Задесенец Е.Е., Зараковский Г.М. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Наличие эффективного инструментария оценки качества жизни является необходимым условием решения любых проблем, связанных с качеством жизни населения. Такой инструментарий позволяет получать количественные данные о качестве жизни в разных регионах страны и проводить постоянный мониторинг тенденций его изменения с целью, с одной стороны, определения путей повышения качества жизни, а с другой - предупреждения взрывоопасного социально-психологического напряжения населения вследствие большого разрыва в уровне и образе жизни разных регионов и групп населения. Кроме того, оценки отдельных сторон качества жизни позволяют определять приоритеты использования социально ориентированных технологий и программ, обеспечивающих существенное улучшение условий жизнедеятельности людей.
Во ВНИИТЭ разработана методика оценки качества жизни населения России [1,2,3] . Она основана на положениях формальной аксиологии (логики оценок), согласно которым оценка, как процесс установления ценностного отношения между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом, может быть абсолютной и сравнительной [4]. Сравнительная оценка используется для установления субъектом соотношения (больше, меньше, равны) между ценностями двух или более объектов. При этом один из сравниваемых объектов выступает как база, эталон сопоставления, а его ценность рассматривается как основание или критерий оценки. Определение таких критериев применительно к оценке качества жизни населения России в реальных условиях сегодняшнего дня представляет собой актуальную задачу.
В содержательном плане оценка качества жизни есть процедура выявления степени соответствия основных параметров и условий жизнедеятельности человека (общества) его жизненным потребностям и ценностным ориентирам, а также личным представлениям о достойном, полноценном и удовлетворяющем его требования уровне жизни. С позиций операционного подхода такая процедура рассматривается как совокупность решения взаимосвязанных задач, включающая построение перечня (номенклатуры) оцениваемых показателей качества жизни, определение значений (измерение) этих показателей, выбор критериев, методов оценки и оценочных шкал, определение значений оценок отдельных показателей и получение итогового значения оценки качества жизни.
Как правило, оценка качества жизни населения или его отдельных компонентов носит сравнительный характер. Одной из важнейших процедур ее осуществления является выбор и обоснование критериев (базовых оснований) оценки, а также оценочных шкал. Существует много классификаций критериев оценок, различающихся по виду, целям оценки, сущности оцениваемых показателей и т.д.
Так, критерии оценки качества жизни могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные критерии -это характеристики, содержательно определяющие состояние потребностей и ценностей субъекта жизни, с которыми сравниваются совокупности характеристик самого субъекта, процессов, средств, условий и результатов его жизнедеятельности. Относительные критерии представляют собой значения показателей качества жизни того субъекта жизни, который является либо лидером, либо аутсайдером.
Критерии оценки качества жизни могут быть объективными и субъективными. Объективные критерии - это научно или эмпирически обоснованные максимальные или минимальные значения характеристик состояния отдельных компонентов жизни. Субъективные критерии - это представления субъектов жизни о максимальных или минимальных значениях характеристик состояния отдельных компонентов жизни, сформировавшиеся у них в результате жизненного опыта и выражаемые в количественной или качественной форме.
Критерии оценки качества жизни могут быть общими и конкретными. Общими критериями выступают сложившиеся в обществе идеалы, ценностные предпочтения или коллективные представления о том, что такое хорошая, интересная и счастливая жизнь. Эти представления, безусловно, меняются во времени. Они зачастую специфичны для определенной страны, региона или группы людей и зависят от сложившегося уклада жизни, национальных традиций, культурных особенностей, уровня экономического и социального развития и т.д.
Конкретными критериями обычно выступают социальная система-лидер, базисный период, базовые величины (значения) отдельных показателей качества жизни, отобранные экспертами и принятые за эталон. Это могут быть различного рода индексы, стоимостные характеристики доходов или расходов, медицинские параметры, статистические выкладки, научные нормативы, характеризующие потребности людей, рациональные нормы и предельно допустимые величины, результаты социологических опросов и психологического тестирования, экспертные суждения и т.д., зафиксированные в различных нормативных актах, рекомендациях, законах и научных публикациях.
