Критерии управления рисками при планировании закупок
Сергеева Светлана Александровна,
кандидат экономических наук, соискатель кафедры управления активами Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации E-mail: [email protected]
Акимова Екатерина Андреевна,
магистрант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского государственного университета управления Правительства Москвы E-mail: [email protected]
В современных социально-экономических условиях вопросы управления рисками при осуществлении закупочной деятельности приобретают особую актуальность, поскольку данные процессы позволяют проводить определенные управленческие решения, минимизирующие шансы неблагоприятного исхода закупки и уменьшающие предполагаемые финансовые потери при ее осуществлении. При ответственном подходе к управлению рисками возникает необходимость реализации целого ряда последовательных шагов, совокупность которых и представляет собой риск-мониторинг (провести анализ и идентификацию рисков, провести оценку выявленного рисках по всем альтернативам; определить оптимальное решение по риску, которое полностью соответствует интересам и целям заказчика; определить необходимые меры, направленные на снижение риска; провести анализ и оценить результаты выбранного решения). Управлять рисками при планировании закупочной деятельности необходимо на основании определенных критериев и показателей, которые подразделяются на формализованные и неформализованные.
Ключевые слова: закупки, риски, управление рисками, планирование закупок, мониторинг.
а. в
см см
В современных социально - экономических условиях вопросы управления рисками при осуществлении закупочной деятельности приобретают особую актуальность, поскольку данные процессы позволяют принимать определенные управленческие решения, минимизирующие шансы неблагоприятного исхода закупки и уменьшающие предполагаемые финансовые потери при ее осуществлении. При ответственном подходе к управлению рисками необходимо реализовать ряд последовательных шагов, совокупность которых и представляет собой риск-мониторинг, а именно:
• провести идентификацию и анализ рисков;
• провести оценку выявленного риска с разных точек зрения;
• определить оптимальное решение по выявленному риску, которые полностью отвечает интересам и целям заказчика;
• актуализировать и принять меры, направленные на уменьшение влияния риска;
• провести оценку и анализ по результатам действий.
В научной литературе отмечается, что «основной задачей планирования действий по контролю на базе системы мониторинга рисков является максимальное повышение результативности и эффективности мероприятий по контрою, за счёт которых происходит сохранность средств из бюджета и корректность их использования при минимизации затрата» [8].
Риски, возникающие в процессе осуществления государственных (муниципальных) закупок могут возникать на любом этапе ведения закупочной деятельности, в том числе и на этапе планирования. Однако разные исследователи по-разному подходят к вопросам их классификации и определения. К примеру, по мнению Ю.И. Сыроватко на стадии планирования могут возникать два типа рисков:
1. Риски, связанные с некорректным составлением технического задания: составлено не полностью, в нём не учитываются специализированные условия, которые должны быть прописаны в контракте и др.
Главным методом по борьбе с такими рисками являются организационные методы:
• наём сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации;
• прописанная регламентация по взаимодействию на каждом этапе составление закупки;
• активное применение новейших методик планирования, прогнозирования, экономического и финансового анализа;
• глубокая и качественная проработка специализированных контрактных условий.
2. Риски, связанные с некорректным определение максимальной начальной цены контракта, который заключается в том факте, что не каждый заказчик может корректно определить стоимость. В методологии борьбы с такими рисками лежат экономические методы:
• непрерывный мониторинг актуального и прогнозируемого рынка на требуемые группы услуг и товаров;
• активное использования методик макроанализа и правильное прогнозирование динамики в экономике [9].
Важно отметить, что, по мнению современных исследователей, в связи с риском неправильного расчета НМЦК, одним из важнейших направлений в области риск - управления на этапе планирования закупок, минимизации коррупционных рисков и актуализации идеи экономии средств из бюджета [1], что подразумевает «совершенствование законодательной базы, а именно 44-ФЗ и на законодательном уровне закрепления системы автоматизированного расчёта максимальной стоимости закупки. Данная система должна в автоматическом режиме проводить анализ средней стоимость подписанных контрактов на определённый момент времени, за счёт чего можно будет исключить человеческий фактор, коррупционные схемы, обеспечить экономию средств из бюджета благодаря уменьшению трудозатрат» [7].
К.В. Кузнецов утверждает, что к основным рискам, которые могут возникать на этапе планирования закупок, могут быть отнесены следующие:
1. Оценка необходимости закупки - иногда заказчики искусственным образом формируют потребности для обеспечения дорогостоящими закупками конкретных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), либо под разными предлогами списывают используемые товары в интересах продавца нового товара или покупателя списанного.
2. Несвоевременная закупка - важно учитывать конкретные условия удовлетворения каждой закупки. Например, при покупке зимних шин в июне (обоснованной скидками, действующими в данный период), их придется хранить несколько месяцев, что уменьшит гарантийный срок.
