ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Познавательные процедуры обучения в вузе Акматкулов А. А.
Акматкулов Асылбек Акматкулович /Akmatkulov Asylbek Akmatkulovich - доктор педагогических наук, профессор,
кафедра информационных систем в экономике, инженерно-экономический факультет, Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова, г. Бишкек, Кыргызская республика
Аннотация: в статье анализируется вопрос о повышении эффективности использования университетской связи «понимание-объяснение» или «объяснение-понимание». Но если мы говорим об общей ценности коммуникации для обучения в системе высшего образования, безусловно, есть богатство передаваемой информации и высокая дидактическая эффективность будет в состоянии стимулировать процесс обучения вузов любого типа.
Abstract: the article analyzes the issue of increasing the efficiency of the use of university communication "understanding-explanation " or "explanation-understanding. " But if we talk about the overall assessment of the value of communication for teaching in higher education, there is definitely a richness of information transmitted, and high didactic efficiency will be able to stimulate the learning process of high schools of any type.
Ключевые слова: герменевтика, познание, познавательные процедуры, объяснение, понимание, познавательное действие, метод, обучение, образование, эконометрика, эконометрические методы, моделирование.
Keywords: hermeneutics, cognition, cognitive procedures, explanation, understanding, cognitive effects, method, teaching, education, econometrics, econometric methods, modeling.
Ориентация в окружающем мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение студента к действительности в вузовской среде представляет собой необходимую сторону всей системы его собственных отношений к миру.
«Познание - процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение (в той или иной мере) усвоения знаний. Познание осуществляется посредством познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, внимания, представлений, памяти мышления, воображения и памяти. Задача познания -выявление общего и существенного [1, с. 591].
Познавательное действие есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов и форм, которые в то же время неразрывно связаны с формами мыслительной деятельности. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью передавать конкретные образы при помощи слов.
В процессе изучения конкретной дисциплины чувственное восприятие зависит от содержания понятий. При этом понятия, приобретенные обучающимися в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия, а осмысление теории проникнуто чувственно-образными элементами. Значит, «чувственное познание - это непосредственное познание, в том числе, чувство нового, побуждающее к поиску более глубоких знаний» [там же, с. 874].
Следовательно, в каждом акте познавательной деятельности всегда имеет место сложное диалектическое взаимодействие чувственно-образных форм усвоения действительности и форм мыслительной деятельности, то есть деятельности,
направленной на образование собственных понятий, абстракций, умозаключений, идей и систем идей. Совокупность этих форм в науке получила наименование «рациональной», деятельности от латинского «ratio» - разум.
Познавательные процедуры обучения в вузе - весьма актуальны в связи с тем, что умение стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся является крайне важным для современного преподавателя. Познавательной процедуре в условиях преподавания в вузе уделяют внимание многие методисты. Если целостного анализа данной деятельности и построения обучения с учетом всех его компонентов не произведено, то в результате у обучаемых не формируется достаточно полного понимания в усвоении программного материала.
Главная трудность в том, что: 1) современное естествознание стремится установить прежде всего законы явлений и подвести под них единичные эмпирические знания; 2) понимание взглядов, мнений, убеждений, верований и целей других людей — чрезвычайно сложная задача, тем более что часть людей неправильно или не до конца понимают самих себя, а иногда намеренно или случайно попадают в заблуждение; 3) рабочие программы по фундаментальным дисциплинам недостаточно четко учитывают как общественные, так и индивидуальные образовательные потребности, а также воспитательные и познавательные ценности; 2) показ основных идей, структурных элементов, типичных образцов и проблем, представления о существенных несущих конструкциях отдельных тем, разделов и дисциплин мало способствуют росту эффективности учебы. Учет этих положений позволяет преподавателю вуза реализовать процесс познания в большей полноте, структурности и целостности.
Учебный процесс в вузе - процесс двусторонний, в нем воедино сливаются преподавание и учение. Руководящая и организующая роль принадлежит обучающему - преподавателю. Он и осуществляет одну сторону процесса обучения -объяснение. Вторая сторона этого процесса - учение (деятельность понимания), она реализуется в деятельности обучаемых. Объяснение и понимание взаимодополняют друг друга: если объяснение структурно, то понимание - целостно. Если объяснение строится на основе какого-то принципа или закона, то понимание предполагает соотнесение сущности вещей в их целостности.
Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Например, при преподавании «Эконометрики» для анализа экономических данных могут применяться все разделы математики, а именно: статистика случайных величин; многомерный статистический анализ; статистика временных рядов и случайных процессов; статистика объектов нечисловой природы, в том числе статистика интервальных данных.
Перечисленные четыре области объясняются на основе математической природы элементов выборки: в первой из них это - числа, во второй - вектора, в третьей -функции, в четвертой - объекты нечисловой природы, т.е. элементы пространств, в которых нет операций сложения и умножения на число. Примерами объектов нечисловой природы являются значения качественных признаков, бинарные отношения (ранжировки, разбиения, толерантности), последовательности из 0 и 1, множества, нечеткие множества, интервалы, тексты.
