Научная статья на тему 'Критерии оценки дистанционных обучающих систем'

Критерии оценки дистанционных обучающих систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1688
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / электронные системы обучения / адаптивные системы / мультимедийные системы / критерии оценки / мультимедийная культура / distance learning / e-learning systems / adaptive systems / multimedia systems / evaluation criteria / multimedia culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубова Наталья Михайловна

В статье представлены существующие исследования критериев качества обучающих систем.Проведен анализ трех дистанционных систем обучения для выявления оптимальных критериев оценкиэффективности системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation criteria of distant learning systems

In the article the information on existing studies of the criteria of quality of training systems is presented. Three distance learning systems are analyzed. Optimal criteria for evaluating the eff ectiveness of training system is developed.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки дистанционных обучающих систем»

УДК 004.771:378.147

Н. М. Трегубова

Критерии оценки дистанционных обучающих систем

В статье представлены существующие исследования критериев качества обучающих систем. Проведен анализ трех дистанционных систем обучения для выявления оптимальных критериев оценки эффективности системы.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные системы обучения, адаптивные системы, мультимедийные системы, критерии оценки, мультимедийная культура

Natalia M. Tregubova

Evaluation criteria of distant learning systems

In the article the information on existing studies of the criteria of quality of training systems is presented. Three distance learning systems are analyzed. Optimal criteria for evaluating the effectiveness of training system is developed.

Keywords: distance learning, e-learning systems, adaptive systems, multimedia systems, evaluation criteria, multimedia culture

Стремительное развитие компьютерных, мультимедийных технологий, а также возрастающий ритм и темп жизни человека способствуют росту популярности дистанционного образования. Другим важным фактором развития дистанционного обучения является экономический. Такое образование можно получать без отрыва от основной деятельности; еще одним плюсом дистанционного обучения является его независимость от территориальных и временных требований, О. А. Артемьева утверждает, что «перечень причин, вызывающих недовольство традиционными моделями обучения велик, но, пожалуй, самая важная из них порождена несоответствием системы образования нарождающемуся типу общества и соответствующему ему культурному фону»1. Новейшие компьютерные технологии позволили дистанционному обучению подняться на новый уровень развития, и занять полноценную нишу в сфере образования.

Развитие электронных форм обучения вышло на новый уровень, появилось большое количество обучающих систем. Обучающая дистанционная система обеспечивает студента необходимыми материалами, а затем осуществляет проверку знаний с помощью различных заданий, в основном тестовых; «именно объединение грамотной методической базы с яркой, привлекательной, эстетической аудиовизуальной составляющей делает это направление чрезвычайно перспективным»2.

Существует общепринятое деление обучающих дистанционных средств на «он-лайн» и «офф-лайн». «Он-лайн» обучение, это лекция, семинар, занятие, кото-

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

83

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

рое студент посещает в режиме реального времени. Например, большую популярность получили семинары, которые проводятся в сети Интернет, так называемые «вебинары». Подобная практика имеет большое распространение; от традиционного обучения, она наследуют возможность коммуникации с преподавателем, что является важным фактором эффективности обучения: межличностные отношения с преподавателем способны влиять, вдохновлять и мотивировать студента.

«Офф-лайн» системы - это непосредственно программные платформы, мультимедийные дистанционные системы обучения, которые могут обеспечить самостоятельную работу студента, предоставив ему необходимые материалы, а также проверку качества полученных знаний с использованием тестовых заданий. Такие системы имеют множество плюсов; они содержат разнообразный мультимедийный контент, создавая богатую среду для обучения, тем самым повышая эффективность обучения студента.

Со временем процесс обучения усложняется, требования к системам обучения повышаются, технологии развития электронного обучения все время совершенствуются. Самое перспективное направление развития дистанционного обучения основано на индивидуальной стратегии обучения, это так называемые «адаптивные системы обучения».

Адаптивной называют систему, которая учитывает индивидуальные характеристики обучаемого и подготавливает для него индивидуальный план, в который могут быть включены/исключены как порядковые материалы, темы и блоки материалов, так и содержание каждой из этих тем. Таким образом, качество обучения зависит от методов и технологии адаптации системы. Такие технология делают систему сложной, что может привести к снижению эффективности обучения.

