падением продолжительности средней рабочей недели до 10 часов. И если в 1950-е годы только 4% людей подрабатывали, 60 лет спустя этот показатель составляет уже 26% (около 6,5 млн человек).

Количество рабочих мест в производстве снизилось с 8,7 млн человек в 1952 г. до 2,5 млн в настоящее время, а доля работающих в производстве в общей численности занятых снизилась с более чем 1/3 до 8%. В последние два десятилетия доля квалифицированных работников, занятых ручным трудом, в общей численности занятых сократилась с 18 до 10%, а доля людей, работающих на управленческих должностях, в профессиональных услугах и на должностях технического характера, связанных с интеллектуальным трудом, возросла с 25 до 44%. Выросла также с 6 до 16% доля людей, занятых в «личных услугах» и «продажах и обслуживании клиентов».

Уровень зарегистрированной безработицы в 1952 г. (350 тыс. человек) составлял лишь треть аналогичного показателя сегодня (количество людей, получающих пособие соискателя). В 1952 г. было сравнительно мало долгосрочных безработных. В то время только один из 10 зарегистрированных безработных не имел работы более года, а сегодня этот показатель составляет один из шести человек, получающих пособие соискателя. Аналогично в то время как в 1952 г. было три вакансии для каждого из зарегистрированных безработных, сегодня обратное положение - на каждую вакансию приходится три человека, получающих пособие по безработице (13).

Необходимо также отметить резкое уменьшение влияния профсоюзов на занятость и увольнения. Политика М. Тэтчер, начавшаяся в 80-е годы прошлого столетия, привела к тому, что к 2011 г. число членов профсоюзов сократилось до 6,5 млн (26% работников) по сравнению с 1952 г., когда их было 9,5 млн (40% работников). Исследования свидетельствуют и о росте в последние годы уровня стресса, связанного с работой. Быстрое продвижение информационных технологий на рабочем месте не только создало возможности для расширения автономии сотрудника, в том числе и на работу из дома, используя сети Интернет, но и привело к информационной перегрузке, размыванию границ между работой и нерабочим временем и содействовало внедрению более сложного контроля и наблюдения за сотрудниками. По оценкам экспертов, в начале 1950-х годов во всех организациях Великобритании насчитывалось

не более 20 тыс. человек, занятых в управлении персоналом. Сегодня этот показатель составляет около 400 тыс. - в 20 раз больше.

Как отмечается в документах ОЭСР, успехи Великобритании по совокупности критериев благосостояния чрезвычайно велики; это подтверждается ее положением среди ведущих стран в нескольких тематических рейтингах Показателя лучшей жизни (Better life index). В Великобритании чистый скорректированный доход после уплаты налогов составляет 26 904 долл. в год, что превышает заработок среднестатистической семьи в странах -членах ОЭСР (23 047 долл. в год). Скорректированный чистый доход домохозяйства после уплаты налогов - это количество денег, которое зарабатывает или получает семья за год после уплаты налогов. Это деньги, которые домохозяйство имеет в наличии для приобретения услуг и товаров. Финансовое благосостояние домохозяйства - это общая стоимость финансового состояния домохозяйства, включая недвижимое имущество (например, землю и строения). В Великобритании средний показатель чистого финансового благосостояния семьи составляет 62 965 долл., т.е. больше, чем средний показатель по странам ОЭСР, составляющий 40 516 долл. (37).

Несмотря на общий рост стандартов жизни за последние 15 лет, не все население Великобритании ощутило этот рост в равной мере. Наблюдается значительная разница в доходах между богатыми и бедными слоями населения - доход 20% наиболее зажиточной части общества практически в шесть раз превышает доход 20% самых бедных его представителей (37). В последнее десятилетие вопросы влияния глобализации на распределение доходов, рост неравенства в сфере труда и уровень жизни занимают все более значительное место в документах международных сообществ (ОЭСР, ЕС) и международных организаций (МОТ, МВФ, Всемирного банка и др.). Несмотря на длительный период экономического роста, обеспечившего с начала 1990-х годов создание множества рабочих мест, неравенство в доходах постоянно растет, а глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. и приток иммигрантов в Великобританию из стран Восточной Европы еще более усугубили эту ситуацию (36).

В настоящем обзоре проанализированы научные публикации и статистические источники последних лет, содержащие оценки нынешней ситуации на рынке труда Великобритании; рассмотрены стратегические ориентиры и тактические подходы британского правительства в сфере занятости в условиях стремительной транс-

формации глобальных и национальных рынков труда, капиталов, технологий.

Структурные перемены в экономике Великобритании

Современная экономика Великобритании занимает 6-е место среди экономик мира. Среди стран Европы экономика Британии находится на второй позиции после Германии. Ведущей экономической отраслью в стране является сфера услуг. Второе место занимают промышленные отрасли, среди которых горнодобывающее и обрабатывающее производства занимают лидирующие позиции по показателям ВВП. Основная доля экспортируемых товаров страны представлена промышленными товарами, химикатами, машиностроительным и автомобильным производством. Как любая развитая экономика, современная экономика Великобритании имеет отлаженный механизм аудита и отчетности. Современный аудит Великобритании создан с целью получения полной сводки касательно финансовой деятельности всех зарегистрированных компаний в стране. Аудиторский отчет не требуется лишь от малых компаний (оборот до 2,8 млн фунтов) и ряда средних компаний при соответствии компании определенным критериям, поэтому статистические данные, касающиеся занятости в стране, являются наиболее полными.

В Великобритании принято анализировать экономику по ее компонентам (или секторам), объединяющим группы отраслей промышленности или ее части. В широком смысле они объединены в три сектора - первичный, вторичный и третичный. В первичный сектор входит деятельность, непосредственно относящаяся к природным ресурсам, т. е. сельское хозяйство, а также добыча нефти, газа, угля и прочих полезных ископаемых. К вторичному сектору относятся промышленное производство, включая обработку ресурсов первичного сектора, строительство, государственные сети по электро- водо- и газоснабжению. Третичный сектор объединяет все услуги, предоставляемые частным сектором, - страхование, банки, финансирование и такие государственные секторы, как здравоохранение и оборона (30).

Структурные изменения, произошедшие к экономике страны за последние 3 5 лет, полностью трансформировали ее и сделали постиндустриальной. Промышленное производство в настоящее время составляет лишь 15% ВВП и обеспечивает работой на 5 млн

человек меньше, чем в 1964 г. Одна из наиболее развитых на сегодня отраслей - добыча нефти и газа в Северном море - вообще не существовала 30 лет назад, а сектор услуг, обеспечивающий в то время работой лишь 40% трудоспособного населения, сейчас доминирует в экономике и на рынке труда (14; 24).

Рынок труда развивается и меняется, повторяя все изменения в структуре экономики страны. Новые технологии привели к повышению производительности труда, что, в свою очередь, вызвало сокращение числа рабочих мест в пересчете на единицу продукции. В приведенной ниже таблице показано, как на протяжении 40 лет сокращалась занятость в первичном и вторичном секторах экономики и увеличивалась в третичном. Практически экономика Великобритании стала экономикой сферы услуг, причем наибольшее развитие получили банковский, финансовый и страховой секторы, а Лондон стал финансовой столицей мира.

Таблица

Изменения в структуре занятости Великобритании с 1964 по 2005 г. (в тыс. человек и в %)

1964 г. 1979 г. 1990 г. 2005 г.

Сектор экономики тыс. человек % тыс. человек % тыс. человек % тыс. человек %

Сельское хоз-во и

рыболовство 540 2,3 368 1,6 314 1,4 239 0,9

Горнодобывающая пром-сть н/д* н/д 304 1,3 126 0,5 35 0,1

Добыча нефти и газа н/д н/д 20 0,1 26 0,2 23 0,1

Всего первичный сектор 1201 5,1 692 3,0 476 2,1 297 1,1

Обрабатывающие отрасли 8909 38,1 7259 31,3 4709 20,5 3132 11,8

Строительство 1659 7,1 1253 5,4 1143 5,0 1203 4,5

Энерго- и водоснабжение н/д н/д 366 1,6 241 1,1 102 0,3

Всего вторичный сектор 10978 46,9 8911 38,5 6093 26,6 4437 16,6

Розн. торговля, гостиничн. бизнес и прочее обслужив. н/д н/д 4252 18,4 4912 21,4 6463 24,3

Транспорт 1665 7,1 1051 4,5 921 4,0 1086 4,1

Коммуникации 422 1,8 471 2,0 498 1,9

Банки, финансы, страхование, лизинг 1663 7,2 3480 15.2 5305 19,9

Гос. службы, оборона, соц. страх. 9513 40,07 1721 7,4 1442 5,3 1540 5,7

Образование и здравоохранение и прочее 2876 12,4 5125 22,4 7024 26,3

Всего третичный сектор 11178 47,8 13556 58,5 16351 71,3 21916 82,2

Всего занятых 23357 23158 22920 26650

* Нет данных.

