Научная статья на тему 'Кризис идентичности: пути преодоления'

Кризис идентичности: пути преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2017
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / IDENTITY OF PERSON / SELF-IDENTIFICATION OF PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очиров М. Н.

В статье излагается сущность современного кризиса идентичности человека. Рассматриваются проблемы экоцентрической, этнокультурной и профессиональной самоидентификации личности в контексте образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identity crisis: ways of overcoming

The essence of modern crisis of person's identity is exponded in the article. It also deals with the problems of ecocentric, ethnic-cultural and professional self-identification of a person in education context.

Текст научной работы на тему «Кризис идентичности: пути преодоления»

1 балл 7 1,8%

0 баллов 367 95,1%

В заключение отметим, что выпускники Бурятии 2010 г. показали достаточно высокий уровень знаний. Это объясняется тем, что, во-первых, вырос уровень подготовленности к сдаче ЕГЭ, во-вторых, среди набравших высокий балл (выше 90) большинство - призеры и участники городской и республиканской олимпиад по программированию. Таким образом, так как интерес к информатике и программированию год от года растет, хочется надеяться, что результаты последующих ЕГЭ будут только улучшаться.

Немчинова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.

Nemchinova Tatyana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of computer science, Buryat State University.

Тонхоноева Антонида Антоновна, старший преподаватель кафедры ВТ и информатики, Бурятский государственный университет.

Tonkhonoeva Antonida Antonovna, senior teacher of department of computer science, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: tavlad@mail.ru, ant_ton@mail.ru

УДК 37.013.42

М.Н. Очиров

Кризис идентичности: пути преодоления

В статье излагается сущность современного кризиса идентичности человека. Рассматриваются проблемы экоцентрической, этнокультурной и профессиональной самоидентификации личности в контексте образования.

Ключевые слова: идентичность личности, самоидентификация личности.

M.JV. OcAirov

The identity crisis: ways of overcoming

The essence of modern crisis of person’s identity is exponded in the article. It also deals with the problems of ecocentric, ethnic-cultural and professional self-identification of a person in education context.

Key words: identity of person, self-identification of person.

Жизнь человека можно рассматривать как непрерывное становление, непрерывный процесс самоидентификации на пути к своему предназначению.

В ХХ в. неустойчивость положения человека и его образа стало обыденным явлением. В результате это привело к осознанию кризиса идентичности, к тому, что сейчас у человека нет однозначного образа себя. Он не может воспринимать в качестве естественного ни одно из тех мест, которые он занимает в мире и обществе. У человека возникает чувство нетождества самому себе, ощущение несоответствия себя своему образу, чувство выпадения из реальности. Даже религиозный фундаментализм, ярый национализм, являясь негативной религиозной или этнической идентичностью, свидетельствуют о неуверенности человека, пришедшего к такой идентичности.

Одним из примеров кризиса идентичности может служить так называемое «новое кочевничество», означающее массовую миграцию людей (как внутри отдельной страны, так и из одной страны в другую) и связанные с ней изменения самоощущения. Жизнь «нового кочевника» очень часто связана с культурным шоком, соматическими расстройствами, потерянностью. Вместе с тем это для миллионов людей это обычный образ жизни, что позволяет говорить о «номадической идентичности». Хотя она и означает рост субъективации личности, однако ведет к возникновению дискретного и некогерентного (не согласованность с собой) «я». «Новые кочевники» - это относительно благополучные люди и их миграция связана со свободным выбором места проживания и уровня жизни.

Новому кочевнику противоположен феномен вынужденной миграции людей, гонимых безысходностью от одного гетто к другому. «Новых кочевников» можно назвать «туристами», а мигрантов, легально или нелегально пересекающих границы государств в поисках средств к существованию, - «бродягами». И тех, и других объединяет ситуация неопределенности и неустойчивости образа «я».

Разрушающим фактором образа человека выступает всеобъемлющая технизация жизни. Техника, беря на себя взаимодействие человека с разными классами объектов, включая природные, делает это взаимодействие однообразным и вместе с тем фрагментарным. Мир при этом предстает перед человеком в упрощенном виде, лишенным иерархичности и упорядоченности, языковой оформленности. М. Фуко отмечает, что технизация жизни ведет к построению языковых выражений по типу гипертекста, размывает понятие референции, лишает онтологического статуса таких понятий, как субъект, автор и т.п.

Фрагментация жизни как следствие ее технизации создает представление комбинируемости жизни из фрагментов, как это делается в детском конструкторе. Становится невозможным выделить центр жизни и, следовательно, достигнуть внутренней устойчивости. В такой ситуации распадается образ человека, и, чтобы почувствовать себя, человек ищет острых ощущений в насилии, разгуле секса, коллективной агрессии и т.д. Другими словами, в человеке начинают преобладать низменные мотивы поведения, отражающие телесно-аффективную сферу человеческой самости, поскольку единство телесности и духовности утратило силу.

