Научная статья на тему 'КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЛОГОЦЕНТРИЗМА КАК ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРАКТИКИ ЖАКА ДЕРРИДА'

КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЛОГОЦЕНТРИЗМА КАК ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРАКТИКИ ЖАКА ДЕРРИДА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
395
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
герменевтика / интерпретативная стратегия / логоцентризм / деконструкция / Жак Деррида / постмодернизм / постструктурализм / междисциплинарность / hermeneutics / interpretive strategy / logocentrism / deconstruction / Jacques Derrida / postmodernism / poststructuralism / interdisciplinarity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудымова Данелия Алексеевна

Представлен герменевтический поворот в науке как предпосылка к деконструктивным практикам. Показано, сквозь призму каких интерпретативных стратегий Жак Деррида осуществляет критику философского логоцентризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITIQUE OF PHILOSOPHICAL LOGOCENTRISM AS AN INTERPRETIVE STRATEGY OF JACQUES DERRIDA’S DECONSTRUCTIVE PRACTICE

The hermeneutic turn in science was presented as a prerequisite for deconstructive practices. We found through the prism of which interpretative strategies Jacques Derrida criticizes philosophical logocentrism.

Текст научной работы на тему «КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЛОГОЦЕНТРИЗМА КАК ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРАКТИКИ ЖАКА ДЕРРИДА»

РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

УДК 141.7

DOI: 10.24412/2308-7196-2021-1-5-11

Кудымова Данелия Алексеевна

аспирант кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков

и методики преподавания языков

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет» Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: kudymova.danelia@yandex.ru

КРИТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЛОГОЦЕНТРИЗМА КАК ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПРАКТИКИ ЖАКА ДЕРРИДА

Kudymova Daneliya A.

Postgraduate student of the Department of General Linguistics, Russian and Komi-Permian Languages and Methods of Language Teaching

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: kudymova.danelia@yandex.ru

CRITIQUE OF PHILOSOPHICAL LOGOCENTRISM AS AN INTERPRETIVE STRATEGY OF JACQUES DERRIDA'S DECONSTRUCTIVE PRACTICE

Аннотация. Представлен герменевтический поворот в науке как предпосылка к деконструктивным практикам. Показано, сквозь призму каких интерпретативных стратегий Жак Деррида осуществляет критику философского логоцентризма.

Ключевые слова: герменевтика, интерпретативная стратегия, логоцентризм, деконструкция, Жак Деррида, постмодернизм, постструктурализм, междисциплинарность.

© Кудымова Д.А., 2021

Abstract. The hermeneutic turn in science was presented as a prerequisite for deconstructive practices. We found through the prism of which interpretative strategies Jacques Derrida criticizes philosophical logocentrism.

Key words: hermeneutics, interpretive strategy, logocentrism, deconstruction, Jacques Derrida, postmodernism, poststructuralism, interdisciplinarity.

В гуманитарных науках ХХ в. происходят лингвистический, антропологический, герменевтический и следующий за ними когнитивный «повороты», которые составляют красочную мозаику научной мысли.

Все эти «повороты», так или иначе происходя параллельно друг другу и, в то же самое время, взаимопроникая и пересекаясь, приводят к пересмотру философско-методологических оснований и принципов гуманитарных наук, а также пересмотру дефиниции основных понятий и терминов, методов исследования, постановке новых проблем, связанных с анализом и изучением человеком языка и речи, процессов коммуникации людей, интерпретации и понимания текстов и знаков культуры, мышления человека и т.д. К переосмыслению этих вопросов обращаются такие науки, как философия, социология, психология, антропология, культурология, лингвистика, литературоведение, семиотика, когнитивистика. Так гуманитарные науки приобретают качество междисциплинарности и становятся общим полем для обмена идеями, моделями, научными результатами.

Основные идеи, нашедшие свое выражение в рамках «герменевтического поворота», - это ориентация на форму языка, представление о контекстуальности предпонимания феноменов, герменевтическая открытость текста, вариативность его значений, нелинейность прочтения и др. Отражение этих философских выводов можно найти в других сферах гуманитарно-научного знания: принципах синергетического видения мира, построения литературных текстов постмодернизма, составления словарей-энциклопедий в современной лексикографии, в исследованиях и практиках структуралистов и постструктуралистов (Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяра), анализе текстов культуры (Ю. Лотман, В. Руднев), когнитивно-семиотических методах обработки информации (Ч. Пирс, У. Эко), «Пересборке социального» и акторно-сетевой теории Б.Латура и М. Каллона в социологии и т.д. Так, благодаря смене научных парадигм познание мира и устройство его как системы систем, как совокупности текстов представились в образе хождения по лабиринту со множеством входов и выходов, в метафоре строения

«Вавилонской библиотеки», «Сада расходящихся тропок» Х. Борхеса или библиотеки аббатства в «Имени розы» У. Эко.

