Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА РЕЛИГИЮ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. ЧАСТЬ 1'

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА РЕЛИГИЮ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
460
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / РЕЛИГИЯ / ФРЕЙД / ЭДИПОВ КОМПЛЕКС / НЕВРОЗ / ЧУВСТВО ВИНЫ / ГРЕХ / РАСКАЯНИЕ / РИТУАЛ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бычков Павел Дмитриевич

В статье осуществляется критический анализ гипотез Зигмунда Фрейда касательно возникновения религиозных верований в человеческом обществе. В первой части данного исследования автор осуществляет краткое изложение структурных основ самой теории психоанализа, отмечает то деструктивное идеологическое понимание человеческой природы, которое в ней представлено, а также подвергает рассмотрению сравнительный анализ невроза навязчивых состояний и религиозных обрядов, проводимый Зигмундом Фрейдом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL ANALYSIS OF VIEWS ON THE RELIGION OF SIGMUND FREUD. PART 1

The article gives a critical analysis of Sigmund Freud’s hypotheses concerning the origins of religious beliefs in the human society. In the first part of the given research the author presents a summary of the structural foundations of the theory of psychoanalysis itself, highlights destructive ideological understanding of human nature, introduced by this theory, and also deals with Sigmund Freud’s comparative analysis of compulsion neurosis and religious rites.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА РЕЛИГИЮ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. ЧАСТЬ 1»

Научная статья УДК 2:1(436)

Для цитирования: Бычков П.Д. Критический анализ взглядов на религию Зигмунда Фрейда. Часть 1 // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 2 (17). С. 20-30. DOI: 10.56621/27825884_2022_17_20

Бычков Павел Дмитриевич,

студент Саратовской православной духовной семинарии

Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92 pavel.bychkov.1990@bk.ru

Критический анализ взглядов на религию Зигмунда Фрейда. Часть 1

П.Д. БЫЧКОВ

Аннотация: В статье осуществляется критический анализ гипотез Зигмунда Фрейда касательно возникновения религиозных верований в человеческом обществе. В первой части данного исследования автор осуществляет краткое изложение структурных основ самой теории психоанализа, отмечает то деструктивное идеологическое понимание человеческой природы, которое в ней представлено, а также подвергает рассмотрению сравнительный анализ невроза навязчивых состояний и религиозных обрядов, проводимый Зигмундом Фрейдом. Ключевые слова: психоанализ, религия, Фрейд, эдипов комплекс, невроз, чувство вины, грех, раскаяние, ритуал, удовлетворение.

Зигмунд Фрейд — австрийский психоаналитик, известный как основатель теории психоанализа 1 и оказавший огромное по своей значимости влияние на медицину и культуру ХХ века, чьи разрушительные для нравственных устоев общества идеи являются популярными и в настоящее время. Его гипотезы, получившие активное распространение и разно-

© Бычков П.Д., 2022.

1 Психоанализ — раздел знаний, развиваемых З. Фрейдом и его последователями, который направлен на изучение психологии человека. Психоанализ принято разделять на три составные части: 1) метод исследования психики; 2) система знаний о поведении человека — психоаналитическая теория; 3) способ лечения эмоциональных заболеваний — психоаналитическая терапия (см.: Психоаналитические термины и понятия: Словарь. М., 2000. С. 154). Все последующие термины и понятия, используемые в данной части статьи, заимствованы из вышеуказанного словаря.

образное развитие в лице большого количества последователей, нашли свое место как в философской среде, так и в сфере современного искусства, оказав на него деструктивное воздействие2.

Фрейдизм как определенного рода мировоззрение начал господствовать в Европе во второй половине ХХ века, заложив идеологические основы так называемой сексуальной революции3. Он был воспринят цивилизацией, которая утратила под собой религиозный фундамент духовных ценностей, уступивших место животным инстинктам. Опираясь на сугубо материалистические принципы понимания человеческой природы и способствуя раскрепощению ее низменных страстей и влечений, фрейдизм фактически запустил процесс морального разложения, достигший в наши дни впечатляющего масштаба.

