Щербаков С.М., Суворова А.Ю., Суворов Д.В.
КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАДАЧАХ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ
Всемирная сеть Интернет оказывает значительное влияние на различные стороны жизни современного общества. Все большее число предприятий и организаций обращается в своей деятельности к возможностям сети Интернет и Интернет-приложений. Информационные и коммуникационные средства Сети используются для взаимодействия с клиентами, партнерами и филиалами, для расширения географии бизнеса, для рекламы и продвижения товаров, для модернизации бизнес-процессов организации. Активно распространяются и такие виды бизнеса, как электронная ком -мерция, продажа контента, баннерной и контекстной рекламы. Развитие принципов, технологий, программных и аппаратных средств, созданных для сети Интернет, определило возможность их применения для совершенствования корпоративных систем.
Использование Интернет-приложений позволяет сократить затраты труда, повысить объемы продаж и выручки, способствует достижению иных целей организации. С другой стороны, разработка и поддержка Интернет-приложений требует существенных трудовых и финансовых затрат.
При построении и развитии Интернет-приложений возникает необходимость принятия значительного числа технических и управленческих решений, от которых зависит качество создаваемой системы и величина затрат на ее разработку и эксплуатацию. Задача осложняется тем, что количественное и качественное развитие современных Интернет-приложений привело к необходимости рассматривать их как сложные информационные системы, которые могут включать тысячи пользователей и содержать сотни тысяч элементов контента, поддерживать динамические возможности, предоставлять коммуникационные и вычислительные сервисы, взаимодействовать с другими информационными системами. Множество существующих Интернет-
технологий позволяет разрабатывать Интернет-приложения различного масштаба и функциональности.
Таким образом, очевидна актуальность изучения экономической стороны процессов построения и использования Интернет-приложений в деятельности предприятий и организаций.
Факторами возникновения экономического эффекта в результате использования Интернет-приложений являются: экономия рабочего времени на исполнение существующих деловых процессов; их качественное совершенствование (ускорение, снижение процента ошибок и т.д.); создание принципиально новых бизнес-процессов; влияние на общие результаты предприятия (реклама и создание имиджа, формирование сети сотрудников и потенциальных клиентов и т.д.); получение прямых и косвенных доходов от электронных продаж; снижение стоимости поддержки взаимодействия с партнерами и клиентами организации.
Для принятия управленческих решений при построении Интернет-приложения необходима оценка экономической эффективности Интернет-приложения, получаемая как соотношение экономического эффекта и затрат на его достижение.
Построение или совершенствование Интернет-приложения может рассматриваться как инвестиционный проект, денежный поток которого включает затраты на создание и поддержку Интернет-приложения, с одной стороны, и экономический эффект от его использования — с другой [2, 4]. Оценка инвестиционного проекта, например, с помощью стандартных инструментов, таких как КРУ (чистая приведенная стоимость) или ГЯК (внутренняя норма доходности), позволяет решать две основные задачи: принятие решения о целесообразности реализации проекта и выбор одного из альтернативных проектов.
Затраты на построение и эксплуатацию Интернет-приложения поддаются оценке (хотя требуют проведения достаточно сложных расчетных и учетных работ и прогнозов), но экономический эффект далеко не всегда может быть измерен [1].
Условно обозначим проект сайта как (X, Y), где координата X представляет затраты, а Y — экономический эффект. В простейшем случае стоит задача сравнения двух проектов (Хь Y1) и (Х2, Y2). Как правило, имеется возможность оценивать и сравнивать проекты по координате X. Иногда, если нет возможности непосредственно оценить экономический эффект проекта, можно сравнить два проекта, например, определив, что Y1 ^ Y2 (первый проект подходит для достижения поставленной цели лучше, чем второй).
Несмотря на очевидную трудность оценки экономического эффекта сайта, вопросы оценки затрат на его реализацию могут иметь существенное значение в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, величина затрат сама по себе имеет значение для управления проектом. Преимущества, достигаемые за счет построения или модификации сайта, рассматриваются лицом, принимающим решения, без их количественной оценки.
Во-вторых, одной из особенностей Интернет-приложений является возможность использования различных Интернет-технологий и наборов компонентов с получением идентичного результата для посетителя сайта [3]. Например, для создания корпоративного сайта можно использовать статические web-страницы, РНР-приложе-ние, решение на основе CMS (система управления контентом). При любом варианте реализации конечный пользователь сможет просматривать информационные материалы без существенных отличий.
В этом случае для двух проектов Интернет-приложения результат использования одинаков: Y1=Y2, и задача выбора сводится к сравнению затрат, то есть координат X1 и X2. Таким образом, имеется критерий для принятия большинства управленческих и технических решений при построении и развитии Интернет-приложения.
