Научная статья на тему 'Критерии профессиональной пригодности к врачебной деятельности'

Критерии профессиональной пригодности к врачебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии профессиональной пригодности к врачебной деятельности»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

I 3-2007

всех трех типах лица.

Полученные результаты исследования полового диморфизма кефалометрических,

одонтометрических параметров и индексов их взаимоотношений позволяют заключить, что подавляющее большинство абсолютных значений достоверно больше у лиц мужского пола. Для таких относительных величин, как головной индекс, лицевой индекс и индексы взаимоотношений кефалометрических параметров с одонтометрическими параметрами, половой диморфизм не стабилен. КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Д. Домика

ГОУ ВПО Волгоградский государственный медицинский университет Росздрава

Реформирование высшей школы в рамках Болонского процесса актуализирует проблему непрерывного контроля качества додипломного образования, обусловленного системой

многоуровневой подготовки специалистов. Учитывая, что согласно современным взглядам, успешность профессиональной реализации определяется 4 группами факторов: знания, умения, способности и личностные свойства (Мучински П., 2004; Носкова О. Г., 2004), критерии оценки подготовки специалистов не должны ограничиваться только успешностью освоения учебных программ. В настоящее время оценка личностных качеств с профессиональных позиций используется в отдельных профессиях, для которых определение соответствия индивидуально-типологических

свойств индивида профессиональной деятельности практически формализована в процедуру профессионального отбора. Это профессии, требующие высокого уровня развития определенных качеств, в которых жестко заданы способы выполнения профессиональных действий, либо деятельность выполняется в экстремальных условиях (летчики, операторы, диспетчеры, военнослужащие). К ним применяется понятие "абсолютная профессиональная пригодность" (Гуревич К. М., 1998). К остальным профессиям предлагается использовать термин "относительная пригодность" и, следовательно, процедура профессионального отбора не является обязательной, вследствие чего не определены четкие критерии профессионального соответствия, не существует стандартного набора личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций. К ним относят большинство профессий социономического типа, в том числе медицинские специальности. Молодому человеку, стоящему перед выбором специальности, сложно объективно оценить соответствие своих физических и личностных характеристик избранной специальности из-за недостаточно четкого представления о характере будущей деятельности и

Ф

практически полного отсутствия профессионально ориентационных мероприятий на этапе додипломного образования. Возможно, что именно нерациональный выбор специальности приводит к тому, что более 40 % молодых людей, получивших высшее образование, не работают по специальности (Петров А. В., 2003). Наблюдается явление "профессионального маргинализма", в основе которого лежит утрата профессиональной идентичности, равнодушие к профессиональным обязанностям и нормам, замещение профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды (Акимова И. А., 2004; Верецкая А. И., 2004). Таким образом, неправильный выбор профессии или специальности осложняет достижение профессиональной успешности, способствует появлению состояний

неудовлетворенности, психической угнетенности, лежит в основе многих личностных конфликтов, неблагоприятно влияет на функциональное состояние организма в целом. Для врачебных профессий рациональный выбор специальности имеет двойное, медико-социальное значение, обуславливая не только здоровье (социальное, психическое, физическое) будущего врача-специалиста, но и опосредованно - различных групп населения.

В связи с этим нами проведен медико-социологический анализ формирования

профессионально значимых качеств (ПЗК) и их соответствия у студентов-медиков выбранному профилю врачебной деятельности на этапе обучения в вузе на модели студентов старших курсов медицинского вуза, составивших репрезентативные модельные группы будущих хирургов ("хирурги") и терапевтов ("терапевты").

Для реализации поставленной цели использовались социологические, клинико-физиологические и психодиагностические методы. Выявление ПЗК для специалистов хирургического и терапевтического профиля проводилось методом экспертной оценки. Наши исследования показали, что отсутствие четкого представления о характере будущей деятельности и необходимых для специальности профессионально значимых качеств (у 37,5 % студентов-"терапевтов", у 62,5 % юношей и 24,9 % девушек-"хирургов") обусловливает неадекватный уровню

индивидуального здоровья и психологическим особенностям выбор специальности практически у половины обследованных. Наиболее ярко несоответствие выявлено у студентов, избравших хирургическую специальность, - у юношей по показателям физического развития (до 76,3 %), у девушек по состоянию психо-эмоциональной сферы (до 70,7 %).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости создания научно-обоснованной системы профессионально ориентационных мероприятий на этапе додипломного обучения с целью решения проблемы более рационального

Ф

46

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

первичного распределения студентов по профилям врачебной деятельности.

