Научная статья на тему 'Этническая и национальная идентичности в современном мире'

Этническая и национальная идентичности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7304
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / NATIONAL IDENTITY / ETHNIC IDENTITY / NATION / NATIONALISM / LEGITIMACY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ачкасов Валерий Алексеевич

В статье исследуются место и роль этнической и национальной идентичностей в современном мире в целом и в модернизирующихся обществах в частности. Рассматриваются содержание и соотношение этих двух феноменов. Выясняется роль этничности в формировании национальной идентичности. Констатируется, что формирование национальной идентичности по-прежнему является актуальной проблемой для России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and national identity in the modern world

This article examines the role and place of ethnic and national identities in the modern world in general and in modernizing societies in particular. It considers the content and the ratio of these two phenomena and explains the role of ethnicity, the formation of national identity. It concludes that the formation of national identity is still a relevant problem for Russia.

Текст научной работы на тему «Этническая и национальная идентичности в современном мире»

УДК 32

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2012. Вып. 1

В. А. Ачкасов

ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

«В современном мире... культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий», — отмечает в своей самой известной книге С. Хантингтон [1, с. 142143]. Именно культурная идентичность лежит в основе легитимации современных государств-наций. У их граждан формируется представление об общем для всех них прошлом, о единстве исторической судьбы. Пока такие общности желают сохранять свою культурную «особость», пока они ставят свою национальную идентичность выше классовых, конфессиональных или региональных отличий, существует и нация. Эрнст Ренан еще в XIX в. предложил очень удачную метафору, сравнив существование нации «с ежедневным плебисцитом», — действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока мы держимся в основном схожих верований, ценностей и мифов, мы остаемся членами одной нации.

В современной научной литературе, да и в политической практике вопрос об идентичности современного российского общества становится центральным уже в 1990-е годы. Однако это не только российская проблема: по словам Хантингтона, «кризис национальной идентичности стал глобальным феноменом» [2, с. 12]. Подобные кризисы приводят к исключению этнических групп из наций, протесту против такого отчуждения, социально-политической нестабильности, острым и устойчивым политическим расколам. Известный британский социолог Э. Гидденнс отмечает в связи с этим, что обретение идентичности в современном обществе — процесс сложный и далеко не беспроблемный. Индивид в поисках идентичности сталкивается с рядом «дилемм самоопределения». Гидденс выделил четыре такого рода дилеммы: 1) унификация и фрагментация; 2) беспомощность (отсутствие возможностей) или многообразие возможностей; 3) устойчивые авторитеты и самоопределение в условиях их отсутствия; 4) индивидуальный опыт или стандартизированное, уподобляемое товарному рынку поведение [3].

Таким образом, еще раз подтверждается значимость политико-культурного подхода к рассмотрению не только источников общественных кризисов, но и поисков путей их преодоления. Как замечает российский исследователь, сегодня «обращение к идентичности вызвано не просто тем, что нас больше, чем наших предков, интересует, кто мы такие. Скорее, нам намного труднее ответить на этот вопрос и удовлетворительно удерживать нашу идентичность в рамках повседневной жизни, добиваясь при этом ее признания другими» [4, с. 23].

Действительно, культура — «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и определяется и переопределяется в результате контактов с представителями других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной

© В. А. Ачкасов, 2012

общности, т. е. чувство идентичности. Нельзя представить себе человека (общечело-века) вне определенной культуры, и нет культуры, которая была бы «ничьей» (общечеловеческой), не была бы порождением тех или иных народов. В мультиэтнической России в связи с этим на повестку дня еще в 1990-е годы был поставлен вопрос детального исследования процесса формирования региональной политической культуры и механизмов «строительства» региональных идентичностей. Становление областей, краев, «национальных» республик и автономий РФ в качестве ее субъектов, структурирование политической жизни регионов, их обособление от Центра сделали необходимым фиксацию вновь возникающих и реальных тенденций этого процесса. При этом значительная часть регионов федеративной России строила свою идентичность на этническом «фундаменте».

