Педагогика
УДК 378.4
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-технических направлений и специальностей Володина Ольга Васильевна
Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье отмечается важность и значимость развития критического мышления для познавательной, социальной и профессиональной деятельности будущего специалиста в сфере образования; представлены характеристики и проявления критического мышления как одного из показателей сформированности профессионально-личностной и интеллектуальной культуры обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в процессе обучения иностранному языку в вузе. Критичность мышления будущего учителя раскрывается в индивидуальных особенностях интеллектуальных качеств, рефлексивном мышлении, личностных установках, интерактивных свойствах и проявлении социальной активности в межличностном и межкультурном общении и взаимодействии, в том числе посредством изучаемого иностранного языка.
Ключевые слова: критическое мышление, интеллектуальная культура, педагогическое образование, иноязычное образование, мыслительная деятельность, речевая деятельность.
Annotation. The article notes the importance and significance of the development of critical thinking for the cognitive, social and professional activities of a future educational specialist; the characteristics and definitions of critical thinking as one of the attributes of the professional, personal and intellectual culture of bachelors of education formed in the process of foreign language education in university are presented. Critical thinking is revealed in the individual characteristics of future teachers, their intellectual traits, reflexive thinking, personal attitudes, interactive skills and social activity, interpersonal and intercultural communication and interaction by means of the foreign language.
Keywords: critical thinking, intellectual culture, teacher education, foreign language education, mental activity, speech activity.
Введение. Стратегии интеллектуализации иноязычного образования в вузе, направленные на развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в процессе изучения иностранного языка (ИЯ), связаны с активизацией речемыслительной деятельности студентов, непрерывным автономным умственным, культурным и духовным развитием и совершенствованием будущих учителей [3; 5]. В процессе коммуникативного иноязычного образования значимым средством присвоения культуры (совокупности материальных и духовных ценностей, способов и форм преобразовательной деятельности, самовыражения и самопознания человека посредством мыслительной активности, рассудочного понимания, когнитивных процессов и творческих поисков) и формирования собственной культуры будущих учителей (целостного ценностного достояния человека, проявляющегося в личностных преобразованиях и субъектности, воспитанности и образованности, системе социально значимых качеств и опыте межличностных и общественных отношений) выступает критическое мышление. Развитие и совершенствование интеллектуального и общекультурного уровня студентов -будущих учителей посредством критического анализа, оценки и интерпретации получаемых информационных сведений и осваиваемых знаний, критической рефлексии приобретенных когнитивных, языковых, речемыслительных, коммуникативных, регулятивных, творческих умений и навыков направлено на преобразование результатов обучения в мотив для дальнейшей интеллектуальной деятельности будущих специалистов в сфере образования, осознания важности гуманистических ценностей, выявления и осмысления значимости междисциплинарных связей обучения ИЯ и специализированных дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Важность и значимость критического мышления в познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека проявляется в ситуациях, когда необходимо принять сложное ответственное решение, сделать обдуманный выбор в ситуации множественности альтернативных вариантов, внести ясность и определенность, справиться с проблемной ситуацией, исправить ошибки, разрешить конфликты, оказать влияние, убедить и др. Критическое мышление предстает как синтез любознательности, осведомленности, вежливого скептицизма, сомнений, внимания к логичности и осмысленности аргументов, гибкости, объективности, беспристрастности и справедливости в воззрениях. Критическое мышление противостоит необдуманному следованию устоявшимся авторитетным мнениям и постулатам, конформизму, пассивной приспособленческой позиции, слепому подражанию образцу, неприятию и девальвации ценностной значимости других людей.
В обыденном понимании критическое мышление отождествляется с критикой, отрицательными суждениями, указанием на недостатки; имеет, как правило, отрицательную коннотацию, поскольку сопровождается острой полемикой, спорами и конфликтами. Однако критическое мышление не сводится к осуждающим замечаниям, подозрительности и мнимости; не предполагает исключительно отрицательный фон и коннотации межсубъектных взаимодействий; не проявляются в таких психофизиологическими состояниях как раздражительность, сварливость, вспыльчивость, агрессия. Критика - это не только способ находить и определять несовершенства и ошибки, но также выявлять, разбирать, оценивать и обсуждать достоинства; проверять подлинность, обосновательность и достоверность.
