Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ВЫБОРА КАПИТАНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД ПО ПРИЗНАКАМ ИХ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ'

КРИТЕРИИ ВЫБОРА КАПИТАНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД ПО ПРИЗНАКАМ ИХ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАНЫ КОМАНД / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ / ЭКСПРЕССИВНЫЕ ЛИДЕРЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / СПЛОЧЕННОСТЬ КОМАНДЫ / ФАКТОРЫ УСПЕШНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ / УСПЕШНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаев А. Н., Шлат Н. Ю., Ануфриенко Л. В., Шалак О. М.

Цель исследования - экспериментально обосновать зависимость сплоченности спортивных команд, успешности их выступлений, а также развития личности юных волейболисток от меры выраженности у капитанов этих команд склонности к различным вариантам лидерства. Методика и организация исследования. В исследовании компонентов лидерского поведения некоторых из спортсменов использовался холистический подход, заключающийся в использовании как личностных, так и командных показателей. В качестве инструментальных методов также использовались два метода - лабораторный эксперимент и закрытый опрос. В качестве испытуемых выступили спортсменки старшего подросткового возраста (13-15 лет), занимающиеся волейболом. Исследование сводилось к измерению показателей лидерского поведения, основного социометрического показателя - сплоченности команды, успешности выступлений. Результаты исследования и выводы. Успешность выступлений команды, с одной стороны, определена ее сплоченностью, которая, в свою очередь, находится в зависимости от совпадения «капитан - экспрессивный лидер». Факт совпадения функций капитан команды и инструментального лидера способствует соревновательной успешности спортсменок. Успешность деятельности по воспитанию, образованию и оздоровлению юных волейболисток в определенной мере зависит от уровня сплоченности команд и от совпадения «капитан - экспрессивный лидер». Все это целесообразно учитывать в практической деятельности тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаев А. Н., Шлат Н. Ю., Ануфриенко Л. В., Шалак О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR SELECTING VOLLEYBALL TEAM CAPTAIN ON THE SIGNS OF THEIR LEADER BEHAVIOR

Objective of the study was to experimentally substantiate the dependence of the cohesion of sports teams, the success of their performances, as well as the development of the personality of young volleyball players, on the degree of severity of the captains of these teams' propensity for various leadership options. Methods and structure of the study. In the study of the components of leadership behavior of some of the athletes, a holistic approach was used, consisting in the use of both personal and team indicators. Two methods were also used as instrumental methods - a laboratory experiment and a closed survey. The subjects were female athletes of older adolescence (13-15 years old) involved in volleyball. The study was reduced to measuring indicators of leadership behavior, the main socio-metric indicator - team cohesion, successful performances. Results and conclusions. The success of the team's performances, on the one hand, is determined by its cohesion, which, in turn, depends on the match «captain - expressive leader». The fact that the functions of the team captain and the instrumental leader coincide contributes to the competitive success of the athletes. The success of activities for the upbringing, education and rehabilitation of young female volleyball players to a certain extent depends on the level of team cohesion and on the match «captain - expressive leader». All this should be taken into account in the practical activities of trainers.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ВЫБОРА КАПИТАНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД ПО ПРИЗНАКАМ ИХ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

КРИТЕРИИ ВЫБОРА КАПИТАНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНЫХ КОМАНД ПО ПРИЗНАКАМ ИХ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

УДК/UDC 159.9.072

Поступила в редакцию 26.07.2022 г.

мг

W

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор психологических наук, профессор А.Н. Николаев1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Ю. Шлат1 Л.В. Ануфриенко2 О.М. Шалак2

1Псковский государственный университет, Псков, Россия 2Полоцкий государственный университет, Новополоцк, Беларусь

CRITERIA FOR SELECTING VOLLEYBALL TEAM CAPTAIN ON THE SIGNS OF THEIR LEADER BEHAVIOR

Dr. Psych., Professor A.N. Nikolaev1 PhD, Associate Professor N.YU. Shlat1 L.V. Anufryienko2 O.M. Shalak2