Источник: 14, с. 8.

По данным Национального статистического управления, экономика Великобритании в 2013 г. выросла на 1,9%. Это самый высокий показатель с 2007 г. При этом рост ВВП в последнем квартале 2013 г. составил 0,7% по сравнению с 0,8%, зафиксированных в третьем квартале года. Главной причиной этого называют уменьшение объемов добычи нефти и газа в Северном море.

По словам министра финансов Дж. Осборна (J. Osborne), для восстановления экономики необходимо, чтобы производство росло более быстрыми темпами, чем другие отрасли. «Именно это может служить свидетельством того, что долгосрочный экономический план приносит результаты», - сказал он в интервью Би-би-си. Но при этом в четвертом квартале рост был слабее, чем в предыдущем, а ВВП страны до сих пор на 1,3% меньше своего показателя до рецессии. Значительную часть роста (на 0,8%) в последние месяцы

2013 г. можно отнести к сектору сферы услуг, на долю которого приходится более 75% ВВП. Строительство замедлилось после двух успешных кварталов. Сфера производства выросла на 0,9%.

По мнению скептиков, восстановление экономики могло бы быть более сбалансированным. Однако британская экономика в прошлом году была одной из наиболее быстрорастущих среди стран Большой семерки, а в следующем году, по прогнозам МВФ, она будет играть одну из главных ролей в мире, уступая лишь США (29).

Увеличение числа новых рабочих мест произошло намного быстрее, чем ожидалось. Проводимая правительством экономическая политика создала для бизнеса среду здоровой конкуренции, в которой он может расти и обеспечивать людей рабочими местами, сообщил Осборн. По его словам, в 2013 г. в стране появилось 450 тыс. новых рабочих мест. Министр финансов теневого кабинета лейбористов Э. Боллс (E. Balls), в свою очередь, отметил, что «для трудящихся, едва сводящих концы с концами, этот рост ничего не значит».

Ожидается, что тренд на восстановление экономики будет продолжен в 2014 г. В декабре независимая организация «Служба бюджетного контроля», занимающаяся экономическими прогнозами, изменила свой первоначальный прогноз роста британской экономики в 2013 г. с 0,6 до 1,4%. По мнению организации, в

2014 г. рост составит 2,4%, но при нынешних темпах, возможно, и эту цифру придется пересмотреть. Международный валютный фонд также увеличил свой прогноз роста британской экономики с 1,9 до 2,4% (26).

В докладе Конфедерации британской промышленности отмечалось, что в январе 2013 г. темпы роста объема промышленной продукции в стране оказались максимальными с сентября 2007 г. Согласно данным, представленным в докладе «Мировой экономический рейтинг», опубликованном Центром экономических и бизнес-исследований, уже в 2030 г. Великобритания может отобрать у Германии статус крупнейшей экономики Европы. Как отмечают эксперты, основными причинами роста экономики Великобритании станут прирост населения страны (в том числе за счет миграции), низкие налоги, а также некоторая обособленность от самых серьезных экономических проблем еврозоны.

Три года в Великобритании царил режим жесткой экономии, дважды фиксировалась экономическая рецессия. И вот теперь министр финансов Дж. Осборн уверяет, что сокращение расходов в общественном секторе сработало, экономика Великобритании выходит из рецессии даже быстрее, чем во многих других европейских странах. Но опросы показывают: 70% британцев пока не ощутили улучшения своего семейного бюджета. На каждого британца приходится примерно по 65 тыс. евро долга (27; 28).

Уровень инфляции превысил рост зарплат. «У потребителей прошла паника, они снова набирают кредиты», - подтверждает в интервью немецкой новостной компании DW (Deutsche Welle) профессор манчестерского университета К. Талбот (C. Talbot). По его словам, именно рост частной задолженности, а не капиталовложения в экономику или экспорт улучшают общие финансовые показатели в стране.

Независимое Управление по бюджетной ответственности Великобритании, своего рода финансовый контролер правительства, объясняет улучшение финансовых прогнозов «цикличными, а не структурными факторами. Зарплаты в прошлом году выросли в среднем на 0,7%, а инфляция составила более 2%. При таких показателях говорить о стабильном росте за счет частного потребления не приходится».

К. Марслэнд (Ch. Marsland) - технический директор фирмы ENER-G, которая производит теплоэнергетические установки с низким выбросом парниковых газов, также в интервью DW говорит, что правительство слишком мало делает для развития обрабатывающей промышленности. Он считает, что нужны стимулы, например налоговые послабления для создания новых производств: «Я полагаю, Германия - самый лучший пример. Вы посмотрите, как их инженерное искусство и товары расходятся по всему миру.

Германия сегодня - локомотив Европы, а ведь раньше им была Великобритания».

По данным британского статистического ведомства, рост промышленного производства с сентября по октябрь 2013 г. составил 0,4% (46). Премьер-министр Д. Кэмерон (D. Cameron) и министр финансов Дж. Осборн расценивают это как успех. Правительство радо любым положительным сдвигам в экономике, поскольку в 2015 г. в Великобритании пройдут парламентские выборы.

Главный экономист Британского объединения торговых палат Д. Керн (D. Kern), однако, напоминает, что объем промышленного производства все еще на 7% ниже, чем до кризиса, а торговый дефицит Великобритании слишком высок. Первые признаки оздоровления экономики Великобритании налицо. Уровень безработицы в январе 2014 г. сократился до 7,1%. Но для правительства стакан уже наполовину полон, для скептиков - все еще наполовину пуст.

Влияние реструктуризации экономики на уровень безработицы

Как и во всем мире, безработица неравномерно распределена среди различных групп населения Великобритании. Возраст, квалификация, пол, этническая принадлежность и место жительства влияют не только на занятость населения, но и на период нахождения без работы. Так же как и в других европейских странах, безработица среди мужчин имела тенденцию к сокращению, в то время как среди женщин она росла. Безработица среди молодежи была и остается выше, чем у старших возрастных групп, но все же она ниже средней по европейским странам. Одной из наиболее характерных черт британского рынка труда является то, что здесь даже в периоды наивысшего уровня безработицы мужчины имеют больше шансов лишиться работы, чем женщины. Так, занятость среди мужчин сократилась с 94% в 1959 г. до 79% в 2000 г., а среди женщин за период с 1969 по 1999 г., наоборот, возросла с 47 до 69% (18).

Однако самой настораживающей тенденцией за последние 20 лет стал рост безработицы среди молодежи. Ситуация начала несколько улучшаться только начиная с 1994 г. Тем не менее этот уровень, как уже отмечалось, также ниже, чем средний по ЕС. В 1999 г. уровень безработицы в целом в Европе среди молодежи в

возрасте от 15 до 24 лет составлял 18,3%, а в Великобритании -11,5%. Наиболее высокий уровень безработицы для этой возрастной группы отмечен в Италии (32,9%), а самый низкий - в Австрии (5,9%) (11).

Эксперты по рынку труда выделяют в структуре трудовых ресурсов Великобритании пять основных групп. В первую группу входит стабильное высокопрофессиональное меньшинство, занимающее довольно прочные позиции на рынке труда. Вторую группу составляют лица среднего профессионального уровня, более или менее защищенные профсоюзами и коллективными договорами. Третья группа состоит из высококвалифицированных рабочих ручного труда редких профессий, которые, однако, постепенно вытесняются с рынка. В четвертую группу входит избыточное число неквалифицированных рабочих. Именно они, как правило, периодически оказываются безработными и переходят на попечение советов по зарплатам, т. е. получают пособия по безработице. Пятую группу образуют инвалиды, хронически и длительно болеющие лица, алкоголики, наркоманы и люди с преступным прошлым. Уже сам состав этих групп свидетельствует о том, что возможности для самостоятельного трудоустройства их представителей неравноценны.

