Научная статья на тему 'Критерии сформированности коммуникативной компетентности'

Критерии сформированности коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВТіК құЗЫРЕТТіЛіК / ТәЖіРИБЕ / ТүЛГА / қАЛЫПТАСУ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / EXPERIENCE / PERSONALITY / COMPETITIVENESS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОПЫТ / ЛИЧНОСТЬ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакуппаева Б.Б.

В статье представлен опыт работы преподавателя по развитию коммуникативной компетентности, как основы формирования конкурентноспособной личности. Предложены эффективные методы по развитию речевых навыков студентов. Показаны характерные признаки сформированной коммуникативной компетентности, приведены некоторые результаты работы преподавателя по развитию коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жакуппаева Б.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria of formed communicative competence

The teacher’s experience on development of communicative competence as a basis of competitive person formation is presented in the article. Some effective methods for development of students’ speech skills are considered. Characteristic features of communicative competence are supposed, some results of the teacher’s work on development of communicative competence are shown.

Текст научной работы на тему «Критерии сформированности коммуникативной компетентности»

УДК 377. 5.02 : 37.016

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Авдатпа

Т^лганын, бэсекеге цабшетп цалыптасуынын, Heri3i ретщде коммуникативтж ^зьфеттLлiктi цолдану туралы окытушьшын, ж^мыс тэжiрибесi ^сынылады.

Аннотация

В статье представлен опыт работы преподавателя по развитию коммуникативной компетентности как основы формирования конкурентоспособной личности. Предложены эффективные методы по развитию речевых навыков студентов. Показаны характерные признаки сформированной коммуникативной компетентности, приведены некоторые результаты работы преподавателя по развитию коммуникативной компетентности.

Annotation

The teacher's experience on development of communicative competence as a basis of competitive person formation is presented in the article. Some effective methods for development of students' speech skills are considered. Characteristic features of communicative competence are supposed, some results of the teacher's work on development of communicative competence are shown.

Самая большая на Земле роскошь -это роскошь человеческого общения.

А. Сент Экзюпери.

Казахстан вступил в новый исторический период -Четвертую промышленную революцию. Цель известна - войти в тридцатку развитых государств мира. И все начатые в этом направлении масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе [1].

Ключевым приоритетом образовательных услуг должно стать, на мой взгляд, развитие у наших обучающихся способностей к постоянной адаптации, к применению и усвоению новых знаний в меняющихся условиях современного общества. В недалёком будущем казахстанцы

Б.Б. Жакуппаева,

преподаватель английского языка,

Костанайский колледж бытсервиса, г. Костанай

Нег1зг1 свздер: коммуника-тивтт цузыретттж, тэж1-рибе, т^лга, цалыптасу

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, опыт, личность, конкурентоспособность

Keywords: communicative competence, experience, personality, competitiveness

t* К

I

<c m о

го £

w

О *

S

1-4

о

4

0

1 X ш Е-

5 *

s

рц

О ш Е-

s

X

<с m о

го

W

О *

s

1-4

о

4 о

X X ш Е-

5 *

S

рц

о

ш Е-

должны свободно владеть казахским, русским и английским языками. Назарбаев Н.А. отметил необходимость модернизировать казахский язык, не загружая его избыточной терминологией. Отмечается, что пришло время пересмотреть подходы к переводам и приблизить наш государственный язык к международному уровню. И в связи с этим переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса. Елбасы поручил определить четкий график перехода страны на латинский язык до 2025 года на всех уровнях образования [2] .

Цель моей педагогической деятельности исходит от специфической особенности предмета, который я преподаю. Она направлена на практическое овладение иностранным языком, а также создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении английского языка, социокультурное развитие обучающихся согласно программе «Рухани жащыру», развитие интеллектуальных и творческих способностей, повышение мотивации в изучении иностранного языка [2].

