Научная статья на тему 'Критический анализ программы «Один ребенок - один лэптоп» в странах мира'

Критический анализ программы «Один ребенок - один лэптоп» в странах мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОУТБУКА УЧЕНИКОМ / «ONELAPTOPPERCHILD»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Е.Е.

В статье анализируется опыт реализации программы «OneLaptopPerChild» в развивающихся странах. Исследуются механизмы внедрения программы, выявляются причины провала и точечного успеха программы, анализируется востребованность программы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критический анализ программы «Один ребенок - один лэптоп» в странах мира»

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ОДИН РЕБЕНОК - ОДИН ЛЭПТОП» В СТРАНАХ МИРА

© Карпова Е.Е.*

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург ГБОУ Лицей № 419, г. Санкт-Петербург

В статье анализируется опыт реализации программы «OneLaptopPer-Child» в развивающихся странах. Исследуются механизмы внедрения программы, выявляются причины провала и точечного успеха программы, анализируется востребованность программы в России.

Ключевые слова: информатизация образования, использование ноутбука учеником, «OneLaptopPerChild».

Процесс информатизации образования охватил весь мир, в том числе и так называемые развивающиеся страны. В 2005 году в Тунисе на конференции ООН ученые всерьез заговорили о внедрении программы, имеющей цель повысить качество образования и упростить процесс обучения детей. Основные проблемы низкого качества образования связаны, по мнению некоторых специалистов, с отсутствием в школах подготовленных кадров и современных средств обучения - интерактивных досок, смартбордов, компьютеров, и, главным образом, отсутствием у детей возможности использования персонального компьютера и свободного доступа в интернет. Так зародилась программа «OneLaptopPerChild» (OLPC). Суть программы состояла в обеспечении детей с 1 по 8 класс недорогим ноутбуком (или компьютером) с доступом в интернет и набором стандартных программ. По задумке авторов программы это дает обучающимся возможность самостоятельно развиваться - познавать мир, узнавать что-то новое, дистанционно учиться.

В данной статье мы будем рассматривать эффективность данной программы в разных странах, а также посмотрим, может ли Россия опираться на зарубежный опыт в использовании современных средств в образовательном процессе и информатизации образования в целом.

На заседании советов ЮНЕСКО и ООН уже давно принимались решения о поддержке детей из развивающихся стран. Однако уже тогда в 2005 году в Тунисе на конференции ООН представители стран Африки выступали против проекта. Они утверждали, что такой «универсальный» проект провалится в специфических условиях образовательный системы развивающихся стран.

* Аспирант ЛГУ им. А.С. Пушкина, педагог дополнительного образования ГБОУ Лицей N° 419.

Программа «OneLaptopPerChild» уже в первые годы реализации не оправдала своих ожиданий. В 2007 году Уругвай закупил 100 000 устройств и распространил их в школах в 1-6 классах. Спустя два года экономический университет Уругвая (University of the Republic, Uruguay) опубликовал данные исследований, говорящие о том, что ноутбуки не помогают повысить грамотность обучающихся. К тому же используется лишь 4,1 % всех закупленных устройств. Примерно такая же ситуация произошла в Америке, штат Алабама.

Авторы программы рассчитывали, что в странах, где в некоторых районах вообще не существует школ, ноутбуки будут очень востребованы. Правда, в 2013 году Джулия Д'Амик, вице-президент по развитию бизнеса в «OneLaptopPerChild», признала провал программы в Камбодже и Эфиопии. Ноутбуки с мощными передатчиками WiFi в странах третьего мира оказались совершенно бесполезны, т.к. эти страны не имеют космической программы. В странах Латинской Америки и некоторых странах Африки, и даже в некоторых штатах Америки программа «OneLaptopPerChild» также провалилась. Виной тому внешние и внутренние специфические факторы.

Многие страны вообще отказались участвовать в программе, несмотря на дешевизну и доступность. Так Индия сначала заявила о своем закупить лэптопы, но вскоре изменила свое решение. Сделано это было из-за нехватки не только педагогов, умеющих использовать ноутбук и умеющих научить детей использовать ноутбук, но также и потому, что многие школы были без должного оснащения - не хватало парт, текли крыши, электричество отсутствовало, не было даже питьевой воды. Правительство Индии сочло приоритетным решить сначала насущные проблемы.

Страной, наиболее разумно реализующей программу «OneLaptopPerChild», на наш взгляд, явилась Коста-Рика. Кстати образование в Коста-Рике считается лучшим среди стран Латинской Америки. Показатель образованности населения почти 95 %. Такого ошеломляющего результата Коста-Рике удалось добиться за счет следующих факторов. В середине XX века в стране сделали значительный упор на образование, сократив средства на военные нужды, а именно полностью упразднив армию. Это позволило направить средства из бюджета на финансирование образование - подготовку кадров, строительство школ даже в самых захолустных деревнях страны, а также возможность гражданам получать образование бесплатно.