Главным идеологическим оппонентом данной системы взглядов и понятий является религия, и в частности, христианство с его непреходящей установкой на целомудрие и догматической определенностью, несовместимой с основными положениями фрейдизма. Но проблема заключается в том, что ореол ученого мыслителя, окружающий Фрейда в силу популяризации его идей, якобы разоблачивших религию психоаналитическим методом и поставивших на ней клеймо коллективного невроза, довлеет над мнениями многих обывателей, не погруженных в глубину данного вопроса. В связи с этим с позиции православного богословия представляется актуальной необходимость проведения последовательного критического анализа антирелигиозных концепций, выдвинутых Фрейдом.

Но прежде чем преступить к рассмотрению самих гипотез, целесообразно сначала уделить внимание теории психоанализа, на которой базируются все основные положения учения Фрейда. Сам основатель психоанализа впервые начал говорить о нем в конце XIX века и выпустил целый ряд соответствующих работ («Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Психология масс и анализ человеческого "Я"»), получивших признание широкой публики лишь

2 См.: Гуляев Е.Л. Роль фрейдистских идей в современной культуре // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/236/54962/ (дата обращения: 22.10.2020). С. 396-399.

3 См.: Дронов М., прот. Отец психоанализа против святых отцов. Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная беседа. 1998. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http:// psylib.org.ua/books/_dronm01.htm (дата обращения: 23.10.2020). Загл. с экрана.

в начале ХХ столетия. В результате у Фрейда появилось множество сторонников, а его труды стали переводиться на разные языки мира.

Согласно учению Фрейда, психика человека имеет трехчастную структуру и состоит из сознательного, предсознательного и бессознательного слоев. Центральное место в психоанализе Фрейда занимает идея бессознательного4. «Бессознательное представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. Оно иррационально, вневременно. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного. Предсознательное — это разумное "Я" человека, это память, мышление. Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, предсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые (сексуальные, эгоистические, антиэстетические, антиобщественные) желания и идеи, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняя активность, находят окольные пути проникновения в сознание, маскируясь посредством особых механизмов бессознательного и обманывая "цензуру". К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии»5.

В бессознательном слое располагается одна из основных структур, получившая название «Ид», или «Оно»6. Именно она является основной движущей силой, или энергией, психического развития лич-

4 В качестве прилагательного термин «бессознательное» относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна. Аффективные диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы, стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процес—сам, который во многом опередил психологические воззрения его времени.

5 Фрейд Зигмунд // Философский словарь. М., 2001. С. 632.

6 «Оно» («Ид») — одна из сил (или структур) трехуровневого строения психики, предложенной Фрейдом в 1923 году при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие «Оно» охватывает психические репрезентации инстинктивных влечений и некоторых, хотя не всех, содержаний системы бессознательного, рассмотренного Фрейдом в предшествовавшей — топографической — теории. (Некоторые функции «Я» и «Сверх-Я» также бессознательны.) В широком смысле «Оно» включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей.

ности и детерминирует ее поведение за счет врожденных бессознательных инстинктов, находящихся в ней и требующих своего удовлетворения. Этих инстинктов два — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в абсолютно противоположном отношении друг к другу и создают предпосылки для глубокого внутреннего конфликта, происходящего в человеке. При этом следует отметить, что либидо как основная психическая энергия относится к инстинкту жизни7.

В следующем слое психики находится еще одна из основных врожденных структур личности — «Эго», или «Я»8; ее можно отнести одновременно как к сознательной, так и к предсознательной части психики человека, поскольку она напрямую связана с нашей способностью к самосознанию. Разница между «Ид» и «Эго» заключается в их противоположном развитии в процессе жизни: «Ид» расширяется, а «Эго», наоборот, сужается и локализирует себя как отдельный субъект.

В третьем слое психики располагается последняя из основных структур личности — «Супер-Эго», или «Сверх-Я»9, которая, в отличие от двух предыдущих, не является врожденной, а приобретается и формируется в процессе возрастания. Происходит это формирование с раннего детства за счет сравнения ребенком себя с взрослым своего пола — как правило, родителем, в результате чего возникает

7 Термин «либидо» впервые появился в работах Фрейда в 80-х годах XIX века; им обозначалось сексуальное желание или влечение. Формально теория либидо была описана Фрейдом в 1914—1915 годах. К тому времени либидо стало рассматриваться также как форма психической энергии (по аналогии с физической энергией), которую можно инвестировать в различные психические репрезентанты и структуры психики.

