Научная статья на тему 'Особенности определения финансовых результатов интернет-компаний'

Особенности определения финансовых результатов интернет-компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / КОММЕРЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзов Максим Александрович

В работе дается классификация доходам и расходам интернет-компаний, рассматриваются наиболее основные типы сайтов, которые могут приносить прибыль, выделяются источники получения прибыли интернет-ресурсами определенных категорий. Анализируются основные типы рекламы в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author classifies the income and expenditure of Internet companies and examines the basic types of sites that can generate profits. The paper allocates different categories of revenue online sources. In addition, the author reviews the main types of Internet advertising.

Текст научной работы на тему «Особенности определения финансовых результатов интернет-компаний»

покупателя очень утомительной, чтобы нивелировать этот дискомфорт, всем клиентам предлагается пройти в зону отдыха и предлагается чашка кофе, зеленый или черный чай. Чаще всего, эта услуга оказывает позитивное воздействие на покупателей и создает хорошее впечатление от посещения магазина.

В целях обеспечения более эффективного продвижения товаров к потребителю используются и другие виды стимулирования.

Литература

Браун К. Практическое пособие по стимулированию сбыта. М.: Инфра-М, 2003. С. 34—60.

Камминз Д. Стимулирование сбыта. Как провести эффективную промо-кампанию. М., 2003. С. 12—45.

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

УДК 330.564.224, 004.738.5

Особенности определения финансовых результатов интернет-компаний

Борзов Максим Александрович, аспирант экономического факультета ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва,

max@fobo.ru

The author classifies the income and expenditure of Internet companies and examines the basic types of sites that can generate profits. The paper allocates different categories of revenue online sources. In addition, the author reviews the main types of Internet advertising.

В работе дается классификация доходам и расходам интернет-компаний, рассматриваются наиболее основные типы сайтов, которые могут приносить прибыль, выделяются источники получения прибыли интернет-ресурсами определенных категорий. Анализируются основные типы рекламы в интернете.

Key Words: income, expenses, profits, advertising, internet, commerce Ключевые слова: доходы, расходы, прибыль, реклама, интернет, коммерция

Интернет-коммерция как направление становится все более привлекательной для инвесторов и предпринимателей. Бизнес в интернете15, как и за его пределами, ставит перед собой главную задачу - получение прибыли. Это одно из самых молодых направлений бизнеса, еще не подвергавшееся фундаментальным исследованиям.

Рассмотрение всех способов заработка в Сети в рамках одной статьи невозможно, поэтому будут рассмотрены наиболее перспективные способы извлечения реального дохода из интернет-проектов.

Сразу следует разделить понятия «заработок в интернете» и «заработок с помощью интернета». Между ними есть существенная разница: «заработок в интернете» -получение дохода от осуществления (или не осуществления) какой-либо деятельности в пределах Сети, между тем «заработок с помощью интернета» подразумевает использование интернета как вспомогательного инструмента (например, для рекламы, привлечения потенциальных клиентов). В первом случае получение прибыли вне интернета невозможно, тогда как во втором исключение интернета из бизнес-процесса может только снизить потенциальную прибыль. Рассмотрим два примера, наглядно иллюстрирующие оба случая.

1. Частное лицо Иванов Петр является автором сайта, посвященного литературе «Литер-сеть», имеющего стабильную среднюю посещаемость. На сайте размещаются рекламные блоки, ежемесячно приносящие Иванову доход. Закрытие «Литер-сеть» или резкое падение посещаемости полностью лишит Иванова дохода (рис. 1).

2. Компания «Евросеть» имеет широкую сеть магазинов, реализующих товары. Кроме того, «Евросеть» имеет собственный интернет-портал16, на базе которого действует интернет-магазин, предлагающий те же товары. Наличие такого сервиса выполняет две важные задачи: во-первых, через виртуальный магазин можно выбрать и заказать товар, не выходя из дома, не отрываясь от дел; во-вторых, можно ознакомиться с ассортиментом товаров и их ценами посетив сайт, тем самым сэкономив время на поиске товара. Закрытие такого инернет-магазина ни в коем случае не лишит «Евросеть» всего дохода, т.к. экономические результаты этого

15 Интернет (англ. Internet) — всемирная система добровольно объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует всемирную (единую) информационную среду — обитель оцифрованной информации. Служит физической основой для Всемирной паутины. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть.