3. Взаимосвязанные работы и услуги - иногда в закупочный план раздельно включают услуги и работы, которые взаимозависимы. Обычно это происходит, если за такие закупки отвечают разные заказчики.
4. «Троянский конь» - при планировании закупки нужно учитывать, как будет использоваться приобретаемый объект, не потребуется ли новых закупок для обеспечения его работоспособности, насколько он совместим с иными решениями, предлагаемыми рынком и т.д.
5. Неверное определение НМЦК - проблема здесь заключается не только в необоснован-
ном завышении, но и в необоснованном занижении НМЦК.
6. Субъективное описание объекта закупки - часто заказчики сужают требования к закупке так, чтобы они удовлетворяли предложению конкретного исполнителя.
7. Неконкурентная форма закупки - иногда заказчики специально осуществляют дробление объема закупки на небольшие лоты, позволяющее не проводить торги.
8. Сокрытие закупки - иногда возможна подмена формального объекта закупки, например, вместо лекарств планируется закупка услуг по лекарственному обеспечению, а вместо закупки оборудования - аренда.
9. Скрытые выгоды для поставщика (подрядчика, исполнителя) - иногда в рамках выполнения контрактных обязательств могут выделяться средства на улучшение производственной базы подрядчика, его сотрудники могут получить новый опыт и навыки и т.д.
10.Повторные закупки - заказчик может повторно проводить закупку работ или услуг, выполненных или оказанных ранее для сокрытия недоделок предыдущего исполнителя или создания условий для повторной приемки (и оплаты) результатов. Такая схема редко реализуется в течение одного финансового года, поэтому при планировании выявлять такие закупки затруднительно^].
В «Методических рекомендациях по оценку и уменьшению рисков коррупции при проведении закупок для нужд государства за счёт средств из государственного бюджета», разработанных Главным Управлением специальных программ Президента РФ, обозначен широкий спектр рисков, которые могут возникнуть на стадии планирования, и путей их предотвращения (см. табл. 1).
При наиболее общем подходе ученые выделяют четыре основных стратегии управления рисками при закупках:
1. Локализация возможного риска, что подразумевает контроль за наиболее опасными источниками.
2. Уклонение от возможных рисков, что подразумевает отказ от рискованных закупок и взаимодействие с проверенными подрядчиками.
3. Компенсация рисковых случаев, что подразумевает активное применение методологии по упреждению рисками.
4. Распределение рисков, что подразумевает уменьшение степени влияния рисков на работу заказчиков на основании активного применения методологии диверсификации рисков [11].
Управлять рисками при планировании закупочной деятельности необходимо на основании определенных критериев и показателей, которые подразделяются на формализованные и неформализованные, что для большей наглядности представлено в таблице (табл. 2).
сз о со от гп Р от
от А ш
Таблица 1. Риски при планировании закупок[12]
Состав рисков Пути предотвращения рисков
Определе- - некорректное опре- - разработка и внедре-
ние при- деление закупочных ние системы эффек-
оритетов приоритетов (сроки, тивного
заказчика объём, объект) планирования закупок,
- определение места базирующейся на все-
расположения и круга стороннем анализе
потребителей; потребностей с учетом
- определение объё- мнения конечных потре-
мов потребление; бителей
- лоббирование инве- - обоснование способа
стиций в определён- определения поставщи-
ную сферу; ка (подрядчика, испол-
- определение объе- нителя)
ма средств, направля- - соблюдение правил
емых на закупку нормирования
Исследова- - необоснованное - исследование рынка
ние рынка расширение или огра- независимыми специа-
и опре- ничение круга потен- листами или подготов-
деление циальных участников ленными специалистами
НМЦК закупок заказчиков, уполномо-
- необоснованное ченных органов и уч-
расширение или огра- реждений в сфере
ничение круга объек- маркетинга
тов закупки - использование долж-
- необоснованное ных методов обоснова-
упрощение или услож- ния НМЦК
нение контрактных - экспертиза обоснова-
условий ния НМЦК
- необоснованное - разработка типовых
завышение или зани- описаний объекта за-
жение НМЦК купки - постоянный мониторинг и опубликование цен на типовые товары (работы, услуги)
Форми- - необоснованное - мониторинг условий
рование сокращение срока исполнения контрактов
плана- исполнения контракта на предмет
графика (за счёт чего оста- необоснованного сокра-
закупок ётся единственный щения сроков
подрядчик, у которо- - обоснование выбора
го есть инсайдерская способа определения
информация или час- поставщика (подряд-
тично выполненный чика, исполнителя)
контракт); и НМЦК
- немедленный выбор - обоснование предла-
подрядчика в конце гаемых условий испол-
квартала или года; нения
- необоснованное контракта
затягивание или уско- - разработка и внедре-
рение закупки ние регламента по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) - проведение обязательного общественного обсуждения закупок - учет предложений субъектов общественного контроля
Таблица 2. Основные показатели для системы риск-ориентированного мониторинга планирования закупок[8]
ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПОКАЗАТЕЛИ
Внутренние показа- Внешние пока-
тели затели
- данные внешних - результаты анализа - обращения
информационных обоснованности осу- граждан
систем ществления закупок - мониторинг
- данные ЕИС - результаты мони- СМИ и блогов
- данные региональ- торинга торгов - сведения
ных систем торгов - результаты анализа иных органов
- данные систем исполнения госпро- контроля
Казначейства и учета грамм
реализации госпро- - результаты анализа
грамм эффективности де-
ятельности государ-
ственных унитарных
и казенных предпри-
ятий
- результаты внут-
реннего финансового
контроля и аудита
К основным принципам управления рисками при планировании закупок могут быть отнесены следующие:
• ответственное отношение уполномоченных сотрудников к профессиональным задачам, корректность понимания работы системы риск управления;
• финансирование рисковых случаев, т.е. стимулирование в экономической системе, направленное на их уменьшение;
• своевременный и эффективный контроль рисковых случаев на всех этапах проведения закупки;
• поддержание эффективности процедур управления рисками с целью прогнозирования негативных ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным результатам закупки [5].
