Научная статья на тему 'Реформа или заговор ? /преступные деяния в русской истории/'

Реформа или заговор ? /преступные деяния в русской истории/ Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

1056
109
Поделиться
Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Реформа или заговор ? /преступные деяния в русской истории/»

братьев" и приобщение к "европейскому просвещению" - реформы Петра I (там же, с.285).

Вл. Соловьев разделял взгляды А.С. Пушкина на русскую историю как на глубоко трагический, но при этом живой и созидательный процесс государственного и культурного строительства. Так же, как и поэт, Вл. Соловьев видел трагичность исторической судьбы России в ее отъединенное™ от Европы и считал, что исторически возникшее отчуждение должно быть преодолено. В подходе к философии истории у Вл. Соловьева доминирующим был европоцентристский подход, согласно которому путь западной цивилизации является магистральным направлением мировой истории. За иными действующими культурными традициями он признавал лишь прежние исторические заслуги.

90-е годы XIX века стали для Вл. Соловьева периодом переоценки многих его прежних идей. Надежды на возможность скорого достижения "всечеловеческого единства" остались в прошлом. В конце жизни, предчувствуя, что его Родину ожидает трагическое будущее, Вл. Соловьев без всякого оптимизма смотрел и на будущее остального мира. В "Воскресных письмах" /1897/ Вл. Соловьев практически повторяет данную им двумя десятилетиями ранее /в "Трех силах"/ отрицательную оценку западного развития.

Вл. Соловьев констатирует, что в современной истории сталкиваются лишь две силы: западная цивилизация и мусульманский мир, причем обе они, по его мнению, переживают не прогресс, а упадок. Но если двадцать лет назад молодой философ верил, что третьей силой, способной вывести человечество из духовного кризиса, суждено стать России, то теперь эта вера осталась уже в прошлом. "Заглядывая в душу нашего общества, не увидишь там ни ясного добра, ни ясного зла..." - так Вл. Соловьев в "Письме о восточном вопросе" /1898/оценивал духовное состояние российского общества. Но, по существу, то же самое он видел и за пределами России. Русский мыслитель чувствовал, что человечество на рубеже веков переживает времена смутные. А в такое время "зверь", сорвавшийся с нравственной привязи, особенно опасен. И философ был глубоко убежден, что это не может быть компенсировано никакими внешними успехами, никаким внешним прогрессом.

ББК 63.3(2Р)

И.И. Кустов РЕФОРМА ИЛИ ЗАГОВОР ?

/ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЯНИЯ В РУССКОЙ ИСТОРИИ/

Рано л, , поздно л, , а Констант, нополъ должен быть наш.

Ф.М. Достоевский

Непреходящая ценность истории в ее загадках, нераскрытых тайнах и даже в сомнительных фактах, что порождает споры, научные дискуссии и способствует творческой работе мысли.

Секция истории

Триста лет отделяет нас от церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче и повлекшей за собой раскол церкви и исторически нарастающий раскол русского общества во все последующие века. Ключевое по своим трагическим последствиям событие отечественной истории, и ныне хранит "тайну беззакония в действии".

По общепризнанному в официальной отечественной историографии мнению, церковная реформа 1654г. была вызвана необходимостью исправления богослужебных книг и унификации церковных обрядов. И только? Однако упомянутая выше цель реформы не соответствует масштабности ее последствий - современных ей и исторических. Теряют всякий смысл и решения Патриаршего Святейшего Синода от 23/10/ апреля 1929г. и Поместного собора Русской православной церкви от 30 мая 1971 г., признавших "никоновскую" реформу "крутой и поспешной", а старые русские обряды "спасительными, как и новые обряды, и равночестными им".

Значит, подлинные цели реформы были иными.

Во-первых, на уровне обыденного исторического сознания реформу называют "никоновской". Между тем патриарх с 1652 г. Никон был подвергнут царской опале уже в 1658 г., а в 1666 г. Вселенский церковный собор православных патриархов лишил его патриаршего сана. Роскошь Воскресенского "нового Иерусалима" несостоявшийся "православный папа" поменял на келейку Ферапонтова монастыря в Белоозерской северной пустыни.

Во-вторых (что соответствовало исторической реальности), реформа шла своим чередом. В 1667 г. царь передал ее проведение восточным патриархам - Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, предварительно убедившись, что греки будут льстиво и напыщенно прославлять "правнука" великого царя, "надежду и опору всего православия".

