- Система философии (1991),
- Антропономия. Общая теория человека (1991),
- Философия культуры (2013),
- Философия права: научно-дискуссионные проблемы (2016)... Список литературы:
[1] Зеленов Л.А. Материалистический монизм / Л.А. Зеленов // Вестник ВГУВТ. - 2016. - № 48.
[2] Зеленов Л.А. Проблемы идеализма / Л.А. Зеленов. - СПб.: Психологическое общество, 1910.
[3] Вестник РФО. - М.: ИФ РАН, 2008. - № 2(46). - С. 36-38.
[4] Философия. Всемирная энциклопедия. - Минск: Харвест, 2001.
[5] Вестник РФО. - М.: ИФ РАН, 2008. - № 2. - С. 115-119.
[6] Философы современной России / сост. М.В. Бахтин. - М.: ИФ РАН, 2015. - С. 3-7.
[7] Разумный В.А. Реальность фантастического / В.А. Разумный // Вестник РФО. - М., 2008. -№ 2. - С. 217-220.
[8] Зеленов Л.А. Альтернативная философия / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, А.С. Балакшин, М.В. Бронский. - Н.Новгород: ВГУВТ, ОАЧ, НФК, 2016.
[9] Философы современной России. - М.: ИФ РАН, 2015.
THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY MODERNIZATION
L.A. Zelenov
Key words: modernization, methodology, worldview, axiology
The article dwells on the need for modernization of modern Russian philosophy considering its leading spiritual significance in modernization of the entire society.
Статья поступила в редакцию 09.09.2016 г.
УДК 316.3
А. В. Тиховодова, доцент ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
КРИТЕРИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Ключевые слова: общественный прогресс, критерий общественного прогресса, способ производства, производительные силы, гуманизация общества, человек, экологический кризис.
В статье рассмотрено изменение представлений о критериях общественного прогресса в истории социально-философской мысли. Дана характеристика религиозного, социалистического и либерального общественного идеала как критерия социального прогресса. Охарактеризован способ производства как диалектика производительных сил и производственных отношений в качестве критерия прогресса, представленный в диалектико-материалистической философии. Обоснована необходимость формулировки общефилософского критерия общественного прогресса в условиях современного экологического кризиса, каковым является человек. Выделяются возможные сценарии будущего человеческой цивилизации.
А.В. Тихоеодоеа
Критерий общественного прогресса в условиях глобальных проблем
Проблема общественного прогресса является одной из центральных в социальной философии. Сущность социального прогресса состоит в восходящем самодвижении общества к более совершенным стадиям развития. В настоящее время категория социального прогресса отражает коренные интересы подавляющего большинства современного общества. Смысл общественного прогресса имеет прямое отношение к судьбам как целых народов, так и отдельных людей. Тема социального прогресса разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной научной литературе в философском, социологическом, этико-нравственном аспектах. Правильное толкование сущности социального прогресса имеет также сугубо практическое значение, так как от его правильного понимания напрямую зависит будущее человечества. Обобщающее понятие общественного прогресса включает в себя, как свои составные части, экономический, технический и культурный прогресс.
Важнейшей проблемой теории общественного прогресса является выяснение его критерия. Критерий прогрессивного общественного развития должен носить объективный, а не зависимый от воли исследователя характер. А объективность критерия можно раскрыть на основе объективных показателей, т.е. таких показателей, которые рисуют объективную картину общества. Вопрос, «как измерять» общественный прогресс, никогда не получал однозначного ответа в обществоведческой литературе. Это во многом объясняется сложностью общества как субъекта и объекта прогресса, его многоплановостью и многокачественностью. Предпринимаются попытки найти локальный критерий для каждой сферы общественной жизни. Однако общество есть целостная система и ей должен соответствовать общий, интегративный критерий социального прогресса. Исходным пунктом для суждений о научном критерии общественного прогресса является признание закономерной обусловленности сменяющих друг друга ступеней развития социума. В основу определения общесоциального критерия прогресса лежит выделение такого фактора, от которого в определяющей мере зависит поступательное движение общества.
