Научная статья на тему 'Критический анализ факторов, оказывающих негативное влияние на состояние инновационной деятельности в Российской Федерации'

Критический анализ факторов, оказывающих негативное влияние на состояние инновационной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
495
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT ACTIVITY / IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF INNOVATION ACTIVITY / PROBLEMS IN THE SPHERE OF INNOVATIVE ACTIVITY / WAYS OF OVERCOMING NEGATIVE PHENOMENA IN THE SPHERE OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мовтаева Хеда Салмановна

В данной статье исследуются проблемы на пути развития национальной инновационной системы в России, отмечаются достигнутые на настоящий момент успехи и предлагаются некоторые направления совершенствования нормативно-правового регулирования и практики реализации государственной политики для решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Critical analysis of the factors that have a negative impact on the state of innovation activity in the Russian Federation

In this article, the problems of the development of the national innovation system in Russia are examined, progress has been made to date and some directions for improving the regulatory and legal regulation and practice of implementing state policy for solving the identified problems are proposed

Текст научной работы на тему «Критический анализ факторов, оказывающих негативное влияние на состояние инновационной деятельности в Российской Федерации»

Критический анализ факторов, оказывающих негативное влияние на состояние инновационной деятельности в Российской Федерации

Critical analysis of the factors that have a negative impact on the state of innovation activity in the

Russian Federation

Мовтаева Хеда Салмановна

магистрантка 2 курса, кафедра предпринимательского права Российский Государственный

Гуманитарный Университет город Москва e-mail:hedameda@mail. ru

Mutaeva Head Salmanovna

master student of 2 course entrepreneurial law chair Russian State University for the Humanities

city of Moscow e-mail:hedameda@mail.ru

Аннотация.

В данной статье исследуются проблемы на пути развития национальной инновационной системы в России, отмечаются достигнутые на настоящий момент успехи и предлагаются некоторые направления совершенствования нормативно-правового регулирования и практики реализации государственной политики для решения выявленных проблем.

Annotation.

In this article, the problems of the development of the national innovation system in Russia are examined, progress has been made to date and some directions for improving the regulatory and legal regulation and practice of implementing state policy for solving the identified problems are proposed.

Ключевые слова: инвестиционная активность, совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности, проблемы в сфере инновационной деятельности, пути преодоления негативных явлений в сфере инновационной деятельности.

Key words: investment activity, improvement of state regulation of innovation activity, problems in the sphere of innovative activity, ways of overcoming negative phenomena in the sphere of innovative activity.

Одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед Россией является формирование устойчивой и эффективной инновационной активности на территории государства, поскольку именно инновационная деятельность несет в себе высокую потенциальную возможность стабильного роста экономики. К сожалению, в настоящее время несмотря на высокий научно-образовательный потенциал уровень наукоемкости большинства предприятий остается более низким по сравнению с аналогичным показателем в ЕС И США. В связи с этим, на мой взгляд, российская модель управления инновационной деятельностью нуждается в определенных корректировках, внедрению которых в настоящее время препятствует ряд факторов. Рассмотрим данные факторы более подробно.

В качестве первого фактора, который препятствует интенсивному развитию инновационной деятельности можно выделить недостаточно развитую нормативно-правовую базу регулирования инновационной активности. Недостаточно развитым в данной сфере является, на мой взгляд, отсутствие единого нормативно-правового акта, который бы содержал в себе общие основы регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. На данный момент инновационная деятельность в России регулируется рядом разрозненных НПА, к которым, в частности, могут быть отнесены:

• Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политики» с внесенными в 2017 г. изменениями и дополнениями, в котором инновационной деятельности посвящена отдельная глава, введенная Федеральным законом от 21.07.2011 N 254-ФЗ;

• Приказ Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы государственной статистики от 25.08.2011 г. № 373 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций»;

• Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

• Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии»;

• До 2015 г. также действовала Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Как видно из приведенного перечня нормативно -правовых актов инновационная деятельность в Российской Федерации на законодательном уровне регламентирована крайне фрагментарно, отсутствует единый подход к правовому регулированию сферы инноваций. Рассмотренные НПА в большинстве своем регламентируют узко очерченный круг вопросов в пределах своего действия.

