Научная статья на тему 'Политика идентичности в современном мире'

Политика идентичности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
14839
1426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРРАТИВ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ачкасов Валерий Алексеевич

Статья посвящена анализу содержания понятия «политика идентичности» и рассмотрению новых черт этой политики в современном глобальном мире. В статье, в частности, отмечается, что все государства мира вынуждены проводить политику идентичности, направленную на интеграцию национального сообщества, формирование определенного представления о «нации», опирающегося на те, или иные интерпретации «национальной» истории и культуры. Каждое государство пытается убедить своих граждан в том, что они составляют «нацию» и, следовательно, все вместе принадлежат к одному политическому сообществу и имеют по отношению к общему для всех них государству особые обязательства. Однако в наше время осуществление политики идентичности государством затруднено как никогда, поскольку глобализация, с одной стороны, «ослабляет мощь национальных государств, которые отчасти утрачивают свою способность навязывать идентичность и узаконивать категории учета. С другой стороны, она сопровождается развитием миграций, которые по-новому ставят вопрос об идентичности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identity politics in the modern world

This article analyzes the concept of “identity politics” and considers new features of this policy in today’s global world. In particular, the article argues that all the nations of the world are forced to implement identity politics aimed at integration of the national community, formation of a certain idea of the “nation”, based on various interpretations of “national” history and culture. Each state is trying to convince its citizens that they constitute a “nation” and, therefore, all together belong to the same political community and have commitments to their common state. Today, however, the implementation of identity politics by the state is facing some difficulties, as globalization, on the one hand, “is weakening the power of nation-states that are partially losing their ability to impose identity and legitimize the category of consideration. On the other hand, it is accompanied by the development of migrations a new raise of the question of identity.”

Текст научной работы на тему «Политика идентичности в современном мире»

УДК 323.2 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 4

В. А. Ачкасов

ПОЛИТИКА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В обществе модерна формирование этнической и национальной идентичности и ее внедрение в массовое сознание стали предметом профессиональной деятельности политиков и интеллектуалов: ученых, идеологов, представителей искусства и литературы. В результате «идентификация стала сферой, так же как и другие профессиональные сферы эпохи модерна, подверженной разделению на производителей образов и идеоло-гем, их распространителей и потребителей оных на массовом уровне» [1, с 470]. Поэтому все государства мира вынуждены проводить политику идентичности, направленную на интеграцию национального сообщества, формирование определенного представления о «нации», опирающегося на те или иные интерпретации «национальной» истории и культуры. Каждое государство пытается убедить своих граждан в том, что они составляют «нацию», следовательно, все вместе принадлежат к одному политическому сообществу и имеют по отношению к каждому другому гражданину и к общему для всех них государству особые обязательства. При этом в отличие от других акторов политики идентичности, государство монопольно обладает специфическими ресурсами (прежде всего речь идет об обладании суверенитетом, а также о легитимном праве на принуждение). Так, государство способно навязывать «поддерживаемые им способы интерпретации социальной реальности с помощью властного распределения ресурсов (например, при утверждении образовательных стандартов)» [2]. Кроме этого, государственные институты имеют возможность нормативно устанавливать правила принадлежности к национальному сообществу посредством введения института гражданства и правил натурализации, проведения переписей населения и т. д. Наконец, на международной арене политические лидеры государств выступают от имени всего сообщества, провозглашая себя выразителями интересов всех его членов.

Таким образом, государственные институты активно участвуют в утверждении нормативной национальной идентичности и, соответственно, определяют и переопределяют границы нации. У граждан национального государства формируется представление об общем для всех них прошлом, о единстве исторической судьбы, они участвуют в деятельности общих социальных и политических институтов, которые воплощают общность их истории и культуры. Пока граждане государства стремятся к сохранению своей политической и культурной «особости», пока ставят свою национальную идентичность выше более узких этнических, классовых, конфессиональных или региональных принадлежностей, существует и нация. Французский ученый Э. Ренан еще в XIX в. предложил очень удачную метафору, сравнив существование нации с ежедневным плебисцитом — действительно, пока мы солидарны с нашими согражданами, пока мы держимся в основном схожих верований, ценностей и мифов, мы остаемся членами одной нации.

