Научная статья на тему 'Критерии сформированности правовой культуры старшеклассников гимназии'

Критерии сформированности правовой культуры старшеклассников гимназии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
773
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимирова Е. В.

Статья посвящена вопросам организации процесса формирования правовой культуры старшеклассников гимназии, в частности – проблеме определения эффективности средств педагогического воздействия на развитие формируемого качества личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности правовой культуры старшеклассников гимназии»

детьми другими, более им близкими и понятными, различными знаковыми способами коммуникации (мимика, жесты, рисуночное письмо и др.). Такая подготовительная работа позволит создать условия для постепенного формирования понимания смысла, выражаемого с помощью альфабетиче-ской письменной знаковой системы, сохранив логику преемственности форм становления письменной речи.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к овладению письменной речью как деятельностью представляет собой сложный многоступенчатый процесс, включающий различные этапы формирования письменноречевых умений. Чтобы овладение письмом стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. Необходимо помнить, что обучение в процессе подготовки к письменной речи только технической стороне письма, а не подготовке к письменной речи как виду продуктивной речевой деятельности препятствует осознанию назначения письменной речи как средства общения и передачи собственных мыслей, следовательно, теряется целесообразность овладения этой деятельностью, снижается мотивация, в дальнейшем возникают затруднения при построении целостных письменных высказываний. Именно управляемая и специально организуемая коммуникативная деятельность детей обладает потенциалом и может служить основой, необходимой для успешного становления письменноречевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1956.

2. Лурия А.Р Основные проблемы нейролингвистики. - М.,1975.

3. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОГО ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГИМНАЗИИ

© Владимирова Е.В.*

Курганский государственный университет, г. Курган

Статья посвящена вопросам организации процесса формирования правовой культуры старшеклассников гимназии, в частности - проблеме определения эффективности средств педагогического воздействия на развитие формируемого качества личности.

* Аспирант.

Изучение вопросов совершенствования правовой культуры общества напрямую связано с определением результативности использования тех или иных средств. В этой связи исследователи ставят вопрос об эффективности предлагаемых путей решения проблемы. Действительно, важным условием концептуального осмысления процесса формирования правовой культуры является его эффективность. Здесь необходимо обратить внимание на соотношение результата правового воспитания и его целей, которые направлены на его достижение. Именно цель и результат являются структурообразующими элементами понятия эффективности правового воспитания.

Понятие «эффективность» определяется как результат, следствие каких-либо причин, действий. Ряд авторов считают, что «эффективность правового воспитания можно рассматривать как соотношение между фактически достигнутым результатом правовоспитательной деятельности и теми социальными целями, для достижения которых эта цель проводилась» [1, с. 18]. В рамках правового образования речь идет о результативности целенаправленного воздействия на субъекты и объекты правовоспитательного процесса. В 80-е годы XX века были разработаны способы измерения эффективности правового воспитания с помощью логикоматематического моделирования. В.В. Головченко доказал, что благодаря именно такому подходу цели правовоспитательной работы приобретают формально-логическую направленность и «измеримый» вид. Становится возможной разработка эмпирически фиксируемых количественных показателей, характеризующих результаты правовоспитательной деятельности в динамике, поэтапно, из года в год; оказываются осуществимыми «замеры» эффективности в конце каждого этапа и сравнение ее уровней в различные периоды применительно к одному объекту воздействия.

В качестве основных критериев эффективности правового воспитания ученые В.В. Головченко [1], Е.В. Аграновская [2], Е.А. Певцова [3] и др. выделили следующие: а) знание права, познавательно-правовая активность; б) правовая убежденность, чувство законности; в) правомерность поведения; г) социально-правовая активность. При этом первые два критерия связаны с духовной формой эффективности, а последние определены поведенческой (практической). Все они связаны с реализацией целей правового воспитания и являются логическим следствием целедостиже-ния, важными элементами и проявлениями правового сознания.

