УДК 334.021:35 + 658.14 DOI: 10.14529/ет160215
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ВЕНЧУРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А.Ш. Касымов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Многочисленные попытки российского государства «запустить» процесс инвестиционно-инновационного развития национальной экономики постоянно наталкиваются на серьезные барьеры, преодоление которых сопряжено с ресурсными и временными затратами. Среди проблем можно называть: общие тренды замедления глобального экономического роста; падение цен на энергоносители, составляющие значительную долю отечественного экспорта; дефицит финансовых ресурсов, обусловленный экономическими санкциями; высокие транзакционные издержки и отсутствие рыночного спроса на отечественные инновации. Еще в конце 1990-х указывалось на необходимость переосмысления экономической наукой вопросов, связанных с полноценным ресурсным обеспечением перехода к инновационному типу развития хозяйственных систем всех уровней. Чтобы определить стратегические приоритеты, базовые ресурсы и источники инвестиционно-инновационного развития, необходимо определить место, функции и роль государства в процессе перехода национальной экономики на рельсы нового технологического уклада; обозначить основные позиции, по которым должна быть выработана национальная концепция финансирования расширенного инновационного воспроизводства. Структура нового технологического уклада формируется на основе базисных инноваций и взаимосвязанных инновационных кластеров, что предполагает продвижение на рынок новых базовых технико-технологических машин, технологий, продукции, организационно-управленческих моделей и систем, адаптирующихся к быстро меняющимся условиям рыночной конъюнктуры, а также усиления роли и активности инновационного предпринимательства. Все это, в свою очередь, требует адекватную, разрабатываемую на макроуровне, инновационную стратегию и политику, обеспечивающую сбалансированность пропорций развития на всех уровнях экономики. Возрастает функция государства, определяющего динамику инновационного воспроизводства и укрепления технологической базы.
Ключевые слова: капитал, венчурный капитал, государственное регулирование расширенное инновационное воспроизводство, экономический цикл, налоговые льготы.
Общественное воспроизводство и смена технологических укладов подчиняется своим особым законам и проходит три последовательных этапа. На первоначальном этапе, занимающем порядка 10-15 лет, формируется наука, связанная новыми открывшимися возможностями. Последующие 1015 лет создаются опытные образцы техники. Наконец, новый технологический уклад проникает в экономику в течение последующих 15-20 лет. Формирование индустриальных технологических укладов проходило эволюционно, однако в глобальной экономике далеко не все страны с одинаковой скоростью осуществляли переход к очередному укладу. И как показывает история, во-первых, лидерство в том или ином укладе требует концентрации колоссальных усилий от страны, направляющей значительные инвестиции в инновации, умеряя потребление; во-вторых, государственную финансовую поддержку и регулирование данного перехода.
В постиндустриальной экономике государство выступает в качестве инициатора, финансиста, организатора и потребителя результатов инновационных процессов. В качестве успешных примеров мирового опыта участия государства в программах поддержки развития и финансирования венчурного предпринимательства следует назвать США (ББЮ), Финляндию (БГГКА), Израиль (Уо7ша) и др. Основанием для выбора модели
поддержки венчурной индустрии являлись исторически сложившиеся традиции предпринимательства, бизнес-практика, региональные особенности, институты.
Ученые отмечают «шаблонность» развития наиболее значимых отраслей, определявших технологические уклады (автомобилестроения, гражданской авиации, персональных компьютеров, интернета, мобильных сетей связи). «Гаражный» этап открывал «окно возможностей» для предпринимателя на основание компании-лидера, захватывающего значительную долю рынка. На следующем этапе конкурентная борьба между компаниями приводит к консолидации отрасли и выделению узкого круга глобальных и национальных игроков, замыкающих на себя менее успешных участников рынка (Microsoft, Boeing General, Motors и др.). Консолидация рынка сопровождается формированием «индустриальных норм» (платформ), обеспечивающих компаниям-создателям положение «естественных монополий». Сегодня создание лидера рынка из «гаражной» компании практически невозможно: необходимы государственные и межгосударственные инвестиции [1]. Второй особенностью нового технологического уклада является изменение характера интеграции: классическая индустриальная модель экономического развития основана на вертикальной интеграции; постиндустриальная - на горизонтальной ин-
Касымов А.Ш.
