Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ'

КРИТЕРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
250
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАЗНОВЫСОКИЕ БРУСЬЯ / ГИМНАСТКИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пилюк Николай Николаевич, Жигайлова Лариса Валентиновна, Брызгалова Алина Алексеевна, Тронев Вячеслав Вячеславович

Актуальность. В данной статье рассматриваются результаты исследования критериев технической подготовленности гимнасток высокой квалификации в упражнениях на разновысоких брусьях. Анализируя тенденции вида спорта можно отметить постоянное увеличение трудности исполняемых спортсменками упражнений, что в свою очередь приводит к необходимости увеличения уровня технической подготовленности гимнасток высокой квалификации. В этой связи разработанные критерии могут служить эффективным средством для достижения наивысших соревновательных результатов. Целью исследования являлась разработка критериев технической подготовленности гимнасток, что должно привести к повышению эффективности тренировочного процесса и увеличению соревновательного результата. Методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результаты исследования. В связи со специфичностью оценок соревновательных выступлений как основного проявления технического мастерства гимнасток были выявлены три основные группы критериев технической подготовленности, позволяющие проводить наблюдение за спортсменками с целью определения их технического мастерства. На основании выявленных критериев был проведен анализ соревновательных выступлений сильнейших гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, что позволило выявить количественные показатели качественных критериев, необходимые для составления модели лучшей спортсменки. Заключение. В основе модельных характеристик должны быть критерии, отражающие уровень технической подготовленности спортсменок по характеристике непосредственного исполнения технических элементов, критерии отражающие трудность исполняемых элементов и специфических критериев отражающих специальные требования к упражнениям на разновысоких брусьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пилюк Николай Николаевич, Жигайлова Лариса Валентиновна, Брызгалова Алина Алексеевна, Тронев Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL READINESS CRITERIA OF HIGHLY QUALIFIED GYMNASTS IN EXERCISES ON UNEVEN BARS

Relevance. This article discusses the results of the study of the criteria of technical readiness of highly qualified female gymnasts in exercises on uneven bars. Analyzing the tendencies of the kind of sport, one can note the constant increase in the difficulty of the exercises performed by athletes, which in turn leads to the need to increase the level of technical readiness of highly qualified gymnasts. In this regard, the developed criteria can serve as an effective means to achieve the highest competitive results. The aim of the study was to develop criteria for technical readiness of female gymnasts, which should lead to an increase in the effectiveness of the training process and an increase in the competitive result. Methods: scientific-methodical literature analysis, questionnaires, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Research results. In connection with the specificity of the assessments of competitive performances as the main manifestation of the technical skill of female gymnasts, three main groups of criteria for technical readiness were identified, which allow observing the athletes in order to determine their technical skill. On the basis of the identified criteria, an analysis of the competitive performances of the strongest gymnasts in exercises on uneven bars was carried out, which made it possible to identify quantitative indicators of qualitative criteria necessary for drawing up a model of the best athlete. Conclusion. The model characteristics should be based on criteria reflecting the level of technical readiness of female athletes in terms of the characteristics of the direct execution of technical elements, criteria reflecting the difficulty of the elements performed and specific criteria reflecting special requirements for exercises on uneven bars.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ»

ВЫВОДЫ

На этапе спортивной специализации, помимо технической и тактической подготовки важна психологическая подготовка, поскольку она оказывает примерно одинаковое влияние на успешность соревновательного поединка, как и тактическая, и техническая подготовка. Наиболее трудным на данном этапе является формирование психической надежности спортсменов. Также, достаточно сложной является тактическая подготовка спортсменов, менее сложной оказалась техническая подготовка. Физическая подготовка по результатам исследования является мене сложным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов М.А. Организация педагогического процесса спортивной подготовки тхэквондистов на основе индивидуализации / М.А, Карпов, В.В. Воронцов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 61-65/

2. Современная система спортивной подготовки : монография / Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов. В.П. Филин [и др. ]. - Москва : Спорт, 2021. - 440 с.

3. Карпов М.А. Построение спортивной подготовки с учетом психо-функционального состояния тхэквондистов / М.А. Карпов, Л.В. Пигалова, Н.Г. Новичкова // Перспективы науки и образования : международный электронный научный журнал. - 2018. - № 4 (34). - URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180423.pdf (дата обращеня 01.04.2021).

4. Сиротин О.А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов : монография / О.А. Сиротин. - Челябинск : УралГАФК, 1996. - 315 с.