В средневековой Европе прогресс понимался либо как совершенствование внутреннего мира человека, либо как наступление царства Божия на Земле и соответствующего идеального социального строя (А. Августин, Ф. Аквинский). В дальнейшем среди критериев прогресса назывались: приращение научных знаний (Ж.А. Кондорсе, Д. Вико, О. Конт), справедливость и равенство (Т. Мор, Т. Кампанелла, К. Маркс), увеличение человеческой свободы с одновременным развитием морали (И. Кант), прогресс в приближении к правовому государству (Ф. Шеллинг), степень осознания людьми свободы (Г. Гегель), господство над природой (Ф. Бэкон, Г. Спенсер), процесс дифференциации и интеграции общества (Э. Дюркгейм), развитие техники, индустриализация, урбанизация (Д. Гэлбрейт, У. ростоу, Р. Арон, О. Тоффлер).
Также критерием прогресса может быть идеал совершенного общества (выделяют религиозный, социалистический, либеральный). С религиозной точки зрения целью общественного прогресса является общество, благоприятствующее спасению человеческой души. Теологи выделяет три этапа развития человеческого общества: золотой век, предшествующий грехопадению человека; эпоха земной греховности; грядущее царство небесное. Сам по себе человек не в состоянии искупить первородный грех, поэтому Бог своей милостью ведет человека к вечной жизни в царстве небесном. Люди живут надеждой, что это может произойти. Такое понимание общественного прогресса имеет глубокие религиозно-мессианские корни. Идеал совершенного социалистического общества одним из первых сформулировал Платон. В его модели идеального государства строгое разделение труда и иерархия статусов: философы управляют, воины защищают государство от внутренних и внешних врагов, трудящиеся производят блага. Исторический материализм противопоставлял капиталистическую и социалистическую общественные системы. Капиталистическое общество с рыночной экономикой считалось менее прогрессивным, так как в нем существует частная собственность, неравенство, эксплуатация человека человеком, классовый анта-
гонизм, государство не выражает интересы пролетариата. С этой точки зрения социалистическое (в СССР) общество считалось более сложным, целостным, потому что в нем была государственная собственность, отсутствовала классовая борьба, существовала диктатура пролетариата, единомыслие, единая идеология и т.п. Представители же либерализма утверждают, что критерием общественного прогресса является расширение индивидуальной свободы граждан, сочетание социального равенства и эффективности материального производства, повышение благосостояния людей. С этой точки зрения капитализм Запада является более прогрессивным обществом, чем советский социализм, а буржуазный демократический социализм более прогрессивным, чем оба предыдущих типа обществ.
К. Маркс связал общественный прогресс с развитием социально-экономических формаций. Переход общества от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, знаменует и новый этап в поступательном движении истории. Типы общественно-экономических формаций и являлись основными стадиями прогрессивного развития общества. С позиций исторического материализма, общество -целостная саморазвивающаяся система, имеющая источник, причину развития в себе самой. Именно это позволило марксистам обосновать общий объективный критерий общественного прогресса. Таковым всеобщим критерием, а также и главным условием социального прогресса, был назван рост производительности труда. Именно в этом ключе в советское время шло выяснение критерия общественного прогресса. Сторонниками исторического материализма в качестве критериев прогресса называются: уровень свободы, достигнутый обществом (П. Митяев, Д.П. Подкосов); общественно-экономическая формация (М. Кадлец); способ производства как единство производительных сил и производственных отношений (Мамалуй А.А., Чесноков Д.И., Семенов В.С., Николаева Л.В.) [1, С. 514]; производительные силы (А.А. Макаровский, В.И. Мишин, Г.Е. Глезерман, И.Я. Левяш) [2, С. 58]; производительность труда (Францев Ю.П., Струмилин С.Г., Апресян Г.З., Гендин А.М., Ломовицкая В.М., Филиппова Я.В.) [3, С. 12-13], [4, С. 6-7].
Основополагающий критерий социального прогресса - производительность труда - дал возможность выявить совокупность социальных критериев, характеризующих жизнедеятельность человека, его общественное бытие: 1) качественный и количественный уровень потребления, 2) качественные и количественные характеристики сферы труда; 3) уровень развития духовной культуры; 4) уровень достижений в области социального равенства, степень социальной защищенности; 5) возможности, открывающиеся для развития личности. В качестве специфических критериев общественного прогресса называются развитие науки, прогресс нравственности, совершенствование искусства. Развитие науки выражается в увеличении объема научных знаний, сближение науки и производства, сокращение сроков внедрения изобретений в производство, повышение научного уровня планирования и управления хозяйством, появление новых теорий. Взаимосвязь науки и практики - первостепенный показатель зрелости самого общественного строя, важный фактор ускорения его прогресса. Показателями прогресса нравственности могут служить: возрастание эффективности морали в качестве регуляторов отношений между людьми; расширение сферы действия морали; рост удельного веса общечеловеческих моральных норм в нравственности. Показателями прогресса в искусстве могут быть: расширение сферы художественного освоения действительности; возрастание роли искусства в обществе, усиление его социальной функции; накопление художественных ценностей.