Даниель Кастро, вице президент фонда инноваций и информационных технологий Коста-Рики, признался, что прежде чем участвовать в программе «OneLaptopPerChild» были проведены серьезные приготовления. В течение года учителя проходили специальные курсы, все школы страны подключили к беспроводной связи. Кроме того, без сознательного согласия ро-

дителей ребенок не стал бы использовать ноутбук. Всего Коста-Рика закупила 1500 ноутбуков. Уже спустя несколько месяцев был выявлены первые положительные и отрицательные моменты. Сегодня Коста-Рика продолжает реализовывать программу «OneLaptopPerChild», также осторожно и разумно, как начала. Правительство обратило внимание на недостатки реализации программы в других странах Латинской Америки - Перу, Уругвае, Венесуэле, Аргентине. По словам Даниэля Кастро программа «OneLaptopPerChild» не помогает в развитии когнитивных навыков и тех умений, которые необходимы при сдаче принятых в стране традиционных экзаменов. Однако правительство отдает себе отчет в том, что XXI век - век информационный, и программа «OneLaptopPerChild» помогает формировать новый тип информационного мышления.

В России в 2008 году в Нижегородской области проводилось мероприятие, спонсируемое корпорацией Intel. С помощью персональных ноутбуков ученики 5-7 классов выполняли задания, проводили исследования и осваивали новые технологии. Никаких результатов и статистических данных в рамках мероприятия зафиксировано не было. Поэтому о каких-либо положительных или отрицательных результатах реализации программы говорить не имеет смысла.

Каковы факторы, влияющие на общий провал проекта по информатизации образования «OneLaptopPerChild»? Дело даже не в том, что вместо современного устройства участники программы получили дешевый портативный компьютер с множеством недоработок. И дело не в том, что без доступа в интернет (в странах Африки) у обучающихся не было «возможностей изучения, эксперимента и выражения себя». Главной ошибкой создателей программы, вероятно, была уверенность, что дети будут использовать ноутбук для обучения, тогда как дети с помощью ноутбука играли в игры и вообще забывали про домашнее задание. Кроме того, фактором, послужившим провалу программы явился тот факт, что многие дети видели ноутбук в первый раз в жизни, и они просто не знали, как его использовать, а, значит, не понимали его преимуществ при обучении. Еще одним немаловажным обстоятельством является неподготовленность кадров. Если учитель не знает, как правильно применять ноутбук для успешного обучения, в 99 % случаев его ученики также не будут знать, как его использовать.

Что касается успеваемости, то лучшее объяснение, почему она не повысилась, на наш взгляд, дает нейробиолог М.Шпитцер. По его многочисленным исследованиям, чем глубже мозг обработал информацию, тем лучше она усвоилась. Если мы даем обработку информации компьютеру (вместо устного счета - калькулятор, вместо письма - печатание и т.д.), мы информации не усвоили. Если мозг не тренировать, он, как неиспользуемые мыш-

цы, атрофируется. Наконец, с малых лет ученики-участники программы «OneLaptopPerChild» усваивают простую логику - зачем что-то запоминать, если информацию можно хранить в «облаке».

Самые жесткие критики программы «OneLaptopPerChild» утверждают, что все это не более чем ловкий маркетинговый ход. Под маской благотворительности правительствам развивающихся стран было продано огромное количество ноутбуков. Противники программы в разных странах говорят, что если бы приоритеты были расставлены верно, то на эти деньги можно было потратить куда более эффективно. Например, построить нормальные школы, закупить учебники или наладить подачу чистой питьевой воды.

Итак, на сегодняшний день процесс информатизации образования затронул почти все страны мира. К 2016 году компьютерами полностью оборудованы классы в Южной Корее - стране, где впервые в мире было зафиксировано заболевание цифровое слабоумие «DigitalDementia». Правительство Англии еще в 2010 году приняло решение на 50 % оборудовать классы смартбордами. В Бразилии, Аргентине и Венесуэле также активно используются компьютеры и ноутбуки для обучения в школе.

Выводы: вследствие проведенного анализа можно с уверенностью заявить, что:

1. Использование учеником ноутбука на уроках не влияет на успеваемость.

2. Использование учеником ноутбука отрицательно влияет на выполнение домашнего задания, т.к. ребенок вместо учебы играет в игры или посещает сайты социальных сетей, видеообменников и сайты с запрещенным контентом.

