Научная статья на тему 'Кризис национальной идентичности и феномен молодежного национально-демократического движения Бурятии в начале XXI века'

Кризис национальной идентичности и феномен молодежного национально-демократического движения Бурятии в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис национальной идентичности и феномен молодежного национально-демократического движения Бурятии в начале XXI века»

М. С. Сайдукова-Романова

КРИЗИС НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОГО НАЦИОНАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ БУРЯТИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Эпоха глобализации, охватывая все более широкие сферы общественной жизни и меняя массовое сознание, создает предпосылки для формирования специфической глобальной идентичности. Иногда ее называют индивидуальной идентичностью, когда человек, родившись в одной стране, может получить образование во второй, жить и работать на другом континенте. Современность дает нам достаточно примеров проявления индивидуальной (глобальной) идентичности среди людей разных национальностей, вероисповеданий и гражданства. Однако социуму никогда не была свойственна актуализация в определенный период времени лишь одно-векторных процессов. Наряду с глобализацией идет процесс регионализации социально- и геополитических процессов, сопровождаемый всплеском национального самосознания в разных регионах мира, в том числе и на постсоветском пространстве, составной частью которого являются национальные республики Российской Федерации. Регионализация в данном контексте выступает имманентной частью глобализации.

Автор предлагает рассмотреть актуализацию этих двух во многом разнонаправленных и, одновременно, взаимно обусловленных процессов на примере возникновения и развития в этнической Бурятии1 молодежного национально-демократического движения (далее — НДД) в первые годы XXI в. Данная статья — попытка разобраться в том, что представляет собой феномен молодежного национально-демократического движения в Бурятии. Выбор объекта анализа связан с тем, что подобное явление в социально-политической жизни названного региона до сих пор не имело аналогов; вместе с тем оно является проявлением преемственности процесса возрождения национального самосознания в эпоху политического плюрализма, пришедшего в Россию в последние десятилетия прошлого века. Демократические движения этнической направлен-

© Сайдукова-Романова М. С., 2007

Статья подготовлена на основе доклада, сделанного автором на V международной конференции Евразийской сети политических исследований (Москва, февраль 2007 г.).

1 Под этнической Бурятией автор подразумевает некогда единую территорию Бурят-Монгольской республики, по указанию И. Сталина в сентябре 1937 г. разделенной на пять субъектов, в том числе Республику Бурятия, Агинский и Усть-Ордынский бурятские национальные округа. (Подробнее об этом см.: Как исчезла, 2004; Елаев, 2000, с. 215-257.)

ности в разных регионах страны после коллапса СССР были своеобразным ответом на попытки советской власти лишить людей национальности, национальной истории в «плавильном котле народов», оказавшемся утопией не только на одной шестой Евразии, но и в Новом свете.1 Объективность и актуальность этого «обратного движения», направленного на реабилитацию этничности как таковой, права быть «другим» среди равных подтверждается вхождением в поле уже современной этнополитики независимых молодежных организаций, вкупе составляющих национально-демократическое движение в Бурятии.

При анализе автор опирался на личные наблюдения, неформализованные интервью непосредственных участников НДД (всего было проинтервьюировано 10 человек), анализ тематических материалов региональной, федеральной и зарубежной прессы, интернет-ресурсов, а также на результаты экспертного опроса, проведенного в жанре неформализованного интервью среди бурятских ученых, общественных деятелей и творческой интеллигенции в Республике Бурятия (далее — РБ), Москве (среди представителей московской бурятской диаспоры) в 2004-2005 гг. и в Усть-Ордынском бурятском национальном округе (далее — УОБАО) летом 2006 г. В экспертном опросе приняли участие 17 человек (по пять человек из каждого из упомянутых бурятских регионов и семь — из Москвы).

