Научная статья на тему 'Кризис национальной идентичности и проблемы безопасности России'

Кризис национальной идентичности и проблемы безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
632
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / IDENTITY / NATIONAL IDENTITY / NATIONALISM / AXIOLOGICAL CRISIS / NATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ачкасов Валерий Алексеевич

Автор обращает внимание на то, что кризис национальной идентичности стал глобальным феноменом. Подобная ситуация опасна, поскольку в российском обществе сегодня нет даже признаков консенсуса по вопросам ценностей, на которых базируется национальная идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The crisis of the national identity and security problems in Russia

The author draws attention to the fact that the crisis of national identity has become a global phenomenon. In the paper is argued the thesis that such situation in Russia is dangerous, because contemporary Russian society has no even a sign of consensus about the values that underpin national identity.

Текст научной работы на тему «Кризис национальной идентичности и проблемы безопасности России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4

БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И РОССИЯ

В.А. Ачкасов

КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Автор обращает внимание на то, что кризис национальной идентичности стал глобальным феноменом. Подобная ситуация опасна, поскольку в российском обществе сегодня нет даже признаков консенсуса по вопросам ценностей, на которых базируется национальная идентичность.

Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, национализм, ценностный кризис, национальные ценности.

"В современной научной литературе, да и в политической практике вопрос об идентичности современного российского общества постепенно становится центральным", — констатируют уже в который раз российские исследователи1. В то же время заканчивается уже второе десятилетие реформ, а современное российское общество так и не смогло выработать общенациональной идеологии, сформировать значимые политические субъекты, преодолеть политический и социокультурный раскол. После распада СССР российская политическая и интеллектуальная элита не сумела понять, что помимо строительства новых политических институтов и рыночной экономики следует также создать или воссоздать государствообразующий миф и систему ценностей, на которых может основываться самоидентификация общества после такого перелома, каким были для России события рубежа 1980-1990-х гг. Однако справедливости ради отметим, что сегодня это не только российская проблема: кризис национальной идентичности стал глобальным феноменом. Известный британский социолог Э. Гидденс отмечает в связи с этим, что обретение идентичности в современном обществе является сложным процессом. Индивид в поисках идентичности сталкивается с рядом "дилемм самоопределения". Гидденс выделил четыре дилеммы такого рода: 1) унификация и фрагментация; 2) беспомощность (отсутствие возможностей) или их многообразие; 3) устойчивые авторитеты и самоопределение в условиях их отсутствия; 4) индивидуальный опыт или стандартизированное, уподобляемое товарному рынку поведение2.

1 Обновление России: трудный поиск решений. М., 1998, С. 72.

2 GiddensA. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, 1991.

Национальная идентичность становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле существования и социального действия, являясь своего рода компромиссом между испытываемой многими в условиях трансформационного кризиса социальной ненадежностью и острой потребностью в защищенности. И это не случайно, поскольку идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. В соответствии с субъективно определяемыми идентификациями человек организует и направляет свое поведение. Национальная идентичность выступает мощным фактором формирования этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с национальной общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе). А посему распространенность определенной групповой идентификации (в частности, национальной) может стать и одним из факторов прогноза возможного направления политического развития социума.

Национальная идентичность является прежде всего важнейшим средством легитимации и делигитимации политической власти в переходном обществе, поскольку она легитимирует деятельность национальных элит и создает необходимые предпосылки существования национального государства. Поэтому она даже более важна для государства, чем охраняемые границы, конституция, армия и другие институты. Процесс воспроизводства и сохранения национальной идентичности в мировоззренческой сфере, а в политической — отстаивание национальных интересов страны и ее народа составляют во многом то, что принято называть национализмом в широком смысле этого слова.

Легитимность в националистическом дискурсе "связана в основном с ответом на вопрос о том, насколько определенные институты правления представляют «народ» и служат его интересам; национализм — это риторика или дискурс, который используется для установления того, что именно представляет собой народ. Эта категориальная идентичность (национальная. — В.А.) конструируется при помощи дискурса национализма. В этом случае вызов предположительно нелегитимным правительствам может быть брошен от имени нации"3.

Известный американский политолог С. Верба отмечает в этой связи: "Если индивидуумы, которые в физическом и юридическом смысле являются членами данной политической системы (т.е. гражданами), не ощущают своей принадлежности к данной системе в психологическом смысле, возможности упорядоченного изменения системы невелики"4.

Действительно развал СССР, который был осуществлен без учета

3 Калхун К. Национализм. М., 2006. С. 240.

4 Цит. по: Шаран П. Сравнительная политология. Ч. II. М., 1992. С. 160.

воли советского народа, без соответствующих переговоров о границах новых независимых государств, легитимным назвать нельзя. Для россиян результатом распада стало "государство, которого никто не хотел" (Л. Дробижева). Следствием радикальных преобразований в организации пространства нашей страны явилось изменение коллективных представлений о нем, что привело к нарушению или даже к "потере" идентичности. Многие исследователи отмечают формирование в 1990-е гг. в России региональных мифов и идентичностей, что отражает процесс актуализации региональной самоидентификации граждан в условиях острого кризиса национальной идентичности.

«Я не знаю ни одного государства, — пишет польский исследователь Р. Траба, — которое не пыталось бы сплотить свое общество вокруг годовщин и дат, то есть позитивного послания, определенной системы ценностей, частью которого становится любая годовщина. Это естественная форма коммуникации с обществом, которое нуждается в направляющем знаке, чтобы сказать "Я поляк (русский, немец и т.д.), потому что..." — и дальше можно перечислить знаковые даты и события, позволяющие нам понять друг друга и провести черту между "своими" и "чужими"»5.