Ж. Бодрийяр и Н.Т. Попова отмечают роль рекламы в размывании образа человека. Навязывая модную вещь, реклама навязывает человеку новый образ, достигаемый благодаря приобретению этой вещи. Такое выдвижение уникальности и внутреннего достоинства личности во внешний план представляет собой профанацию идеи личности.

Глобализация мирового развития, вызванная развитием средств массовой коммуникации, не только объединяет людей для решения экономических и культурных проблем, но и вызывает стремление людей противостоять ей, чтобы сохранить свои национальные ценности, свою этническую идентичность, язык, культуру. Такое противостояние очень часто приводит к конфликтам.

В связи с кризисом идентичности проблема самоидентификации человека приобретает особую актуальность для системы образования, которую мы рассматриваем как единственный механизм преодоления этого кризиса.

Образование представляет собой процесс формирования образа бытия и в его рамках - образа человека на основе ценностного сознания, отношения, поведения личности.

Э. Фромм подчеркивает, что непосредственными мотивами человеческого поведения чаще служат не официально признанные, осознанные ценности - индивидуальность, любовь, сострадание, надежда и т.п., а бессознательные ценности, порожденные социальной системой бюрократизированного индустриального общества - собственность, потребление, общественное положение, развлечения, сильные ощущения и пр. Именно бессознательные ценности навязываются современными средствами массовой коммуникации. Расхождение между осознанными и неэффективными ценностями, с одной стороны, действенными, с другой стороны, опустошает личность, разрушает идентичность. По утверждению Фромма, «... большинство людей колеблются между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении. У них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков. Они похожи на стершуюся монету. У человека нет самости, он нетождествен себе, но он боится сделать это открытие».

Стратегия образования должна, на наш взгляд, состоять в том, чтобы обеспечить самоидентификацию человека в соответствии со структурой его характера и некоторой универсальной системой ценностей, которая включала бы как ценности, вобравшие в себя гуманистический потенциал мировой культуры, так и ценности, которые еще не стали достоянием культуры, но ориентированы на будущее, на сохранение и развитие человечества в целом, а следовательно, на коэволюцию общества и природы. Эти ценности должны быть не просто общечеловеческими, а должны характеризовать взаимодействие человека с природой, наделенной самоценностью.

Общество, в котором его члены будут тождественны себе, не будут испытывать расхождения между осознанными и неосознанными ценностями, между «я» и образом себя, будет обществом, в котором возможны любовь и творчество.

Если поведение человека определяется такими ценностями, как любовь и творчество по отношению к природе, то мы имеем экоцентрическую идентичность. Она ориентирована на будущее экологическое общество и может быть реализована в школе.

Антропоцентрическая идентичность, характерная для современного потребительского общества, способствует усугублению глобального экологического кризиса, в том числе кризиса человека. Для реализации идей устойчивого мирового развития и перехода к экологическому обществу должен измениться сам человек, его взаимодействие с природой должно строиться по нормам и правилам этики.

Переход к экоцентрической идентичности в западной культуре представляет более сложную проблему, чем в культурах Востока.

Выявлено, например, что монгольское экологическое сознание в целом сохранило характеристики архаического экологического сознания: высокая психологическая включенность человека в мир природы; субъективное восприятие природных объектов и явлений; неразделенность прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы. Под влияние буддизма в монгольском сознании значительно усилилась роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности. Благодаря этому оказалось возможным обеспечить экоцентрическую тенденцию развития экоцентрической идентичности будущих специалистов сельского хозяйства Монголии.

На примере исследования монгольского экологического сознания можно видеть, что развитие экологической идентичности тесно связано с религиозной и этнической идентичностью.

Исследование этнической идентичности тех, кто идентифицирует себя с бурятским этносом, имеет свои особенности. За последние 100 лет бурятский этнос претерпел большие изменения. Теперь это двуязычный этнос, причем первым языком у большинства является русский язык. Дети изучают бурятский язык в школе как иностранный. Утрачены или изменились культурные традиции, обычаи, изменился рацион питания, тип хозяйствования, образ жизни. Остались неизменными общие черты, общее название, происхождение, историческая память и менталитет. Есть определенные основания утверждать, что у подрастающего поколения возможно формирование биэтнической идентичности.

Для этого нужно, чтобы этническая идентичность со своей этнической группой была позитивной, когда человек доволен своей этнической принадлежностью, испытывает гордость за свой народ без нетерпимости к другой культуре. Негативная этническая идентичность, связанная с неудовлетворенностью своей этнической принадлежностью, может привести к негативной этнической маргинальности, когда человек балансирует между двумя культурами, испытывая отчужденность и неприятие обоих народов и культур. Для достижения позитивной этнической идентичности как условия развития биэтнической идентичности следует обеспечить педагогические условия для развития двуязычия и двукультурной компетентности.

