Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ских замыслов, а равно и завещания предков - к созданию Великой Греко-Российской Восточной империи.
Остается выяснить: по политической наивности, слабоумию, или чужому и злому умыслу "растлеша и омразишася в беззакониях" русский государь?
В контексте европейской истории Россия традиционно рассматривалась как сдерживающий для Востока фактор. Отсюда то пристальное внимание, которое проявлял к Москве Рим. Государи-вотчинники в лице Ивана III, Василия III и Ивана IV считали ниже своего достоинства обольститься папскими посулами. Самозванец был “вор”, и его идея объявить себя императором и начать войну с Турцией была бредом для Смутного времени, несмотря на все старания иезуитов. Иное дело молодой двадцатипятилетний царь новой избранной династии.
Избрание, а не наследование Романовых и было той первопричиной, что толкнула их, в погоне за самодержавным авторитетом, в лоно папизма. Искусные в обольщении "греческие" наставники внушали царю Алексею, что искание царьградского престола - дело святое, подвижническое, жертвенное. К нему обязывает христианский и исторический долг и призывает Пресвятая Троица.
В числе обольстителей царя были видные деятели реформы: Арсений Грек, Епифаний Славинецкий, Паисий Лигарид, Симеон Полоцкий, братья Лихуды и др. Примечательно, что все они - воспитанники иезуитских коллегий. В бытность свою православным, католиком и магометанином, Арсений Грек - выпускник иезуитской коллегии в Риме, был главным справщиком богослужебных книг. Его "протеже" Паисий Лигарид, выпускник той же коллегии и известный католический миссионер на Востоке, был главным идеологом реформы. Наставник царских детей, "Шекспир" царского театра, выпускник иезуитской коллегии в Вильно, Симеон Полоцкий был главным полемистом в борьбе со старообрядцами. Воспитанники иезуитских коллегий в Венеции и Падуе, братья Лихуды стояли во главе Московской духовной академии /до 1701 г./.
Таким образом, идея "Третьего Рима", как учение об особом историческом пути русского народа, "святой Руси", была роковым образом искажена официальной государственно-церковной политикой династии Романовых, не гнушавшихся ни Самозванцев, ни иезуитов.
Смута государственная, затеянная интригами Филарета Романова, повлекла за собой смуту духовную, учиненную его внуком Алексеем. В совокупности эти преступные по своему характеру деяния привели к торжеству имперских амбиций правнука Филарета - Петра I.
Отсюда понятно, почему "Никоновская" реформа была вне критики официальной историографии.
ББК 66.4
С.В. Крупницкий КРИТИКА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙСТВА
Концепция евразийства, связанная с традициями славянофильства, наибольшего развития достигла в конце 20-х годов XX века. Представителями евразийской идеи были эмигранты первой волны экономист П.Н.
Секция истории
Савицкий (1895 -1968), филолог Н.С. Трубецкой (1890-1938), географ Г.В. Вернадский (1877-1973) и другие.
Движение евразийцев явилось продолжением поиска особого пути развития России и ознаменовало поворот от идеи панславизма, имевшей южноевропейскую пространственную ориентацию и представлявшей Россию как монолит, к идее Востока и идее России как “мозаики”.
Территорию России евразийцы понимают как особый географический мир, в котором народы занимают свою нишу, а в целом представляют собой единую евразийскую нацию.
В этом смысле концепция евразийцев несет идеологический заряд, где геополитика применяется не как наука, а как способ доказательства, что Россия не является полем деятельности русского народа, русской культуры, русского государства. Геополитика здесь подменяется спором о том, кто такие русские.
Предметом реальной геополитики является изучение взаимоотношений исторических общественных образований, с точки зрения пространственных характеристик, что само по себе и объективно, и исчислимо. Пространство изучается, не только и не столько как физическая среда, но, в первую очередь, как территория определенных государств , т.е. рассматривается влияние пространства на внутреннюю и внешнюю политику. Пространство рассматривается также как поле идей. Пространственно-историческая направленность нации, государства, культуры достаточно постоянный фактор. С точки зрения геополитики, идеи евразийства выглядят надуманными. В сущности, это идейное обоснование условий выживания нерусского этноса в системе русского этноса.
ББК 63.3(2Р)43:86.3.
И.К. Протченко
ЦЕРКОВНЫЕ МОНАСТЫРИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ОБЪЕДИНЕНИЯ И СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ХШ-Х1У
ВЕКАХ
В XIII - XIV вв. церковные монастыри превратились не только в крепости, но и в центры объединения и собирания русского населения.
Монастыри - это форма организации людей, отказавшихся от принятых в светском обществе норм жизни. Они решали следующие задачи: приготовление к загробной жизни, создание образцовых хозяйств для обеспечения населения сельскохозяйственными продуктами и изделиями ремесла плюс социальные функции: призрение нетрудоспособных (больницы, дома инвалидов), выполнение торговых операций (КиевоПечерский монастырь) и т.д. Это были также центры идеологической жизни Руси. Здесь составлялись жития, писались летописи, переписывались книги для княжеских и боярских семей и других заказчиков книжной продукции. Здесь же готовили высших церковных администраторов - епископов, в компетенцию которых в древнерусских княжествах входили практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения.
В XIV в. на Руси было 42 монастыря, в XV в. - 57. Крупнейшим землевладельцем стал в XIV-XV вв. Московский митрополичий дом. В