Глобализация более всего сказывается на образе жизни и системе взглядов молодого поколения, сегодняшних 25-35-летних, получивших возможность регулярно бывать за границей, изучать иностранные языки, получать образование в других государствах мира. «В эпоху глобализации идея культурно и этнически гомогенного государства абсолютно нереальна. Национальную идентичность невозможно зафиксировать раз и навсегда. Она, с одной стороны, означает преемственность, с другой — подвержена постоянным изменениям», считает известный германский политолог М. Мертес (см.: Мертес, 2001). Логично ожидать, что упомянутые М. Мертесом «постоянные изменения» наиболее распространены среди этой возрастной страты общества. Так, в нашем случае именно в среде молодых бурят обнаруживается особенно острый кризис национальной идентичности, выражающийся, в частности, в низкой языковой компетенции — подавляющее большинство молодых бурят

1 Согласно концепции Фредрика Барта, плавильный котел американского общества, который, как считалось, должен был стереть границы, является миражом (см.: Barth, 1996, p. 294-323).

практически не владеет родным языком. По данным исследований, проведенных во второй половине 1990-х годов в столице РБ г. Улан-Удэ (см.: Дырхеева, Будаев, Бажеева, 1999), только 4% бурятской городской молодежи в совершенстве знают родной язык1. Тем более парадоксальным видится тот факт, что именно в этой возрастной страте, большей части которой свойствен этнонигилизм, возникло НДД, идеологической основой которого стало возрождение национального самосознания, придание новых смыслов национальной культуре.

Как и положено в эпоху глобализации, молодежное НДД началось с создания в 2001 г. общенационального, но при этом частного интернет-ресурса «Сайта бурятского народа» (www.buryatia.org), который стал своего рода результатом поиска новой национальной идентичности молодых бурят. Глобальный характер сети позволил сайту за сравнительно короткий период стать основой для формирования бурятского сообщества принципиально нового типа. С момента создания сайта на его форумах велись острые дискуссии о кризисе национальной идентичности бурят, о прошлом и будущем бурятского народа, о национальной культуре и языке. На сайте постоянно обсуждаются политические и экономические новости из этнической Бурятии, Монголии, новости московской диаспоры, являющейся самой активной бурятской диаспоральной группой.2 Российские буряты знакомятся на форумах сайта с бурятами, живущими в разных странах мира, в том числе в Монголии и Китае, воссоздавая связи, разрушенные в начале XX в. новыми государственными границами между Россией, Монголией и Китаем. Иногда языком общения выступает английский, понятный образованным бурятам и монголам, национальные языки которых в свое время были разведены максимально возможной дистанцией (подробнее об этом см.:

1 Вместе с тем было бы неверным констатировать высокую степень этнонигилизма среди молодежи только в связи с процессами глобализации. Предпосылки современного этнонигилизма бурят были заложены в эпоху колониальной русификации восточных инородцев, а затем в советское период, когда бурятский был отнесен к «младописьменным» языкам, несмотря на наличие и широкое распространение старомонгольской письменности, на которой с XVII в. издавались книги научного и религиозного характера, в XIX в. выходили газеты. После того как бурятский язык был искусственно переведен сначала на латинскую графику (1931 г.), а затем и на кириллицу (1939 г.), была прервана языковая традиция, утрачена связь бурятского языка с литературным наследие монголоязычных народов. А с отменой в 1976 г. преподавания на бурятском языке даже в национальных школах и заменой его преподаванием на русском языке национальный язык был поставлен на грань исчезновения, что и стало одной из главных причин современного бурятского этнонигилизма (см.: Елаев, 1994).

2 См.: Приложение 1.

Бураев, 1996, с. 26-35; Дырхеева, Бажеева, 1995, с. 23-37). Но самое главное, по мнению большинства опрошенных участников движения и независимых экспертов, СБН сыграл институциализирую-щую роль в формировании актива молодых бурят, сегодня составляющих костяк НДД. Так, около трети экспертов назвали СБН «альтернативной политической площадкой», «политическим клубом бурятской молодежи». Специфика СБН, по их мнению, заключается в том, что из виртуального сообщества он превратился в группу реально проявляющих себя на политическом и культурном поле людей. Более того, «Сайт бурятского народа» стал позитивным примером для молодых калмыков и тувинцев, которые подхватили идею СБН и разработали свои национальные интернет-порталы, такие как «Сайт тувинского народа» (www.tyvanet.com), «Сайт калмыцкого народа» (www.halmgood.ru). Примечательно, что новые сайты фактически воспроизвели название оригинала, что говорит о востребованности и актуальности самой идеи СБН как неформального национального ресурса, название которого отражает желание молодых людей идентифицировать себя как бурят, калмыков и тувинцев, быть причастным к культурным ценностям своего народа, его национальным традициям и отождествлять себя с его интересами.

