ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 34.04
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ПРАВОВОГО ПРОГРЕССА
Азизова В.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, vik_aziz@mail.ru
Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов определения критериев правового прогресса. Основными методами достижения результатов являются формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы.
Статья носит теоретический характер и исследует теоретические аспекты определения критериев правового прогресса, в частности, обозначается сложность выделения критериев правового прогресса в разные исторические эпохи и по различным классификационным критериям, определяются элементы критериев правового прогресса, рассматриваются интересы личности, общества и государства как критерии правового прогресса, исследуются критерии-препятствия правовому прогрессу.
Теоретическая значимость состоит в исследовании и классификации критериев правового прогресса, в том числе в определении того, что оценка правовой жизни зависит от выбора критерия прогресса, формируемого на основе ценностей, с позиции которых производится оценка, при этом данные критерии являются субъективными и зависят от различных характеристик субъекта оценивания.
Среди наиболее важных выводов - положение о том, что правовой прогресс должен носить эволюционный характер и иметь черты взвешенного развития. С позиции критериев правового прогресса, данный процесс должен представлять собой развитие, содействующее осуществлению интересов личности государства и общества, стимулирующее социально-благожелательное и солидарное поведение людей, активность субъектов в использовании права, связанное с оптимизацией правового статуса граждан, утверждающее нравственные основы в праве, сопровождающееся достижением юридических целей и использованием для этого прогрессивных средств.
Ключевые слова: правовой прогресс, критерии прогресса, классификация критериев правового прогресса, препятствия правовому прогрессу.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-13-17
UDC 34.04
THEORETICAL ASPECTS OF DETERMINATION OF CRITERIA OF LEGAL PROGRESS Azizova V.T., Daghestan State University, Makhachkala, Russian Federation, vik_aziz@mail.ru
The purpose of this article is the research of theoretical aspects of determination of criteria of legal progress. The main methods of achievement of results are legallistic, system, comparative and legal, separate logical receptions.
Article has theoretical character and investigates theoretical aspects of determination of criteria of legal progress, in particular: the complexity of allocation of criteria of legal progress during different historical eras and applicable various classification criteria is designated, elements of criteria of legal progress are defined, the interests of the personality, society and state as criteria of legal progress are considered, criteria obstacles to legal progress are investigated.
The theoretical importance consists in a research and classification of criteria of legal progress, including in definition of the fact that assessment of legal life depends on the choice of criterion of the progress formed on the basis of values from which position assessment is made at the same time these criteria are subjective and depend on various characteristics of the subject of estimation.
Among the most important conclusions there is a provision that legal progress has to have evolutionary character and have lines of the weighed development. From a position of criteria of legal progress, this process has to represent the development promoting implementation of interests of the identity of the state and society, stimulating the social and kind and solidary behavior of people, activity of subjects in right use connected with
optimization of legal status of citizens, approving moral bases in the right, which is followed by achievement of the legal purposes and use for this purpose of progressive means.
Key words: legal progress, criteria of progress, classification of criteria of legal progress, obstacle to legal progress.
Б01: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-13-17
Для определения понятия правового прогресса необходимо обозначить его критерии для определения его наличия, а также целей и результатов.
Под критерием понимается отличительная черта, признак, на основании которого производятся оценка, определение, классификация чего-либо, это мерило для распознания истины [4, с. 312].
Если учесть, что признаки правового прогресса раскрывают лишь его формальную сторону, то критерии правового прогресса - это его содержательная сторона, выявляющая его истинную направленность. Самая большая величина признака-критерия есть идеальная цель правового прогресса.
Оценка правовой жизни зависит от выбора критерия прогресса, формируемого на основе ценностей, с позиции которых производится оценка. Данные критерии являются субъективными и зависят от различных характеристик субъекта оценивания (от его позиции, ценностей, которые он признает, от общего отношения к реальности, особенностей правосознания), что предопределяет необходимость поиска общечеловеческих ценностей и установок, которые могут выступать критерием правового прогресса.
Однако правовой прогресс не направлен на достижение абсолютно всех ценностей, так как есть такие ценности, достичь которых все члены общества не могут. К примеру, власть может принадлежать только отдельной группе людей; богатство выделяется только по отношению к бедности и т. д., вследствие чего обладание всей совокупностью общечеловеческих ценностей не может быть интегральным критерием правового прогресса.
С.И. Захарцев, В.П. Сальников, Н.В. Бугель, Н.А. Игошин и др. отмечают сложность в выработке критериев правового прогресса. В научной и учебной литературе встречаются попытки определения общего, универсального критерия правового прогресса.
