Научная статья на тему 'Источники и структурные компоненты ленинизма'

Источники и структурные компоненты ленинизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3107
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЙ МАРКСИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССОВАЯ БОРЬБА / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЛЕНИНИЗМ / ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ / НООСФЕРА / ОБЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАКСИОЛОГИЯ / ПРИЧИННЫЙ ФАКТОР / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / ПРОЛЕТАРСКАЯ ПАРТИЯ / РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРАЛИЗМ / СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комаров Виктор Дмитриевич

Предпринята попытка систематизировать основные разделы ленинизма, который рассматривается как революционная версия марксизма, развивающегося в эпоху империализма, пролетарских и национально-освободительных революций. Творческое развитие учения Маркса-Ленина представлено как системное обобщение идей В.И. Ленина в эпоху глобального перехода от капитализма к социализму и глобализации мирового цивилизационного процесса. Методом разделения источников и движущих сил развития ленинизма характеризуются основные причинные факторы возрастания революционной роли марксизма-ленинизма как науки о закономерности общественного развития цивилизованного человечества. Выявлена диалектико-логическая взаимосвязь основных структурных компонентов ленинизма как творческого марксизма современной эпохи: диалектико-материалистическая философия, политико-экономическая наука, социально-политическая теория научного социализма, основы научной социологии, принципы научной политологии, научные основы коммунистической идеологии, реально-гуманистические принципы социальной психологии, основы коммунистической этики, научные принципы эстетики, основы социальной педагогики и теории культурной революции, праксиологическое понимание научно-технического прогресса, научно-философская теория цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники и структурные компоненты ленинизма»

УДК 323.4 71

ББК 63.3-28

В.Д. Комаров

источники и СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛЕНИНИЗМА*

Предпринята попытка систематизировать основные разделы ленинизма, который рассматривается как революционная версия марксизма, развивающегося в эпоху империализма, пролетарских и национально-освободительных революций. Творческое развитие учения Маркса-Ленина представлено как системное обобщение идей В.И. Ленина в эпоху глобального перехода от капитализма к социализму и глобализации мирового цивилизаци-онного процесса. Методом разделения источников и движущих сил развития ленинизма характеризуются основные причинные факторы возрастания революционной роли марксизма-ленинизма как науки о закономерности общественного развития цивилизованного человечества. Выявлена диалектико-логическая взаимосвязь основных структурных компонентов ленинизма как творческого марксизма современной эпохи: диалектико-ма-териалистическая философия, политико-экономическая наука, социально-политическая теория научного социализма, основы научной социологии, принципы научной политологии, научные основы коммунистической идеологии, реально-гуманистические принципы социальной психологии, основы коммунистической этики, научные принципы эстетики, основы социальной педагогики и теории культурной революции, праксиологическое понимание научно-технического прогресса, научно-философская теория цивилизации.

Ключевые слова:

аутентичный марксизм, глобализация, деятельность, диалектический материализм, идеология, инженерная деятельность, классовая борьба, культурная революция, ленинизм, локальная цивилизация, марксизм-ленинизм, научно-технический прогресс, научный социализм, ноосфера, общение, общественные отношения, общественное сознание, праксиология, причинный фактор, производительные силы, пролетарская партия, реальный гуманизм, социальная педагогика, социальная психология, социальная революция, социальный интеллект, структурализм, структурный компонент, человеческая природа.

Основные компоненты ленинизма

Творческое осмысление и развитие марксизма В.И. Ленин начинал с уяснения его структуры по состоянию аутентичной марксистской мысли на начало XX века. Здесь мы должны преимущественно ориентироваться на основные положения ленинской статьи «Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)» (см.: [4]). Там, как известно, самый последовательный русский ученик К. Маркса в мировоззренческой части научно-революционного учения выделил четыре основных компонента в их диалектико-логической взаимосвязи: философский материализм, диалектику, материалистическое понимание истории, классовую борьбу. В экономической части Марксова учения Владимир Ильич особо выделил стоимость и прибавочную стоимость как научные достижения трудовой теории стоимости (ценности). В социалистической части относительно самостоятельным компонентом выступает «тактика классовой борьбы пролетариата». По существу, в последующих, постреволюционных трудах В.И. Ленина этот компонент в ленинском понимании марксизма предстаёт как четвёртая составная часть марксизма новой эпохи - «Стратегия

* Окончание. Начало - см. № 3 за 2014 г., с. 48-51.

и тактика социалистической революции и построения социализма»1. Этот компонент ленинского представления о структуре революционного марксизма можно условно именовать политологической частью марксизма XX века. Дело ведь в том, что в рамках буржуазной идеологии в начале XX века под влиянием прагматизма обозначается либерально-марксистская теория политического управления массовыми процессами индустриального общества (см. труды по политической социологии Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Парето, Г. Моска, Т. Веблена).

Развивая марксистские взгляды на тенденции капиталистического развития в эпоху империализма (особенно в период Первой мировой войны), критикуя «эволюционистский марксизм» социал-демократов II Интернационала, разрабатывая в новых условиях марксистскую теорию государства и революции, формируя политические основы первого в мире Российского социалистического государства, В.И. Ленин одновременно творчески структурирует марксистскую революционную идеологию уже в начальный период практической реализации основных научных установок марксизма. Своеобразная «структуралист- о ская ипостась» марксизма новой эпохи об- о

наруживается в книге «Детская болезнь "левизны" в коммунизме», в «Очередных задачах Советской власти» и затем в ряде произведений Ильича периода Гражданской войны. Совсем особое место в этом «структурализме» занимают последние речи и статьи вождя РКП(б) и основателя Советского государства.

Думается, именно «структуралистские творения» В.И. Ленина послужили после его смерти директивой его подлинному ученику и достойному преемнику И.В. Сталину, став основным теоретическим материалом для создания своеобразной практической модели ленинизма в работах «Об основах ленинизма» и «К вопросам ленинизма» (см.: [11]).