Результаты настоящего исследования позволили разработать дифференциально-диагностические таблицы для прогнозирования успешности социально-профессиональной адаптации студентов с учетом выбранного профиля специализации (удостоверение на рационализаторское предложение № 18-2006 от 23.03.2006 г.). По результатам диагностирования можно выделить три группы студентов: 1-я группа - оптимальное соответствие профилю специализации; 2-я - неполное соответствие; 3-я - несоответствие профилю специализации.

МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ И ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССАХ

М. Е. Егин

ВНЦ РАМН И АВО Лаборатория моделирования патологии

Согласно приказу Президента Российской Федерации от 21 мая 2006 года и Распоряжению Президиума РАМН № 14-09/40 от 27.07.06. научные исследования по развитию и внедрению новых информационных технологий в различных отраслях знаний, в том числе и в медицине, в настоящее время относятся к приоритетным в развитии науки и техники.

Благодаря активному внедрению в клиническую практику методов РКТ и МРТ стало возможным определение целого ряда патологий человека. Вместе с тем, в чистом виде эти методы не совсем удобны для научных анатомических исследований живого человека. Необходимость модификации

современных методов исследования диктуется запросами практикующих специалистов. С помощью индивидуального компьютерного моделирования можно достаточно точно выявить и оценить индивидуальные особенности анатомического строения тела живого человека, четко провести предоперационную подготовку пациента, дать рекомендации оперирующему хирургу и избежать возможных ошибок во время операции, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями анатомического строения пациента.

Целью работы является внедрение в учебно-методический и лечебно-диагностический процессы нового программного обеспечения и методики работы, позволяющей осуществлять обработку данных РКТ и МРТ-исследований, трансформированных в трехмерной графике.

Для реализации поставленной цели нами проанализирован архив 50000 РКТ и МРТ-иссле-дований и сформированы базы данных РКТ и МРТ-исследований нижних конечностей, лицевого отдела черепа, брюшной полости для определения половых, возрастных, конституциональных особенностей

анатомического строения в норме и при патологии.

ф

3-2007 |

Применение нескольких методов медицинской визуализации позволило нам провести объемное исследование с использованием тонких и перекрывающихся между собой срезов. Важным аспектом для научных анатомических исследований являются исходные данные об индивидуальных особенностях строения анатомических структур живого человека. С этой целью нами был создан индивидуализированный морфометрический архив голени на основе РКТ и МРТ-исследований, которые являются оптимальными, современными методами прижизненного изучения индивидуальной анатомии человека. На основании полученных морфометрических измерений нами были предложены и рассчитаны коэффициенты, являющиеся важной составляющей вариантной анатомии, которые должны учитываться в практической хирургии при оперативных вмешательствах на нижних конечностях. Их погрешность в сравнении с классическими анатомическими методами исследования, прежде всего, связана с посмертными изменениями физических свойств мягких тканей.

Для выявления индивидуальных особенностей строения и хода сосудисто-нервных пучков нами было разработано устройство для определения проекции анатомических образований конечностей на кожу.

Для интеллектуализации диагностических процедур с использованием РКТ и МРТ-методов нами предложена модель специализированного программно-методического комплекса,

действующего на основании синтеза и анализа индивидуальных виртуальных топографо-анатомических сред в трехмерной графике. Виртуальная топографо-анатомическая среда -компьютерное представление совокупности областей человеческого тела, значимых в контексте проводимого исследования. Такое представление преимущественно имеет трехмерную (3Б) пространственную структуру и может дополнительно содержать описания необходимых объектов искусственного происхождения, также задаваемых в виде 3Б-структур. Данное понятие можно использовать при проведении научно-исследовательских работ и в учебно-методическом процессе на различных кафедрах вузов медицинского профиля.

Программно-методический комплекс включает следующие системообразующие компоненты: методическая составляющая, информационная составляющая, моделирующая составляющая, экспертная составляющая. Разработанный на основе ПМК метод индивидуального компьютерного моделирования повышает точность и общедоступность интерпретации данных РКТ и МРТ-исследований, дает объективную

характеристику патологического процесса путем получения адекватной и полной визуальной информации, позволяет осуществить планирование оптимальности оперативного приема еще при подготовке к операции, оценку и прогноз

Ф

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.