Научная статья на тему 'Критерий экономической эффективности в задачах построения и использования Интернет-приложений'

Критерий экономической эффективности в задачах построения и использования Интернет-приложений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / СТАТЬИ ЗАТРАТ / WEB-APPLICATION / ECONOMIC EFFECTIVNESS / LIFECYCLE / EVALUATION PROCEDURE / COST ITEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Сергей Михайлович, Суворова Анна Юрьевна, Суворов Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются экономические аспекты процессов построения и использования Интернет-приложений. Исследована роль критерия экономической эффективности при принятии решений в задачах планирования и проектирования Интернет-приложений. Обсуждены вопросы построения методики оценки затрат на разработку и эксплуатацию Интернет-приложения. Приведена классификация статей затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the economic aspects of internet applications development and usage processes. The role of the economic effectiveness criterion in decision-making tasks of planning and engineering has been analysed. The questions of devising the cost evaluation procedure for internet application development and use have been discussed. The classification of cost items is adduced

Текст научной работы на тему «Критерий экономической эффективности в задачах построения и использования Интернет-приложений»

Щербаков С.М., Суворова А.Ю., Суворов Д.В.

КРИТЕРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ЗАДАЧАХ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРИЛОЖЕНИЙ

Всемирная сеть Интернет оказывает значительное влияние на различные стороны жизни современного общества. Все большее число предприятий и организаций обращается в своей деятельности к возможностям сети Интернет и Интернет-приложений. Информационные и коммуникационные средства Сети используются для взаимодействия с клиентами, партнерами и филиалами, для расширения географии бизнеса, для рекламы и продвижения товаров, для модернизации бизнес-процессов организации. Активно распространяются и такие виды бизнеса, как электронная ком -мерция, продажа контента, баннерной и контекстной рекламы. Развитие принципов, технологий, программных и аппаратных средств, созданных для сети Интернет, определило возможность их применения для совершенствования корпоративных систем.

Использование Интернет-приложений позволяет сократить затраты труда, повысить объемы продаж и выручки, способствует достижению иных целей организации. С другой стороны, разработка и поддержка Интернет-приложений требует существенных трудовых и финансовых затрат.

При построении и развитии Интернет-приложений возникает необходимость принятия значительного числа технических и управленческих решений, от которых зависит качество создаваемой системы и величина затрат на ее разработку и эксплуатацию. Задача осложняется тем, что количественное и качественное развитие современных Интернет-приложений привело к необходимости рассматривать их как сложные информационные системы, которые могут включать тысячи пользователей и содержать сотни тысяч элементов контента, поддерживать динамические возможности, предоставлять коммуникационные и вычислительные сервисы, взаимодействовать с другими информационными системами. Множество существующих Интернет-

технологий позволяет разрабатывать Интернет-приложения различного масштаба и функциональности.

Таким образом, очевидна актуальность изучения экономической стороны процессов построения и использования Интернет-приложений в деятельности предприятий и организаций.

Факторами возникновения экономического эффекта в результате использования Интернет-приложений являются: экономия рабочего времени на исполнение существующих деловых процессов; их качественное совершенствование (ускорение, снижение процента ошибок и т.д.); создание принципиально новых бизнес-процессов; влияние на общие результаты предприятия (реклама и создание имиджа, формирование сети сотрудников и потенциальных клиентов и т.д.); получение прямых и косвенных доходов от электронных продаж; снижение стоимости поддержки взаимодействия с партнерами и клиентами организации.

Для принятия управленческих решений при построении Интернет-приложения необходима оценка экономической эффективности Интернет-приложения, получаемая как соотношение экономического эффекта и затрат на его достижение.

Построение или совершенствование Интернет-приложения может рассматриваться как инвестиционный проект, денежный поток которого включает затраты на создание и поддержку Интернет-приложения, с одной стороны, и экономический эффект от его использования — с другой [2, 4]. Оценка инвестиционного проекта, например, с помощью стандартных инструментов, таких как КРУ (чистая приведенная стоимость) или ГЯК (внутренняя норма доходности), позволяет решать две основные задачи: принятие решения о целесообразности реализации проекта и выбор одного из альтернативных проектов.

Затраты на построение и эксплуатацию Интернет-приложения поддаются оценке (хотя требуют проведения достаточно сложных расчетных и учетных работ и прогнозов), но экономический эффект далеко не всегда может быть измерен [1].

Условно обозначим проект сайта как (X, Y), где координата X представляет затраты, а Y — экономический эффект. В простейшем случае стоит задача сравнения двух проектов (Хь Y1) и (Х2, Y2). Как правило, имеется возможность оценивать и сравнивать проекты по координате X. Иногда, если нет возможности непосредственно оценить экономический эффект проекта, можно сравнить два проекта, например, определив, что Y1 ^ Y2 (первый проект подходит для достижения поставленной цели лучше, чем второй).

Несмотря на очевидную трудность оценки экономического эффекта сайта, вопросы оценки затрат на его реализацию могут иметь существенное значение в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, величина затрат сама по себе имеет значение для управления проектом. Преимущества, достигаемые за счет построения или модификации сайта, рассматриваются лицом, принимающим решения, без их количественной оценки.