Дальнейшее уточнение указанной модели и прорисовка деталей в структуре ленинизма как марксизма, прораставшего на революционной почве XX в. и на социалистической почве Великой России XX в., проходила под руководством и при активном участии И.В. Сталина, его идейных соратников В.В. Куйбышева, С.М. Кирова, А.А. Жданова, В.М. Молотова, Н.А. Вознесенского, Д.Т. Шепилова, П.Н. Поспелова, М.А. Суслова, Д.И. Чеснокова, П.К. Поно-маренко. «Марксистский геном» ленинизма развился в идейно-теоретическом творчестве советских политических мыслителей до уровня феномена «марксизм-ленинизм», который в 1947-1953 годах стал прочной научно-идеологической основой целеустремлённой деятельности КПСС как ведущей силы Советского союзного государства.

И лишь начиная с «руководящей» деятельности Хрущева как творца «антисталинской подлости» (Г. Ферр) и его окружения, научно-теоретические принципы марксизма-ленинизма постепенно стали выхолащиваться в 60-70-х годах, превращаться в ритуальное цитатничество и канонизироваться в деревянные формулы догматизма. «Горбачевизм» превратил бывшее революционное, творчески созидательное учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина в безликий «коммунистический брэнд».

После контрреволюционного периода «катастройки» и «демократических реформ» наша задача заключается в том, чтобы реконструировать марксизм-ленинизм в ходе его реставрации как идеологии КПРФ и СКП-КПСС, проявить его неугасимую, научную сущность как матрицы построения обновлённого социализма в России и общества реального гуманизма в тех странах, которые с 60-х годов XX в. при поддержке Советского Союза пошли путем социалистической глобализации народной жизни.

Структурные компоненты современного марксизма-ленинизма

На основе структурного анализа процесса развития марксистско-ленинской теории в 50-90-х годах XX века и в первом десятилетии XXI в. можно охарактеризовать (в общих чертах) 12 компонентов марксизма-ленинизма как научной идеологии современного коммунистического движения. В рамках статьи трудно, конечно, обозначить все основания и источники подобного структурирования, как и отметить хотя бы основные взаимосвязи указанных компонентов. Однако такой эскиз структуры марксизма-ленинизма может, видимо, послужить началом будущего «великого синтеза» его научно-теоретического содержания.

1. диалектико-материалистическая философия. В этом исходном, теоретико-мировоззренческом компоненте творчески синтезированы такие стороны философии аутентичного марксизма, как материалистическая диалектика философский материализм, материалистическое понимание истории («исторический материализм»), научно-философская антропология, научная теория цивилизации. Здесь творчески «снимаются» основные результаты прошлых философских дискуссий марксистов о единстве «исторического материализма» и «диалектического материализма», о возможности «диалектической логики», о бытии «философии как науки», об исторической эсхатологии человеческого рода и об обществе «реального гуманизма». Диалек-тико-материалистическая философия есть зрелая наука о формах всеобщего [1], и в этом смысле она предстаёт как магистраль развития «мыслящего духа» (Энгельс) человеческого рода в информационную эпоху.

2. Политико-экономическая наука. Второй базовый компонент современного марксизма-ленинизма имеет своим предметом научно-рациональное размышление о закономерности производства и воспроизводства материальной жизни человеческого рода в геокосмических условиях. Либерально-эволюционистское толкование сущности этого компонента в легальном и каноническом марксизме было связано с тем вульгарно-метафизическим представлением, что материальное производство есть всегда производство вещественных благ (товаров), а политэкономия - учение о законах производства и функционирования целокупности этих благ как «богатства народов».

Между тем, аутентичный марксизм всегда трактует политэкономию как научную теорию производства, обмена, распределения и потребления стоимостей

как средств поддержания, улучшения, развития материальной жизни народов в определённой природной среде обитания. Производительный труд - основной источник всякого богатства, а труд вообще, как целесообразная жизнедеятельность, есть вечная сущностная сила человеческого рода. Смысл политэкономической теории - прогрессирующая рационализация производства и распределения стоимостей для совершенствования мировой системы созидания потребительных стоимостей и ради прогресса цивилизованной жизни трудящегося человечества.

3. Социально-политическая теория научного социализма. Как известно, теория социализма стала превращаться из утопии в науку после того, как в «Капитале» Маркса была доказана неизбежность революционной смены капитализма социализмом как переходным состоянием индустриального общества на пути к новой, коммунистической общественно-экономической формации. Маркс путём обобщения «Монблана фактов» из жизни западноевропейского капиталистического общества показал, что в эпоху индустриального общества общеисторический закон обобществления труда и производства обусловливает достижение производительными силами человечества качественно нового состояния на мировом уровне развития машиногенной цивилизации.

Со второй половины XIX века наука постепенно становится основным источником прогресса как главной производительной силы индустриального общества (наёмных пролетариев - рабочих, техников, инженеров, учёных-прикладников), так и сложных технических орудий труда. По объективному закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, открытому К. Марксом и Ф. Энгельсом, качественно новые производительные силы развитого индустриального общества с начала XX в. начинают во всё большей степени входить в конфликт с производственными отношениями традиционного, либерально-рыночного капитализма.

Эпоха империализма начинает переполняться такими радикальными формами указанного конфликта как пролетарские, буржуазно-демократические, народно-демократические и национально-освободительные революции. На этой волне в мировое революционное движение, особенно после Первой мировой войны, начинает включаться беднейшее крестьянство Востока и Азии, становясь естественным социалистическим союзником пролетариата

как «совокупного работника» (Маркс) нового индустриального общества.

Внимательно изучая (на примере России и стран Востока) указанную революционную тенденцию, В.И. Ленин в ряде своих научных трудов 10-20-х годов XX века приходит к выводу, что марксистская теория и тактика пролетарской революции вообще должна существенно обновиться. Следовательно, по Ленину, необходимо на новом историческом опыте существенно обновить каноническую марксистскую теорию и тактику диктатуры пролетариата как революционной формы государственности трудящихся в эпоху научно-развитого, постиндустриального общества.

