Научная статья на тему 'Способы повышения мотивации участия студентов в он-лайн курсах'

Способы повышения мотивации участия студентов в он-лайн курсах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / СУО / МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENT MOTIVATION / ВИДЕО ЛЕКЦИЯ / VIDEO LECTURE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / STUDENT INTERACTION / LMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумская Станислава Александровна

Статья посвящена вопросам повышения мотивации студентов при самостоятельной работе в системе управления обучением (СУО). Проанализировано несколько методов поддержания позитивной мотивации обучающихся при работе в СУО. Рассмотрены позитивные аспекты использования видео лекций на онлайн платформах. Описываются возникающие проблемы, связанные с самостоятельным изучением материала представленного в СУО. Кратко представлены методические разработки, которые непосредственно влияют на успех самостоятельной работы обучающихся на онлайн платформе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумская Станислава Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to increase student participation in online courses

The article deals with some problems of students' motivation during the independent work in a learning management system (LMS). Several methods of maintaining positive students' motivation when working in LMS are analyzed. Positive aspects of video lectures on online platforms are considered. The arising problems that are connected with the independent studying of the educational material presented in LMS are described. Methodical developments which directly influence the success of students' independent work in LMS are briefly presented

Текст научной работы на тему «Способы повышения мотивации участия студентов в он-лайн курсах»

УДК 372.881.1

С.А. Шумская

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ОН-ЛАЙН

КУРСАХ

Статья посвящена вопросам повышения мотивации студентов при самостоятельной работе в системе управления обучением (СУО). Проанализировано несколько методов поддержания позитивной мотивации обучающихся при работе в СУО. Рассмотрены позитивные аспекты использования видео лекций на онлайн платформах. Описываются возникающие проблемы, связанные с самостоятельным изучением материала представленного в СУО. Кратко представлены методические разработки, которые непосредственно влияют на успех самостоятельной работы обучающихся на онлайн платформе

Ключевые слова: дистанционное обучение, система управления обучением, СУО, мотивация обучающихся, видео лекция, взаимодействие обучающихся.

Востребованность системы дистанционного обучения, базирующегося на современных компьютерных технологиях, определилась необходимостью реализации принципа открытости образования, расширения прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более привлекательным.

Развитие телекоммуникационных средств обучения, таких как: персональные компьютеры с обучающими, контролирующими программами, моделями и тренажерами, видео и аудио технологий, системы Интернет -изменило характер и возможности дистанционного обучения. Внедрение компьютерных технологий предоставило возможность перехода на иной уровень передачи информации, позволило создавать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Современные компьютерные системы могут продемонстрировать много вариантность решения, проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, открыть доступ к электронным библиотекам, помочь за считанные секунды найти необходимую информацию.

В настоящее время обучающиеся с большим любопытством и интересом исследуют просторы всемирной паутины и компьютерные технологии. Как показывают результаты многочисленных опросов, проведенных в СПбПУ [1, 2] и наши наблюдения, почти все студенты имеют собственную страничку в одной, а порой и нескольких социальных сетях. Они с удовольствием находят и делятся информацией о других людях, событиях, новостях, пишут собственные блоги, оставляют рецензии, загружают фотографии и видео. Другим словами тратят огромное количество

времени в сети Интернет. Считается, что современные студенты, воспитанные в эпоху коммуникационных технологий, зачастую лучше своих преподавателей владеют информационными компетенциями и способны получать доступ к любой информации за считанные минуты. Следовательно, и знания они желают получить быстро и легко. Но, как известно, иностранный язык требует активного, а не пассивного восприятия.

Однако практика показала, что большое количество студентов, которые являются экспертами в социальных сетях, не могут корректно использовать простое программное обеспечение, например: создавать текстовые документы, презентации, электронные таблицы. Возникает сложный вопрос: «Как организовать систему управления обучением (СУО) таким образом, чтобы она могла конкурировать по аспекту посещаемости с социальными сетями и другими медиа-ресурсами?». Так же, необходимо помнить, что любой аспект изучения иностранного языка требует активного, а не пассивного восприятия. В результате встает еще один вопрос: «Возможно ли самостоятельное и интенсивное изучение иностранного языка без сопровождения преподавателя?»