1 Pskov State University, Pskov

2 Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать зависимость сплоченности спортивных команд, успешности их выступлений, а также развития личности юных волейболисток от меры выраженности у капитанов этих команд склонности к различным вариантам лидерства. Методика и организация исследования. В исследовании компонентов лидерского поведения некоторых из спортсменов использовался холистический подход, заключающийся в использовании как личностных, так и командных показателей. В качестве инструментальных методов также использовались два метода - лабораторный эксперимент и закрытый опрос. В качестве испытуемых выступили спортсменки старшего подросткового возраста (13-15 лет), занимающиеся волейболом. Исследование сводилось к измерению показателей лидерского поведения, основного социометрического показателя - сплоченности команды, успешности выступлений. Результаты исследования и выводы. Успешность выступлений команды, с одной стороны, определена ее сплоченностью, которая, в свою очередь, находится в зависимости от совпадения «капитан - экспрессивный лидер». Факт совпадения функций капитан команды и инструментального лидера способствует соревновательной успешности спортсменок. Успешность деятельности по воспитанию, образованию и оздоровлению юных волейболисток в определенной мере зависит от уровня сплоченности команд и от совпадения «капитан - экспрессивный лидер». Все это целесообразно учитывать в практической деятельности тренеров.

Ключевые слова: капитаны команд, инструментальные лидеры, экспрессивные лидеры, реализация лидерского потенциала, сплоченность команды, факторы успешных выступлений, успешность выступлений, педагогическая успешность.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the dependence of the cohesion of sports teams, the success of their performances, as well as the development of the personality of young volleyball players, on the degree of severity of the captains of these teams' propensity for various leadership options. Methods and structure of the study. In the study of the components of leadership behavior of some of the athletes, a holistic approach was used, consisting in the use of both personal and team indicators. Two methods were also used as instrumental methods - a laboratory experiment and a closed survey. The subjects were female athletes of older adolescence (13-15 years old) involved in volleyball. The study was reduced to measuring indicators of leadership behavior, the main socio-metric indicator - team cohesion, successful performances. Results and conclusions. The success of the team's performances, on the one hand, is determined by its cohesion, which, in turn, depends on the match «captain - expressive leader». The fact that the functions of the team captain and the instrumental leader coincide contributes to the competitive success of the athletes. The success of activities for the upbringing, education and rehabilitation of young female volleyball players to a certain extent depends on the level of team cohesion and on the match «captain - expressive leader». All this should be taken into account in the practical activities of trainers.

Keywords: team captains, instrumental leaders, expressive leaders, realization of leadership potential, team cohesion, factors of successful performances, success of performances, pedagogical success.

Введение. Как правило, голосование по выборам капитанов команд вначале проходит по кандидатуре, предложенной тренером. Тренеры обычно учитывают его спортивные результаты и наличие положительных отношений в диаде «тренер - капитан». Помощником тренера и своеобразным организатором деятельности спортивной команды может, а вероятно, и должен оказаться неформальный ее лидер. Лидером является один из ее членов, за которым большинство или все остальные признают право принимать ответственные решения, касающиеся интересов всей группы [2]. Однако тренеры могут ошибаться, поскольку каждый может

быть лидером одного вида лидерства, но быть ведомым в отношении другого его вида.

Наличие неформального лидера способствует достижению соревновательной успешности [4]. Однако в команде есть и неформальный лидер - ее капитан. Вероятно, для достижения высокой успешности соревновательной деятельности наиболее желательно проявление функций неформального лидера в лице формального лидера - капитана команды. Пока в литературе не рассматривается взаимодействие формального и неформального лидеров (капитана и лидера).

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Максимальный эффект в организации спортивной деятельности команды игроков команды достигается, когда ее капитан действует в соответствии с планами и задачами тренера. Пока нет данных о целесообразности выборов капитанов команд по признакам их лидерского поведения [3, 5].