Осмысливая ход глобального революционного процесса в эпоху империализма, И.В. Сталин уже в первой лекции из цикла «Об основах ленинизма» (апрель 1924 г.) писал: «Маркс и Энгельс подвизались в период предреволюционный (мы имеем в виду пролетарскую революцию), когда не было ещё развитого империализма, в период подготовки пролетариев к революции, в тот период, когда пролетарская революция не являлась ещё прямой практической неизбежностью. Ленин же, ученик Маркса и Энгельса, подвизался в период развитого империализма, в период развёртывающейся пролетарской революции, когда пролетарская революция уже победила в одной стране, разбила буржуазную демократию и открыла эру пролетарской демократии, эру Советов» [12, с. 71].

Заслуга Ленина в развитии марксизма не только в том, что он обновил его социально-политическую теорию в новых общественно-исторических условиях, но и в том, что он как вождь «русского коммунизма» (Бердяев) применил творчески развитую теорию научного социализма для осмысления революционного процесса в уникальной Евразийской цивилизации (Великая Россия). В ходе первой и второй русской революции начала XX в. он указал на диктаторскую роль союза рабочего класса и беднейшего крестьянства в социалистической России и по достоинству оценил роль Советов как государственной формы пролетарской демократии в странах с преобладанием крестьянского населения.

Стало быть, особенно в области теории и практики научного социализма «ленинизм является дальнейшим развитием марксизма» (И. Сталин), и потому «основы теории и тактики ленинизма ... пригодны, ... обязательны для пролетарских партий всех стран ...» [13, с. 15]. Значит, ныне творчески развиваемый коммунистами всех стран

о

ленинизм есть марксизм эпохи глобализации постиндустриального общества.

4. Основы научной социологии. Основателем канонической социологии как позитивистской теории цивилизованного общества считается О. Конт. Однако на подлинно научную методологию изучения общественной жизни человечества её поставило диалектико-материалистическое (монистическое) понимание истории, развитое К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, И.В. Сталиным и марксистами XX века.

Открыв основной закон общественного развития (см.: [8, с. 7]) и указав на сферическую структуру жизни любого социального организма, Карл Маркс тем самым предопределил научный подход к уяснению объекта и предмета социологической теории. По ходу последующих исследований социологов-марксистов выяснилось, что если объектом социологической теории любого качества может быть общественная жизнь народа, то предметом научной социологии являются закономерные черты социальной сферы бытия любого социального организма. Субстанцией этой сферы общественной жизни выступают материальные отношения человеческих общностей, а социальными субъектами -семейные, классовые, профессиональные, национальные, игровые общности людей. Научно-философской методологией марксистской социологии является, по Ленину, диалектико-материалистическое понимание исторического процесса, т.е. социальная философия марксизма-ленинизма.

5. Основные принципы научной политологии. Термин «политология» появился, как известно, в истории буржуазного учения о политике, государстве и праве при теоретическом осмыслении буржуазно-демократических итогов Первой мировой войны. В историческом аспекте предметом политологического осмысления стали «волны демократизации» глобальной политической жизни человечества, сопровождавшиеся соответствующими «откатами«: первая, длинная (1828-1942); вторая, короткая (19431975) и третья, современная (с 1974 г.), - по С. Хантингтону (рус. пер. 2003 г.). С позиций марксизма-ленинизма ясно, что формы и периоды демократизации политической жизни обусловливаются ходом, успехами, итогами классовой борьбы и революций в политической (надсоциальной) сфере общественной жизни народов различных стран.

Указав на закономерную взаимосвязь политической формы борьбы классов с экономической и духовно-идеологической формами, марксисты впервые научно

определили сущность политики как сферы практических отношений между общественными классами по поводу государственной власти, сущность государства как властного орудия в руках экономически господствующего класса и сущность права как возведённой в закон воли политически господствующего класса.

В таких трудах В.И. Ленина как «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Карл Маркс», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь "левизны" в коммунизме», «Очередные задачи советской власти», «Как нам реорганизовать Рабкрин» и других, - были разработаны в новую эпоху основные принципы научной, т.е. марксистско-ленинской политологии. Эти принципы уточнялись и теоретически обогащались в ходе советского социалистического строительства И.В. Сталиным и его соратниками, а с 50-х годов XX в. - теоретиками марксизма-ленинизма (разработчиками «теории научного коммунизма») в различных странах социалистического содружества.

Можно далее указать на основные принципы марксистско-ленинской (т.е. научной) политологии в их системной взаимосвязи.

1) Политика есть система классовых отношений по управлению делами цивилизованного общества.

2) Динамика политической системы общества образована государством как главным институтом власти, борьбой политических партий по поводу госвласти и стихийными общественно-политическими движениями.

3) Основное содержание и направления политики определяются характером материально-экономического бытия конкретного общества.

4) Центральная задача социалистической (пролетарской) революции - создание государства трудящихся во главе с совокупным рабочим классом как гегемоном планомерного превращения дебюрократизированной политики в процесс организации общественного коммунистического самоуправления.

5) Узловая функция социалистического государства - планомерное углубление социальной политики.

6) Основной путь развития социалистической демократизации политической жизни общества трудящихся - реформирование представительной демократии в органы непосредственной демократии.

7) Динамичное политическое лидерство - переменная функция управленческого развития всех общностей трудящихся на научно-идеологической основе.

8) Укрепление международного мира в интересах социалистической глобализации - основная цель оборонной внешней политики государства трудящихся.

