Научная статья на тему 'Оценка риска при закупках продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы России'

Оценка риска при закупках продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
420
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PROCUREMENT / РИСК / RISK / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CORRECTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пружинина О.П.

Предмет. Система государственных закупок является частью механизма обеспечения экономической безопасности страны. Деятельность организации по осуществлению закупок, как любая хозяйственная деятельность в рыночных условиях, сопряжена с экономическими рисками. Таким образом, риски закупочного цикла будут оказывать влияние на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, следовательно, существует необходимость их идентификации, анализа и оценки в целях разработки соответствующих мероприятий для их минимизации. Факторы, обусловливающие возникновение данных рисков, проявляются на всех этапах закупочного цикла. Этап планирования закупки является ключевым, так как здесь определяются потребность заказчика, требования к закупаемым товарам (работам, услугам), объем и сроки закупки. В статье рассмотрены основные риски закупки на этапе планирования. Цели. Разработка методики оценки риска закупки на этапе планирования. Методология. Для оценки риска использованы методы анализа иерархий и построения лингвистических шкал оценивания. Результаты. Определены факторы риска этапа планирования закупки для нужд уголовно-исполнительной системы. Разработаны вербально-числовые шкалы оценки вероятности возникновения ошибок, обусловленных определенными факторами. Произведена оценка риска закупки продовольствия на этапе планирования по предложенной методике для нужд территориального органа ФСИН России. Выводы. Представленная методика позволяет оценить риск закупки на этапе планирования и определить влияние каждого фактора на результат, который будет являться основой для разработки мероприятий по снижению риска закупки при планировании. Методика предназначена для руководителей контрактных служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk assessment during food procurement for the correctional system of the Russian Federation

Importance The article overviews the principal procurement risks at the planning phase. Objectives I devise methods to assess the procurement risk during the planning phase. Methods Risks are assessed using the analytic hierarchy process and linguistic evaluation scale. Results I determined risk factors during the planning of procurement for the correctional system. The article presents verbal and numerical scales to evaluate the probability of errors due to certain factors. I also assessed the food procurement risk at the planning phase using the proposed method with respect to the local body of the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions and Relevance The proposed method helps assess the procurement risk during the planning process and determine to what extent each factor influences the results, which will underlie activities for reducing the procurement risk during the planning phase. The methods are supposed for leaders of contractual functions of correctional institutions and bodies.

Текст научной работы на тему «Оценка риска при закупках продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы России»

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Экономическая безопасность

ОЦЕНКА РИСКА ПРИ ЗАКУПКАХ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ДЛЯ НУЖД УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Ольга Павловна ПРУЖИНИНА

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров,

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Российская Федерация

for_me.85@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-3294-4896

SPIN-код: 2986-7080

История статьи:

Получена 28.02.2018 Получена в доработанном виде 26.03.2018 Одобрена 15.04.2018 Доступна онлайн 16.07.2018

УДК 339.3 С38, Н57

Ключевые слова:

государственные закупки, риск, планирование, уголовно-исполнительная система

Аннотация

Предмет. Система государственных закупок является частью механизма обеспечения экономической безопасности страны. Деятельность организации по осуществлению закупок, как любая хозяйственная деятельность в рыночных условиях, сопряжена с экономическими рисками. Таким образом, риски закупочного цикла будут оказывать влияние на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, следовательно, существует необходимость их идентификации, анализа и оценки в целях разработки соответствующих мероприятий для их минимизации. Факторы, обусловливающие возникновение данных рисков, проявляются на всех этапах закупочного цикла. Этап планирования закупки является ключевым, так как здесь определяются потребность заказчика, требования к закупаемым товарам (работам, услугам), объем и сроки закупки. В статье рассмотрены основные риски закупки на этапе планирования.

Цели. Разработка методики оценки риска закупки на этапе планирования. Методология. Для оценки риска использованы методы анализа иерархий и построения лингвистических шкал оценивания.

Результаты. Определены факторы риска этапа планирования закупки для нужд уголовно-исполнительной системы. Разработаны вербально-числовые шкалы оценки вероятности возникновения ошибок, обусловленных определенными факторами. Произведена оценка риска закупки продовольствия на этапе планирования по предложенной методике для нужд территориального органа ФСИН России. Выводы. Представленная методика позволяет оценить риск закупки на этапе планирования и определить влияние каждого фактора на результат, который будет являться основой для разработки мероприятий по снижению риска закупки при планировании. Методика предназначена для руководителей контрактных служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Пружинина О.П. Оценка риска при закупках продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2018. - Т. 14, № 7. -С. 1287 - 1304.

https://doi.org/10.24891/ni. 14. 7.1287

Функционирование органов государственной власти и государства в целом обеспечивается через контрактную систему закупок товаров, работ и услуг, что определяет принадлежность этой системы к механизму обеспечения экономической безопасности страны1. В то же

1 Каранина Е.В., Картавых К.Е. Угрозы и критерии экономической безопасности в сфере государственных закупок // Advanced Science. 2017. № 2. С. 63-75; Смотрицкая И.В., Черных С.Б. Государственные закупки в

время непосредственно закупки осуществляют организации-бюджетополучатели в рамках своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом отношении закупочная деятельность тесно связана с экономической безопасностью

организации-заказчика как хозяйствующего субъекта2.