В разные исторические эпохи в качестве высшего критерия предлагались: "развитие производительных сил; социальные условия для всестороннего развития личности; возрастание материального и культурного уровня, населения; степень участия его в экономической, политической и духовной жизни общества; всё выше перечисленное в целости, как единый системный критерий" [9, с. 149, 179]. Либо в качестве универсального критерия правового прогресса определялся уровень гуманизации общества, т.е. положение в нём челове-
ка. Этот критерий должен в себя интегрировать степень экономического, политического, социального освобождения личности, уровень удовлетворения её материальных и духовных потребностей, состояние психофизиологического и социального здоровья.
Согласно точке зрения М. Виллея, определяются четыре основных критерия правового прогресса: в форме справедливости, подобающего поведения, служения человеку и служения обществу
[3, с. 57].
А.Дж. Тойнби в рамках цивилизационного подхода к исследованию правовых явлений определяет в качестве критериев религию, формы ее организации, а также территориальный признак [14, с. 34].
Наиболее востребованным является уяснение такого критерия через системно-структурный научный метод. По мнению исследователей, при оценке прогресса с позиции системно-структурного подхода в универсальный критерий правового прогресса должны быть включены следующие элементы [1, с. 492]:
- усиление разнообразия компонентов правовой системы;
- усиление подвижности, эффективности и надежности правовой системы, усиление ее способности преодолевать противоречия;
- воспроизведение в изменяющихся масштабах основных функций правовой системы;
- усиление автономности правовой системы по отношению к внешним условиям;
- увеличение целостности правовой системы.
Очевидно, что подобный подход не может соответствовать всем запросам, поэтому можно констатировать, что единого универсального критерия правового прогресса в юридической науке не выработано [14].
С.И. Захарцев и В.П. Сальников при определении критериев правового прогресса опирались на социологические методы исследования (в частности, на социологический опрос, касающийся изменения права (правовой прогресс) за 1990-2015 годы), в результате чего ими были определены следующие критерии правового прогресса:
- постоянное достижение справедливости, поскольку именно на справедливости основывается "уверенность в защищенности человека правом от противоправных действий и произвола в целом"
В Т. АЗИЗОВА
- понятность нормативных правовых актов, простота изложения смысла нормы, заключенной в статье нормативного правового акта;
- правовые нормы не должны носить декларативный характер, более того, должен быть четко прописан механизм реализации правовых норм;
- уровень правосознания и правовой культуры населения; в отдельных исследованиях данный критерий определяется как «уровень доверия к праву» [6, 8];
- наличие разумного баланса между интересами личности, общества и государства.
С.А. Софронова при исследовании проблем правового наследия и аккультурации в условиях правового прогресса общества определила следующие критерии правового прогресса: «общесоциологические критерии, связанные с изменением равновесия в обществе, а также обще- и частноправовые основы саморазвития правовой системе общества» [13].
Исследователи критериев правового прогресса отмечают, что еще в 1919 году П. Сорокин выделил ряд критериев правового прогресса:
«1) интересы личности, предполагающие развитие права в интересах личности и ее развития;
2) правовое равенство личности, исходящее из правового и морального равенства личностей;
3) количественный рост солидарности социально-благожелательного поведения, учитывающий количество лиц, по адресу которых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защищаются правом - с другой;
4) качественный рост солидарности и социально-благожелательного поведения, оценивающий уровень требований права, предъявляемых людям в отношении взаимно-благожелательного поведения;
5) уменьшение наказаний, характеризующее снижение уровня наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и общественно полезному поведению;
6) качество тех средств, которыми добиваются социально-благожелательного поведения, оценивающих уровень сознательности и чувства долга при выполнении правовых норм» [5, с. 558].
Оценивая современное состояние правового прогресса, можно отметить актуальность обозначенных около века назад критериев прогресса в праве.
Л.Ю. Барсуков в качестве критериев правового прогресса отмечает триединство интересов человека, общества и государства [2, с. 12].
Интересы человека выражают интересы конкретной личности, но при этом не противопоставляются государственным и общественным интересам. В Российской Федерации конституционно закреплен постулат о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и об обязанности гос-
ударства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Одним из проявлений данного критерия Л.Ю. Барсуков определяет правовой статус личности, который должен объективно отражать и достоинства, и недостатки фактически существующей правовой системы, степень правового развития конкретного государства. Правовой статус личности является собирательной категорией, отражающей общественно-политическую значимость человека, его взаимоотношения с государством, социальные притязания и их удовлетворение. При этом, по мнению М.Г. Смирновой, правовой прогресс должен основываться на общезначимых интересах, а не социальных притязаниях отдельной группы лиц (семьи, клана) либо отдельной личности, поэтому законодательное закрепление должны иметь только солидарные интересы и социальные притязания субъектов, необходимые и ценные для значительного числа людей.