В настоящее время в нашем обществе очень большое внимание уделяется изучению иностранных языков. Чтобы изучить иностранный язык, нужно разными способами овладевать языком, иметь языковую среду, включать язык в предметно- коммуникативную деятельность.

Для реализации практических целей обучения иностранному языку обучающиеся должны овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. Поэтому основная используемая мною технология является технология коммуникативного обучения, хотя на своих занятиях я применяю и другие технологии: информационные (интерактивная с возможностями мультимедиа и телекоммуникации), проектная, кейс (ЦОР), развития критического мышления и т.д.

При использовании технологии коммуни-

кативного обучения нужно четко знать суть коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие умения и навыки: инициировать и вступать в контакт; формировать благоприятное первое впечатление; задавать вопросы и отвечать на них; вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли; стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний; слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник; осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли; выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии; считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы [3,с.25].

У многих молодых людей именно отсутствие хорошо развитых коммуникативных и интерактивных умений и навыков вызывает настоящую панику при необходимости самому публично выступить, например, отвечать на экзамене, обратиться к аудитории с речью, сделать самопрезентацию, быть руководителем группы при проведении дискуссии.

Овладение коммуникативной компетентностью создает молодому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать конкурентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки: быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах; стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации; установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей; уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию; владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

или передать ее партнеру; большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации; умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям; высокий статус и популярность в том или ином коллективе; умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности; способность создавать благоприятный климат в коллективе [5, с.304].

Перечисленные внешние поведенческие проявления характерны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Однако, для успеха в профессиональной деятельности важно развивать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, помогает как в деятельности всех специалистов, так и для всех работающих с разными людьми.

Применительно к подростковому возрасту представляется целесообразным расширить этот перечень характеристик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения: развитие речи и лексикона; способность говорить точно и кратко; чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников; способность адекватно интерпретировать их переживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.; гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуацией общения; социальная наблюдательность; социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта общения; умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам; ас-сертивность - умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зави-

шшяяш^^^^шшш

наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

симому поведению; самоконтроль [4,с.512].

Исходя из всего вышесказанного можно сделать выводы, что наша общая задача -формировать всесторонне развитую гармоничную коммуникабельную личность с креативным критическим мышлением, умеющую работать в коллективе.

За время моей большой педагогической деятельности сформировалась система работы по преподаванию и обучению английскому языку. Мы все знаем: для того, чтобы построить дом, нужны определённые строительные материалы, нужно соблюсти последовательность выполнения строительных работ до строительства, а также при сдаче его в готовом виде под ключ - для дальнейшей эксплуатации, то есть для проживания в нём. Точно также и при формировании хорошей монологической, диалогической, как устной, так и письменной речи человеку, изучающему язык, нужен определенный словарный запас, знание грамматических правил и умение пользоваться элементарными правильными речевыми конструкциями.

При изучении любой темы я даю студентам необходимые слова, тексты, повторяем некоторые грамматические правила, если в этом есть надобность.

Например, в речи нужно часто употребить какие-то числа, то повторяем имя числительное. Обращаю внимание обучающихся к на соблюдение временных форм, на порядок < слов в предложениях, на интонацию голоса о при постановке вопросов. Делаю установ- он ки, чтобы слушать и понимать партнера, ° планировать и согласованно выполнять со- К вместную деятельность, распределять роли, § взаимно контролировать действия друг дру- § га, уметь договариваться, вести дискуссию, м правильно выражать свои мысли в речи, к уважать в общении и сотрудничестве парт- к нера и самого себя. о

При этом рекомендую ориентировать- н ся на критерии сформированности уни-

X

<с т о

го £

РЧ

О *

1-4

о ч о

X X ш Е-

к ^

к

рц

о

ш Е-

версальных учебных действий, например, критерии коммуникативных действий:

1.Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

2.Способность формулировать и удерживать учебную задачу самого занятия.

3.Умение структурировать знания.

4.Умение договариваться, находить общее решение.

