Научная статья на тему 'Критерии трансформации структуры промышленного комплекса (на примере республики Северная Осетия-Алания)'

Критерии трансформации структуры промышленного комплекса (на примере республики Северная Осетия-Алания) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРИОРИТЕТОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОНЦЕПЦИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ТОЧКА РОСТА / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / CHOICE OF PRIORITIES / INNOVATIVE COMPONENT / THE CONCEPT / PROFITABILITY / THE STRUCTURAL POLICY / GROWTH POINT / EFFECTIVE INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безуглый Е. В.

В статье рассмотрены обосновывается значение и роль критериальной составляющей в формировании эффективной промышленной политики. Автор считает, что в условиях ограниченного финансирования расширенного производства, следует принять за основу роста управление структурой реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of transformation of structure of an industrial complex (on the Republic example Northern Ossetia-Alanija)

In article are considered is proved value and a role критериальной by a component in formation of an effective industrial policy. The author considers that in the conditions of the limited financing of the expanded manufacture, it is necessary to assume as a basis growth management of structure of real sector of economy.

Текст научной работы на тему «Критерии трансформации структуры промышленного комплекса (на примере республики Северная Осетия-Алания)»

КРИТЕРИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ)

Безуглый Е.В., аспирант.

Место работы: национальный институт бизнеса г. Москва.

Контакты автора: izabella_g @mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены обосновывается значение и роль критериальной составляющей в формировании эффективной промышленной политики. Автор считает, что в условиях ограниченного финансирования расширенного производства, следует принять за основу роста управление структурой реального сектора экономики.

Ключевые слова: выбор приоритетов, инновационный компонент, концепция, рентабельность, структурная политика, точка роста, эффективная промышленная политика.

CRITERIA OF TRANSFORMATION OF STRUCTURE OF AN INDUSTRIAL COMPLEX (ON THE REPUBLIC EXAMPLE NORTHERN OSSETIA-ALANIJA)

Bezugly E.V., The post-graduate student.

Place of employment: National institute of business Moscow.

Contacts of the author: izabella_g @mail.ru

Annotation. In article are considered is proved value and a role критериальной by a component in formation of an effective industrial policy. The author considers that in the conditions of the limited financing of the expanded manufacture, it is necessary to assume as a basis growth management of structure of real sector of economy.

Keywords: Choice of priorities, innovative component, the concept, profitability, the structural policy, growth point, effective industrial policy.

В течение всего реформенного периода в России не существовало эффективной стратегии промышленного развития. На федеральном уровне так и не было создано единого центра, ответственного за реализацию промышленной политики. Принятые законодательные акты носили фрагментарный характер. Отдельные меры господдержки приоритетных отраслей и предприятий не отвечали базовым принципам системности и не были подкреплены реальными возможностями правительства. Кроме того, приоритеты часто менялись и определялись большей частью по субъективным признакам или в соответствии с политической конъюнктурой, что привело к усилению отраслевого лоббирования и неэффективному использованию ограниченных государственных ресурсов без достижения желаемого результата. Между тем, эффективная промышленная политика может стать основой для ликвидации структурных дисбалансов в российской экономике и выхода на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста.

Промышленная политика в реальной практике всегда принимает вид структурной политики: ограниченные бюджетные средства и государственную поддержку необходимо направлять в те отрасли хозяйства, которые в долгосрочной перспективе обеспечат достижение стратегических целей (максимальный прирост национального богатства, устойчивый рост благосостояния населения и т.д.). В некоторых случаях это может происходить за счет депрессивных отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей, находящихся на начальной фазе жизненного цикла. В связи с этим, одним из ключевых вопросов в рамках разработки промышленной политики является выбор и обоснование приоритетов в преобразовании структуры промышленного комплекса.

В соответствии с базовыми принципами и общими целями социально-экономического развития можно разделить выбор приоритетов развития отрасли в широком и узком смысле. Выбор приоритетов в широком смысле заключается в определении общего направление развития экономической системы, модели реализации промышленной политики. Критериями выбора в данном случае выступают господствующая в обществе идеология и характер конкурентных преимуществ страны в мировом хозяйстве. Опыт реализации промышленной политики в развитых и развивающихся странах позволяет выделить экспортно-

ориентированную, импортозамещающую и инновационно-ориентированную базовые модели, выступающие в качестве вектора промышленного развития.

