Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности преподавателя в процессе педагогической переподготовки'

Формирование коммуникативной компетентности преподавателя в процессе педагогической переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Шатравко

В статье дается анализ различных подходов к изучению понятия «коммуникативная компетентность», рассматри-ваются условия формирования коммуникативной компе-тентности преподавателей аграрных вузов в целях повы-шения эффективности процесса обучения. Отмечается, что важнейшие коммуникативные качества речи преподавателя могут быть сформированы в процессе прохождения педаго-гической переподготовки. Приводятся примеры заданий по формированию коммуникативной компетентности препода-вателей, не имеющих педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н С. Шатравко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative competency of teacher in the process of pedagogical retraining

The article analyzes different approaches to the study of the concept of "communicative competence", deals with the condi-tions of formation of communicative competence of teachers of agricultural universities with the purpose of education process efficiency improvement. We have noted that the most important communicative qualities of teacher speech can be formed during pedagogical re-training. We have shown examples of tasks for the formation of communicative competence of teachers without pedagogical training.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности преподавателя в процессе педагогической переподготовки»

ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

АКАДЕМИИ № 3 2015_

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.035.44

Н. С. ШАТРАВКО

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

(Поступила в редакцию 02.05.2015)

В статье дается анализ различных подходов к изучению The article analyzes different approaches to the study of the

понятия «коммуникативная компетентность», рассматри- concept of "communicative competence", deals with the condi-

ваются условия формирования коммуникативной компе- tions of formation of communicative competence of teachers of

тентности преподавателей аграрных вузов в целях повы- agricultural universities with the purpose of education process

шения эффективности процесса обучения. Отмечается, что efficiency improvement. We have noted that the most important

важнейшие коммуникативные качества речи преподавателя communicative qualities of teacher speech can be formed during

могут быть сформированы в процессе прохождения педаго- pedagogical re-training. We have shown examples of tasks for

гической переподготовки. Приводятся примеры заданий по the formation of communicative competence of teachers without

формированию коммуникативной компетентности препода- pedagogical training. вателей, не имеющих педагогического образования.

Введение

Формирование коммуникативной компетентности преподавателя становится особенно актуальным вопросом в современный период вхождения Республики Беларусь в европейское образовательное пространство, когда повышаются требования к использованию современных педагогических технологий, педагогическому творчеству, межкультурной коммуникации.

Важнейшим условием реализации идей Болонского соглашения, Кодекса Республики Беларусь об образовании [1], решения комплексных задач всестороннего развития личности студента становится коммуникативная компетентность преподавателя. В отличие от «знаниевого» подхода к организации обучения компетентностный подход, принятый в Болонской декларации, выдвигает на первый план «умение реализовывать полученные знания, навыки, а также личностные качества и ценностные ориентации»[6].

Для того чтобы грамотно решать задачи обучения и педагогического общения, добиваться желаемых результатов, в современный период недостаточно только знаний специального характера. Надо иметь определенные навыки организации учебной речи, уметь выстраивать ее логично, последовательно и убедительно, ставить задачи и добиваться поставленной цели, а это уже более высокий уровень коммуникативной компетентности.

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена как процессами модернизации, которые происходят во всей системе образования, так и практическими потребностями повышения эффективности педагогического взаимодействия и качества подготовки специалистов. Становится очевидной приоритетность формирования коммуникативной компетентности преподавателя вуза и в связи с усложнением всех форм коммуникации в образовательном процессе, наращиванием объема изучаемой информации, разнообразием ее источников и носителей.

Целью работы является изучение условий формирования коммуникативной компетентности преподавателей аграрных вузов, разработка методик, способствующих формированию коммуникативной компетентности преподавателей, не имеющих педагогического образования.

Анализ источников

В психолого-педагогической литературе существует ряд определений коммуникативной компетентности.

Понятие «коммуникативная компетентность» в отечественной литературе одним из первых использовал А. А. Бодалев как «способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)» [2]. В. Н. Куницина определяет коммуникативную компетентность просто как «успешность общения» [10]. По определению Ю. М. Жукова, коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека как личности, которая проявляется в его общении с людьми, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов [4]. А. К. Маркова рассматривает коммуникативную компетентность как «владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения, как сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности» [13].