REFERENCES

1. Karpov, M.A. and Vorontsov V.V. (2015), "Organization of the pedagogical process of sports training of taekwondo athletes on the basis of individualization", Theory and practice of physical culture, No. 5. pp. 61-65.

2. Matveev, L.P. Platonov, V.N. and Filin V.P. (2021), Modern system of sports training, Sport, Moscow.

3. Karpov, M.A., Pigalova, L.V. and Novichkov, G.N. (2018), "Sports training design, taking into account taekwondists' psycho-functional state", International electronic scientific journal Prospects of science and education, No. 4 (34), available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180423.pdf.

4. Sirotin, O.A. (1996), Psychological and pedagogical bases of individualization of sports training of judokas, UralGAFK, Chelyabinsk.

Контактная информация: pigalovalv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.414.5

КРИТЕРИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК В УПРАЖНЕНИЯХ НА

РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ

Николай Николаевич Пилюк, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Лариса Валентиновна Жигайлова, кандидат педагогических наук, доцент, Алина Алексеевна Брызгалова, студент, Вячеслав Вячеславович Тронев, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Актуальность. В данной статье рассматриваются результаты исследования критериев технической подготовленности гимнасток высокой квалификации в упражнениях на разновысоких брусьях. Анализируя тенденции вида спорта можно отметить постоянное увеличение трудности

исполняемых спортсменками упражнений, что в свою очередь приводит к необходимости увеличения уровня технической подготовленности гимнасток высокой квалификации. В этой связи разработанные критерии могут служить эффективным средством для достижения наивысших соревновательных результатов. Целью исследования являлась разработка критериев технической подготовленности гимнасток, что должно привести к повышению эффективности тренировочного процесса и увеличению соревновательного результата. Методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результаты исследования. В связи со специфичностью оценок соревновательных выступлений как основного проявления технического мастерства гимнасток были выявлены три основные группы критериев технической подготовленности, позволяющие проводить наблюдение за спортсменками с целью определения их технического мастерства. На основании выявленных критериев был проведен анализ соревновательных выступлений сильнейших гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, что позволило выявить количественные показатели качественных критериев, необходимые для составления модели лучшей спортсменки. Заключение. В основе модельных характеристик должны быть критерии, отражающие уровень технической подготовленности спортсменок по характеристике непосредственного исполнения технических элементов, критерии отражающие трудность исполняемых элементов и специфических критериев отражающих специальные требования к упражнениям на разновысоких брусьях.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, техническая подготовленность, разновысокие брусья, гимнастки высокой квалификации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p291-296

TECHNICAL READINESS CRITERIA OF HIGHLY QUALIFIED GYMNASTS IN EXERCISES ON UNEVEN BARS Nikolay Nikolayevich Pilyuk, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Larisa Valentinovna Zhigailova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alina Alekseevna Bryzgalova, the student, Vyacheslav Vyacheslavovich Tronev, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

Relevance. This article discusses the results of the study of the criteria of technical readiness of highly qualified female gymnasts in exercises on uneven bars. Analyzing the tendencies of the kind of sport, one can note the constant increase in the difficulty of the exercises performed by athletes, which in turn leads to the need to increase the level of technical readiness of highly qualified gymnasts. In this regard, the developed criteria can serve as an effective means to achieve the highest competitive results. The aim of the study was to develop criteria for technical readiness of female gymnasts, which should lead to an increase in the effectiveness of the training process and an increase in the competitive result. Methods: scientific-methodical literature analysis, questionnaires, pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Research results. In connection with the specificity of the assessments of competitive performances as the main manifestation of the technical skill of female gymnasts, three main groups of criteria for technical readiness were identified, which allow observing the athletes in order to determine their technical skill. On the basis of the identified criteria, an analysis of the competitive performances of the strongest gymnasts in exercises on uneven bars was carried out, which made it possible to identify quantitative indicators of qualitative criteria necessary for drawing up a model of the best athlete. Conclusion. The model characteristics should be based on criteria reflecting the level of technical readiness of female athletes in terms of the characteristics of the direct execution of technical elements, criteria reflecting the difficulty of the elements performed and specific criteria reflecting special requirements for exercises on uneven bars.

Keywords: artistic gymnastics, technical readiness, uneven bars, highly qualified gymnasts.

ВВЕДЕНИЕ

Современную спортивную гимнастику можно охарактеризовать как зрелищный, сложнокоординационный вид спорта, где спортсменки демонстрируют модернизированные грациозные и технически сложные элементы, выступая на пике своих возможностей.