8 «Я» («Эго») — один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения «Я», применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иногда использовал термин «Я» для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют «Я», другие же являются неприемлемыми и принадлежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции «Я» Фрейд делал акцент на защите как одной из основных его функций. В современном употреблении термин «Я» принято соотносить с более поздним фрейдовским определением «Я» как одной из трех основных частей психического аппарата.

9 «Сверх-Я» («Супер-Эго») — одна из трех гипотетических систем трехкомпонентной (структурной) модели психики. «Сверх-Я» обеспечивает и поддерживает сложный конгломерат идеалов, ценностей, запретов и приказаний (совесть). «Сверх-Я» осуществляет функции слежения за Самостью и сопоставления ее с идеалами, оно или критикует и наказывает, что сопровождается различными болезненными аффектами, или вознаграждает и тем самым повышает самооценку. Термин «Сверх-Я» (иЬег-кИ) введен Фрейдом в 1923 году.

комплекс10 противоречивого отношения к объекту подражания, то есть эдипов комплекс11.

По мнению Фрейда, между этими тремя слоями психики постоянно существуют дисбаланс и дисгармония. Обусловлено это не только их содержанием, но и разностью направленности действия. Например, инстинкты «Ид» нуждаются в удовлетворении и вызывают желания, которые невозможно удовлетворить ни в одном цивилизованном обществе, поэтому совесть и идеалы человека, сформированные в процессе возрастания в «Супер-Эго», сигнализируют сознанию человека, или «Эго», о неприемлемости данных потребностей12. В результате такого столкновения психологических структур возникает внутренний конфликт, который держит человека в напряжении, превращающемся в патологический невроз. «Человек заболевает в результате интрапси-хического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им»13. Для смягчения возникшего противоречия вступают в силу механизмы психологической защиты, наиболее важными из которых являются вытеснение14 и сублимация15.

10 Комплекс — термин, означающий совокупность образов, имаго, мыслей, идей, концентрирующихся вокруг ядра, производного от одного или нескольких архетипов, и характеризующихся общей эмоциональной окраской. Если комплексы приводятся в действие, они влияют на поведение, независимо от того, осознаёт это индивид или нет. Рассмотрение комплексов является важным средством для понимания сущности неврозов.

11 Эдипов комплекс — присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных влечений, целей, объектных отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляющееся на пике фаллической фазы (от 2,5 до 6 лет) и сохраняющее свое организующее значение на протяжении всей жизни. В фаллический период ребенок стремится к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его когнитивных способностей) с родителем противоположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола.

12 См.: Лега В.П. История западной философии: В 2 ч. Ч. II. М., 2009. С. 397-398.

13 Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб., 2002. С. 176.

14 Вытеснение — защитный процесс, посредством которого идеи устраняются из сознания. Вытесненное идеационное содержание несет потенциально мучительные дериваты влечений и соответствующие побуждения. Они несут угрозу аффективно болезненного чрезмерного возбуждения, тревоги или конфликта.

15 Сублимация — психический процесс, определяемый Фрейдом. Впервые обоснованная теоретически в 1905 году, сублимация рассматривалась как отвлечение инстинктивных влечений от своих первоначальных целей и объектов в сторону более значимых социально. Тем самым предполагалось наличие в структуре психики постоянно действующего вытеснения. Изначально Фрейд полагал, что все поведение проистекает из либидинозных влечений и усиливается ими, при этом цель либидинозного влечения нередко противоречит требованиям, предъявляемым индивиду культурой и социумом. Подобные гипотетические построения представляют собой попытку обосновать существование социально значимых и при этом внешне несексуальных и неконфликтных видов деятельности — художественного творчества, труда, познания и т.п.