3. Использование ноутбука отрицательно сказывается на развитии когнитивных способностей.

4. Все исследования, говорящие об успехе программы «OneLaptopPer-Child» проводились компаниями производителями программного обеспечения для этого проекта, что позволяет говорить о предвзятости при оценке данных.

Возможно, нашей стране не стоит так уверенно идти по пути Южной Кореи, Англии, Бразилии. Автор статьи считает, что наблюдение и объективная оценка эффективности проектов в информатизации образования в течение 5-10 лет принесет больше пользы, нежели бездумное срочное внедрение средств информационных технологий вслед за Уругваем, Перу и другими странами.

Недостаточное оснащение средствами информационной связи большинства российских школ не повод для сильного беспокойства. Возможно, там, где личность учителя еще не затмили ноутбуки, смартборды и планше-

ты, есть надежда на то, что и сам учитель развивает не пресловутую ИКТ компетенцию, а совершенствует свое мастерство и технологию преподавания. Там, где в свободное время дети общаются между собой в реальном мире, и благодаря своему воображению и фантазии придумывают что-то новое, еще есть надежда на развитие творческого потенциала и приобретение детьми глубоких знаний. С другой стороны, как уже было отмечено, XXI век - век информации. Сегодняшние школьники с рождения пользователи. Для них средства информационной связи - облегчающие жизнь гад-жеты. Для молодых преподавателей интерактивная доска - прекрасное средство демонстрации материала, которое особенно актуально в начальной школе, т.к. у обучающихся преобладает наглядно-образное мышление.

На взгляд автора статьи, современные средства информации помогут в развитии и обучении детей в старшей школе, однако в начальной школе проекты, подобные «OneLaptopPerChild» следует внедрять с осторожностью.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе // Вопросы психологии / Ш.А. Амонашвили. - 1984. - N 5 - С. 36-41.

2. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. - 2014.

3. Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета // Тезисы докладов 60-61-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. - Новосибирск, 2000. -С. 253.

4. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Научно-практический журнал «Вопросы ментальной медицины и Экологии». - 2000. - Т. VI, N 1. - С. 11-13.

5. Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема Московский государственный университет, факультет психологии. - М. -С. 27-29.

6. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / Кемер. гос. университет. - Кемерово, 2005.

7. Черноусова Ф.П., Круть И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. -2003. - N 8. - С. 107-117.

8. Oppenheimer T. The computer delusion. - 1997.

9. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81058#.D0.9A.D1.80.D0. B8.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.82.D0.B0.

10. Valdemar W. Setzer, А critical view of the «one laptop per child» project [Электронный ресурс] // Dept. of Computer Science, University of Sao Paulo. -2009. - Режим доступа: http://www.ime.usp.br/~vwsetzer/OLPC.html.

11. Has one laptop per child totally lost its way [Электронный ресурс] // Popular Science. A Bonnier Corporation Company. - Режим доступа: http://www.popsci.com/gadgets/article/2013-07/one-laptop-childs-de-evolution.

12. Information Technology and Innovation Foundation [Электронный ресурс] // Popular Science. A Bonnier Corporation Company. - Режим доступа: https://itif.org/person/daniel-castro.

13. An Interview With Daniel Castro About OLPC in Costa Rica [Электронный ресурс] // Olpc news. - Режим доступа: http://www.olpcnews.com/countri-es/costa_rica/an_interview_with_daniel_castro_about_olpc_in_costa_rica.html.

14. OLPC Foundation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog. laptop.org/tag/unesco/#.VsmfhfkS-M8.

15. UNESCO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unes-co.org/new/en/media-services/single-view/news/irina_bokova_plan_ceibal_has_ transformed_the_privilege_of_few_into_a_right_for_all/#.VuHHuPkS-M9.

16. International Conference «Informatization of Education 2010».

17. Unesco institute for information technologies in education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iite.unesco.org/news/387930/.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММИСТА

© Микитченко С.П.*, Разинкин В.Б.Ф

Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск

Основная функция в деятельности программиста заключается в создании программ с использованием одного из языков программирования, содержащим огромное количество условных обозначений для названия переменных, классов, функций. Каждый язык программирования имеет свой алфавит и словарь, свой синтаксис и семантику. При необходимости изучения открытого исходного кода важно знание языка, на котором этот код описан - все наиболее популярные среды основываются на английском языке. В статье описывается фрагмент кода, написанный на JavaScript.

Ключевые слова: деятельность программиста, программирование, фрагмент кода.

* Доцент кафедры иностранных языков, к.п.н.

* Студент факультета Информационных технологий и математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.