самостоятельного

системе взаимоотношений государства и рынка // Общество и экономика. 2010. № 1. С. 78-87.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) входит в десятку крупнейших федеральных заказчиков с долей стоимости контрактов, заключенных заказчиками федерального уровня в 2017 г., равной 6,57%. При этом около 1/4 расходов ФСИН России составляет продовольственное обеспечение, которое реализуется в рамках государственного оборонного заказа.

Виду того, что конечной целью закупок продовольствия в уголовно-исполнительной системе (УИС) является удовлетворение потребностей спецконтингента в пище, то есть удовлетворение общественной нужды и выполнение социальной функции государства, осуществление данных закупок связано с повышенной ответственностью заказчиков по обеспечению их эффективности. Кроме этого, при осуществлении закупок продовольствия для нужд УИС заказчики, помимо требований законодательства о закупках, должны также руководствоваться нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а также специальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок организации питания в учреждениях УИС.

Практически все организации сталкиваются с необходимостью оценки риска для снижения количества опасных событий и достижения поставленных целей. Всей деятельности организации, в том числе учреждений и органов УИС, сопутствует риск. Закупочная деятельность не является исключением.

Целью закупки является удовлетворение потребности в товаре, работе, услуге3. Исходя из критериев эффективности закупки, можно выделить основные риски, влияющие на достижение цели [1]:

2 Гапоненко В. Ф., Беспалько А.Л., Власков А. С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы

и принципы: учебно-методич. пособие. М.: Ось-89, 2007. 208 с.; Маликов А.И. Система государственных закупок в обеспечении экономической безопасности в органах государственной власти // Евразийский научный журнал. 2016. № 8. С. 50-53.

3 Нестерович Н.В. Эффективность государственных

закупок - конкуренция // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2015. № 40. С. 8-15.

• риск поставки товара, выполнения работы, оказания услуги ненадлежащего качества;

• риск поставки товара, выполнения работы, оказания услуги в недостаточном объеме;

• риск нарушения сроков поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

• риск завышения/занижения стоимости товаров, работ, услуг.

Факторы, обусловливающие возникновение данных рисков, проявляются на всех этапах закупочного цикла [2].

Оценка риска помогает в принятии решений в условиях неопределенности и возможности возникновения событий или обстоятельств (плановых и непредвиденных), воздействующих на достижение целей организации [3].

Следует отметить, что использование статистических методов для оценки вероятности возникновения нежелательных событий в процессе осуществления закупки крайне затруднительно, что вызвано рядом причин.

1. Отсутствие информации, пригодной для статистического анализа. Так, ошибки, допускаемые заказчиками в процессе закупок, далеко не всегда приводят к нарушениям законодательства и отражаются в отчетах контролирующих органов. В то же время не все нарушения выявляются в ходе проведения проверок, а решения органов контроля по спорным ситуациям не всегда носят объективный характер; последнее подтверждается объемом судебной практики по обжалованию решений ФАС.

2. Умышленность действий, направленных на срыв закупки, со стороны участников.

3. Умышленные нарушения процедуры закупок происходят относительно редко, поэтому требуется сравнительно много времени для того, чтобы собрать объем данных, достаточный для проведения статистического анализа.

По этим причинам в настоящее время наиболее приемлемыми методами оценки рисков являются экспертные методы, когда суждения о вероятности приходится выносить на интуитивном уровне [4].

Планирование закупок является самым ответственным этапом закупочного цикла, организующим началом всего процесса закупки. Именно на этом этапе определяются потребность заказчика, требования к объектам закупок, их сроки и стоимость.

Основными акторами при планировании закупок для нужд УИС являются сотрудники контрактных служб - инициаторы4. Функции инициаторов на стадии планирования заключаются в определении потребности в соответствующих товарах, работах, услугах, обосновании закупок, описании объектов закупок, определении сроков, обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Для определения совокупного риска на этапе планирования закупки нами была построена иерархия рисков на данном этапе, а также факторов, обусловливающих их появление (рис. 1).