В педагогической науке изучение феномена «коммуникативная компетентность» преподавателя связано с изучением таких вопросов, как сущность профессиональной компетентности преподавателя вуза (А. А. Вербицкий, Н. В. Кузьмина, М. И. Лукьянова, А. В.Хуторской и др.) [3, 11, 12, 16]; много-компонентность профессиональной компетентности специалиста и ее составляющих (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, и др.) [7, 11, 13]; соотнесение понятий «компетенция» и «компетентность» (А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, О. А. Козырева и др.) [3, 5, 9]. В работах И. А. Зимней, А. К. Марковой, А. В. Хуторского коммуникативный аспект деятельности преподавателя рассматривается в связи с выделением ключевых компетенций и понятием компетентностного подхода в подготовке специалистов [8, 13, 15].

Анализ научной литературы по изучаемому вопросу позволил нам определить коммуникативную компетентность как интегральную характеристику личности, включающую совокупность знаний, умений и личностных качеств педагога, позволяющих осуществлять общение и способствующих взаимопониманию и эффективному решению задач в сфере профессиональной деятельности.

Ученые отмечают, что во многих случаях коммуникации для преподавателя вуза приобретают самостоятельный, процессуальный характер и становятся особым видом его профессиональной деятельности; их следует рассматривать не только как собственно обмен информацией, но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятия участниками общения друг друга (перцептивная сторона); коммуникации актуализируют в себе и общественные (социальные) отношения, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности всех субъектов профессионально-образовательного процесса [2].

Коммуникативная компетентность в профессии педагога обеспечивает построение эффективного коммуникативного взаимодействия в различных ситуациях учебного процесса, успешное решение профессиональных задач.

Методы исследования

В процессе рассмотрения проблемы формирования коммуникативной компетентности преподавателя применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, анкетирование слушателей ИПК и ПК по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование.

Основная часть

Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя, так как общение составляет сущность педагогической деятельности.

Коммуникативная компетентность выступает как феномен, имеющий сложную структурную организацию, включающий в качестве своих подструктур три блока: теоретический (знания в области культуры речи, межличностного взаимодействия), практический (коммуникативные умения) и личностный (комплекс личностных свойств и качеств, способствующих успешной организации межличностной коммуникации), каждый из которых имеет собственные структурные компоненты.

Педагогические условия и перспективы формирования коммуникативной компетентности преподавателей связаны с усовершенствованием коммуникативных качеств личности и расширением ее коммуникативного потенциала в процессе профессиональной подготовки.

Поскольку вузы целенаправленно не занимаются формированием коммуникативных умений и навыков специалистов (будущих преподавателей), на наш взгляд, эту задачу должна взять на себя система повышения квалификации и переподготовки кадров. Так, в типовой учебный план переподготовки по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» включена дисциплина «Культура речи», целью которой является формирование коммуникативной компетентности преподавателя.

Отметим, что богатый творческий потенциал средств педагогической коммуникации не используется в должной мере в учебном и воспитательном процессе. Анкетирование, проведенное среди слушателей ИПК и ПК по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» (45 преподавателей колледжей и вузов, не имеющих педагогического образования), показало, что 83 % из них испытывают сложности с речевым мастерством и использованием риторических средств воздействия; 80 % хотят повысить свой уровень знаний по орфографии и орфоэпии (постановка ударений); 70 % сталкиваются с языковыми и стилистическими сложностями при написании научных работ.

Специально для переподготовки преподавателей учреждений образования аграрного профиля по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов» нами подготовлено учебное пособие «Культура речи» [16], целью которого является формирование коммуникативной компетентности преподавателей, не имеющих педагогического образования. Оно содержит как теоретический материал - курс лекций, так и практический - упражнения, задания для самостоятельной работы, тесты. В приложение включены справочные материалы по исправлению речевых ошибок, трудные случаи орфографии и пунктуации, толковый словарь некоторых иностранных слов, словарь ударений.

Большое внимание на занятиях по культуре речи уделяется как теоретическим знаниям о нормах литературной речи, так и использованию таких форм профессиональной подготовки, как тренинг, ролевые и имитационные игры, коммуникативные упражнения. При разработке методического обеспечения курса мы исходили из того, что преподаватель и студенты должны быть включены в активный диалог, вовлечены в общение, поставлены в ситуации, когда требуется реализация их умений по организации общения, взаимодействию в группах, решению поставленных задач.

Практический блок курса «Культура речи» ориентирован на совершенствование коммуникативной компетентности преподавателя путем расширения знаний о нормах современного литературного русского языка; развитие навыков эффективного речевого общения в различных ситуациях педагогической деятельности, организации диалогов, дискуссий и других видов учебной коммуникации.