Цель исследования - экспериментально обосновать зависимость сплоченности спортивных команд, успешности их выступлений, а также развития личности юных волейболисток от меры выраженности у капитанов этих команд склонности к различным вариантам лидерства.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 16 детских волейбольных командах детей старшего подросткового возраста 13-15 лет, учебно-тренировочных групп (УТГ). В число испытуемых вошли по 14-17 человек от каждой команды. Все испытуемые, в количестве 233 человек, были женского пола. В ходе исследования использовалась методики: «Способность быть лидером» Л. В. Ануфриенко [1]; «Реализация лидерского потенциала личности» А. Н. Николаев [8]; инструментальное лидерское поведение - с помощью гомеостатической установки В. И. Румянцевой [4]; «Социометрия» (Дж. Морено) [По кн.: 6]. Успешность деятельности волейболисток определялась по методике А. Н. Николаева, в основу которой положена успешность деятельности тренеров по реализации основных функций спорта - воспитательной, образовательной, оздоровительной и соревновательной [7].

Для обработки результатов применялся критерий х2 - хи-квадрат. Каждая из команд была разделена на две группы по показателям: успешные - неуспешные (по соревновательной успешности; 6/10); педагогически успешные - неуспешные (в плане воспитания, образования и оздоровления средствами спорта; 9/7) сплоченные - несплоченные (8/8); одна и та же волейболистка является экспрессивным лидером и капитаном команды - разные спортсменки (капитан-ЭЛ; 9/7); одна и та же волейболистка является инструментальным лидером и капитаном команды - разные спортсменки (капитан-ИЛ; 6/10). Определялась сопряженность пяти пар показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Мотивы стать и быть лидером у юных волейболисток превышают как их возможности (5,54>4,37), так и реальное их воплощение (5,54>4,12). Экспрессивное лидерское поведение спортсменок почти в 2,5 раза превышает инструментальное их лидерство (4,68>1,91; см. таблицу).

Получены следующие показатели сопряженности, достигающие уровня значимости р<0,05 (см. рисунок).

Своеобразным центром сопряженности оказалась сплоченности членов волейбольных команд, она связана с тремя из пяти их характеристик - с соревновательной успешностью (х2=8,53; р<0,01), которая тесно связана с показателем совпадения капитан-ИЛ (х2=6,97; р<0,01).

Успешность соревновательной деятельности команды определена их сплоченностью, которая находится в зависимости от совпадения капитан-ЭЛ (х2=4,57; р<0,05) и капитан-ИЛ (х2=2,13, правда при р<0,12).

Педагогическая успешность тренера связана со сплоченностью команд (х2=3,33; р<0,06) и с совпадением капитан-ЭЛ (х2=2,81; лишь при р<0,10).

Показатели лидерского поведения юных волейболисток (п=233)

2,13; 0,12 Капитан -

инструменталь-

и ный лидер

и 6,97;

0,01

Сплоченность команды Соревновательная

8,53; 0,01 успешность

П 4,57; 0,05

3,33; 0,06

Капитан - Педагогическая

экспрессивный лидер 2,81; 0,10 успешность

Лидерское поведение X s v %

Мотивировка быть лидером 5,54 1,03 18,6

Способность быть лидером 4,37 1,26 28,8

Реализация лидерского потенциала 4,12 1,19 28,9

Экспрессивное лидерство в целом 4,68 1,16 24,8

Инструментальное лидерское поведение 1,91 1,88 98,4

Плеяда сопряженности командных показателей волейболисток (п=16). * Пояснения: сопряженность показателей, достигающая 95% достоверности и выше, выделена двойной линией; первое число отражает величину с , второе - уровень значимости; стрелочки показывают направление влияния.

Педагогическая успешность не связана с успешностью выступлений команд в матчах.

По отношению к критерию х2 коэффициент регрессии не высчитывается, однако здравый смысл подсказывает, что направление влияния должно быть таким: при выборе капитана команды, являющимся экспрессивным лидером, повышается ее сплоченность, которая связана с успешностью выступлений. Непосредственное же влияние на успешность выступлений волейбольных команд оказывает удачный выбор капитаном команды той волейболистки, которая является ее инструментальным лидером.