К XXI в. происходит сдвиг внимания в сторону работы когнитивной системы человека (мышления, восприятия, памяти, познания), предпосылками чего опосредованно стали идеи исследователей в области философской герменевтики: в частности, теории тех ученых, которые «сдвигали» гуманитарную науку с жестко обозначенного «центра» к «периферии», перенаправляли фокус внимания науки с законов детерминированности, универсальности, объективности в сторону большей степени энтропии, неопределенности, неоднозначности интерпретации текстов, включали в «уравнение» расшифровки смыслов человека-интерпретатора. К примеру, герменевтика, по П. Рикеру [5], является интерпретацией знаков, символов и текстов, которые связывают человека с природным и социальным окружением. Рикеровская версия герменевтики связана с интерпретацией человеческих творений как символически опосредованных устремлений. При этом человек-субъект, интерпретируя историю и культуру, одновременно интерпретирует и самого себя. У Гадамера [1] понимание текстов тоже существенно зависит от интерпретирующего субъекта. Е. Никитина пишет: «Полемизируя с рационалистическими установками философов-просветителей, критиковавших предрассудки, авторитет, традиции, мешающие субъекту достигать истинного знания, Гадамер полагал, что зависимость субъекта познания от культурно-исторической среды, в которой он живет, невозможно устранить. Ее просто нужно принять как данность и изучать» [7].

В статье мы не будем обращаться к истории герменевтики, но сфокусируемся на герменевтических интерпретативных стратегиях, возникших благодаря характеру междисциплинарности гуманитарных наук в XX столетии. Идеи, появившиеся на стыках гуманитарного научного знания, позволили философам оперировать различной методологией. Так, в герменевтике появились инструменты постструктуралистов, а потом и постмодернистов, которые проявились в «аппликативном», продуктивно-критическом, отношении к тексту. Оно противоречит «имманентному (близкому) чтению»: поле текста в случае аппликации насильственно изменяется. Аппликативное понимание становится ещё одним способом герменевтической интерпретации, в котором интерпретатор как бы «преодолевает» текст, реинтерпретируя содержащиеся в

7

нем заявки на истину. Такое «революционное» обращение с текстом характерно для Мартина Хайдеггера, Ролана Барта, Жака Деррида и мн. др. В сущности, аппликативное обращение с текстом, предполагающее творческий аспект, обеспечивает развитие философии в целом.

Актуальными в этом дискурсе становятся деконструктивные практики Жака Деррида, имеющие своими результатами критику логоцентризма, уход от принципов структурной универсальности.

Деконструкция явилась центральным понятием, целью и смыслом для постструктурализма, но также и основанием для постмодернизма. Основным методом деконструкции является разборка-сборка текстов. Согласно Деррида, деконструкцию текста - одновременно разборку и сборку - следует понимать как демонтаж процесса порождения текста, выявление в нем тех элементов, из которых он собран, обнажение не структуры, но технологии создания текста, обнаружение его интертекстуальных зависимостей, анализ бинарных оппозиций, направленный на нивелирование их противостояния [2].

Среди проблем философского деконструктивизма особенно остро стоит вопрос о критике метафизики и логоцентризма. Деконструктивный текстологический анализ Дерриды, в сущности, строится на критике логоцентризма. «Логоцентризм, - определяет Деррида, - это европейское, западное мыслительное образование, связанное с философией, метафизикой, наукой, языком и зависящее от логоса. Это не только способ помещения логоса и его переводов (разума, дискурса и т. д.) в центре всего, но и способ определения самого логоса в качестве центрирующей, собирающей силы; Versammlung, так интерпретирует Хайдеггер всё это, и в особенности logos, legein - как то, что собирает и кладет пределы рассеиванию; это способ соединения и собирания всего» [4].

Перечислим основные сущностные черты логоцентризма. Во-первых,

с точки зрения постмодернизма, логоцентризм влечет за собой неадекватное

осмысление бытия, подчиненное линейному детерминизму. Иными словами,

сведение всего к единообразной схеме, подведение к одному основанию. Во-

вторых, логоцентризм подчиняет все мышлению бинарными оппозициями. В-

третьих, логоцентризму свойственны жесткая центрированность и отрицание

субъектного начала. Логоцентризм также налагает запрет на свободную

ассоциативность мышления. Философы отмечают, что западная культурная

традиция рассматривается как «тотально логоцентристская». Мишель Фуко

усматривает за видимой и культивируемой «логофилией» западной культуры

8

скрытый страх перед непредсказуемыми возможностями дискурса, его потенциально неограниченной креативностью [6]. Деконструктивистская герменевтика выступает как борьба с логоцентризмом.

Для Деррида, в противовес структуралистам, которые видели в языковой системе закон и порядок и полагали, что люди ограничены структурой языка, сведенный исключительно к тексту язык, напротив, стал воплощением беспорядка и нестабильности.

Более того, деконструкция в методологии постструктурализма говорит о том, что любое высказывание для его адекватного и правильного понимания должно быть приведено к тому контексту, откуда оно было взято изначально, проанализировано применительно к той среде, где оно возникло и сложилось, а также должно быть понято в связи с другими высказываниями, наряду с которыми оно было совершено, и помимо этого также должны быть уточнены его полемический смысл и цель.