6. Научные основы коммунистической идеологии. Духовное развитие рабочего класса и других классов трудящихся в процессе политической борьбы с капиталокра-тией осуществляется путём внесения в их сознание научной идеологии. Если признать, что марксизм-ленинизм в целом есть наука об объективных законах общественного развития человечества, то станет ясно: только система научно-рациональных идей может быть источником верного, эффективного, успешного решения сложных проблем борьбы за освобождение труда от господства напитала, а трудящегося населения - от гнёта буржуазной государственной машины.

Коммунистическая марксистско-ленинская идеология есть системный продукт научной рационализации всех форм общественного сознания трудящихся современного индустриализма: политической, правовой, моральной, художественной, религиозной, философской. Она составляет основу социального интеллекта как управленческого органа «совокупного работника» (Маркс) информационной эпохи.

Ныне как никогда ранее сильна ленинская формула: «Роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». Именно такая теория разрабатывается ныне усилиями мыслителей КПРФ и общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации». Узловые положения научной идеологии марксизма-ленинизма пронизывают революционное содержание новой редакции Программы Коммунистической партии Российской Федерации, принятой XIII съездом этой партии при полном одобрении присутствовавших представителей 80 коммунистических и рабочих партий дальнего и ближнего зарубежья России.

7. Реально-гуманистические принципы социальной психологии. Как известно, общественная психология есть исходный, чувственно-эмоциональный уровень зрелости общественного сознания. Осознание повседневной реальности на чувственном уровне, переживание социальной динамики субъектами общественной жизни, коллективное бессознательное чело-

веческого существования суть различные слои и компоненты указанной психологии. У каждого класса индустриального общества, у каждого социального слоя информационной эпохи они специфичны.

Однако научная психология с конца XIX в. стала объективными методами исследовать эту субъективную реальность духовной жизни индустриального общества, и в XX веке стала оформляться социальная психология как наука о закономерностях психической жизни различных социальных организмов и общественных классов. Значительный вклад в становление и развитие социально-психологической науки внесли мыслители марксистско-ленинского направления, особенно в области политической психологии масс. Труды Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А. Грамши, Д. Лукача, И.В. Сталина, С.М. Кирова, Ф.Э. Дзержинского, А.С. Макаренко, А.А. Жданова, Г.М. Димитрова, Мао Цзедуна внесли немалый вклад в познание психологии трудящихся масс как в ходе политической борьбы, так и в ходе формирования социалистического образа жизни народов XX столетия. Характерная черта социально-психологической науки марксистско-ленинского направления - реальный гуманизм.

Как известно, К. Маркс в XIX в. начал отличать гуманистическую природу формировавшегося научного коммунизма от абстрактного гуманизма буржуазных просветителей и социалистов-утопистов. Коммунизм как идеологическая основа революционного движения рабочего класса (пролетариата) научно-теоретически выражает глубокие гуманистические интересы трудящихся и формирует реальные цели их революционной борьбы.

Задача социальной психологии в её марксистско-ленинском понимании заключается в том, чтобы сориентировать психику борющихся трудовых масс на нравственно эффективные средства и реалистические формы достижения революционно-освободительных целей. Здесь особенно следует указать на успехи в развороте духовно-нравственных сил трудящихся при решении практических революционно-гуманистических задач глобального характера (мобилизация трудящихся на победу в Гражданской войне и создание СССР, развёртывание международного движения «Руки прочь от Советской России», морально-политическая победа советского народа в Великой Отечественной войне, морально-политическая поддержка национально-освободительной борьбы народов «третьего мира», массовое движение за

мир против ядерного оружия, молодёжная антиимпериалистическая солидарность, массовая моральная поддержка героев революционно-освободительной борьбы и движения антиглобалистов).

Реальный гуманизм есть научная концепция превращения стихийного освободительного движения в сознательную борьбу за духовное и практическое освобождение трудящихся. Реальный гуманизм коммунистического движения оказывается более эффективной психологической основой освободительной борьбы, чем пацифизм, движение ненасилия и различные формы религиозной духовности.

8. Основы коммунистической этики. Прежде всего отметим, что исследования советских и зарубежных философов-марксистов 60-80-х годов XX в. выявили соотношение таких значительных явлений общественной жизни как нравственность, мораль и этика.

В свете методологии марксизма-ленинизма было показано, что нравственность есть область практического поведения людей, действия которых направляются нормами стихийно сложившейся морали. Понятием «мораль» в научной философии обозначается форма общественного сознания, связанная с регулированием отношений между личностями и отношений личности к обществу в повседневной жизни. Мораль социальных слоёв, представляющих прошлое, настоящее или будущее формационные состояния общества, обусловливает свободу выбора в поступках личности по отношению ко всем представителям общественности. Морально осознанное поведение личности есть факт её цивилизованной жизни в обществе.

Что же касается этики, то историко-философские исследования давно установили: этика есть философская теория отношений между моральным сознанием и практической жизнью людей в гражданском обществе. Предмет этики - свободное отношение личности к другой личности и обществу в цивилизованном мире. Этика представляет собой теорию жизненного поведения социальных групп, регулируемого существующей в цивилизованном обществе моралью. Основными категориями этики являются добро, совесть, долг, честь, достоинство, справедливость, чуткость. Этически оправданный стиль поведения личности в различных жизненных ситуациях принято обозначать понятием «этикет».

Стержневым моментом этики ленинизма является вопрос о существовании «общечеловеческих» моральных норм по-

ведения личности и соответственно - о существовании внеклассовой (надклассовой) нравственности. В.И. Ленин в духе марксистской теории морали признавал существование в цивилизованном обществе «простых норм нравственности», которые должны элементарно соблюдаться в «человеческом общежитии». Однако он же категорически отрицал возможность существования в классовом обществе (цивилизация антагонистического типа) «общечеловеческой» (внеклассовой, сверхклассовой) нравственности. Мораль трудящихся - основная форма нравственного прогресса человеческого поведения.

