Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

260
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / METHOD OF EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / INTEGRAL INDICATORS / QUALITY OF LIFE AND SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жиляев А. Х.

В работе рассматриваются критерии оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона. Обосновывается необходимость смещения акцента в оценке эффективности управления с экономической составляющей на социальную как отвечающую современному пониманию социально-экономического развития. Вскрываются недостатки применяемой в настоящее время Правительством РФ методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и даются предложения по созданию новой методики на основе социальных, экономических, экологических и других показателей, характеризующих качество жизни населения. Даются рекомендации по достижению социальной эффективности управления социально-экономическим развитием региона и рассматриваются схемы и механизмы обратной связи с населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF THE ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION’S MANAGEMENT EFFICIENCY

In this work the criteria of an assessment of management efficiency are considered by social and economic development of the region. Need of shift of accent, for a management efficiency assessment, from an economic component to social one, as an answer to modern understanding of social and economic development is substuntiated. Shortcomings of the technique of an assessment of efficiency of activity of executive authorities of subjects of the Russian Federation as applied now by the Government are exposed and offers on creation of a new technique on the basis of the social, economic, ecological and other indicators characterizing quality of life of the population are presented. Recommendations about achievement of social management efficiency by social and economic development of the region are made and schemes and feedback mechanisms with the population are considered.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 6 (50) 2012

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 004.37.01

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА

А.Х. ЖИЛЯЕВ

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@r ambler. ru

В работе рассматриваются критерии оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона. Обосновывается необходимость смещения акцента в оценке эффективности управления с экономической составляющей на социальную как отвечающую современному пониманию социально-экономического развития. Вскрываются недостатки применяемой в настоящее время Правительством РФ методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и даются предложения по созданию новой методики на основе социальных, экономических, экологических и других показателей, характеризующих качество жизни населения. Даются рекомендации по достижению социальной эффективности управления социально-экономическим развитием региона и рассматриваются схемы и механизмы обратной связи с населением.

Ключевые слова: методика оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона, интегральные показатели, качество жизни, социальный заказ.

Введение

Определение эффективности и выявление результатов управления социально-экономическими системами остается одной из наименее исследованных областей науки управления. События последнего времени показали, что в Российской Федерации существует социальный запрос общества на модернизацию управления Российским государством, на повышение эффективности системы социальной политики и на преодоление социального и территориального расслоения и дифференциации в обществе. Ответом на этот запрос общества могло бы быть социально-экономическое развитие регионов РФ и повышение качества жизни населения.

Для эффективного управления социально-экономическим развитием региона и корректного прогнозирования результатов такого развития нужно определить критерии эффективности управления и то, какие изменения этих критериев предполагаются в будущем.

Социально-экономическое развитие региона - это процесс качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающего состояние окружающей среды и приводящего к улучшению условий жизни населения. Качественный подход в наибольшей степени отвечает современным тенденциям развития социально-экономических отношений, отражая значимость участия всех заинтересованных субъектов в повышении качества жизни населения и сохранении среды обитания. Таким образом, исходя из приведенного определения качество жизни населения является основным критерием эффективности управления регионом Российской Федерации, и выбор показателей для проведения оценки эффективности управления должен быть обусловлен их влиянием на качество жизни населения.

В СССР были различные структуры, в задачи которых входило контролировать исполнительную власть. Это и народный контроль, и другие общественные организации, нако-

нец, это, собственно, КПСС, которая очень жестко отслеживала качество выполнения собственных поручений. В последние годы в РФ пытаются создать аналог системы общественного контроля над процессом постановки целей и задач для исполнительной власти и проверки качества исполнения этих задач. Президентом РФ изданы указы «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» от 28 июня 2007 г. № 825 и «Об оценке эффективности деятельности органов муниципального самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28 апреля 2008 г. № 607 [2]. Для исполнения этих указов разработаны методика и системы показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Методика оценки эффективности деятельности

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Министерство регионального развития РФ в последние несколько лет проводит анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2009 года №322 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»». В данном постановлении утверждена методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ [3].