Государственное регулирование и поддержка венчурного предпринимательства
теграции при ведущей роли системных интеграторов, выпускающих конечный продукт и обеспечивающий себе основную долю добавленной стоимости (продукция компании Apple 89 % составляют бренд, инжиниринг, дизайн, программное обеспечение; 10 % - электронные компоненты, 1% - затраты на сборку). Подобная структура себестоимости возможна только за счет эффекта масштаба, обеспечиваемого крупными корпорациями.
Во всех промышленно развитых странах государство использует прямые и косвенные методы поддержки венчурного предпринимательства, финансируя молодые высокотехнологичные компании, в которые частные инвесторы идут неохотно, и обеспечивая «расшивку узких мест» рынка частных венчурных инвестиций. Государственные программы прямого и косвенного стимулирования венчурного бизнеса нацелены на восполнение недостаточности рынков частного венчурного капитала и создание благоприятных условий развития для компаний научно-технической сферы.
Государство промышленно развитых стран активно участвует в процессе венчурного инвестирования, во-первых, демонстрируя, способность и готовность разделить риски с частными инвесторами; во-вторых, стимулируя пребывание национальных частных капиталов на венчурном рынке своей страны; в-третьих, привлекая в реальный сектор экономики общественные средства (страховых компаний и пенсионных фондов), доля которых в венчурном капитале Европы доходит до 35% совокупной величины инвестиций. В числе фондов с прямым государственным участием в капитале (до 40%) следует назвать UK High Technology Fund (Великобритания); Sitra и Suomen Teollisuus-Sijoitus OY (Финляндия), GIMV (Бельгия), фонды с участием KFW (Германия).
В зарубежной практике выработан значительный комплекс налоговых мер поддержки венчурного капитала, включая поддержку населения, инвестирующего средства в венчурные фонды. Например, в Канаде, Бельгии и Франции вложения граждан в венчурные фонды стимулируются специальными налоговыми схемами; в США разрешается учитывать потери от вложения в венчурные компании с капиталом менее $1 млн в качестве налоговых вычетов при расчете подоходного налога.
Экономика России характеризуется высокой пространственной неоднородностью как по ресурсной обеспеченности, так и по уровню экономического развития. Значительный капитал сконцентрирован у государства, государство является основным источником роста; государственный спрос на инновации становится системообразующим, в связи с чем, именно государству повсеместно вменяются выбор стратегических приоритетов развития, финансирование фундаментальных научных исследований и разработок в области
оборонно-промышленного комплекса, сглаживание воздействия рыночных экстерналий, поставка финансовых, в том числе венчурных, ресурсов. Государственное институциональное регулирование должно быть направлено на создание саморазвивающейся венчурной индустрии, взаимодействие с институтами развития и региональными отраслевыми кластерами, и подчинено государственным инновационным интересам, направленным на обеспечение национальной безопасности, глобальной конкурентоспособности, лидерство в области МБЮ-технологий. Несомненно, роль государства в экономике разных стран существенно отличается, в зависимости от таких факторов, как национальные традиции, особенности социально-экономического устройства и типа хозяйственной системы [6].
Меры по государственному стимулированию инвестиций в обновление основного капитала занимают особое место в «Основах политики России в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» [7]. В частности указывается на приоритетность бюджетного финансирования фундаментальных и научных исследований и разработок, на обеспечение научно-технического сопровождения государственных проектов инновационного характера. В качестве необходимых мер подчеркивается важность концентрации целевых бюджетных ресурсов на реализацию критических технологий, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, а также необходимость направления средств внебюджетных источников на вовлечение результатов научно-технических исследований и разработок в хозяйственный оборот всех уровней. Особая роль отводится стимулированию развития инновационного, научно-технического и венчурного предпринимательства; поддержке инфраструктуры малого бизнеса; страхованию рисков и кредитному обеспечению наукоемких проектов; подготовке специалистов-менеджеров инновационного профиля; поддержке на конкурсной основе инновационных и научно-технических проектов.
Считается, что государственная поддержка и регулирование венчурного предпринимательства должна найти отражение в кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной, амортизационной и прочих видах политики с учетом специфики отечественного законодательства [2]. В числе мер государственной инновационной политики исследователями называются: формирование законодательной базы для венчурных инвестиций со стороны пенсионных фондов и страховых организаций; стимулирование развития фондового рынка для обеспечения «выхода» венчурных инвесторов и первичного размещения акций инновационных компаний; финансовая поддержка НИОКР в форме целевых грантов и налоговых льгот на предпосевном и посевном этапах [9]; развитие региональных
Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2016. Т. 10, № 2. С. 112-117
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
инновационных систем и инновационной инфраструктуры [3].
