Научная статья на тему 'КРИЗИС ТЕКСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

КРИЗИС ТЕКСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / КРИЗИС ТЕКСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Розова Ольга Андреевна

Статья ставит своей целью провести анализ влияния информации на современное общество. Затрагиваются проблемы, возникающие в новом социуме. Особое внимание уделяется визуальному контенту как основному способу восприятия и усвоения информации. Автор объясняет это тем, что традиционные подходы являются недостаточно эффективными. Обобщаются мысли о повсеместной визуализации и информатизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A READING CRISIS

In this article the influence of information is analysed. Some problematic aspects of informationoriented society are touched upon. The role of visualization in human perception of information is discussed. Traditional information representation approaches are displayed as insufficient. Conclusions concerning the global visualization are drawn

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ТЕКСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.032

Розова Ольга Андреевна

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

г. Санкт-Петербург, РФ

КРИЗИС ТЕКСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация

Статья ставит своей целью провести анализ влияния информации на современное общество. Затрагиваются проблемы, возникающие в новом социуме. Особое внимание уделяется визуальному контенту как основному способу восприятия и усвоения информации. Автор объясняет это тем, что традиционные подходы являются недостаточно эффективными. Обобщаются мысли о повсеместной визуализации и информатизации общества.

Ключевые слова:

Образование, информация, кризис текстовой культуры.

Rozova Olga A,

Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation,

Saint Petersburg, Russia

A READING CRISIS Abstract

In this article the influence of information is analysed. Some problematic aspects of information-oriented society are touched upon. The role of visualization in human perception of information is discussed. Traditional information representation approaches are displayed as insufficient. Conclusions concerning the global visualization are drawn.

Keywords

Education, information, reading crisis.

Говоря об обучении в гуманитарных науках, необходимо упомянуть о том, что оно базируется на книжной культуре и традиционно построено на текстах. Однако современный подход формирует у студентов другое отношение к тексту как к источнику информации. Многие из них не имеют навыка «медленного чтения» и не склонны добывать смысл, скользя по поверхности, выхватывая всего 20% текста. Сегодня развитие социума, его материальных компонентов, а также постоянно растущий объем информации оказали большое влияние на наш образ мышления и, следовательно, на язык повседневного общения. Родной язык— очень гибкий, тонкий инструмент. Чтобы говорить на нем полнозвучно, выразительно и свободно, необходимо уделять ему внимание, отрабатывать, доводить до тонкостей, а не обращаться к нему штампованными выражениями только в узкоутилитарных целях.

Важно понимать, что слабое знание родного языка сегодня может отразиться слепым копированием на иностранном завтра. Последний, в свою очередь, попадет под инерцию механического перевода, превратится в банальный словесный код, станет бледной копией оригинала. В сущности, оба языка могут и должны быть органично связаны. В этом и есть проявление высшей лингвистической виртуозности [1].

Так, слово есть одно из самых естественных и распространенных способов передачи мысли.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

Однако рассуждая об актуальности фундаментального образования в области лингвистики, необходимо обратить внимание на то, что человечество вступило в эпоху безмятежного цифрового потребления, и отношение к языку серьезно изменилось. Помимо бесспорных достоинств, информатизация общества имеет и существенные недостатки. А именно, мы перестали «приобретать знания, обладать ими и использовать их» [2, с. 23]. Компьютерные технологии и рутина развлечений с пассивным потреблением звуковых и зрительных впечатлений во многом упростили не только ткань нашей жизни, но и язык повседневного общения, сделав его поверхностным. У большинства молодых людей, существующих в цифровую эпоху, и утративших свою индивидуальность, возникает все меньше потребностей в построении образной и выразительной речи.

Очевидно, являясь людьми визуальной культуры, современные студенты постоянно вовлечены в использование Интернета, цифровых технологий и социальных сетей. Это ведет к быстрому поиску нарезанной, готовой к употреблению информации, к потреблению вместо освоения. Возникает низкий уровень читательской компетентности, уменьшается коэффициент общей эрудиции, появляется функциональная безграмотность. К тому же, новые требования к упаковке материала, а также снижение авторитета преподавателя, приводят к попытке подорвать власть оценивающего.