После распада СССР началась активная идеологическая атака на марксизм и, в частности, на исторический материализм. Объективный анализ общественного развития стал подменяться субъективным. Некоторые ученые, отрицая объективную детерминацию социального прогресса, делают вывод, что в условиях информационного общества роль определяющей силы общественного развития будет выполнять не способ производства, а функция эта перейдет к «гармонической информации». Однако в
А.В. Тихоеодоеа
Критерий общественного прогресса в условиях глобальных проблем
XXI в. значение способа производства вряд ли уменьшится, только все более актуализируется роль духовного производства, а именно образование, производство и потребление информации. Единство противоположных детерминант - обязательное условие устойчивого развития цивилизации в XXI в.
Некоторые исследователи придерживаются комплексного критерия общественного прогресса, так как представляется, что только совокупность индикаторов может в полной мере показать степень прогрессивности конкретного человеческого общества. Они считают, что в критерий социального прогресса следует включить не только материальные факторы (производительность труда или способ производства), но и духовные (этические, эстетические, политические) [5, С. 277-278]. Прогрессивный характер общества определяется возможностями развивать производительные силы, совершенствовать производственные отношения, содействовать нравственному и эстетическому развитию человека, создавать необходимые условия для реализации творческих способностей людей и удовлетворения их потребностей. Таким образом, нужен комплексный подход к исследованию прогрессивного развития общества. Ба-рякин В.Н. интегральным показателем общественного прогресса считает уровень оснащенности населения данного общества новыми, современными, в том числе и репродуцированными, средствами жизнеобеспечения: вещами, технологиями и авторскими произведениями [6, С. 177]. Индикатор может быть измерен в виде отношения количества новых средств жизнеобеспечения к количеству физически и морально устаревших средств жизнеобеспечения. Этот показатель может послужить стимулом к всестороннему развитию новационной и инновационной деятельности общества.
Крапивенский С.Э. в качестве комплексного критерия общественного прогресса называет уровень гуманизации общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психического и социального здоровья. Уровень гуманизации общества он предлагает определять при помощи индикатора, объединяющего в себе все остальные - средняя продолжительность жизни [7, С. 333]. В этом высказывании неявно предполагается повысить уровень жизни стран второго и третьего мира, однако это сопряжено со многими препятствиями и может ускорить наступление экологической катастрофы. К тому же, навязывание всем народам западноевропейского понимания критерия общественного прогресса неразумно, так как создает угрозу национальным идентичностям. Шетуло-ва Е.Д. в состав гуманистических критериев общественного прогресса, применяемых сегодня для определения ступеней развития общества, предлагает включить степень удовлетворения потребностей индивидов и степень социабельности [8, С. 91-92]. Причем для личностного развития индивида важным является удовлетворение именно экзистенциальных и социальных потребностей. Экзистенциальные потребности включают в себя потребность в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне, а социальные - потребность в общественных связях, коммуникации, участии в совместной деятельности с другими. Под социабельностью понимаются отношения сотрудничества и взаимопомощи между людьми, способность к кооперации и взаимодействию.
Однако этот подход недостаточен, так как не учитывает фактор, показывающий магистральный путь общественного прогресса. Необходимо сформулировать единый общефилософский критерий прогрессивного развития. Такой критерий социального прогресса не следует путать с частными критериями определенных сфер общественной жизни (духовной, экономической, политической). Общефилософский критерий основное внимание уделяет такой оси, вокруг которой разворачивается вся история человечества. Большинство современных исследователей таким общефилософским критерием считают человека, его социальный облик, его отношение к окружающей природной и социальной среде [9, С. 155], [10, С. 195]. С каждым этапом истории и в
зависимости от характера общественной системы формирование человека приобретало специфический характер. Человек постепенно расширял свои возможности для развития, всестороннего проявления своих духовных и физических сил; в ходе истории росли его потребности и менялись способы их удовлетворения.