Движение народов к обществу свободного от эксплуатации и научно организованного труда есть магистраль морального прогресса. Обращаясь к советской молодёжи на заре социалистического строительства в России, В.И. Ленин указывал: «Надо, чтобы всё дело воспитания, образования и учения современной молодёжи было воспитанием в ней коммунистической морали... Мы говорим: нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Коммунистическая нравственность - это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чём состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения» [6, с. 309-313].

В полном соответствии с марксистско-ленинским подходом к конкретно-историческому пониманию происхождения и сущности нравственности мерилом добра человеческих поступков признаётся совесть трудящихся, которая определяет характер долга и чести человека как личности. Не случайно, характеризуя советских людей в период Великой Отечественной войны как величайшего испытания их социалистической нравственности, наши писатели называли их «люди с чистой совестью». Сущность коммунистической этики с позиции творческого марксизма охарактеризована в известном афоризме В.И. Ленина: «... партия есть ум, честь и совесть нашей эпохи».

О тенденции исторического становления «действительно человеческой морали»

высказался один из основоположников научного коммунизма Ф. Энгельс: «Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике» [9, с. 96].

Научная философия исторического становления и развития коммунистической нравственности и морали - вот что такое марксистско-ленинская этика.

9. Научные принципы эстетики. Как известно, эстетика есть философская теория прекрасного как сущности красоты. Понятно также, что красота выражает ценностное отношение к гармоничности бытия. В этом смысле, марксистско-ленинская эстетика есть научно-философская теория прекрасного в человеческой жизни и искусстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс в процессе формирования своих эстетических взглядов оценили прежде всего гегелевский диалектический подход к познанию красоты и оценкам прекрасного в художественной деятельности. Жизненным основанием эстетического Маркс полагал подлинно человеческое творчество в сознании «и по законам красоты». Практическая деятельность людей есть основной источник формирования эстетических ценностей, и потому формирование человечности органически включает художественное воспитание наряду с физическим, нравственным, трудовым, политическим, интеллектуальным развитием личности. В конкретных направлениях марксистские эстетические принципы развивали в своих трудах Ф. Меринг, П. Лафарг, А. Грамши, Д. Лукач.

Эстетика ленинизма имеет ту особенность, что марксистская концепция эстетического начала в человеческой деятельности была органически соединена с тенденциями революционно-демократической защиты ценностей русского и мирового реалистического искусства. Единство художественного познания и эстетической оценки народной жизни получило квалифицированную философскую интерпретацию в творчестве таких русских марксистов, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, А.А. Богданов, В.В. Воров-ский. Великое значение художественной деятельности и научно-эстетического воспитания в процессе социалистического созидания было оценено в XX в. известными афоризмами В.И. Ленина - «искусство принадлежит народу» и «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Эстетика

ленинизма в высшей мере оценивает роль искусства как мощного средства социализации каждого нового члена общества, его приобщения к ценностям, нормам, идеалам классической культуры, которые отвечают также потребностям развития данного общественного уклада, солидарности трудящихся классов, потребностям цивили-зационного прогресса народа, этнической группы и конкретной социальной среды.

Марксистско-ленинская эстетика вырабатывает и развивает в каждую эпоху систему социально-эстетических координат, в которых реально-гуманистически описываются новые художественные явления бытия. Эти научно-эстетические координаты включают историческую конкретность, национальное своеобразие, динамический реализм, классовую ангажированность, народность, политическую партийность и уникальность. Эстетика ленинизма как философская наука индустриальной и информационной эпох строит свои теоретические выводы и методологические обобщения на основе исследований человеческой жизни и искусства в искусствоведении, психологии, семиотике, социологии, кибернетике и информологии. Она позволяет деятелям художественного творчества строить целостные теоретические модели художественной деятельности в новаторском духе.

10. Основы социальной педагогики и теории культурной революции. Социалистическая революция есть исторический процесс превращения эксплуататорского общества в общество свободных тружеников. В ходе социалистической революции начинается системное качественное изменение всех сфер общественной жизни народов в коммунистическом направлении, т.е. начинается глобальный переход от состояния предыстории человечества к его подлинно человеческой истории. Именно в этих условиях традиционный воспитательный процесс как педагогическая сторона социализации новых поколений различных общественных классов преобразуется в социально-педагогический процесс, т.е. ступенчатый процесс качественного обновления человеческой природы.

Диалектико -материалистическая фило -софия с момента своего формирования вскрывает интегративный характер человеческой природы. Если старые материалисты усматривали предмет антропологии в биосоциальной (культурно-биологической) природе человека, то К. Маркс доказал, что действительная природа человека обнаруживается в истории его «предметного мира», который отчуждён от него в эксплуататор-

о

ском обществе социального неравенства при провозглашаемом родовом, биокультурном равенстве. Историческое, реально-гуманистическое «возвращение человека к себе» подразумевает воссоединение предметно-деятельной сущности человека с его натуральной социоприродной сущностью.

В аутентичном марксизме деятельность человека рассматривается как способ существования интегративной природы этого родового существа, где в ходе целесообразной деятельности взаимопроникают и целокупно развиваются биологическая, социальная и культурная сущности человека во главе с его социальной сущностью как ансамблем общественных отношений конкретно-исторического содержания. Детерминация всех явлений человеческой деятельности носит интегративный характер, что в классовом обществе выглядит как закономерное взаимодействие материально-производственной, социально-организационной, политико-управленческой и духовно-идеологической сфер жизнедеятельности любого социального организма.

Социалистическое преобразование общественной жизни любого народа есть исторический перелом в эволюционных модификациях человеческой природы в предыстории цивилизованного общества. Здесь коренным образом модифицируется интегративная природа человеческого существа, начиная с качественного изменения глобального способа производства материальной жизни общества. Тем самым обнаруживается предмет социальной педагогики - формирование деятельного человека для самого себя, человека - самосознательного труженика, человека - коллективиста, человека - самоорганизатора и человека универсальной духовности. С точки зрения социальной педагогики основным источником сознательной дисциплины, необходимой для поддержания порядка в построении социалистического общества, является коллективизм - потребности общественного созидания, интересы свободы коллектива как «молекулы» нового общества.