Именно конфликт сознания человека с бессознательными врожденными инстинктами, враждебными для культуры окружающей его социальной среды, является фундаментальным положением теории психоанализа. Поскольку человек детерминирован психическими установками своей природы, регулировать его поведение, а вместе с ним и психическое здоровье можно благодаря разрешению противоречий между основными психологическими структурами личности. Для этого, считает Фрейд, нужно перенести «Ид» в область «Эго», то есть открыть для сознания те процессы, которые происходят в глубинах бессознательного и влияют на него. В этом и заключается основная цель психоанализа. Так возникает метод свободных ассоциаций16. Кроме того, представляется необходимым уменьшить, насколько это возможно, влияние на человека различных принципов и идеалов, сформировавшихся в его «Супер-Эго». Вообще, главной движущей силой психологического развития человека Фрейд считает эмоции, а отнюдь не разум. Интеллектуальные способности, по его мнению, мотивируются эмоциональной сферой. Отсюда, видимо, и такое внимание к подсознанию. Безусловно, подсознание играет важную роль, которая тем не менее в учении Фрейда представляется слишком преувеличенной17.

По логике Фрейда, эмоции, то есть бессознательная психическая активность, предшествуют рациональному мышлению и мотивируются при этом принципом удовольствия18. Происходит это в силу

16 Свободные ассоциации — термин, обозначающий основную процедуру психоанализа и психоаналитической терапии. В 90-х годах XIX века Фрейд заменил гипноз свободными ассоциациями, рассматривая последние как методологический ключ к результатам психоанализа. Слово «свободные» в данном случае обозначает приостановку сознательного контроля. В ходе аналитической терапии от пациента требуется безоговорочное словесное выражение мыслей, чувств, желаний, ощущений, образов и воспоминаний, которое лишено «задержек» и осуществляется в виде спонтанного процесса. Это требование принято называть основным правилом психоанализа. Следуя этому правилу, пациент должен преодолеть сознательную преграду, создаваемую в нем чувствами страха, стыда или вины.

17 См.: Дронов М., прот. Указ. соч.

18 Согласно этому принципу, целью любой психической активности являются поиск удовольствия и избегание неудовольствия. В психике имеется определенное количество энергии. Возрастание уровня энергии, или напряжение, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения — удовольствие. Принцип удовольствия регулирует потребность в воссоздании с помощью действия или фантазии любой ситуации, которая приносила удовлетворение благодаря устранению напряжения.

того, что «Ид» — бессознательный слой психики, некий темный и непознаваемый хаос — является, по мнению основателя психоанализа, главенствующей частью психологической структуры личности. Разуму в этой системе отводится довольно небольшое место. По сути, разум, или «Эго», — это лишь очень малая часть «Ид», а «Супер-Эго», в свою очередь, сравнительно небольшая часть «Эго». Получается что-то вроде пирамиды, в которой низ значительно обширнее и важнее вершины. При этом значение «Эго» расценивается Фрейдом как вторичное по отношению к «Ид», а роль «Супер-Эго» в его психоаналитической системе вообще предполагается снизить до минимума.

Если судить об антропологии Зигмунда Фрейда в общем и целом, то получается довольной отталкивающий образ человека. Человек, по Фрейду, это страстное животное, полностью мотивированное сексуальными инстинктами и детерминированное ими, но постепенно приобретшее облик разумности благодаря влиянию окружающей социальной среды. При этом его культура обусловлена лишь способностью к сублимации, а поступки — сексуальными комплексами. По учению Фрейда, половое чувство человека как биологический инстинкт проявляется в самом раннем возрасте и именно в виде эдипова комплекса. Это название исследователь заимствовал из древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой главный герой, согласно пророчеству и волею особых обстоятельств судьбы, убивает своего отца и женится на своей матери, находясь в полном неведении о своих ро-дителях19. Таким образом Фрейд пытался выразить суть данного комплекса, заключающуюся в неосознанной ненависти мальчика к своему отцу и такому же неосознанному половому влечению к своей матери. Энергия человеческой сексуальности становится стержнем всей психоаналитической теории Фрейда. Он определяет ее как главный мотивационный механизм, а также как самый сильный из инстинктов20. Но проблема, по его мнению, за-

19 См.: Кун Н.А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях // Гомер. Илиада; Одиссея. М., 2019. С. 1271-1282.

20 В ранних психоаналитических теориях термин «инстинкт» использовался для описания моти-вационных сил человеческого поведения; в настоящее время эти силы обычно обозначаются как инстинктивные влечения.