Еще одним немаловажным фактом, серьезно повлиявшим на формирование НДД в Бурятии, стало создание в 2001 г. Регионального общества молодых ученых (РОМУ). Инициатива создания РОМУ принадлежала активу СБН. При этом РОМУ первоначально ориентировалось исключительно на культурные и научно-популярные проекты. Первым из них стал проект «Волшебная Бурятия», в рамках которого были изданы две книги сказок на бурятском языке с параллельным переводом на русский язык (см.: Саhан Шандаган хоёр, 2003; Хулганын туухэ, 2006). Уникальность издания заключается в том, что русская и эвенкийская сказки были переведены на бурятский язык, бурятская сказка, соответственно, на русский. Молодые, но уже признанные художники, чьи работы выставляются в Москве и за рубежом, проиллюстрировали книжки. Реализация этого проекта стала настоящим культурным событием не только в этнической Бурятии, но и бурятских диаспорах Москвы и Санкт-Петербурга. Особенный смысл «Волшебной Бурятии» придает тот факт, что, например, в республиканской детской библиотеке им. Б. Абидуева издания для детей на бурятском языке составляют лишь 0,9% библиотечного фонда (см.: Как вывести, 2001).

Первым же политическим результатом и, по сути, зарождением НДД в Бурятии стала беспрецедентная акция — открытое письмо президенту РФ В. Путину «Молодое поколение за территориальную

реабилитацию бурятского народа», — инициированная РОМУ при активной информационной поддержке СБН и собственно посредством сайта (см.: Открытое письмо, http://www.buryatia.org/modules.php? name=Forums&file=viewtopic&t=1495). Беспрецедентной эта акция заключалась не в том, что ранее не предпринимались такого рода попытки, а в том, что впервые это было инициировано и реализовано молодыми людьми (см.: Восстановить историческую справедливость, 1990; Письмо Председателя, 2004, с. 44; Обращение Совета, 2004, с. 53). «Идея акции родилась весной 2004 г., когда на Усть-Ордынский округ проводился уже второй натиск.1 Суть идеи была в том, чтобы продемонстрировать властям (и вместе с тем понять самим) степень заинтересованности молодежи Бурятии в сохранении автономии, признании бурятского народа репрессированным и достижении единства бурятских территорий», — рассказывает участник описываемых событий Д. Цыбикдоржиев2. Под письмом собирались подписи людей в возрасте от 17 до 40 лет. По свидетельству членов РОМУ, всего было собрано более 2 тыс. подписей. Оценивая акцию «Молодое поколение», один из опрошенных нами экспертов, активный пользователь СБН, заместитель главного редактора федерального издания «Газета» Д. Бальбуров сказал: «Несмотря на острые дискуссии на СБН по национальному вопросу резким оценкам проявлений ксенофобии и расовой нетерпимости в мегаполисах страны, показателем национальной, но не националистической направленности СБН стало то, что под письмом подписались молодые люди разных национальностей»3. «Среди подписавшихся были русские, татары и представители других народов, живущих в Бурятии. Основную массу участников акции составили студенты, после них численно преобладали молодые преподаватели, аспиранты вузов и научных учреждений. Довольно много было и молодых предпринимателей, сотрудников частных фирм, подписи ставили рабочие, охранники, милиционеры, госслужащие» (см.: Молодое поколение, 2006). Немаловажно, что сбор подписей проводился не только в Бурятии, но и в Иркутской и Читинской областях, бурятских автономных округах, Москве и Якутии.

Результатом кампании по сбору подписей и обнародование письма стал широкий общественный резонанс. Об обращении бу-

1 Под «первым натиском» имеется в виду первые попытки инициировать процесс объединения Иркутской области с УОБАО, которые предпринимались в начале 2003 г. (подробнее см.: Сайдукова-Романова, 2003).