Как видно из представленной иерархии, на возникновение рисков планирования закупки будут оказывать влияние семь основных факторов:

1) степень сложности предмета закупки;

2) квалификация инициатора в сфере предмета закупки;

3) квалификация инициатора в сфере закупок;

4) наличие норм положенности;

5) периодичность возникновения потребности;

6) изменение потребности;

7) количество источников информации.

Таким образом, риск на этапе планирования закупки будет определяться по формуле:

Р = К,Р + K2Р + K3Р + К4Р +

пл 1 спз 2 кипз 3 киз 4 нпп

4 О правовом обеспечении деятельности ФСИН России: приказ ФСИН России от 18.08.2005 № 718 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. № 2.

+ К5Р + К6Р + К7Р ,

5 пвп 6 ип 7 кии '

(1)

где Рпл - вероятность неблагоприятного события на этапе планирования закупки;

Р - вероятность неблагоприятного события

спз ^ г

в зависимости от степени сложности предмета закупки;

Р

вероятность неблагоприятного

события в зависимости от квалификации инициатора в сфере предмета закупки;

Р - вероятность неблагоприятного события

киз г Г

в зависимости от квалификации инициатора в сфере закупок;

Р - вероятность неблагоприятного события

нпп г Г

в зависимости от наличия норм положенности;

Р - вероятность неблагоприятного события

пвп г Г

в зависимости от периодичности возникновения потребности;

Рип - вероятность неблагоприятного события в зависимости от изменения потребности;

Ркии - вероятность неблагоприятного события

в зависимости от количества источников информации;

K

1-7

весовые коэффициенты каждого из

факторов.

Степень влияния каждого из факторов риска закупки определяется с помощью метода анализа иерархий Т. Саати [5]. Применение данного метода обусловлено тем, что задача анализа и оценки закупочных рисков решается в условиях неопределенности, неточности и изменчивости данных, а следовательно, для ее решения необходимо привлечение экспертов5.

5 Пружинина О.П. Применение метода анализа иерархий для оценки рисков закупочного цикла в системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд: материалы Всероссийской научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии управления в науке, образовании и правоохранительной сфере». Рязань: Академия ФСИН России, 2017. С. 36-39.

Для оценки вероятности неблагоприятного события в зависимости от каждого фактора, на наш взгляд, наиболее уместным было бы использование лингвистических шкал оценки вероятности по 5-7 градациям [6]. Одним из способов построения вербально-числовой шкалы является функция желательности Е.К. Харрингтона. Она была выведена в результате наблюдений за реальными решениями экспериментаторов и обладает такими полезными свойствами, как непрерывность, монотонность и гладкость [7]. На основании данной методики нами были разработаны соответствующие шкалы оценки вероятности для каждого фактора.

Степень сложности предмета закупки.

В настоящее время вопрос об отнесении объектов закупок к группе сложных в научной литературе изучен слабо, кроме того, наблюдается явный недостаток

законодательного регулирования в данной области. В проекте национального стандарта «Организация закупочной деятельности» дается определение простой и сложной продукции, при этом само понятие продукции определяется как товары, работы, услуги, иные блага, приобретаемые заказчиками.

В постановлении Госстандарта РФ от 14.03.1996 № 167 «Об утверждении Рекомендаций по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг. Р 50.3.001-96» выделены три группы сложности продукции. Также исчерпывающий перечень технически сложных товаров установлен постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

Кроме того, в контрактной системе в сфере закупок для определения сложной продукции можно обратиться к постановлению Правительства РФ от 04.01.2015 № 99. Этим документом, в частности, установлены случаи, когда для выполнения закупки технически сложной, инновационной или

высокотехнологичной продукции участники тендера должны соответствовать ряду дополнительных квалификационных требований.

Следует отметить, что выполнение работ и оказание услуг следует отнести к отдельной категории закупок. Услуги относятся к доверительным благам, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Их качество может изменяться как непосредственно в процессе оказания конкретной услуги, так и от контракта к контракту, и на этапе подготовки документации может быть оценено только косвенно6.

Последнее характерно также и для выполнения работ. Поэтому работы и услуги также будут обладать значительной степенью сложности при их описании в качестве объекта закупки.

Учитывая изложенное, для оценки вероятности неблагоприятного события в зависимости от сложности предмета закупки нами предлагается следующая группировка продукции по категориям и их распределение по шкале оценки (табл. 1).

При этом следует отметить, что при увеличении сложности предмета закупки, будет возрастать роль фактора квалификации инициатора, который разрабатывает техническое задание.