Например, в методических материалах ООН по определению индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) для каждой основной группы показателей установлены фиксированные минимальные и максимальные значения, выступающие в роли базовых оценочных критериев:
• ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 25 лет и 85 лет;
• грамотность взрослого населения - 0% и 100%;
• реальный ВВП на душу населения - 100 долл. ППС и 40000 долл. ППС (паритета покупательной способности) .
Критерии оценки качества жизни могут быть также констатирующими и целевыми. Констатирующие критерии имеют лишь познавательное значение. Целевые критерии имеют прагматическое значение: это совокупность
значений основных показателей качества жизни, достижение которых планируется обеспечить в результате реализации принимаемых на государственном уровне социально-экономических решений.
Таким целевым критерием оценки качества жизни может выступать достижение достойной жизни человека, понятие о которой включено в Конституцию Российской Федерации в качестве одной из основных целей политики социального государства (ст. 7, ч. 1).
Достойная жизнь человека рассматривается как характеристика высокого качества жизни человека, включающая материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, максимально возможную продолжительность жизни, наличие условий для устойчивого воспроизводства, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности, свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование, удовлетворенность условиями существования и духовное благополучие.
Конкретно понятие «достойная жизнь» населения России, как целевой критерий, рассчитанный на достижение за 10 - 15 - летний период, можно охарактеризовать следующими чертами, сформулированными в проекте Доктрины государственного регулирования качества жизни населения России [5]:
• реальные доходов населения находятся на уровне, обеспечивающем полное удовлетворение потребностей каждого члена общества в нормальном питании, жилье, качественных товарах и услугах, образовании, социальной защите, получении медицинской помощи, заслуженном отдыхе;
• работники предприятий и учреждений всех форм собственности защищены соблюдением требований законов о труде;
• здоровье и физическое состояние людей находится на уровне, когда не менее 70% населения относятся к группам «здоров», «практически здоров»; потребление алкоголя и наркотиков не превышает уровня потребления в наиболее благополучных в этом отношении странах;
• созданы условия, способствующие формированию молодых семей, рождению и воспитанию детей; ликвидирована безнадзорность и беспризорность детей; обеспечена доступность образования любому гражданину в соответствии с направленностью его личности и способностями;
• обеспечена безопасность общества и граждан во всех отношениях: посягательства на жизнь и собственность граждан, стабильности экономического положения, природных и техногенных катастроф, безопасности в отношении террористических актов, территориальной (военной) безопасности;
• человек находится в гармонии с окружающей природой, развивающиеся экосистемы все более приобретают ноосферный характер;
• подавляющим большинством населения соблюдаются общечеловеческие моральные нормы и этические требования гражданского общества, законодательно установленные права и обязанности;
• имеет место социальное партнерство всех слоев населения, доминирует толерантное мировоззрение и поведение в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
Для оценки показателей качества жизни необходимо иметь численные значения выбранных критериев. Применительно к объективным показателям эта задача обычно не вызывает больших затруднений. Что касается субъективных показателей качества жизни, то здесь ситуация более сложная, поскольку трудно определить, исходя из каких соображений (внутренних, субъективных эталонов) люди так или иначе судят о своей жизни.
Сегодня существует много способов оценки субъективного качества жизни. Его основными показателями принято считать:
самооценку качества жизни как целостного феномена, т. е. , в виде ответа человека на прямой вопрос об уровне качества его жизни;
самооценку счастья (с использованием разных социально-психологических методов «измерения счастья»);
самооценку удовлетворенности жизнью;
баланс положительных и отрицательных эмоций, т. е. , отношение числа положительных и отрицательных эмоциональных переживаний, испытываемых человеком за определенный, достаточно большой промежуток времени.
Предложены различные виды критериев оценки, методов определения их численных значений и порядка построения оценочных шкал. Для примера рассмотрим некоторые из них.