Ачкасов Валерий Алексеевич — доктор политических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; е-mail: val-achkasov@yandex.ru © В. А. Ачкасов, 2013

71

Однако поскольку большинство стран мира мультиэтничны и многоконфессиональны, то очевидной является также «власть государства в такой сфере, как классификация граждан и наделение различных их категорий разными правами. Ей противостоит борьба за власть номинации групп меньшинств, стремящихся отстоять свое право не только в на физическое, но на официально признанное (отражаемое в отдельном и определенном наименовании) существование и классификационное самоопределение» [3, с. 100]. Причем эти две позиции не исчерпывают всего спектра взаимоотношений между государством и многообразными подчиненными сообществами. Не случайно формирование идентичности часто сопряжено с борьбой за право на номинацию, за то, что составляет отличия одних групп от других.

В наше время осуществление вышеназванных задач государства затруднено как никогда, поскольку глобализация, с одной стороны, «ослабляет мощь национальных государств, которые отчасти утрачивают свою способность навязывать идентичность и узаконивать категории учета. С другой стороны, она сопровождается развитием миграций, которые по-новому ставят вопрос об идентичности» [4, с.129].

Поэтому современность отмечена появлением повсюду в мире новых меньшинств и новых форм политики идентичности. Это усложняет и усугубляет «многовековые противоречия между универсалистскими принципами, объявленными американской, французской и русской революциями, и особенностями, связанными с национальной, этнической, религиозной, гендерной, "расовой" и языковой принадлежностью. Конфликты, обусловленные поиском идентичности, ... стали повсеместным явлением...», — отмечала в начале нового века Сейла Бенхабиб [5, с. XXXI].

Термин «политика идентичности» (identity politics), утвердившийся в 1960-1970-х годах в рамках конструктивистской парадигмы анализа социально-политических изменений (П. Бурдье) на волне подъема массовых социальных движений за права дискриминируемых социальных групп, первоначально употреблялся в значении «практики утверждения ущемленными в социальном статусе меньшинствами и группами, объединяющимися как носители особой идентичности (расовой, этнической, гендер-ной), права на общественное признание и легитимность. При этом субъектами политики идентичности выступали новые социальные движения» [6, с. 41-42]. Содержание политики идентичности при этом включало в себя сознательное конструирование коллективной идентичности, направленное на улучшение позиции в поле политики. Соответственно, основными агентами политики идентичности в рамках концепции новых общественных движений являются группы «с особым социальным положением, до настоящего времени отрицавшихся или преследуемых», которые разрабатывают «набор политических проектов» для изменения своего положения [7]. Так, по мнению Г. Тернборна, «политика идентичности (или политика признания, как ее еще называют. — В. А.). стала следствием борьбы за институциональное равенство, когда то, что отличается, утверждается как равно достойное» [8, с. 52].

В связи с этим следует указать, что в странах Запада с помощью понятия «политика идентичности» прежде всего характеризуют процессы консолидации непривилегированных или считающих себя ущемленными групп, их самоопределения в национальном политическом сообществе и противостояния гомогенизирующим, унифицирующим, централизующим претензиям современного национального государства.

Однако государство по-прежнему ключевой актор политики идентичности, который, через институты социализации (систему образования, воинскую службу, СМИ)

72

и инструменты публичной политики, постоянно участвует в «нациестроительстве» — «процессе поощрения общего языка, чувства общего членства в социальных институтах, действующих на этом языке, и равного доступа к ним. Решения относительно официальных языков, основных элементов образовательных программ и требований к получению гражданства — все это делается с намерением распространить определенную национальную идентичность, основанную на участии в этой социетальной культуре» [9, с. 440]. На такой динамично меняющейся, неустойчивой базе ныне «воспроизводится политическая нация, проводится тот "ежедневный плебисцит", о котором в свое время как об условии существования политического сообщества писал Э. Ренан» [10, с. 17], — утверждает И. С. Семененко. Она же констатирует, что в наше время «в развитых странах идеология возвращается в публичную политику под флагом политики формирования идентичности. Для молодых государств, ищущих пути укрепления государственности, такие политики могут эффективно использоваться как ресурс развития» [10, с. 18].