Гимнастические элементы на разновысоких брусьях выполняются в положениях стоек на руках, висов и упоров, комбинации содержат сложно-технические элементы, и преимущественно выполняются динамические маховые движения.

Одной из значительных тенденций развития спортивной гимнастики, является в обновление и объективизация правил судейства соревнований. Явно выражен значительный прирост конкуренции на международной арене, при постоянном поиске повышения оригинальности, зрелищности и возрастающие требования, предъявляемых к технической подготовленности гимнасток высокой квалификации [1 с. 21-25, 2 с. 27-31].

Из-за отсутствия достаточной научно-методической разработанности данного вопроса в процессе многолетней подготовки гимнасток, особенно на этапе высшего спортивного мастерства, позволяет считать эту проблему актуальной.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для разработки критериев технической подготовленности гимнасток высокой квалификации в упражнениях на разновысоких брусьях использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование тренеров с последующим опросом, педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе ГБУ КК «ЦОП им. Г.К. Казаджиева» г. Краснодар. В анкетировании приняли участие Заслуженные тренеры СССР и России, Мастера спорта международного класса, судьи Международной и Всероссийской, первой и второй категории в количестве 14 респондентов, а в рамках педагогического наблюдения были проанализированы 17 соревновательных выступлений гимнасток высокой квалификации на разновысоких брусьях [3 с. 199-204, 5 с. 296-298].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании результатов анкетирования специалистов, анализа научно-методической литературы, описывающих техническую подготовленность в спортивной гимнастике, а также изучения правил соревнований в женской спортивной гимнастике. Мы смогли выявить основные критерии технической подготовленности гимнасток, специализирующихся в упражнениях на разновысоких брусьях:

- группа критериев технически правильного исполнения элементов;

- группа критериев трудности технических элементов;

- группа критериев количества и состава комбинации [4 с. 16-20].

На сновании критериев технической подготовленности, мы провели наблюдение и проанализировали 17 соревновательных выступлений высококвалифицированных гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях (таблица).

Используя метод экспертных оценок, мы смогли получить количественные показатели исследуемых нами критериев и рассчитать математические показатели, необходимые для расчета модельных характеристик (таблица). Для полученных данных гимнасток был проведен корреляционный анализ (г) с итоговой соревновательной оценкой на снаряде, для изучения влияния выделенных нами компонентов на соревновательную оценку [6 с. 39-44].

Таблица - Показатели критериев технической подготовленности гимнасток высокой квалификации на разновысоких брусьях

Критерии М т д г Р

Ошибка положения тела (балл) 1,17 0,8 0,30 -0,91 <0,05

Ошибка фазы полета (балл) 0,29 0,04 0,09 -0,68 <0,05

«Техническая подготовленность» (балл) 0,13 0,03 0,04 -0,72 <0,05

Ошибка «приземления/ соскока» (балл) 0,36 0,04 0,12 -0,48 <0,05

Специфические ошибки (балл) 0,27 0,09 0,06 -0,55 <0,05

Итоговая сбавка (балл) 1,42 0,12 0,38 -0,97 <0,05

Критерии исполнения

Критерии М т д г Р

Критерии трудности Базовая трудность (балл) 5,96 0,06 0,23 0,63 <0,05

Суммарная трудность (балл) 6,59 0,07 0,30 0,78 <0,05

Критерии количества и состава комбинации Сумма выполняемых элементов (кол-во) 15,06 0,30 1,25 -0,50 <0,05

Группа элементов «А» (кол-во) 5,35 0,23 0,93 -0,49 <0,05

Группа элементов «В» (кол-во) 2,12 0,15 0,60 -0,69 <0,05

Группа элементов «С» (кол-во) 1,82 0,18 0,51 0,53 <0,05

Группа элементов «Б» (кол-во) 2,88 0,19 0,78 0,51 <0,05

Группа элементов «Е» (кол-во) 1,88 0,17 0,42 0,56 <0,05

Группа элементов «Б» (кол-во) 1 0 0 - -

Анализируя данные таблицы, мы можем отметить некоторые критерии, характеризующие техническую подготовленность гимнасток высокой квалификации. Так критерии исполнения представляют собой сумму ошибок, выполненных гимнастками в соревновательном упражнении. Они включают в себя:

- ошибки положения тела и выражаются в нарушении эталонных положений для каждого элемента (например, согнутые колени или отклонения в направлении движения);