2 Исследовательский дневник автора.

3 Исследовательский дневник автора.

рятской молодежи писали все основные информационные агентства в регионе. Впервые проблема бурятских автономий в свете планов укрупнения регионов получила освещение в зарубежной прессе.1 Бурятский пример обсуждался на молодежных форумах Татарстана, Башкирии, Калмыкии, Коми, и в Монголии.

Следующим этапом активности НДД стала деятельность по сохранению автономной государственности бурят в связи с кампанией федерального центра по объединению Усть-Ордынского бурятского национального округа (УОБАО) с Иркутской областью. Для этого в конце лета 2005 г. было создано объединение «Буряад арадай туг», призванное координировать усилия молодежи РБ и бурятских общин за пределами республики. Члены объединения в ноябре 2005 г. опубликовали на СБН брошюру «Почему мы против укрупнения». Несколько страниц коллективного труда в доступной форме описывали возможные негативные последствия непродуманных экспериментов над национальными автономиями и проводили мысль о необходимости борьбы за их сохранение. Брошюры самостоятельно печатались посетителями сайта на принтерах и распространялись по принципу «из рук в руки». По разным оценкам было отпечатано не менее 9 тыс. экземпляров брошюр.

В этот же период начал работу усть-ордынский сайт (ust-orda.com), содержание которого с каждым днем становится все более оппозиционным проекту ликвидации округа. В конце 2005 г. усилиями участников НДД был открыт историко-политический портал Бурятии «Эрхэ. Право голоса». Спецификой портала стали публикации на иностранных языках (монгольском, английском, немецком) о ходе борьбы за автономию. Портал, таким образом, сделался средством информирования зарубежной общественности о происходящих в этнической Бурятии политических событиях (см.: Cakars, 2005; цит. по: Латвию интересуют, http://www.buryatia.org/ modules.php?name=Forums&file=viewtopic&p=152146). Тогда же в Улан-Удэ при активном участии выходцев из Усть-Орды и бурятских территорий, не попавших в автономные образования, было создано молодежное правозащитное движение «Эрхэ», провозгласившее защиту национальной государственности и официальное признание бурятско-

1 Тематические материалы были опубликованы на Иркутском информационном портале БАБР^ (http://3952.ru/0-492-7154-0/20051024-20051025/2542791--0/), в газетах «Информ-полис» от 26 января 2005 г., «Молодежь Бурятии» от 2 февраля 2005 г., на сайте информационного агентства Забинфо от 24 марта 2005 г. (http://zabinfo.ru/modules.php?op= mod-load&name=News&file=article&sid=1460).

го народа репрессированным одной из главных целей организации.

В ходе усть-ордынской кампании члены НДД организовали прокат первого художественного фильма на бурятском языке «Первый нукер Чингисхана» в селах и деревнях УОБАО. Последовавшее запрещение проката фильма властями округа усилило недовольство людей из-за откровенного превышения чиновниками своих полномочий и последовавшими за этим намеками политиков на «не случайность» создания фильма именно накануне референдума (подробнее см.: Сайдукова, 2006; Дагаева, 2006). Однако создание «Первого нукера Чингисхана» никак не могло быть приурочено к референдуму. Фильм создавался на протяжении нескольких лет, его появление в 2005 г. еще раз подчеркивает объективность происходящих изменений в национальном самосознании бурят, пытающихся преодолеть кризисные явления национального развития путем создания новых смыслов бурятской культуры.

Накануне референдума в УОБАО и в Иркутской области члены НДД в Улан-Удэ провели межрегиональную научно-практическую конференцию по проблемам губернизации в России. В конференции приняли участие ученые и члены общественных организаций из Якутии, Хакасии, Монголии, Кыргызстана и Москвы. Результатом работы форума стало обращение участников конференции, в котором была дана критическая оценка процессам укрупнения регионов.