Несомненно, что для большинства людей именно этническая группа, к которой они принадлежат, представляется тем, что важнее и больше отдельного человека, что во многом определяет пределы и направленность его жизненных стремлений и что останется и будет существовать после него. Такое одновременно сакральное и естественное восприятие своей этнической общности обусловлено тем, что человек ее, как правило, не выбирает. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке, культурным окружением, в которое попадает человек и которое в свою очередь «задает» общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Для миллионов людей этническая идентичность — это само собой разумеющаяся данность, не подлежащая рефлексии, через которую, тем не менее, они себя осознают и благодаря которой могут ответить сами себе и другим «Кто я и с кем я?».

Таким образом, этническая идентичность формируется преимущественно стихийно, в процессе первичной социализации личности, в то же время осознание принадлежности к определенной этнической общности становится одним из первых проявлений социальной природы человека.

Однако в эпоху модерна, как отмечает американец К. Калхун, «идентичность понимается по преимуществу как национальная идентичность» [5, p. 1]. Не следует также забывать, что национализм является характерным для эпохи модерна способом мышления и мировосприятия, это «очки», через которые мы смотрим на мир (Б. Андерсон), и «воздух», которым мы дышим. Рассмотрим в связи с этим соотношение этих двух понятий.

В отечественной политической лексике, а зачастую и в научной литературе, понятия этнической и национальной идентичностей употребляют как синонимические, и это не считается большой ошибкой, так как понятие «этнос» для многих российских авторов является базовым для этнической классификации, а понятие «нация» чаще всего у нас определяется как государственно оформленная этнокультурная общность людей. На Западе же нация — это прежде всего или преимущественно сограждан-ственная политическая общность. Пытаясь выйти из этого противоречия, С. В. Кор-тунов (впрочем, как и многие другие авторы, заимствующие идеи «последнего евразийца» — Л. Н. Гумилева1) пишет: «Взаимная открытость русских и тянущихся в Россию инородцев, подвижников самых разных культур и религий, привела к созданию на огромной евразийской территории единой этнической общности — российского суперэтноса. Оказавшись центром этнического и культурного притяжения не только

1 В результате мы получаем любопытный пример «схождения крайностей»: воинствующий антикоммунист С. В. Кортунов пишет практически то же, что и «пламенный» коммунист — лидер КПРФ Г. А. Зюганов.

славян, но и других сопредельных народов, русский народ был в большей степени "российским", чем "русским", и в силу этого никогда не был "нацией" в западном смысле слова» [6, с. 12]. В результате он еще более запутывает вопрос, поскольку, во-первых, отождествляет национальную идентичность с этнокультурной; во-вторых, наделяет «русский этнос» некими исключительными качествами — открытостью и притягательностью, которые, судя по контексту, напрочь отсутствуют у других народов; в-третьих, хотя и не прямо, но отрицает наличие культурной составляющей в «западных нациях».

В то же время, говоря о размежевании этих понятий, нельзя согласиться с В. М. Ме-жуевым, который писал в начале 1990-х годов: «.нация, в отличие от этноса. это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — выбираю, могу выбрать. Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность» [7, с. 16]. Однако исследователям известны достаточно многочисленные случаи, когда этническая принадлежность выбиралась, менялась или навязывалась, менялись этноним и границы этнических общностей, исчезали и возникали вновь «этносы».

Так, Эли Кедури приводит в своей книге трагикомичный пример такого рода изменения этнической принадлежности. Венгерский государственный деятель граф Телеки, рассказывая историю столкновений между Чехословакией и Польшей из-за Теши-на, вспоминал: «Однажды он спросил чешского политика, сколько поляков проживает в Тешине, и получил ответ, что цифры колеблются между 40 000 и 100 000. Когда Телеки выразил изумление по поводу этого примечательного высказывания, чех добавил: "Ну, цифры меняются. Жители некоторых деревень меняют национальность раз в неделю, в зависимости от того, что им выгодно, или что выгодно деревенскому старосте"» [8, с. 113].