Политика занятости, проводимая консерваторами, по мнению некоторых исследователей, может быть охарактеризована как «негативная активация», поскольку она побуждает безработных к поиску работы путем сокращения пособий по безработице и других социальных выплат. Эта политика, начатая еще в 1980-е годы, была продолжена и в 1990-е, когда национальное страховое пособие по безработице (National insurance unemployment benefit) в 1996 г. было заменено пособием для ищущих работу (Jobseekers's allowance - JSA), а впоследствии и в 2000-е, при коалиционном правительстве консерваторов и либералов.

Новые лейбористы, пришедшие к власти в 1997 г., активно поддержали эту систему. Программа «Новый курс» практически ничем не отличалась от программ консерваторов. «Цель нашего правительства - восстановить государство благосостояния. Работа - для тех, кто может работать, а пособия - только для тех, кто не может», - заявляли они. В итоге в 2000 г. сумма пособий, выплачиваемых безработным, составляла лишь 3% расходов правительства на все социальные нужды. Многие элементы реформы, проведенной лейбористами, были заимствованы у американской реформы системы социального страхования, реализованной в 1996 г. администрацией Клинтона. Лейбористы оказались под

сильным влиянием дебатов, развернувшихся вокруг американской реформы, и решили положить конец зависимости от социальных выплат, особенно одиноким родителям и молодежи. Следуя примеру США, они попытались сократить пособия одиноким родителям, однако сильное сопротивление лейбористов-«заднескамеечников» (внутрипартийной оппозиции) не позволило им этого сделать.

В конце 1990-х годов консерваторы и новые лейбористы пришли к консенсусу по вопросам проведения политики занятости, ориентированной на развитие «экономики, основанной на знаниях» (knowledge-based economy). Это направление политики в области занятости активно поддерживалось ОЭСР, Всемирным банком и Евросоюзом в рамках Европейской стратегии занятости, принятой в 1997 г. в Люксембурге. К 2001 г. Великобритания превысила показатели занятости, рекомендованные Лиссабонским и Стокгольмским соглашениями: почти три четверти (74,6%) работоспособного населения страны имели работу. Наиболее успешной оказалась программа для молодежи. Программа для этнических меньшинств и иммигрантов оказалась менее эффективной.

Со своей стороны, консерваторы в своем предвыборном манифесте 2001 г., критикуя лейбористов, утверждали, что «программа "Новый курс" обнадежила население, но не привела к положительным результатам, за исключением ситуации с долгосрочной безработицей». Придя к власти, они заменили «Новый курс» собственной амбициозной программой «Британия работает».

Следует отметить, что деятельность британского правительства, направленная на предотвращение социальных конфликтов, в целом соответствует аналогичным программам других стран Запада и документу МОТ «Справедливая глобализация», включает в себя создание системы профобучения и трудоустройства, сбор и распространение информации о состоянии спроса и предложения на рынке труда, создание фондов страхования по безработице, развитие систем социального обеспечения (19; 20). В последние годы усилия правительства приобретают все большую практическую направленность, включая разработку конкретных программ специальных общественных работ; планирование рабочей силы; совершенствование технологий с целью создания новых рабочих мест; стимулирование занятости в определенных регионах; увеличение занятости женщин, молодежи, лиц пожилого возраста с помощью систем профессиональной переподготовки и переобучения. Наряду с другими странами Великобритания пытается радикально решить проблему безработицы путем более гибкого регулирования

заработной платы, совершенствования трудового законодательства, перенацеливания фондов страхования по безработице на стимулирование производства, содействия географической мобильности рабочей силы, отказа от регламентации найма и увольнения, от деятельности советов по зарплате в отношении низкооплачиваемых рабочих и т.д. (33).

Уровень безработицы в Великобритании, рассчитанный по методике Международной организации труда, на протяжении почти всего 2013 г. оставался стабильным на уровне 7,7%. Данные Управления национальной статистики (ONS) показывают, что количество людей, претендующих на пособие по безработице в сентябре 2013 г., сократилось на 41 700 человек - до 1350 тыс. человек, а средняя заработная плата выросла на 0,7% в течение этого года. Аналитики, опрошенные агентством «Bloomberg», ожидали уменьшения лишь на 25 тыс. человек (45).

Уровень безработицы стал ключевым экономическим индикатором для Банка Англии, который, согласно политике недавно назначенного нового управляющего М. Карни (M. Carney), ориентирован на уровень безработицы. Карни утверждает, что не будет рассматривать повышение процентных ставок от их ныне рекордно низкого уровня в 0,5% до тех пор, пока безработица не упадет до 7%. Как уже было сказано, в январе 2014 г. уровень безработицы составил уже 7,1%. Фунт стерлингов подорожал после публикации статистических данных с рынка труда, но доходность гособлигаций Великобритании не повысилась (29).

Число людей, занятых на работе, как штатных, так и работающих неполный рабочий день, достигло рекордно высокого уровня в III квартале 2013 г. - 29 870 тыс. человек, продемонстрировав прирост на 155 тыс. человек

Данные ONS показали, что почти 1,5 млн человек работают неполный рабочий день только потому, что они не смогли трудоустроиться на полный рабочий день, - это самый высокий показатель с момента начала исследований этой проблемы в 1992 г. При этом количество вакансий выросло на 6,6 тыс. за отчетный период -до 541 тыс., что является наивысшим показателем за последние пять лет. Была отмечена резкая разница в количестве мужчин и женщин, занятых неполный рабочий день. Так, количество мужчин с неполной занятостью увеличилось на 21 тыс., а женщин, напротив, сократилось на 13 тыс. человек. Больше женщин, чем мужчин нашли работу и на полный рабочий день, полная занятость у мужчин выросла на 69 тыс., а у женщин - на 79 тыс. человек (46).

Молодежная безработица остается на уровне чуть ниже 1 млн человек - не смогли найти работу около 958 тыс. молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет, что несколько меньше, чем в начале года. Число безработных в течение последнего года снизилось на 15 тыс. - до 900 тыс. человек. Количество лиц, не имеющих работы в течение срока от шести месяцев до года, выросло на 29 тыс. - до 446 тыс. человек, а количество безработных, не нашедших работы в срок до шести месяцев, осталось на прежнем уровне в 1100 тыс. человек (45).

Британская торгово-промышленная палата (ВСС) высказала острожный оптимизм насчет этих данных. Ее главный экономист Д. Керн сказал, что хотя и остаются проблемы с долгосрочной и молодежной занятостью, цифры показывают, что рынок труда Великобритании является сильным и гибким и что экономика показала удовлетворительный рост в 2013 г. Снижение уровня безработицы - момент, безусловно, позитивный, поскольку все больше людей возвращаются на рынок труда или ищут работу. Он также добавил, что ожидает дальнейшего падения уровня безработицы, а уровень в 7%, который является целевым для Банка Англии, может быть достигнут осенью 2015 г., на год раньше, чем прогнозировал банк. К его мнению присоединяется и Г. Арчер (H. Archer), экономист «HIS global insight»: «Мы ожидаем, что данные с рынка труда будут показывать постоянное улучшение в результате недавнего усиления экономической активности и заметного восстановления делового доверия».

Мигранты на рынке труда Великобритании

Иммиграция не новое явление для Великобритании, которая, стремившись сохранить исторические связи со своими бывшими колониями и усилить там свое экономическое и политическое влияние, всегда принимала у себя много выходцев из стран Содружества. Однако в последние десятилетия глобализация привела к значительному росту миграционных потоков. Национальный состав мигрантов разнообразен: 23% выходцев из стран Евросоюза, которые не проходят иммиграционный контроль, 20 - из Индии, Пакистана и других стран Юго-Восточной Азии, 19 - из Африки, 11% - из Америки, включая Канаду и США (35).