Косвенным подтверждением эффективности деятельности движения за последние два года является положительная динамика количества принявших участие в тематических опросах основного информационного ресурса НДД Сайта бурятского народа (от 830 до 2180 человек), рост числа разделяющих точку зрения движения на укрупнение регионов (от 622 до 1545 человек).1 Прямым свидетельством увеличения политического влияния НДД в регионе можно считать встречу президента РБ Л. Потапова с лидерами движения осенью 2006 г. (см.: Президент встретился, 2006). Так, спустя почти пять лет с зарождения НДД и два года с момента проведения первой акции Бурятское молодежное национально-демократическое движение было фактически признано региональной властью независимым политическим субъектом.

По мнению большинства опрошенных экспертов, всплеск активности бурятской молодежи стал полной неожиданностью для большинства действующих политических сил в регионе. Между тем подобный оборот был вполне предсказуем. В конце 2005 г. в преддверии политической кампании по объединению УОБАО с Иркутской

1 См.: Приложение 2.

290 -

областью Конгресс бурятского народа лишился своего юридического статуса, резко ограничив сферу своего политического влияния. Но свято место, как известно, пусто не бывает.

Вторая, не менее значимая причина, повлиявшая на активное вхождение молодежных организаций в политику, может быть условна обозначена как «эффект Махатмы Ганди». Речь о феномене молодых людей, получивших европейское образование и сформировавшихся в контексте западной культуры, но вопреки ожиданиям и открывавшимся перспективам вернувшихся на свою историческую родину. При этом основным мотивом для возвращения стала идея национального возрождения, желание улучшить жизнь своего народа.

Подавляющее большинство членов бурятского молодежного НДД (92%) имеют высшее образование, многие — ученую степень (34%), высокую профессиональную квалификацию (которая, вместе с тем, в 80% случаев не имеет отношения к сфере профессиональной политики). Почти половина актива НДД получила образование в ведущих российских вузах в Москве и Санкт-Петербурге, в университетах Европы, США и Японии. Социальной базой молодежного движения в Бурятии, по данным самих участников НДД, стали неформальные объединения 30-40-летних бизнесменов, в меньшей степени объединения спортсменов и деятелей культуры, то есть социально наиболее близкие НДД группы. Бурятское молодежное национально-демократическое движение зародилось стихийно, но его появление было предопределено объективными обстоятельствами этнополитического развития бурятского народа в составе Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Вероятность того, что в ближайшем будущем в нашей стране кардинально изменится государственная политика в национальном вопросе и появятся перспективы для реального, а не декоративного развития национальных культур, очень мала. Это обстоятельство само по себе придает витальность идеологическому фундаменту молодежного движения в Бурятии.

Литература

Бураев И. Д. Современное состояние бурятского языка и меры его сохранения и развития // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития (Материалы научно-практической конференции). Улан-Удэ, 1996. С. 26-35.

Восстановить историческую справедливость. Письмо группы ветеранов Верховному Совету СССР // Правда Бурятии. 1990. 24 авг.

Дагаева А. Тяжба народов. Буряты не хотят терять автономию // Ведомости. 2006. 9 февр.

Дырхеева Г. А., Бажеева Т. П. Исторический аспект бурятско-русского двуязычия в Бурятии // Историко-сравнительное изучение монгольских языков. Улан-Удэ, 1995. С. 23-37.

Дырхеева Г. А., Будаев Б. Ж., Бажеева Т. П. Бурятский язык: современное состояние (социолингвистический аспект). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999.

ЕлаевА. А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределении. М., 2000. С. 215-257.

Елаев Н. К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ, 1994.

Информполис. 2005. 26 янв.

Как вывести из кризиса родной язык // Буряад унэн. Духэриг. 2001. 15 февр.

Как исчезла единая Бурят-Монголия (1937 и 1958 годы) / Сост. Ш. Б. Чимитдор-жиев. Улан-Удэ, 2004.

Латвию интересуют буряты // Сайт бурятского народа / Пер. с лит. Н. Морохое-вой. 22 сент. 2005 г. // http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file= view-topic&p=152146

Мертес М. Немецкие вопросы — европейские ответы / Пер. с нем. М.: Московская школа политических исследований, 2001.

