Научная статья на тему 'КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОНТАЖ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОНТАЖ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / профессиональное образование / педагогика / профессия / трансформация образования / профессиональный этос / кризис образования / кризис профессий. / personality / professional education / pedagogy / profession / transformation of education / professional ethos / crisis of education / crisis of professions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоронько Любовь Яковлевна, Бойчук Сергей Сергеевич

Статья посвящена проблеме трансформации современного социального и педагогического пространств под влиянием деконструкции профессий, профессионального этоса и личности профессионала. Особое внимание уделено проблеме изменения образовательного пространства. Показано, что необходимым следствием отмены профессии как судьбы и призвания становится демонтаж личности профессионала, понимаемой в качестве главной цели профессионального образования и становления: вместо разносторонне развитого интеллектуала или специалиста главным востребованным персонажем новой реальности становится идеальный потребитель и безотказный работник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRISIS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND DISMANTLING THE PROFESSIONAL’S PERSONALITY IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to the problem of the transformation of modern social and pedagogical spaces under the influence of the deconstruction of professions, professional ethos and the personality of a professional. Particular attention is paid to the problem of changing the educational space. It is shown that a necessary consequence of the abolition of the profession as a destiny and vocation is the dismantling of the personality of a professional, understood as the main goal of professional education and development: instead of a diversified intellectual or specialist, the ideal consumer and trouble-free worker becomes the main demanded character of the new reality.

Текст научной работы на тему «КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОНТАЖ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 37.013.79

001: 10.24412/2079-9152-2022-55-40-45

КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕМОНТАЖ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Хоронько Любовь Яковлевна,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: kenho@mail.ru

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»,

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Бойчук Сергей Сергеевич, кандидат философских наук, e-mail: overbaring@mail.ru ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет им. Владимира Даля», г. Луганск, ЛНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме трансформации современного социального и педагогического пространств под влиянием деконструкции профессий, профессионального этоса и личности профессионала. Особое внимание уделено проблеме изменения образовательного пространства. Показано, что необходимым следствием отмены профессии как судьбы и призвания становится демонтаж личности профессионала, понимаемой в качестве главной цели профессионального образования и становления: вместо разносторонне развитого интеллектуала или специалиста главным востребованным персонажем новой реальности становится идеальный потребитель и безотказный работник.

Ключевые слова: личность, профессиональное образование, педагогика, профессия, трансформация образования, профессиональный этос, кризис образования, кризис профес-

Для цитирования: Хоронько Л.Я. Кризис профессионального образования и демонтаж личности профессионала в современном мире / Л.Я. Хоронько, С.С. Бойчук // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2022. -

%.......£

Вып. 55. - С. 40-45.

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-40-45

%.......&

Постановка проблемы. Современ- пропастью перемен, в своем прыжке разный контекст и ключевой фактор разви- менивая не мили, а бифуркационные точ-тия высшего образования - глобализиру- ки. При этом современный кризис обра-ющийся мир. Профессиональное образо- зования связан с общечеловеческим кри-вание как социокультурный феномен в зисом модерна как глобальной парадиг-условиях глобализации необходимо пре- мы развития. Мировая статистика упрямо бывает в транзитивном состоянии над фиксирует, что значительная часть вы-

пускников высших учебных заведений спустя год после окончания университета оказывается на малоквалифицированных должностях, для которых такой высокий уровень подготовки является излишним. Причина этого явления заключается в изменениях на рынке труда. Современная экономика постоянно создает новые виды работ и профессий, которые нуждаются в высококвалифицированных дипломированных специалистах. Сложность заключается только в том, что этих специалистов еще никто не готовит: система образования как социальный институт мало чем отличается от армейского штаба: учителя, как и генералы, слишком часто готовятся к прошедшим войнам. Поэтому вместо того, чтобы рассчитывать на хорошо оплачиваемые, престижные должности, большинство молодых людей с высшим образованием обречено на работу, не только не требующую высокой квалификации, но и обрекающую их на длительную социальную фрустрацию. В то же время на новые престижные рабочие места трудоустраиваются люди без соответствующего образования.

Анализ актуальных исследований. Проблема трансформации и формирования новой антропо-педагогической реальности [7] и экзистенциальных вызовов современности в условиях глобализации, цифровизации, потери современной школой авторитета и кризиса легитимности трансляция знаний относятся к наиболее актуальным темам современности.