В научных исследованиях также подчеркивается, что для повышения эффективности управления рисками в системе государственных (муниципальных) закупок на этапе планирования может быть рекомендован комплекс следующих управленческих подходов:
• качественный мониторинг законодательных новаций, который даст возможность сразу же отслеживать все законодательные изменения;
• внедрение новых тактических и стратегических парадигм в риск управлении;
• улучшение системы процедур найма, обучения и продвижения сотрудников для обеспечения должного уровня компетентности персонала;
• повышение эффективности процедур контроля для мотивации добросовестного поведения сотрудников [2;10].
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что минимизация рисков на этапе планирования закупки должна включать в себя следующие мероприятия, которые заказчики могут реализовать самостоятельно, не дожидаясь приня-
тия специальных нормативно-правовых актов или внесения изменений в законодательство:
• обоснование необходимости закупки, когда заявка подтверждается ссылками на объективные, конкретные и проверяемые данные, а при необходимости - независимой экспертизой;
• обратная связь от потребителя товаров, работ, услуг, оценивающего эффективность закупки, что позволит учесть выявленные недостатки на очередном этапе планирования;
• постоянный учет и контроль приобретаемых товаров, работ и услуг.
Эффективное проведение закупок для нужд государства является важнейшим условием качественной работы любой организации [3; 4; 5]. а управление рисками в процессе планирования закупок призвано минимизировать негативный эффект, который может возникнуть во время проведения закупочной деятельности. Эффективное управление рисками позволяет организации постоянно и эффективно проводить закупки. Именно поэтому основная задача управления рисками на этапе планирования закупок глобально подразумевает непрерывное улучшение системы правового регулирования системы закупок, уменьшение правовых и нормативных нестыковок и пробелов, оптимизацию системы правовой ответственности и эффективный контроль за закупочной деятельностью.
Таким образом, анализ закупочных практик, научной литературы позволяет отнести к основным рискам, возникающим при планировании закупок, неверную оценку необходимости закупки, несвоевременность закупки, планирование закупок взаимосвязанных работы и услуг, эффект «троянского коня», неверное определение нМцк, субъективное описание объекта закупки, выбор неконкурентной формы закупки, сокрытие закупки, обеспечение скрытых выгод для поставщика (подрядчика, исполнителя) и планирование повторных закупок. Для минимизации данных рисков необходима высокая профессиональная подготовка специалистов в сфере закупок не только в части планирования, но и в части управления рисками.
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Фе-
дерации и отдельных положении некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
2. Гладилина И.П., Сергеева С.А., Орлюк А.В., Строганова Е.В., Шайдуллина Г.М. Совершенствование управления закупочной деятельностью в условиях цифровизации на основе мониторинга закупок // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 3. - С. 128-132.
3. Гладилина И.П., Литвенко И.Ю., Кирюхи-на Е.И. Современные управленческие технологии и Индустрия 4,0// Финансовые рынки и банки. - 2021. - № 12. - Стр.21-24.
4. Гладилина И.П., Сергеева С.А., Кадыров Н.Н., Мельникова А.В., Строганова Е.В. Подготовка специалистов в сфере закупок к работе в условиях умной контрактной системы // Инновации и инвестиции. - 2020. - № 6. - С. 96-99.