Естественно, что решающим условием успеха в развитии социального воспитания может быть лишь цивилизационная культурная революция. Обычные формационные культурные революции в эру предыстории человечества меняли качество культурной стороны человеческой природы без одновременного изменения биосоциальной сущности человека классового общества. Социалистическая культурная революция включает системное изменение качеств культурной жизни старого общества: ради-

кальная ликвидация неграмотности всех слоёв населения, введение обязательного среднего общего образования, тотальная организация социального воспитания от детских яслей до нравственно-политического воспитания в трудовых коллективах и домах ветеранов, развитие во всех регионах страны очагов художественного воспитания, создание сплошной сети культуры труда и досуга, совершенствование сети научно-образовательных учреждений. Все эти компоненты культурной революции социалистического типа изначально находятся под контролем и управлением государства трудящихся во главе с партией научного социализма. Духовно-религиозная жизнь народа выводится из системы государственного управления и направляется в автономном развитии исключительно научно-интеллектуальным авторитетом прогрессивной общественности.

В странах с длительной историей индустриализма социалистическая культурная революция должна быть особенно глубокой, чтобы противостоять в процессе радикальной модификации человеческой природы тенденциям массовой культуры, издавна насаждаемым правящими эксплуататорскими классами. В странах, где длительное время существует аграрно-индустриаль-ный принцип ведения хозяйства, такая культурная революция должна быть широкой в пространственно-временном ракурсе и опираться на интенсивное развитие национальной культуры, вопреки императивам капиталистической глобализации. В этом смысле характерен и показателен опыт советской культурной революции в России.

В январе 1923 г. В.И. Ленин писал, что социалистическая революция в нашей стране особенна: «... у нас политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы всё-таки теперь стоим. Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть культурным, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база)» [7, с. 377].

Творчески развивая марксистскую теорию культуры, В.И. Ленин в новых исторических условиях видел авангардную роль пролетариата в революционной модификации человеческой природы не в том, чтобы

создавать на пустом месте особую «пролетарскую культуру», а в том, чтобы показать старым классам и всем слоям трудящихся образцы критического наследования классической культуры человечества и в ходе проверки ценности этого наследства, при созидании общества реального гуманизма творить новые шедевры материальной, социально-политической и духовной культуры освобождённого человечества. Только Прометеева культура может укрепить интегра-тивную природу нового человечества при переходе его в эру подлинной истории.

11. Праксиологическое понимание научно-технического прогресса. В марксистской социологии XX века было показано своеобразными методами, что в рамках постклассической рациональности существует научно-гуманитарная теория рациональной организации человеческой деятельности. Польский академик Т. Ко-тарбиньский обозначил её как праксиологию. Социологи соответствующими методами исследуют различные схемы практической и иной деятельности на предмет их эффективности. С этой точки зрения ленинизм можно квалифицировать как диалектико-логическую методологию праксиологии эпохи индустриального и постиндустриального общества. В этом ракурсе можно дать схему научно-технического прогресса как актуального компонента ленинизма.

Материалистическое понимание техники состоит в том, что она равновозрастна с человеческим родом и представляет собой совокупность искусственных материальных средств, предназначенных для повышения эффективности практической деятельности людей. В традиционных обществах техника развивалась усилиями изобретателей и рационализаторов, практически удовлетворявших технические потребности своего общества. С развитием мануфактурного производства начинает интенсивно применяться машинная техника, а в связи с появлением капиталистической формы товарного производства верх начинает брать «принцип крупной промышленности« (Маркс). Перевод капиталистического производства на рельсы машинной индустрии в значительной мере был стимулирован первым в истории капитализма кризисом перепроизводства, разразившимся в 20-х годах XIX века. В ходе борьбы с рабочим движением начала того века западноевропейские капиталисты в погоне за наращиванием прибыли сообразили, что новая машинная техника может заменять усилия живого труда рабочих и тем «бесконфликтно» гарантировать повышение нормы прибыли.

Подобная эволюция машинной базы капиталистической индустрии послужила основной причиной нарастающих с начала XIX в. вложений капитала в прикладную науку, с помощью которой паровые машины, созданные до этого без всякого участия науки, стали вводиться на водном и железнодорожном транспорте, в корне меняя линию технического прогресса в капиталистическом производстве. Основным источником развития производственной и другой машинной техники становится в этих условиях наука. Естественные, технические, гуманитарные, технологические науки востребованы практическими нуждами крупной промышленности, что резко стимулирует опережающее развитие фундаментальных научных исследований. С середины XIX в. наука становится не только мощной социально-практической силой, что предвидел Ф. Бэкон, но и начинает превращаться со второй половины того же века в «непосредственную производительную силу» (Маркс). Инженерная деятельность на службе крупного капитала становится не только источником производственно-технологического процесса, но и каналом превращения результатов профессиональной науки в высокоприбыльную производительную силу помимо живого труда рабочих.

Обобщенно говоря, К. Маркс в «Капитале» и подготовительных материалах к нему (см.: [10]) показал, что технические и технологические потребности капиталистического производства обусловили превращение научного прогресса в основной источник прогрессивного развития техники, начиная с рубежа XVIII-XIX веков. Научно-технический прогресс, как показал позже советский академик Б.М. Кедров, превратился в XIX и XX веках в основной источник развития технической базы капиталистического производства. В эпоху империализма погоня монополий за максимизацией прибылей с помощью нарастающего применения в производстве, бытовой и военной практике достижений научно-технического прогресса (НТП) вскрывает новый факт капиталистической эксплуатации: массовое применение профессионального труда инженеров, учёных-прикладников и специалистов со средним техническим образованием становится мощным источником присваиваемой монополистами прибавочной стоимости.