Государственное финансовое регулирование венчурной деятельности осуществляется в двух направлениях: прямое, предполагающее непосредственные финансовые отношения государственных институтов с венчурным бизнесом (компанией) и его представителями (инвестором или инно-ватором); косвенное, не предполагающее финансовых взаимоотношений названных сторон, но проводимое посредством взаимодействия государства с институтами, обеспечивающими формирование венчурной среды. Методы регулирования соотносятся с конкретными этапами жизненного цикла инновационного бизнеса, в зависимости от условий, источников финансирования, величины риска и задач в сфере операционной венчурной деятельности. Основные из них приведены в таблице, составленной на основе отечественных исследований [2, 5].
Направления регулирования, в которых государством определяется форма и степень участия в венчурном бизнеса, состав институтов и правила взаимодействия можно структурировать следующим образом. Прежде всего, это создание институциональной среды, законодательное закрепление формальных и неформальных институтов, для осуществления венчурного предпринимательства [8]:
- государственная промышленная политика, направленная на модернизацию и перевооружение промышленности, финансовую поддержку приоритетов технологического развития, реализацию крупных программ технологического развития;
- адекватная оценка жизнеспособности проекта и контакт предпринимателя-инноватора и венчурного инвестора по вопросам целесообразности «вхождения» в проект (государство должно сформировать структуры, предоставляющие доступные по цене экспертные услуги, а также обеспечивать информированность участников венчурных сделок);
- условия и стимулы для аккумулирования финансовых ресурсов венчурными инвесторами и развития венчурных компаний (государство должно обеспечить согласованное взаимодействие государственных финансовых институтов развития с рыночной институциональной системой, сформировать «условия доверия» к финансовым институтам, в том числе повышая финансовую грамотность населения);
- финансирование предпроектных и проектных исследований (государство может стать заказчиком прототипа инновационных технологий и продуктов);
- условия совместного управления венчурным бизнесом (государство должно сформировать механизмы контроля, стимулирования и ин-
форсмента норм, регулируемых формальными институтами) [4];
- мониторинг и контроль эффективного использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на финансирование НИОКР и венчурных проектов, прежде всего в контексте приоритетных направлений инновационного развития;
- условия «выхода» инвестора из проекта или бизнеса должны обеспечить «фиксирование» прибыли от первоначальных вложений (государство должно способствовать развитию фондового рынка с целью обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, либерализации доступа иностранного капитала).
Государство должно вернуть себе утраченную роль активного управления социально-экономическими и инновационными процессами, обеспечив институционально-правовую базу функционирования венчурного капитала и заложить основу для активного обновления технологий и структурной перестройки по критериям обеспечения приоритетов национальной безопасности и расширенного инновационного воспроизводства. Необходимо отойти от практики, когда экономика ориентирована в большей степени на извлечение сырьевой ренты нежели на создание высокотехнологичных отраслей. Государство должно взять на себя финансовое обеспечение инвестиций в компании «критических» и «прорывных» направлений, а также высокодоходных отраслей и отраслей с высокой добавленной стоимостью на начальных стадиях и этапах инновационного цикла; при этом стимулировать частные компании в инвестиции в НИОКР. Когда высокотехнологичный бизнес становится самодостаточным, государство должно сокращать расходы и направлять ресурсы на формирование цивилизованных и благоприятных институциональных условий для предпринимательства.
Литература
1. Вызов 2035 / И.Р. Агамирзян и др.; сост.
B.В. Буров. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 256 с.
2. Довбий, И.П. Проблемы учетно-аналитического обеспечения инновационного предпринимательства / И.П. Довбий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2014. - Т. 8, № 3. - С. 191-193.
3. Колотырин, Д.А. Государственные инструменты поддержки развития инновационной экономики / Д.А. Колотырин // Инновационная деятельность. - 2012. - № 4. - С. 28-31.
4. Кравцов, С.А. Тенденции развития венчурного бизнеса в России / С.А. Кравцов, М.З. Далива-лов // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2013. - Т. 4, №2. -