16 Интернет портал — веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернета различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т.д.

сервиса слишком малы в общем удельном весе, но повлечет за собой некоторое снижение прибыли (рис. 2).

Рис. 1. Концепция «Заработок Рис. 2. Концепция «Заработок с помощью интернета» в интернете» »

Многие задаются вопросом монетизации еще до создания проекта, изначально продумывая идею, бизнес-модель. Это невозможно без дополнительных финансовых затрат, тогда как владельцы уже раскрученных проектов имеют возможность начать процесс монетизации постепенно, с минимальным риском или вовсе без него.

Компания, ведущая бизнес в интернете так же, как и компания, осуществляющая свою деятельность не в Сети, в процессе своей деятельности получает доходы и осуществляет расходы. Для финансового анализа и выработки управленческих решений их необходимо классифицировать.

С точки зрения управления деятельностью предприятия и финансового анализа доходы компании можно разделить на следующие группы:

• выручка от основной деятельности. Если интернет-компания, например, занимается реализацией инструментов, то выручка от реализации этой продукции будет для нее выручкой от основной деятельности;

• дополнительные доходы. К таким доходам можно отнести, например, выручку от реализации сопутствующих товаров и услуг. Интернет-магазин может получать дополнительные доходы от размещения на своем сайте рекламы магазина, торгующего ремонтной продукцией. Такие доходы будут являться дополнительными, т.к. они невозможны без осуществления компанией основной деятельности;

• доходы от финансовой деятельности. Компания может получать доходы от операций на рынке ценных бумаг, получать проценты по депозитам и выданным коммерческим кредитам. Такие доходы связаны с вложением временно свободных денежных средств и должны рассматриваться отдельно от основной деятельности;

• выручка от реализации активов. При приобретении нового оборудования или отказе от определенного направления деятельности надобность в старом может отпасть, тогда компания реализует ставшие ненужными основные средства. Аналогичная ситуация возникает при ликвидации компании. Кроме основных средств при определенных обстоятельствах компания может продавать товарно-материальные запасы и другие оборотные активы;

• прочие операционные доходы. Компания может получать дополнительные доходы от сдачи в аренду части своего имущества, от участия в уставных капиталах других организаций, от совместной деятельности, от предоставления за плату прав, возникающих из патентов, и др.;

• внереализационные доходы. К таким доходам относятся штрафы, пени, неустойки, полученные компанией за нарушение условий договоров контрагентами, активы, полученные безвозмездно (по договорам дарения или в долгосрочное безвозмездное пользование), поступления в счет возмещения убытков, причиненных предприятию третьими лицами, доходы от списания кредиторской задолженности, курсовые разницы и т.п.;

• чрезвычайные доходы. Ограховые возмещения, выручка от реализации материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

При финансовом анализе и планировании эти виды доходов компании необходимо четко разделять. Например, для анализа эффективности основной деятельности предприятия необходимо удалить из общей суммы поступлений иные виды доходов.

Составляющие каждого из элементов классификации могут изменяться в зависимости от деятельности компании. Существуют компании, реализующие реальный (осязаемый) товар посредством интернета (мебель, техника, продукты, одежда и т.д.). Кроме того, на рынке интернет-компаний велика доля организаций, реализующих нематериальный (не осязаемый) товар. К последним относятся, например, разработка дизайна, разработка фирменного стиля, поисковая оптимизация, услуги рекламы в интернете, анализ интернет-проектов, создание сайтов и т.д.

С точки зрения учета и анализа затраты могут быть классифицированы следующим образом:

• прямые и косвенные затраты. К прямым относятся затраты, которые непосредственно могут быть отнесены на себестоимость данного вида продукции.