Безусловно, возможно, но сложно. Преподаватель необходим как организующее и направляющее звено, как источник информации, к которому можно обратиться за разъяснениями. Изучение иностранного языка в СУО требует от обучающихся высокого уровня самостоятельности и мотивации.

В своем исследовании мы понимаем «самостоятельное обучение» как работу, выполняемую без непосредственного участия обучающего, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемые, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, то есть работа систематична и управляема обучающим [3].

Методы стимулирования положительной мотивации. Рассматривая готовность обучающихся к самостоятельной работе в СУО, нельзя обойти вниманием и мотивационную составляющую педагогического процесса. В нашем исследовании мы рассмотрели различные методы стимулирования положительной мотивации в формировании готовности студентов к самоконтролю и обучению онлайн [4]. Рассмотрим некоторые из них далее.

Метод проблемного обучения применяется в педагогическом процессе тогда, когда студенту необходимо что-то доказать, сообщить о новых и нужных нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Данный метод незаменим в формировании и закреплении определённого морального качества, установки или формы поведения, для выработки правильного отношения к определенным действиям, в частности, - готовности к самоконтролю. Использование проблемного метода предполагает такую организацию учебного пространства, которое предполагает создание преподавателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению, в результате чего происходит овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие творческих способностей.

Метод эвристической беседы, который в свою очередь является одной из модификаций проблемного метода обучения. Применяющий этот метод руководитель курса не просто сообщает обучающимся готовые знания, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет их на основе имеющегося запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам [5]. Данный метод положительным образом влияет на формирование готовности к самостоятельной работе, в частности: новая информация и знания не предлагаются студентам в готовом виде, их нужно добыть самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания; решение проблемного задания в ходе беседы ведет к анализу, сравнению, обобщению уже имеющейся информации, в результате чего формируются осознанные, прочные, необходимые установки и знания; работа над поставленной проблемой должна происходить под контролем преподавателя, именно он констатирует правильность тех или иных выводов, направляет беседу в нужное русло.

Метод учебной дискуссии, который направлен на вовлечение обучающихся в активное обсуждение различных точек зрения по тому или иному вопросу либо заданию, побуждение их к осмыслению аргументации чужой и своей позиции, на стимулирование познавательного интереса. Использование учебной дискуссии позволяет максимально полно учитывать и использовать самостоятельный опыт студентов, способствуя лучшему усвоению изучаемого материала [4], поскольку в групповой дискуссии не преподаватель говорит обучающимся о том, что является правильным, а сами студенты вырабатывают доказательства, максимально используя свои знания и личный опыт.

Проектный метод, который предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути [6].

Метод групповой работы над заданием, который предполагает совместный поиск решения определенных дидактических задач, в ходе которого у студентов развиваются рефлексивные моменты деятельности, действия контроля и оценки, формируются организаторские навыки, способности к сотрудничеству, оказанию взаимопомощи и поддержки. Когда все члены группы заинтересованы в положительном результате, объединены единой целью, тогда каждый стремится к самоконтролю не только своих действий, но и к контролю действий своих партнеров по группе. Общая цель (решение определенного задания, выполнение проекта), стоящая перед

группой, обязывает каждого студента серьезнее относиться к занятиям, чтобы не подвести группу и быстрее справиться с предложенной работой. Кроме того, коллективная деятельность позволяет быстро выявить допущенные ошибки и найти наиболее целесообразные способы их исправления.

Факторы, влияющие на заинтересованность участия студентов в он-лайн курсах. В свою очередь, мотивация может напрямую зависеть от качества учебно методических материалов, используемых в процессе обучения. Каковы же составляющие успеха самостоятельной работы студентов в СУО? Кратко выделим некоторые из них:

• четкая установка на конечный результат. Обучаемый должен четко видеть и понимать, к чему он стремится, какими компетенциями он должен овладеть к концу курса;

• курс должен быть сжат по времени, но при этом давать довольно объемный материал;

• поурочная установка на овладение определенным лексико-грамматическим материалом, приобретение навыков чтения, письма, говорения и аудирования на заданную тему;

• поурочная проверка усвоения материала. Если студент не справился с заданием данного урока, следующий материал блокируется и программа возвращает обучаемого к предыдущему материалу;

• по мере изучения и отработки материала студент должен получать удовлетворение и чувствовать ощутимый прогресс, т.е. расширение своих языковых возможностей, и уже с первого урока понимать, как использовать язык в ситуациях общения.