При расчете начальной (максимальной) цены контракта сложность предмета закупки также будет являться одним из весомых факторов. Чем проще объект закупки, тем более доступна ценовая информация о нем и, наоборот, при закупке сложной продукции, в особенности сложных работ и услуг, определение начальной цены вызывает определенные затруднения у заказчиков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Квалификация инициатора в сфере предмета закупки. Под квалификацией сотрудника понимается степень его профессиональной подготовки, то есть наличие знаний, опыта, навыков,

6 Юдкевич М.М., Пивоварова С.Г. Классификация благ

и выбор оптимальной процедуры в системе государственных закупок // Академическое приложение к журналу «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение». 2010. № 4. С. 2-10.

необходимых для выполнения конкретного вида работы [8]. Квалификация инициатора в сфере предмета закупки будет определяться прежде всего наличием соответствующего образования и опыта работы в данной сфере.

Как видно из рис. 1, данный фактор определяет практически все виды рисков на этапе планирования закупки. Таким образом, чем выше квалификация инициатора в сфере предмета закупки, тем меньше вероятность возникновения ошибок при планировании его закупочной деятельности.

Оценку квалификации сотрудника можно провести несколькими способами. Например, произвести оценку знаний в конкретной сфере путем тестирования. Однако для оценки квалификации в сфере предмета закупки придется разрабатывать целый комплекс тестов по количеству соответствующих областей знаний.

В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, использовать шкалу оценки на основе образования и опыта работы в сфере предмета закупки. Тогда распределение значений по шкале оценки будет выглядеть следующим образом (табл. 2).

Такое распределение по шкале обусловлено особенностями прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в частности сроками выслуги', а также обязательным условием о повышении квалификации сотрудником не реже одного раза за пять лет.

Квалификация инициатора в сфере закупок.

В соответствии с требованиями законодательства о закупках работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное

7 Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 27.05.2013 № 269 // Российская газета. 2013. № 136.

профессиональное образование в сфере закупок8.

Фактор квалификации инициатора в сфере закупок учитывается при определении всех видов рисков на этапе планирования. Так, при подготовке технического задания инициатор должен знать правила описания предмета закупки, кроме того, должен уметь правильно определить объем закупки, ее периодичность и сроки с учетом времени на проведение соответствующей процедуры. В данном случае инициатору необходимы знания не только предмета закупки, но и закупочной логистики. Также инициатор должен уметь осуществлять выбор способа определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), порядок ее расчета в соответствии с действующим законодательством [9].

Для оценки вероятности возникновения ошибок с учетом фактора квалификации инициатора в сфере закупок можно также использовать шкалу, основанную на показателе опыта работы в сфере закупок.

Также можно провести оценку квалификации в сфере закупок путем тестирования сотрудников контрактной службы. Так, образовательными организациями ФСИН России, реализующими программы повышения квалификации в сфере закупок, разработаны соответствующие фонды оценочных средств для проведения контроля по итогам освоения программы. Тогда шкала оценки будет выглядеть следующим образом (табл. 3).

Для оценки вероятности можно использовать как одну из приведенных шкал, так и определить комплексный результат по результатам оценки по каждой шкале. В последнем случае полученные оценки суммируются с учетом коэффициентов значимости.

Наличие норм положенности.

Нормирование в сфере закупок является одной

8 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

из новелл Закона о контрактной системе, который подразумевает регулирование качественных, количественных и ценовых характеристик закупаемой продукции через два механизма:

1) установление предельных требований к продукции (в том числе предельных цен);

2) установление нормативных затрат на осуществление функций.

Последний механизм определяет пределы расходов по четко определенным направлениям (оргтехника, связь, мебель и т.д.). Как отмечает А.В. Ермакова, в формулы расчета предельных затрат, как правило, входят такие переменные, как:

- количество необходимых товаров (работ, услуг), рассчитываемое исходя из численности потребителей;

- количество уже имеющихся товаров (работ, услуг);

- стоимость единицы (товара, работ, услуг)9.

Следует отметить, что в учреждениях и органах УИС материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляется исходя из соответствующих норм положенности (нормы питания, нормы вещевого обеспечения и т.д.). Данные нормы служат основой для расчета потребности в соответствующих ресурсах при планировании закупочной деятельности.

При этом обеспечение одним и тем же видом ресурса может осуществляться по разным нормам. Так, осужденные, находящиеся в одном исправительном учреждении, обеспечиваются продовольствием по разным нормам питания, например, по минимальной или повышенной (для больных осужденных)10.

9 Ермакова А.В. Нормирование в сфере закупок: материалы Х Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки - 2015».

М.: Юриспруденция, 2015. С. 193-203.