Национальная идентичность определяет принадлежность человека к нации как политическому сообществу. Именно на этой основе утверждается легитимность власти и государства как института, претендующего на реализацию национальной идентичности в политических действиях под флагом защиты национальных интересов. Таким образом, политика идентичности осуществляется в контексте отношений власти, господства и подчинения, конкуренции и сотрудничества. Как подчеркивает Г. Минен-ков, политика идентичности — это прежде всего «борьба теоретическая и социально-политическая, а не просто объединение в группы по интересам, борьба, связанная с разрушением прежних легитимаций и поиском признания и легитимности, а иногда и власти, а не только возможностей для самовыражения и автономии» [11, с. 24]. Вот почему любая система ценностей и маркеров, структурирующая идентичность, в то же время является существенной составляющей системы власти, организующей и поддерживающей порядок в рамках того или иного сообщества. Как уже отмечено ранее, способы интерпретации различий, на которых «строится» идентичность, задаются и поддерживаются путем категоризации и идентификации индивидов и групп государством, медийными дискурсами, системой образования, политическими движениями повседневными социальными практиками и др. При этом успех или неудача в «производстве» единой повестки дня и общей национальной идентичности для тех, кто правит, и тех, кем правят, формирование общего взгляда на мир и общей системы понятий и смыслов укрепляет или разрушают существующий порядок. В результате мы можем утверждать, что идентичности человека не являются его «собственностью», они конструируется и переопределяются его окружением, и прежде всего они есть результат подчинения определенному типу дискурса как формы власти (М. Фуко). При этом кон-струируемость идентичности имеет свои пределы, так как ей необходимо опираться на уже существующие общую культуру, религию, общие представления о происхождении, традициях и истории группы. Кроме того, «государственная поддержка тех или иных интерпретаций социальной реальности вовсе не гарантирует их доминирующей роли: даже если "нужная" нормативно-ценностная система навязывается насильственными методами, у индивидов (как и у групп. — В. А.) остается возможность «лукавого приспособления» и двоемыслия» [12, с. 106].

В силу роста, с одной стороны, культурного разнообразия социумов, а с другой — политической значимости этничности в современной науке утверждается широкое

73

толкование «политики идентичности», под которой понимается «совокупность ценностных ориентиров, практик и инструментов формирования и поддержания национальной (национально-государственной)... идентичности» [13, с. 165]. Не случайно в России это понятие все чаще используется для концептуализации процессов нацие-строительства, эволюции национального государства и политической нации-сограж-данства. Как отмечает в связи с этим В. А. Тишков, «утверждение представления о российском народе как о гражданской нации и есть формирование национальной идентичности или процесс, который иногда называют нациестроительством» [14, с. 6].

Результатом политики идентичности является усвоение индивидом тех установок, стереотипов и ценностных ориентаций, которые пытаются транслировать элиты: в этом смысле политическая социализация — чрезвычайно важный процесс, в рамках которого индивид «погружается» в дискурсивное поле традиций, мифов и символов, которые дают ему представление о референтной группе (в нашем случае это образ государства как сообщества) и его положении в ней.

Таким образом, основными направлениями реализации политики идентичности можно считать: 1) формирование публичного дискурса «нации» (трансформация существующего дискурса) и ее «базовых» характеристик (национального языка, культуры); 2) символическую политику, в рамках которой происходит реинтерпретация прошлого и конструирование новых традиций или реконструкция старых (формирование образа нации для себя); 3) определение статуса этнических групп и территориального устройства государства как отражение этого статуса; 4) внешнюю репрезентацию группы — формирование образа национального государства в мире (образа нации для других), осознание своего места и исторической миссии в мире.