Экономическая и культурная глобализация, переход к различным отношениям, появление новых профессий, глобализация системы образования, развитие средств массовой коммуникации, глобальный экологический кризис и другие процессы обусловили кризис профессиональной идентичности. Радикальные изменения претерпели образы многих профессий и специальностей, образы многих профессионалов и специалистов - педагогов, инженеров, специалистов сельского хозяйства, экономистов, работников культуры и здравоохранения и т.д. Возникло несоответствие современных требований к специалистам и существующих способов их профессиональной подготовки. Развитию профессиональной самоидентичности будущих учителей, технологов, специалистов сельского хозяйства, рассчитанному на то, чтобы они воспринимали свое будущее профессиональное положение как естественное в современных кризисных условиях, посвящены исследования Л.А. Амагаевой, А.В. Багдуевой, С.А. Борцовой, Л.Н. Габеевой, С.В. Носырева, И.М. Филиппова, Б. Цэндсурен и др.

Самоидентифицированный человек - это свободный человек, который не испытывает колебаний между различными системами ценностей, а непосредственными мотивами его поведения служит вполне определенная система ценностей, сложившаяся в результате его самоидентификации.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь человеку самоидентифицироваться, стать тождественным образу себя, обрести себя. Сверхзадача состоит в том, чтобы, во-первых, помочь человеку создать положительный образ себя, который, отвечая структуре его характера, отвечал бы также инновационным ценностям экоцентрического мировоззрения, а во-вторых, помочь человеку

стать тождественным сложившемуся образу себя и полностью самоактуализироваться в соответствии с освоенной системой ценностей, чтобы стать, говоря словами А. Маслоу, тем, кем он может стать. Самоактуализация не означает, что человеку что-то добавлено, а означает, что у человека ничто не отнято.

Самоактуализированный человек, по нашему мнению, это человек, который самоидентифицировался и потому стремится к самореализации и творчеству в той или иной деятельности, отвечающей его идентичности. Он принял себя, принял других, принял мир природы и в этом мире ему комфортно самореализоваться, самоактуализироваться. Он живет в реальном мире, а не в виртуальном мире ложных ценностей, нереальных ожиданий, бесцельных деяний. Человек должен быть идентичным образу себя, обрести позитивную этническую идентичность, адекватную гражданскую идентичность, экоцентрическую и профессиональную идентичность, идентичность в личной и интимной жизни.

Самоидентификация - это гармония с самим собой, с обществом и природой. А гармония человека и природы - это атрибут экологического общества.

Литература

1. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический Проект, 2007. - С.25.

2. Тоффлер А. Футурошок. - СПб., 1997.

3. Фуко М. Что такое автор? // Воля к истине: по сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.

4. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. - М., 1996.

5. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. - С. 135-138.

6. Попова Н.Т. Культурные механизмы развития человека // Теоретическая культурология. Сер. Энциклопедия культурологии. - М. - Екатеринбург, 2005. С. 324-333.

7. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М. Академия, 2003.-192 с.

8. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993г.

9. Барлукова А.Я. Становление любовно-творческой личности школьника. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005.

10. Цэндсурен Б. Экоцентрическая система сельскохозяйственного образования в Монголии: дис. ... канд. пед. наук. -

Улан-Удэ, 2005.

11. Лубсанова Л.Б. Терминологическая работа на уроках математики в младших классах: дис. . канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2008.

12. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде / В.Н. Гуров и др. - М., 2004.

13. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

Очиров Михаил Надмитович, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет.

Ochirov Mikhail Nadmitovich, doctor of pedagogical sciences, professor of Buryat State University.

670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757, e-mail: mochirov@mail.ru

УДК 519.6 М.Н. Очиров

Методика суммирования интегралов Фурье

В статье приводится исторический материал, относящийся к теории суммирования рядов и интегралов Фурье. Рассмотрен пример суммирования интеграла Фурье методом средних арифметических.

Ключевые слова: ряды Фурье, метод суммирования.

M.JV. OcAirov

The technique of summation of Fourier integrals

The article provides a historical material relating to the theory of summation of Fourier series and integrals. The example of summation of Fourier integral by the method of arithmetic average is given.

Key words: Fourier series, method of summation.

Как известно, определение суммы ряда как предела последовательности его частичных сумм приводит к тому, что класс сходящихся рядов оказывается сравнительно узким. Например, если рассматривать ряды Фурье, то непрерывные функции оказываются не разлагающимися в ряд Фурье. Можно определить сумму ряда так, что класс сходящихся в смысле этого определения рядов будет

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.