Понятно, что сегодня наличие знаний и навыков по работе с информацией становится важным для полноценного существования, деятельности и адаптации к постоянно меняющимся условиям. Отметим, однако, что для включения личности в современную человеческую цивилизацию, критичным является не только овладение знаковой грамотностью, но и чтением, считает Т. В. Черниговская [3]. Вместо постепенного развития мелкой моторики и когнитивной компетентности, компьютерные программы перескакивая через этапы, игнорируя психофизиологию развивающегося ребенка, нивелируя индивидуальность механическими тестами, ускоряют то, что ускорять нельзя. Это не может быть нейтральным для формирующейся личности. К тому же, возникает вопрос: представляет ли сегодня школа выгодные условия для общего когнитивного развития индивида? Мы разделяем представление о том, что чрезмерная интенсификация, большая нагрузка учителей и нерациональная организация процесса обучения приводят к тому, что большое количество детей не одинаково владеют навыками чтения и письма на уровне требований образовательной организации и в установленные сроки. Т. В.Черниговская подчеркивает, что по данным НИИ возрастной физиологии РАО, более 40 % учащихся заканчивают начальную школу с трудностями обучения [3].

В целом, в век быстрых скоростей и компьютерных технологий не требуется поддерживать высокий уровень мыслительной активности, памяти и интеллектуальной работоспособности. Понятно, что в цифровую эпоху языковые изменения выходят за рамки не по «законам природы». Постоянно растущий объем информации оказывает негативное влияние на образ мышления и на язык общения. То, что люди являются думающими существами— фундаментальный факт. Однако сегодня они не затрудняют себя выбором подходящих слов и построением органично связанной речи. Она незаметно теряет свое обаяние, становясь пассивной, поверхностной и небрежной. Несомненно, задача преподавателя состоит в усилении интереса к своему предмету, в стимулировании к непрекращающейся, самостоятельной, умственной деятельности. Ступени самоутверждения обучающихся могут просматриваться через призму их принципов, убеждений и поведения. Важным является укрепление своего социального статуса в равном сотрудничестве с другими. Необходимо перестать чувствовать себя ниже остальных в интеллектуальном отношении и научиться получать удовлетворение от учебы без проявления психологической защиты, служащей оправданием стиля жизни [4].

В конечном счете, для восприятия любого предмета необходима, прежде всего, сосредоточенная, систематическая, самостоятельная работа. Современные учебники направлены на

написание контрольных тестов и сдачу будущего ЕГЭ, а не на получение реальных знаний и выполнение трудоемкой умственной программы. Они все еще полны недочетов и привычных педагогических предрассудков. Кроме того, их невозможно освоить без дополнительных занятий на основании хорошего грамматического материала и практических наблюдений. Как только обучающийся поймет, в чем его субъективный языковой интерес, первый шаг к реализации основательного, а не условного знания будет сделан [5] .

Еще раз подчеркнем, что проблема осознания необходимости непрерывного самостоятельного вклада с целью получения дополнительных знаний, должна решаться каждым лично для себя. Без накопленного интеллектуального багажа, мыслить глубоко и системно в будущем, невозможно. Подумаем, так ли безобидны в учебном процессе информационные технологии? Очевидно, что до настоящего времени этот вопрос остается дискуссионным.

Список использованной литературы:

1. Маршак С. Я. В начале жизни. М.: Издательство АСТ, 2017. — 219 с.

2. Тулмин, Стивен. Человеческое понимание. /Пер. с английского З.В.Кагановой. М.: Прогресс, 1984. — 328 с.

3. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. М.: Языки славянской культуры, 2013. - 448 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб.: Питер, 2001. — 608 с.

5. Фромм, Эрих. Человек для себя/ Эрих Фромм; [пер. с англ. А.Александровой]. - Москва: Издательство АСТ, 2018. — 320 с.

© Розова О.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.