Во-вторых, одной из особенностей Интернет-приложений является возможность использования различных Интернет-технологий и наборов компонентов с получением идентичного результата для посетителя сайта [3]. Например, для создания корпоративного сайта можно использовать статические web-страницы, РНР-приложе-ние, решение на основе CMS (система управления контентом). При любом варианте реализации конечный пользователь сможет просматривать информационные материалы без существенных отличий.

В этом случае для двух проектов Интернет-приложения результат использования одинаков: Y1=Y2, и задача выбора сводится к сравнению затрат, то есть координат X1 и X2. Таким образом, имеется критерий для принятия большинства управленческих и технических решений при построении и развитии Интернет-приложения.

В-третьих, в некоторых случаях имеется возможность отсечь заведомо неэффективные проекты, следуя правилу Парето. Множество Парето-оптимальных проектов будут выглядеть таким образом:

{х,, у,) ^ У, ^ X! > х,, VI = й}, = й

В-четвертых, иногда экономический эффект сайта может рассматриваться в контексте цели его создания. Например, если результатом использования сайта является повышение продаж товара, то соответствующий прирост дохода можно использовать для оценки экономического эффекта и последующей оценки экономической эффективности путем его сопоставления с затратами.

В-пятых, одним из основных результатов внедрения сайта является совершенствование бизнес-процессов предприятия.

Часть деловых процессов полностью исполняется через Интернет-приложение. Отдельные операции других деловых процессов осуществляются с помощью сайта. Для некоторых деловых процессов сайт может использоваться в качестве вспомогательного инструмента, например, как источник справочной информации. В то же время эксплуатация сайта может потребовать внедрения специальных процессов по его обслуживанию и информационному наполнению.

Оценка эффекта от изменения структуры бизнес-процессов может быть использована для расчета экономического эффекта Интернет-приложения и его экономической эффективности. Прежде всего, речь идет об оценке сокращения затрат труда на исполнение бизнес-процессов [4]. Другие факторы повышения эффективности бизнес-процессов организации также могут использоваться для оценки: сокращение продолжительности бизнес-процессов, сокращение текущих расходов на их исполнение, уменьшение числа ошибок и отказов.

Перечисленные особенности разработки и эксплуатации Интернет-приложений иллюстрируют необходимость исследования вопросов оценки экономической эффективности Интернет-приложений и затрат на их построение и поддержку.

В рамках этого направления особое значение имеют две задачи: развитие методик оценки величины затрат и построение детальной классификации затрат на разработку и поддержку Интернет-приложения. Решение этих задач необходимо для повышения эффективности управления Интернет-приложением.

При построении или развитии сайта руководство организации сталкивается с

такими проблемами, как принятие решения о реализации проекта, выбор проекта сайта, анализ коммерческих предложений организации-разработчика, выбор состава компонентов Интернет-приложения, распределение вложений между статьями затрат и этапами жизненного цикла Интернет-приложения и т.д.

Актуальность вопросов изучения затрат на создание и поддержку Интернет-приложений определяется еще и тем, что руководитель организации при взаимодействии с фирмой-разработчиком или техническим отделом должен иметь возможность получения обоснованной постатейной оценки стоимости проекта.

Методика определения затрат должна, на наш взгляд, учитывать ряд требований:

- возможность оценки на ранних этапах построения проекта [5];

- простота проведения расчетов и интерпретации результатов;

- охват как стадии построения, так и стадии эксплуатации Интернет-приложения;

- учет количественных параметров Интернет-приложения и требований к нему;

- гибкость (возможность расширения и адаптации под конкретный вид сайта).

На рис. 1 приведена общая схема методики оценки затрат.

Как видно из рисунка, исходными данными для методики должны являться:

- требования к Интернет-приложению. К ним относятся функциональные требования, прогнозируемая интенсивность

использования Интернет-приложения, набор необходимых компонентов и т.д.;

- параметры деятельности организации, например, число позиций в каталоге товаров и частота их изменения, число взаимодействующих с сайтом сотрудников и клиентов, частота проведения сделок и т. д.;

- набор технических решений, который оказывает значительное влияние на стоимость проекта. Это связано с разной сложностью и эффективностью инструментов создания Интернет-приложений;

- процентная ставка для сопоставления текущих и капитальных затрат [2].

Результатом методики является перечень затрат по каждой статье и значение интегрального показателя, характеризующего затраты на Интернет-приложение в целом.

Таким интегральным показателем может быть величина единовременных затрат (если текущие затраты приводятся к капитальным) или, наоборот, величина ежегодных затрат (с учетом капитальных, кото -рые приводятся к текущим).

Для оценки интегрального показателя сегодня чаще применяют методы финансовой математики, позволяющие учесть фактор времени с помощью процентной ставки. В качестве интегрального показателя может выступать КРУ проекта (для его расчета нужно определить горизонт планирования и выбрать значение процентной ставки, позволяющее учесть риск проекта).