Некоторые мигранты проживают в Великобритании уже в течение долгого времени, и 47% из них имеют британское граж-

данство. Почти треть из ныне проживающих в стране мигрантов прибыли в страну за последние 15 лет, причем в 90-е годы особенно большой приток был из стран Восточной Европы. По данным Министерства внутренних дел, с 1996 по 2007 г. ежегодный приток мигрантов в страну увеличился с 329 тыс. до 557 тыс. человек (30).

В докладе «Миграция: экономический и социальный анализ», подготовленном Министерством внутренних дел Великобритании в 2001 г., отмечалось, что географическое распределение мигрантов по стране крайне неоднородно: более 40% миграционного потока концентрируется в Лондоне, составляя 26% от всего населения этого мегаполиса. Довольно большая часть мигрантов сосредоточена на юге Англии и в больших промышленных городах (35).

Доклад стал фактически первой попыткой систематического анализа влияния мигрантов на рынок труда Великобритании и послужил основой для разработки новой миграционной политики в интересах «устойчивого развития» и социального «включения» (social inclusion).

Основные положения доклада вошли в Белую книгу правительства «Защищенные границы: безопасное убежище» («Secure borders, safe havens»), опубликованную в январе 2002 г. В этой книге признавалась важная роль, которую играют мигранты не только на рынке труда, но и в обществе и культурной жизни страны, а также тот факт, что они могут оказывать положительное влияние на рост экономики и создание новых рабочих мест.

В целом положение мигрантов на рынке труда Великобритании хуже, чем основного населения: уровень занятости среди них ниже, а безработицы - выше. Но при этом следует отметить, что положение мигрантов из «белых» этнических групп в том, что касается занятости и уровня заработной платы, почти ничем не отличается, а в некоторых случаях даже лучше, чем коренных британцев. Занятость среди представителей этнических меньшинств, а также выходцев из Пакистана и Бангладеш (реже из Индии) составляет 54-57% от занятости «белых» мигрантов, а уровень зарплаты внутри этих групп имеет сильные колебания в зависимости от образования и профессиональной квалификации. Как правило, их зарплата на аналогичных должностях на 10% ниже, чем у выходцев из Восточной Европы.

Основными факторами, влияющими на положение мигрантов на рынках труда Великобритании, помимо образования, являются также: страна получения образования или прохождения про-

фессионального обучения (получившие образование в Великобритании больше ценятся на рынке труда, чем получившие аналогичное образование за границей); степень владения английским языком (чем более свободно человек им владеет, тем выше его шансы получить высокооплачиваемую работу); число лет, прожитых в Соединенном Королевстве (чем оно выше, тем устойчивее положение мигранта на рынке труда) (31).

Практика показала, что процесс обучения у мигрантов, как правило, занимает гораздо более длительный период, чем у родившихся в Британии. Кроме того, мигранты более поляризованы по уровням квалификации - некоторые из них имеют высший уровень квалификации или образования, другие вообще не имеют никакой квалификации. Почти треть мигрантов имеет «непризнанные» дипломы, которые служат для них препятствием при получении работы по специальности (31; 42).

Особую озабоченность британского правительства вызвал рост потока иммигрантов из стран Восточной Европы, присоединившихся к ЕС в 2004 г. За два года их число составило около 427 тыс. человек. До 2006 г. среди стран Евросоюза только Великобритания, Ирландия и Швеция разрешали свободный доступ на свои рынки труда гражданам из стран - новых членов ЕС. В июле 2006 г. к ним присоединились Испания, Финляндия, Греция и Португалия, а остальные страны открыли свои рынки только начиная с 2011 г.

Согласно официальным данным, обнародованным в августе 2011 г., девять из десяти человек, получивших работу в Великобритании в 2010 г., были иностранными гражданами. Это число намного выше, чем считалось ранее. Британские граждане составили лишь крошечную долю в статистике роста занятости среди лиц трудоспособного возраста, притом что большинство новых работников - иммигранты. Эксперты предупредили, что не может быть никакого «роста занятости» для британских рабочих, пока министры не возьмут под контроль иммиграцию: «нехватка новых рабочих мест, занимаемых британскими подданными, означает, что в стране может прекратиться "рост занятости"» (3).

В 2013 г. лейбористы Британии признали свои ошибки в вопросах миграционной политики и сейчас предлагают закрыть созданные во времена их правления кадровые агентства, рекрутирующие исключительно иностранных рабочих. Лидер британских лейбористов Э. Милибэнд (Е. МШЬаиё) признал, что его партия совершила ошибку, разрешив неограниченную иммиграцию из

стран, принятых в Европейский союз в 2004 г. Об этом Милибэнд, возглавляющий Лейбористскую партию с 2010 г., заявил в ходе выступления в британском Институте общественно-политических исследований. По словам Милибэнда, лейбористы игнорировали мнение тех, кто ничего не выигрывал от иммиграции. В случае прихода к власти, уверяет он, Лейбористская партия ограничит доступ мигрантам на британский рынок труда. После поражения на последних выборах лейбористы уже признавали, что иммиграционная политика Т. Блэра (T. Blair) и Г. Брауна (G. Brown) не во всем отвечала интересам избирателей. Однако впервые они так открыто заявляют о фактическом провале этой политики (6).

Начиная с 2004 г. британские власти открыли границы для рабочих из стран Евросоюза, в том числе Польши, Венгрии и Чехии. Ожидалось, что в страну ежегодно будет въезжать порядка 13 тыс. иностранных граждан, но эти прогнозы оказались сильно занижены. Пик миграции в страну был достигнут в 2010 г., когда за год население Великобритании пополнилось более чем на 1/4 млн иностранцев. «Было ошибкой не вводить ограничений на въезд в Британию с территории стран Восточной Европы. Мы серьезно недооценили число людей, которые приедут сюда. Мы были ослеплены идеей глобализации и слишком оптимистически смотрели на цену, которую нам придется заплатить за нее», - полагает Э. Милибэнд.

«Целиком сконцентрировавшись на том влиянии, которое иммиграция оказывает на экономический рост, мы не подумали о том, кто от этого роста выиграет и кто проиграет. Мы не приняли во внимание опасения, испытываемые британскими трудящимися», - считает лидер лейбористов. Вместе с тем, по его мнению, иммиграция имеет ряд положительных аспектов: социальных, культурных и экономических. Но какими бы ни были положительные моменты, избиратели имеют право выражать свои опасения по поводу иммиграции, и никто не вправе критиковать их за это, сказал Милибэнд, признав, что в этом вопросе общественность, в отличие от властей, «зрила в корень».

Политика ряда кадровых агентств, которые гордятся тем, что их база работников на 100% состоит из поляков, в корне неверна, уверен лидер Лейбористской партии. По его словам, кадровую политику некоторых работодателей можно охарактеризовать как грубую и недальновидную, поскольку она приводит к эксплуатации как иностранцев, так и местной рабочей силы. Милибэнд обещает провести ряд реформ в этой сфере в случае прихода к власти

лейбористов. Крупные и средние компании должны будут отчитываться перед правительством, если число иммигрантов, работающих у них, превысит 25%. Кадровые агентства, специализирующиеся исключительно на рекрутировании иностранной рабочей силы, будут закрыты. Необходимо также строже следить за соблюдением трудового законодательства в части, касающейся минимальной заработной платы. Штрафы работодателям за нарушения этих законов нужно удвоить - с нынешних 5 тыс. ф. ст. (7835 долл.) до 10 тыс. (15 670 долл.).

Впрочем, слова Милибэнда не впечатлили представителей правящей партии консерваторов. Министр по вопросам иммиграции Д. Грин (D. Green) считает, что лейбористы ни словами, ни делом не выражают достаточную озабоченность проблемой иммиграции. «Они по-прежнему не считают, что при их правлении уровень иммиграции был слишком высок и его необходимо снижать, - заявил Грин. - Именно поэтому они противодействовали любым попыткам правящей коалиции ограничить число иммигрантов. Нельзя давать им контроль над иммиграционной политикой». Тему иммиграции подняла в своей статье для газеты «Times» министр внутренних дел теневого правительства И. Купер (Y. Cooper). Она отметила, что эта тема является очень трудной для лейбористов. «Будучи в правительстве, мы не учитывали в достаточной степени опасения людей, связанные с иммиграцией», - написала она.