Неодобрительные оценки современной системы образования стали необходимым элементом дискурса, можно говорить даже о формировании отдельного литературного жанра, посвященного критике образования, предлагаемого всем в качестве дешевого товара, а часто и в виде фальшивой драгоценности. Среди многообразия работ, посвященных феномену новой антропо-педагогической реальности, особо следует выделить сочинения Ж. Бодрийяра, показывающего как в современной процессии симулякров

исчезает все реальное, а университет становится нефункциональным в социальным институтом, не способным проявлять себя на рынках труда и занятости, потеряв культурную сущность и конечную цель познания [6]; констатирующие эссе У. Эко, представляющего убедительный анамнез нового средневековья с измененными структурами памяти, системами фиксации знаний, новыми иерархиями, символическими реальностями и языками их описания [23]; исследование Г Стендинга, изменившего представление о современном мире через введения в научный дискурс понятия прека-рита, то есть социального класса, обреченного жить в пространстве риска и без социальных и финансовых гарантий [17].

Также актуальные вопросы современного профессионального образования в контексте ключевых вызовов цифровой современности рассматриваются в следующих исследованиях: проблемы дегу-манизирующих практик модерной цивилизации при необходимости актуализации человеческого потенциала [8], особенности личностно-ориентированного подхода к реализации профессионального образования в условиях становления инновационной образовательной парадигмы [1; 9], педагогика сотрудничества в профессиональном образовании как средство преодоления отчуждения и метод формирования личности профессионала [2], применение инновационных технологий профессионального образования в глобализирующемся социуме [5], поиск новых форм и методов открытия творческого потенциала личности будущего профессионала [3; 14; 15; 19], решение взаимодействия между системой профессионального образования и рынком труда [12; 20].

При этом наиболее актуально звучит вопрос об адаптации личности выпускника к сложном реальности мира, в котором этой личности с приобретенным набором компетенций чаще всего не находится места [4; 7; 10]. Особое значение данный

вопрос приобретает в ситуации трансформации образовательных стратегий и антропологических моделей в результате цифровизации и глобализации образования. Также исследователи обращают внимание на особую роль культурных смыслов профессионального образования, призванных преодолеть ограниченность и функциональность профессиональных навыков без «освещения» большими значениями и ценностями культуры [11; 21; 22]. «Мозаика смыслов постчеловека» в профессиональном образовании [13] становится ключевым фактором преодоления кризисных явлений и средством обеспечения преемственности образования [16].

Цель статьи заключается в анализе ключевых тенденций новой образовательной и антропологической реальности, содержание которой определяется кризисом профессионального образования и демонтажем личности профессионала в современном мире.

Изложение основного материала. Как правило, в научной литературе выделяются следующие черты и долгосрочные тенденции развития образования, определяющие собой сущность и содержание его кризиса: крайнее обострение глобальных проблем, решение которых не возможно на основе существующих парадигм развития, а предполагает качественное преобразование техногенного идеала Модерна и Просвещения, который видит цель в преобразующем воздействии на природу и социум; смена способов и моделей передачи социального и культурного опыта между поколениями в результате торжества новых информационных систем; формирование колоссального межпоколенческого разрыва, поставившего под вопрос традиционную модель педагогики и ценности знания как такового; смена эпистемологических установок и гносеологических стратегий через отказ от культа рационального и позитивного познания; переход от научного изучение действительности к ее об-

щекультурному познанию (постижение реальности с помощью обыденного, художественного, мифологического, религиозного и других способов познания); кризис научного знания смена парадигм науки; развитие информационных технологий и становление единого информационного пространства, преобразующего не только социальную систему, но и антропологию; глобальное и региональное взаимодействие потоков знаний, людей, идей [7; 18; 23].

В докладе Ж. Делора «Образование -сокрытое сокровище» еще в 1996 г. были четко сформулированы основные семь противоречий, которые являются следствием изменений технологического, экономического и социального характера, охвативших современный мир в результате торжества глобализационных процессов. Данные противоречия - это противоречия «между глобальным и местным, всеобщим и частным, традициями и современностью, духовным и материальным, долгосрочными и конъюнктурными соображениями, необходимостью конкуренции и идеалом равенства возможностей, ростом объема знаний и нашей способностью их усвоить» [23, с. 116]. Из перечисленного выше с логической необходимостью следует вывод о том, что современный кризис образования носит не только глобальный, но и системный характер, «то есть затрагивает не отдельные стороны, а всю архитектонику мирового устройства, все аспекты материальной и духовной культуры мирового развития, когда глобализация никому не оставляет шансов наблюдать со стороны за происходящими событиями» [18, с. 5].