На современном этапе правового прогресса в Российской Федерации необходимо преодолеть отдельные недостатки правового статуса личности: в частности, неустойчивость статуса, его незначительную социально-правовую защищенность, отсутствие эффективных механизмов гарантии прав и свобод, отсутствие способности органов государства надежно обеспечивать интересы человека, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность [12, с. 183].
Сильная и дееспособная власть в стране должны действовать в интересах её граждан. Это обеспечивается, прежде всего, законодательством, ограничивающим исключительные властные полномочия, однако для соблюдения и реализации элементов правового статуса необходимо наличие легитимного правового государства, обладающего авторитетом.
Одним из критериев правового прогресса является эффективность реализации государственных интересов. В любом по форме политического режима государстве право в той или иной мере выражает интересы государства, однако степень выражения государственно-властных интересов зависит от ряда особенностей формы того или иного государства.
Идеальной моделью является совпадение государственных и общественных интересов, которые в процессе реализации не противоречат интересам личности. Таким образом, Л.Ю. Барсуков отмечает два основных аспекта: «1) это степень осуществления в ходе правового развития государственных интересов; 2) степень их соответствия общественным потребностям, социальная полезность государственных целей и задач» [2].
Частично указанная идеальная модель реализована в конституционном положении, закрепляющем обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека. Государственные интересы нацелены на надежную
защиту основных прав человека, свободы личности, ее жизни здоровья, чести, достоинства, безопасности, на противостояние криминалу, террору, национальной и религиозной розни, на проведение в общественную жизнь нравственных начал.
В государственные интересы могут входить уменьшение "теневой жизни" права; сокращение временных интервалов, отделяющих различные правовые действия, события (разработку нормативных актов и их принятие / вступление в силу правовых актов и их реализацию и т. д.). В данной ситуации усиливается насыщенность социально значимыми юридическими событиями, соответственно происходит постоянное обновление правовой действительности, и сжатость временных рамок между происходящими процессами свидетельствует об ускорении процесса правового восхождения.
В сферу государственных интересов также входит возможность адаптации правовой действительности к непрерывно обновляющимся социальным требованиям. В свою очередь, это влечет совершенствование правового регулирования, особенно при появлении пробелов в правовом регулировании в переходный период государственности, когда «развитие общественных отношений диктует объективную необходимость и увеличения числа юридических правил поведения, регулирующих все более различные случаи жизни» [2]. Таким образом, возникает необходимость улучшения правотворческой, правоприменительной и интерпретационной деятельности государства.
Общественные интересы также являются одним из критериев правового прогресса, так как помимо личных и государственных интересов существенное значение имеют и интересы общества. При этом важным является не только паритет личных, государственных и общественных интересов, но и их неконфликтность, непротиворечивость друг другу, потому что, как справедливо отмечает Л.Ю. Барсуков, общественное благополучие «зависит от самочувствия его граждан, поэтому нельзя успешно решить проблему интересов того или иного народа, не решив вопроса интересов человека, как первичного условия» [2].
Значительное число ученых связывает критерий соблюдения общественных интересов с понятием ценности права, раскрывающей особенности значения права для общества, способности права быть средством для удовлетворения и общественных, и личных интересов. По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько, усилению правового прогресса способствует регулирование общественных отношений; всемерная защита существующего общественного строя; решение глобальных проблем современности (оборонных, экологических и др.) [12, с. 143]. Таким образом, цель правового прогресса можно определить как нормальное функционирование общества, мирную, достойную жизнь
людей, уважение и защиту прав человека, создание условий для свободного развития личности.
Кроме того, на наш взгляд, целесообразно связать понятие общественных интересов с понятием гражданского общества, тогда к общественным интересам можно добавить «экономическую свободу, многообразие форм собственности, конкуренцию, признание и защиту естественных прав человека, легитимность и демократический характер власти, равенство всех перед законом, правовое государство, политический и идеологический плюрализм, свободу мнений, слова, печати, право человека на частную жизнь, взаимные обязанности и ответственность граждан и государства, достойный уровень жизни людей» [11, с. 12].
Представляется, что действительно демократическое общество подразумевает активное участие в его жизни (в управлении делами государства и общества, в политике) значительного числа граждан. Эта политика предоставляет населению возможность воздействовать на выработку общего курса развития страны, определение её целей, задач, ориентиров; строить взаимоотношения с властью, контролировать её.
