Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации'

Критерии оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / СИСТЕМА КОЭФФИЦИЕНТОВ / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зинин Василий Леонидович

На основе классификации форм, методов, инструментов государственного финансового регулирования венчурной деятельности вРоссийской Федерации сформулированы основные цели субъектов регулирования. На базе данной системы целей предложена система коэффициентов для оценки результативности и эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности. Кроме того, даны предложения по повышению эффективности существующей системы государственного регулирования венчурной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации»

Критерии оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации

Criteria for estimate of efficiency of the state financial regulation of venture

activity

Зинин Василий Леонидович, аспирант кафедры «Государственные и муниципальные финансы» ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ

vasiliy.zinin@ gmail. com

Аннотация. На основе классификации форм, методов, инструментов государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации сформулированы основные цели субъектов регулирования. На базе данной системы целей предложена система коэффициентов для оценки результативности и эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности. Кроме того, даны предложения по повышению эффективности существующей системы государственного регулирования венчурной деятельности в России.

Аннотация (перевод на англ. язык). Basing on the classification of forms, methods and instruments of state financial regulation of venture activity in Russian Federation the main objectives of regulators are formulated. The system of indicators of effectiveness settles on the system of objectives. Besides, the ways of increasing efficiency of state financial regulation of venture activity is suggested. Ключевые слова: венчурная деятельность, венчурный бизнес, государственное финансовое регулирование, оценка эффективности, система коэффициентов, пути повышения эффективности, инновации, национальная экономика, формы государственного регулирования, методы государственного регулирования.

Ключевые слова(перевод на англ. язык): venture activity, venture business, state financial regulation, estimate of efficiency, system of indicators, ways of

increasing efficiency, innovations, national economy, forms of state regulations, methods of state regulations.

Введение

Одна из наиболее приоритетных задач, стоящих перед нашей страной в настоящее время - это стимулирование качественных изменений российской экономики за счет развития высокотехнологичных отраслей. Как показывает опыт западных стран, эти изменения возможно обеспечить путем взвешенного государственного регулирования. При этом в условиях текущей внешнеполитической и макроэкономической ситуации на первый план встает вопрос об эффективности государственного финансового регулирования.

В данной работе предлагается система коэффициентов для оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации, а также комплекс мер по повышению его эффективности. Основные поименованные разделы

1. Классификация методов ГФРВД в Российской Федерации

2. Система коэффициентов оценки эффективности и результативности ГФРВД в Российской Федерации

3. Предложения по повышению эффективности ГФРВД в Российской Федерации.

Оценка эффективности любого процесса предполагает характеристику степени достижения поставленной в рамках данного процесса цели. Таким образом, в основе разработки критериев для оценки эффективности государственного финансового регулирования венчурной деятельности (далее - ГФРВД) необходимо определить конкретные цели указанного процесса.

1. Классификация методов ГФРВД в Российской Федерации

В работе В.Л. Зинина «Особенности венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования»1 определена специфика венчурной деятельности как объекта государственного регулирования, в частности выделены следующие особенности:

- свойства венчурного капитала,

- характер взаимодействия инвестора и предпринимателя,

- жизненный цикл венчурной компании (венчурного проекта),

- особенности институциональной среды.

При этом субъектами ГФРВД являются (рис. 1, авторская разработка)

- Органы государственной власти,

- Институты развития2,

а объектами ГФРВД являются (рис. 1, авторская разработка)

- венчурный предприниматель (венчурный проект),

- венчурный инвестор,

- институциональная среда.

Зинин В.Л. Особенности венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования // Финансы и кредит. - Москва. 2012 г. - №44. С. 76-84.

Здесь и далее под институтами развития понимаются организации, созданные для развития национальной экономики, отдельных ее отраслей, либо территорий.

Рис. 1. Схема государственного финансового регулирования венчурной деятельности

Под институциональной средой следует понимать совокупность политических, социальных и юридических правил, которая образует базис для производства, обмена и распределения. Институциональная среда включает участников экономических отношений, в том числе со стороны государства (в частности, органы государственной власти и институты развития).

Особенности венчурного капитала определяют основные направления ГФРВД, которые служат формированию благоприятной институциональной среды (рис. 2, авторская разработка).

Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. Cambridge. 1971. —

P. 6.

3

Рис. 2. Особенности венчурного капитала и направления государственного регулирования венчурной деятельности

Венчурный капитал

| Разновидность финансового капитала I Высокий уровень риска

В 1

о |

§ I Связь с инновациями и высокими технологиями и 1

и |

*§ I Ориентация на рост стоимости бизнеса

о 1

° I

I Долгосрочный характер воспроизводства

Связь с человеческим капиталом

н Создание условий для возникновения бизнес-идей

м -

о^ Обеспечение финансирования предпроектных исследований С Создание условий для развития венчурных инвесторов

§ Обеспечение финансирования венчурных проектов

я Создание условий для развития венчурных компаний

о. ^ е

^ Создание условий для выхода инвестора из проекта

Помимо направлений регулирования для определения критериев эффективности ГФРВД целесообразно выделить перечень возможных инструментов ГФРВД в РФ. В своей работе «Основные методы государственного финансового регулирования венчурной деятельности»4 Курочкин В.В. и Зинин В.Л. дают классификацию форм и методов ГФРВД на основании этапов жизненного цикла венчурной компании (венчурного проекта). Так как каждый этап цикла соответствует своему перечню рисков и задач для венчурной компании, то для каждого этапа характерны и отдельные цели ГФРВД. Распределение методов финансового регулирования по этапам жизненного цикла представлено на рис. 3 (авторская разработка).

4 Курочкин В.В., Зинин В.Л. Основные методы государственного финансового

регулирования венчурной деятельности // Экономические науки. - Москва. 2013 г. - №2. С. 147154

Рис. 3. Методы финансового регулирования венчурной деятельности во взаимосвязями с этапами жизненного цикла венчурной компании

Предоставление льгот по уплате налогов п сборов, обязательных страховых взносов и

таможенных платежей

Субсидирование и предоставление грантов

Страхование экспортных рисков

Кредитование и предоставление гарантий по кредитам и займам

Инвестиции в форме вклада в уставный капитал

Льготное предоставление имущества в аренду

Финансирование имущественной инфраструктуры

Методы, направленные на поддержку спроса на инновационную

продукцию

Финансирование институтов, осуществляющих информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей

Финансирование специальных образовательных проектов

Указанные выше методы государственного финансового регулирования реализуются на практике через конкретные инструменты. На основе анализа существующих в Российской Федерации инструментов государственного финансового регулирования сформировано распределение применяемых инструментов и методов прямого и косвенного финансового регулирования по этапам жизненного цикла (рис. 4 и 5, авторская разработка).

Рис. 4. Методы прямого финансового регулирования венчурной деятельности

Рис. 5. Методы косвенного финансового регулирования венчурной деятельности

2. Система коэффициентов оценки эффективности и результативности ГФРВД в Российской Федерации

Качество ГФРВД определяется степенью достижения целей, определенных для каждого этапа жизненного цикла венчурной компании. При этом достижение цели в соответствии со стандартами Международной организации по стандартизации характеризуется результативностью и эффективностью5. Под результативностью понимается уровень достижения запланированных результатов. Под эффективностью - соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.

Для каждого субъекта ГФРВД в зависимости от этапов жизненного цикла, на которых данный инструмент применим, может быть предложен перечень коэффициентов, характеризующих их результативность и эффективность.

Соответствие этапов жизненного цикла венчурной компании, целей государственного финансового регулирования и показателей результативности представлено в таблице 2 (авторская разработка).

Таблица 2. Показатели результативности государственного финансового регулирования венчурной деятельности во взаимосвязи с этапами жизненного цикла венчурной компании.

Этап жизненного цикла Цели государственного финансового регулирования Показатели результативности государственного регулирования

Достартовый этап создание условий для возникновения инновационных бизнес-идей; обеспечение финансирования предпроектных исследований и создания прототипа инновационного продукта количество проектов, получивших финансовую поддержку со стороны государства

КО 9000:2008

Этап жизненного цикла Цели государственного финансового регулирования Показатели результативности государственного регулирования

Стартовый этап обеспечение финансирования венчурных проектов; создание условий для развития венчурных инвесторов; снижение рисков операционной деятельности компании - получателя венчурного капитала эбъем частных инвестиций в венчурные проекты

Этап раннего роста стимулирование динамичного развития венчурных компаний выручка от продаж

Этап устойчивого роста обеспечения возможности выхода венчурных компаний на новые рынки объем выручки венчурных компаний эт продаж на экспорт

Этап обеспечения ликвидности обеспечение эффективного выхода инвестора из проекта объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов количество венчурных компаний, вышедших на IPO

Анализ существующих методов и инструментов государственного финансового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации позволил выделить ключевых субъектов регулирования венчурной деятельности и закрепить за ними соответствующие показатели результативности (таблица 3, авторская разработка).