Британский политологический центр «Migration watch UK», специализирующийся на изучении иммиграции, в ответ на статью Купер заявил, что странно все это слышать от партии, которая, будучи правящей, открыла нараспашку двери Британии для 3,5 млн иммигрантов, полностью проигнорировав общественное мнение.

Член парламента от партии консерваторов П. Пател (P. Patel) высказала беспокойство количеством иностранцев, занимающих новые рабочие места. Она сказала, что «существует реальная озабоченность по поводу ряда британских рабочих мест, которые уходят к иностранным гражданам. Ясно, что мы должны что-то срочно предпринять, если хотим добиться успеха в возвращении британцев обратно на работу. Сейчас существует возможность (в связи с тем, что процесс восстановления экономики находится в стадии реализации) для решения этого вопроса в гораздо более структурированном виде. То, что мы делаем, - жизненно важно потому, что если мы собираемся иметь процветающую экономику,

мы должны убедиться, что британский народ возвращает себе выгодные и доходные рабочие места» (1).

Сэр Эндрю Грин (A. Green), председатель Центра наблюдения за миграцией Великобритании (Migration watch UK), в свою очередь, заявил, что «индивидуальные статистические методы не всегда выявляют то, что происходит, поскольку существует слишком много различных факторов, но в настоящее время ситуация кристально ясна - огромная часть новых рабочих мест, созданных в экономике, уходит к иностранным гражданам. Мы действительно должны сейчас улучшить профессиональное обучение британских граждан, а также сократить поток иммиграции в тех областях, где это возможно. В противном случае мы рискуем получить рост безработицы. Хуже того, ситуация может приговорить множество английских рабочих, особенно молодежь, ко многим годам безработицы». Ему вторит глава Министерства труда и пенсий И. Д. Смит (I.D. Smith), который предупреждает, что без принятия более жестких мер, направленных на то, чтобы остановить поток мигрантов, новое поколение молодых людей и женщин будет обречено жить на пособия по безработице (3).

Подобные пессимистические выводы подтверждаются последними данными ONS: в период между 1997 и 2010 гг. более половины роста занятости в Великобритании приходилось на иностранных граждан.

Правительство Великобритании в ближайшее время собирается рассмотреть вопрос об ограничении доступа мигрантов на рынок труда страны, а также ситуацию с иммиграционной политикой страны в целом. Уже не раз власти заявили о намерении пересмотреть возможность доступа мигрантов к социальным программам, в том числе к бесплатной системе здравоохранения (1). Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил, что правительство обсудит меры, которые должны будут остановить поток мигрантов из ЕС в Великобританию, в том числе наложение штрафов на частных домовладельцев, если они не проверят иммиграционный статус своих арендаторов, пишет газета «Guardian». Тем, кто будет сдавать жилье незарегистрированным лицам, в частности, грозит штраф в размере 1 тыс. фунтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство намерено ограничить доступ мигрантов к пособию по безработице до шести месяцев, создать новые правила для руководства местных органов власти, которые будут обязывать отдавать приоритет местному населению при распределении социального жилья. Предполагается ввести жесткие штрафы для

предприятий, которые используют нелегальную рабочую силу. Шестимесячное ограничение на получение пособия по безработице будет применяться также ко всем гражданам стран ЕС, которые активно не ищут работу и не могут доказать, что у них есть реальный шанс получить рабочее место. Предполагается, что в соответствии с новыми правилами доступ к гражданско-правовой помощи смогут получить иммигранты, проживающие в Великобритании не менее 12 месяцев. Премьер надеется, что эти предложения успокоят недовольство населения, которое явно продемонстрировали граждане страны в ходе местных выборов. «Мы сделаем нашу систему льгот не такой податливой, сделаем доступ мигрантов к ключевым государственным услугам таким, который надо заработать, а не получить автоматически, а также объединим все правительственные силы на борьбу с нелегальными трудовыми мигрантами», -заявил ранее премьер-министр.

В ноябре 2013 г. Кэмерон объявил об очередной серии мер, направленных на облегчение иммиграционной нагрузки на экономику и социальные службы Британии:

- мигранты не будут иметь права на пособия в течение первых трех месяцев пребывания в Британии;

- последующие выплаты по безработице будут приостановлены через полгода, если у получателя не появится «реального шанса» получить работу;

- вводятся требования к минимальному уровню дохода;

- мигранты не смогут немедленно претендовать на помощь в обеспечении жильем;

- тунеядцы будут выдворяться и получать годовой запрет на въезд в Британию;

- вчетверо вырастут штрафы для работодателей, не выплачивающих гарантированную минимальную зарплату.

«Мы меняем правила для того, чтобы никто не смог приехать в эту страну для немедленного получения пособия по безработице», - написал в своей статье в газете «Financial times» британский премьер в преддверии отмены временных правил, ограничивавших приток рабочих из Румынии и Болгарии на британский рынок, действовавшие с момента вступления этих двух стран в ЕС в 2007 г. (1).

Нелегальные иммигранты столкнутся с дополнительными препятствиями при попытке остаться в Британии, заявила министр внутренних дел Т. Мэй (T. May). Новая версия теста, который должны пройти иностранцы, претендующие на получение британ-

ского гражданства, была недавно пересмотрена с целью приближения его к реалиям и ценностям, разделяемым миллионами британцев (4).

В свою очередь премьер Д. Кэмерон заявил, что британцы глубоко обеспокоены потенциальным уровнем иммиграции из Болгарии и Румынии, и поставил под сомнение принцип свободы перемещения в пределах ЕС. По его мнению, право на перемещение «не может быть безусловным», а сам принцип свободы перемещения для граждан стран - членов ЕС привел к «масштабным миграциям населения» внутри Евросоюза. Он также указал, что в прошлом правительство лейбористов совершило «огромную ошибку», никак не ограничив в 2004 г. въезд рабочей силы из 10 стран, присоединившихся в том году к ЕС (36). Его поддержал и его заместитель, либерал-демократ Н. Клегг: «Другие страны ЕС уже имеют подобные правила и размышляют о введении новых. Беспрепятственного доступа к пособиям во всех странах Евросоюза не существует. В соответствии с этими предложениями 1 января сюда может приехать некто из Румынии и через 12 недель получить право на пособие. Это не укладывается ни в какие рамки».

Лидер националистической Партии независимости Соединенного Королевства (UK independence party) Н. Фэредж (N. Farage), в свою очередь, считает, что даже предлагаемых мер недостаточно.

По оценкам «Migration watch UK», в течение ближайших пяти лет из Румынии и Болгарии в Британию ежегодно будут приезжать 50 тыс. человек. Болгарский посол в Британии, однако, считает, что эта цифра будет гораздо ниже - в районе 8 тыс. (36).

В отличие от избирателей, выступающих за ограничение иммиграции, бизнес-сообщество Великобритании крайне озабочено мерами по ужесточению иммиграционных правил, что, по мнению предпринимателей, негативно скажется на конкурентоспособности и росте экономики страны. Правда, эксперты указывают, что проблема выглядит не столь однозначно. С одной стороны, приток более дешевой рабочей силы позволил бы Британии удешевить, в частности, себестоимость строительства, что, в свою очередь, могло бы стимулировать строительные и инфраструктурные отрасли. Но если более глубоко разбираться в проблемах Британии, то можно увидеть, что в ближайшие годы единственно возможная точка роста экономики страны - это стимулирование не производства, а спроса. И приток мигрантов будет негативен в этом отношении, поскольку данная рабочая сила, как правило, дешевле найма местного населения, а значит, приводит не только к

удешевлению себестоимости производимых товаров, но и к дефляционному давлению, что слабо коррелирует с восстановлением экономики за счет стимулирования совокупного спроса. Кроме того, ограничение доступа иностранной рабочей силы на британский рынок труда улучшает позиции на нем граждан Великобритании, что в конечном счете ведет к сокращению безработицы и уменьшению социальных расходов, с ней связанных, так же как расходов, связанных с процессом интеграции новых иммигрантов в британское общество. С этих позиций ограничение на доступ на рынок труда мигрантов фундаментально верно и может помочь восстановиться и рынку занятости, и общему спросу, считают российские исследователи (5). В целом ограничение миграции, считают эксперты, - разумная идея, но она требует проработки концепции и, скорее всего, должна реализовываться в виде комплексной программы.