Приведем примеры практических заданий по формированию лингвистического аспекта коммуникативных умений и навыков преподавателя.

1. Исправьте речевые ошибки в словосочетаниях.

Повысить подготовку специалистов, повысить выпуск машин, высокая глубина знаний, памятный сувенир, экспонат выставки, народная демократия, патриот своей родины, реальная действительность, покупать от населения.

2. Исправьте лексические ошибки в предложениях.

1. Собрание с родителями абитуриентов произошло в актовом зале. 2. Благодаря постоянным экскурсиям по историческим местам Беларуси большинство студентов нашей группы повысили свой кругозор. 3. Некоторые вопросы не окончены из-за нехватки времени на лекции.

3. Определите и исправьте ошибки в предложениях.

1. Общаясь с детьми, речь учителя не должна быть слишком громкой. 2. Поступив в университет, занятия по психологии помогли мне стать более уверенным в себе. 3. Показали народ по телевизору, который был на демонстрации. 4. Внушать об этом детям не нужно. 5. Педагог должен всегда следить о своей речи. 6. Здесь хотелось бы привести пример об отношении к дисциплине в общежитии. 7. По этому вопросу вышло несколько объемных книг.

4. Выпишите дипломы следующим студентам:

Диплом выдан (Скиба Николай Петрович, Бондаренко Василий Викторович, Кащук Михаил Павлович, Туровец Антон Сергеевич, Лось Леонид Иванович, Друзь Валентин Денисович, Касперович Владимир Юрьевич).

5. Прослушайте несколько вузовских лекций разных преподавателей, оцените приемы общения с аудиторией (установка контакта, композиционные приемы, драматизация речи, средства привлечения внимания и др.).

Рассматривая вопросы формирования коммуникативной компетентности, нельзя не коснуться такого вида деятельности преподавателя, как учебная речь. Цель учебной речи - передать знания, сформировать навыки и умения у студентов по изучаемой теме. При формировании коммуникативной компетентности преподавателя необходимо уделять внимание и такой важнейшей стороне учебной речи, как ее диалогичность, которая предполагает умение устанавливать контакт с аудиторией, аргументировано отстаивать свою точку зрения, организовывать процесс обсуждения поставленных вопросов, поддерживать интерес к беседе.

В зависимости от целей, которые ставит перед собой преподаватель, выделяют различные типы диалогических построений. Коммуникативные цели обусловили появление следующих функцио-

нальных типов диалога: диалога-сообщения информации, диалога-запроса (получения) информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса и др. Все типы диалога требуют от преподавателя проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой учебно-речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения, управлять вниманием аудитории.

Диалогичность является непременным условием при использовании различных активных методов обучения: при чтении проблемных лекций и докладов, проведении деловых игр, дискуссий, тренингов, подготовке проектов, решении производственных ситуаций, организации работы парами и в командах.

Использование активных методов повышает интерес студентов к учебному процессу, позволяет почувствовать ситуацию и определить возможные стратегии собственных действий, способствует формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Реализация современных личностно ориентированных технологий в учебном процессе невозможна, если преподаватель не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не может организовать эффективное взаимодействие в ходе обучения и воспитания.

Опытный преподаватель характеризуется сформированной коммуникативной компетентностью, связанной со знанием типичных коммуникативно-речевых ситуаций, возможных в студенческой аудитории, а потому имеет собственную программу риторического реагирования: набор апробированных речевых клише для поддержания внимания аудитории, средства и методы, обеспечивающие эффективность коммуникативных сценариев.

Важнейшей характеристикой речевого поведения преподавателя должна быть конгруэнтность, т. е. эффект полной откровенности и заинтересованности как предметом своего выступления, так и реакцией аудитории. К типичным коммуникативным ошибкам педагога можно отнести зависимость от конспекта, некорректное чтение с листа, отсутствие экспрессивной модуляции в голосе, неподвижность позы, монотонность, бедность, шаблонность речи, неумение контролировать аудиторию. Преподавателю необходимо помнить и о роли техники речи, невербальных средств в речевом общении. По мнению А.А. Мурашова, «безотносительный к личности текст рождает безотносительную к тексту личность, и о понимании в этом случае говорить не приходится» [14].