Например, если какой-либо раздел сайта поддерживается конкретным сотрудником, то его заработная плата будет относиться к прямым затратам на поддержку этого раздела. Если затраты нельзя непосредственно связать с данным видом продукции, то они называются косвенными. К ним можно отнести затраты по хостингу сайта, заработную плату системного администратора и т.п.

• постоянные и переменные затраты. Классифицируются по признаку влияния на них выручки от реализации. Если затраты не зависят от выручки от реализации, то они считаются постоянными. К таким затратам относится заработная плата управленческого и обслуживающего персонала (без учета премий), аренда помещений, большая часть коммунальных платежей и др. Если затраты изменяются пропорционально выручке, то они считаются переменными. К этому виду относятся затраты на сырье и материалы, вознаграждения дилерам и агентам, комиссии платежным системам за транзакций по оплате товаров и услуг компании и др.

• инвестиции и текущие затраты. Текущие затраты компания осуществляет в процессе обычной деятельности. К ним относятся затраты на закупку товаров для перепродажи, сырья, материалов, оплата аренды, услуг третьих лиц, выплата заработной платы и т. п. Кроме осуществления текущих затрат, компания периодически осуществляет инвестиции — вложения в приобретение и модернизацию основных средств, разработку новых направлений деятельности и

др.;

• обратимые и необратимые затраты. Под обратимыми затратами понимаются затраты на приобретение ликвидных активов, т. е. активов, которые в случае необходимости могут быть быстро трансформированы обратно в деньги. Необратимыми считаются затраты на рекламу, заработную плату, налоги и т.п. Потраченные на них средства не могут быть возвращены непосредственно и компенсируются эти затраты только выручкой от реализованной продукции.

• внереализационные и чрезвычайные затраты. Эти виды расходов относятся к трудно прогнозируемым, поскольку они являются нерегулярными и не всегда зависят от действий персонала компании. К внереализационным расходам относятся: штрафы, пени, неустойки; возмещение убытков, причиненных предприятием, третьим лицам; убытки от уценки оборотных активов; списание безнадежной дебиторской задолженности и других долгов, не реальных к

взысканию компанией. К чрезвычайным расходам относятся затраты, возникшие в результате действий чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий, пожаров, некоторых действий органов власти.

Для учета и анализа важна точная калькуляция затрат по каждому виду продукции и каждому направлению. Она необходима, чтобы определить эффективность этих направлений и продукции. Поэтому одной из задач финансового учета является распределение косвенных расходов между ними. Для этого используются базы распределения. В качестве такой базы выбирается какой-либо параметр, присущий каждому направлению или виду продукции. Например, если необходимо распределить затраты на хостинг сайта между его разделами, то в качестве базы распределения можно использовать посещаемость каждого из разделов или количество обновлений страниц в сутки в каждом из них.

Интернет-коммерция достигла того уровня, что практически любой сайт может приносить прибыль. Экономически выгодной может быть домашняя страница пользователя с размещенной на ней биографией и фотографиями. Такого типа сайты редко приносят прибыль, превышающую $10-30 в месяц, что несравнимо мало с доходами крупных интернет-проектов.

Рассмотрим основные типы интернет-ресурсов, на которых можно заработать. Если обобщить опыт уже накопленный монетизаторами, можно выделить следующие типы сайтов, которые способны приносить доход.

1. Сайты знакомств

7

ЬОУЕЧО

Знакомства & общение

^ ГТомдс таЩВД

Г.587 1 Наеых: 25.760

РЕГИСТРИРУЙСЯ

И тебе будут доступны:

/ зил цпи/—га л

1МРГ ИГМ

ТОТАШШСЕ

военно-тактическая онлайн игра

ОБЩЕНИЕ И ЧАТ

ПРИКОЛЫ И ЮМОР

100 красивых девчонок для каждого Лидера

—Отобрать только—

I с фото ■ иовые лица ■ сейчас па сайте

Возраст: 37лет Ищу: *

Рошад, Москва

— не имеет зн; 1 И СМДТЬ I

Новые дневники

> — не имеет значения —

Рис. 3. Скриншот сайта «Love Planet»