В-третьих, в некоторых случаях имеется возможность отсечь заведомо неэффективные проекты, следуя правилу Парето. Множество Парето-оптимальных проектов будут выглядеть таким образом:
{х,, у,) ^ У, ^ X! > х,, VI = й}, = й
В-четвертых, иногда экономический эффект сайта может рассматриваться в контексте цели его создания. Например, если результатом использования сайта является повышение продаж товара, то соответствующий прирост дохода можно использовать для оценки экономического эффекта и последующей оценки экономической эффективности путем его сопоставления с затратами.
В-пятых, одним из основных результатов внедрения сайта является совершенствование бизнес-процессов предприятия.
Часть деловых процессов полностью исполняется через Интернет-приложение. Отдельные операции других деловых процессов осуществляются с помощью сайта. Для некоторых деловых процессов сайт может использоваться в качестве вспомогательного инструмента, например, как источник справочной информации. В то же время эксплуатация сайта может потребовать внедрения специальных процессов по его обслуживанию и информационному наполнению.
Оценка эффекта от изменения структуры бизнес-процессов может быть использована для расчета экономического эффекта Интернет-приложения и его экономической эффективности. Прежде всего, речь идет об оценке сокращения затрат труда на исполнение бизнес-процессов [4]. Другие факторы повышения эффективности бизнес-процессов организации также могут использоваться для оценки: сокращение продолжительности бизнес-процессов, сокращение текущих расходов на их исполнение, уменьшение числа ошибок и отказов.
Перечисленные особенности разработки и эксплуатации Интернет-приложений иллюстрируют необходимость исследования вопросов оценки экономической эффективности Интернет-приложений и затрат на их построение и поддержку.
В рамках этого направления особое значение имеют две задачи: развитие методик оценки величины затрат и построение детальной классификации затрат на разработку и поддержку Интернет-приложения. Решение этих задач необходимо для повышения эффективности управления Интернет-приложением.
При построении или развитии сайта руководство организации сталкивается с
такими проблемами, как принятие решения о реализации проекта, выбор проекта сайта, анализ коммерческих предложений организации-разработчика, выбор состава компонентов Интернет-приложения, распределение вложений между статьями затрат и этапами жизненного цикла Интернет-приложения и т.д.
Актуальность вопросов изучения затрат на создание и поддержку Интернет-приложений определяется еще и тем, что руководитель организации при взаимодействии с фирмой-разработчиком или техническим отделом должен иметь возможность получения обоснованной постатейной оценки стоимости проекта.
Методика определения затрат должна, на наш взгляд, учитывать ряд требований:
- возможность оценки на ранних этапах построения проекта [5];
- простота проведения расчетов и интерпретации результатов;
- охват как стадии построения, так и стадии эксплуатации Интернет-приложения;
- учет количественных параметров Интернет-приложения и требований к нему;
- гибкость (возможность расширения и адаптации под конкретный вид сайта).
На рис. 1 приведена общая схема методики оценки затрат.
Как видно из рисунка, исходными данными для методики должны являться:
- требования к Интернет-приложению. К ним относятся функциональные требования, прогнозируемая интенсивность
использования Интернет-приложения, набор необходимых компонентов и т.д.;
- параметры деятельности организации, например, число позиций в каталоге товаров и частота их изменения, число взаимодействующих с сайтом сотрудников и клиентов, частота проведения сделок и т. д.;
- набор технических решений, который оказывает значительное влияние на стоимость проекта. Это связано с разной сложностью и эффективностью инструментов создания Интернет-приложений;
- процентная ставка для сопоставления текущих и капитальных затрат [2].
Результатом методики является перечень затрат по каждой статье и значение интегрального показателя, характеризующего затраты на Интернет-приложение в целом.
Таким интегральным показателем может быть величина единовременных затрат (если текущие затраты приводятся к капитальным) или, наоборот, величина ежегодных затрат (с учетом капитальных, кото -рые приводятся к текущим).
Для оценки интегрального показателя сегодня чаще применяют методы финансовой математики, позволяющие учесть фактор времени с помощью процентной ставки. В качестве интегрального показателя может выступать КРУ проекта (для его расчета нужно определить горизонт планирования и выбрать значение процентной ставки, позволяющее учесть риск проекта).