Другой пример: еще совсем недавно, в советские и первые постсоветские годы, дети из так называемых смешанных семей (где родители имели различную этническую принадлежность), достигнув совершеннолетия, были принуждены «выбирать этнос», поскольку в советском паспорте с 1930-х годов была «знаменитая» пятая графа — «национальность». Таким образом, советское государство «навязывало этничность» своим гражданам. Как отмечают Р. Брубейкер и Ф. Купер, «современное государство является одним из самых важных агентов идентификации и категоризации в указанном смысле (в смысле навязывания идентичности извне. — В. А.). Государство (в терминах П. Бурдье) монополизирует или стремится монополизировать не только легитимную физическую, но и символическую власть. Такая государственная власть располагает правом присваивать имя, идентифицировать, категоризировать, решать, что есть что, и кто есть кто. Таким образом, государство является важным "идентификатором".. потому что у него имеются материальные и символические ресурсы, чтобы навязывать категории, классификационные схемы и способы социологического учета» [9, с. 86]. Эти же авторы подчеркивают, что «государство не единственный значимый "идентификатор"», и указывают на роль элит в процессе идентификации; как правило, это лидеры общественных движений [9, с. 86].

В то же время отметим, что национальная идентичность, в отличие от этнической, предполагает наличие определенной ментальной установки, ощущения индивидом в сильной или слабой степени своей принадлежности к крупному политическому образованию (обычно государству, реально существующему или желаемому). Кроме того,

национализм, как отмечает Ю. Хабермас, «обозначает первый шаг к рефлексивному усвоению традиций, к которым мы относим себя; уже и национальная идентичность является посттрадиционной» [10, с. 76]. Однако распространенная еще недавно установка на то, что в условиях модернизации и глобализации произойдет замещение этнической идентичности национальной, не подтверждается практикой. По мнению К. Цюрхера, «этническая принадлежность по-прежнему является сильнейшим, самым взрывным, но одновременно наиболее общепринятым и легитимированным индикатором различий, поскольку:

— индивиду крайне сложно сменить сопутствующие этничности признаки (т. е. часть или все нижеперечисленные: язык, нарицательное имя, миф об общем происхождении, привязанность к определенной территории, религию, общую систему ценностей, известную групповую солидарность);

— на основе некоторых из этих признаков посторонние легко могут атрибутировать индивида;

— последовательные и сознательные этнические группы вознаграждаются мировым сообществом. Согласно международным законам и практике, существование подобной группы выступает одним из двух необходимых условий создания нации (другое — наличие границ). В мультинациональном государстве эти свойства служат предпосылкой приобретения группой коллективных прав, таких как права меньшинства, политическое представительство и автономия» [11].

Поэтому этническая и национальная идентичности по-прежнему сосуществуют как две зачастую конкурирующие формы групповой идентичности, для одной решающим фактором является культурная и историческая общность, для другой — политическая (государственная). Как отмечает К. Вердери «"нация" обозначает отношения между государством (реально существующим или тем, которое надеются обрести в будущем) и его якобы однородными подданными. Образ родства — если не биологического, то культурного — распространяется на уровень государства. Этничность же не подразумевает подобного общегосударственного измерения» [12, с. 301]. По мнению В. А. Тишкова, нация и этническая общность имеют разные основы идентификации: «территориальная для государства (нации) и культурная для этнических общностей. Они никогда не совпадают» [13, с. 165].

Таким образом, общая этническая принадлежность не делает социокультурные группы нациями. «Национализм — это не пробуждение и самоутверждение мифических, якобы естественных и заранее данных сообществ, — писал Э. Геллнер. — Это, напротив, формирование новых сообществ, соответствующих современным условиям, хотя и использующих в качестве сырья культурное историческое и прочее наследие до-националистического мира» [14, с. 115]. Причем такой тип идентичности не может сложиться только под воздействием системы образования, института всеобщей воинской повинности, пропаганды и внушений через СМИ, для его формирования необходимы радикальные перемены в социально-институциональных условиях жизни общества — его модернизация.