Получается, что в эпоху империализма и пролетарских революций объектом капиталистической эксплуатации становится «совокупный работник» (Маркс) наукоёмкого производства - квалифицированные

о

рабочие, техники, инженеры, учёные-прикладники. Монополистический капитализм становится универсальным эксплуататором физического, умственного и управленческого труда достаточно высокой квалификации. Субъекты такого труда становятся наёмными работниками, т.е. «пролетариатом знаний». В учении Ленина этот факт впервые получил достойную оценку уже в годы революционного обновления России как пионера социалистического строительства.

Исходя из коренных положений марксистской теории общественного развития, В.И. Ленин полагал, что основная задача социалистической революции в отношении НТП состоит в освобождении его от капиталистической формы использования, а задача победившего пролетариата двояка: на первых порах социалистического созидания умело использовать старых специалистов науки и техники, а параллельно создавать новую государственную систему научно-технических учреждений и формировать из рабоче-крестьянской молодёжи социалистических творцов НТП. Образцом решения первой части «двоякой задачи» В.И. Ленин сделал разработку и реализацию Государственного плана электрификации России.

Первоисточником разработки этого плана перестройки энергетической базы «России социалистической» явился ленинский правительственный документ под коротким заголовком «Набросок плана научно-технических работ» (апрель 1918 г.). Это была директива на установление планомерной связи Высшего совета народного хозяйства РСФСР с Академией наук, начавшей ещё в 1915 году «систематическое изучение и обследование естественных производительных сил России». Первоначальный план такого сотрудничества, по Ленину, включал «рациональное размещение промышленности в России» для её экономического подъёма, рациональную концентрацию обобществлённого производства, самоснабжение страны важнейшими видами промышленного сырья и научно-техническое совершенствование энергетической базы промышленности и транспорта (см.: [5, с. 228-231]).

Ленинская стратегия решения второй части указанной задачи состояла, во-первых, в создании и государственной поддержке первой в мире сети научно-исследовательских и проектно-технических институтов и, во-вторых, в образовании на бюджетной основе системы высших и сред-неспециальных учебных заведений для планомерной подготовки специалистов в области естественных, общественных, тех-

нических, гуманитарных наук. По существу, весь этот ленинский план имел высшую цель - подведение прочной научно-технической базы под социально-экономическое и культурное укрепление первого в мире социалистического государства на территории великой евроазиатской державы. Опираясь на научно-технический компонент ленинизма, Советская партия революционного марксизма всего за полвека привела общество свободных рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции к космическим высотам мировой державнос-ти, к впечатляющим достижениям научно-технической революции.

В ленинизме в процессе практического испытания марксистских идей относительно сущности науки и техники была открыта основная закономерность взаимосвязи прогресса общества с прогрессивными линиями исторического развития техники и науки. Установлено диалектическое единство закона определяющей роли общественного прогресса в научно-техническом развитии и закона интенсивной включенности научно-технического прогресса в социальный. Гуманистический облик НТП возможен только в обществе реального гуманизма. Дегуманизация НТП есть историческая вина капитализма.

12. Основы научно-философской теории цивилизации. В.И. Ленин не оставил специальных научных трудов по теории цивилизации. Видимо, он полагал, что эта проблема не актуальна в марксизме XX века и потому полагался на те основы марксистской методологии по философскому рассмотрению теории цивилизации, которые были концентрированно представлены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Однако известны некоторые узловые высказывания вождя большевиков по вопросам цивилизационной теории.

Так, в статье «Цивилизованное варварство» (сентябрь 1913 г.) В.И. Ленин называет Англию и Францию «самыми цивилизованными государствами в мире». Эти «самые цивилизованные, самые богатые, самые свободные» государства обсуждали тогда «трудный» вопрос о прорытии туннеля под Ла-Маншем. Технико-экономи-чески вопрос был решен специалистами положительно, но Англия воспротивилась, ибо, по мнению её военных авторитетов, тоннель может облегчить неприятельским войскам вторжение в Англию. С военно-технической точки зрения, пишет Ленин, это вздор. «Но цивилизованные народы загнали себя в положение варваров... Ка-

питализм сделал то, что целый ряд капиталистов, которые потеряют "доходные делишки" от прорытия туннеля, из кожи вон лезут, чтобы провалить этот план и затормозить технический прогресс» [3, с. 17]. Научно-техническая рациональность оказалась не соответствующей классово-экономической целесообразности. «Капиталистическое варварство, - по Ленину, -сильнее всякой цивилизации».

И далее Ленин выдвигает теоретический тезис, который неоднократно цитировался в советских публикациях 60-80-х годов: «Куда ни кинь - на каждом шагу встречаешь задачи, которые человечество вполне в состоянии разрешить немедленно. Мешает капитализм. Он накопил груды богатства - и сделал людей рабами этого богатства. Он разрешил сложнейшие вопросы техники - и застопорил приведение в жизнь технических улучшений из-за нищеты и темноты миллионов населения, из-за тупой скаредности горстки миллионеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цивилизация, свобода и богатство при капитализме вызывают мысль об обожравшемся богаче, который гниёт заживо и не даёт жить тому, что молодо» [3, с. 17].

Социально-философское резюме Ленина послужило марксистам второй половины XX века отправным пунктом для научно-философского обобщения накопившихся в литературе разработок по теории цивилизации в духе марксистско-ленинской методологии (см., напр., [2]. Было показано, что цивилизация есть такое постпервобытное состояние человечества, при котором в её локальных (континентальных) очагах производственное накопление материального богатства и развитие институтов социальной свободы обеспечивают, в конечном счёте, гуманистический прогресс культуры. Историческими источниками постепенного перехода различных стран в это состояние выступают, как показал марксизм, общественное разделение труда, возникновение и борьба классов, управляющая деятельность государства. Именно в цивилизованном состоянии культура всех народов начинает интенсивно развиваться и в динамической системе обратных связей оказывать возрастающее влияние на исторический процесс, особенно в эпоху науки.