На наш взгляд, основным критерием отбора приоритетных областей, которые в принципе могут претендовать на ту или иную форму государственной поддержки, можно считать принадлежность к потенциальным точкам роста. Идентификация «точек роста» и прекращение функционирования неэффективных предприятий и производств является одним из базовых направлений формирования новой структуры экономики. К такому выводу пришли российские экономисты на основе исследований глобальных тенденций экономики за последнее столетие.

Точка роста для любой социально-экономической подсистемы является важнейшим элементом, развитие которого обеспечивает рост системы в целом. Можно предложить следующие основные критерии выделения точек роста:

Первый критерий - наличие и надежные перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг. Производство приобретает положительную количественную и качественную динамику только при увеличении спроса и изменении его структуры, а значит, при осуществлении промышленной политики необходимо исходить из того, что поддержки заслуживают в первую очередь те отрасли, продукция которых пользуется платежеспособным спросом. В условиях, когда платежеспособный спрос невысок, важнейшим вопросом является определение отраслевой структуры хозяйственного комплекса с ориентацией, прежде всего, на те производства, где спрос стабилен.

При оценивании платежеспособного спроса большое значение имеет ориентация отрасли на внутренний или на внешний рынок. Так, важным параметром для предварительной оценки платежеспособного спроса в импортозамещающих отраслях могут быть доля импорта в отечественном потреблении. Значительная доля импорта в отечественном потреблении свидетельствует о высоком потенциальном спросе на дан-

Бизнес в законе

5'2009

ную продукцию, который в настоящее время по различным причинам не может быть удовлетворен национальным производителем. Низкая доля импорта указывает на то, что потенциал роста данной отрасли ограничен.

Для экспортно-ориентированных отраслей важными параметрами при оценивании спроса является экономический рост в остальном мире, точнее, в основных странах-партнерах по торговле, динамика ресурсоем-кости производства в этих странах, торговые ограничения (деятельность ОПЕК на нефтяном рынке).

При этом устойчивость экономического функционирования и развития, как отражение реального платежеспособного спроса на продукцию и услуги, измеряется показателями чистого дохода отрасли, предприятия, организации, который отражается валовой добавленной стоимостью на единицу выпуска или одного занятого. В данном случае схема определения приоритетов структурного реформирования заключается в выделении отраслей хозяйства, имевших за рассматриваемый период наиболее стабильную динамику функционирования и развития по объему и доле добавленной стоимости на единицу валового выпуска в разрезе отраслей народного хозяйства, по которым эти показатели рассчитываются, а также по динамике валового выпуска и индекса цен, по динамике показателей финансовой устойчивости и платежеспособности в разрезе отраслей хозяйственного комплекса региона.

Второй критерий - наличие конкурентных преимуществ комплекса, отрасли или отдельного производства. Базовыми являются такие преимущества, как дешевизна исходного сырья, энергии и рабочей силы, высокая производительность труда, минимум затрат экологического характера, наличие значительного научного потенциала, высокая рентабельность производства. Последний показатель имеет особое значение. Рентабельность объектов государственной поддержки обеспечивает самофинансирование их расширенного воспроизводства и улучшение качественных параметров производственной базы, применяемых технологий и самого конечного продукта. Этот параметр может быть особенно важен в начальный период послекризисного возрождения индустрии, т.е. в условиях острейшего инвестиционного дефицита. Таким образом можно расширить масштабы перераспределения финансовых ресурсов как важнейшего рычага селективной промышленной политики без ущерба для воспроизводства предприятий и отраслей-доноров.

Конкурентоспособностью субъекта в рамках данной работы рассматривается как его способность конкурировать с аналогичными субъектами на данном рынке в данное время. При этом конкурентоспособность выступает в качестве интегрального показателя наличия и реализации имеющихся у субъекта конкурентных преимуществ, представляющих собой эксклюзивную ценность, которой обладает субъект и которая дает определенное превосходство перед конкурентами. Для целей разработки промышленной политики необходимо разграничивать понятия страновой и отраслевой конкурентоспособности.