Критичность как свойство личности актуализирует и обусловливает мыслительную деятельность в процессе выяснения и разрешения проблемных задач, выдвигается показателем уровня интеллектуальной зрелости; это структурированная интеллектуальная активность, отражающая личностный психопатологический опыт эмоционально-чувственных переживаний, реакций и отклика на проблемы; предполагает самооценку собственных воззрений, высказываний и действий, оценивание убежденности собственных взглядов, процесса и результаты своей мыслительной деятельности, достоинств и недостатков внешних воздействующих факторов, выявление и дифференциацию несущественного и значимого
(А.С. Байрамов, Б.И. Беспалов, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.В. Бутенко, С.И. Векслер, Л.С. Выготский, М.И. Еникеев, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, Ф.О. Керимов, И.И. Кожуховская, А.И. Липкина, Л.А. Мальц, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, Л.А. Рыбак, С.Л. Рубинштейн, М.А.Холодная, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, А.И. Щербаков, Дж. Дьюи, Р. Джонсон, Д. Халперн, Е.А. Ходос, Д. Торранс и др.).
Критическое мышление, отличающееся целенаправленностью, обосновательностью и контролируемостью, связано с применением когнитивных стратегий и технологических приемов для повышения эффективности желаемого конечного результата (Д. Халперн) [12]. Е. В. Борзова отмечает, что критическое мышление связано с выполнением когнитивных и умственных действий, предполагает отхождение от установленных и общепринятых мнений, устоявшихся стереотипов и непреложных истин с целью более содержательного и углубленного изучения и анализа ситуации. Проявление сомнений, противоречивости мнений и суждений в процессе определения истинности или ложности изучаемого предмета опирается на непременной адекватности и рациональности размышлений [1, с. 35-36]. М.И. Махмутов определяет критическое мышление как личностное свойство человека а) замечать и отмечать противоречие своим субъективным соображениям в высказываниях другого человека, а также несогласованность и несоответствие его социального поведения принятым нормам и взглядам; б) видеть и осознавать правдивость и истинность теорий или их сомнительность и ошибочность, алогичность и иррациональность мыслей, рассуждений и умозаключений, а также умение реагировать на такие проявления должным образом; в) изучать, детально разбирать и давать оценку исследуемой задаче и конкретному предмету анализа; г) быть образцом должного речевого и невербального поведения и т.д. [9, с. 94].
С.В. Воробьева указывает, что в контексте парадигмы критического мышления разработан комплекс средств построения и изучения моделей личностной эпистемологии - индивидуального способа исследования (освоения, структурирования, систематизации, организации и осмысления) знаний о мире, представленных в лингвистических и когнитивные схемах опыта личностного взаимодействия с постигаемым внешним миром. С позиций эпистемологии мышление и личностный опыт отображаются в пределах имеющихся ресурсов лингвистических паттернов. Познавательная деятельность и мышление обусловлены в значительной степени языковыми структурами (Р. Мур), процессом именования как дискретного категориального обозначения внешних явлений и воздействий. Критическое осмысление связано с ценностной трансформацией, преобразованием и интерпретацией внешних событий с учетом формальнологического, когнитивного и эпистемологического (языковых элементов опыта) подходов к реальности как «жизненного мира» (Э. Гуссерль), поля значений (А. Шюц) или феноменального поля сознания (А. Бек) [7].
В условиях учебной деятельности критичность мышления развивается в процессе и результате выявления и анализа ошибок, выполнения корректирующих действий при решении учебных проблемных ситуаций и логических задач. Частично-поисковая и исследовательская деятельность творческого характера позволяют проявить критичность и самостоятельность ума как предпосылки творческого начала деятельности. Критическое мышление является одним из составляющих самооценки при сознательном и осмысленном сопоставлении наличествующего результата учебной деятельности с желаемым целевым ориентиром; выступает индикатором способности контролировать и управлять процессом своей интеллектуальной активности, а также оценивать чужие суждения, осуществлять взаимное рецензирование и обсуждения; готовности не продолжать начатые намерения в случае неоправданности затрат, нерациональности, возникновения противоречий и несоответствия требованиям установок.