В связи с этим уместно упомянуть лингвистическую гипотезу Сепира-Уорфа [8], согласно которой перевод с языка на язык невозможен как таковой. Согласно данной гипотезе, смысл даже самого простого слова определяется не самим предметом или явлением, но в исключительной степени языковым контекстом, в котором это слово находит применение, так как слова имеют в различных языках совершенно разные коннотации.

Также следует вспомнить «Словарь непереводимостей» Барбары Кассен [10], который построен по принципу рассмотрения «непереводимостей» -терминов и понятий философии, в общей семантической сети. Термины философии, обладающие, как известно, абстрактными смыслами и стоящей за ними культурой, трудно толковать, поэтому их можно перевести с языка на язык, только учитывая сильную смысловую связь между семами одного философского термина с семами другого термина, а значит, принимая во внимание не семантику одного изолированного слова, а семантическое сетевое пространство множества слов, в котором благодаря человеку-интерпретатору постоянно происходят движение смыслов и ментальная перестановка элементов структуры.

В работе «О деконструкции: теория и критика постструктурализма» Дж. Каллер обобщает цель всех герменевтических стратегий деконструкции, в том числе и Деррида: «Деконструировать дискурс - значит показать, как он разрушает утверждаемую им философию или те иерархические оппозиции,

9

на которые он опирается, отыскав и идентифицировав в рассматриваемом тексте те риторические операции, которые обеспечивают предполагаемое основание аргумента - ключевое понятие или посыл» [9]. Деконструкция, пишет он, не ставит своей целью доказать или опровергнуть, установить или подтвердить истину. Напротив, все эти понятия в деконструкции «зачеркиваются» и исключаются как часть метафизики логоцентризма.

Согласно Дж. Каллеру и его анализу деконструктивных практик, выделяется целый перечень интерпретативных стратегий деконструкции Жака Деррида. Так, французский философ создает стратегию демонтажа бинарных оппозиций и традиций логоцентризма, стратегию, деконструирующую терминологический аппарат метафизики, стратегию подхода к смыслу как дару, стратегию маргинализации и стратегию графематических прививок (или контаминации, интертекстуальности) [3]. Все эти стратегии связаны друг с другом и фундаментально построены на понятиях децентрализации, неопределенности, интересе к маргинальному, локальному, периферийному. Причем, отмечает Каллер, в процессе деконструкции используются не та или иная стратегия, а все стратегии в комплексе. Представим некоторые выводы:

• Итак, философская парадигма деконструкции ассоциируется с тем способом мышления, мировосприятия и мироощущения, который развиваетсяв новом характере междисциплинарности гуманитарных наук и характеризуется как «постмодернистский», «постструктуралистский». В ней под фокус внимания попадают мир как сумма текстов, человек-субъект и его сознание, важность контекста и вариативные способы интерпретации текста. Интересными становятся «смысловые разрывы», семантическая неоднозначность, «непереводимости».

• В герменевтической философии Деррида логоцентризм подвергается жесткой критике и предстает как основной объект деконструкции, в результате чего «центр» становится «номадом», он кочует и изменяется.

• Среди герменевтических методов работы с текстом появляются деконструктивные интерпретативные стратегии, бросившие вызов принципам универсальности, жесткой центрированности, иерархичности, открывающие и пересобирающие текст, сфокусированные на выявлении в нем «теневых», маргинальных смыслов.

• Деконструкция логоцентризма Деррида «приводит к преобразованию взаимоотношений с текстовым пространством и, как следствие, к трансформации всей теоретической сферы анализа культуры в целом» [4].

Список литературы

1. Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М., 1988.

2. Доржиев Ж.Б. Методология юридичеких исследований: учеб. пособие для магистрантов направления «Юриспруденция». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. - С. 261.

3. Малкина С.М. Интерпретативные стратегии деконструкции. - Саратов: «Научная книга», 2004. - 36 с.

4. Малкина С.М. Критика метафизики и логоцентризма как основа интерпретативных стратегий деконструкции // Известия Саратовского университета. - 2006. - Т. 6 (Серия «Философия. Психология. Педагогика»). - Вып. 1/2. - С. 21.

5. Медведев Н.А. Герменевтическая философия Поля Рикера // Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология, 2012. [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.m/article/n/germenevticheskaya-filosofiya-polya-rikera/viewer] (дата обращения: 12.05.2021).

6. Можейко М.А. Словарь-энциклопедия. Постмодернизм. Логоцентризм [Электронный ресурс]. - URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/logocentr.html (дата обращения: 12.05.2021).

7. Никитина Е.А. Проблема понимания в философской герменевтике. Перспективы науки и образования. - 2015. - № 5(17). - С. 9-14 [Электронный ресурс]. - URL: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-0 (дата обращения: 11.05.2021).

8. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М., 1993

9. Culler J. On deconstruction: Theory and Criticism after Structuralism. -Ithaca, New York: Cornell University Press, 1982. P. 85.

10. Vocabulaire Europeen des Philosophies. Dictionnaire des Intraduisibles / Sous la direction de Barbara Cassin. - Paris: Seulle Robert, 2004. - 1533 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.