В то же время трудно найти страну, подобную России, в которой граждане столь серьезно расходились бы в понимании геополитической, социально-экономической, культурной специфики и роли своей Родины в оценке практически всех "знаковых" исторических событий и годовщин. Ни один из "национальных" праздников современной России, за исключением Дня Победы, не признается "своим" сколько-нибудь значительной категорией россиян.

Однако, как ни странно это может показаться на первый взгляд, из этого действительно вырастает серьезная угроза национальной безопасности России. Как представляется, она связана с неспособностью сплотиться на основе позитивной ценностной базы, признанной большинством российских граждан, найти новых или вернуть старых союзников без поиска внешних и внутренних врагов и соответственно самоопределиться в качестве современного субъекта в мировой политике, в системе международных отношений и международного экономического разделения труда.

Результат — общество без мотивации, "национальной идеей" которого стало потребление, а главной целью — деньги. Результат — российские нувориши, получающие сверхприбыли, вкладывающие ее не в производство и инновации, а в паразитическое потребление.

Дальнейшее затягивание процесса национального самоопределения чревато не только "утратой Россией своих законных и естественных

5 Траба Р. Польские споры об истории XXI века // Pro et Contra. 2009. Май—август. № 3-4 (46). С. 53.

5 ВМУ, политические науки, № 4

мест и роли в мировой политике, а в более широком плане в глобальном историческом процессе в целом", — как отмечает С.В. Кортунов. И не только тем, что "Россия может быть отодвинута на периферию мирового развития, что имело бы крайне негативные последствия не только для нее, но и для всего мира"6. Это ставит под сомнение само существование России как суверенного государства.

Кризис национальной идентичности в России привел к неспособности четко сформулировать, а следовательно, и отстаивать ее национальные интересы. Они почти неизбежно подменялись либо несбыточными, либо ущербными идеями и целями. В этом одна из основных причин того, что важнейшие внутри- и внешнеполитические решения принимались и принимаются в современной России не на основе осознанных национальных интересов, а являлись и являются реакцией на уже произошедшие события и исходили и исходят исключительно из прагматических соображений политических лидеров страны без просчета возможных последствий.

Неудивительно, что российская политическая элита пока так и не смогла четко сформулировать принятую обществом стратегию национального развития, определить национальные интересы и приоритеты во внешней политике. Все попытки такого рода неизбежно наталкивались на нерешенную проблему определения национальной идентичности. Без ответа на важнейшие вопросы: кто мы?, с кем мы?, откуда и куда идем? невозможно сделать стратегический выбор во внешней политике. Если мы часть "большого европейского дома", то главный вектор российской внешней политики — евро-атлантический. Если мы претендуем на статус особой цивилизации и стремимся стать самостоятельным центром силы в мире, то тогда во внешней политике необходимо следовать "многовекторной дипломатии" и жестко отстаивать национальный интерес России. Если мы "мост между Европой и Азией", то внешнеполитическая стратегия должна быть иной. А может быть, российскую правящую элиту вполне устраивает потенциальная «маргинализация страны, превращение ее не в смешную и неуклюжую "Азиопу", а во вполне конкретный Евро-Китай»?7 Внятного ответа на все эти вопросы пока нет.

Поиск Россией своей национальной идентичности и соответственно определение национальной стратегии развития связаны также с происходящими в мире сложными и противоречивыми процессами глобализации. С одной стороны, глобализация делает проницаемыми границы между государствами и народами, ставит под вопрос прежнюю роль государства, стирая грани между внешней и внутренней политикой и размывая содержание понятия "государственный суверенитет", что

6 Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: какая Россия нужна миру? М., 2009. C. 5.

7 Тренин Д. Интеграция и идентичность: Россия как "новый Запад". М., 2006. С. 11—12.

приводит к кризису национальных идентичностей. С другой стороны, та же глобализация, способствуя унификации и стандартизации культур различных национальных общностей, усиливает потребность в переопределении своей культурной и цивилизационной идентичности. Подъем национализма во всем мире, включая развитые страны Запада, оказывается ответом на унифицирующие вызовы культурной глобализации через актуализацию и реконструкцию локальных идентичностей, что в свою очередь ставит под вопрос сохранение целостности многих государств.

Знаменательно, что родоначальник транзитологии Д.А. Растоу назвал единственным предварительным условием для успешного перехода к демократии именно национальное единство. При этом, по Растоу, «понятие "национальное единство" не содержит в себе ничего мистического типа "Blut und Boden" и ежедневных обетов верности им, или личной тождественности в психоаналитическом смысле, или же некой великой политической миссии всех граждан в целом. Оно означает лишь то, что значительное большинство граждан потенциальной демократии не должно иметь сомнений или делать мысленных оговорок относительно того, к какому политическому сообществу они принадлежат..., т.е. когда национальное единство признается на бессознательном уровне»8. Действительно, поскольку демократизация современного мира требует перехода к новым универсальным "правилам игры" как во внутренней, так и во внешней политике, постольку от их принятия не только элитами, но и массами зависит успех перехода к демократии и ее консолидация. Это в свою очередь возможно только при наличии чувства национального единства и принимаемой всеми национальной идентичности.

В российском обществе и сегодня нет признаков консенсуса по вопросам ценностей, на которых базируется национальная идентичность. Такое положение не только ненормально, но и опасно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калхун К. Национализм. М., 2006.

2. Кортунов С.В. Становление национальной идентичности: какая Россия нужна миру? М., 2009.

3. Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.

4. Траба Р. Польские споры об истории XXI века // Pro et Contra 2009. Май-август. № 3-4 (46).

5. Шаран П. Сравнительная политология. Ч. II. М., 1992.

8 Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.