Развитие критического мышления выдвигается обязательным требованием к результатам освоения программ бакалавриата по направлениям подготовки 440000 «Образование и педагогические науки» [11] в контексте формирования универсальных компетенций выпускника (УК - 1). Положительные аспекты критики и критичности в деятельностном компоненте профессиональной компетенции будущего учителя, связанные с целенаправленным поиском и критическим анализом информации для решения поставленных задач, а также активизацией сознания для вербального выражения в процессе формулирования мысли и речи, проявляются в выявлении верности понятий и суждений, сравнении и оценке результатов на разных этапах выполнения деятельности, обнаружении недостатков и противоречий, конструктивном и продуктивном разборе ошибок с целью исправления, обдумывании и последовательных действиях для решения проблем. Учителю - предметнику необходимо обладать критическим мышлением для разработке логических моделей и формулировки логических умозаключений, обоснованных решений; критическое мышление предполагает готовность принимать или отклонять суждения, оценивать процесс принятия умозаключений как мыслительного процесса, который привел к полученным выводам при учете факторов, способствовавших принятию решения. Критическое мышление студента - будущего учителя как базовый элемент умения учиться, самостоятельно развиваться и совершенствоваться является качественным показателем профессиональной квалификации - подготовленности к осуществлению преподавательской и воспитательной работы, ключевых компетенций как комплекса фундаментальных межотраслевых и межкультурных знаний для продуктивной самореализации в профессиональной деятельности, ключевых квалификаций как общепрофессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя, профессиональной компетентности как целостной теоретической и практической готовности и способности в осуществлению преподавательской деятельности при сформированности социальной, персональной, информационной и валеологической компетенций и профессионально важных качеств [6].
Развитость критического мышления обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата как показатель интеллектуальной культуры личности будущего учителя раскрывается в следующих проявлениях:
1) интеллектуальные качества - а) способность к всестороннему рассмотрению и изучению различных факторов и ситуаций, мнений и оценок благодаря высокому уровню владения мыслительными, в том числе логическими, операциями (целеполагание, анализ, синтез, раскрытие связей и отношений, формулирование гипотез, оценивание, абстрагирование, тщательное изучение альтернативных позиций и их дальнейшее признание и развитие или обоснованное отрицание и отвержение, рассуждения, аргументирование, умозаключения, прогнозирование потенциальных положительных и отрицательных последствий); б) активное восприятие информации, выдвижение и рассмотрение нескольких возможностей решения проблемы, выявление множественности связей между факторами явления; в) умение оперировать
категориальными понятиями; г) способность умение четко и ясно выражать свои мысли, развернуто и аргументировано обосновывать собственную позицию; д) способность к полному, глубокому и широкому исследованию проблемного вопроса, осуществлению поиска дополнительной информации и ее дальнейшему использованию; е) выявление, аналитический разбор, рассмотрение и принятие во внимание разных позиций; ж) применение сформированных навыков и усвоенных знаний в разнообразных ситуациях;
2) рефлексивные качества - а) стремление разобраться, понять первопричину, подвергнуть сомнению в разумных пределах; б) преднамеренность, обдуманность высказываний и действий; в) проявление осознанности в процессе мыслительной деятельности (способность отслеживать ход своих рассуждений; планирование и упорядочивание своих мыслей, выстраивание и следование логической последовательности излагаемых суждений); г) неспешность в принятии решений, вынесение суждений при наличии разнообразной информацией и ее системного анализа; д) размышления и рассуждения о своих идеях и мыслях, анализ и оценивание эмоциональных переживаний и отношений;
3) личностные качества и установки - а) проявление интереса, инициативности, любознательности, познавательной активности; б) умение контролировать свои эмоции, терпимость к неопределенности, снисходительность; в) уважение и толерантность к иному мнению; г) самокритичность, отношение к своим мыслям, словам и поступкам без предубежденности, объективная самооценка, способность и смелость видеть и признавать свои неудачи; д) независимость собственной позиции, самостоятельность в суждениях; е) настойчивость (способность не отступать от цели, столкнувшись с трудностями), упорство, проявление силы воли; ж) стремление к самосовершенствованию, готовность исправлять свои ошибки, умение учиться на ошибках, делать соответствующие выводы, не искать оправдания своим неудачам [4];
4) интерактивные качества - а) эмпатия, умение слушать собеседника; б) гибкость, открытость к идеям других людей; в) способность понять и принять позицию другого человека, посмотреть на ситуацию с учетом мнений других людей; г) способность вести конструктивный и продуктивный диалог; д) способность координировать и управлять сложным конфликтным, проблемным общением, искать и находить компромиссные решения, в том числе благодаря установлению согласия, поддержке, дружеским отношениям с другими людьми.