5. Способность к поиску и выделению необходимой информации.

6.Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

7.Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

8.Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

9.Способность к самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера.

10.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

11.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

12.Способность к оформлению своих мыслей в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.

13.Целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

14.Уважение позиции других людей.

15.Формулирование проблемы.

16.Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

18.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

19.Подведение под понятия, выведение следствий.

20.Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Результаты уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся: умеют отвечать на вопросы учителя, товарищей по группе, участвовать в диалоге на занятии, работать в паре, соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, понимать речевое обращение другого человека, слушать и понимать речь.

Огромные возможности для развития познавательной активности обучающихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в колледже технология сотрудничества, которая является неотъемлемой частью коммуникативной технологии. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого обучающегося. Такая работа дает возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех группы. Чаще всего групповую и парную работы использую на повторительно-обобщающих занятиях и на занятиях изучения нового материала, и при этом я сама или же студенты записываем на видео речь участников диалогов или полилогов. Это делаем для того, чтобы после прослушать и сделать анализ для исправления ошибок. Такая форма работы нравится студентам, и она даёт возможность говорить правильно и быстро. Здесь они запоминают выражения на английском языке на слух и зрительно, глядя в свои записи в тетрадях.

Групповая форма работы через диалог оживляет сам процесс обучения, приближает его к натуральным формам человеческих

И

отношении и делает их, в действительности, демократичными. Она даёт возможность понять преподавателю действенность дифференцированного подхода к обучению. Преподаватель видит возможности своих студентов: кто сразу осознанно запоминает материал и применяет его, а с кем нужно ещё поработать.

Я использую эффективные методы в своей педагогической работе после прохождения курсов повышения в этом году по теме: «Инновационные образовательные технологии для педагогических работников системы ТиПО» при Костанайском государственном педагогическом университете: эвристические методы обучения, метод эмпа-тии (вживания), метод "Mind-Map" (Карта памяти), метод "Brainstorming" (Мозговой штурм), Cluster-Method (гроздь), Синквейн, метод "Знаем /хотим узнать / узнали", "Учимся вместе" (LearningTogether).

Одной из основных задач в образовательной деятельности колледжа является контроль качества обучения. В настоящее время всё шире используется олимпиада, которая является наиболее объективной формой. Тестирование знаний в процессе проведения олимпиады в системе внутри-колледжного контроля знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает хорошие условия для их подготовки к сдаче тестов при поступлении в ВУЗы. В связи с этим хочу сказать, что традиционным стало в нашем колледже проведение предметных олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, где приняли участие и мои студенты первого и второго курсов, обучающиеся на базе 9 классов.

Результатом проверки знаний - показателями владения хорошим английским языком стали: первое место (Мазур Рол-лан,1 курс), третье место(Туякбаева Ару-жан, 2 курс).

На своих занятиях я применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию

необходимым моментом занятия. Ведь именно она позволяет преподавателю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для обучающихся была их деятельность. Что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали обучающиеся вместе с преподавателем в начале занятия, с какими трудностями они столкнулись и как их разрешить. Этот момент студенты отражают в своих рабочих тетрадях: знаем / хотим узнать / узнали.

В заключении хочу сказать, что я как современный преподаватель иностранного языка нашего колледжа готова трудиться, внедряя все преобразования в реальную жизнь. Назарбаев Н.А. отмечает: «... ответом на вызовы и залогом успешности государства становится развитие главного богатства - человека». В этом основная миссия возложена именно на преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 10 января 2018 «Новые возможности развития в условиях четвёртой промышленной революции».

2.Назарбаев Н.А. статья «Болашавда багдар: руханижащыру» «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года.

3.Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-ме-тодологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. - 2012.

- с.25.

4.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.

- 3-е издание - М.: Школа - Пресс, 2010. -512 с

5.Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения» - М. Просвещение,2003, с. 304

*

S х

<с m о

го

£ W

О *

S I—

О §

X X ш Е-

S *

s

рц

О ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.