10 Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных

к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях

Если в учреждении предусмотрено помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, то применяются практически все предусмотренные нормы питания. То же можно сказать и о случаях, когда планирование продовольственного обеспечения осуществляется территориальным органом ФСИН России, в данном случае при определении потребности в продовольствии необходимо учитывать численность каждой категории потребителей, обеспечивающихся по конкретной норме [10].

Таким образом, с увеличением числа норм положенности, применяемых при определении количества закупаемой продукции, растет вероятность возникновения ошибок при определении объема закупки (табл. 4).

Периодичность возникновения

потребности. Закупаемые ресурсы могут обладать различными характеристиками. В общем случае можно выделить регулярно потребляемые ресурсы и ресурсы, потребляемые нерегулярно. Нерегулярно потребляемые ресурсы также могут быть разделены на две группы - сезонные ресурсы и ресурсы случайного потребления [11]. В зависимости от характера потребности заказчик определяет объем и сроки закупок. При этом, если потребность носит разовый характер, то срок закупки будет определяться исходя из необходимого времени поставки. В данном случае заказчику при планировании просто нужно будет учесть время, необходимое для осуществления процедуры закупки. Если же потребность является постоянной, то заказчик рассчитывает объем и сроки закупок на основании данных об объеме потребления, возможности хранения продукции на собственных складах и ее остатках, возможности заключения контракта с периодической поставкой. Соответственно, в последнем случае вероятность допущения ошибок будет намного выше, чем при планировании разовой потребности (табл. 5).

Изменение потребности. Ввиду того, что планирование объемов обеспечения

Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время: приказ Министерства юстиции РФ от 26.02.2016 № 48.

ресурсами, как правило, осуществляется исходя из количества потребителей, то изменение их численности ведет к аналогичному изменению потребности в течение планового периода. Например, объем поставок продовольствия для нужд учреждения УИС напрямую зависит от численности осужденных.

Для оценки степени таких колебаний удобно использовать коэффициент вариации, который характеризует изменчивость переменной относительно средней величины. Если коэффициент вариации меньше 10%, то степень рассеивания данных считается незначительной, от 10 до 20%; если средней, от 20 до 33%, то значительной. Если значение коэффициента вариации не превышает 33%, то совокупность считается однородной, если больше 33%, то неоднородной.

Таким образом, если колебание потребности не превышает 10%, то вероятность возникновения ошибок при определении объема закупки будет низкой, особенно учитывая возможность изменения объема поставки во время исполнения контракта в пределах 10%. Также необходимый объем можно дополучить в относительно сжатые сроки путем осуществления закупок малого объема.

Учитывая изложенное, шкала оценки вероятности неблагоприятного события в зависимости от величины изменения потребности в течение планового периода будет выглядеть следующим образом (табл. 6).

Количество источников информации.

Самым распространенным и наиболее понятным для заказчика способом расчета начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен11.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 предусмотрен критерий качества определения НМЦК - коэффициент

11 Козин М.Н., Хачатрян Г.А Начальная цена контракта в системе государственных закупок // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 3. С. 58-69.

вариации, который рассчитывается в целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете12. Если коэффициент вариации превышает 33%, то целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.

В то же время увеличение количества источников ценовой информации не только позволит повысить однородность

совокупности, но и снизить риск манипулирования ценами - как со стороны заказчика, так и со стороны поставщиков (табл. 7).

Конкретное значение вероятности

неблагоприятного события определяется экспертом по представленным шкалам с учетом особенностей условий закупки, организации закупочной деятельности заказчика, а также личности инициатора.

Итоговое значение вероятности

рассчитывается как средняя арифметическая величина совокупности оценок суждений экспертов. Группа экспертов формируется из числа сотрудников УИС, имеющих необходимую квалификацию и опыт в сфере закупок, с обязательным привлечением руководителя контрактной службы подразделения, деятельность которого оценивается.

В качестве примера рассмотрим закупку масла сливочного для нужд УФСИН России по Рязанской области. Оценка риска на этапе планирования производится по следующим исходным данным (табл. 8).

Для определения весовых коэффициентов факторов риска производится анализ иерархии, представленной на рис. 1. После сравнения и расчета всех узлов на каждом

12 Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. № 1, 2.

уровне производится анализ иерархии в целом. В результате мы получим весовые коэффициенты значимости каждого фактора, отражающие степень их влияния на риск закупки на этапе планирования (табл. 9).

Таким образом, значение вероятности неблагоприятного события на этапе планирования закупки масла сливочного для нужд УФСИН России по Рязанской области Рпл, рассчитанное по формуле (1), составит

0,32. Полученное значение является достаточно низким, что свидетельствует об эффективной организации работы в данной области.