Очень популярное направление в интернет-бизнесе. Практически каждый пользователь интернет имел возможность попасть на такой сайт, многие там уже зарегистрированы и успешно используют такие сервисы. Количество сайтов знакомств за последние годы резко увеличилось, но многие из них не выдерживают конкуренции с уже существующими и раскрученными ресурсами. Ежемесячный доход крупных порталов от использования SMS-сервисов превышает 3 млн руб. Выручка портала Mamba, согласно впервые обнародованным данным, в 2006 году превысила $7 млн, а чистая прибыль составила $3,4 млн. Высокую рентабельность бизнеса знакомств можно объяснить минимальными затратами на обслуживание сервиса: нужно лишь поддерживать платформу и платить зарплату нескольким сотрудникам. Основная ценность такого рода проектов — контент, а его создают сами пользователи, загружая свои анкеты на сайте.

Источники доходов: реклама, платные сервисы (подмигивание, поднятие анкеты в рейтинге, виртуальные подарки и т.д.).

Примеры: LovePlanet (www.loveplanet.ru), Дамочка (www.damochka.ru), Знакомства@Mail.ru, Mamba (www.mamba.ru).

17 18

2. Форумы и социальные сети

Рис. 4. Скриншот сайта «FoBo.ru»

Сервисы, предоставляющие возможность удобного общения между пользователями; поиска новых друзей, одноклассников; коллег; сослуживцев; создания виртуальных клубов по интересам и т.д. Проекты данной категории создают огромный трафик, что делает их оптимальной площадкой для размещения рекламы. Как правило, ресурсы этой категории охватывают много тематик, поэтому возможно размещение рекламы разных партнеров в разных разделах. Например, на форуме в разделе «Общение» может рекламироваться оператор сотовой связи, в разделе «Программы» - информация о продуктах производителя программного обеспечения, в разделе «Авто» - реклама, связанная с автомобильной тематикой, и т.д. Широк выбор типов рекламы: контекстная, баннерная, публикация новостей или пресс-релизов, размещение ссылки на сайт, упоминание в почтовых уведомлениях пользователям, объявление в качестве партнеров разделов, и т.д.

17 Форум — специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта. Предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.

18 Социальная сеть - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети.

Источники доходов: реклама, платные сервисы.

Примеры: Одноклассники (www.odnoklassniki.ru), ВКонтакте (www.vkontakte.ru), Мой Круг (www.moikrug.ru), Мой Мир (my.mail.ru). 3. Сайты для PPC

и Почта » Погода » Курсы валют » Новости » Бизнес » Спорт » Авто » Интернет » Леди

» Развлечения » Знакомства

» Мобильные развлечения » Мобильные игры » Цены на товары Price ги

Логин:

Пароль.

Ресурсы, разработанные специально для просмотра их на портативных устройствах. Ввиду того, что доступ к обыкновенным интернет-сайтам с телефонов или карманных компьютеров может быть неудобен (в силу технических особенностей разработки сайта, которые не учитывали возможности его просмотра на небольших экранах) и дорог, стали появляться специальные сайты, оптимизированные для просмотра на портативных устройствах. Такие ресурсы отличаются высоким качеством поисковой оптимизации. Источники доходов: реклама.

Примеры: Яндекс (pda.yandex.ru), Погода.Яндекс (pda.weather.yandex.ru). 4. On-line игры

Игры, в которые можно играть без установки каких-либо дополнительных компонентов на компьютер. Наличие браузера (например, Internet Explorer) и доступа в интернет являются единственными необходимыми условиями для того, чтобы начать играть. Игры подразделяются на две категории: казуальные игры19 и

19 Казуальные игры — компьютерные игры, предназначенные для широкого круга пользователей. Такие игры, как правило, обладают достаточно простыми правилами и не требуют от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста.

w

Вайти

Помощь I О 2009 Rambler

Рис. 5. Скриншот сайта «pda.rambler.ru»

сложные ролевые20. К первым относятся простые, красочные, доступные игры, в которые можно играть во время перерыва. Ко второй категории можно отнести игры, где у каждого пользователя есть свой персонаж, который постоянно модернизируется, а сама игра требует гораздо больше времени и фактически не имеет конца.

