Научная статья на тему 'Опыт внедрения и перспективы развития дистанционного обучения в TSI'

Опыт внедрения и перспективы развития дистанционного обучения в TSI Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1734
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / МАРКЕТИНГ / ОН-ЛАЙН КУРС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEARNING CONTENT / MARKETING / ON-LINE COURSE / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишнев Борис Федорович, Филь Надежда Павловна, Скворцов Александр Анатольевич

В статье изложен опыт внедрения и стратегия дальнейшего развития дистанционного обучения в Институте транспорта и связи (TSI). Определены стратегические цели и способы их достижения. Показаны конкретные решения по созданию системы дистанционного обучения (ДО) вуза. Перечислены лидеры по предоставлению образовательных услуг дистанционным способом. Перечислены ИТ технологии, которые показали свою эффективность в реализации ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишнев Борис Федорович, Филь Надежда Павловна, Скворцов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of implementing the strategy and the further development of distance education at the Institute of Transport and Communications (TSI). The strategic goals and ways to achieve them are defined. Particular solutions to create a system of distance learning (DL) university are shown. The leaders in providing educational services to remote way are named. IT technologies that have demonstrated their effectiveness in the implementation of DL are listed.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения и перспективы развития дистанционного обучения в TSI»

Опыт внедрения и перспективы развития дистанционного обучения в TSI

Мишнев Борис Федорович профессор, д.инж.н., ректор,

Института транспорта и связи (TSI), ул. Ломоносова. 1, г.Рига, LV-1019, Латвия, (371) 26464212 Misnevs.B@tsi.lv

Филь Надежда Павловна м.инж.н., рук. отдела программ,

Института транспорта и связи (TSI), ул. Ломоносова. 1, г.Рига, LV-1019, Латвия, (371) 67100596 Fila.N@tsi.lv

Скворцов Александр Анатольевич м.эк.н., рук. отдела дистанционного обучения, Института транспорта и связи (TSI), ул. Ломоносова. 1, г.Рига, LV-1019, Латвия, (371) 67100386 Skvorcovs.A@tsi.lv

Аннотация

В статье изложен опыт внедрения и стратегия дальнейшего развития дистанционного обучения в Институте транспорта и связи (TSI). Определены стратегические цели и способы их достижения. Показаны конкретные решения по созданию системы дистанционного обучения (ДО) вуза. Перечислены лидеры по предоставлению образовательных услуг дистанционным способом. Перечислены ИТ технологии, которые показали свою эффективность в реализации ДО.

The article describes the experience of implementing the strategy and the further development of distance education at the Institute of Transport and Communications (TSI). The strategic goals and ways to achieve them are defined. Particular solutions to create a system of distance learning (DL) university are shown. The leaders in providing educational services to remote way are named. IT technologies that have demonstrated their effectiveness in the implementation of DL are listed.

Ключевые слова

учебный контент, маркетинг, он-лайн курс, дистанционное обучение; learning content, marketing, on-line course, distance learning.

Введение

Помимо традиционных форм получения образования — очной и заочной — сегодня все более широко распространен такой инновационный подход к образованию, как дистанционное или Интернет-обучение. По прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет две трети студентов в развитых странах будут учиться дистанционно.

Дистанционное обучение дает современные, качественные знания и абсолютно реальный диплом.

Две важнейшие составляющие: удобство удаленного взаимодействия и качественное обучение обусловили стремительное развитие института дистанционного образования, как самостоятельной отрасли.

Предложение современной дистанционной формы образования на мировых образовательных рынках стремительно растет. Это связано с усилением процессов глобализации в образовании в целом и требует от региональных и национальных вузов решение стратегической задачи сохранения своей конкурентоспособности в новых условиях.

Академическое сообщество давно уделяет внимание вопросам описания, проектирования, внедрения и анализа эффективности дистанционного обучения в высшей школе [1-4]. Накопился международный опыт успешного применения систем дистанционного обучения [5-7]. Результаты анализа практического применения этого опыта в Институте транспорта и связи (TSI) обсуждаются в данной работе.

Система дистанционного обучения Т81 и его основные характеристики

В институте транспорта и связи установлена виртуальная среда дистанционного обучения - «Дистанционное обучение Т$1», первая страница соответствующего портала представлена на рисунке 1.

□ \

ТЛАМ5РСЖТА 1

Дистанционное обучение ТБК Я П

... г

UPCOMING EVENTS

& Начало осеннего семестра

Tomorrow, 00:05

[^.Тестовые вопросы по теме 1: Структура вуза (Тест открывается)

Tomorrow, 08:00

Ф Графики текущих и контрольных работ

Wednesday, 4 September, 09:00

Ф День Рождения Тв!