Основными источниками развития локальных цивилизаций являются прогресс производительных сил и общественных отношений в ходе исторического развития борьбы общественных классов в экономической, идеологической и политической формах. Цивилизации антагонистического типа за последние 6 тысячелетий обна-

руживают историческую тенденцию смены (в прогрессивном глобальном направлении) ремесленно-земледельческой формы материальной жизни - индустриально-экономической и возникновения феномена мировой цивилизации. (С журналистским перехлёстом её иногда именуют «человеческая цивилизация» - видимо, для отделения от феномена «внеземная цивилизация»).

С ленинской точки зрения, в ходе формирования мировой цивилизации центральное место занимает процесс окончательного, глобального преодоления всяких рецидивов варварства в трудовом содружестве народов. Революционной борьбой во главе с пролетариатом трудящиеся классы путём взятия государственной власти переводят цивилизационный процесс из плоскости прогресса антагонистического (жертвенного) типа в плоскость социалистического типа общественного прогресса для спасения человечества от самоистребления. Именно этот высокий цивилизаци-онный смысл передового социалистического строительства в СССР (а в будущем - в Китае и Индии) усматривал В.И. Ленин в своих последних статьях - завещаниях мировому пролетариату.

В статье «О нашей революции» Владимир Ильич обосновывает фундаментальный тезис о том, что в российской цивилизации оказалось целесообразным сначала на основе рабоче-крестьянской власти создать советский строй, а затем с обеспечения определенного культурного уровня начать созидание цивилизации социалистической формы. Для реализации этого проекта развития циви-лизационного процесса нужно, по Ленину, создание таких «предпосылок цивилизованности» как устранение помещичье-капи-талистического господства, установление Советской власти, плановое развитие социалистического производства с опорой на достижения культурной революции и научно-технического прогресса (см.: [7, с. 378-382]).

Социал-демократическому проекту ци-вилизационного прогресса, основанному на либерально-догматическом прочтении марксизма, вождь Октябрьской революции противопоставляет научное понимание цивилизационного процесса в духе творческого марксизма. Обращая внимание на включение в этот процесс народов Востока как громадного большинства человечества, В.И. Ленин указывает, что нам не только самим нужно успеть «цивилизоваться« и обеспечить социалистическое существование «до следующего военного столкновения между контрреволюционным империалистическим Западом и революционным

и националистическим Востоком», но и показать революционному Востоку, какими путями рабочий класс с помощью новой государственной власти может обеспечить переход крестьянских масс в социалистическую цивилизацию (см.: [7, с. 403-406]).

Экономической основой материального основания социалистической цивилизации в стране с преобладанием крестьянского населения и начальным уровнем развития капитализма Ленин считал умелое, научно-плановое сочетание крупной машинной индустрии со строем «цивилизованных кооператоров». В статье «О кооперации» он писал, что «... строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма» [7, с. 374]. Переходной формой от капиталистической цивилизации к социалистической может быть строй государственного капитализма. При этом строе кооперативные предприятия суть коллективные предприятия, а если «они основаны на земле, на средствах производства, принадлежащих государству, т.е. рабочему классу», то это - предприятия социалистические [7, с. 376].

В итоге можно отметить, что ленинский путь к социалистической форме цивилизации лежит через научно обоснованное обобществление труда и производства в индустриальную эпоху, через антибюрократическое совершенствование государственной власти трудящихся и через культурно-техническую революцию.

В свете изложенного видно, что в эпоху империализма, пролетарских революций и

Список литературы:

[1]

национально-освободительного поворота в развитии цивилизации творческое развитие марксизма как науки о закономерности общественного прогресса человечества становится жизненной необходимостью для трудящихся всех стран. Ленинизм как российская форма такого развития стал ответом на революционный вызов эпохи. Аутентичный, революционный марксизм стал главным источником ленинизма, в содержание которого вошли не только модернизированные части классической марксистской теории, но и новые теоретические разделы - как научно-теоретические обобщения прогрессирующей общественной жизни человечества и его взаимодействия с геокосмической природной средой.

В ходе формирования мировой цивилизации практическая реализация революционных идей ленинизма стала источником «раздвоения» единого исторического процесса на новую, социалистическую и старую, капиталистическую линии глобализации преобразовательной деятельности трудящихся всех стран. Наступила эпоха ноосферного развития мировой цивилизации, и в этих условиях марксизм-ленинизм становится самой эффективной научной базой развития «всеобщего интеллекта» (Маркс).

На рубеже тысячелетий оказалось, что только марксизм-ленинизм как научная идеология мирового коммунистического и рабочего движения может стать праксиологической базой системного решения глобальных проблем современности. Творческое развитие марксистско-ленинского учения стало насущной задачей революционного сплочения всех трудовых и интеллектуальных сил человечества.

о

Каменский З.А. Философия как наука: Классическая традиция и современные споры. - М.: Наука, 1995. - 173 с.

[2] Комаров В.Д. Философия цивилизации // Философия и общество. - 1998, № 3. - С. 55-112.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 24.

[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 26. - С. 43-93.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 36.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 41.

[7] Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 45.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 13.

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. - Т. 20.

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Машины. Применение природных сил и науки // Соч., 2-е изд. - Т. 47.

[11] Сталин И. Вопросы ленинизма. - М.: Государственное издательство, 1930. - 720 с.

[12] Сталин И. Сочинения. - Т. 6.

[13] Сталин И. Сочинения. - Т. 8.

1 Отмечу интересный факт: по цензурным соображениям редакция «Энциклопедического словаря Гранат» не напечатала в 28 томе его 7-го издания именно разделы «Социализм» и «Тактика классовой борьбы пролетариата» в статье за подписью: В. Ильин (1915 год). Видимо, уже тогда правящим кругам России были страшны разделы Марксова учения, составлявшие научную основу социалистического преобразования российского общества «формального гуманизма». По существу, тот же формальный (юридический) гуманизм лежит в основе современного российского общества «суверенной демократии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.