• постоянный контакт с руководителем курса. Обучающийся должен понимать, что на любой возникающий вопрос он может получить ответ с помощью специальных возможностей СУО.

Из вышесказанного следует вывод, что необходима методически продуманная разработка материалов представленных в СУО. При создании заданий в СУО необходимо учитывать два главных аспекта, которые непосредственно влияют на мотивацию обучающихся и на качество получаемых знаний: интерактивность и коммуникация. Для создания эффективного онлайн курса, в котором обучающиеся чувствуют себя комфортно и настроены на продуктивное общение и обучение, в первую очередь, необходимо уделить внимание знакомству друг с другом, с педагогом и с интерфейсом СУО [7]. Приведем несколько приемов, которыми можно пользоваться для реализации представленной выше задачи:

• Небольшой тест на знакомство с курсом: перед началом работы с курсом, обучающиеся должны изучить интерфейс СУО и суметь ответить на вопросы по структуре курса (Где расположена общая информация по курсу? Какая тема будет освещаться 22.03.2015? и т.д.).

• Я, я и еще раз я: обучающиеся пишут небольшой текст о себе, своих интересах, семье, учебе, работе. После чего ни могу зайти на

страничку к друг-другу и по желанию прокомментировать запись или задать вопрос.

• Окно в мой мир: обучающиеся фотографируют знакомую им обстановку (вид из окна, рабочее место, центр города и т.д.) и комментируют фотографию.

• Мои любимы звуки: обучающиеся делятся друг с другом несколькими музыкальными композициями и комментируют выбор друг друга.

• Что у нас общего: обучающиеся делятся на пары, затем с помощью чата узнают своего партнера подробнее, после чего пишу небольшое эссе на тему «что у нас общего».

Благодаря первому этапу знакомства, обучающиеся формируют свое небольшое общество, в котором они будут сосуществовать на протяжении всего курса. Обучающий так же может участвовать в обсуждениях, оставлять комментарии, задавать и отвечать на вопросы, тем самым показывать, что он полноценный член созданного виртуального сообщества.

Роль видеолекций в успешности освоения он-лайн курсов.

Непосредственным фактором, влияющим на мотивацию студентов, обучающихся в СУО, может служить такая методическая разработка как видео лекция. Стоит отметить, например, ряд американских университетов, которые [8] расположили на своих серверах серии видео лекций, представляющих собой видеозаписи обычных очных лекций в аудитории, но умело осуществленные специально подготовленными операторами. Другие университеты [9] предлагают видео лекции, записанные в специальной студии и представляющие собой чередование на экране лектора и кадров со схемами, формулами, подготовленными заранее или воспроизводимыми лектором по ходу лекции. По мере совершенствования методики записи лекции на одном экране стали совмещать лектора и учебные материалы. Иногда вместо лектора на экране помещают его электронного двойника -аватара, который озвучивает письменную речь лектора. При чтении лекций по программным средствам предпочтение отдают видео лекциям с динамичным компьютерным экраном, на котором происходят реальные показы с закадровым лекторским текстом.

К числу преимуществ видео лекции, как отмечает Серов В.Н [10]., можно отнести следующие:

• возможность прослушать учебную информацию в любое удобное время, повторно обращаясь к «проблемным местам»;

• иллюстративный материал, представленный кинофрагментами, анимацией, таблицами делает содержание лекции запоминающимся;

• появляется возможность знакомиться с опытом ведущих преподавателей и сохранять его;

• «прозрачность» деятельности преподавателя стимулирует

необходимость постоянного совершенствования им своих знаний;

• устраняются психологические барьеры в обучении за счёт создания эффекта индивидуального контакта преподавателя со студентом;

• появляется возможность для студента работать дома.

В качестве примера успешного применения видео лекции в СУО можно отметить некоторые известные открытые образовательные платформы. Возможно, наибольшей популярностью пользуется Coursera. Она позиционирует себя как образовательная компания, предлагающая бесплатные онлайн курсы для каждого [11]. Партнёрами Coursera являются более 100 ведущих университетов и организаций мира, которые, благодаря специальной технологии, получили возможность учить не сотни, а миллионы студентов.