В волейбольных командах с капитаном, являющимся экспрессивным лидером, с вероятностью 95% должен устанавливаться высокий уровень групповой сплоченности, что не может не повышать мотивы взаимодействия спортсменок друг с другом и, соответственно, повышать мотивы занятий волейболом. Сплоченность команд в игровых видах спорта, кроме улучшения психологического климата, способствует взаимопониманию, способствует сыгранности.

При выборах капитанов волейбольных команд тренеру целесообразно ориентироваться на свою преобладающую профессиональную направленность: преимущественно на спортивные результаты или на воспитание, обучение и развитие. Если на первое, то для выполнения капитанских функций более востребован инструментальный лидер, а если на развитие личности своих учеников, то экспрессивных.

Выводы. Успешность выступлений волейбольных команд учебно-тренировочных групп, состоящих из детей старшего подросткового возраста, находится в зависимости от того, насколько у капитанов этих команд выражена склонность к инструментальному лидерству. Сплоченность этих команд является еще одним фактором успешных выступлений юных спортсменок, которые, в свою очередь, в значительной мере обусловлены совпадением выполнения функций капитанов команд с выполнением функций экспрессивного лидера. Выбор капитанов волейбольных команд по признакам их лидерского поведения целесообразен также тем, что способствует более полной реализации тренерами других функций спорта - воспитательной, образовательной и оздоровительной.

Практическая значимость проведенного исследования строится на том основании, что выбор капитанов волейбольных команд по признакам их лидерского поведения несложен, однако он дает значительный эффект в соревновательном плане, а также в успешности становления юных спортсменок как личностей.

Литература

1. Ануфриенко Л. В. Опросник определения мотивировки и способности быть лидером / Л. В. Ануфриенко // Вестник Псков-

16

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

ского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». Выпуск 13. - Псков: Псков ГУ, 2021. - С. 88-92.

2. Беспалов Д. В. Диагностика лидерства в учебных группах / Д. В. Беспалов // Школьные технологии. - М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий. - 2015. - № 3. - С. 160165.

3. Беспалов Д. В. Динамика лидерства в спортивных командах (на примере баскетбола) / Д. В. Беспалов // Материалы научной (национальной) конференции. - Шуя: Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», 2018. С. 9-12.

4. Джамгаров Т. Т. Лидерство в спорте / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 80 с.

5. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. - М: Физкультура и спорт, 1986. - 197 с.

6. Марищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова. - М.: Просвещение, 2005. - 353 с.

7. Николаев А. Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А. Н. Николаев. СПб.: СПб. ГАППО, 2004. - 344 с.

8. Николаев А. Н. Методика измерения проявления лидерского потенциала личности / А. Н. Николаев // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». Выпуск 8. - Псков: Псков ГУ, 2018. - С. 99-105.

References

1. Anufrienko L. V. Oprosnik opredeleniya motivirovki i sposobnosti byt liderom [Questionnaire for determining motivation and ability to be a leader]. Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya

«Psihologo-pedagogicheskie nauki». No. 13. Pskov: PskovGU pybl., 2021. pp. 88-92.

2. Bespalov D. V. Diagnostika liderstva v uchebnyh gruppah [Diagnostics of leadership in study groups]. Shkolnye tekhnologii. Moscow: Nauchno-issledovatelskiy institut shkolnyh technology publ., 2015. No. 3. pp. 160-165.

3. Bespalov D. V. Dinamika liderstva v sportivnyh komandah (na primere basketbola) [Dynamics of leadership in sports teams (on the example of basketball)]. Proceedings national scientific conference. Shuya: Shujsky filial «Ivanovsky gosudarstvennyy universitet» publ., 2018. pp. 9-12.

4. Dzhamgarov T. T., Rumyanceva V. I. Liderstvo v sporte [Leadership in sports]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1983. 80 p.

5. Kolomejcev Yu. A. Vzaimootnosheniya v sportivnoj komande [Relationships within a sports team]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1986. 197 p.

6. Marishchuk V. L., BludovYu.M., Serova L. K. Psihodiagnostika v sporte [Psychodiagnostics in sports]. Moscow: Prosveshchenie publ., 2005. 353 p.

