Научная статья на тему 'Реализация проектов информатизации образования в разных странах мира'

Реализация проектов информатизации образования в разных странах мира Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
713
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация проектов информатизации образования в разных странах мира»

В. А. Григорьева-Голубева, Е. Е. Карпова

Реализация проектов информатизации образования в разных странах мира

Внедрение различных проектов, широко обсуждаемых в рамках конференций ООН и ЮНЕСКО, таких как «Фундаментальная информатика», «Интеграция», сегодня позволяет говорить о неком накопленном опыте их реализации.

Процесс информатизации образования охватил весь мир, в том числе и так называемые развивающиеся страны. В 2005 г. в Тунисе на конференции ООН ученые всерьез заговорили о внедрении программы, имеющей цель повысить качество образования и упростить процесс обучения детей. Основные проблемы низкого качества образования связаны, по мнению некоторых специалистов, с отсутствием в школах подготовленных кадров и современных средств обучения - интерактивных досок, смартбордов, компьютеров и главным образом отсутствием у детей возможности использования персонального компьютера и свободного доступа в Интернет. Так зародилась программа «OneLaptopPerChild» (OLPC). Суть программы состояла в обеспечении детей с 1 по 8 класс недорогим ноутбуком (или компьютером) с доступом в Интернет и набором стандартных программ. По задумке авторов программы это дает обучающимся возможность самостоятельно развиваться: познавать мир, узнавать что-то новое, дистанционно учиться.

В статье мы будем рассматривать эффективность данной программы в разных странах, а также посмотрим, может ли Россия опираться на зарубежный опыт в использовании современных средств в образовательном процессе и информатизации образования в целом.

На заседании советов ЮНЕСКО и ООН уже давно принимались решения о поддержке детей из развивающихся стран. Однако уже тогда в 2005 г. в Тунисе на конференции ООН представители стран Африки выступали против проекта. Они утверждали, что такой «универсальный» проект провалится в специфических условиях образовательный системы развивающихся стран.

Программа «OneLaptopPerChild» уже в первые годы реализации не оправдала своих ожиданий. В 2007 г. Уругвай закупил 100 тыс. устройств и распространил их в школах в 1-6 классах. Спустя два года экономический университет Уругвая (University of the Republic, Uruguay) опубликовал данные исследований, говорящие о том, что ноутбуки не помогают повысить грамотность обучающихся. К тому же используется лишь 4,1 % всех закупленных устройств. Примерно такая же ситуация произошла в Америке, штат Алабама.

Авторы программы рассчитывали, что в странах, где в некоторых районах вообще не существует школ, ноутбуки будут очень востребованы. Правда, в 2013 г. Джулия Д'Амик, вице-президент по развитию бизнеса в «OneLaptopPerChNd», признала провал программы в Камбодже и Эфиопии. Ноутбуки с мощными передатчиками WiFi в странах третьего мира оказались совершенно бесполезны, так как эти страны не имеют космической программы. В странах Латинской Америки и некоторых странах Африки и даже в некоторых штатах Америки программа «OneLaptopPerChild» также провалилась. Виной тому внешние и внутренние специфические факторы.

Многие страны вообще отказались участвовать в программе, несмотря на дешевизну и доступность. Так, Индия сначала заявила о своем желании закупить лэптопы, но вскоре изменила свое решение. Сделано это было из-за нехватки не только педагогов, умеющих использовать ноутбук и учить детей его использовать, но также и потому, что многие школы были без должного оснащения - не хватало парт, текли крыши, электричество отсутствовало, не было даже питьевой воды. Правительство Индии сочло приоритетным решить сначала насущные проблемы.

Страной, наиболее разумно реализующей программу «OneLaptopPerChild», на наш взгляд, явилась Коста-Рика. Кстати образование в Коста-Рике считается лучшим среди стран Латинской Америки. Показатель образованности населения почти 95 %. Такого ошеломляющего результата Коста-Рике удалось добиться за счет следующих факторов. В середине XX в. в стране сделали значительный упор на образование, сократив средства на военные нужды, а именно полностью упразднив армию. Это позволило направить средства из бюджета на финансирование образование -подготовку кадров, строительство школ даже в самых захолустных деревнях страны, а также возможность гражданам получать образование бесплатно.