Источники доходов: реклама, продажа дополнительных услуг, продажа игровых товаров.

Примеры: Бойцовский клуб (www.combats.ru), Наследие драконов (www.dwar.ru).

5. Специализированные поисковые системы

21

Рис. 6. Скриншот сайта «www.cool4kids.com»

Ресурсы, обеспечивающие качественный поиск по какой-то определенной тематике. Например, поиск по новостям или поиск по каталогам цветочных магазинов. Для создания такого сервиса не обязательно разрабатывать собственные поисковые механизмы, можно воспользоваться средствами, которые предоставляют крупные поисковые ресурсы (Google, Yahoo!, Яндекс).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Ролевая игра — игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли. Вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения.

21 Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Источники доходов: реклама, партнерские программы. Примеры: cool4kids (www.cool4kids.com), iligent (www.iligent.info). 6. Клубы поклонников продукта (фан-клубы)

Рис. 7. Скриншот сайта «Asus Mobile»

Блог, форум, полноценный информационный портал, посвященный какому-либо продукту. Например, клуб владельцев автомобиля BMW, или клуб владельцев iPhone (современный популярный телефон). Источники доходов: реклама, партнерские программы. Примеры: Клуб ASUS (www.asusmobile.ru).

7. Сайты с лимитированным платным доступом Предоставляют редкий материал, который сложно найти в открытом доступе. Материал может быть подготовлен авторами ресурса, или позаимствован у владельцев прав собственности. Это могут быть каталоги музыки, рефератов и дипломов, статей, сайты «для взрослых». Последние имеют наибольшее распространение и более высокие обороты. Доступы к материалам могут предоставляться по количественной шкале (возможность загрузить 10 музыкальных композиций) и временной (на 12 часов, сутки, неделю, месяц, полгода и т.д.).

Источники доходов: продажа прав доступа, реклама, партнерские программы. Примеры: CDonPC (www.cdonpc.ru), AllOfMp3.com (www.allofmp3.com).

8. Новостные сайты, обзоры

Информационные ресурсы, оперативно предоставляющие достоверный и проверенный контент. Новости, статьи, обзоры, репортажи, слухи и т.д. Например, сайт с тестами и обзорами портативной техники, или авторская экономическая аналитика, или новости и слухи об ожидаемых новинках в мире телефонов. Источники дохода: реклама.

Примеры: PDAchoice.ru (www.pdachoice.ru), Сайт Экслера (www.exler.ru).

9. Агрегаторы информационного контента

Относительно новое направление интернет-ресурсов, получившее развитие в так называемую эпоху Web 2.022. Подобные серверы объединяют в себе новости с различных инетрнет-ресурсов, предоставляя пользователю возможность просмотра всех новостей Рунета и поиска по ним. Некоторые подобные сервисы предоставляют пользователям возможность предлагать собственные новости, голосовать за новости, комментировать. Источники дохода: реклама.

Примеры: Новости.Яндекс (news.yandex.ru), News2 (www.news2.ru), Digg (www.digg.com)

10. Прочее

Существуют и другие типы сайтов, которые могут приносить доход своим владельцам. Их огромное множество и классифицировать все довольно сложно. Например, сайты рассылок, электронные секретари, он-лайн редакторы (текстовые, музыкальные, графические) и др.

Наиболее популярным источником доходов является реклама. Она используется для большинства типов сайтов. Многообразие видов рекламы в интернете позволяет использовать ее практически на всех видах сайтов. Некоторые ресурсы оставляют пользователям возможность отключения рекламы на сайте, но такая услуга является платной.

С развитием интернета появляются новые виды рекламы, постепенно вытесняющие некоторые исторические виды размещения рекламы на сайтах. Среди основных видов рекламы выделяют баннерную и контекстную. Баннерная реклама представляет собой

22 Web 2.0 - видение Сети, в котором информация поделена на микро-частички, распределенные на десятки доменов. Сеть документов трансформировалась в Сеть данных. RSS-аггрегаторы, поисковые системы, порталы, Web API и веб-сервисы (XML- RPC, SOAP и др.).