Определение генеральной линии стимулирования инновационной активности в России содержится исключительно в различного рода концепциях и стратегиях, к которым можно отнести, например, Концепцию долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая в качестве одного из приоритетных направлений развития рассматривает повышение уровня инновационной авктивности; Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Доктрину развития российской науки. Несмотря на стратегический характер отмеченных нормативных актов, стоит отметить, что они носят преимущественно декларативный характер и не выступают в качестве основы непосредственных позитивных преобразований в сфере регулирования инновационной деятельности.

Таким образом, на мой взгляд, в настоящий момент является важным оперативная разработка единого основополагающего нормативно-правового акта в виде федерального закона, который бы в императивной форме закреплял определенные стратегические направления правового регулирования инновационной активности, основные принципы, термины, используемые в данной сфере, а также содержал бы в себе положения, касающиеся правового регулирования отдельных наиболее значимых областей инновационной деятельности.

Вторым фактором, который затрудняет развитие инновационной деятельности, по мнению ряда ученых, является несовершенство сложившейся к настоящему времени системы образования, которая не содержит в себе весомые стимулы для проведения научных исследований. В данной сфере одним из основных направлений модернизации, на мой взгляд, является создание материальных и нематериальных механизмов стимулирования студентов и преподавателей для проведения как фундаментальных, так и прикладных научных исследований, что позволит не только сохранить текущий научный потенциал, но и сформировать кадровый резерв научного сообщества. Кроме того, на мой взгляд, необходима переориентация системы высшего профессионального образования с модели формального учета научных достижений на модель поощрения реально значимых инновационных решений в максимально обширном круге областей.

В рамках данного фактора стоит также отметить и недостаточно высокий уровень исследовательской активности российских ученых, что связано, в первую очередь с низкой оплатой их труда, а также недостатком перспектив монетизации результатов исследований.

Следующий, третий, фактор, который оказывает негативное влияние на рост инновационной активности в России, заключается в отсутствии развитой инновационной инфраструктуры, что объясняется сравнительно небольшим (около 20 лет) периодом существования в России инновационной деятельности. Данный негативный аспект в настоящее время подвергается активному администрированию со стороны политического руководства. Так, создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, центры инновационного консалтинга, которые с точки структуры инновационной инфраструктуры составляют только технологический элемент.

Консалтинговая составляющая инновационной инфраструктуры в России в настоящий момент представлена

центрами трансфера технологий (ЦТТ), к которым, например, могут быть отнесены отдельные проекты, реализуемые акционерным обществом «Роснано» совместно с различными высшими учебными заведениями. Здесь важным представляется отметить, что деятельность российских ЦТТ осуществляется с меньшей эффективностью, чем деятельность аналогичных центров в ЕС и в США. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, отсутствием высококвалифицированных кадров, которые обладают знаниям достаточными для оказания консалтинговых услуг по широкому кругу вопросов, включающих не только технологический аспект инновационной деятельности, но и экономический.

Что касается информационной составляющей инновационной инфраструктуры, то в данном сегменте текущая ситуации в России представляется наиболее оптимальной. Система предоставления информации о существующих патентах, рынках сбыта высокотехнологичной продукции представлена многочисленными центрами научной технической информации.

Основной недостаток российской инновационной инфраструктуры состоит в крайне низком уровне развитости ее финансового и сбытового элемента. В отсутствие эффективной финансовой инфраструктуры (даже при наличии остальных элементов инновационной инфраструктуры) большое количество предприятий остаются лишены возможности реализовать инновационные проекты ввиду отсутствия денежных средств для реализации. Неразвитость же сбытовой инфраструктуры влечет за собой экономическую нецелесообразность инновационной деятельности.

Четвертым негативным фактором, на мой взгляд, является недостаточная инвестиционная активность частных субъектов. В качестве основных причин данного явления можно выделить высокую рисковость инновационной деятельности (только 1-3% инновационных проектов становятся прибыльными), большой объем первоначальных инвестиций, длительный срок окупаемости инновационных проектов (5-7 лет ) и т.д. Таким образом, с точки зрения российского частного инвестора инвестиционные проекты являются довольно непривлекательными, поскольку частные субъекты, не аффилированные с государством, как правило, не обладают достаточными финансовыми средствами для совершения высокорисковых долгосрочных инвестиций.