Ситуация ослабления внимания возникает в любой аудитории, поскольку это психофизиологический процесс. Кризисы внимания происходят через определенные промежутки времени: первый, по мнению психологов, наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. Психологическое искусство оратора проявляется в умении максимально сгладить кризисные пики оптимальным сочетанием ораторских приемов: переключением внимания, шуткой, импровизацией, оригинальным примером по ходу лекции и т.д.

Формирование коммуникативной компетентности преподавателя тесно связано также с развитием его личностных качеств (эмоционально-волевых, креативных, суггестивных, перцептивных), с владением технологией общения и контакта, знанием психологических особенностей личности.

Заключение

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности педагогов - это динамичный процесс целенаправленного, поступательного и качественного изменения коммуникативных умений и навыков в процессе специально организованной учебной деятельности. На сегодняшний день существует большое разнообразие средств целенаправленного развития коммуникативных способностей обучаемых. В основном это тренинги, включающие применение личностно-развивающих технологий, а также коллективное активное обучение, программы и спецкурсы.

В результате изучения проблемы формирования коммуникативной компетентности преподавателя выделены следующие аспекты: собственно лингвистический, который подразумевает знание языковой системы и умение использовать средства языка в соответствии с существующими нормами; аспект коммуникативного поведения, который связан с особенностями поведения личности в общении, с умением соотносить свое поведение с ситуацией общения, с реализацией в процессе общения различных стратегий и тактик поведения, знание законов, по которым строится взаимодействие людей (социальных, психологических, культурных и т.д.); операционально-деятельностный - способность педагога применять разнообразные коммуникативные средства в различных видах учебной деятельности в целях повышения эффективности учебного процесса.

Требования к профессиональной коммуникативной компетентности преподавателей включают такие качества речи и речевого поведения, как правильность, точность, ясность, выразительность, богатство языка; логичность, аргументированность, доказательность приводимых положений, умение отстаивать свою точку зрения в споре; умение слушать партнера по общению, тактичность, внима-

тельность; способность грамотно выстраивать стратегию речевого поведения в служебных ситуациях общения. Все эти качества успешно могут быть сформированы в процессе изучения дисциплины «Культура речи» и прохождения преподавателями педагогической переподготовки по специальности 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов».

Кроме этого, модель формирования коммуникативной компетентности будущих преподавателей предусматривает дополнительное изучение таких предметов, как возрастная психология, педагогическая психология, педагогическая конфликтология, риторика. Реализация коммуникативной компетентности в период педагогической практики способствует формированию педагога -профессионального коммуникатора.

Единство и взаимосвязь всех компонентов коммуникативной культуры преподавателя обеспечат ему успешную коммуникативную деятельность при обучении, воспитании и развитии обучающихся. Именно сформированная коммуникативная компетентность даст возможность преподавателю вуза строить профессионально-образовательный процесс системно и технологично.

Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать как важнейший фактор активизации учебного процесса и повышения качества образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании. Основные положения (О высшем образовании)»: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.; одоб. Советом Республики 22 декабря 2010 г.; вступил в силу с 1 сентября 2011 г. -Минск, 2011.- 352 с.

2. Б о д а л е в, А. А. Психология общения: Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. - М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

3. В е р б и ц к и й, А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / А. А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. - №5. - С. 32-37.

4. Ж у к о в, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М.: Академия, 1991. - 96 с.

5. З е е р, Э. Компетентностный подход к модернизации российского образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 27-32.

6. З м е е в, С. И. Компетенции и компетентности преподавателя высшей школы XXI в. / С. И. Змеев // Педагогика. - №5. - 2012. - С. 69-74.

7. З и м н я я, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

8. З и м н я я, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

9. К о з ы р е в а, О. А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия / О. А. Козырева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С. 48-51.

10. К у н и ц ы н а, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

11. К у з ь м и н а, Е. М. О некоторых итогах оценки профессионально коммуникативной компетентности педагога / Е. М. Кузьмина // X Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. — Н. Новгород, 2006. - С. 94-96.

12. Л у к ь я н о в а, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности / М.И. Лукьянова.- СПб.: Речь, 2004.-200с.

13. М а р к о в а, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова // Педагогика. -1995. - № 36. - С. 55-63.

14. М у р а ш о в, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. - М.: Пед. общество России, 2004. - 360 с.

15. Х у т о р с к о й, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002Ж: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

16. Ш а т р а в к о, Н. С. Культура речи / Н. С. Шатравко. - Горки: БГСХА, 2013. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.