Конкурентоспособность страны на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научнотехнических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. В современном мире масштабное использование инноваций в хозяйственной деятельности становится одним из основных факторов конкурентоспособности и

устойчивого экономического роста. К сожалению, отечественная промышленность не смогла занять в экономике страны место главного генератора технологических инноваций, что идет в разрез с общемировыми экономическими тенденциями.

Третий критерий - существенное мультипликативное воздействие развития избираемой отрасли, вытягивающее за собой смежные производства. Желательно, чтобы избранный и поддерживаемый сектор индустрии обеспечивал значительный и растущий спрос на продукцию и услуги сопряженных отраслей-поставщиков (сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, средства коммуникации), на услуги строителей, транспортников, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Подъем основного производства и производств, технологически с ним связанных, через увеличение объема зарплаты вызывает сопутствующий спрос в отраслях, работающих на личные и общественные непроизводительные текущее потребление и накопление.

Теоретической основой данного критерия является концепция “импульса”: в условиях, когда промышленный рост в отдельно взятой отрасли ограничен, существующие значительные мультипликативные эффекты со стороны спроса или технологии и одновременный рост в нескольких отраслях могут снять ограничения через опережающее расширение внутреннего спроса.

Оценку мультипликативного воздействия расширения спроса в отрасли на другие отрасли материального производства предлагается осуществлять на основе анализа прямых и полных затрат в матрице межотраслевого баланса. В частности, можно получить представление о том, какова доля стоимости продукции отрасли ] в стоимости продукции отрасли I, и, соответственно, попытаться спрогнозировать, насколько значительным будет эффект увеличения спроса на продукцию отрасли ] вследствие роста промежуточного потребления отрасли I при увеличении спроса на продукцию отрасли I. Таким образом, анализ полных затрат позволяет выявить структурную взаимосвязь отраслей народного хозяйства.

В современных условиях приоритеты структурной политики должны объективно определяться не только по узловым направлениям технологического отставания в развитии отдельных отраслей, сфер деятельности, в производстве важнейших видов продукции, обеспечении ее качественных параметров и конкурентоспособности, но и по критериям прироста социально-экономической эффективности каждого нового воспроизводственного цикла, каждого кругооборота капитала, как определяющей предпосылки достижения долгосрочных целей сбалансированности, устойчивого экономического роста на макро-, мезо- и микроуровнях хозяйственного комплекса. В этой связи приоритетным является инновационный компонент модернизации региональных хозяйственных комплексов, обеспечивающий развитие механизмов целевой концентрации инвестиционных ресурсов в инновационной экономике.

Объединение критериев возможно на основе, например, булевой функции либо рейтинговой оценки. Булева функция возвращает два значения, присваиваемые отрасли по каждому из критериев (1 - приоритетная, 0 - не приоритетная), так что результирующая функция присваивает отрасли значение приоритетной только в том случае, если она была приоритетна по каждому из критериев. В случае ограниченности ресурсов (что более правдоподобно) целесообразно использовать рейтинговые оценки. По каждому из крите-

риев отрасли ранжируются по заранее определенной шкале. Оценки должны быть сопоставимы, в противном случае требуется использовать экспертные оценки либо нормировать шкалы. Результирующая функция взвешивает рейтинги по каждому из критериев. В итоге получается рейтинг отраслей, на основании которого правительство основывает свое решение о выборе приоритетов промышленной политики.

Среди критериев отнесения к «точкам роста» можно отметить и потенциал формирования новых секторов экономики, количественный рост числа рабочих мест высококвалифицированного труда, потенциал экспорта и импортозамещения, инновационные программы и проекты, нацеленные на прорыв и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.