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В-третьих, о чем повествует подлинный исторический источник в 1669г., идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум из Юрьевца в пятой челобитной царю прямо назвал истинного и главного творца реформы. "Кто бы смел реши...хулыныя глаголы на святыи, аще не твоя держава попустила тому быти? - писал Аввакум, -Все в тебе, царю, дело затворился и о тебе едином стоит".

Следовательно, реформу, с известной долей уверенности, можно назвать "Алексеевской". В данном случае становятся понятными и подлинные цели реформы - политические, обусловленные как событиями XVII столетия, так и событиями предшествующих веков.

С падением Константинополя в 1453 г. и женитьбой Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г., Москва наследует не только византийский герб и "шапку Мономаха". Государи всея Руси принимают титул "самодержец", возникает теория "Москвы - третьего Рима". Главная идея доктрины, изложенная в 1516 г. старцем Филофеем в послании к великому князю Василию III: "Вся христианская царства снидошася в твое едино...Един ты во всей поднебесной христианом царь", - станет маниакальным синдромом всей российской геополитики.

В 1653 г. /за год до реформы/ решением Земского собора было объявлено о воссоединении России с Украиной, и призрак византийского престолонаследия вскружил голову "тишайшего" царя. Так реформа для достижения "церковного единообразия" по греческому образцу стала для царя Алексея первым шагом к осуществлению его глобальных политиче-

ских замыслов, а равно и завещания предков - к созданию Великой Греко-Российской Восточной империи.

Остается выяснить: по политической наивности, слабоумию, или чужому и злому умыслу "растлеша и омразишася в беззакониях" русский государь?

В контексте европейской истории Россия традиционно рассматривалась как сдерживающий для Востока фактор. Отсюда то пристальное внимание, которое проявлял к Москве Рим. Государи-вотчинники в лице Ивана III, Василия III и Ивана IV считали ниже своего достоинства обольститься папскими посулами. Самозванец был “вор”, и его идея объявить себя императором и начать войну с Турцией была бредом для Смутного времени, несмотря на все старания иезуитов. Иное дело молодой двадцатипятилетний царь новой избранной династии.

Избрание, а не наследование Романовых и было той первопричиной, что толкнула их, в погоне за самодержавным авторитетом, в лоно папизма. Искусные в обольщении "греческие" наставники внушали царю Алексею, что искание царьградского престола - дело святое, подвижническое, жертвенное. К нему обязывает христианский и исторический долг и призывает Пресвятая Троица.

В числе обольстителей царя были видные деятели реформы: Арсений Грек, Епифаний Славинецкий, Паисий Лигарид, Симеон Полоцкий, братья Лихуды и др. Примечательно, что все они - воспитанники иезуитских коллегий. В бытность свою православным, католиком и магометанином, Арсений Грек - выпускник иезуитской коллегии в Риме, был главным справщиком богослужебных книг. Его "протеже" Паисий Лигарид, выпускник той же коллегии и известный католический миссионер на Востоке, был главным идеологом реформы. Наставник царских детей, "Шекспир" царского театра, выпускник иезуитской коллегии в Вильно, Симеон Полоцкий был главным полемистом в борьбе со старообрядцами. Воспитанники иезуитских коллегий в Венеции и Падуе, братья Лихуды стояли во главе Московской духовной академии /до 1701 г./.

Таким образом, идея "Третьего Рима", как учение об особом историческом пути русского народа, "святой Руси", была роковым образом искажена официальной государственно-церковной политикой династии Романовых, не гнушавшихся ни Самозванцев, ни иезуитов.

Смута государственная, затеянная интригами Филарета Романова, повлекла за собой смуту духовную, учиненную его внуком Алексеем. В совокупности эти преступные по своему характеру деяния привели к торжеству имперских амбиций правнука Филарета - Петра I.

Отсюда понятно, почему "Никоновская" реформа была вне критики официальной историографии.

ББК 66.4

С.В. Крупницкий КРИТИКА ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЕВРАЗИЙСТВА

Концепция евразийства, связанная с традициями славянофильства, наибольшего развития достигла в конце 20-х годов XX века. Представителями евразийской идеи были эмигранты первой волны экономист П.Н.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.