7. Nikolaev A. N. Psihologiya trenera v detsko-yunosheskom sporte [Psychology of a coach in youth sports]. SPb.: SPb. GAPPO publ., 2004. 344 p.

8. Nikolaev A. N. Metodika izmereniya proyavleniya liderskogo potenciala lichnosti [Methodology for measuring the manifestation of a person's leader-ship potential]. Vestnik Pskovskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya «Psihologo-pedagogicheskie nauki». No. 8. Pskov: PskovGU publ., 2018. pp. 99-105.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА АСТЕНИЗИРОВАННЫХ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ

Кандидат педагогических наук С.В. Токарева1 Кандидат биологических наук Н.В. Воробьева1 Доктор биологических наук, профессор С.Ю. Завалишина2 Е.В. Кичигина3

1Юго-Западный государственный университет, Курск

Российский государственный социальный университет, Москва

3Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск

УДК/UDC 796.01: 612

Ключевые слова: юноши, дзюдо, функциональный статус, астения, сердце, оздоровление.

Введение. После перенесенной острой респираторной вирусной инфекции в организме спортсменов нередко возникает состояние астении, ослабляющей его общие физические характеристики [1]. Существенно снизить проявления астении можно, применяя регулярные рациональные мышечные тренировки. Существующие методики устранения астении у спортсменов юношеского возраста все еще требуют дополнительного совершенствования.

Цель исследования - обосновать вариант устранения явлений астении у юных дзюдоистов и оценить его эффективность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика и организация исследования. В ходе экспериментов были собраны две группы юных дзюдоистов (18-20 лет), регулярно тренирующихся по три раза на протяжении недели. В каждую из групп вошли по 12 юношей с развившейся у них астенией после острой респираторной вирусной инфекции. Юноши обеих групп прошли курс реабилитации на протяжении 1,5 месяцев. У представителей первой группы была применена традиционная схема оздоровления. Юные дзюдоисты второй группы получили курс антиастенических воздействий по авторской схеме, предусматривающей рационализацию общего режима дня, увеличение продолжительности ночного сна до 9 часов, соблюдение диеты со значительным количеством белка животного происхождения и витаминов, временное понижение интенсивности регулярных физических тренировок,

OPTIMIZATION OF THE FUNCTIONAL STATUS OF ASTENIZED YOUNG JUDOISTS

PhD S.V. Tokareva1 PhD N.V. Vorobieva1

Dr. Biol., Professor S.Yu. Zavalishina2 E.V. Kichigina3

Southwest State University, Kursk 2Russian State Social University, Moscow 3Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk

Поступила в редакцию 03.09.2022 г. выполнение ежедневно общеукрепляющих упражнений и ежедневные жемчужные ванны. Оценка состояния обследованных осуществлялась исходно и через 1,5 месяца оздоровления. У юных спортсменов проводили ряд стандартных тестов для оценки их физического статуса с последующей статистической обработкой полученных значений с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведения реабилитационных воздействий у юных дзюдоистов обеих групп достигнуты позитивные изменения функциональных показателей, оказавшиеся на более предпочтительном уровне на фоне авторского варианта реабилитации. У дзюдоистов, вошедших во вторую группу, спустя шесть недель оздоровительных мероприятий удалось получить более выраженные позитивные изменения, в общем их функциональном статусе. Это указывало на более выраженные оптимизирующие возможности авторской схемы оздоровления по оптимизации метаболизма и работы сердца. У дзюдоистов первой группы отмечены более скромные положительные изменения учитываемых параметров при сохранении ряда проявлений астении.

Выводы. Применение авторской схемы физической реабилитации обеспечивает весьма выраженное снижение явлений астении у юных дзюдоистов.

Литература

1. Медведев И. Н. Функциональные особенности сердца у легкоатлетов / И. Н. Медведев, Е. С. Каченкова // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 20-21.

Информация для связи с автором: [email protected]

№11 • 2022 Ноябрь I November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.