Постоянное усовершенствование процесса разработки обучающих систем, растущие затраты, привели к необходимости оценки качества обучающих систем. На данный момент существуют различные подходы оценки критериев качества обучающих систем. Тем не менее, задача разработки критериев оценки качества обучающей системы является актуальной, поскольку объективные и обоснованные критерии необходимы для совершенствования дистанционно обучающих систем. Исследования по разработке методов оценки обучающих систем находятся на начальном этапе, разработку методов оценки качества ведут известные исследователи в смежных областях, такие как X. Караганнидис и Д. Сампсон, П. Брусиловский3 и др.

В основном исследователи предлагают два способа оценки системы: «в целом» и «многослойный» метод. Метод «в целом» позволяет вывести критерии качества для начальных этапов разработки системы, такие как производительность, безопасность, инструменты добавления контента, обновляемость и др. Такой подход не гарантирует четкого контроля разработки и может привести к недостаткам на уровне архитектурного проектирования системы.

84

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

«Многослойный» подход позволяет проводить оценку системы на любом этапе ее разработки, собирать данные о функционировании отдельных компонентов системы. Недостаток такого метода заключается в сложности интерпретации данных. В данной модели выбираются два параметра: уровень знаний обучаемого, длительность обучения. Существует метод оценки в нескольких шагах, либо «слоях»4. В то же время результат обучения и есть главный критерий оценки системы.

Для анализа эффективности систем обучения проанализируем три системы: Coursera, Khan Academy, «Интуит».

Критерии оценки систем:

- функциональность;

- надежность;

- стабильность;

- система оценки знаний;

- удобство использования;

- доступность;

- адаптивность;

- разнообразие мультимедийного контента;

- методика обучения;

- уникальность материала;

- дизайнерское решение.

Анализ обучающих систем

Coursera. Система обучения, которая содержит более 200 курсов, предлагаемых 33 университетами; подписчиками системы являются более 3 миллионов студентов. Система была основана профессорами из Стенфордского университета. Система предлагает бесплатное обучение. Это достаточно молодая система, но получившая большую популярность благодаря продуманной юзабилити, грамотному функционалу и разнообразным возможностям.

После простой регистрации, мы можем подобрать себе необходимый курс, и даже пройти полный курс Стенфорда. Сразу можно отметить отличную работу юзабилити-инженеров, позволяющих легко ориентироваться в системе. Система имеет интуитивно понятный интерфейс, даже не смотря на англоязычность. В системе использованы различные мультимедийные средства, часть лекций разделена на видео уроки, которые имеют транслиты. Отмечаем функционал системы: видео, лекции, чаты, причем система учитывает уровень активности студента в чатах и блогах, анализирует его активность и подсчитывает баллы к общей оценке знаний. Каждая лекция имеет контрольное тестирование, на каждом тестировании есть ограниченное количество попыток, при этом система записывает всю историю тестирований. Система хорошо оптимизирована, легко загружается он-лайн и не требует подзагрузки дополнительных плагинов. В данной системе можно отметить

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

85

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

удобство доступа, нет ограничений в пространстве и времени ее использования. По окончанию курса мы получаем сертификат. Курсы предлагают интересную информацию, авторские статьи. Студент может получить новые знания, благодаря продуманной методике обучения. Дизайн системы сдержанный, лаконичный, основан на одной модульной сетке.

Khan Academy. Данная обучающая система дает возможность зайти через социальную сеть и приступить к обучению. Для анализа выбираем бесплатный курс «История искусств» и приступаем к обучению. Интуитивная эргономика сайта направляет нас и является очень удобной. Курс состоит из лекций с иллюстрациями, видео, блога. Курс действительно очень объемный, содержит много полезной информации и мультимедиа. Стоит отметить оригинальность материала, курс содержит много авторских видео лекций. Система имеет возможность обучения для студентов и преподавателей, достаточно обширный список предметов. Данная система - это хороший, объемный электронный учебник. Система не имеет персональных настроек и контроля знаний. По большей части выглядит как современная Википедия по некоторым предметам. Хотя подбор информации интересный, хороши обучающие видео-лекции, система не имеет транслитов. Отдельно стоит отметить дизайн: современные тенденции, мягкие тона, хорошая модульность блоков.