Учитывая данные о распределении вероятностей неблагоприятных событий, обусловленных определенными факторами (рис. 2), наибольшее значение имеют факторы квалификации инициатора закупки и характера потребности в предмете закупки.

В дальнейшем, произведя оценку для других наименований продуктов питания, можно вынести суждение о вероятности

возникновения риска на этапе планирования закупок продовольствия для нужд территориального органа в целом. Полученные результаты станут основой для разработки рекомендаций заказчику по снижению закупочного риска.

Следует отметить, что оценки вероятностей носят субъективный характер и зависят от сложившейся практики осуществления закупок конкретным заказчиком. Тем не менее данная методика оценки может получить широкое применение в работе как территориальных органов уголовно-исполнительной системы, так и подведомственных учреждений при организации закупочной деятельности.

Преимущество представленной методики обусловлено в том числе простотой инаглядностью, что обеспечивает

возможность ее применения руководителями контрактных служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, которые не всегда имеют специальное образование в области управления рисками.

Таблица 1

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от сложности предмета закупки

Table 1

Evaluation of the unfavorable event probability by complexity of the product to be procured

№ Предмет закупки Описание градаций Числовое значение

категории вероятности вероятности

1 Работы и услуги технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера Очень высокая 0,8-1

2 Товары, работы и услуги, включенные в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Технически сложные товары Высокая 0,64-0,79

3 Работы и услуги. Изделия общемашиностроительного применения. Инструмент. Электро- и радиоэлементы Средняя 0,37-0,63

4 Мебель. Одежда. Обувь. Пищевые продукты и т.п. Низкая 0,2- 0,36

5 Материалы (металлы, сплавы, строительные материалы и т.п.). Топливо. Продукты нефтехимии, текстильные, кожевенные. Элементы конструкций и детали машин. Пищевое сырье Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 2

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от квалификации инициатора в сфере предмета закупки

Table 2

Evaluation of the unfavorable event probability by initiator's qualification in the product to be procured

№ категории Квалификация инициатора в сфере предмета Описание Числовое

закупки градации вероятности значение вероятности

1 Отсутствие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы менее 1 года Очень высокая 0,8-1

2 Наличие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы менее 1 года Высокая 0,64-0,79

Отсутствие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы 1-5 лет

3 Наличие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы 1-5 лет Средняя 0,37-0,63

4 Наличие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы 5-15 лет Низкая 0,2- 0,36

5 Наличие образования в сфере предмета закупки. Опыт работы более 15 лет Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 3

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от квалификации инициатора в сфере закупок

Table 3

Evaluation of the unfavorable event probability by initiator's qualification in procurement

№ категории Квалификация Квалификация Описание Числовое

инициатора в сфере инициатора в сфере градации значение

закупок (по опыту работы) закупок (по итогам тестирования) вероятности вероятности

1 Опыт работы менее 1 года Неудовлетворительно (менее 30% правильных ответов) Очень высокая 0,8-1

2 Опыт работы 1-5 лет Неудовлетворительно (30-50% правильных ответов) Высокая 0,64-0,79

3 Опыт работы 5-10 лет Удовлетворительно (51-75% правильных ответов) Средняя 0,37-0,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Опыт работы 10-15 лет Хорошо (75-90% правильных ответов) Низкая 0,2- 0,36

5 Опыт работы более 15 лет Отлично (90-100% правильных ответов) Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 4

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от наличия норм положенности

Table 4

Evaluation of the unfavorable event probability by existence of availability standards

№ категории Нормы положенности Описание градаций вероятности Числовое значение вероятности

1 В отношении одного предмета закупки применяются 5 и более норм положенности Очень высокая 0,8-1

2 В отношении одного предмета закупки применяются 4 нормы положенности Высокая 0,64-0,79

3 В отношении одного предмета закупки применяются 3 нормы положенности Средняя 0,37-0,63

4 В отношении одного предмета закупки применяются 2 нормы положенности Низкая 0,2- 0,36

5 В отношении одного предмета закупки применяется 1 норма положенности Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 5

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от периодичности возникновения потребности в предмете закупки

Table 5

Evaluation of the unfavorable event probability by regularity of needs in the product to be procured

№ категории Характер потребности Описание градаций вероятности Числовое значение вероятности

1 Постоянная Очень высокая 0,8-1

2 Периодическая - 1 раз в 3-6 месяцев Высокая 0,64-0,79

3 Периодическая - 1 раз в 1 год Средняя 0,37-0,63

4 Периодическая - 1 раз в 2-5 лет Низкая 0,2- 0,36

5 Разовая Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 6

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от величины изменения потребности

Table 6

Evaluation of the unfavorable event probability by extent to which the need changes