Даниель Кастро, вице президент фонда инноваций и информационных технологий Коста-Рики, признался, что прежде чем участвовать в программе «OneLaptopPerChild», были проведены серьезные приготовления. В течение года учителя проходили специальные курсы, все школы страны подключили к беспроводной связи. Кроме того, без сознательного согласия родителей ребенок не стал бы использовать ноутбук. Всего Коста-Рика закупила 1500 ноутбуков. Уже спустя несколько месяцев был выявлены первые положительные и отрицательные моменты. Сегодня Коста-Рика продолжает реализовывать программу «OneLaptopPerChild» так же осторожно и разумно, как и вначале. Правительство обратило внимание на недостатки реализации программы в других странах Латинской Америки: Перу, Уругвае, Венесуэле, Аргентине. По словам

Даниэля Кастро, программа «OneLaptopPerChild» не помогает в развитии когнитивных навыков и тех умений, которые необходимы при сдаче принятых в стране традиционных экзаменов. Однако правительство отдает себе отчет в том, что XXI век - век информационный, и программа «OneLaptopPerChild» помогает формировать новый тип информационного мышления.

В России в 2008 г. в Нижегородской области проводилось мероприятие, спонсируемое корпорацией Intel. С помощью персональных ноутбуков ученики 5-7 классов выполняли задания, проводили исследования и осваивали новые технологии. Никаких результатов и статистических данных в рамках мероприятия зафиксировано не было. Поэтому о каких-либо положительных или отрицательных результатах реализации программы говорить не имеет смысла.

Каковы факторы, влияющие на общий провал проекта по информатизации образования «OneLaptopPerChild»? Дело даже не в том, что вместо современного устройства участники программы получили дешевый портативный компьютер с множеством недоработок. И дело не в том, что без доступа в Интернет (в странах Африки) у обучающихся не было «возможностей изучения, эксперимента и выражения себя». Главной ошибкой создателей программы, вероятно, была уверенность, что дети будут использовать ноутбук для обучения, тогда как дети с помощью ноутбука играли в игры и вообще забывали про домашнее задание. Кроме того, фактором, послужившим провалу программы, явился тот факт, что многие дети видели ноутбук в первый раз в жизни, и они просто не знали, как его использовать, а значит, не понимали его преимуществ при обучении. Еще одним немаловажным обстоятельством является неподготовленность кадров. Если учитель не знает, как правильно применять ноутбук для успешного обучения, в 99 % случаев его ученики также не будут знать, как его использовать.

Что касается успеваемости, то лучшее объяснение, почему она не повысилась, на наш взгляд, дает нейробиолог М. Шпитцер. По его многочисленным исследованиям, чем глубже мозг обработал информацию, тем лучше она усвоилась. Если мы даем обработку информации компьютеру (вместо устного счета - калькулятор, вместо письма - печатание и т. д.), мы информации не усвоили. Если мозг не тренировать, он, как неиспользуемые мышцы, атрофируется. Наконец, с малых лет ученики-участники программы «OneLaptopPerChild» усваивают простую логику - зачем что-то запоминать, если информацию можно хранить в «облаке».

Самые жесткие критики программы «OneLaptopPerChild» утверждают, что все это не более чем ловкий маркетинговый ход. Под маской благотворительности правительствам развивающихся стран было продано огромное количество ноутбуков. Противники программы в разных странах говорят, что если бы приоритеты были

расставлены верно, то на эти деньги можно было потратить куда более эффективно. Например, построить нормальные школы, закупить учебники или наладить подачу чистой питьевой воды.

Итак, на сегодняшний день процесс информатизации образования затронул почти все страны мира. К 2016 г. компьютерами полностью оборудованы классы в Южной Корее - стране, где впервые в мире было зафиксировано заболевание цифровое слабоумие «01д1-1аЮетепйа». Правительство Англии еще в 2010 г. приняло решение на 50 % оборудовать классы смартбордами. В Бразилии, Аргентине и Венесуэле также активно используются компьютеры и ноутбуки для обучения в школе.