- ошибки фазы полета, характерные при недостаточной высоте прыжков и перелетов между жердями;

- «техническая подготовленность», являющейся достаточно субъективным и сложно определяемым критерием, выраженном в недостаточно точном выполнении элемента или наличием лишних попыток выполнить элемент;

- ошибки приземления/соскока, отражают неустойчивые приземления либо падения при приземлении или выполнении какого-либо элемента;

- специфические ошибки на снаряде представляют собой нехарактерные элементы для разновысоких брусьев элементов;

- критерий итоговой сбавки обусловлен самими правилами соревнований, так как является суммой всех предыдущих подгрупп критериев технического исполнения в гимнастике и в совокупности одной третьей всего соревновательного результата на разновысоких брусьях.

Критерии трудности в свою очередь включает два подкритерия - «базовая трудность» и «суммарная трудность», что отражает непосредственную трудность соревновательной комбинации согласно правилам соревнований (базовая трудность), когда в учет идут только 8 самых «дорогих» по трудности элементов, выполненных в комбинации. Суммарная трудность отражает стоимость всех выполненных элементов в комбинации, что позволяет при сравнении с базовой трудностью и количеством элементов в комбинации отражать уровень сложности самой комбинации и как следствие техническую подготовленность гимнастки. Это обусловлено практикой наличия в соревновательных комбинациях «основных» и «связующих» элементов, которые в свою очередь уменьшают суммарную стоимость комбинации в силу меньшей подготовленности и как таковым отсутствием «запасных» основных элементов. Также следует отметить критерии состава комбинации, отражающее общее количество технических элементов, выполняемых гимнастками, но и их сложность. Специфика правил спортивной гимнастики подразумевает разделение всех технических элементов на 6 групп сложности (А, В, С, Б, Е, Б), что непосредственно можно расценивать как один из признаков технического мастерства по наличию подавляющего количества более сложных элементов в комбинации. И как следствие, вытекающее из предыдущего критерия количество элементов в комбинации, также косвенно может отражать уровень технической подготовленности в виду определения, как общего количества технических элементов, так и элементов определенной трудности.

Однако простого определения критериев недостаточно, для изучения вопроса технической подготовленности в спортивной гимнастике, нами был корреляционный анализ данных 17-ти спортсменок высокой квалификации. Так мы можем первостепенно отметить, что взаимосвязь показателей с соревновательной оценкой имеет различные направ-

ления. Критерии исполнения имеют обратно пропорциональную взаимосвязь с результатами итоговой соревновательной оценки, что является логичным в виду специфики самих критериев, отражающих количество ошибок. Критерии трудности в свою очередь имею пропорциональную взаимосвязь, что подразумевает увеличение соревновательной оценки при увеличении трудности выполняемых элементов.

Однако по критерию количества и состава элементов можно отметить следующее заключение. Согласно расчетам, предполагается, что уменьшение количества элементов в комбинации при одновременном увеличении трудности элементов и сокращению связующих элементов из групп трудности «А» и «В» также будет способствовать улучшению соревновательного результата гимнасток при выполнении упражнений на разновысоких брусьях. Следует отметить, что в полученных данных только один критерий не поддается математической обработке - элементы группы «Т», поскольку все исследуемые гимнастки выполняют данные элементы как финальные или завершающие соревновательную комбинацию, что подразумевает среднее значение равное 1 и не позволяет рассчитать все необходимые показатели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, позволяет выделить основные критерии технической подготовленности гимнасток высокой квалификации в упражнениях на разновысоких брусьях. Все полученные критерии проявляют достоверный уровень корреляции с соревновательной оценкой на уровне Р<0,05, что позволяет выделить следующие группы критериев как основные показатели технической подготовленности гимнасток в упражнениях на разновысоких брусьях, подлежащих дальнейшему изучению и разработке на их основе модельных характеристик технической подготовленности:

- критерии исполнении (ошибки положения тела, ошибки фазы полета, «техническая подготовленность», ошибки соскоков и приземлений, специфические ошибки на снаряде, итоговая сумма сбавок);

- критерии трудности («базовая трудность» и «суммарная трудность»);

- критерии количества и состава комбинаций (сумма выполненных элементов, группы выполняемых элементов «А», «В», «С», «Б», «Е», «Б»).