№ категории Изменение потребности Описание градаций вероятности Числовое значение вероятности

1 Более 33% Очень высокая 0,8-1

2 20-33% Высокая 0,64-0,79

3 15-20% Средняя 0,37-0,63

4 10-15% Низкая 0,2- 0,36

5 Менее 10% Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 7

Оценка вероятности неблагоприятного события в зависимости от количества источников ценовой информации

Table 7

Evaluation of the unfavorable event probability by number of price information sources

№ категории Количество источников Описание градаций Числовое значение

информации вероятности вероятности

1 3 Очень высокая 0,8-1

2 4-5 Высокая 0,64-0,79

3 6-9 Средняя 0,37-0,63

4 10-15 Низкая 0,2- 0,36

5 Свыше 15 Очень низкая 0-0,19

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 8

Показатели закупки

Table 8

Procurement metrics

Фактор риска Показатель Значение

Степень сложности предмета закупки Предмет закупки Масло сливочное

Квалификация инициатора в сфере Наличие образования в сфере предмета Дополнительное

предмета закупки закупки образование

Опыт работы в сфере предмета закупки Более 7 лет

Квалификация инициатора в сфере Опыт работы в сфере закупок Более 7 лет

закупок Результат тестирования 86%

Наличие норм положенности Нормы питания 5

Периодичность возникновения потребности Характер потребности Постоянная

Изменение потребности Коэффициент вариации 3,87

Количество источников информации Ценовая информация, содержащаяся в реестре контрактов 5

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Таблица 9

Оценка риска закупки на этапе планирования

Table 9

Procurement risk assessment at the planning phase

Наименование фактора риска Коэффициент значимости К Вероятность неблагоприятного события Р

Степень сложности предмета закупки 0,14 0,3

Квалификация инициатора в сфере предмета закупки 0,31 0,2

Квалификация инициатора в сфере закупок 0,23 0,33

Наличие норм положенности 0,03 0,9

Периодичность возникновения потребности 0,08 0,8

Изменение потребности 0,18 0,19

Количество источников информации 0,02 0,7

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Рисунок 1

Иерархия рисков этапа планирования закупок Figure 1

Hierarchy of risks at the procurement planning phase

Уровень 4

Уровень 1

Риск закупки на этапе планирования

jE

Уровень 2

Уровень 3

Риск нарушения качества предмета закупки

1 -

Вероятность ошибок описания предмета закупки

Степень сложности предмета закупки

I

Риск нарушения количества предмета

закупки ___-

I

* ^

Вероятность ошибок определения объема закупки

Квалификация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инициатора в сфере закупок

Т

Риск нарушения сроков закупки

I

Вероятность

ошибок определения сроков закупки

Квалификация инициатора в сфере предмета закупки

Наличие норм положенности

Периодичность возникновения потребности

Риск неадекватной цены

I

Вероятность

ошибок определения цены

Количество источников информации

Изменение потребности

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Рисунок 2

Распределение вероятностей неблагоприятных событий на этапе планирования закупки Figure 2

Distribution of the unfavorable event probability at the planning phase

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Институт общественных закупок в современной российской экономике: монография / под ред. И.И. Смотрицкой, С.И. Черных. М.: ИЭ РАН, 2016. 280 с.

2. Пружинина О.П. Риски системы государственных закупок и их влияние на эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1. С. 113-116.

3. Бардулин Е.Н., Авдотьин В.П., Козин М.Н., Носов В.В. Формирование модели управления интегральным риском от угроз природного и техногенного характера на объектах военной инфраструктуры // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 3. С. 74-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-modeli-upravleniya-integralnym-riskom-ot-ugroz-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera-na-obektah-voennoy-infrastruktury

4. Любушин Н.П., Брикач Г.Е. Использование обобщенной функции желательности Харрингтона в многопараметрических экономических задачах // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 18. С. 2-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-obobschennoy-funktsii-zhelatelnosti-harringtona-v-mnogoparametricheskih-ekonomicheskih-zadachah

5. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 278 с.

6. Тихомирова А.Н., Сидоренко Е.В. Модификация метода анализа иерархий Т. Саати для расчета весов критериев при оценке инновационных проектов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 261-268.

URL: https://science-education.ru/pdf/2012/2/391.pdf

7. Harrington E.C. The Desirability Function // Industrial Quality Control. 1965. Vol. 21. No. 10. P. 494-498.

8. Новиков П.Н. Сертификация квалификаций как способ оценки качества образовательной услуги и повышения ее конкурентоспособности // Экономика. Налоги. Право. 2012. № 3. С 62-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sertifikatsiya-kvalifikatsiy-kak-sposob-otsenki-kachestva-obrazovatelnoy-uslugH-povysheniya-ee-konkurentosposobnosü

9. Гладилина И.П. Управленческая компетентность заказчиков и профессиональный стандарт специалистов в сфере закупок // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-1. С. 101-105.