В основу педагогического подхода Coursera положены несколько принципов [12]:

1. Онлайн образование является таким же эффективным, как очное образование. Смешанное обучение, включающее оба указанных подхода, эффективнее каждого из них по отдельности.

2. Повсеместное использование интерактивных упражнений способствует поддержанию интереса обучающихся и обеспечивает возможность постоянного повторения и тестирования получаемых знаний.

3. Возможность многократного выполнения заданий до достижения достаточного уровня овладения отдельной частью учебного материала позволяет переходить к изучению следующих частей курса после усвоения предыдущих частей.

4. Взаимопроверка отчетов учащихся при предварительном ознакомлении с методами оценивания самостоятельной работы способствует более глубокому пониманию учебного материала.

Coursera предлагает полноценные курсы, которые включают видео лекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Особенностью подачи лекционного материала является разделение его на небольшие части длительностью не более 20 минут. После каждой такой части обязательно следует проверка усвоения в разнообразных формах. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должны быть выполнены только в определенный временной промежуток с точностью до недели. Это позволяет планировать взаимодействие между слушателями на форумах и в социальных сетях во время прохождения курса.

По окончании курса при условии успешной сдачи заданий и итогового экзамена слушателю может высылаться платный сертификат об окончании обучения. На май 2015 года общее количество зарегистрированных слушателей достигло 13 000 000 человек [12].

Выводы. Информационные технологии - это новая реальность, от нее никуда не уйти. Конечно, внедрение информационных технологи в

образовательную сферу не однозначно, но ясно, что их нельзя игнорировать, эти технологии позволяют изменять модели образования. Они могут, как дискредитировать их и привести к хаосу, так и значительно улучшить.

Появления СУО и массовых онлайн курсов основано на реализации современных образовательных принципов открытости образования, равенства обучающихся, глобализации образовательного пространства и т.д. Эффективность традиционной системы образования ставиться под вопрос и сегодня курсы в СУО бросают вызов этой традиционной системе, собирая миллионы участников. Однако, чтобы курсы в СУО были эффективными, необходимо учитывать методические критерии и мотивационную составляющую образовательного процесса. Необходимо пересмотреть имеющиеся традиционные модели образования в контексте использования их в курсах на онлайн платформах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Викторова, К. С., Попова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции российских и американских студентов с использованием ресурсов ВЕБ 2.0. Неделя науки СПбГПУ: материалы научно-практической конференции с международным участием // Лучшие доклады. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - С.394-399.

2. Калюжный К.С., Коган М.С. Об использовании компьютерных игр при обучении иностранному языку студентов технического профиля // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (с международным участием). -«Язык, личность, деятельность: взгляд молодых исследователей» Киров.: Изд-во ВятГГУ, 2013. - С. 94-96.

3. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

4. Чурекова Т.М. Методы формирования готовности студентов к самоконтролю в процессе обучения / Т.М. Чурекова, Н.В. Съедина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - №1. - С. 105-108

5. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.

6. Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения / Д.Б. Милохин // Встник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №9 (115). - С. 172-177

7. Hockly N. Teaching Online: Tools and Techniques, Options and Opportunities / N. Hockly, L. Clandfield - 2010. - 250p

8. Лекции Иельского университета [электронный ресурс]. - Режим свободного доступа: http:// www.open.yale.edu/courses/index.html (дата обращения: 12.11.2014)

9. Лекции Массачусетского технологического института [электронный ресурс]. - Режим свободного доступа: http://www.ocw.mit.edu/OcwWeb/web/ home/home/index.htm (дата обращения: 12.11.2014).

10. Серов В.Н. Основные концепции создания видеолекций для электронного учебника // Дистанционные образовательные технологии. Пути реализации: сб. науч. трудов. - М., 2004. - Вып. 1. - С. 145-149.

11. Koller D. What we're learning from online education. TED-talks. (August 2012) [электронный ресурс]. - Режим свободного доступа: http://www.ted.com/talks/daphne_koller_what_we_re_learning_from_online_education.html (дата обращения 10.09.2015).

12. Coursera : [веб-сайт]. - URL: https://www.coursera.org/ (дата обращения: 10.05.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.