C. 94-99.
^^тапы Методы регулировании^^ Посевная стадия «Seed Capital» {^аЛ-ирСарМ» -Стартовое финансирование «LaterStageCapital» / «Earlystage» - финансирование поздних стадий «ЕхрашюпСарМ» -финансирование внедрения и расширения «MezzanineCapital» -капитал замещения «Liquiditystage» - IPO, продажа всей/части компании
Институциональные ограничения Недостаток площадок взаимодействия ин-новаторов и инвесторов Недостаток экспертных структур по оценке научно-технических проектов и программ Нехватка кадров, неразвитость инфраструктуры Проблемы роста и спроса на инновационную продукцию Высокая монополизация рынка Недостаток институтов «выхода» из проектов
проблемы защиты интеллектуальной собственности проблемы стандартизации и сертификации новой продукции
Прямое государственное регулирование Льготы по уплате налогов и сборов, таможенных платежей, обязательных страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды (специальные режимы хозяйствования)
Гранты субъектам МСБ на создание и развитие технологичного бизнеса
Субсидии государственных финансовых и нефинансовых институтов развития Субсидирование процентных ставок и предоставление гарантий по кредитам
Страхование экспортных рисков ВЭБ
Инвестиции в форме участия в уставном капитале
Льготы по долгосрочной аренде государственного имущества
Косвенное государственное регулирование Финансирование венчурной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, инновационно-технологические центры и т.д.)
Регулирование финансовой деятельности инвестиционных фондов
Методы поддержки спроса на инновационную продукцию, включая защиту прав интеллектуальной собственности (государственные закупки, регулирование тарифов, техническое регулирование)
Финансирование деятельности «институтов, осуществляющих информационную, организационную и административную поддержку венчурных предпринимателей
Финансирование образовательных программ и проектов, научно-образовательных центров, консалтинг в сфере венчурного предпринимательства
Показатели результативности регулирования Количество проектов, получивших финансовую поддержку Объем частных инвестиций в венчурный бизнес Выручка от продаж Объем выручки от продаж на экспорт Средний уровень рентабельности инвестиций; количество компаний, вышедших на IPO
Рекомендуемые налоговые меры Бесплатные услуги патентных поверенных для малого бизнеса
Ol
Прямое государственное регулирование
Косвенное государственное регулирование
Показатели результативности регулирования
Рекомендуемые налоговые меры
«LaterStageCapital» / «Earlystage» - финансирование поздних стадий
Нехватка кадров, неразвитость инфраструктуры
«ExpansionCapital» -финансирование внедрения и расширения
Проблемы роста и спроса на инновационную продукцию
проблемы стандартизации и сертификации _новой продукции_
«MezzanineCapital» -капитал замещения
Высокая монополизация рынка
Гранты субъектам МСБ на создание и развитие технологичного бизнеса
Субсидии государственных финансовых и нефинансовых институтов развития
«Liquiditystage» -
IPO, продажа всей/части компа-
нии
Недостаток институтов «выхода» из проектов
Субсидирование процентных ставок и пре-доставление гарантий по кредитам
Страхование экспортных рисков ВЭБ
Инвестиции в форме участия в уставном капитале
Льготы по долгосрочной аренде государственного имущества
Финансирование венчурной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, _инновационно-технологические центры и т.д.)_
Регулирование финансовой деятельности инвестиционных фондов
Методы поддержки спроса на инновационную продукцию, включая защиту прав интеллектуальной собственности (государственные закупки, регулирование тарифов, техническое _регулирование)_
Финансирование деятельности «институтов, осуществляющих информационную, организационную и административ-_ную поддержку венчурных предпринимателей_
Финансирование образовательных программ и проектов, научно-образовательных центров, консалтинг в сфере вен-чурного предпринимательства_
Количество проектов, получивших финан-совую поддержку
Объем частных инвестиций в венчурный бизнес
Бесплатные услуги патентных поверенных для малого бизнеса
Выручка от продаж
Объем выручки от продаж на экспорт
Средний уровень рентабельности инвестиций; количество компаний, вышедших на IPO
г
о
о-^
s
о №
ь
е
? I
о
m 2
а со
ф
I
о ф
ф i
I
S|
ъ с
Ф "О Qj О 3 ©
-с &>
С 5
i с с ф § с
3 §
ф а, § ^
о ^
Q) &>
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
5. Курочкин, В.В. Основные методы государственного финансового регулирования венчурной деятельности / В.В. Курочкин, В.Л. Зинин // Финансы, денежное обращение и кредит. - 2013. -№ 2(99). - С. 147-151.
6. Курченков, В.В. Проблема эффективности государственного сектора российской экономики / В.В. Курченков, Т.Н. Калмыкова, Морозова Н.И. // Научное обозрение. - 2014. - № 6. - С. 132.
7. Стратегия развития науки и инноваций в
Российской Федерации на период до 2015 года. -http://ric.istu. еёи/
8. Цыдыпов, Р.Ж. Становление институциональной среды венчурного предпринимательства в России / Р.Ж. Цыдыпов // Современные проблемы экономики. - СПб., 2012. - № 2.