Между тем меры британского правительства идут вразрез с политикой ЕС в сфере миграции. Так, руководство Евросоюза уже озвучило инициативу, которая предполагает упрощение правил устройства на работу граждан ЕС в любой стране региона. Однако в Великобритании проблема миграции для избирателей является одной из наиболее важных, поэтому в преддверии выборов 2015 г. все политики страны и партии занимают в этом вопросе достаточно жесткую позицию. Все это вызывает трения между Брюсселем и Лондоном. В своем интервью Би-би-си Еврокомиссар по вопросам занятости Л. Андор (Ь. Лпёог) заявил, что правила ЕС одинаково применяются ко всем его 28 странам и что Британия, вступая в Евросоюз, на них соглашалась. Кроме того, он считает, что британский премьер не говорит населению всей правды и что в правилах ЕС уже есть меры, ограничивающие бесконтрольное получение пособий. «Нам нужна более точная картина реальности, нарисованная не под давлением, не истерически. Я настаиваю на том, чтобы была обнародована правда, а не ложные домыслы», -сказал он, добавив, что иммиграция из Польши и других стран на самом деле пошла на пользу британской экономике. В целом представители Евросоюза критикуют руководство Великобритании за то, что оно не хочет признать очевидного факта, что большинство иммигрантов из стран Восточной Европы молоды, трудолюбивы и дают британской экономике гораздо больше, чем забирают в виде пособий.

Европа, как известно, в последние десятилетия проповедовала политику мультикультурности и прав человека. Ввиду этого она

проводила крайне мягкую миграционную политику. Для любого политика в Европе и сейчас тема миграции и каких-либо «антитолерантных» действий крайне непопулярна и опасна. Но кризис и экономика вносят свои коррективы - ресурсы ограничены, в том числе и рабочие места, поэтому хочешь, не хочешь, а надо выбирать. То, что в Британии власть отважилась все-таки затронуть столь щепетильную для Европы тему, говорит о том, что кризис в Великобритании разбушевался достаточно сильно. И такое решение может стать панацеей для всей Европы, уверены эксперты. Все зависит от того, насколько сильны убеждения европейцев. При усилении кризисных явлений все больше и больше политиков и стран будут выступать за непопулярные меры. Что касается кризиса, то его дно мир еще не прошел - все еще впереди, в том числе и борьба с мигрантами в других странах (5).

Влияние уровня образования на положение на рынке труда

Образованное и высококвалифицированное население - это залог социально-экономического благосостояния государства. Образование играет исключительно важную роль в предоставлении людям знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного участия в общественной и экономической жизни. Очевидно, что хорошее образование в значительной степени повышает шансы на хорошую работу с достойной зарплатой. Высокообразованных людей мало затрагивают тенденции безработицы, потому что, как правило, благодаря образованию человек становится более привлекательным трудовым ресурсом. В странах, являющихся членами ОЭСР, работу имеют 83% лиц с университетским дипломом по сравнению с показателем занятости менее 56% у лиц со средним образованием. Общий размер дохода, получаемого на протяжении всей жизни, также увеличивается с повышением уровня образования.

Вследствие снижения объема применяемого физического труда в течение последних десятилетий работодатели теперь отдают предпочтение более образованным работникам. Таким образом, процент учащихся, окончивших среднюю школу, позволяет получить представление об уровне их подготовки с точки зрения соответствия минимальным требованиям на рынке труда в той или иной стране.

В Великобритании 75% взрослых людей в возрасте от 25 до 64 лет имеют документ об образовании, равноценный аттестату об

окончании средней школы, что немного выше среднего показателя по странам - членам ОЭСР, равного 74%. Этот показатель в большей степени справедлив для мужчин, чем для женщин, так как доля мужчин, успешно окончивших среднюю школу, составляет 78%, а женщин - 72%. Такая разница в 6% выше, чем средняя разница в странах - членах ОЭСР, составляющая 2%. Среди молодежи -более надежного показателя будущего Великобритании - 83% взрослых людей в возрасте от 25 до 34 лет получили документ об образовании, равноценный аттестату об окончании средней школы, что незначительно выше среднего показателя по странам - членам ОЭСР, равного 82% (37).

У британцев на получение образования в возрасте от 5 до 39 лет в среднем уходит 16,6 лет, что превышает средний показатель в странах - членах ОЭСР, равный 16,5 лет. Такая продолжительность периода получения образования объясняется высокой долей населения в возрасте от 25 до 34 лет. Однако, при всей важности данного показателя, процент людей, получивших образование, мало говорит о его качестве. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), организованная и проводимая под эгидой ОЭСР, изучает уровень некоторых знаний и умений, приобретенных учащимися к концу периода обязательного обучения (как правило, в возрасте 15 лет) и необходимых для полноценного участия в жизни современного общества, - в частности качества чтения, знаний по математике и естественным наукам. Как показывают исследования, данные навыки являются более надежными показателями экономического и социального благосостояния, чем количество лет, потраченных на получение образования в школе.

Решение проблемы нехватки преподавателей средних школ в Великобритании

После прихода к власти в 1997 г. администрация британского премьер-министра Т. Блэра столкнулась с одной из острейших проблем - нехваткой учителей средних школ. А через пять лет на каждую вакансию учителя было уже восемь претендентов. В определенной степени это было связано со значительным ростом заработной платы, а также существенными изменениями условий труда учителей, однако очень важную роль в благоприятном изменении

ситуации сыграла тщательно разработанная и мощная программа набора.

Кампания по набору стартовала в 2000 г. при серьезной политической и финансовой поддержке со стороны Агентства по обучению и развитию (АОР). Дополнительные 150 млн ф. ст. были направлены на то, чтобы ведущие международные рекламные и кадровые агентства провели расширенные маркетинговые исследования, касающиеся стимулов и барьеров на пути к получению профессии учителя, а также разработали передовые маркетинговые стратегии. Кроме того, каждому стажеру была выплачена единовременная и не подлежащая обложению налогом стипендия в размере 6 тыс. ф. ст. для того, чтобы обеспечить материальную поддержку в процессе обучения. Предоставлялись «подъемные стипендии» в сумме до 4 тыс. ф. ст., причем полная сумма выплачивалась тем учителям-предметникам, дефицит которых ощущался в наибольшей степени, например учителям математики и физики.

Новая кампания уделяла большое внимание идее «изменений к лучшему» в области преподавания и была направлена на повышение статуса преподавательской деятельности как профессии. Особое внимание уделялось гибкости и разнообразию приобретаемых учителем навыков и умений, многообразию путей, ведущих к преподавательской деятельности, а также возможности поработать учителем и сделать эту работу «первой профессией», после которой можно будет сменить сферу деятельности.

К 2003-2004 гг. соотношение количества вакансий к количеству безработных уменьшилось в два раза, причем основные успехи были достигнуты в отношении учителей-предметников, которых не хватало, например учителей математики, где количество новых преподавателей к 2005 г. увеличилось почти вдвое (37; 38; 39).

Высшее образование и рынок труда

Развитие новых технологий, превращение Великобритании в постиндустриальное общество, а Лондона в финансовую столицу мира не могли не отразиться на системе высшего образования страны и реформирования и модернизации его в сторону все большего удовлетворения требований рынка труда. Широкое распространение информационных технологий, микроэлектроники, робототехники существенно изменили требования к квалификации специалистов. Высокая квалификация рабочего предполагает не

только знание профильной специальности, но и овладение им общекультурными и профессионально-техническими компетенциями. Британская экономика по праву может называться «экономикой знаний».

В настоящее время понятие «высшее образование» в Великобритании иногда заменяется понятием «третичное» образование, в которое включаются не только университеты и колледжи высшего образования, но и профессиональные колледжи послешкольного образования, готовящие высококвалифицированных работников для сферы услуг.

С целью сокращения молодежной безработицы и устранения образовательных барьеров для расширения притока в вузы выпускников школ и колледжей правительство Великобритании реализует ряд программ. Например, стратегическая программа «14-19» ориентирована на поднятие уровня мотивации молодежи в возрасте до 19 лет к получению профессионально-технического образования. Программа «Успех для всех» по повышению квалификации сосредоточивается на привлечении в университеты выпускников колледжей послешкольного и профессионального образования.