Так же решаются задачи объяснения данных (в том числе усреднения), оценивания, проверки гипотез, восстановления зависимостей, классификации объектов и признаков, прогнозирования, принятия статистических решений и др.
Однако в некоторых отношениях экономические данные отличаются от технических или астрономических, и эти отличия необходимо учитывать при выборе методов анализа конкретных экономических данных.
Многие экономические показатели неотрицательны. Значит, их надо описывать неотрицательными случайными величинами. А вот нормальные распределения
принципиально не подходят, поскольку для них вероятность отрицательных значений всегда положительна.
Однако необходимо констатировать, что для большинства менеджеров, экономистов и инженеров эконометрика является сложной наукой. Это объясняется тем, что в вузах современным статистическим методам учат математики. Другой курс - «Статистика» или «Общая теория статистики», входящий в стандартный блок экономических дисциплин читают экономисты, не всегда хорошо подкованные в математике.
То есть качество подготовленности экономиста зависит от знания математики. Философская же задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений. Это подводит нас вплотную к вопросу об истинности знаний. Знания, которые служат основанием для объяснения, называются «объясняющими». Знания, которые ими обосновываются, называются «объясняемыми». Поэтому объяснение может использоваться как бы в чистом виде, в виде самостоятельного метода обучения, когда оно связано с сообщением каких-то частных сведений, чаще же всего объяснение выступает в качестве составной части рассказа, беседы, лекции.
Таким образом процесс объяснения устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний, что позволяет включать в них новые знания о законах и отдельных явлениях природы.
Однако объяснение и понимание не исключают, а дополняют друг друга. Их можно рассматривать в качестве своего рода коммуникации применения коммуникации Объяснение должно обеспечить понимание и обратно. Условием понимания-объяснения является отнесенность индивидов к одной социокультурной ситуации, наличие у них общего опыта, знаний, представлений. Речь идет об объяснении, представленном научным или учебным текстом, т.е. в строгом смысле о понимании не самих по себе объектов природы, а их отражений в предметах культуры, каковыми являются научные тексты.
Педагог, ведущий объяснение, должен ориентироваться на сознание учащихся, на их отношение к изучаемому, планировать их действия, стремиться к эмоциональному отклику учащихся на объяснение и т.д. [4, с. 13]. Понимание материала обучающихся следует за объяснением преподавателя.
Понимание — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения: например, предмет цель и задачи эконометрики; реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения: эконометрика = экономика + метрика; конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений: специфика экономических данных, нечисловые экономические величины; дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы: статистика интервальных данных - научное направление на стыке метрологии и математической статистики; конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование: эконометрические модели, применения эконометрических методов, эконометрика как область научно-практической деятельности, эконометрические методы в практической и учебной деятельности и т. д.
Текст - это система знаков, которая последовательно и связно описывает теоретических знаний человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики. Герменевтика - это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. В таком случае текст выступает как своеобразная структурированная научная природа.
Дильтей В. утверждает, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем» [6]. В отличие от стратегий объяснения, стратегии понимания направлены на «открытие» смыслов структур (текстов) и самих себя как душевную природу.
Вывод. Стратегия понимания и объяснения способна естественным образом включать в себя приемы самоконтроля за движением диалогического понимания. Это дает преподавателю, и студенту чувство участия в познании, право на действие, на утверждение себя через преодоление трудностей педагогического процесса.
Литература
1. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.
2. [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3e035ba8-7b51-4106-a094-4ba352eb4929/1011350A.htm.
3. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. 20 с.
4. Сохор А. М. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. М., 1988.
5. Орлов А. И. Эконометрика. Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
6. [Электронный ресурс]: Герменевтика как методология гуманитарного познания. URL: http://www.bibliotekar.ru/filosofiya/214.htm.
Критерии оценки качества профессиональной деятельности преподавателя в современных условиях Агузумцян Г. В.1, Бабаян И. Г.2, Сисян С. Б.3
1Агузумцян Гаяне Вазгеновна /Aghuzumtsyan Gayane Vazgenovna - кандидат педагогических
наук, доцент;
2Бабаян Изабелла Гравиковна /Babayan-Izabella Gravikovna - кандидат педагогических
наук, доцент;
3Сисян Сусанна Беняминовна /Sisyan Susanna Benyaminovna - кандидат педагогических
наук, доцент,
кафедра профессионального образования и прикладной педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения
Аннотация: в статье анализируется основная задача оценки качества профессиональной деятельности преподавателя в области профессионального образования, обоснована необходимость разработки конкретных критериев. Предложены конкретные критерии оценки качества для эффективности профессиональной деятельности преподавателя.
Abstract: the purpose of this article is to examine the problem of assessment of teacher's professional activity in higher education, as well as to elaborate criteria's for that assessment. The importance of a problem of an assessment of quality ofprofessional activity of the teacher was confirmed in compliance to modern conditions ofprofessional education. Concrete criteria of an assessment of quality, efficiency of professional activity of the teacher have been offered in the article.
Ключевые слова: проблема оценки качества, критерии оценки качества, эффективность профессиональной деятельности преподавателя. Keywords: problem of assessment, criteria of assessment, efficiency and quality of teacher's professional activity.