Таблица 3. Соответствие показателей результативности государственного финансового регулирования венчурной деятельности основным институтам, осуществляющим регулирование

№ Институт развития Этапы жизненного Показатели результативности

п/п цикла

№ п/п Институт развития Этапы жизненного цикла Показатели результативности

1 Фонд Сколково Достартовый этап, Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Количество проектов, получивших финансовую поддержку; Объем частных инвестиций в венчурные проекты; Выручка от продаж, полученная в рамках поддержанных проектов; Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт; Объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора; Средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов; Количество венчурных компаний, вышедших на IPO

2 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Достартовый этап, Стартовый этап Количество проектов, получивших финансовую поддержку; Объем частных инвестиций в венчурные проекты

3 ОАО «Роснано» Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Объем частных инвестиций в венчурные проекты; Выручка от продаж, полученная в рамках поддержанных проектов; Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт; Объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора; Средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов; Количество венчурных компаний, вышедших на IPO

4 ОАО «Особые экономические зоны» Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Объем частных инвестиций в венчурные проекты; Выручка от продаж, полученная в рамках поддержанных проектов; Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт; Объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора; Средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов; Количество венчурных компаний, вышедших на IPO

5 ОАО «РВК» Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Объем частных инвестиций в венчурные проекты; Выручка от продаж, полученная в рамках поддержанных проектов; Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт.

№ п/п Институт развития Этапы жизненного цикла Показатели результативности

6 Российский фонд технологического развития Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Выручка от продаж, полученная в рамках поддержанных проектов; Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт; Объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора; Средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов; Количество венчурных компаний, вышедших на IPO

7 Группа ВЭБ Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Выручка венчурных компаний от продаж на экспорт; Объем инвестиций в венчурные компании на этапе выхода инвестора; Средний уровень рентабельности инвестиций для венчурных инвесторов; Количество венчурных компаний, вышедших на IPO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателем эффективности для каждого института развития является соотношение показателя результативности к объему государственного финансирования. Причем в силу того, что объект регулирования носит проектный характер, результаты, полученные в течение отчетного периода, не могут быть однозначно отнесены к понесенным в этом периоде затратам, а обусловлены всеми затратами, осуществленными ранее, показатели эффективности целесообразно рассчитывать не только за отчетный период, но и нарастающим итогом с момента начала функционирования соответствующего института. Формирование указанных показателей результативности и эффективности требует организации в институтах развития соответствующего управленческого учета.

Применение предлагаемой системы коэффициентов позволит на основе анализа их динамики принять управленческие решения, направленные на:

- оптимизацию перечня регулирующих институтов;

- корректировку объемов их финансирования;

- уточнение механизмов их взаимодействия;

- выработку иных мер, направленных на повышение эффективности регулирования венчурной деятельности.

3. Предложения по повышению эффективности ГФРВД в

Российской Федерации.

Для полноценного внедрения предлагаемой системы коэффициентов и организации процесса мониторинга эффективности ГФРВД необходимо осуществить следующие мероприятия:

- определение единого ответственного за координацию процесса мониторинга эффективности ГФРВД;

- регламентацию процесса сбора данных, необходимых для формирования показателей результативности и эффективности по каждому из субъектов регулирования, а также агрегированных по всем субъектам;

- формирование единого реестра венчурных проектов - объектов государственного регулирования;

- автоматизацию информационного взаимодействия между участниками процесса мониторинга;

- организация требуемого управленческого учета в институтах, осуществляющих функции субъектов ГФРВД.

При этом качественный анализ существующей системы ГФРВД позволяет сделать вывод, что в качестве причин потенциально неэффективного распределения функций между институтами развития можно выделить следующие:

- границы ответственности и полномочий субъектов регулирования венчурной деятельности не формализованы, отсутствует единая концепция развития высокотехнологичного сектора российской экономики и институт, координирующий деятельность всех участников процесса регулирования венчурной деятельности;

- из-за невысокого уровня развития инновационного сектора российской экономики и нехватки качественных проектов субъекты регулирования не могут освоить выделяемые им средства на заданном изначально функциональном поле;

- институты развития конкурируют между собой за объем полномочий и финансирования.