В настоящее время существует методика расчета индекса человеческого развития, которая объединяет три показателя: валовой внутренний продукт на душу населения, уровень образования населения и средняя продолжительность жизни. Таким образом, основные показатели жизнедеятельности человека являются определителями прогресса. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), дающий совокупную оценку человеческого прогресса, объединяет материально-экономическую и интеллектуальную стороны жизни общества. Понятие Индекс развития человеческого потенциала как метода измерения человеческого развития было введено Программой развития ООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. Индекс был разработан экономистом из Пакистана Махбубом уль-Хаком. В основе Индекса лежат не субъективные оценки экспертов, а числовые показатели, взятые из официальных источников, поэтому считается, что он относительно объективен и поддается верификации. В 2010 г. в дополнение к используемому ИЧР были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).
Общероссийская академия человековедения предложила еще расширить совокупность индикаторов для более точного выведения интегрального ИРЧП. Она сформулировала эффективный подход, состоящий в фиксировании основных социальных констант развития общества [См.: 11]. Эти константы предстают как социальные деятельности, развернутые в основные сферы общественной жизни: экономическую и экологическую, научную и художественную, управленческую и педагогическую, медицинскую и физкультурную. Именно в их границах ведется поиск конкретных индикаторов развития человека. Кроме показателей, выделенных ООН, нельзя игнорировать интеллектуальный потенциал страны, ее экологическое состояние, уровень художественной культуры, криминогенную обстановку, физическую культуру граждан и т.д. Исследователями предлагаются следующие индикаторы общественного развития: криминогенная ситуация в любой стране, фиксируемая правоохранительными органами и выражающаяся в количественных показателях (Фокеева Т.Н.); системная конверсия, т.е. последовательный возврат совокупных затрат страны из оборонной сферы в социальную, но без ущерба национальной безопасности (Петров В.П.); компьютерная культура, возникающая на основе компьютерного образования, воспитания и обучения (Грязнова Е.В.); примат нравственных критериев развития социума над интеллектуальными, духовность (Красногорский И.Е., Ломовская Н.В., Федотов Е.В., Чепурнова Н.А.); приоритетность диалогических отношений как показатель развитости культуры и цивилизации (Орлова Л.В.); запас стабильного общественного развития (Беляев В., Макарычев С.); наследование генетической и социальной программы ранее живущих поколений (Сальникова Л.Г.); совесть как духовная основа личности, органическое единство чувства долга с самокритикой, самоконтролем, искренней самооценкой, благородством и другими нравственными качествами (Сичи-вица О.М.); полноценная реализация женщины и как матери, и как личности, и как профессионала (Солина Е.М.); обеспечение безопасности как условие развития человека (Отмахова Н.Н.); характер разрешения социальных противоречий (антагонистических и неантагонистических) (Килибаева С.С.); демократичность общества - противоречивое единства свободы и равенства (Ширшина Р.Р.); выпуск продукции на душу населения (Семенов И.Н.); реальная возможность индивидов всесторонне и свободно развиваться (Табаков В.И.) [См.: 12].
Не только объективные условия существования человека способствуют его совершенствованию, а и человек активно преобразует предзаданную ему действитель-
А.В. Тиховодова
Критерий общественного прогресса в условиях глобальных проблем
ность. Кемеров В.Е. вводит понятие индивидная или личностная революция, питавшая социальные изменения и трансформации, создававшая для их закрепления средства и схемы деятельности [13, С. 208-211]. Он выделяет три таких индивидных революции. Первая, произошедшая в начале нашей эры, дала толчок распространению идеи независимого бытия человека, его социальной, моральной и религиозной ценности. Вторая индивидная революция связана с уничтожением системы рабства, с освобождением производительной энергии автономных индивидов, с объединением этой энергии, ее механизацией, с созданием соответствующих политических, правовых, научных и образовательных институтов. Третья индивидная революция связана с повышением эффективности социального процесса именно в формах индивидуальной человеческой жизнедеятельности, с переходом внешних социальных структур и средств деятельности в материал для «построения» людьми схем и способов разрешения проблем.