По данной методике предметом оценки являются результаты деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сферах:

1) экономического развития;

2) здравоохранения и здоровья населения;

3) общего образования;

4) начального и среднего профессионального образования;

5) жилищного строительства и обеспечения граждан жильем;

6) жилищно-коммунального хозяйства;

7) дорожного хозяйства;

8) обеспечения безопасности граждан;

9) организации государственного и муниципального управления.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления 329 показателей, характеризующих:

1) социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, в том числе удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации и расчет неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, а также государственного управления;

4) ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации [3].

В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются официальные данные, представленные в докладах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики и результаты опросов населения. Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения:

- со среднероссийским уровнем;

- с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами;

- со значением предыдущего периода.

Результаты оценки должны были определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности региональных органов исполнительной власти, в том числе по оптимизации неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и так далее) для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, повышения качества и объема предоставляемых населению услуг.

Однако в начале 2012 года в Правительстве РФ эта методика оценки была признана неэффективной. На совещании, посвященном оценке эффективности деятельности исполнительной власти регионов РФ, глава Кабинета министров заметил, что многие существующие критерии не отражают системных изменений в региональной экономике и социальной сфере, не свидетельствуют об улучшении инвестиционного климата, о повышении уровня жизни граждан. Было отмечено также, что сложно оценивать эффективность управления по 329 показателям - «это слишком много». Для регионов РФ должны быть подготовлены 10-15 интегральных показателей. Необходимо отработать систему оценки населением степени удовлетворенности работой органов исполнительной власти или эффективные правила замеров общественного мнения. Владимир Путин акцентировал внимание участников совещания на том, что главным критерием будет оставаться «оценка самих людей, которые проживают на соответствующих территориях» [1].

К существенным недостаткам используемой в последние годы методики относятся также:

- приоритетная оценка экономической составляющей развития, что не отвечает современному пониманию социально-экономического развития, так как не отражает значимость социальных и экологических результатов этого процесса;

- слишком широкий перечень индикаторов (329 показателей);

- отсутствие интегральных индикаторов;

- наличие показателей, для расчета которых невозможно получить данные в существующих информационных системах РФ.

ЦЕЛЕВАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Предметом оценки данной методики являются результаты деятельности органов исполнительной власти, то есть качество и степень исполнения поставленных целей и задач. Но в понятии «эффективность управления» можно различить два самостоятельных аспекта, первый из которых - «целевая эффективность», или «эффективность целеполагания» (правильность выбора и постановки целей), а второй - «исполнительская эффективность» (или качество и степень достижения поставленных целей и задач).

«Целевая эффективность» отвечает на вопросы:

- насколько цели соответствуют действительным потребностям, имеющимся в обществе?

- осуществляет ли правительство деятельность в соответствии с запросами и интересами общества?

«Целевую эффективность» нужно оценивать с помощью экспертов, так как математические методы здесь почти не применимы.

«Исполнительская эффективность», наоборот, хорошо поддается формализации и количественной оценке.

Интегрированным показателем, который будет учитывать правильность целеполагания и точность выполнения поставленных задач и программ, является «общая эффективность». Все эти определения можно выразить следующими схемами:

Поставленные цели

Целевая эффективность =--(1)

Действительные потребности

Достигнутые результаты

Исполнительская эффективность =--(2)

Поставленные цели

Достигнутые результаты

Общая эффективность =--(3)

Действительные потребности

На наш взгляд, одна из двух составляющих «эффективности управления» - аспект «эффективность целеполагания» представляется наиболее важным, так как без выработки правильных направлений и целей теряет смысл второй аспект - «исполнительская эффективность». Поэтому важным критерием оценки эффективности управления выступает соответствие целей и задач социально-экономического развития интересам и потребностям населения региона.

Очевидно, что оценить и сравнить свои «действительные потребности» с «достигнутыми результатами» деятельности власти лучше всего может само население. И это будет оценка «общей эффективности» по формуле (3). Итак:

- «целевую эффективность» (1) можно оценивать с помощью экспертов;

- «исполнительскую эффективность» (2) нужно оценивать количественно с использованием интегральных показателей;

- а «общую эффективность» (3) лучше всего оценивает само население данного региона.

О СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Как правило, при исследовании эффективности управления акцент делается на экономическую составляющую, что не отвечает современному пониманию социально-экономического развития, так как не отражает значимость социальных и экологических результатов этого процесса. Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием региона целесообразно требует акцента на социальную составляющую, что отражено в данном нами в начале статьи определении социально-экономического развития региона.