Требования к Интернет-приложению
Параметры деятельности ор ганизации
Технические решения
Процентная ставка
Значения по статьям затрат
Интегральный показатель
Рис. 1. Общая схема методики оценки затрат на разработку и поддержку Интернет-приложения
Перечислим более подробно основные факторы, влияющие на величину затрат на построение Интернет-приложения:
- масштаб сайта (количество единиц контента и их объем, число зарегистрированных на сайте пользователей, а также количество и сложность предоставляемых сайтом интерактивных сервисов);
- виды контента и варианты его представления на сайте. Контент может быть представлен в форме текста, включающего некоторое количество изображений; фотогалереи; мультимедийных ресурсов для скачивания; потокового аудио и видео для просмотра непосредственно на сайте и т. д.;
- требования к дизайну. Стоимость дизайна определяется рядом факторов: сложностью дизайн-макета и дальнейшей верстки, требованиями к кроссбраузерно-сти, особенностями привязки дизайна к конкретной СМ5 и т.д.;
- прогнозируемый уровень нагрузки на сайт (предполагаемое количество обращений в сутки, величина пиковых нагрузок, объем процессорного времени и оператив-
ной памяти, необходимый для обработки наиболее популярных запросов и т.д.). От уровня нагрузки будут зависеть выбор технической платформы и, соответственно, стоимость инструментария и хостинга;
- необходимость интеграции с другими информационными системами предприятия (ЕЯР- и/или СЯМ-приложение, оаіі-центр и т.д.);
- необходимость тонкой настройки разграничения прав доступа;
- предельные сроки разработки.
Рассмотрим теперь задачу классификации затрат на построение и использование Интернет-приложений.
Максимально полный перечень статей затрат позволит руководителю организации в большей степени сохранять контроль над процессом разработки проекта. В таблице 1 представлен выделенный перечень статей затрат на разработку и эксплуатацию Интернет-приложения. Перечень охватывает все этапы жизненного цикла Интернет-приложения, от предпроектного анализа до текущего администрирования и эксплуатации полученной системы.
Таблица 1. Статьи затрат на построение и эксплуатацию Интернет-приложений
Код Название статьи затрат
1 2
Капитальные затраты на разработку или модификацию Интернет-приложения
К.1 Анализ проблемной области и постановка задачи
К.2 Разработка информационной архитектуры сайта
К.З Дизайн и верстка страниц сайта
К.4 Разработка технического задания на создание сайта
К.5 Приобретение технических средств
К.б Приобретение программных средств: web-сервер; прокси-сервер и/или кэш-сервер; Firewall; сервер баз данных; сервер приложений/платформа (покупка и настройка платных либо конфигурация freeware-вариантов); системы резервного копирования
К.7 Установка и настройка серверных программных средств на техническом оборудовании, установка сервера в стойку в data-центре
К.8 Приобретение и конфигурирование системы управления контентом
К.9 Программирование оговоренных в техническом задании функциональных возможностей, в том числе:
К.9.1 Разработка модуля управления текстовым контентом сайта
К.9.2 Разработка модуля(ей) управления мультимедийным содержимым сайта
К.9.3 Разработка модуля документооборота с встроенными возможностями применения workflow
К.9.4 Разработка Интернет-витрины или Интернет-магазина
К.10 Интеграция с корпоративными приложениями
К.11 Подготовка контента: оцифровка имеющихся фотографий и текстов; оплата работы копирайтера (создание уникальных текстов, масштаб, опять-таки м.б. очень разным); оплата работы контент-менеджера
К.12 Затраты на обеспечение информационной безопасности
К.13 Тестирование
Текущие затраты на поддержку Интернет-приложения
Т.1 Оплата доменного имени
Т.2 Оплата услуг хостинга/виртуального сервера/выделенного сервера
Т.3 Администрирование web-сервера
б9
1 2
Т.4 Итерационное функциональное развитие проекта на протяжении жизненного цикла Интернет-приложения
Т.5 Затраты на контент-менеджмент
Т.5.1 Оплата работы фотографа
Т.5.2 Оплата работы контент-менеджера
Т.5.3 Оплата работы копирайтера
Т.5.4 Покупка информации у различных информационных сервисов
Т.6 Контент-анализ
Т.7 Реклама
Т.8 Поисковое продвижение сайта
Т.9 Администрирование и модерация сайта
Т.10 Обеспечение информационной безопасности
На рис. 2 представлены статьи капитальных (единовременных) и текущих затрат на создание Интернет-приложения или на его масштабную модификацию.
На основе приведенной классификации можно сделать некоторые выводы:
- создание и эксплуатация Интернет-приложений сопровождается различ-
7.
Рис. 2. Классификация затрат на построение и эксплуатацию Интернет-приложения
ными материальными и трудовыми затратами;
- среди этих затрат наиболее значительна роль затрат труда;
- разные варианты реализации Интернет-приложения требуют разных сочетаний затрат: текущих/капитальных, трудовых/материальных;
- имеется значительная вариация величины затрат для различных Интернет-приложений;
- величина затрат зависит от количественных и качественных параметров Интернет-приложения.
Оценка затрат (и в первую очередь, затрат труда) с использованием статистических методов может служить основой для принятия экономически обоснованных решений при построении, эксплуатации и развитии Интернет-приложений.