ключается в том, что сексуальный инстинкт, проявляющийся уже в детстве, проходит грубую обработку культурой, вплоть до противоестественного его подавления, что, в свою очередь, приводит к трудноизлечимым неврозам21.

Безусловно, человеку присуще нечто животное по его телесной природе, и блудная страсть действительно считается одной из самых сильных. Но на этом человеческая личность очевидно не заканчивается. Из всего обозначенного выше можно заключить, что основные положения теории психоанализа несут в себе деструктивные идеологические взгляды на природу человека. А это, в свою очередь, напрямую связано с теми гипотезами, которые построил Фрейд относительно причин возникновения религии в человеческом обществе.

В психоаналитической системе Фрейда вопросу о происхождении и сущности религиозных верований уделяется довольно серьезное внимание. Следует отметить, что изначально религия рассматривалась данным исследователем исключительно в контексте сравнительного анализа невроза навязчивых состояний и религиозных обрядов. По его мнению, несмотря на всю внешнюю разносторонность этих явлений, в своем внутреннем скрытом содержании они имеют общую основу в виде функции подавления бессознательных влечений человека, что обеспечивает ему возможность воздержания от удовлетворения физиологических потребностей, или страстей. В этом усматривалось их сходство, и делался вывод, что религиозные ритуалы22 являются патологическим проявлением невроза навязчивых действий.

21 Термин «невроз» в настоящее время употребляется в основном как синоним психоневроза. Впервые в 1777 году его использовал Уильям Каллен для обозначения функционального физиологического расстройства, не имеющего структурной основы в страдающем органе. В 1896 году Зигмунд Фрейд описал так называемый актуальный невроз, при котором симптомы нервного расстройства, включая тревогу и астению, связаны со стрессовыми нарушениями зрелой сексуальной жизни. Актуальный невроз Фрейд отличал от психоневроза, при котором психический конфликт, по большей части бессознательный и базирующийся на ранних детских переживаниях, предшествует формированию невротической симптоматики. При этом Фрейд признавал возможность смешения обоих форм невроза и частую невозможность их клинического различения.

22 В психоанализе под ритуалом понимается симптоматическое, стереотипное, навязчивое повторение отдельных форм поведения. Каждый элемент ритуала представляет собой компромиссное образование, в искаженном виде отражающее как бессознательные дериваты сексуального и агрессивного влечений, так и защитные силы. С другой стороны, элементы ритуала символизируют отдельные аспекты бессознательного конфликта и нередко включают магическое мышление.

Таким образом, Фрейд определяет невроз как индивидуальную религиозность, а религию — как всеобщий невроз навязчивых состояний23. Иными словами, религиозные обряды символизируют собой внутреннее отречение человека от удовлетворения разного рода чувственных удовольствий и служат тем самым некоей защитной мерой от врожденных инстинктивных влечений, свойственных человеческой природе. Подобного рода воздержание предполагает психологическую форму удовлетворения в виде ожидания религиозного воздаяния в будущем, благодаря чему достигается умиротворение и устраняется конфликт между сознательной и бессознательной структурами личности. При этом действует человек под влиянием внутреннего принуждения, мотивированного, как правило, страхом нарушения наложенного морального запрета, не позволяющим отказаться от навязчивого действия, или религиозного ритуала.

Подводя предварительный итог, можно не без оснований предположить, что человеческая способность к переносу своих запретных желаний вовне и их символическое удовлетворение за счет ритуально-обрядовых действий религиозного характера является основой психоаналитического объяснения феномена религиозных верований Фрейдом. Однако подобная трактовка сложнейших психических переживаний, происходящих в религиозном сознании огромного числа людей, разумеется, не могла быть в достаточной мере удовлетворительной даже для атеистического научного сообщества. В связи с этим или по причине собственных философских изысканий Фрейдом в дальнейшем разрабатываются те замысловатые гипотезы генезиса религии, рассмотрению которых и будет посвящена следующая часть данной статьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуляев, Е. Л. Роль фрейдистских идей в современной культуре // Молодой ученый. 2018. № 50 (236). [Электронный ресурс]. URL: Шрз://то1исН.ги/агсЫуе/23б/54962/(дата обращения: 22.10.2020). С. 396-399.