Социальная эффективность управления социально-экономическим развитием региона состоит, по существу, в одном - в установлении четких, работоспособных механизмов общественной координации. Примерные схемы такой координации показаны на рис. 1 и 2.

В общем ключе ее можно установить на основе анализа социальных индикаторов. Примерами социальной неэффективности являются такие понятия, как неравноправие, сохранение безработицы, бедности, ограничение доступа к «социальным лифтам», образованию, услугам здравоохранения (в силу дороговизны платных услуг). Серьезные социальные проблемы влечет за собой территориальная асимметрия (в экономическом, финан-

совом аспекте, неравномерном распределении производственных мощностей, инфраструктуры в столичных и провинциальных городах, на селе).

Рис. 1. Схема оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона

Социальная эффективность наиболее близка к понятиям социальной справедливости и общественного благополучия или блага. В любом случае ее нельзя измерять показателем ВРП на душу населения, поскольку ВРП всегда распределен неравномерно, и отдельные категории населения всегда находятся в ущемленном положении. Для большей объективности нужно хотя бы строить «кривую Лоренца» или вычислять «коэффициент Джини» по распределению доходов.

О б ществ енный з апр о с (з аказ) Выработка целей, направлений и программ развития

Л г

Оценка эффективности Реализация целей и выполнение программ

Рис. 2. Схема обратной связи в управлении социально-экономическим развитием региона

Оценка социальной эффективности управления напрямую зависит от оценки качества жизни, полноты и качества услуг, предоставляемых населению органами власти в основных сферах жизнедеятельности.

Выводы

Подводя итоги относительно того, какими критериями нужно руководствоваться при выработке направлений и целей социально-экономического развития, а также для оценки эффективности управления регионом, можно сделать следующие выводы:

- цель социально-экономического развития региона всегда диктуется социальным запросом (заказом) населения, и в настоящее время это: запрос на повышение эффективности системы социальной политики, на преодоление социального и территориального расслоения и дифференциации в обществе, на повышение качества жизни населения;

- оценка эффективности управления социально-экономическим развитием региона целесообразно требует акцента на социальной составляющей, что отвечает современному пониманию социально-экономического развития, как отражающей значимость социальных и экологических результатов этого процесса;

- для достижения социальной эффективности управления социально-экономическим развитием региона нужно установить четкие, работоспособные механизмы общественной координации, эффективные правила замеров общественного мнения;

- качество жизни населения является основным критерием эффективности управления регионом Российской Федерации, и выбор показателей для проведения оценки эффективности управления должен быть обусловлен их влиянием на качество жизни населения;

- нужна новая методика оценки эффективности управления регионом на основе системы сбалансированных интегральных показателей. Такая система должна включать в себя социальные, экономические, экологические и другие показатели, характеризующие качество жизни населения;

- к оценке эффективности управления нужно привлекать население данного региона, используя различные способы замеров общественного мнения;

- нужно наладить механизм обратной связи с населением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стенограмма селекторного совещания Правительства РФ «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 10 января 2012 года.

2. Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2010 года.

5. Черемушкин С.В. Эффективность государственного управления. 2003.

6. Питер Дракер. Эффективный руководитель. М.: Вильямс, 2007.

7. Якунин А.С. Качество жизни и эффективность управления: подходы к изучению и анализу // Вестник Военного университета, июнь 2010, № 2(22). С. 158-164.

CRITERIA OF THE ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION'S MANAGEMENT EFFICIENCY

A.H. ZHILYAEV

Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@rambler.ru

In this work the criteria of an assessment of management efficiency are considered by social and economic development of the region. Need of shift of accent, for a management efficiency assessment, from an economic component to social one, as an answer to modern understanding of social and economic development is substuntiated. Shortcomings of the technique of an assessment of efficiency of activity of executive authorities of subjects of the Russian Federation as applied now by the Government are exposed and offers on creation of a new technique on the basis of the social, economic, ecological and other indicators characterizing quality of life of the population are presented. Recommendations about achievement of social management efficiency by social and economic development of the region are made and schemes and feedback mechanisms with the population are considered.

Key words: method of evaluating the effectiveness of socio-economic development of the region, integral indicators, quality of life and social order.

Работа поступила 25. 05. 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.