В методике обучения ИЯ отмечается необходимость и важность акцента на активную мыслительную деятельность обучающихся, развитие критического и коммуникативного мышления на ИЯ в контексте целевой установки на формирование иноязычной коммуникативной компетенции; подчеркивается актуальность мыслительной функции языка наряду с коммуникативной, т.е. необходимость овладения обучающимися языковыми средствами для формирования и формулирования собственных мыслей на ИЯ. Интеллектуализация иноязычного образования в вузе, нацеленная на развитие интеллектуальной культуры личности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата, предполагает, что язык должен выражать не столько готовую заимствованную мысль, сколько выступать средством для создания собственных суждений в процессе продуктивной речевой деятельности (Б.В. Беляев, Е.В. Борзова, М.Н. Вятютнев Е.И. Пассов, Е.С. Полат и др.). Е.В. Борзова подчеркивает, что основным предметом речевой деятельности является мысль; в учебном процессе важно уделять внимание не столько форме высказываний на иностранном языке, сколько мысли, излагаемой на иностранном языке, т.к., если при общении на уроке иностранного языка нет мысли в высказываниях учеников, то нет иноязычной речевой деятельности [1, с. 39]. Опираясь на мнение И.А. Зимней [8, с. 147], Е.В. Борзова отмечает, что мысль определяет содержательную сторону общения, отражая в сознании человека связь и отношения объектов и явлений реального мира [2]. Мыслительная функция изучаемого языка заключается в создании иноязычной устной и письменной речи как продукта творческого мышления, а также понимании сложных речемыслительных высказываний других людей. Активизация и развитие речемыслительной деятельности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата средствами изучаемого языка является приоритетным условием развития интеллектуальной культуры личности будущих учителей и результатом интеллектуализации иноязычного образования в высшей школе.
Содержанием внутренней деятельности обучающихся педагогических направлений подготовки бакалавриата в процессе обучения ИЯ являются мышление и воображение, благодаря которым создаются мыслительные образы, анализируются, заново переживаются и переосмысливаются состоявшиеся события и действия, выстраиваются внутренние алгоритмические конструкции и планы дальнейших речевых актов. В процессе интеллектуализации иноязычного образования развитие внутренней речи обучающихся (скрытое формирование и формулирование мыслей, беззвучная вербализация) выдвигается одной из важных задач. Смысловая и композиционная полнота и целостность, тематическая развернутость и содержательность внутренней речи студентов - будущих учителей обусловлены сложившимся личным языковым и речевым опытом, уровнем сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Иноязычная речь - это разнонаправленная речевая деятельность «для себя и для других» (Л.С. Выготский). Внутренняя речевая деятельность выстраивается как диалог с самим собой, планирование, смысловое наполнение и приготовление будущего речевого высказывания. Во внутреннем плане происходит усвоение, переработка и осмысление воспринятой чужой речи. Внутренняя мыслительная деятельность человека обусловлена воздействующим характером внешних объектов и обстоятельств, которые актуализируют и запускают мыслительный процесс; возникает посредством интериоризации как переноса внешнего социального опыта во внутренние структуры психики человека. Интериоризация оказывает трансформирующее влияние на изначально внешние процессы, происходит их обобщение, сокращение и дальнейшее развитие во внутреннем плане. В дальнейшем в процессе и результате экстериоризации происходит противоположный перенос из внутреннего плана во внешнюю форму деятельности, внутренние действия приобретают внешнюю знаковую и социальную форму проявления. Основываясь на определении Г.В. Суходольского [10, с. 53] экстериоризации как «воплощения образа, абстрактной мысли, фантазии, в его продукт, в новацию», Е.В. Борзова представляет, таким образом, процесс преобразования внутренней речи на ИЯ во внешнюю иноязычную речь [2].
Развитие критического мышления в контексте интеллектуализации иноязычного образования в высшей школе, ориентированного на непрерывное личностное, профессиональное, интеллектуальное, социально-культурное, творческое развитие и совершенствование обучающихся средствами изучаемого языка и иноязычной культуры, является важным компонентом целенаправленного формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции будущих высококвалифицированных специалистов в
сфере образования. Активизация критического мышления в процессе знакомства с культурой стран изучаемого языка способствует критическому осмыслению социальных и культурологических особенностей жизни в странах изучаемого языка, выявлению и осмыслению сходств и различий в иноязычной и родной культурах, преодолению стереотипных представлений, формированию уважительного отношения на основе диалога культур. Социальность критического мышления в процессе развития речемыслительной деятельности обучающихся средствами ИЯ раскрывается в совместном прочтении текстов и дальнейшим обсуждении, дискуссиях, обмене мнениями, в которых происходит как обмен мнениями, так и уточнение, дополнение, углубление своей точки зрения. В процессе обучения ИЯ развитие критического мышления предполагает моделирование речевых ситуаций, в который обучающиеся могут проявить умение преодолевать недопонимание, разрешать конфликты, находить компромисс при обсуждении неоднозначной противоречивой темы.