Таким образом, основными критериями правового прогресса выступают индивидуальные, общественные и государственные интересы, которые, по своей сути, не противопоставляются друг другу.
Вместе с тем, можно определить ряд препятствий правовому прогрессу, к которым относятся:
1) внешние по отношению к человеку препятствия (кризис, основанный на ограниченности демографического и экономического роста);
2) внутренние, связанные с несоответствием материальных достижений с психофизиологическими возможностями человека, что вызывает стрессы и нервно-психологический травматизм [10, с. 330].
Во избежание появления таких препятствий правовой прогресс должен носить эволюционный характер и иметь черты взвешенного развития. С позиции критериев правового прогресса, данный процесс должен представлять собой развитие, содействующее осуществлению интересов личности государства и общества, стимулирующее социально-благожелательное и солидарное поведение людей, активность субъектов в использовании права, связанное с оптимизацией правового статуса граждан, утверждающее нравственные основы в праве, сопровождающееся достижением юридических целей и использованием для этого прогрессивных средств. При этом должен происходить опережающий рост научных знаний, повышение правовой культуры, что позволит субъекту всемерно вмешиваться с благими намерениями в сам процесс правового прогресса.
В.Т. АЗИЗОВА
Литература
1. Аврутин Ю.Е., Егоршин В.М., Сальников В.П., Шапиев С.М., Гуляев А.П. Преступность, общество, государство: проблемы социогенезиса. СПб., 2003. Сер. Криминалистика в борьбе с преступностью.
2. Барсуков Л.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
3. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под общ. ред. В.И. Даниленко. М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000.
4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002.
5. ЕнгибарянР.В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. М., 2007.
6. Захарцев С.И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. № 2.
7. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правовой прогресс: философский и философско-правовой подходы // Правовое поле современной экономики. 2015. № 1.
В. Захарцев С.И., Сальников В.П. Правосознание юриста и правовой нигилизм: современные проблемы профессиональной деформации // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 11.
9. Исаев И. Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979.
10. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. М.: Владос, 199В.
11. Люкина О.В. Судебно-правовой прогресс в современной России: общетеоретический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.
12. Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: учебник. М., 2001.
13. Софронова С. А . Правовое наследие и аккультурация в условиях правового прогресса общества: дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2009.
14. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 199б.
15. Чукин С.Д., Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: учебник. М., 2002.
References
1. Avrutin Yu.E., Egorshin V.M., Sal'nikov V.P., Shapiev S.M., Gulyaev A.P. Prestupnost', obshchestvo, gosudarstvo: problemy sotsiogenezisa. SPb., 2003. Ser. Kriminalistika v bor'be s prestupnost'yu.
2. Barsukov L.Yu. Pravovoi progress kak yuridicheskaya kategoriya: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov,
2004.
3. Berzhel' Zh.-L. Obshchaya teoriya prava / pod obshch. red. V.I. Danilenko. M.: Izdatel'skii dom NOTA BENE, 2000.
4. Dal' V.I. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Sovremennaya versiya. M., 2002.
5. Engibaryan R.V. Teoriya gosudarstva i prava / R.V. Engibaryan, Yu.K. Krasnov. M., 2007.
6. Zakhartsev S.I. Pravosoznanie: ponyatie i urovni // Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki. 2012. №
2.
7. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Pravovoi progress: filosofskii i filosofsko-pravovoi podkhody // Pravovoe pole sovremennoi ekonomiki. 2015. № 1.
В. Zakhartsev S.I., Sal'nikov V.P. Pravosoznanie yurista i pravovoi nigilizm: sovremennye problemy professional'noi deformatsii // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2013. № 11.
9. Isaev I. T. Dialektika i problema razvitiya. M., 1979.
10. Krapivenskii S.E. Sotsial'naya filosofiya: uchebnik dlya studentov vuzov. M.: Vlados, 199В.
11. Lyukina O.V. Sudebno-pravovoi progress v sovremennoi Rossii: obshcheteoreticheskii aspekt: dis. ... kand. yurid. nauk. Tambov, 2009.
12. MatuzovN.I., Mal'ko A.B. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. M., 2001.
13. Sofronova S.A. Pravovoe nasledie i akkul'turatsiya v usloviyakh pravovogo progressa obshchestva: dis. ... kand. yurid. nauk. Nizhnii Novgorod, 2009.
14. Toinbi A.Dzh. Postizhenie istorii. M., 199б.
15. Chukin S.D., Sal'nikov V.P., Balakhonskii V.V. Filosofiya prava: uchebnik. M., 2002.
Поступила в редакцию 31 августа 2017 г.
Received 31 August, 2017