Система послешкольного и профессионального образования в Англии хорошо отлажена и предлагает академические и профессиональные программы любого уровня - от средней школы до вуза. Круг предметов очень широк - академические и прикладные науки, языки, здравоохранение и социальные службы, искусство и гуманитарные науки, педагогика, средства массовой информации, компьютерные технологии и информатика, а также подготовка к поступлению в вузы. Около 11% вузов и 42% колледжей и школ для 16-18-летней молодежи участвуют в системе послешкольного образования (38).

В ноябре 2010 г. и в декабре 2011 г. в рамках соответствия общеевропейской «Стратегии для Европы до 2020 г.» («Europe 2020 Strategy») были приняты две программы по модернизации этой системы. Первая - «Квалификации для устойчивого роста экономики и финансирование профессионального обучения» («Skills for sustainable growth and the funding to support this») и вторая - «Новые вызовы. Новые возможности» («New challenges. New chances»). Эти программы финансируются как государством, так и бизнесом.

В стране действуют около 350 учебных заведений общего послешкольного образования и колледжей 6-го класса и более 1 тыс. тренинговых организаций, которые предлагают профессио-

нальное обучение высокого уровня и отлично оснащенные помещения для практических занятий. Профессиональное обучение или «ученичество» (apprenticeships) - это основа стратегии правительства, направленная на повышение качества рабочей силы и улучшение позиций на рынке труда молодежи. Правительство рассчитывает, что модернизированная система послешкольного и профессионального образования повысит квалификацию рабочей силы, экономические показатели страны и сократит безработицу среди молодежи (10).

«Европа 2020» - стратегия роста на грядущее десятилетие -выделяет высшее образование как ключевую зону, где сотрудничество между странами ЕС должно привести к позитивным результатам в сфере экономического развития и занятости. Процесс модернизации высшего образования в Великобритании затрагивал также сотрудничество университетов и вузов с бизнесом в области подготовки специалистов не только высокого класса, но и тех квалификаций, которые в данное время необходимы на рынке труда, поскольку университеты являются неотъемлемой частью экономического и делового развития страны, ключевыми акторами в цепи «поставки» квалифицированной рабочей силы различным сферам деловой активности (39).

Университеты играют большую роль и в региональном развитии страны. Рост конкуренции в глобальной экономике требует все большего числа профессионалов и людей с высшим образованием, нехватка которых в последние 20 лет ощущалась в отдельных регионах, особенно там, где сокращалось промышленное производство и возникали новые кластеры развитых продюсерских услуг (25).

Вопросы сотрудничества университетов и бизнеса в последнее десятилетие не остаются без внимания правительства и деловых кругов. В 2012 г. был опубликован независимый обзор сэра Т. Уилсона (T. Wilson) «Сотрудничество между университетами и бизнесом» («A Review of business-university collaboration»). Т. Уилсон был проректором Хартфордширского университета (University of Hertfordshire) на протяжении 20 лет. Под его руководством университет стал ведущим среди университетов Британии в области сотрудничества с бизнесом, причем особое внимание в деятельности университета уделялось трудоустройству выпускников.

В обзоре отмечалось, что университеты и бизнес в настоящее время стоят перед лицом больших изменений, которые происходят в связи с глобализацией и реформами высшего образования во всех странах Европейского союза. По сравнению с началом

2000-х годов в сотрудничестве между университетами и бизнесом произошли значительные перемены, как в количественном, так и в качественном отношениях. Эти изменения стимулировались не только правительственными инициативами в области финансирования, но и растущим осознанием предпринимателями того факта, что университеты играют ключевую роль в поставке высококвалифицированных специалистов на рынки труда, располагают исследовательскими базами мирового уровня, имеют опыт инновационной деятельности. Развитие сетей взаимодействия между вузами и бизнесом служит основой сотрудничества и получения доступа к «внешним» знаниям, снижает возможности риска и лучше распределяет инвестиционные затраты. Такие сети неизбежно должны включать в себя университеты. Современная экономика характеризуется не столько жизнеспособностью своих рынков, сколько эффективностью и жизнеспособностью своих «сетей» (38).

Многие британские университеты уже активно сотрудничают с бизнесом в подготовке своих студентов по определенным, необходимым в данном регионе специальностям. Помимо Харт-фордширского университета, это Эдинбургский университет (University of Edinburgh), где бизнес-школа готовит не просто финансистов, а профессионалов в узких областях, например финансовая деятельность в сфере экологии. В Университете Голдсмит (Goldsmith university) создан Институт предпринимательства в области культуры и творчества (Institute of creative and cultural entrepreneur-ship). В рамках этого направления преподаются постдипломные программы - магистратура и PhD, в основном адресованные учащимся, имеющим опыт работы в соответствующих областях и желающим создать собственный бизнес. В идеале студенты еще до окончания обучения могут это сделать.

Школа информатики университета Сити (City university of London) предоставляет возможность шестимесячной практики в рамках курса обучения в магистратуре по направлению компьютерных технологий. В бакалавриате все программы могут включать и годичную практику, когда студенты работают на условиях полной занятости и получают зарплату. Университет, расположенный в деловом центре Лондона, организует встречи студентов с представителями компаний, приглашает лекторов из секторов реальной экономики (25).

Однако все еще остается значительное число университетов, которые занимаются лишь академической подготовкой своих сту-

дентов, не увязывая ее с последующей практической деятельностью. Те университеты, которые не налаживают связи с бизнесом, рискуют утратить свою привлекательность, что, безусловно, снизит возможность устройства на работу их выпускников и отрицательно повлияет на региональную социально-экономическую ситуацию.

* * *

В процесс преобразований, охвативший рынки труда различных стран мира и, конечно, Великобританию, втягиваются все новые отрасли экономики и все новые профессии. Перед политическими силами страны, формирующими экономический курс на перспективу, уже давно возникла проблема резкого сокращения рабочих мест «синих воротничков»: стремительно сокращаются традиционные места на сборочных линиях и в цехах судоверфей, авиационных и автомобильных заводов, на предприятиях агропромышленного комплекса. Однако кризис 2008-2009 гг. способствовал тому, что сегодня пришла очередь и «белых воротничков»: их избыточность обнаруживается в производственной инфраструктуре, в финансовых учреждениях и даже в сфере услуг и информационных технологий, где еще совсем недавно шел процесс создания новых рабочих мест и где, казалось, занятость можно было считать гарантированной на десятилетия вперед. Обнаружился избыток предложений специалистов одних профессий и квалификаций и недостаток других. Вот почему так важно, чтобы политика правительства как Соединенного Королевства, так и других стран в области профессионального образования была нацелена на удовлетворение потребностей рынка труда.

Список литературы

1. Британия намерена ограничить иммиграцию из Европы / BBC Русская служба. - 2013. - 27 ноября. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/ 2013/11/131127_cameron_eu_uk_migrants_new_rules.shtml

2. Глобальные тенденции занятости среди женщин / Международное бюро труда. - Женева, 2008. - Март. - 37 с.

3. Девять из десяти рабочих мест, созданных в Великобритании в прошлом году, были заняты иностранными гражданами / News Street. - 2011. - 31 августа. -Режим доступа: http://www.newsstreet.ru/blog/222.html

4. Иммигрантов в Британии ждет новый тест на гражданство / BBC Русская служба. - 2013. - 28 января. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/ uk/2013/01/130128_uk_new_immigration_test.shtml

5. Королёва А. Англия отказывается от иммигрантов // Эксперт online. - 2013. -8 мая. - Режим доступа: http://www.expert.ru/2013/05/8/angliya-otkazyvaetsya... migrantov/.. ./more_gallerie

6. Лейбористы Британии признали ошибки в вопросах миграции // BBC Русская служба. - 2012. - 22 июня. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/ 2012/06/120622_miliband_britain_immigration.shtml

7. Сравнение рынков труда Великобритании и Франции // Migracia.info. -2011. - 3 марта. - Режим доступа: http://www.migracia.info/tyrud/273-sravnenie-rynkov-truda-velokobritanii-i-fransii.html

8. Черноморова Т.В. Великобритания: Социальная политика и вызовы глобализации // Глобализация и социальная политика развитых стран: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН; Отв. ред. и сост. С.Я. Веселовский. - М., 2008. -С. 182-226.