В силу роста политической значимости этничности в современном мире понятие «политика идентичности» нередко отождествляют с понятием «этническая политика»/«этнополитика» (хотя в этом есть и некоторое упрощение ситуации). Так, согласно определению, предложенному В. А. Тишковым и Ю. П. Шабаевым, «этнопо-литика — это проявление этнического фактора в политике, участие этнических групп в делах государства и, в свою очередь, роль политики и государства в делах этнических сообществ, управление многоэтничными государствами, обеспечение межэтнического согласия и преодоление этнополитических конфликтов» [15, с. 13]. Или, как полагает Т. Мартин, этническая политика «означает не только принятие неких мер в отношении членов конкретной этнической группы, но в первую очередь государственную поддержку национальных территорий, языков, элит и идентичностей этих этнических групп» [16, с. 80], в том числе позитивную дискриминацию в отношении представителей этих групп.

Отношение к политике идентичности, даже среди исследователей, крайне неоднозначное. Так, известный американский историк А. Шлессинджер-мл. полагает, что «политика идентичности» потенциально ведет к утрате единства Америки» [17, с. 88]. Действительно, индивидуумы, способные предложить удачные дефиниции групповой идентичности, часто способны инициировать и коллективное действие в защиту интересов субъективно определяемых членов такой группы, а политика идентичности может конституировать и номинировать эти новые группы, во имя интересов которых она якобы и осуществляется. При этом отличия группы от «других» представляются как нечто бесспорное и несомненное. На тех или иных основаниях осуществляется презентация и демонстрация (инсценирование) групповых особенностей, постулируется концепция идентичности

74

индивидов, принадлежащих к данной группе, исходя из которой группа настаивает на своей ценности как уникальной общности. В результате формулируются притязания на публичное признание, а «любое проявление непризнания воспринимается как акт угнетения» (М. Уолцер). Не случайно некоторые авторы пишут сегодня о «восстании меньшинств» и констатируют: «Наблюдаемый подъем движений меньшинств — характерный феномен нашего времени, знаменующий и предвещающий коренные изменения в структуре и образе жизни общества» [18, с. 5]. Действительно, упорное подчеркивание «инако-вости» может превратить борьбу за идентичность в практику социальной маргинализации и «строительства» новых границ между социальными группами. В то же время «факт принадлежности к группе зачастую интерпретируется как право говорить от ее имени. Несомненно, что политика признания (идентичности. — В. А.) открывает широкую арену для деятельности политических антрепренеров, стремящихся манипулировать коллективной идентичностью, представляя ее вполне определенным образом и апеллируя к ней для достижения собственных целей» [19, с. 14]. Не случайно то, что не только исследователи, но и политические деятели Запада выражают сегодня обеспокоенность последствиями политики идентичности, которые приводят к фрагментации социума и кризису национальной идентичности. «Если "политика идентичности" становится более заметной и мощной силой, а конкретные религиозные и культурные идентичности — все более привлекательными для его граждан, то барьеров на пути объединяющих программ государства появляется все больше, а преодолевать их все сложнее», — констатирует Дж. Шварцмантель [20, с. 164].

Отсюда, в частности, признание рядом политических лидеров стран Европы краха мультикультурализма как идейной основы политики идентичности. Однако «если идентичности являются центральной частью историй, которые мы рассказываем о мире и о себе, тогда приведение доводов против политики идентичности столь же бессмысленно, как приведение доводов против существования дискурса1 или идеологий», — резонно замечает американский исследователь К. Джонсон [21, с. 39].