Национализм в формировании новой идентичности, конечно же, опирается на ранее возникшие традиционные принадлежности, однако он серьезно трансформирует существовавшие этнические и территориальные идентичности и придает иное значение используемому культурному наследию. Э. Хобсбаум указывает на то, что «во многих регионах мира государства и национальные движения могли использовать в соб-

ственных целях определенное чувство коллективной принадлежности; чувство, которое уже существовало и обладало... потенциальной способностью действовать на новом, макрополитическом уровне» [15, с. 224]. Именно эти чувства и связи Хобсбаум назвал «протонациональными». Поэтому общее этническое происхождение и этнокультурная самобытность — это только часть «строительного материала» (причем не всегда обязательная) для создания современных наций. Соединенные Штаты Америки, Австралийский Союз, Канада, Новая Зеландия демонстрируют это со всей наглядностью. Поэтому национализм/национальную идентичность нужно связывать с рождением современных государств, однако вполне допустимо усматривать его корни и в чувстве общности между членами языковых сообществ или интерпретировать его как трансформацию традиционных этнических идентичностей в условиях общества модерна.

В результате мы, вслед за В. А. Тишковым, можем определить национальную идентичность «как общеразделяемое представление граждан о своей стране, ее народе и как чувство принадлежности к ним» [16, с. 470].

Парадокс развития современного государства состоит в том, что оно вынуждено признавать этнокультурную дифференциацию своих граждан и даже способствовать ее воспроизводству, не получая от этого, как правило, никакой социальной и политической пользы.

В целом сосуществование этих двух идентичностей отражает наличие двух наиболее значимых форм социальной группировки людей — этнической и государственной, между ними существуют сложные взаимосвязи, взаимопересечения, а иногда и взаимоисключения, каждая из них — многомерное явление. При этом в любом успешно реализованном проекте нации тесно переплетены гражданская и культурная составляющие при преобладании одной из них. «Очевидно, что представить себе "российскость" напрочь лишенной "русскости" невозможно, так же как "британскость" лишенной "английскости" или республиканскую "французскость" лишенной "французскости" культурной. И чем слабее, недоразвитее гражданская составляющая, тем важнее культурный компонент в конструкции нации», — резонно замечает А. Миллер [17, с. 13]. Имеется немало данных, свидетельствующих о том, что преданность индивида государству не снимает его приверженности этнической группе.

Как уже отмечено, «национализм (в формировании национальной идентичности. — А. В.) опирается на культурные традиции и этничность, но ни его форму, ни исторически специфическое распространение в современную эпоху невозможно объяснить (только) этими факторами. Скорее необходимо рассматривать, прежде всего, способы, которыми национализм образует дискурсивную формацию, определяющую развитие современного государства (и в то же время пытающуюся совладать с ним). Одним из основных аспектов этого является попытка обеспечить широкое участие в управлении государством» [18, с. 239]. Известный американский исследователь К. Калхун приводит свежий пример формирования национальной идентичности без связи с общей этнической этничностью: «. в результате (тридцатилетней) борьбы Эритреи новая национальная идентичность возникла там, где почти отсутствовала история этнического единства. .Национализм способен не только продвигать старые солидарности, но и создавать новые» [18, с. 238].

Как своего рода компромисс между испытываемой многими в условиях кризиса социальной ненадежностью и острой потребностью в защищенности этническая идентичность становится для многих универсальной формулой ответа на вопрос о смысле

существования и социального действия. И это не случайно, поскольку идентичность является одним из важнейших механизмов личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования системы личностных смыслов. В соответствии с субъективно определяемыми идентификациями человек организует и направляет свое поведение. Этническая идентичность выступает мощным фактором формирования и сплочения этнических групп и их социальных связей. Следовательно, идентификация с большой социальной (этнической) общностью может служить достаточно сильным катализатором массового поведения и политического действия (особенно в кризисном обществе). А посему структура и устойчивость определенных групповых индентификаций (в частности, этнокультурных) могут стать и одним из факторов прогноза возможного направления политического развития социума. Однако при этом нельзя забывать, что может существовать и обратная зависимость, поскольку этническая идентичность может быть результатом политики и коллективного действия, а вовсе не их источником.

В свою очередь национальная идентичность является важнейшим средством легитимации и делигитимации политической власти, поскольку она легитимирует деятельность национальных элит и создает необходимые предпосылки существования национального государства. Э. Смит предлагает различать внешние и внутренние функции национальной идентичности. Первые заключаются в том, что с ее помощью очерчивается территориальное пространство нации и легитимируются экономические и политические институты. Вторые проявляются в том, что национальная идентичность служит основанием социализации, связующим звеном между индивидами, классами и нацией, способом и средством самоопределения в окружающем мире [19, с. 188]. Действительно, в процессе идентификации индивид признает те или иные важные для существования группы признаки и свойства своими собственными индивидуальными свойствами, отождествляя себя с группой. Поэтому групповая идентичность, в том числе национальная, имеет смысл только как элемент индивидуальной идентичности, самоидентификации, и существует только тогда, когда индивиды принимают как «свои» ценности нормы и цели группы.

