Дильтей В. утверждает, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем» [6]. В отличие от стратегий объяснения, стратегии понимания направлены на «открытие» смыслов структур (текстов) и самих себя как душевную природу.
Вывод. Стратегия понимания и объяснения способна естественным образом включать в себя приемы самоконтроля за движением диалогического понимания. Это дает преподавателю, и студенту чувство участия в познании, право на действие, на утверждение себя через преодоление трудностей педагогического процесса.
Литература
1. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.
2. [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e035ba8-7b51-4106-a094-4ba352eb4929/1011350A.htm.
3. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. 20 с.
4. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М., 1988.
5. Орлов А. И. Эконометрика. Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
6. [Электронный ресурс]: Герменевтика как методология гуманитарного познания. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/214.htm.
Критерии оценки качества профессиональной деятельности преподавателя в современных условиях Агузумцян Г. В.1, Бабаян И. Г.2, Сисян С. Б.3
1Агузумцян Гаяне Вазгеновна /Aghuzumtsyan Gayane Vazgenovna - кандидат педагогических
наук, доцент;
2Бабаян Изабелла Гравиковна /Babayan-Izabella Gravikovna - кандидат педагогических
наук, доцент;
3Сисян Сусанна Беняминовна /Sisyan Susanna Benyaminovna - кандидат педагогических
наук, доцент,
кафедра профессионального образования и прикладной педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье анализируется основная задача оценки качества профессиональной деятельности преподавателя в области профессионального образования, обоснована необходимость разработки конкретных критериев. Предложены конкретные критерии оценки качества для эффективности профессиональной деятельности преподавателя.
Abstract: the purpose of this article is to examine the problem of assessment of teacher's professional activity in higher education, as well as to elaborate criteria's for that assessment. The importance of a problem of an assessment of quality ofprofessional activity of the teacher was confirmed in compliance to modern conditions ofprofessional education. Concrete criteria of an assessment of quality, efficiency of professional activity of the teacher have been offered in the article.
Ключевые слова: проблема оценки качества, критерии оценки качества, эффективность профессиональной деятельности преподавателя. Keywords: problem of assessment, criteria of assessment, efficiency and quality of teacher's professional activity.
В последние годы шаги, направленные на развитие профессионального образования в Армении, стали более активными. Успехи в сфере высшего профессионального образования среди многих факторов в значительной степени зависят от качества профессиональной деятельности преподавателя. Опыт показывает, что в вузах не всегда осуществляется оценка качества профессиональной деятельности преподавателя. Конечно, это не означает, что вообще не проводится оценка, но с точки зрения этой проблемы конкретная методология не была разработана.
В профессиональной литературе различные авторы-специалисты выделяют следующие профессиональные квалификации преподавателей:
• эмоциональность (А. О. Прохоров, Т. Г. Сырицо, В. П. Трусов),
• коммуникабельность (Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский),
• идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф. Н. Гоноболин),
• поведенческая гибкость (Н. В. Кузьмина) и способность понимать участников и управлять ими (Э. А. Гришин, Ф. Н. Гоноболин),
• безупречное владение методов обучения (Л. М. Портнов),
• любовь к детям (Ш. А. Амонашвили, Н. И. Поспелов),
• эмпатия (В. Н. Козин, А. Э. Штейнмец),
• социальная зрелость личности (И. А Зязюн, Н. П. Лебедик) [2, 330-350]:
«Качество деятельности преподавателя должно быть оценено следующими
результатами компонентов:
• образовательный уровень,
• профессионализм,
• уровень педагогической квалификации,
• повышение квалификации,
• воспитательная работа,
• методическая, инновационная деятельность» [1, 331-332].