2. Дронов М., прот. Отец психоанализа против святых отцов: Учение о человеке в христианстве и во фрейдизме // Православная

23 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991. С. 172.

беседа. 1998. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org. ua/books/_dronm01.htm (дата обращения: 23.10.2020). Загл. с экрана.

3. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 672 с.

4. Кун, Н. А. Что рассказывали древние греки о своих богах и героях // Гомер. Илиада; Одиссея. М., 2019. С. 1271-1282.

5. Лега, В. П. История западной философии: В 2 ч. Ч. II. Новое время. Современная западная философия. М.: ПСТГУ, 2009. 456 с.

6. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / под ред. Б. Мура и Б. Фаина; пер. с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. М.: Класс, 2000. 304 с.

7. Соколов, А. В. Фрейд Зигмунд // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. С. 632-633.

8. Фрейд, З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

Статья поступила в редакцию 07.02.2022, одобрена после рецензирования 18.02.2022, принята к публикации 30.05.2022.

Article Pavel Bychkov

UDC 2:1(436) Student, Saratov Orthodox Theological

For citation: Bychkov P. Kriticheskiy analiz vzglyadov na religiyu Zigmunda Freyda. Seminary

Chast' 1. [Critical analysis of views on the religion of Sigmund Freud. 92 Michurina str., Saratov, 410028, Rus-

Part 1] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the sian Federation

Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2022. No 2 (17). pp. 20-30. pavel.bychkov.1990@bk.ru DOI: 10.56621/27825884_2022_17_20

Critical analysis of views on the religion of Sigmund Freud. Part 1

P. BYCHKOV

Abstract: The article gives a critical analysis of Sigmund Freud's hypotheses concerning the origins of religious beliefs in the human society. In the first part of the given research the author presents a summary of the structural foundations of the theory of psychoanalysis itself, highlights destructive ideological understanding of human nature, introduced by this theory, and

also deals with Sigmund Freud's comparative analysis of compulsion neurosis and religious rites.

Keywords: psychoanalysis, religion, Freud, Oedipus complex, neurosis, sense of guilt, sin, repentance, ritual, satisfaction.

REFERENCES

1. Gulyaev E.L. (2018) "Rol' freydistskikh idey v sovremennoy kul'ture" [The role of Freudian ideas in modern culture] // Molodoy uchenyy. No. 50 (236). Available at: https://moluch.ru/archive/236/54962/ (22.10.2020). pp. 396-399. (in Russian).

2. Dronov M. (1998) "Otets psikhoanaliza protiv svyatykh ottsov. Ucheniye o cheloveke v khristianstve i vo freydizme" [The father of psychoanalysis against the holy fathers. The doctrine of man in Christianity and Freudianism] // Pravoslavnaya beseda. No. 4. Available at: http:// psylib.org.ua/books/_dronm01.htm (10.23.2020). (in Russian).

3. Karvasarsky B.D. (2002) "Psikhoterapiya: uchebnik dlya vuzov" [Psychotherapy: a textbook for universities]. Saint Petersburg. (in Russian).

4. Kun N.A. (2019) "Chto rasskazyvali drevniye greki o svoikh bogakh i geroyakh" [What did the ancient Greeks tell about their gods and heroes] // Gomer. Iliada; Odisseya.. Moscow. S. 1271-1282. (in Russian).

5. Lega V.P. (2009) "Istoriya zapadnoy filosofii. Chast' II. Novoye vremya. Sovremennaya zapadnaya filosofiya" [A History of Western Philosophy. Part II. New time. Modern Western Philosophy]. Moscow. (in Russian).

6. Bornes E. Moore, Bernarda D. Fine (ed.) (2000) "Psikhoanaliticheskiye terminy i ponyatiya: Slovar'" [Psychoanalytic Terms and Concepts: A Dictionary]. Moscow. (in Russian).

7. Freud Z. (1991) "Vvedeniye v psikhoanaliz: lektsii" [Introduction to psychoanalysis: lectures]. Moscow. (in Russian).

8. Sokolov A.V. (2001) "Freyd Zigmund" [Freud Sigmund] // Frolova I. T. (ed.) Filosofskiy slovar'. Moscow. (in Russian).

The article was submitted 07.02.2022, approved after reviewing 18.02.2022, accepted for publication 30.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.