Так, американский исследователь Х. Кэнтрил предлагает использовать оценочную шкалу в виде своеобразной «лестницы» из 10 градаций, верх которой символизирует наилучшую для испытуемого жизнь (10 баллов), а низ - наихудшую, насколько возможно, жизнь (0 баллов).
При использовании шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера испытуемым предлагается оценить степень своего согласия с каждым из 5 вопросов по 7- балльной шкале (7 - полностью согласен, 1- полностью не согласен). Человек, получивший 35-31 балл, считается в высшей степени удовлетворенным своей жизнью, а получивший 5-9 - в высшей степени неудовлетворенным.
Аналогично строится оценочная шкала «восторга-депрессии» Вессмана-Рикса с той лишь разницей, что она включает 11 градаций: от высшей - «нахожусь в состоянии экстаза, восторга, ликования» - до низшей -
«испытываю глубокую депрессию, вижу все в черном цвете, поскорее бы все кончилось».
Оценочная шкала «достижения целей», разработанная Ф. Михалосом, строится на основе концепции «соответствия ожиданий достижениям». Испытуемым предлагается оценить по 7-балльной шкале степень достижения собственных жизненных целей (1 - цели не достигаются, 7 - все жизненные цели достигнуты).
В нашей стране для оценки субъективного качества жизни путем проведения социологических опросов используются, как правило, четырех- или пяти-балльные шкалы, непосредственно характеризующие уровни удовлетворенности людей жизнью или уровни счастливой жизни [6 -10]. Т.Н. Савченко с соавторами рекомендует десяти-балльную шкалу оценок [11].
Субъективные оценки качества жизни могут быть целостными или комплексными. В первом случае респонденту задают один вопрос, относящийся к оценке качества жизни в целом, например:
«Насколько Вы удовлетворены своей жизнью?". При этом используется стандартный набор возможных ответов:
1. Вполне удовлетворен.
2. Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен.
3. Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен.
4. Совершенно не удовлетворен.
5. Затрудняюсь ответить.
Во втором случае респондентам задают аналогичные вопросы по отдельным аспектам жизни, а затем расчетным путем с использованием коэффициентов весомости получают комплексную оценку качества жизни в це-
лом. Количество аспектов и соответствующих единичных показателей качества жизни варьирует от 5 до 15.
Все описанные критерии оценок и шкалы пригодны лишь для оценки субъективного качества жизни и не носят статистического характера. В то же время достаточно полную, всестороннюю оценку качества жизни населения нельзя стоить только на субъективных оценках. Необходимо также иметь критерий оценки результатов опросов населения, представленных в виде процентного распределения разных ответов. Разработанная во ВНИИТЭ методика предусматривает использование как субъективных, так и объективных показателей и критериев. Поэтому необходимо было построить единую оценочную шкалу для всех видов показателей. Эта шкала должна объединять разнородные показатели: индексы, субъективные оценки в процентных распределениях,
объективные оценки в количествах людей, в рублях, и т. д., и давать возможность использовать определенную градацию качественных оценок.
Основная проблема состояла в том, чтобы найти числовой критерий «результатов голосования», которыми, по существу, являются результаты опросов населения, выраженные в процентных распределениях ответов «за» и «против». Именно так можно интерпретировать распределения положительных или отрицательных высказываний по любому вопросу, имеющему оценочный смысл.
Исходя из этого соображения, в качестве границы принципиального перехода в оценках был принят результат «голосования», соответствующий «квалифицированному большинству», то есть, 2/3 голосов в сторону опреде-ленного утверждения. Этот критерий достаточно правдоподобен, поскольку отработан в социальной жизни на протяжении многих десятилетий. Второй аргумент в пользу критериального смысла 2/3 голосов -закономерность, фигурирующая в теории устойчивости бинарных систем. Такие системы (с взаимодействием двух компонентов противоположной направленности) устойчивы в диапазоне доминирования одного из двух компонентов от 1/3 до 2/3 (33,3% - 66, 65%) . Две трети в процентах — это, округленно, 67%. Именно эту
цифру можно принять за границу высокой «по массе людей» оценки качества жизни (или его элемента) при положительной постановке вопроса (например, «удовлетворены ли Вы ...?") или же границей недопустимо низкой оценки при отрицательной форме вопроса (например, "в какой мере Вы не удовлетворены ...?») . С учетом целесообразности построения равномерной шкалы границей оценки «хорошее качество жизни», взята цифра, близкая к 2/3 - 0,716.