9. Черноморова Т.В. Влияние глобализации на распределение доходов, неравенство в сфере трудa и уровень бедности // Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН; Отв. ред. и сост. С.Я. Веселовский. - М., 2012. - С. 8-54.

10. Черноморова Т.В. Рынок труда, занятость и безработица в Великобритании в начале ХХ1 в. // Глобализация рынков труда: Динамика, проблемы, перспективы: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН; Отв. ред. и сост. С.Я. Веселовский. - М., 2010. - С. 104-146.

11. Эрман Г. Как страны ЕС решают проблему молодежной безработицы // LB.ua. -2013. - 28 мая. - Режим доступа: http://www.economics.lb.ua/business/2013/05/ 28/202063_molodezh_es_bez_raboti_delayut

12. An initial formative evaluation of best market solutions: Evidence report / UK Commission for employment and skills. - 2012. - September. - Mode of access: http://www.ukces.org.uk/publications/er59-formative-evaluation-best-market-solutions

13. Britain at work in the reign of Queen Elizabeth II: Work audit / Chartered institute of personnel and development. - 2012. - February. - 9 p. - Mode of access: http://www.cipd.co.uk/binaries/5758workauditWEB.pdf

14. Changes in the UK economic structure. - 28 p. - Mode of access: http:// www.theredhillacademy.org.uk/pluginfile.php/7036/mod_resource/content/0/chang es_in_th_UK_economy.pdf

15. Drinkwater S., Blackaby D. Migration and labour market differences: The case of Wales / Institute for the study of labor. - Bonn, 2004. - August. - 51 p. - (Discussion paper; N 1275). - Mode of access: http://ftp.iza.org/dp1275.pdf

16. East European immigration expected to continue. - Mode of access: http://www. compas.ox.ac.uk/publications/coverage/220706%20Ruhs.pdf (Дата посещения: 11.01.2014.)

17. Education at a glance 2013. OECD Indicators. Country note: United kingdom / OECD. - 10 p. - Mode of access: http://www.oecd.org/edu/United%20Kingdom_ EAG2013%20Country%20Note.pdf

18. Employment Monitoring report: Home office and its executive agencies 20122013. - 154 p. - Mode of access: https://www.gov.uk/government/uploads/system/ uploads/attachment_data/file/276606/EMR201213.pdf

19. ERM Report 2007: Restructuring and employment in the EU. The impact of globalization / European foundation for the improvement of living and working conditions. - Luxembourg: Office of official publications of the European Communities. - 2007. - 109 p.

20. Global employment trends 2013: Recovering from a social jobs dip / ILO. - 2013. -January. - 140 p. - Mode of access: http://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-employment-trends/2013/WCMS_202326/lang--nl/index.htm

21. Global employment trends 2014: Risk of a jobless recovery? / ILO. - 2014. - January. -120 p. - Mode of access: http://www.ilo/org/global/research/global-report/global-employment-trends/2014/lang///en/index.htm

22. Global wage report 2012/2013: Wages and equitable growth. - Mode of access: http://www.ilo.org/global/research/global-reports/global-wage-report/lang--en/ index.htm

23. Helping people to find and stay in work / Department for work and pensions and HM treasury. - 2014. - 12 March. - Mode of access: http://www.gov.uk/ government/policies/helping-people-to-find-and-stay-in-work

24. Higgins A. How and why does the employment structure of the UK change over time? - 2013. - 10 April. - Mode of access: http://prezi.com/o9umzdjm6g67/how-and-why-does-the-employment-structure-of-the-uk-change-over-time/

25. Hoare A., Corver M. The regional geography of new young graduate labour in the UK // Regional studies. - L., 2010. - Vol. 44, N 4. - P. 477-494.

26. Jobs and growth: Analytical and operational consideration of the fund / IMF. -Washington, 2013. - 94 p.

27. Labour market outlook: Autumn 2013: Survey report / CIPD. - Mode of access: http://www.cipd.co.uk/hr-resources/survey-reports/labour-market-outlook-autumn-2013.aspx http://www.cipd.co.uk/.../6394 LMO Autumn

28. Labour market profile: London / Office for national statistics. - Mode of access: http://www.nomisweb.co.uk/reports/lmp/gor/2013265927/report.aspx?town=London

29. The Labour market: Working it: The striking recovery in the labour market, and a problem for Mark Carney // The economist. - L., 2014. - Vol. 410, N 8871, January 25. - P. 31-32. - Mode of access: http://www.economist.com/news/britain/ 21594988-striking-recovery-labour-market-and-problem-mark-carney-working-it

30. Lam P. 5 changes in the UK economics structure. - 2006. - 8 p. - Mode of access: http://www.pat-lam.com/wp-content/uploads/2006/05/Changes%20in%20the%20UK% 20Economics%20Structure.doc

31. Lindley J. The over-education of UK immigrants and minority ethnic groups: Evidence from the Labour force survey // Economics of education review. - Sheffield, 2009. - N 28. - P. 80-89.

32. London labour market projections. - Mode of access: http://www.London.gov.uk/ sites/default/file s/llmp .pdf

33. Making the labour market more flexible, efficient and fair / Department for business, innovation and skills. - 2013. - October. - Mode of access: https://www.gov. uk/government/policies/making-the-labour-market-more-flexible-efficient-and-fair

34. Mason G., Nohara H. How well-rewarded is inter-firm mobility in the labour market for scientists and engineers? New evidence from UK and France // Economics of innovation a. new technology. - L.: Routledge, 2010. - Vol. 19, N 5. - P. 459-480.

35. Migrants in the UK: Their characteristics and labour market outcomes and impacts / Department for work and pensions. - 2002. - December. - 24 p. - Mode of access: http://www.irr.org.uk/pdf/migration_management.pdf

36. Migrants' road to UK integration / BBC News. - 2007. - 29 May. - Mode of access: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/6700345.stm

37. OECD better life index: United Kingdom / OECD. - Mode of access: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/united-kingdom-ru/-

38. OECD Review: Skills beyond school: Background report for England / UK Commission for employment and skills. - 2013. - February. - 83 p. (Briefing paper). -Mode of access: http://www.ukces.org.uk/assets/ukces/docs/publications/briefing-paper-oecd-background-report-england.pdf

39. On the road: Education and race // The economist. - L., 2013. - Nov. 16, Vol. 409, N 8862. - P. 32.

40. Pigs can fly: European immigration // The economist. - L., 2013. - Nov. 16, Vol. 409, N 8862. - P. 30.

41. Private sector employment indicator: Quarter 2 (May-July) 2013 / Department for business, innovation and skills. - 2013. - October. - Mode of access: https:// www.gov.uk/government/publications/private-sector-employment-indicator-may-to-july-2013

42. Shaheen F. How does immigration actually affect the UK labour market? / The NEF blog. - 2013. - 18 October. - Mode of access: http://www.neweconomics.org/ blog/entry/how-does...

43. Skills and employment in London: London labour market (2007/08). - Mode of access: http://www.londonmet.ac.uk/londonmet/library/t78325_3.pdf (Дата посещения: 05.09.2013.)

44. Smertherham C., Fenton S., Modood T. How global is UK academic labour market? // Globalization, society and education. - L., 2010. - Vol. 8, N 3. - P. 411428.

45. Spence A. Labour market / Office for national statistics; Social trends 41. - 2011. -25 p. - Mode of access: www.ons.gov.uk/.../social-trends.../social-trends/social-trends-41/social-trends -41 —labour-market.pdf

46. Statistical bulletin: Regional labour market statistics, January 2014 / Office for national statistics. - Mode of access: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/subnational-labour/regional-labour-market-statistics/january-2014/stb-regional-labour-market-january-2014.html

47. UK receives more than 400000 migrants. - Mode of access: http://www. politics.guardian.co.uk/print/0,,329559060-110247,00.html (Дата посещения: 08.12.2013.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Understanding occupational regulation: Evidence report 67 / UK Commission for employment and skills. - 2013. - March. - Mode of access: http://www. ukces.org.uk/publications/er67-understanding-occupational-regulation

49. World of work report 2013: Snapshot of the UK / ILO. - 2013. - 3 June. - 3 p. -Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/ documents/briefingnote/wcms_214389.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.