Молодежь Бурятии. 2005. 2 февр.

Молодое поколение выбирает // Угай зам (Путь предков). Улан-Удэ. 2006. Окт.

Обращение Совета Конгресса бурятского народа Парламентским слушаниям Госдумы РФ Председателю Комитета Госдумы В. Ю. Зорину // Как исчезла единая Бурят-Монголия (1937 и 1958 годы) / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, 2004.

Открытое письмо бурятской молодежи президенту РФ В. В. Путину // СБН. 2005. 14 мая // http://www.buryatia.org/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=1495

Письмо Председателя Совета министров РБ В. Б. Саганова заместителю Председателя Совета Министров РФ, Председателю ГК по делам федерации и национальностей РФ С. М. Шахраю // Как исчезла единая Бурят-Монголия (1937 и 1958 годы) / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, 2004.

Президент встретился с активистами РОМУ и «Эрхэ» // Угай зам (Путь предков) / Улан-Удэ. 2006. Окт.

Са1лан Шандаган хоёр. Снег и заяц // Серия «Волшебная Бурятия». Улан-Удэ, 2003.

Сайдукова М. Кино мешает укрупняться. «Первый нукер Чингисхана» не нравится укрупнителям регионов // Газета. 2006. 13 февр.

Сайдукова-Романова М. Призрак укрупнения. Бедные округа хотят слить с богатыми областями // Время новостей. ИД «Время». 2003. 6 февр.

Хулганын туухэ. Мышиная история // Серия «Волшебная Бурятия». Улан-Удэ, 2006.

Barth F. Ethnic Groups and Boundaries / Theories of Ethnicity: a Classical reader. New York, 1996. P. 294-323.

Cakars J. Николай Цыремпилов ждет звонка от Владимира Путина // Diena. 2005. 18 июля.

http://3952.ru/0-492-7154-0/20051024-20051025/2542791--0/

http://zabinfo.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1460

Приложение 1. Статистика Сайта бурятского народа www.buryatia.org.

Данные усредненные и округленные по состоянию на конец октября 2006 г. Сбор статистики делают четыре разных сервиса google analytics, awstats, рейтинг@mail.ru, Rambler TOP100: уникальных посетителей в день — 1163 (в выходные — 857), уникальных посетителей за месяц — 20 520, всего зарегистрированных пользователей — 7819. Итого: посетителей из России — 79%, из них 39% — из Москвы.

Распределение по странам Распределение по российским регионам:

1. Россия — 79% 1. Москва — 39%

2. США — 4,8% 2. Бурятия — 11%

3. Монголия — 1,7% 3. Иркутская область — 7%

4. Китай — 1,6% 4. Санкт-Петербург — 5%

5. Германия — 1,4% 5. Новосибирск — 2%

6. Украина — 1,3% 6. Остальные менее чем по 1%, но в сумме собирают 15%

Сводная (общая) таблица по странам и регионам РФ:

1 Москва 39%

2 Бурятия 11%

3 Иркутская область 7%

4 Санкт-Петербург 5%

5 США 4,8%

6 Новосибирск 2%

7 Монголия 1,7%

8 Китай 1,6%

9 Германия 1,4%

10 Украина 1,3%

11 остальные 25,2%

Одним из показателей высокого интереса к сайту является второе место СБН в рейтинге mail.ru в разделе «региональная политика» (см.: http://top.mail. ru/Rating/Culture-Regions/Today/Visitors/1 .html).

Приложение 2. Статистика опросов СБН на тему укрупнения регионов РФ.

Источник: http://www.buryatia.org/modules.php?name=Surveys Всего ответов: 2180. Всего комментариев: 33.

Согласны ли Вы, чтобы Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ объединились?

Да ^^^^^^—122,67% (195)

Не ^—15,00% (43)

знаю

Всего ответов: 860. Всего комментариев: 7.

Согласны ли Вы, чтобы Читинская область и Агинский Бурятский автономный

округ объединились? Да (505)

Нет ^^^»ГП ""1 (1111)

Не ^—15,96% (130)

знаю

ПОЯИМЭКС- 2007. Том 3. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.