Для определения степени прогресса общества можно взять разные и многие показатели. Но какие из них будут наиболее адекватными? Понятно, что их не должно быть ни слишком мало, ни слишком много, что они должны быть как можно более фундаментальными и резюмирующими. Современное состояние цивилизации характеризуется понятием «кризис». Это понятие сформулировали члены Римского клуба, которые предложили взглянуть дальше интересов сегодняшних поколений, позаботиться о выживании всего человеческого рода, приступить к коллективным действиям различных организаций и государств. Анализ общественного прогресса, обсуждение будущего человечества невозможны без исследования комплекса глобальных проблем. Именно в этом комплексе указываются вопросы научно-технического прогресса, охраны окружающей среды, поисков новых источников энергии, освоения Мирового океана, защиты культуры от вандализма и конъюнктурного пересмотра истории, предотвращения глобальной ядерной катастрофы и будущего человечества. Человеческая деятельность, неся в себе противоречия, связанные со сложившимися формами общественного бытия, вступила в противоречие с самой природой, законами ее функционирования, что создало угрозу существования человеческого рода. Кризис цивилизации проявляется многопланово. Это кризис системы мировой политики во всех ее измерениях: Запад - Восток, Север - Юг, антагонизм между основными центрами капитализма, кровавые войны в странах «Третьего мира» и их огромный внешний долг.
В подобных условиях углубляющегося цивилизационного кризиса критерием общественного прогресса имеет смысл считать выживание человечества, коэволюция человека и природы (наступление ноосферы как следующего этапа развития биосферы Земли). На основании этого показателя и должен быть создан всемирный проект общественного преобразования. Необходимо создать новый мировой порядок, сформировать наднациональные органы власти, которые будут координировать решение глобальных проблем. А главное, нужно формировать разумные материальные, социальные и духовные потребности людей. Это позволяет отказаться от абстрактных рассуждений о гуманизме, безотносительно к проблеме взаимосвязи экологического кризиса и материального производства [14, С. 356]. Есть, однако, точка зрения, согласно которой современная антропогенная нагрузка на природу вполне соответствует ее законам [15, С. 12]. Уничтожение видов животных и растений является следствием межвидовой борьбы за существование, на которой основана эволюция. Природа отличается гибкостью, старые структуры в ней заменяются на новые. К тому же, изменение биосферы происходило еще и до появления человека. Ограничение в удовлетворении общественных потребностей может нарушить естественный обмен веществ и энергии между людьми и средой, что чревато вырождением именно человека. К тому же, дорогостоящая экологизация промышленности приводит к повышению цен на жилье, одежду, воду, газ, электричество, а это, в свою очередь, ухудшает благосостояние граждан. Это яркий пример того, как прогресс в одной области сопровождается регрессом в другой. Еще одним важным препятствием на пути общественного про-
гресса можно считать обеднение генофонда людей в связи с борьбой за каждую человеческую жизнь, которой так гордится медицина. Таким образом, ценности экологического сознания во многом носят декларативный и лицемерный характер, и цивилизация должна сменить ориентиры экологической политики.
Человечество не в состоянии отказаться от прогресса в современных условиях, но оно может изменить его содержание и темпы. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана концепция «устойчивого развития», теоретические основы которой были заложены в докладах Римского клуба. Эта конференция положила начало целому комплексу международных инициативных групп, саммитов и т.д., призванных сформировать глобальный консенсус по жизненно важным проблемам современного чел о-вечества, фокус которых - это именно концепция устойчивого развития. Было осознано, что человечество как единый биосоциальный организм имеет очевидные пределы роста. В этом контексте выработка новой стратегии устойчивого развития как раз и должна вывести общество из состояния коллапса.
Программа устойчивого развития стала рассматриваться как единственная стратегия цивилизационной динамики, которая может спасти человечество от гибели. Устойчивость означает сохранение и расширение перспективы общественного прогресса в обозримом будущем. Стратегия устойчивого развития включает: приоритетность качественных показателей (качества жизни) перед количественными (численностью, потреблением); противостояние энтропийным процессам (милитаризации экономики, росту отходов, тиражированию культурных ценностей, обеднению духовной жизни); сохранение биологического и культурного разнообразия; согласование программы природопользования с эволюционной периодичностью природных процессов; предпочтение устойчивости извлечению максимальной прибыли при выборе программы развития [16, С. 11].