9. Фурс, М.В. Особенности венчурного финансирования инновационных проектов / М.В. Фурс // Стратегия инновационного развития регионов. - 2010. - № 2. - С. 58-61.
Касымов Азрет Шамильевич. Аспирант кафедры экономики инновационного развития, факультет государственного управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (г. Москва), azrksmov@gmail.com
Поступила в редакцию 25 апреля 2016 г.
DOI: 10.14529/em160215
STATE REGULATION AND SUPPORT OF VENTURE BUSINESS
A.Sh. Kasymov
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation
Numerous attempts of the Russian state to "start" the process of investment and innovative development of the national economy constantly encounter serious barriers, overcoming of which is associated with the resource and time consumption. Among the problems one can mention: general trends of global economic growth slowdown; fall prices for energy resources that represent a significant share of domestic exports; shortage of financial resources due to economic sanctions; high transaction costs and the lack of market demand for domestic innovations. In the late 1990s there was a need for rethinking of issues related to the full resource provision of transition to an innovative type of development of economic systems at all levels. To determine strategic priorities, basic resources and sources of investment and innovation development one must specify the location, function and role of the state in the transition of the national economy to a new technological mode; identify main positions, according to which a national concept of financing of expanded innovative reproduction should be developed. The structure of a new technological mode is formed on the basis of innovations and interrelated innovation clusters, which involves promotion of new basic technical-technological machines, technologies, products, organizational and management models and systems, adapting to the rapidly changing conditions of the market situation, as well as strengthening of the role and innovative ventures activity. All of this in its turn requires an adequate, developed at the macro level, innovative strategy and policy, which guarantee the balance of development proportions at all levels of the economy. The function of the state, which determines the dynamics of innovative reproduction and strengthening of the technological base, is increased.
Keywords: capital, venture capital, state regulation, expanded innovative reproduction, economic cycle, tax breaks.
References
1. Agamirzyan I.R. et al. Vyzov 2035 [Challenge 2035]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2016. 256 p.
2. Dovbiy I.P. Problems of Accounting and Analytical Support of Innovative Entrepreneurship. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2014, vol. 8, no. 3, pp. 191-193. (in Russ.)
3. Kolotyrin D.A. [State support tools of the development of innovation-driven economy]. Innovatsion-naya deyatel'nost' [Innovation activity], 2012, no. 4, pp. 28-31. (in Russ.)
4. Kravtsov S.A. [Trends Venture Business in Russia]. Journal of Economic Regulation, 2013, vol. 4, no. 2, pp. 94-99. (in Russ.)
Касымов А.Ш.
Государственное регулирование и поддержка венчурного предпринимательства
5. Kurochkin V.V., Zinin V.L. [Basic methods of state financial regulation of venture activity]. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit [Finance, money circulation and credit], 2013, no. № 2(99), pp. 147-151. (in Russ.)
6. Kurchenkov V.V, Kalmykova T.N., Morozova N.I. [Efficiency of the public sector of Russian economy]. Nauchnoe obozrenie [Scientific view], 2014, no. 6, pp. 132. (in Russ.)
7. Strategiya razvitiya nauki i innovatsiy v Rossiyskoy Federatsii na period do 2015 goda [Strategy of development of science and innovations in Russian Federation for the period until 2015]. Available at: http://ric.istu.edu/
8. Tsydypov R.Zh. [Formation of the institutional environment of venture business in Russia]. Sovremen-nyeproblemy ekonomiki [Contemporary issues of economics]. St. Petersburg, 2012, no. 2. (in Russ.)
9. Furs M.V. [Peculiar features of venture financing of innovative projects]. Strategiya innovatsionnogo razvitiya regionov [Strategy of innovative development of regions], 2010, no. 2, pp. 58-61. (in Russ.)
Azret Sh. Kasymov. Postgraduate student of the Department of Economics of Innovative Development, Faculty of Public administration, Lomonosov Moscow State University (Moscow), azrksmov@gmail.com
Received 25 April 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Касымов, А.Ш. Государственное регулирование и поддержка венчурного предпринимательства / А.Ш. Касымов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2016. - Т. 10, № 2. - С. 112-117. Б01: 10.14529/ет160215
Kasymov A.Sh. State Regulation and Support of Venture Business. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2016, vol. 10, no. 2, pp. 112-117. (in Russ.). DOI: 10.14529/ em160215
Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2016. Т. 10, № 2. С. 112-117