Предложенные критерии следует использовать в дальнейших исследованиях для составления модельных характеристик, необходимых для наиболее эффективной коррекции тренировочного процесса, как высококвалифицированных гимнасток, так и спортсменок младших разрядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жигайлова Л.В. Методика оценки специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации / Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика: -2009. - № 2. - С. 21-25.

2. Жигайлова Л.В. Разработка модельных характеристик показателей технической подготовленности акробатов мужских групп высокой квалификации / Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ (23-30 мая 2017 года, г. Краснодар). - Краснодар : КГУФКСТ, 2015. - С. 27-31.

3. Современные методы диагностики продуктивности управления исследовательской деятельностью / В.С. Матвеев, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Н.В. Ходаринова, В.Л. Шапошников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 199-204.

4. Пилюк, Н.Н. Системно-структурная организация соревновательной деятельности в спортивных видах гимнастики / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2013. - № 3. - С. 16-20.

5. Модельные характеристики технической подготовленности акробатов высокой квалификации специализирующихся в мужских группах / В.В. Тронев, В.А. Крыжановская, П.С. Троянова, Л.В. Жигайлова, Г.М. Свистун // Тезисы докладов ХЫУ научной конференции студентов и молодых

ученых Южного Федерального округа (февраль - март 2017 года), Часть 1, Краснодар. - С. 296-298.

6. Шукшов, С.В. Особенности построения произвольных соревновательных программ в прыжках на батуте мальчиков 11-12 лет / С.В. Шукшов, Н.Н. Пилюк, С.В. Фомиченко, Л.В. Жигай-лова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 3. - С. 39-44.

REFERENCES

1. Zhigaylova L.V., and Piliuk N.N. (2009) "Methodology for assessing the special physical fitness of highly qualified athletes", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 2. pp. 21-25.

2. Zhigailova L.V., Piliuk N.N., and Tronev V.V. (2015) "Development of model characteristics indicators of technical readiness of male acrobats of high qualification groups", Materials of the scientific and methodological conference of the faculty of KGUFKST (may 23-30, 2017, Krasnodar). pp. 27-31.

3. Matveev V.S. (2019), "Modern methods of diagnostics of efficiency of management of research activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No 1, pp. 199-204.

4. Piliuk N.N., and Zhigailova L.V. (2013) "System-structural organization of competitive activity in sports types of gymnastics", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 3. pp. 16-20.

5. Tronev V.V., Kryzhanovskaia V.A., Troianova P.S., Zhigailova L.V., and Svistun G.M. (2017) "Model characteristics of technical readiness of highly qualified acrobats specializing in men's groups", Abstracts of the XLIV scientific conference of students and young scientists of the southern Federal district (February-March 2017), Part 1, Krasnodar, pp. 296-298.

6. Shukshov S.V., Piliuk N.N., Fomichenko S.V., and Zhigailova L.V. (2017) "Features of building arbitrary competitive programs in trampoline jumping for boys 11-12 years old", Physical Education, Sport -Science and Practice, No. 3, pp. 39-44.

Контактная информация: vtronev@kgufkst.ru

Статья поступила в редакцию 24.07.2021

УДК 796.071.2

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ЕДИНОБОРЦЕВ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА И КВАЛИФИКАЦИИ

Ирина Евгеньевна Попова, кандидат биологических наук, доцент, Николай Анатольевич Вареников, кандидат педагогических наук, доцент, Олег Владимирович Губин, старший преподаватель, Валентина Михайловна Лихачева, старший преподаватель, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье представлены данные по исследованию времени зрительно-моторной реакции единоборцев различной спортивной квалификации и возраста. Установлено уменьшение времени зрительно-моторной реакции у взрослых квалифицированных единоборцев по сравнению с младшими спортсменами в тестах «Реакция выбора» и «Помехоустойчивость», отсутствие статистически достоверных отличий значений времени в реакции в тесте «Реакция различения», повышение среднего времени реакции в тесте «Реакция на движущейся объект». Для детального исследования особенностей сенсомоторных реакций спортсменов необходимо использовать различные диагностические методики.

Ключевые слова: скорость реакции, время реакции, нервная система, движущийся объект, единоборства, результативность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p296-300

SPECIFIC FEATURES OF THE VISUAL-MOTOR REACTION OF UNIVERSAL FIGHTERS OF DIFFERENT AGES AND QUALIFICATIONS Irina Evgenievna Popova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Nikolay Ana-tolyevich Varenikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Vladimiro-vich Gubin, the senior teacher, Valentina Mikhailovna Lihacheva, the senior teacher, Voro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.