размещение кликабельного графического баннера на других ресурсах, в интересах которых показать рекламу максимальное число раз и наиболее выгодным образом, т.к. от этого зависит величина их дохода. Контекстная реклама последнее время набирает популярность, постепенно вытесняя баннерную.

Специалисты в области маркетинга признают наиболее эффективной контекстную рекламу (Бегун, Google AdSense, Яндекс.Директ). Часто под словом «контекстный» имеют в виду и поисковую рекламу, так как и поисковая, и контекстная реклама зависят от ключевых слов, на которые они ориентированы. Главным плюсом такой рекламы можно отметить сравнительно высокий процент отдачи. Контекст (текстовое объявление с ссылкой на рекламодателя) подстраивается под тематику основного контента страницы, а следовательно на порядок увеличивается и вероятность того, что посетителей вашего ресурса заинтересует данное объявление и они по нему кликнут (каждый клик по объявлению это несколько заработанных центов или долларов).

В том случае, если брать в качестве основного сайт коммерческой направленности, то эффективными могут быть партнерские программы. Смысл заключается в сотрудничестве с компаниями, которые являются продавцами каких-либо товаров или поставщиками каких-либо услуг. Поставлять клиентов этим компаниям будет сайт, который заключил партнерское соглашение и принял все необходимые технические меры. За каждого клиента выплачиваются партнерские комиссионные.

При больших бюджетах имеет смысл вложиться в медийную рекламу, цель которой - широкий охват аудиторий. При своих возможностях медийная реклама позволяет одному пользователю увидеть рекламу несколько раз на разных сайтах, что способствует запоминанию бренда, услуги. Медийная реклама включает в себя разнообразные методы размещения рекламы:

• баннерная реклама (на сайтах и в баннерных сетях);

• mail direct (реклама в почтовых рассылках, не спам);

• PR (создание и рассылка пресс-релизов, создание конференций, интервью, рекламных статей, новостей);

• медийная контекстная реклама;

• медийная поисковая реклама.

Реклама позволяет узнать потенциальным клиентам о продукте, рассказать о преимуществах его использования, его уникальных качествах. Но реклама не всегда может определить конечный выбор пользователя: если товар (в нашем случае это может

быть интернет-сайт) покажется ему некачественным или не интересным, то скорее всего тратить деньги и время на него он не будет. Заинтересовать может только качественный и востребованный продукт.

На сегодняшний день в интернете существует огромное количество сайтов, предлагающих самый разнообразный информационный товар, и роль интернета как цифрового хранилища данных постоянно растет. В интернете можно найти практически любую информацию и купить с большими удобствами все то, что можно приобрести вне интернета. Ежедневно появляются сотни новых ресурсов и миллионы новых информационных поводов, которые начинают распространяться по остальным сайтам. Такой огромный объем ресурсов в Сети и данных отрицательно сказывается на качестве информации, что, в свою очередь, дает преимущество уникальным проектам и идеям.

Таким образом, чтобы интернет-проект был конкурентоспособным, он должен быть в большей степени уникальным. Именно его уникальность является одним из ключевых факторов для продуктов интернет-рынка, которые влияют на величину дохода. Уникальность идеи (материала), маркетинговая политика и соответствие современным техническим стандартам - это залог успеха интернет-проекта.

Литература

1. Материалы конференции «11-й Российский Интернет Форум» (2007.rif.ru)

2. Материалы конференции «ьСМИ» (www.i-smi.ru)

3. Материалы конференции «Интернет-сообщества 2008» (www.i-community2008.ru)

УДК 657.6:574

Оценка эффективности затрат на проведение мероприятий по снижению риска

на предприятиях

Сарынина Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

efrgutis@mail.ru

The author analyzes the evaluation method for the harmful effects of pollutants on human health as an indicator to use for the eco-auditing. Similarly, it is possible to assess the status of natural resources; the received data can be used to carry out other types of audit. The study examines the choice of environmental strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.