Генеральный секретарь ООН Гали Б.Б. в 1994 г. выделил пять параметров устойчивого развития: мир как фундамент цивилизации (тезис против милитаризма), экономическое развитие как основа устойчивости, трансформация отношений общества и отдельного человека с окружающей средой (экологическая составляющая), справедливость как фундаментальный принцип социокультурной регуляции, демократия как основа политического устройства социума [См.: 17]. Разрешение совокупности глобальных проблем возможно только путем перехода к устойчивому развитию, которое и составляет основу нового этапа развития цивилизации - равновесного как в отношении с природой, так и внутри самого общества, приводящего к гармонии свои структуру и функции. Воздействие общества на природу должно соответствовать ее способности выдерживать человеческую нагрузку и возрождаться естественным образом (Моисеев Н., Вернадский В.). Решение данной задачи предполагает коренное изменение самого мировоззрения, отказ от ценностей общества массового потребления, формирование новых фундаментальных принципов материальной культуры, которые должны стать адекватными современному состоянию цивилизации. Важным является применение принципов концепции устойчивого развития к социальной реальности, приспособление к насущным проблемам того или иного региона. Субетто А.И. формулирует данную проблему еще более категорично, утверждая, что у человечества нет Будущего вне ноосферного духовного социализма. Человечество должно перейти к формам бытия без эксплуатации человека человеком, без власти мирового финансового капитала. «Только Человечество Ноосферное, только Человечество Социалистическое, чей коллективный разум несет ответственность за Будущее всего разнообразия жизни на Земле, имеет будущую Историю! Другой альтернативы нет» [18, С. 46].
Исследователи прогнозируют три сценария цивилизационного развития:
1) Экологизация научно-технического прогресса. Люди под угрозой глобальной экологической катастрофы сознательно и беспрекословно подчиняться законам развития биосферы. Возобладает тенденция к отказу от использования машин. Уменьшится население городов, автомобили вытеснят электромобили. Очаги техносферы -
А.В. Тихоеодоеа
Критерий общественного прогресса в условиях глобальных проблем
города, промышленные районы, сельскохозяйственные площади - будут локализованы и озеленены. Техносферы будут организованы по принципу экосистем и оцениваться по экологической рентабельности (получение максимальной прибыли при минимальном вреде географической среде). В целях максимальной экономии сырья ученые прогнозируют возможность более активного использования энергии ветра и внутреннего тепла Земли, водородной энергетики. Содержанием новой энергетической революции станет переход к практическому применению аннигиляции. Но надо учитывать, что экологизация техносферы не всегда будет проходить мирным путем.
2) Наступление глобального общества потребления (ГОП). Главным признаком такого общества считается техногенный тип человека [19, С. 3]. Это человек, озабоченный личным комфортом, престижем, капиталом, т.е. у него материальные потребности преобладают над духовными. Наиболее влиятельные в мировой экономике лица будут стремиться сохранить данное положение, а многочисленный средний класс -следовать их примеру. При помощи науки и техники из природы будут выкачиваться ресурсы до их исчерпания. Наука и техника будут по-прежнему ориентированы на выкачивание все больших ресурсов из природы - до ее полного истощения. Эволюция цивилизации закончится оформлением экономической пирамиды: наверху «сверхдержавы», внизу - сырьевые придатки этих стран. Данная система сможет существовать до тех пор, пока у эксплуатируемых стран не истощаться ресурсы. Господствующие страны будут осуществлять фрагментарную экологизацию наиболее хищнических технологий, в странах третьего мира станут ускоренно деградировать вследствие ухудшения состояния географической среды. ГОП обречено на вымирание из-за неизбежности и неразрешимости конфликта с природой.
3) Поисковый вариант. Препятствием на пути окончательного становления системы глобального общества потребления является творческий потенциал человека. Научная и творческая элита не захочет продавать свой креативный потенциал господствующим в экономике и политике людям. Возродятся националистические и религиозные движения, активно противодействующие несправедливости мировой экономической системы и «компьютерному терроризму». Важным фактором общественного развития станет национально-освободительная борьба за отстаивание своей национальной идентичности в странах, находящихся у подножия экологической пирамиды. Этот вариант можно считать переходным к новому этапу развития цивилизации.