Изучение теоретических предпосылок проблемы позволило обосновать критерии сформированности правовой культуры старшеклассников гимназии: когнитивный, мотивационно-оценочный и деятельностный. Для каждого из критериев нами обоснованы четыре уровня сформированно-сти: высокий, средний, низкий и минимальный. При разработке содержательной стороны оценки нами использовались данные, представленные в работах Г.А. Карповой [4], Е.В. Татаринцевой [5], Л. А. Ясюкова [6].

Когнитивный критерий выявляет уровень освоения школьниками правовых знаний (показатели: широта - знание разных аспектов права, объем

- достаточность для реализации правовой деятельности, глубина - компетентность правовых источников). Показателями выступают глубокие разносторонние знания о том, что такое право и закон, правовое государство, Конституция, правоотношения, правомерное поведение, правонарушения, права человека, ребенка и другие правовые понятия. Кроме того, необходимым является знание содержания основных международных и внутригосударственных документов по правам человека и детей. Правовые знания определяют способность учащихся соотносить свое поведение и поведение окружающих с требованиями законов, оценивать его правомерность. Важным показателем усвоения правовых знаний учащихся является адекватное употребление ими основных понятий права. Нами обосновано четыре уровня сформированное™ правовых знаний старших школьников.

Высокий уровень. Объем знаний соответствует программным требованиям; наблюдается стремление к их постоянному пополнению и обновлению; знания глубокие и прочные.

Средний уровень. Наблюдается недостаточный объем знаний по программе, фрагментарность и поверхностность сведений в области права, неумение оперировать понятиями и определениями; непрочное усвоение знаний.

Низкий уровень. Знания правовых понятий и терминов не соответствуют программе, много пробелов; интерес к получению правовых знаний избирательный.

При минимально допустимом уровне интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны.

Мотивационно-оценочный критерий отражает состояние правосознания личности, указывающего на степень принятия учащимися полученных правовых знаний (показатели: наличие потребности повышать правовые знания, мотивация правовой и характер учебной деятельности). О сформированности этого элемента правовой воспитанности свидетельствует, прежде всего, правомерное поведение личности. Оно показывает, что пропагандируемые идеи права глубоко проникли в духовный мир личности, прочно закрепились в сознании, стали личным убеждением, составным элементом социально-психологических установок. Следовательно, критерием сформированности мотивационно-потребностного компонента правовой воспитанности выступает отношение старшеклассников к праву, проявляющееся в осознанном понимании значимости права в жизни, выработке правовых убеждений, поскольку важно как знание правовых норм, так и наличие убежденности в необходимости их неуклонного исполнения, в справедливости, в эмоциональном принятии. Здесь также выделены четыре уровня сформированности правовых убеждений, прояв-

ляющихся в мотивации правовой и учебной деятельности и стремлении повышать свою правовую грамотность.

Высокий уровень свидетельствует о понимании школьниками объективной необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним. Закон считается основным регулятором общественных отношений, осознается его значимость в жизни человека. Учащийся стремится связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью, испытывает систематическую потребность в повышении правовых знаний и совершенствовании правовых умений.

Средний уровень отражает понимание необходимости соблюдения закона, но не всегда уважительное отношение к нормам права. Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, ученик выступает как пассивный потребитель правовых знаний. Потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике случайна, ситуативна. Знание и ясное понимание определенного круга правовых вопросов и их значимость не всегда принимаются внутренне.

Низкий уровень проявляется в пассивном отношении к нарушению законов, необязательности соблюдения правовых норм сверстниками и к нарушению прав других. Учащийся выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. Потребность в повышении правовых знаний обусловлена корыстными причинами.

Минимально допустимый уровень характеризуется отсутствием потребности изучения и осознанного интереса к праву, пассивностью и безразличием в процессе обучения.

Однако знание прав и обязанностей, требований законодательства и наличие правовых убеждений могут оказаться бесполезным, если отсутствуют умение и навыки использования их на практике. Вот почему правовое воспитание имеет своей целью не только дать учащимся необходимые познания о праве, но и помочь им сформировать свою активную жизненную позицию. Постоянный интерес к правовым требованиям, понимание их как объективно необходимых, поведение личности в соответствии с предписаниями правовых норм, которое положительно оценивается государством и обществом - все это характеризует активную жизненную позицию в правовой сфере.