При разработке региональной стратегии структурной перестройки хозяйственного комплекса необходимо выделить зону роста, включающую хозяйственные звенья, которые активно перестраиваются, адаптируются к требованиям рынка, обладают весомым потенциалом на основе развития экспортных и импортозамещающих производств, интенсивное развитие которых позволит сформировать будущую, стратегически обоснованную конфигурацию хозяйственного комплекса субъекта Федерации. Развитие экспортно-ориентированных, конкурентоспособных производств, прежде всего, в традиционных отраслях промышленности республики способно обеспечить восстановление производственного потенциала. С точки зрения долгосрочной стратегической эффективности наибольшим потенциалом обладает инновационная стратегия структурных преобразований, основывающаяся на инвестировании развития науки и высокотехнологичных производств, экспорте современных технологий и наукоемкой продукции.

В качестве стратегических зон роста в РСО-А могли бы выступать: информатизация, развитие наукоемких производств, импортозамещение и т.д. К числу же конкретных «точек роста» могут быть, в частности, отнесены:

- сборка сложной техники с постепенной заменой импортных деталей отечественными;

- производство изделий и деталей из цветных металлов и сплавов;

- производство запасных частей, измерительных приборов;

- производство изоляционных и конструкционных материалов на базе местного сырья.

Таким образом, основой концепции структурного реформирования хозяйственного комплекса является система приоритетных целей, задач и предложений по ведущим направлениям развития отраслей, подотраслей, производств.

Структурные преобразования ставят целью достижение такого соотношения между отраслями, при котором в экономику закладываются долговременные стимулы развития, обеспечивающие наибольшую стабильность экономического роста и устойчивые позиции региона на внешнем и внутреннем рынках. Механизмом, способствующим реализации данной цели, должна являться стратегия устойчивого промышленного роста, при разработке которой крайне важно правильно оценить приоритетность отраслей и отдельных видов производств. Если Россия ставит целью превращение в передовую экономическую державу, то альтернативы курсу на развитие обрабатывающей промышленности на основе инновационных продуктов не существует. Приоритет в структурной перестройке промышленности должен быть отдан формированию

«новой экономики» - высокотехнологичным наукоемким производствам, производствам средств для развития материальной базы науки, образования, а также промышленным производствам, ориентированным на обеспечение внутренних потребностей страны, в том числе импортозамещающим, при этом выбор приоритетов при разработке структурной политики должен основываться на оценке желательной структуры отечественной промышленности в долгосрочной перспективе с обязательным изучением и учетом существующих сравнительных преимуществ.

Список литературы:

1. Бусыгин А.Е. Структурная политика в контексте экономических реформ //В сб.: Экономические реформы и инвестиционная политика. - М.: РАГС, 1996.

2. Вертакова Ю.В., Ершова И.Г. Выявление приоритетных направлений социально-экономического развития региона //Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 3-й Международной научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

3. Ждан Г.В. Подход к выделению приоритетных направлений региональной инвестиционной политики //Проект Сирена: модели оценки региональной политики. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999.

4. Лосев В.С. Производственный потенциал: оценка, управление. - Хабаровск: Изд-во РИОТИП, 1998.

5. Овсиенко Ю., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты //Вопросы экономики. 2004. №

5.

6. Спицын А. Инновационные приоритеты развития //Экономист. 2004. № 5.

7. Черников А.П. Теории и приоритеты регионального развития //Экономика и организация промышленного производства. 2004. № 2.

8. Яременко Ю.В. Приоритеты структурной политики и опыт реформ. - М.: Наука, 1999.

9. Rodrick D. Trade and Industrial Policy Reform in Developing Countries: A Review of Recent Theory and Evidence //NBER working paper No. 4417 - August, 1993.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия

на статью Безуглого Евгения Васильевича «Критерии трансформации структуры промышленного комплекса (на примере Республики Северная Осетия-Алания)»

Актуальность темы, в представленной на рецензирование статье, заключается в обосновании эффективности экономической промышленной политики, в реалии представляющей структурную политику, разработку которой автор видит в выборе приоритетов и определения модели реализации промышленной политики на основе критериев выделения точек роста. Анализ отраслей с точки зрения повышения конкурентоспособности регионального хозяйственного комплекса позволил определить перспективы структурных изменений промышленности Республики Северная Осетия-Алания.

Раскрытие данной темы позволяет констатировать наличие научной новизны и возможность практического использования рекомендуемых критериальных подходов.

Статья рекомендуется к публикации в рецензируемых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.