Итак, в современной социальной философии назрела необходимость существенного пересмотра принципов, ценностей и приоритетов концепции социального прогресса. Человечество должно прийти к осознанию того, что будущее возможно только при условии учета законов биосферы и приведение развития техносферы в соответствии с ними. Следует формировать экологическое сознание граждан, в котором духовные, гуманистические ценности должны преобладать над материальными, т.е. необходима новая мировоззренческая революция. Прогресс - не закон истории, а результат человеческого разума и человеческих усилий.
Список литературы:
[1] Чесноков Д.И. Исторический материализм / Д.И. Чесноков. - М., 1965. - 496 с.
[2] Макаровский А.А. Общественный прогресс / А.А. Макаровский. - М., 1970. - 256 с.
[3] Апресян Г.З. Общественный прогресс / Г.З. Апресян, А.М. Гендин. - М.: Изд-во МГУ, 1967. - 37 с.
[4] Ломовицкая В.М. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности / В.М. Ло-мовицкая. - Л.: Знание, 1989. - 16 с.
[5] Семенов Ю.Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии / Ю.Н. Семенов. - М., 1965. - 300 с.
[6] Барякин В.Н. Интегральный индикатор общественного прогресса и его использование для научного обоснования общенациональной идеи и приоритета в государственной политике России / В.Н. Барякин // Человечество в XXI в. Индикаторы развития. 29 Академический Симпозиум. IV Международная ярмарка идей. - Н. Новгород, 2001. - С. 174 - 178.
[7] Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник / С.Э. Крапивенский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 416 с.
[8] Шетулова Е.Д. Российский социум XX века и общественный прогресс / Человечество в XXI в. Индикаторы развития. 29 Академический Симпозиум. IV Международная ярмарка идей. - Н. Новгород, 2001. - С. 91-93.
[9] Гобозов И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. - М.: Академический Проект, 2007. - 352 с.
[10] Макаров Е.М. Философия человеческого общества. Социальная онтология. Социальная гносеология. Социальная динамика / Е.М. Макаров. - М.: Мысль, 1999. - 335 с.
[11] Антропономия. Общая теория человека. - Н. Новгород, ПАНИ, ОАЧ, 1991. - 172 с.
[12] Человечество в XXI в. Индикаторы развития. 29 Академический Симпозиум. IV Международная ярмарка идей. - Н. Новгород, 2001. - 349 с.
[13] Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. - М.: Академический Проект, 2000. - 314 с.
[14] Соколов С.В. Социальная философия: учебник для вузов / С.В. Соколов. - М., 2002. - Режим доступа: http: //lib100.com/book/philosophy/sotcialnaya_filosofiya/html/
[15] Барсуков В. В природе все спокойно/ В. Барсуков // Техника - молодежи. - 1997. - № 10. -С.12-13.
[16] Гнатюк В.С. Историко-онтологические и теоретико-методологические основы философского анализа концепта «устойчивое развитие социума» // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2010. - N° 5. - С. 9-14.
[17] Гали Б.Б. Повестка дня для развития и другие документы ООН по этой теме. - Нью-Йорк, 1995. - 65 с.
[18] Субетто А.И. Капиталистическая эсхатология (причины возможного экологического самоуничтожения строя капиталократия): научно-философские очерки («триптих») / А.И. Субетто. -СПб.: Астерион., 2016. - 47 с.
[19] Баландин Р. Три сценария грядущего или цивилизация на росстанях / Р. Баландин // Техники - молодежи. - 1997. - № 1. - С. 2-4
THE CRITERIA OF SOCIAL PROGRESS IN THE CONTEXT OF GLOBAL PROBLEMS
A. V. Tikhovodova
Key words: social progress, the criteria of social progress, manufacturing method, production forces, productive forces, humanization of society, human being, environmental crisis
The article considers the changing of conceptions of social progress in the evolution of so-cio-philosophical thought. Religious, socialistic, and liberal social model is analyzed as a criterion of social progress. The manufacturing method as a dialectic unity of productive forces and productive relations is characterized in the quality ofprogress criterion, presented in dialectical materialistic philosophy. The need for formulating general-philosophy criterion of social progress is grounded in terms of environmental crisis which involves human beings as well. The directions of evolution of the human civilization are considered.
Статья поступила в редакцию 23.06.2016 г.