Для повышения эффективности ГФРВД в РФ целесообразно придерживаться следующих принципов:

- функцию координации государственного регулирования венчурной деятельности следует закрепить за одним органом государственной власти;

- направления деятельности и задачи каждого института должны быть четко определены и доступны для всех участников рынка;

- использование одних и тех же методов регулирования венчурной деятельности в рамках одного этапа жизненного цикла различными институтами нецелесообразно;

- использование одного метода регулирования на разных этапах жизненного цикла целесообразно осуществлять одним институтом;

- регулирование одним институтом объектов различных типов (венчурный проект, венчурный инвестор, инфраструктура венчурной деятельности) не оптимально;

- исключение по пп. 3-5 может быть сделано для институтов, осуществляющих комплексное управление специализированным территориальным образованием;

- взаимодействие институтов должно обеспечивать преемственность подходов к регулированию для каждого венчурного проекта на всех этапах жизненного цикла, а также единое информационное поле для принятия институтами решений о применении методов регулирования;

- объемы финансирования должны распределяться между институтами в соответствии с их задачами и эффективностью.

- финансирование одним институтом деятельности других институтов нецелесообразно.

На основании сформированных принципов построения схемы финансирования и взаимодействия институтов развития с учетом

существующей практики ГФРВД в Российской Федерации предлагается целевое распределение функций между субъектами регулирования (таблица 4, авторская разработка).

Таблица 4. Предложения по перераспределению функций между субъектами регулирования венчурной деятельности

№ Институт Этапы жизненного Функции

п/п цикла

1 Фонд Сколково Достартовый этап, Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Комплексное управление Инновационным центром «Сколково», в том числе: - поддержка венчурных проектов, - создание имущественной инфраструктуры, - создание образовательной инфраструктуры, - создание соответствующей информационной среды.

2 Фонд содействия Достартовый этап, Поддержка проектов на ранних этапах

развитию малых форм Стартовый этап развития.

предприятий в научно- Данный институт обладает наибольшим

технической сфере опытом финансовой поддержки венчурных проектов.

3 ОАО «Роснано» Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Софинансирование венчурных проектов на этапах роста.

4 ОАО «Особые Стартовый этап, Создание имущественной инфраструктуры

экономические зоны» Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности ОЭЗ.

5 ОАО «РВК» Стартовый этап, Этап раннего роста, Этап устойчивого роста, Увеличение капитализации частных венчурных фондов.

6 Российский фонд Этап раннего роста, Предоставление беспроцентных займов

технологического Этап устойчивого роста, растущим венчурным компаниям.

развития Этап обеспечения ликвидности

7 Группа ВЭБ Этап устойчивого роста, Этап обеспечения ликвидности Страхование экспортных рисков.

8 Министерство связи и Достартовый этап, Финансирование создания сети технопарков

массовых Стартовый этап, в сфере высоких технологий.

коммуникаций Этап раннего роста

С учетом указанного распределения функций между институтами развития предложена целевая схема их финансирования (рис. 5, авторская разработка).

Рис. 5. Основные элементы предлагаемой целевой схемы финансирования институтов, осуществляющих государственное финансовое регулирование венчурной деятельности на федеральном уровне

РВК - ОАО «РВК», Российская венчурная компания

Фонд Бортника - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Роснано - ОАО «Роснано», Российская корпорация нанотехнологий РФТР - Российский фонд технологического развития ВЭБ - ОАО «Внешэкономбанк»

ОЭЗ - ОАО «Особые экономические зоны»

Четкое распределение функций и сфер деятельности между институтами развития позволит сделать процесс управления ГФРВД более прозрачным, и совместно с внедрением мониторинга ГФРВД на основе системы коэффициентов повысить эффективность ГФРВД в Российской Федерации.

Заключение

Внедрение системы показателей для мониторинга эффективности ГФРВД и принципов построения системы ГФРВД в Российской Федерации могут создать условия развития венчурной деятельности в нашей стране с одной стороны и повысить эффективность расходования бюджетных средств на инновационное развитие с другой.

Предложенная система показателей основана на целях и задачах субъектов регулирования, взаимосвязанных с теми формами, методами и

инструментами, которые данные субъекты используют, а также этапами жизненного цикла венчурных компаний, на которые направлена деятельность указанных субъектов.

Библиографический список

1) Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. Cambridge. 1971. - P. 6.

2) Зинин В.Л. Особенности венчурной деятельности как объекта государственного финансового регулирования // Финансы и кредит. -Москва. 2012 г. - №44. С. 76-84.

3) Курочкин В.В., Зинин В.Л. Основные методы государственного финансового регулирования венчурной деятельности // Экономические науки. - Москва. 2013 г. - №2. С. 147-154.

4) Зинин В.Л. О необходимости создания институциональной среды венчурной деятельности для обеспечения качественного развития российской экономики // Финансы и кредит. - Москва. 2013 г. - № 21. С. 72-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.