В то же время разделять и признавать национальную идентичность — значит не столько участвовать в ее формировании, сколько «повиноваться» ее нормативным предписаниям и участвовать в достижении легитимированных ею целей.

По словам В. А. Тишкова, «национальная идентичность не менее, а даже более важна для государства, чем охраняемые границы, конституция, армия и другие институты. Процесс воспроизводства и сохранения национальной идентичности в мировоззренческой сфере, а в политике — отстаивание национальных интересов страны и ее народа составляют во многом то, что принято называть национализмом в широком смысле этого слова» [16, с. 470]. Самые серьезные проблемы наций чаще всего связаны не с экономикой, текущей политикой и проблемами обороны, а с нематериальными, неосязаемыми символами.

Процесс воспроизводства, сохранения и переопределения национальной идентичности в мировоззренческой сфере, а в политике — отстаивание национальных интересов страны и ее народа составляют во многом то, что принято несколько высокопарно называть «миссией» политических и интеллектуальных элит.

Легитимность в националистическом дискурсе «связана в основном с ответом на вопрос о том, насколько определенные институты правление представляют "народ"

и служат его интересам; поэтому национализм — это риторика или дискурс, который используется для установления того, что именно представляет собой народ. Эта категориальная индентичность (национальная. — В. А.) конструируется при помощи дискурса национализма. В этом случае вызов предположительно нелегитимным правительствам может быть брошен от имени нации» [18, с. 240].

Известный американский политолог С. Верба отмечает в связи с этим: «...если индивидуумы, которые в физическом и юридическом смысле являются членами данной политической системы (т. е. гражданами), не ощущают своей принадлежности к данной системе в психологическом смысле, возможности упорядоченного изменения системы невелики» (цит. по: [20, с. 160]). Поэтому можно согласиться с тем, что по-прежнему «национальная идентичность — критический фактор для понимания. политических проблем России» [21, с. 101].

Литература

1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. 1997. Т. 2, № 2.

2. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: Аст: Транзиткн., 2004. 635 с.

3. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Stanford, Calif., 1991.

4. Миненков Г.Я. Политика идентичности с точки зрения современной социальной теории // Политическая наука: идентичность как фактор политики и предмет политической науки: сб. науч. тр. / ред. и сост. О. Ю. Малинова. М.: ИНИОН РАН, 2005. № 3. С. 23.

5. Сalhoоn C. Nationalism and the contradictions of modernity // Berkeley journal of Sociology. 1997/1998. Vol. 42, N 1. Р. 1.

6. Кортунов С. В. Становление национальной идентичности: какая Россия нужна миру: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-Пресс, 2009. 375 с.

7. Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6.

8. Кедури Э. Национализм. СПб.: Алетейя, 2010. 134 с.

9. Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами идентичности // Ab Imperio. 2002. № 3.

10. Хабермас Ю. В поисках национальной идентичности. Философские и политические статьи. Донецк, 1999.

11. Цюрхер К. Мультикультурализм и этнополитический порядок в постсоветской России: некоторые методологические замечания // Полис. 1999. № 6. URL: http://www.civisbook.ru/files/ File/1996-6-12-Zuercher.pdf

12. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М., 2002.

13. Тишков В. А. Этнология и политика. М.: Наука, 2005. 382 с.

14. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 319 с.

15. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб., 1998.

16. Тишков В. А. Что есть Россия и российский народ // Наследие империй и будущее России / под ред. А. И. Миллера. М.: НЛО: Фонд «Либеральная миссия», 2008.

17. Миллер А. Нация как рамка политической жизни // Pro et Contra. 2007. № 3.

18. Калхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006. 286 с.

19. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986.

20. Шаран П. Сравнительная политология: в 2 т. М., 1992. Т. II. 216 с.

21. Брудный И. М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России // Полис. 2002. № 1.

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.