«Интуит». Русскоязычная система, позволяющая пройти обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ». Дистанционная система дает возможность не только повысить уровень знаний, пройти курсы, но и получить высшее образование. Обзор некоторых курсов доступен и без регистрации, можно просмотреть лекции и задания. Большинство лекций курса - это текстовая информация, содержащая иллюстрации. Отдельно есть видеокурсы. Информация авторская, имеет интересное содержание. Система не адаптивна и не имеет персональных настроек. Каждая лекция имеет заключительное тестирование. Система имеет контроль знаний. «ИНТУИТ» хорошо оптимизирована, легко загружается, но на моменте регистрации система очень долго не подтверждала данные, доступность была затруднена. После окончания курса по желанию можно получить сертификат. Модульная сетка в основе системы слишком раздроблена, большое количество блоков, немного отвлекает яркий цвет и большое количество мелких деталей.

Мы провели анализ трех систем по ранее обозначенным критериям для выведения качества эффективности обучения. Подводя итоги, еще раз повторим, выработанные нами критерии.

- Функциональность. Характеристика, обеспечивающая взаимодействие со студентом, отслеживание активности в блогах, форумах, тестовых заданиях и др. Представленные нами системы в разной степени обеспечивают функционал взаимодействия со студентом. Система Coursera отслеживает активность обучаемого, и записывает историю, что будет преимуществом для финальной оценки. В ино-

86

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 2. Современные образовательные технологии в учебном процессе творческого вуза

странных системах большое внимание уделено подобным функциям, в русскоязычных системах это остается невостребованным.

- Стабильность. Все системы показали стабильную работу в сети Интернет. Системы оптимизированы, быстро загружаются и реагируют на пользователя.

- Система оценки знаний. Не все системы предлагают автономный контроль знаний, однако рассмотренные нами, системы осуществляли проверку заданий и тестов, сразу показывая результат пользователю.

- Удобство использования. Разобрав на примере три системы, мы увидели, насколько по-разному они организованы. Юзабилити системы - важный критерий. Все три системы имеют интуитивно понятный интерфейс.

- Доступность. Простота регистрации, доступность для студента возможности приступить к обучению не менее важный фактор.

- Адаптивность. Важнейший фактор современной дистанционной системы обучения. Возможность внести персональные настройки в курсе является преимуществом. Возможность такой настройки гарантирует повышение эффективности обучения, а также привлечение большего числа студентов.

- Разнообразие мультимедийного контента. Возможность использования в системе видео, аудио, анимации, текстовых и 3D файлов повышает уровень усвоения информации, повышая качество обучения.

- Методика обучения. Большинство систем предлагают самостоятельное обучение с помощью прочтения текстового материала и другого мультимедийного контента. Чем разнообразнее подача материала и функционал взаимодействия с системой, тем эффективнее становится и обучение.

- Уникальность материала. Рассмотренные нами системы имели уникальные материалы, большинство информации (тексты, видео и др.) специально создавалась для курсов.

- Дизайнерское решение. Отталкиваясь от юзабилити, система должна быть поддержана деловым и лаконичным дизайном, который будет помогать ориентации студента и его обучению.

Примечания

1 Артемьева О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности: монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. 206 с.

2 Елинер И. Г. Развитие мультимедийной культуры в информационном обществе. СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2010. 276 с.

3 Brusilovsky P. Methods and techniques of adaptive hypermedia // User Modeling and User-Adapted Interaction: Special Issue on Adaptive Hypertext and Hypermedia. 1996. № 6 (2/3). Р. 87-129.

4 Воробкалов П. Н. Метод управления качеством электронных обучающих систем // Системы управления и информационные технологии. Воронеж, 2008. № 3.2 (33). С. 238-243.

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.