Требования к Интернет-приложению

Параметры деятельности ор ганизации

Технические решения

Процентная ставка

Значения по статьям затрат

Интегральный показатель

Рис. 1. Общая схема методики оценки затрат на разработку и поддержку Интернет-приложения

Перечислим более подробно основные факторы, влияющие на величину затрат на построение Интернет-приложения:

- масштаб сайта (количество единиц контента и их объем, число зарегистрированных на сайте пользователей, а также количество и сложность предоставляемых сайтом интерактивных сервисов);

- виды контента и варианты его представления на сайте. Контент может быть представлен в форме текста, включающего некоторое количество изображений; фотогалереи; мультимедийных ресурсов для скачивания; потокового аудио и видео для просмотра непосредственно на сайте и т. д.;

- требования к дизайну. Стоимость дизайна определяется рядом факторов: сложностью дизайн-макета и дальнейшей верстки, требованиями к кроссбраузерно-сти, особенностями привязки дизайна к конкретной СМ5 и т.д.;

- прогнозируемый уровень нагрузки на сайт (предполагаемое количество обращений в сутки, величина пиковых нагрузок, объем процессорного времени и оператив-

ной памяти, необходимый для обработки наиболее популярных запросов и т.д.). От уровня нагрузки будут зависеть выбор технической платформы и, соответственно, стоимость инструментария и хостинга;

- необходимость интеграции с другими информационными системами предприятия (ЕЯР- и/или СЯМ-приложение, оаіі-центр и т.д.);

- необходимость тонкой настройки разграничения прав доступа;

- предельные сроки разработки.

Рассмотрим теперь задачу классификации затрат на построение и использование Интернет-приложений.

Максимально полный перечень статей затрат позволит руководителю организации в большей степени сохранять контроль над процессом разработки проекта. В таблице 1 представлен выделенный перечень статей затрат на разработку и эксплуатацию Интернет-приложения. Перечень охватывает все этапы жизненного цикла Интернет-приложения, от предпроектного анализа до текущего администрирования и эксплуатации полученной системы.

Таблица 1. Статьи затрат на построение и эксплуатацию Интернет-приложений

Код Название статьи затрат

1 2

Капитальные затраты на разработку или модификацию Интернет-приложения

К.1 Анализ проблемной области и постановка задачи

К.2 Разработка информационной архитектуры сайта

К.З Дизайн и верстка страниц сайта

К.4 Разработка технического задания на создание сайта

К.5 Приобретение технических средств

К.б Приобретение программных средств: web-сервер; прокси-сервер и/или кэш-сервер; Firewall; сервер баз данных; сервер приложений/платформа (покупка и настройка платных либо конфигурация freeware-вариантов); системы резервного копирования

К.7 Установка и настройка серверных программных средств на техническом оборудовании, установка сервера в стойку в data-центре

К.8 Приобретение и конфигурирование системы управления контентом

К.9 Программирование оговоренных в техническом задании функциональных возможностей, в том числе:

К.9.1 Разработка модуля управления текстовым контентом сайта

К.9.2 Разработка модуля(ей) управления мультимедийным содержимым сайта

К.9.3 Разработка модуля документооборота с встроенными возможностями применения workflow

К.9.4 Разработка Интернет-витрины или Интернет-магазина

К.10 Интеграция с корпоративными приложениями

К.11 Подготовка контента: оцифровка имеющихся фотографий и текстов; оплата работы копирайтера (создание уникальных текстов, масштаб, опять-таки м.б. очень разным); оплата работы контент-менеджера

К.12 Затраты на обеспечение информационной безопасности

К.13 Тестирование

Текущие затраты на поддержку Интернет-приложения

Т.1 Оплата доменного имени

Т.2 Оплата услуг хостинга/виртуального сервера/выделенного сервера

Т.3 Администрирование web-сервера

б9

1 2

Т.4 Итерационное функциональное развитие проекта на протяжении жизненного цикла Интернет-приложения

Т.5 Затраты на контент-менеджмент

Т.5.1 Оплата работы фотографа

Т.5.2 Оплата работы контент-менеджера

Т.5.3 Оплата работы копирайтера

Т.5.4 Покупка информации у различных информационных сервисов

Т.6 Контент-анализ

Т.7 Реклама

Т.8 Поисковое продвижение сайта

Т.9 Администрирование и модерация сайта

Т.10 Обеспечение информационной безопасности

На рис. 2 представлены статьи капитальных (единовременных) и текущих затрат на создание Интернет-приложения или на его масштабную модификацию.

На основе приведенной классификации можно сделать некоторые выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание и эксплуатация Интернет-приложений сопровождается различ-

7.

Рис. 2. Классификация затрат на построение и эксплуатацию Интернет-приложения

ными материальными и трудовыми затратами;

- среди этих затрат наиболее значительна роль затрат труда;

- разные варианты реализации Интернет-приложения требуют разных сочетаний затрат: текущих/капитальных, трудовых/материальных;

- имеется значительная вариация величины затрат для различных Интернет-приложений;

- величина затрат зависит от количественных и качественных параметров Интернет-приложения.

Оценка затрат (и в первую очередь, затрат труда) с использованием статистических методов может служить основой для принятия экономически обоснованных решений при построении, эксплуатации и развитии Интернет-приложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.