В современном мире технологии выступают главной преобразующей силой, а экономика подчиняет себе социальность, превращая в товар все социальные отношения и подчиняя маркетинговым стратегиям все пространства общественного бытия. Поэтому экономико-технологический фактор в таких условиях оказывается ведущим. Прежде всего, в глобаль-

©

ной системе произошел переход национальных экономик замкнутого типа к открытым глобальным формам, сформированное единое мировое экономическое пространство позволяет капиталам и рабочей силе свободно пересекать любые границы. Именно по причине исчезновения границ под давлением экономики и технологий формируется пространство международного образования, образования, построенного по принципу конструктора с взаимодополняющими блоками и автономными модулями.

За кулисами этого процесса стоит не просто смерть университета и его «разлагающийся труп», а настоящая измена идеалам Просвещения. Сущность последних заключается в том, что каждый должен был выйти из состояния несовершеннолетия и иметь мужество пользоваться собственным умом. При этом, приобретая новые знания, человек совершенствовал себя и окружающий мир, приближал царство разума. Однако разум проиграл битву коммерции, бизнес-модель заменила собой знание как ценность и императив развития. В современных условиях университеты стали игроками на рынке, соревнуясь за внимание клиентов, проводя таргетированные маркетинговые кампании, предлагая более комфортные условия жизни в общежитиях.

Вместе с идеалами и фундаментальными принципами преобразовывается и само содержание образования. Наиболее удачно и красноречиво суть данных изменений сформулировал Сильвио Берлускони (в момент произнесения этих слов занимавший пост премьер-министра Италии): все, что необходимо знать студенту исчерпывается «тремя i»: inglese, internet, impresa (английский язык, интернет, предпринимательство) [17, с. 126-127]. Закономерным итогом такого целепола-гания является ориентация университетов на подготовку вместо разносторонне развитого интеллектуала или специалиста обладающего широкими знаниями иде-

ального потребителя и будущего безотказного работника.

Как показал Г. Стэндинг: в результате полномасштабных изменений в организации занятости (прежде всего, речь идет о распространении удаленной формы работы и торжестве функциональной гибкости) и глобальных социальных трансформаций общества позднего капитализма человек остается вне этоса и социальности профессионального служения [17, с. 118-119]. Кроме того, современные тенденции и принципы построения труда через отсутствие гарантий занятости, гарантий рабочего места, с одной стороны, и отсутствия у большинства работающих гражданских, социальных, культурных, экономических прав (по сравнению с остальными гражданами) привели к тому, что «людям стало труднее контролировать и развивать свой профессиональный потенциал» [17, с. 74]. Прежде всего, это выражается в урезании пространства профессиональной карьеры, росте краткосрочных работ, не позволяющих развивать компетенции и навыки, рождении псевдопрофессий, затруднении продвижения по лифтам социальной мобильности.

Выводы. Таким образом, современный мир радикально изменил пространство труда и профессионального образования, поставив вопрос о сохранении данных феноменов. Процессы становления прекариата, трансформации рабочего времени и места, изменение рынка труда привели к деконструкции профессий и демонтажу профессионального этоса как формы группового и индивидуального самосознания. Необходимым следствием отмены профессии как судьбы и призвания становится демонтаж личности профессионала, понимаемой в качестве главной цели профессионального образования и становления: вместо разносторонне развитого интеллектуала или специалиста главным востребованным персонажем новой реальности становится идеальный потребитель и безотказный работник.

©

Поэтому фундаментальным вызовом современному профессиональному образованию становится сохранение и развитие культурного многоголосия личности, вобравшего в себя смыслы и ценности, которые раскрывают собственную профессию как высокое служение и призвание.

1. Абросимова М.А. Особенности лич-ностно-ориентированного профессионального образования / М.А. Абросимова // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2022. - Т. 3. - №3. - С. 199208. ГОГ: 10.54158/27132838_2022_3_3_199.

2. Авдеева Н.А. Развитие сотрудничества в профессиональном образовании / Н.А. Авдеева, Т.И. Аравина // Педагогика и просвещение. - 2022. - №1. - С. 88-102. ГОГ: 10.7256/2454-0676.2022.1.37656

3. Барабашкина Е.В. Педагогический кванториум как средство создания инновационного образовательного пространства / Е.В. Барабашкина, А.А. Трифанова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №74-1. - С. 2628.

4. Баркова В.В. Идеи образования и его культурные смыслы / В.В. Баркова, В.С. Ци-лицкий. - Челябинск: Индра, 2019. - 233 с.

5. Баркова В.В. Инновационные технологии профессионального образования в глобализирующемся социуме / В.В. Баркова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2022. - №1 (33). - С. 42-49.