Математическая процедура перехода от единичных показателей к комплексным показателям на выходе дает шкалу отношений. Эта шкала соотносится с достаточно широко используемой в социологических и психологических исследованиях семибальной шкалой. Определенные диапазоны шкалы отношений (относительных значений оценок показателя) соответствуют конкретному баллу семибалльной шкалы и интерпретируются качественно. Единая оценочная шкала отношений представлена в таблице 1.
Таблица 1
Универсальная шкала для оценки качества жизни__________________________________________________________
Диапазоны относительных значений оценок показателя Балл Качественная интерпретация
0, 859 ^1,0 7 Отличное качество
0,716 0,858 6 Хорошее качество
0,573 0,715 5 Удовлетворительное качество
0,430 0,572 4 Приемлемое качество
0,287 0,429 3 Нежелательное качество
0,144 0,286 2 Плохое качество
0 ^ 0,143 1 Недопустимое качество
Эта шкала включает графу с диапазоном относительных значений оценок показателей (диапазон 0,143), графу с соответствующими этим диапазонам балльными оценками и графу качественной интерпретации значений оценок показателей. В процессе оценки эксперт соотносит полученное относительное значение каждого показателя качества жизни с представленными в шкале диапазонами и присваивает ему соответствующий балл, а затем дает качественную интерпретацию. Приведенная шкала универсальна в том смысле, что она позволяет оценивать компоненты качества жизни или качество жизни в целом как по объективным, так и субъективным показателям.
Рассмотрим пример использования этой шкалы для оценки качества жизни населения России с использованием критериев разного вида по показателю «Социально-личностная безопасность населения». В таблице 2 приведены данные по оценке комплексного показателя «Социально-личностная безопасность населения» на основе единичных показателей в той форме, в какой они представлены в разработанной во ВНИИТЭ Системе компьютерной поддержки принятия решений по критериям качества жизни (СКППР КЖ) [12].
Данный комплексный показатель включает в себя четыре единичных показателя, из них два - субъективных и два - объективных.
1. Показатель «Удовлетворенность населением личной безопасностью и безопасностью членов своей семьи» определялся по проценту положительных ответов респондентов на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены своей личной безопасностью и безопасностью своей семьи?». Варианты ответов: «Вполне
Таблица 2
Оценка комплексного показателя «Социально-личностная безопасность населения»
Код показателя Наименование единичного показателя Определение показателя Значение показателя, Р± Значения базовых показателей Значение оценки показателя Качественная интерпретация оценки Значение коэффициента весомости
Р б Рі макс р± °ішн Относит- единицы Баллы Ш1
і 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 7 1 1 Удовлетво- ренность населения безопасно- стью Процент лиц, давших ответы: «Вполне удовлетворен» + «Скорее удовлетворен» 58 67 33 0,735 6 Хорошее качество 0,5
2 7 1 1 Оценка населением возможности властей обеспечить безопасность Процент лиц, давших ответы: «Безусловно обеспечивают» + «Скорее обеспечивают» 42 67 33 0,264 2 Плохое качество 0,10
3 7 1 1 Уровень безопасности населения от преступных посягательств Процент лиц, не подвергшихся преступным посягательствам 98,5 99,5 98 0,333 3 Нежелательное качество 0,15
4 7 1 1 Уровень безопасности населения на автодорогах России Процент лиц, не погибших в дорожных катастрофах в России 9 9, 97 9 99,98 9 99,95 6 0,606 5 Удовлетво- рительное качество 0,25
г- Социально-личностная безопасность населения 0,595 5 Удовлетво- рительное Период времени
1—1 качество 2004-2006 гг.