Выводы: вследствие проведенного анализа можно с уверенностью заявить, что использование учеником ноутбука на уроках:

1) не влияет на успеваемость;

2) отрицательно влияет на выполнение домашнего задания, так как ребенок вместо учебы играет в игры или посещает сайты социальных сетей, видеообменников и сайты с запрещенным контентом;

3) отрицательно сказывается на развитии когнитивных способностей;

4) все исследования, говорящие об успехе программы «Опе1ар1орРегСЫМ», проводились компаниями производителями программного обеспечения для этого проекта, что позволяет говорить о предвзятости при оценке данных.

Возможно, нашей стране не стоит так уверенно идти по пути Южной Кореи, Англии, Бразилии. Автор статьи считает, что наблюдение и объективная оценка эффективности проектов в информатизации образования в течение 5-10 лет принесет больше пользы, нежели бездумное срочное внедрение средств информационных технологий вслед за Уругваем, Перу и другими странами.

Недостаточное оснащение средствами информационной связи большинства российских школ - не повод для сильного беспокойства. Возможно, там, где личность учителя еще не затмили ноутбуки, смартборды и планшеты, есть надежда на то, что и сам учитель развивает не пресловутую ИКТ компетенцию, а совершенствует свое мастерство и технологию преподавания. Там, где в свободное время дети общаются между собой в реальном мире и благодаря своему воображению и фантазии придумывают что-то новое, еще есть надежда на развитие творческого потенциала и приобретение детьми глубоких знаний. С другой стороны, как уже было отмечено, XXI век - век информации. Сегодняшние школьники с рождения пользователи. Для них средства информационной связи - облегчающие жизнь гаджеты. Для молодых преподавателей интерактивная доска - прекрасное средство демонстрации материала, которое особенно актуально в начальной школе, так как у обучающихся преобладает наглядно-образное мышление.

На взгляд автора статьи, современные средства информации помогут в развитии и обучении детей в старшей школе, однако в начальной школе проекты, подобные «OneLaptopPerChild», следует внедрять с осторожностью.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе // Вопр. психологии. - 1984. - № 5. - С. 36-41.

2. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Вопр. ментальной медицины и экологии. - 2000. - Т. VI. - №1. - С. 11-13.

3. Бурова (Лоскутова) В.А. Результаты исследования интернет-зависимости среди пользователей Рунета // Тез. докл. 60-61-й итоговой науч. конф. студ. и мол. ученых. - Новосибирск. - 2000. - С. 253.

4. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. -М.: Моск. гос. ун-т. - С. 27-29.

5. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2005.

6. Черноусова, Ф.П., Круть, И.Н. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. -№ 8. - 2003. - С. 107-117.

7. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг. - 2014.

8. Oppenheimer T. The computer delusion, 1997.

Интернет ресурсы

1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. -URL: http://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/81058#.D0.9A.D1.80.D0.B8.D1.82.D0.B8.D 0.BA.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0

2. Valdemar W. Setzer, А critical view of the "one laptop per child" project// Dept. of Computer Science, University of Sao Paulo, 2009. - URL: http://www.ime.usp.br/~vwsetzer/OLPC.html

3. Has one laptop per child totally lost its way Электронный ресурс]: Popular Science. A Bonnier Corporation Company. - URL: http://www.popsci.com/gadgets/article/2013-07/one-laptop-childs-de-evolution

4. Information Technology and Innovation Foundation [Электронный ресурс]: Popular Science. A Bonnier Corporation Company. - UrL: https://itif.org/person/daniel-castro

5. An Interview With Daniel Castro About OLPC in Costa Rica - [Электронный ресурс]: Olpc news. - URL: http://www.olpcnews.com/countries/costa_rica/an_interview_with_daniel_castro_abo ut_olpc_in_costa_rica.html

6. OLPC Foundation [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.laptop.org/tag/unesco/#.VsmfhfkS-M8

7. UNESCO [Электронный ресурс]. - URL: http://www.unesco.org/new/en/media-services/single-

view/news/irina_bokova_plan_ceibal_has_transformed_the_privilege_of_few_into_a _right_for_all/#.VuHHuPkS-M9

8. International Conference «Informatization of Education 2010»

9. [Электронный ресурс] Unesco institute for information technologies in education URL: http://iite.unesco.org/news/387930/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.