Общество заинтересовано в развитии именно такой правовой активности у молодого поколения. Число совершаемых правонарушений прямо зависит от того, насколько активно ведется борьба с ними, как граждане реагируют на противоправное поведение. Между уровнем правовой информированности и степенью участия в решении государственно-правовых вопросов существует прямая связь. Лица, которые активно участвуют в общественной жизни, имеют более высокий уровень знания права.

Поведенческая позиция характеризуется готовностью действовать в соответствии с требованиями права, лично участвовать в укреплении законно-

сти и формируется лишь тогда, когда все структурные компоненты правовой воспитанности развиваются комплексно, т.е. знание права подкрепляется выработкой положительного отношения к нему и одобрительной оценкой правовых предписаний. Итак, деятельностным критерием сформированно-сти правовой культуры является поведенческая позиция, характеризующаяся правомерным поведением и правовой активностью, которая проявляется в деятельности учащихся, совершаемой самостоятельно, по личному убеждению, в наличии опыта участия в правовой жизни социума. Деятельностный критерий раскрывает сформированность способности к самостоятельному применению правовых знаний в различных сферах правовой деятельности (показатели: готовность к общественно-правовой деятельности, характер правового поведения и затруднений в реализации правовой деятельности).

Высокий уровень сформированности поведенческой позиции связан с активным, сознательным исполнением правовых предписаний; готовностью к участию в творческих делах правовой направленности, во внеклассной правовой деятельности (работе конференций по праву, в правовых акциях и т.д.). Поступки и действия соизмеряются с нормами и требованиями права. Наблюдается требовательность к правомерному поведению окружающих.

Средний уровень характеризуется эпизодическим участием в правовой жизни коллектива класса и школы. Учащиеся считают участие в мероприятиях правового характера необязательным, терпимо относятся к правонарушениям других, хотя сами их не совершают.

Низкий уровень характеризуется отсутствием элементарных умений и навыков участия в правовой жизни коллектива класса и школы. Учащиеся с низким уровнем сформированности поведенческой позиции участие в мероприятиях правового характера считают для себя неприемлемым, они имеют отрицательный социально-правовой опыт в правоотношениях, склонны к правонарушениям.

При минимально допустимом уровне сформированности поведенческой позиции у учащихся нет даже простых умений и навыков правовой деятельности. В суждениях и поступках часто проявляется обывательская правовая направленность. Правомерное поведение обеспечивается путем контроля.

О сформированности правовой культуры можно говорить при наличии высокого уровня всех ее структурных компонентов. Необходимо отметить, что сформированный уровень правовой культуры школьника не является неизменным. При условии создания определенной воспитывающей среды появляется возможность обретения черт и особенностей, соответствующих более высоким уровням ее сформированности.

Список литературы:

1. Головченко В.В. Теоретические вопросы эффективности правового воспитания: дисс. ... канд. юрид. наук. - К., 1982. - 196 с.

2. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.

- М.: Наука, 1988. - 267 с.

3. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. - М., 2001.- 548 с.

4. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников: методические рекомендации. - 2-е издание. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. университет, 2001. - 150 с.

5. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика. -М., 1990. - 438 с.

6. Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. - 2000. - № 4.- С. 1-13.

РЕШЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

© Горсков М.В.*

Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева,

г. Тобольск

В статье излагается деятельностный способ формирования исследовательской компетенции у будущих учителей изобразительного искусства, основанный на решении исследовательских задач. Продемонстрированы возможности использования данного способа на уровне формирования компонентов исследовательской компетенции.

Глубинные процессы модернизации системы отечественного образования находят свое отражение в изменении ряда основополагающих принципов ее функционирования, целевых ориентациях, формах организации, содержании учебных планов и образовательных программ, технологиях обучения. Эти изменения определяют потребность современной школы в педагоге-новаторе, педагоге-исследователе, который способен к восприятию новых идей, к принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные исследовательские задачи. Именно поэтому в данной ситуации существенно возрастает роль педагогической исследовательской деятельности, выступающей эффективным средством обновления всей образовательной практики.

* Старший преподаватель кафедры Изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.