Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности программ ЕАЭС'

Критерии оценки эффективности программ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый разрыв / стратегии государств ЕАЭС / бюджет / потери / дефицит / этапы расчета / методы расчета / критерии оценки. / financial gap / the state strategies / the budget / the loss / deficiency / stages of calculation / calculation meth- ods / evaluation criteria.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности программ ЕАЭС»

Котилко В.В.

д.э.н., профессор, гл.н.с. СОПС-ВАВТ kotilko@yandex.ru

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ ЕАЭС

Ключевые слова - финансовый разрыв, стратегии государств ЕАЭС, бюджет, потери, дефицит, этапы расчета, методы расчета, критерии оценки.

Keywords - financial gap, the state strategies, the budget, the loss, deficiency, stages of calculation, calculation methods, evaluation criteria.

1. Комплексной оценкой управляемости бюджетной системы в пределах каждой программы служит показатель «Финансовый разрыв».

Под финансовым разрывом мы понимаем разницу между недополучением суммы доходов, которая могла бы поступить в бюджетную систему государства-участника при условии эффективности и результативности работы производства (Оф), и дефицитом (излишком) израсходованных средств при выполнении принятых расходных обязательств (Ор).

Расчет финансового разрыва определяется по формуле: Фр = (Дф -Дт) - (Рф -Рт), или Фр = Оф - Ор где:

Оф - отклонение от уточненной сводной бюджетной росписи по разделу финансированию. Целевые остатки (потери) средств бюджета государства, направленные на финансирование программ;

Ор - дефицит (излишек) средств при выполнении принятых расходных обязательств.

Произведенные экспериментальные расчеты в разрезе программ отдельных государств за периоды 2004-2012 гг., 2013-2015 гг. позволяют определить правильность выбора данного комплексного системного показателя, который будет способствовать выявлению «узких мест» в реализации программы, а также согласованию интересов всех уровней власти.

2. Основываясь на методологии (последовательности) расчета финансового разрыва, можно предложить два метода.

Первое. Метод расчета финансового разрыва по совместным программам государств, который имеет остатки средств бюджета на счетах в национальных казначействах стран-участников, что свидетельствует о низкой эффективности планирования и использования бюджетных средств, основан на информации о соблюдении нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы разработки и реализации союзных программ, их бюджетной обеспеченности и оценки результативности расходования средств.

Второе. При оценке примерного масштаба финансового разрыва совместных программ государств-участников следует провести анализ формирования использования бюджета и определить его объем по основным отраслям с использованием фактических показателей по финансовым результатам динамики развития, учитывая материалы Счетной палаты по Российской Федерации и органов Контроля других государств на основе полномочий, определенных национальным законодательством государств-участников.

В целях более углубленного, систематизированного приближения к оценке финансового разрыва следует принять одновременно оба предлагаемых методов.

Методология (последовательность) расчета «финансового разрыва» приемлема для оценки эффективности развития и практического применения результатов в единой финансово-распределительной цепочке: разработка проектов, программ, развитие отрасли, предприятий, реализация продукции, технологии, а также финансового блока - эффективность отчисления средств из национальных бюджетов.

Комплексная оценка эффективности использования бюджетных средств государств ЕАЭС на совместные программы предполагает:

- во-первых, обеспечение проектного структурирования расходов бюджета, включая оценку совокупности факторов размещения развития производств, внедрение процедур проектного управления и перехода к поддержке инвестиционных проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение поставленных целей;

- во-вторых, проведение оценки эффективности практического применения результатов, полученных при реализации программ государств ЕАЭС с учетом мер налогового, таможенного и тарифного регулирования в целях повышения эффективности бюджетной политики.

Оценка эффективности практического применения результатов, полученных при реализации программ государств, сводится, на наш взгляд, к уровню сбалансированности исполнения бюджета между доходом и его расходом. В этом случае критерием оценки финансовых средств послужит коэффициент сбалансированности - как отношение «финансовых разрывов к финансовому доходу».

3. Наполнение массива данных исходной информацией для последовательности расчета «финансового разрыва» и на его основе проведение информационно-аналитического обзора позволит контролировать финансовые средства доходно-расходной составляющей на каждом этапе - проектирования, производства и реализации союзных программ.

4. Эффективность и результативность финансовых ресурсов программ в прогнозируемый период могут быть достигнуты на основе современных методов бюджетного планирования и мониторинга качественного управления бюджета государств-участников, а также внедрения кластерного подхода формирования программ.

5. В процессе планирования движения финансового потока необходимо достигнуть финансовой устойчивости развития государств ЕАЭС и организовать надежную систему платежей в установленные сроки для всех государств (учитывая происходящие инфляционные процессы в период кризиса) и обеспечить их мониторинг и контроль.

6. Управление финансовыми потоками предприятий (отраслей) реализуемых программ, предусматривающее преодоление «финансового разрыва» (от 100% до 10%) между доходной и расходной частью бюджета, позволит проводить оценку его финансовой деятельности в динамике развития. Кроме того, на основе этих расчетов можно формировать стратегию развития национальных программ и программ государств ЕАЭС в целом.

7. Мониторинг финансового потока позволит осуществлять анализ и контроль исполнения союзного бюджета на стадии программ и при необходимости вносить соответствующие корректировки:

• производить оценку текущих и инвестиционных решений, их влияние на конечные финансовые результаты;

• устранить «узкие места» для преодоления «финансового разрыва» как со стороны Российской Федерации, так и других государств ЕАЭС;

• перераспределить по необходимости финансовые ресурсы для выполнения намеченных сроков и целей реализации программ;

• вносить изменение на стадии финансирования программ, устраняя риски денежных средств, учитывая при этом результаты прошлых периодов и фактического исполнения бюджета. Это является основой для планирования перспектив развития производства и сбыта востребованной реализуемой продукции (технологий).

8. Необходимо осуществлять контроль за движением денежных средств и сохранением макроэкономических показателей, характеризующих развитие социального блока, экспортную направленность сбыта реализуемой продукции (технологии) и др.

9. Формирование устойчивости финансовой системы предприятий (отрасли) на основе расчета коэффициента сбалансированности (как соотношение финансового разрыва к доходной части бюджета на конкретный период времени) позволит:

• планировать уровень финансового обеспечения;

• принимать эффективное управленческое решение в развитии деловой активности и совершенствовании процесса производства;

• выявить и устранить «узкие места» в развитии производства;

• повысить эффективность практического применения результатов, полученных при реализации программ государств ЕАЭС.

10. На межгосударственном уровне необходимо установить и гармонизировать сроки разработки Стратегии государств-участников ЕАЭС во взаимоувязке с нормативно-правовыми актами разработки и утверждения союзного бюджета на долгосрочный период в соответствии с принятыми странами ЕАЭС стратегиями безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.