По нашему мнению, оценка этих качеств, особенностей, знаний и способностей необходимо провести по соответствующим методам, должны заранее быть сформулированы критерии для каждого из них. Для повышения качества профессиональной деятельности преподавателя важное значение имеет уточнение оценки критерий. В качестве таких критериев можно считать:
• наличие расширенных способностей научно-исследовательской деятельности, навыков и зарегистрированных достижений,
• способность сочетания образовательных и научно-исследовательских компонентов, то есть способность внедрять результаты научных исследований в преподавательскую работу,
• высокий уровень профессиональных знаний, навыков,
• способность активно и творчески применять современные технологии,
• способность активировать процесс обучения учащихся и содействовать на их инициативность,
• готовность реагировать, содействовать на все новшества в сфере педагогики, на новые требования системы образования,
• наличие персонального стиля преподавания [2, 131].
К указанным критериям необходимо добавить наличия ряда познавательных, личностных и профессиональных качеств мышления, памяти, способности восприятия, речи, волевых качеств, гуманизм, коммуникативные способности, перфекционизм, инициативность, честность, мораль, потребность постоянно приобретать новые знания, терпение, ответственность, готовность служить обществу и знанию. Конечно, необходимо одновременно выяснить все психолого-
педагогические диагностические методы и методологии, которые будут выявлять вышеуказанные качества.
Для оценки качества профессиональной деятельности преподавателя важно также его самооценка. Для этого требуются формы индивидуальной самооценки, где будут указаны критерии и показатели, требуемые в педагогической работе. Преподаватель сам оценивает качество, эффективность своей деятельности в соответствии с критериями, указанные в форме. Будет эффективным, если преподаватели, работающие в отдельных кафедрах, кроме оценки своей работы, также будут заполнять формы для оценки друг друга. На основе стандартизированной таблицы возможно будет резюмировать и анализировать полученные данные, выявить сильные и слабые стороны не только отдельных преподавателей, но и всей кафедры, разработать план действий, направленный на устранение существующих пробелов, недостатков, улучшение качества профессиональной деятельности преподавателя. Такой пример можно привести из деятельности кафедры Профессионального образования и прикладной педагогики АГПУ им Х. Абовяна. где важным считаются проблемы повышения качества профессиональной деятельности преподавателя, владение современными педагогическими технологиями и навыками, способность использования возможности технических новшеств в процессе обучения.
С 1-го семестра 2015 - 2016 учебного года с целью повышения эффективность обучения в вузе был разработан образец учебно-методического пакета предмета /УМПП/ и все преподаватели университета подготовили свои учебно-методические материалы в представленном формате. Из преподавателей нашей кафедры были созданы несколько групп, которые изучали и оценили предметные учебно-методические пакеты других преподавателей в соответствии представленных критерий. После профессиональных заключений комиссий предметные учебно-методические комплексы были утверждены на заседании кафедры. Отметим, что разработанная УМПП также исследуется и оценивается отделом качества образования университета. Для оценки качества профессиональной деятельности важными критериями являются также позиции и отношение преподавателя к своей работе, к студентам и их личностному росту. Безусловно, мы считаем, что в конечной оценке качества профессиональной деятельности преподавателя должны участвовать также и студенты. Ещё в советские времена было принято оценивание своих преподавателей с помощью вопросников. Считается, что здесь также должны быть включены критерии соответствующие современным требованиям по обеспечению качества образования. Как один из основных субъектов учебной деятельности вуза преподаватель одновременно является очень важной движущей силой для повышения уровня эффективности обучения студентов.
Нужно также отметить, что все указанные методы и средства должны быть использованы одновременно, которые позволят оценить качество профессиональной деятельности преподавателя объективно и по разным направлениям.
Литература
1. Гебель С. Ф. Оценка качества деятельности преподавателя в работе со студентами и старшеклассниками в условиях лингвариума // Гарантии качества профессионального образования, «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова», 2013.
2. Сисян С. Б., Бабаян И. Г., Агузумцян Г. В. Педагогика высшей школы // Учебно-методическое пособие для вузов. Ереван, 2015. 202 с.