6. Бодрийяр Ж. Растущий труп /Ж. Бод-рийяр // Симуляции и симулякры. - Москва : Издательский дом «ПОСТУМ», 2016. -С. 196-202.

7. Бойчук С.С. Новая образовательная и антропологическая реальность в условиях глобализации и кризисов модерна / С.С. Бой-чук // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сб. научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 7-12.

8. Борисов С. В. Аксиология образования: «ищу человека!» / С.В. Борисов // Философия образования. - 2012. - № 5 (44). - С. 69-77.

9. Горбунова Н.В. Личностно-ориенти-рованный подход к реализации профессионального образования в условиях становления инновационной образовательной парадигмы / Н.В. Горбунова // Проблемы современного

педагогического образования. - 2020. - №682. - С. 80-82.

10. Дерий И.А. Генезис понятия адаптации в контексте социального развития личности будущего учителя / И. А. Дерий // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сб. научных работ. - 2020.

- Вып. 51. - С. 7-12.

11. Загребин С.С. Культурологические аспекты развития профессионального образования / С. С. Загребин // Инновационное развитие профессионального образования. -2016. - № 4 (12). - С. 9-11.

12. Исманалиева Ж.А. Профессиональное образование и рынок труда / Ж.А. Исманали-ева, З.С. Асанбекова, Ж.Д. Абдуллаева // Бюллетень науки и практики. - 2022. - №3. -С. 305-310.

13. Прилукова Е.Г. Мозаика смыслов постчеловека в профессиональном образовании / Е. Г. Прилукова // Инновационное развитие профессионального образования. - 2022.

- №1 (33). - С. 27-32.

14. Приходченко Е.И. Развитие профессионально-творческой активности будущих специалистов / Е.И. Приходченко // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сб. научных работ. - 2020. -Вып. 51. - С. 35-38.

15. Приходченко Е.И. Использование латерального мышления для развития креативной личности студента / Е.И. Приходченко, Н.Н. Капацина // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сб. научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 2023.

16. Скафа Е.И. Методологические основы преемственности в обучении начальной и основной школы / Е.И. Скафа, А.Н. Романяк, Н.А. Бабенко // Дидактика математики: проблемы и исследования : Междунар. сб. научных работ. - 2020. - Вып. 52. - С. 28-35.

17. Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Г. Стендинг. - Москва : Ад Мар-гинем Пресс, 2014. - 328 с.

18. Тихомирова Н.В. Глобализация образования: новая ответственность университетов и преподавателей для устойчивого развития /Н.В. Тихомирова // Статистика и экономика. - 2014. - №3. - С. 3-7.

19. Федюковский А.А. Профессия и профессиональное образование / А.А. Федюковский //ЕЕ&1. - 2016. - №3. - С. 55-58.

20. Филатова О.Н. Дуальное обучение как ведущий вектор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И. Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 289-291.

21. Ходусов А.Н. Фундаментализация профессионального образования / А.Н. Ходу-сов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. -№3 (43). - С. 140-147.

22. Цапов В.А. Принципы формирования мировоззрения у цифрового поколения будущих учителей математики / В.А. Цапов // Дидактика математики: проблемы и исследования: Междунар. сборник научных работ. - 2021. - Вып. 53. - С. 57-62.

23. Эко У. С окраин империи. Хроники нового средневековья / У. Эко. - Москва : Издательство АСТ: CORPUS, 2021. - 480 c.

THE CRISIS OF PROFESSIONAL EDUCATION AND DISMANTLING THE PROFESSIONAL'S PERSONALITY IN THE MODERN WORLD

Khoron'ko Lyubov',

The Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Bojchuk Sergei, Candidate of Philosophy Sciences, Vladimir Dahl Lugansk State University, Lugansk, LPR

Abstract. The article is devoted to the problem of the transformation of modern social and pedagogical spaces under the influence of the deconstruction of professions, professional ethos and the personality of a professional. Particular attention is paid to the problem of changing the educational space. It is shown that a necessary consequence of the abolition of the profession as a destiny and vocation is the dismantling of the personality of a professional, understood as the main goal ofprofessional education and development: instead of a diversified intellectual or specialist, the ideal consumer and trouble-free worker becomes the main demanded character of the new reality.

Keywords: personality, professional education, pedagogy, profession, transformation of education, professional ethos, crisis of education, crisis ofprofessions.

For citation: Khoron'ko L., Bojchuk S. (2022). The crisis of professional education and dismantling the professional's personality in the modern world. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 55, pp. 40-45. (In Russ., abstract in Eng.)

DOI: 10.24412/2079-9152-2022-55-40-45

Статья поступила в редакцию 02.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.