Выводы. Критическое мышление являются важной составляющей интеллектуальной культуры студентов - будущих учителей как многокомпонентного, сложноструктурированного социально-личностного феномена, раскрывающегося в высоком уровне образованности, независимости диалектического мышления, познавательной и творческой активности, духовном богатстве, приверженности общечеловеческим ценностям. Для эффективного проявления критического мышления в контексте взаимообусловленного и взаимосвязанного развития гносеологической, информационной, обучающе-воспитывающей, регулятивной, речемыслительной, коммуникативной, герменевтической, социально-нормативной, творческой, корректирующей и компенсирующей функций интеллектуальной культуры студентов - будущих учителей средствами иноязычного образования требуется привлечение не только когнитивного, но и эмоционального аспектов личности обучающихся. Мобилизация критического мышления (ориентация на собственный опыт, поиск дополнительной информации, разносторонний анализ ситуаций, определение и оценивание альтернатив, обсуждении различных вариантов и т. д.) является условием интеллектуализации иноязычного образования как компонента профессионального становления высококвалифицированных специалистов. Критическое мышление выступает средством присвоения культуры и формирования собственной культуры будущих учителей. Активизация критического мышления усиливается в процессе осмысления обучающимися собственных эмоций и эмоций других людей, рационального и чувственного познания мира средствами изучаемого языка и иноязычной культуры, когда происходит обретение и закрепление знаний, переживаний, идеалов, образа мышления, символов и формирование собственного внутреннего мира будущего учителя. Человек с развитым критическим мышлением способен реализовать свой потенциал, ощутить радость открытий, разобраться в многообразии окружающего мира, т. к. критическое мышление оказывает непосредственной влияние на самого субъекта, его эмоционально-чувственную сферу, познавательную и мыслительную деятельность, сознательность выполняемых действий при проявлении рассудочности и свободы воли в определенных условиях и ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.
Литература:
1. Борзова, Е.В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе (курс лекций - часть 1, часть 2) / Е.В. Борзова. - Петрозаводск: Verso, 2007. - 60 c.
2. Борзова, Е.В. Новый федеральный государственный стандарт общего образования и методика обучения иностранным языкам / Е.В. Борзова // Иностранный язык в школе. - 2013. - № 7. - С. 10-17.
3. Володина, О.В. Интеллектуальная культура студента как целевой ориентир интеллектуализации образования в вузе / О.В. Володина // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - Воронеж, 2020. - С. 17-23.
4. Володина, О.В. Критическое мышление в структуре интеллектуальной культуры студентов вуза / О.В. Володина // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (1 февраля 2018 г., г. Самара). В 2 ч. Ч 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - С. 54-57.
5. Володина, О.В. Модель целевого компонента формирования интеллектуальной культуры бакалавра средствами иноязычного образования / О.В. Володина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2020. - С. 20-25.
6. Володина, О.В. Педагогическое образование как доминантный фактор обеспечения качественного обучения и воспитания в условиях социально-экономического пространства общества знаний / О.В. Володина // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. - РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, 2019. - С. 133-136.
7. Воробьева, С.В. Критическое мышление как моделирование личностной эпистемологии / С.В. Воробьева // Интеллектуальная культура Беларуси: управление знаниями в контексте задач социально-экономической модернизации: мат. Второй междунар. науч. конф., г. Минск, 12-13 ноября 2015. / Ин-т философии НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2016. - С. 117-118.
8. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку (на материала русского языка как иностранного) / И.А. Зимняя. - Москва: Русский язык, 1989. - 219 с.
9. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.И. Махмутов // Педагогика. - 2001. - № - 10. - С. 91-100.
10. Суходольский, Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. -Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 168 с.
11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3++) по направлениям бакалавриата 440000 «Образование и педагогические науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения 02.03.2021)
12. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 512 с.