10. Кибиров А.Я., Новожилова Ж.С. Особенности продовольственного обеспечения учреждений пенитенциарной системы // Агропродовольственная политика России. 2017. № 7. С. 13-18.

11. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 304 с.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-2872 eISSN 2311-875X

Economic Security

RISK ASSESSMENT DURING FOOD PROCUREMENT FOR THE CORRECTIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ol'ga P. PRUZHININA

Academy of FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation

for_me.85@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-3294-4896

Article history:

Received 28 February 2018 Received in revised form 26 March 2018 Accepted 15 April 2018 Available online 16 July 2018

JEL classification: C38, H57

Keywords: procurement, risk, planning, correctional system

Abstract

Importance The article overviews the principal procurement risks at the planning phase. Objectives I devise methods to assess the procurement risk during the planning phase. Methods Risks are assessed using the analytic hierarchy process and linguistic evaluation scale.

Results I determined risk factors during the planning of procurement for the correctional system. The article presents verbal and numerical scales to evaluate the probability of errors due to certain factors. I also assessed the food procurement risk at the planning phase using the proposed method with respect to the local body of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Conclusions and Relevance The proposed method helps assess the procurement risk during the planning process and determine to what extent each factor influences the results, which will underlie activities for reducing the procurement risk during the planning phase. The methods are supposed for leaders of contractual functions of correctional institutions and bodies.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Pruzhinina O.P. Risk Assessment During Food Procurement for the Correctional System of the Russian Federation. National Interests: Priorities and Security, 2018, vol. 14, iss. 7, pp. 1287-1304. https://doi.org/10.24891/ni. 14. 7.1287

References

1. Institut obshchestvennykh zakupok v sovremennoi rossiiskoi ekonomike: monografiya

[The institute of public procurement in the modern Russian economy: a monograph]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2016, 280 p.

2. Pruzhinina O.P. [Risks of public procurement system and their impact on the effectiveness of the criminal-executive system]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 10-1, pp. 113-116. (In Russ.)

3. Bardulin E.N., Avdot'in V.P., Kozin M.N., Nosov V.V. [Developing a model of integral risk management against natural and man-made hazards at military infrastructure facilities]. Tekhnologii grazhdanskoi bezopasnosti = Civil Security Technology, 2017, vol. 14, no. 3,

pp. 74-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-modeli-upravleniya-integralnym-riskom-ot-ugroz-prirodnogo-i-tehnogennogo-haraktera-na-obektah-voennoy-infrastruktury (In Russ.)

4. Lyubushin N.P., Brikach G.E. [Harrington's desirability generalized function in multiple parameter economic tasks]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2014, no. 18, pp. 2-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-obobschennoy-funktsii-zhelatelnosti-harringtona-v-mnogoparametricheskih-ekonomicheskih-zadachah (In Russ.)

5. Saaty T. Prinyatie reshenii. Metod analiza ierarkhii [Decision Making for Leaders: The Analytical Hierarchy Process for Decisions in a Complex World]. Moscow, Radio i svyaz' Publ., 1993, 278 p.

6. Tikhomirova A.N., Sidorenko E.V. [Variation of hierarchy analysis method T. Saaty

for the reckoning of criteria weights for innovative project estimation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 2, pp. 261-268. (In Russ.) URL: https://science-education.rU/pdf/2012/2/391.pdf

7. Harrington E.C. The Desirability Function. Industrial Quality Control, 1965, vol. 21, no. 10, pp. 494-498.

8. Novikov P.N. [Certification of qualifications as a way to evaluate the quality of educational services and increase its competitiveness]. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics. Taxes. Law, 2012, no. 3, pp. 62-67. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sertifikatsiya-kvalifikatsiy-kak-sposob-otsenki-kachestva-obrazovatelnoy-uslugi-i-povysheniya-ee-konkurentosposobnosti

(In Russ.)

9. Gladilina I.P. [Managerial competence of customers and the professional standard of specialists in procurement]. Fundamental nye issledovaniya = Fundamental Research, 2016, no. 5-1,

pp. 101-105. (In Russ.)

10. Kibirov A.Ya., Novozhilova Zh.S. [Specifics of food supply to institutions of the penitentiary system]. Agroprodovol'stvennaya politika Rossii = Agro-Food Policy in Russia, 2017, no. 7, pp. 13-18. (In Russ.)

11. Schreibfeder J. Effektivnoe upravlenie zapasami [Achieving Effective Inventory Management]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2006, 304 p.

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.