удовлетворенны», «Скорее неудовлетворенны», «Совершенно неудовлетворенны», «Затрудняюсь ответить». Использовались данные социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2005 г.
2. Показатель «Оценка населением возможности российских властей обеспечить безопасность населения и не допустить новых катастроф, подобных Чернобыльской аварии», определялся по проценту положительных ответов респондентов на вопрос.(вписать формулировку вопроса) Варианты ответов: «Безусловно обеспечивают», «Скорее обеспечивают», «Скорее не обеспечивают», «Безусловно не обеспечивают», «Затрудняюсь ответить».
При оценке как первого, так и второго показателей, в качестве верхней границы, «максимума», использовался описанный выше критерий «2/3 голосов в сторону определенного утверждения».
3. Показатель «Безопасность личности от преступных посягательств» определялся по проценту лиц, по-
терпевших от преступных посягательств в России (1,5%). Процент лиц, не потерпевших посягательств, рассчитывался вычитанием: 10 0-1,5=98,5%. В качестве «минимума» и «максимума» были использованы полученные
экспертным путем границы 0,5 и 2, что позволило рассчитать базовые оценочные критерии: 100 - 2 = 98 и
100 - 0 ,5 = 99,5.
4. Показатель «Безопасность личности на автодорогах России» определялся по численности лиц, погибших
в дорожных катастрофах в России за один год (2005г.), что составило 0,021 процент от всего населения России. Соответственно численность лиц, не погибших в дорожных катастрофах, равнялась: 100 - 0,021 =
99,979. В качестве «максимума» был взят показатель наибольшего уровня смертности в мире (Маврикий — 44 человека на 100000 населения), в качестве «минимума» - наименьший уровень смертности (Австралия - 11 человек на 100000 населения).
Приведенный пример показывает возможности использования критериев оценки качества жизни разного типа при наличии комбинированной (объективно-субъективной) номенклатуры показателей качества жизни населения России. Именно такая номенклатура может быть рекомендована как основная для всех регионов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования. - М.: ВНИИТЭ, 2000.
2. Методика оценки качества жизни. Основные положения. - М.: ВНИИТЭ, 2000.
3. Методические рекомендации «Оценка качества жизни населения России» (НИР «Использование дизайна и
эргономики как эффективных инновационных технологий формирования качества жизни населения России». -М.: ВНИИТЭ, 2006. (№ госрегистрации 012 0.0603295).
4. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: Изд-во МГУ, 1970.
5. Кулайкин В.И., Зараковский Г.М., Задесенец Е.Е. Проект Доктрины государственного регулирования
качества жизни населения России.//Поволжский вестник качества. 2005. № 1.
6. Возьмитель А.А. Изучение качества жизни в социологическом исследовании. Методические рекомендации // Серия "Основные направления социологических исследований. Методические пособия". Вып.4. /АН СССР, Институт социологических исследований, Советская социологическая ассоциация, Центр повышения квалификации социологов. - М., 1985.
7. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. - СПб.: Алегейя, 2001.
8. Угланова Е.А. Социально-психологическая концепция качества жизни: словарь-справочник. - Яро-
славль, Изд-во «Ремдер», 2003.
9. Балацкий Е.В Факторы удовлетворенности жизнью - измерение и интегральные показатели //Мониторинг
общественного мнения 2005. №4 (76).
10. Фетискин Н.П., Кулайкин В.И., Миронова Т.И. Психодиагностика качества жизни в российской ментальности: научно-методическое пособие. - Москва-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006.
11. Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни: подходы, методы оценки, прикладные исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006.
12. Зараковский Г.М., Пенова И.В. Система компьютерной поддержки принятия решений по критериям каче-
ства жизни // Стандарты и качество. 2005. №3.