5. Доржиева Е.Д. Управление рисками в закупках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/studconf/science/xxxi/84330 (дата обращения 30.01.2022)
6. Кузнецов К.В. Контрактная система: риски и ошибки на этапе планирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bujet.ru/ article/305110.php (дата обращения 29.01.2022)
7. Саяпина П.А. Управление рисками государственных закупок и их характер / П.А. Саяпина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 6-2. - С. 213-215.
8. Сенин Е.И. Определяем риски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rufincontrol.ru/ article/325280/ (дата обращения 27.01.2021)
9. Сыроватко Ю.И. Риски закупочного процесса, технологии устранения причин, распределение рисков / Ю.И. Сыроватко // Госзаказ. - 2019. -№ 2. - С. 28-33.
10. Сучалкина Е.А. Управление рисками в сфере государственных закупок / Е.А. Сучалкина, Е.А. Мальцева // Управление рисками в экономике: проблемы и решения: труды науч.-практ. конф. с международ. участием РИСК'Э 2018. -2018. - С. 293-297.
11. Шмыткин В.А. Управление рисками в закупках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://na-journal.ru/1-2019-gumanitarnye-nauki/1500-upravlenie-riskami-v-zakupkah (дата обращения 30.01.2022)
12. Методические рекомендации по оценке и снижению коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд при использовании бюджетных средств и государственного имущества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Консультант Плюс.
CRITERIA FOR RISK MANAGEMENT IN
PROCUREMENT PLANNING
Sergeeva S.A., Akimova E.A.
Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of
Foreign Affairs of the Russian Federation; Moscow State University of Management of the Government of Moscow
C3
о
CO
от m Р от
от А
=Е
In modern socio-economic conditions, the issues of risk management in the implementation of procurement activities are of particular relevance, since these processes allow certain management decisions to be made that minimize the chances of an unfavorable outcome of the procurement and reduce the expected financial losses during its implementation. With a responsible approach to risk management, it becomes necessary to implement a number of sequential steps, the totality of which is risk monitoring (to analyze and identify risks, assess the identified risks for all alternatives; determine the optimal risk solution that fully meets the interests and goals of the customer; determine the necessary measures aimed at reducing the risk; analyze and evaluate the results of the chosen solution). It is necessary to manage risks when planning procurement activities on the basis of certain criteria and indicators, which are divided into formalized and non-formalized.
Keywords: procurement, risks, risk management, procurement planning, monitoring.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation of May 27, 2021 No. 814 "On monitoring the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs and the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities, as well as on assessing the effectiveness of the activities of control bodies exercising control for compliance with the legislation of the Russian Federation and other regulatory legal acts on the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs, on the introduction of amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation and the invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
2. Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Orlyuk A.V., Stroganova E.V., Shaydullina G.M. Improving procurement management in the
context of digitalization based on procurement monitoring // Financial Markets and Banks. - 2020. - No. 3. - S. 128-132.
3. Gladilina I.P., Litvenko I. Yu., Kiryukhina E.I. Modern management technologies and Industry 4.0 // Financial markets and banks. - 2021. - № 12. - P. 21-24.
4. Gladilina I.P., Sergeeva S.A., Kadyrov N.N., Melnikova A.V., Stroganova E.V. Training of specialists in the field of procurement for work in a smart contract system // Innovations and investments. - 2020. - No. 6. - S. 96-99.
5. Dorzhieva E.D. Risk Management in Procurement [Electronic resource]. - Access mode: https://sibac.info/studconf/science/ xxxi/84330 (accessed 01/30/2022)
6. Kuznetsov K.V. Contract system: risks and mistakes at the planning stage [Electronic resource]. - Access mode: http://bujet.ru/ article/305110.php (accessed 01/29/2022)
7. Sayapina P.A. Management of public procurement risks and their character / P.A. Sayapina // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2019. - No. 6-2. - S. 213215.
8. Senin E.I. We determine the risks [Electronic resource]. - Access mode: http://rufincontrol.ru/article/325280/ (accessed 27.01.2021)
9. Syrovatko Yu.I. Risks of the procurement process, technologies for eliminating causes, distribution of risks / Yu.I. Syrovatko // State order. - 2019. - No. 2. - S. 28-33.
10. Suchalkina E.A. Risk management in public procurement / E.A. Suchalkina, E.A. Maltseva // Risk Management in Economics: Problems and Solutions: Proceedings of Scientific and Practical. conf. with international participation of RISK'E 2018. -2018. - S. 293-297.
11. Shmytkin V.A. Risk Management in Procurement [Electronic resource]. - Access mode: https://na-journal.ru/1-2019-gumanitarnye-nauki/1500-upravlenie-riskami-v-zakupkah (Accessed 01/30/2022)
12. Guidelines for assessing and reducing corruption risks in the procurement of goods, works and services to meet public needs when using budgetary funds and state property [Electronic resource]. - Access mode: Consultant Plus.
Q.
e
CM CM