Здесь важным представляется отметить, что в сфере преодоления низкой восприимчивости российских частных инвесторов к инновационной деятельности был принят ряд мер, предоставляющих определенные налоговые льготы субъектам предпринимательской деятельности, который занимаются инновационной деятельностью. К ним, в частности, могут быть отнесены следующие:

1. до 100% от суммы инвестиций в НИОКР могут быть отнесены на издержки производства при расчете налогооблагаемой базы;

2. предприятиям предоставлено право в рамках налогового учета заранее формировать резервы, которые будут использованы для инвестиций в НИОКР;

3. субъектам предпринимательской деятельности, участвующим в проекте по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с ФЗ от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» предоставляются налоговые льготы сроком до 10 лет.

Тем не менее, несмотря на отмеченные меры налогового стимулирования, предпринятые Правительством РФ, темпы роста инновационной активности в настоящее время остаются на крайне низком уровне. Таким образом, на мой взгляд, данный негативный аспект в настоящее время нуждается в дополнительном урегулировании со стороны государства. Основным направлением совершенствования в данной сфере, на мой взгляд, должно стать создание условий для повышения конкуренции в сфере инновационной деятельности, что будет способствовать активизации рыночных механизмов в области реализации инновационных проектов.

Пятый негативный фактор, в настоящее время препятствующий повышению инновационной активности в России является низкая эффективность инновационной деятельности государственных организаций. В частности,

здесь в качестве примера можно привести деятельность АО «Роснано», которое занималось инвестициями в частные организации инновационного профиля, находящиеся на грани банкротства, а также, в целом, распоряжалось финансами не в соответствии с первоначально установленными целями деятельности.

Таким образом, подводя итог статьи, стоит отметить, что в сфере инновационной деятельности в России существует целый ряд системных проблем, решение которых, на мой взгляд, может быть найдено в результате тщательной работы по следующим двум направлениям:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной политики в инновационной сфере, основанной на едином НПА, содержащем основные принципы организации инновационной деятельности, а также предусматривающем существенные меры государственной (в т.ч. налогой) поддержки частных инвесторов и меры по стимулированию научно-исследовательской деятельности.

2. Развитие консалтингового и экономического элемента российской инновационной инфраструктуры.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания 12 июля 1996 г.: введен в действие 23 августа 1996 г.] // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, N 35, ст. 4137.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания 17 декабря 2008 г.: введен в действие 25 декабря 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6239.

3. Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания 21 сентября 2010 г.: введен в действие 28 сентября 2010 г.] // Российская газета, N 220, 30.09.2010.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [распоряж. Правит.: принято Правительством РФ 17 ноября 2008 г.: введено в действие 17 ноября 2008 г.]// Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

5. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [распоряж. Правит.: принято 8 декабря 2011 г.: введено в действие 8 декабря 2011 г.] // Текст распоряжения официально опубликован не был // СПС «ГАРАНТ»

6. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки» [указ Президента: принят 13 июня 1996 года: введен в действие 13 июня 1996 года] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г., N 25, ст. 3005

7. Постановление Росстата от 01.08.2005 N 55 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций на 2006 год» [пост. ФОИВ: принято Росстатом 1 августа 2005 г.: введено в действие 1 августа 2005 г.] // Вопросы статистики, N 10, 2005.

8. Ефимцева Т.В. Инновационное законодательство Российской Федерации и зарубежных стран: учебное пособие. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 130 с.

9. Ефимцева Т.В. Инновационное право Российской Федерации: монография. - Рязань: Издательство «Концепция», 2014. - 128 с.

10. Драчик Н.В. Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития современной экономики // Проблемы современной экономики. - 2013. - №2 (46). - С. 72-75

11. Домогатская Е.А. Методика управления бизнес-процессами инновационно ориентированного предприятия и оценка их эффективности на базе системного подхода: диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2015. - 217 с.

12. Майоров А.В Особенности региональной инновационной политики Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области): диссертация на соискание ученой степени канд. полит. наук: 23.00.02. -Санкт-Петербург, 2017. - 345 с.

13. Доложили по Чубайсу: какие нарушения Счетная палата нашла в «Роснано» [электронный ресурс] // RBK.RU: 2016 г. - Электронные данные. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/04/2016/571e805d9a7947c6781397ea (дата обращения 27.11.2017) -Заглавие с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.