Национальная идентичность не менее, а зачастую даже более важна для государства, чем охраняемые границы, конституция, армия и другие институты. Процесс воспроизводства и сохранения национальной идентичности в мировоззренческой сфере, а в политике — отстаивание национальных интересов страны и ее народа составляют во многом то, что и называют политикой идентичности. Однако поскольку можно по-разному ответить на вопрос «Кто мы как нация?», постольку конструирование образа нации — национальной идентичности становится зачастую предметом острой политической борьбы. Поэтому самые серьезные проблемы современных государств чаще всего связаны не столько с экономикой, текущей политикой и проблемами обороны, сколько с нематериальными, неосязаемыми символами и политикой идентичности.

Очевидно, что для граждан современной России доминирующим пока является понимание нации как этнокультурной общности, «когда "этнос" самими носителями эт-ничности воспринимается как некое якобы природное образование, а этническая идентичность как якобы природное свойство, которое обретается не при записи о рождении в загсе, а с которым рождаются и которое присуще человеку как, скажем, пол» [22, с. 183]. Однако эта «натурализация этничности/национальности» — неизбежная основа любой межэтнической и межнациональной враждебности.

1 Дискурс — это связный текст в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это также речь как целенаправленное социальное действие.

75

Не менее очевидно и то, что формирование национальной гражданской идентичности находится в прямой зависимости от степени модернизированности ее политической системы, которая действительно должна представлять интересы всех социальных групп, этнических сообществ и регионов страны и обрести устойчивую легитимность. Отметим в связи с этим, что легитимность в националистическом дискурсе «связана в основном с ответом на вопрос о том, насколько определенные институты правления представляют "народ" и служат его интересам; поэтому национализм — это риторика или дискурс, который используется для установления того, что именно представляет собой народ. Эта категориальная индентичность (национальная. — В. А.) конструируется при помощи дискурса национализма. В этом случае вызов предположительно нелегитимным правительствам может быть брошен от имени нации» [23, с. 240].

В связи с этим Клод Лефор [24] пишет «о парадоксе республиканской легитимизации». В отличие от сословно-династических форм правления, где место защитника, сюзерена и законотворца изначально зарезервировано за одним лицом, получающим такие права в наследство, в результате действия династического права, — в республике, как и в демократии, необходимо быть уполномоченным самим народом, чтобы занимать подобное место. Тем не менее самого «народа» как такового не существует; это искусственно вычленяемое целое, которое выступает прежде всего в роли «символического диспозитива» власти. Таким образом, нация, являющаяся носителем власти, одновременно является тем, над кем властвуют; она самопровозглашает свое существование, оказываясь одновременно и учредителем себя как государства, и тем, кого учреждают. Причем процесс «учреждения нации» исходит в значительной степени от тех, кого — случай, действие избирательных нововозникших институтов власти, военная сила или всеобщее признание — ставят во главу государства.

Легитимность, определяемая как субъективная вера граждан в законность политического режима, —одно из ведущих условий консолидации политической нации. Составляющие такой легитимности: публичный контроль над властью и равенство политических прав членов нации, существование «демоса» с единой политической идентичностью и эффективность власти, понимаемая как удовлетворенность, формулируемыми целями и результатами осуществляемой политики — становятся ключевыми условиями жизнеспособности наций-согражданств.

Известный американский политолог С. Верба отмечает: «Если индивидуумы, которые в физическом и юридическом смысле являются членами данной политической системы (т. е. гражданами), не ощущают своей принадлежности к данной системе в психологическом смысле (то есть когда поддержка не находит выражение в "мы-ощущении", в идентификации с национальной общностью. — В. А.), возможности упорядоченного изменения системы невелики» [цит. по: 25, с. 160].

При этом подчеркнем, что заявленный сегодня проект формирования российской нации-согражданства не отменяет этнокультурную идентичность российских «внутренних этнокультурных наций», поскольку российская идентичность должна быть надэтнической, гражданской, а Россия должна стать «нацией наций».

Вопрос о формировании российской нации-согражданства является ключевым не только для успеха объявленной программы модернизации нашей страны, но и для сохранения государственного единства России. Поэтому требует всемерной поддержки цель, не раз сформулированная академиком В. А. Тишковым, а ныне принятая россий-

76

ской властью: «Всеми доступными методами нам нужно решительно утверждать российский национализм, имея в виду осознание и отстаивание национального суверенитета и интересов страны, укрепления национальной идентичности российского народа, утверждение безоговорочного приоритета самого понятия "российский народ". Всякие другие варианты национализма на основе этнических крайностей не состоятельны и должны быть отвергнуты» [26, с. 196].

Именно на достижение этой цели, как представляется, направлена недавно принятая «Стратегия национальной политики России до 2025 года», которая имеет множество недостатков, однако они частично искупаются сформулированной стратегической целью «национальной политики» — формирование российской политической нации.

Литература

1. Карлов В. В. Этническая идентификация в системе идентичностей глобального мира: тенденции изменений // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании: к 70-летию академика В. А. Тиш-кова / сост. М. Н. Губогло, Н. А. Дубова. М., 2011. С. 469-473.

2. Малинова О. Ю. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. URL: http://www.politex.info/content/view/662/30/

3. Соколовский С. В. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. М., 2004. 258 с.

4. Ле Коадик Р. Мультикультурализм // Филиппова Е. Французские тетради. Диалоги и переводы. М.: ИЭА РАН, 2008. С. 125-149.

5. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. 350 с.

6. Мартьянов B. C. Конфликт идентичностей в политическом проекте Модерна: мультикультурализм или ассимиляция? // Идентичность как предмет политического анализа / под ред. И. С. Семененко. М.: ИМЭМО РАН, 2011. 299 с.

7. Identity Politics // Stanford Encyclopedia of Philosophy. Fall 2002 edition. URL: http://plato.stanford.edu/ archives/fall2002/entries/identity-politics/

8. Тернборн Г. Мульткультуральные общества // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1, № 1. С. 13-20.

9. Кимлика У. Современная политическая философия: введение. М.: Высшая школа экономики, 2010. 592 с.

10. Семененко И. С. Политическая идентичность в контексте политики идентичности // ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7, № 2. С. 5-24.

11. Миненков Г. Политика идентичности: взгляд современной социальной теории // Политическая наука. 2005. № 3.

12. Малинова О. Ю. Тема прошлого в риторике президентов России // Pro et Contra. 2011. № 3-4 (52), май — август. С. 106-122.

13. Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / отв. ред. И. С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011. 208 с.

14. Тишков В. А. Российский народ: книга для учителя. М.: Просвещения, 2010. 192 с.

15. Тишков В. А., Шабаев Ю. П. Этнополитология: политические функции этничности: учебник для вузов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 376 с.

16. Мартин Т. Империя позитивного действия: Советский Союз как высшая форма империализма? // Ab Imperio. 2002. № 2. С. 55-87.

17. Schlesinger A. The disuniting of America: Reflections on a multicultural society. — New York, 1998.

18. Ионин Л. Г. Восстание меньшинств. М.; СПб.: Университетская книга, 2013. 240 с.

19. Малинова О. Ю. Идентичность как категория практики и научного познания: о различии подходов // Права человека и проблемы идентичности в России и современном мире / под ред. О. Ю. Малиновой, А. Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2005. С. 9-20.

20. Шварцмантель Дж. Идеология и политика. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. 312 с.

21. Johnson C. Narratives of identity: Denying empathy in conservative discourses on rase, class and sexuality // Theory and society. Dordrecht, 2005. Vol. 34, N 1. P. 37-61.

22. Калхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006. 288 с.

23. Лефор К. Политические очерки (XIX-XX век). М.: РОССПЭН, 2000. 367 с.

24. Шаран П. Сравнительная политология: в 2 т. Т. 2. М., 1992. 226 с.

25. Тишков В. А. О российском народе // Дружба народов. М., 2006. № 8. С. 96-100.

Статья поступила в редакцию 21 июня 2013 г.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.