Епйэу, 6 Зер^тЬег, 00:00

Рис. 1. Домашняя страница дистанционного обучения TSI.

Система дистанционного обучения включает в себя следующие основные составляющие [4]:

- средства создания содержания учебного курса (контента);

- средства управления контентом, отвечающие за наполнение, изменение, дополнение, авторизацию контента и доставку его обучаемому по запросу и/или событийному календарю курса обучения;

- средства ведения отчетности об успеваемости, различной статистики событий и процессов, происходящих в системе, организацией приема экзаменов или проведения тестирования;

TSI

- средства коммуникации между всеми участниками процесса обучения (электронная почта, форумы, чаты, социальные сети, web-конференции и т.п.). Создание электронных учебных материалов для дистанционных курсов

позволяет постепенно знакомить обучающихся с разнообразными электронными средствами обучения, применяемыми в системах дистанционного обучения, подготовленными мультимедийными и флэш презентациями, созданными интерактивными заданиями и др.

Организация и сопровождение дистанционного курса (тьюторат курса) предусматривает определение и обеспечение:

- порядка регистрации слушателей в дистанционной среде;

- процесса сопровождения педагогом учебного процесса в системе

дистанционного обучения: временные ограничения на прохождение

дистанционного курса, текущий и итоговый анализ тьютором результатов деятельности обучаемых, психологическое и практическое оказание помощи обучаемым при аппаратно-программных сбоях во время работы в дистанционной среде;

- основных ролей и функций деятельности субъектов обучения в дистанционной среде.

Дистанционное обучение, как представлено на схеме (рис. 2), состоит из непрерывно взаимодействующих четырех основных частей:

- системы технологий, процессов, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;

- интерактивного взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;

- получения индивидуальных консультаций и помощи специалиста в процессе обучения;

- предоставления обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

Рис. 2. Схема взаимодействия основных частей дистанционного обучения.

Важной характеристикой дистанционного обучения, в отличие от традиционных форм обучения, является его масштабируемость как бизнес процесса [4, 5]. Все принимаемые решения, как технические, так и организационные, должны позволять в кратчайшее время увеличивать объемы предоставляемых образовательных услуг в десятки и сотни раз.

Используемые технологии

В индустриальных странах более продвинутые технологии стали легко доступны, что превратило дистанционное образование в увлекательную и гибкую альтернативу традиционному обучению. Основные ИТ технологии, используемые в дистанционном обучении, схематично представлены на рисунке 3.

1— Си(т«м дмсхамфлммвго гЛ^хмнм ■'

44

Преяодамтвпи уммосфситстя • Студсмты уммосрситетл

(тлжг «.усе». прс*у

»0-<фСЛЧ?>11Г “РСМОСС . псс«сият ТК'(СС4г^?

- домдог ел-»** лхс*- осытшл г**&<ый п.***

Рис. 3. Схема основных ИТ технологий, используемых для реализации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение в TSI, как показывает практика, ориентировано на широкий круг клиентов, среди которых:

- персоны, желающие получить высшее образование в ведущем частном ВУЗе Латвии;

- персоны, желающие повысить свою квалификацию по предлагаемым программам ДО в TSI;

- граждане иностранных государств.

Методики дистанционного образования могут преодолеть границы времени и места и дать обучающимся возможность получить образование вне зависимости от их социального статуса и материального положения.

Стратегия развития ДО обязательно должна учитывать потенциальных клиентов и причины, которые побудили их получить высшее образование и развить профессиональные навыки.

Основные цели, которые достигаются при внедрении дистанционного обучения в ВУЗе, следующие:

- соответствие образовательной системы мировым тенденциям и росту спроса на качественные образовательные услуги;

- развитие и использование возможностей единого образовательного пространства TSI;

- создание партнёрских связей с ВУЗами в других странах в рамках внедрения и распространения ДО;

- создание эффективных механизмов системы ДО и порядка использования финансовых средств, получаемых от реализации учебных курсов.

Формы финансирования и оплаты за обучение

В процессе внедрения дистанционного обучения используются различные формы финансирования [6].

На 1-ом этапе дистанционное обучение финансировалось из средств, полученных в ходе реализации программ ДО в TSI, причем достигалась самоокупаемость проекта.

На 2-ом этапе обеспечивается соотношение:

- Х% получаемых средств поступает на обеспечение успешного

функционирования и развитие системы ДО;

- Y% получаемых средств сохраняется как внутренняя норма прибыли.

За последние 4 года реализации ДО, развивалась и совершенствовалась также и модель оплаты для студентов, обучающихся по дистанционной форме.

Первоначально модель оплаты для студентов была полностью скопирована с модели оплаты заочного отделения. А именно, студент овладевает программой обучения каждого семестра, соответственно базовая стоимость обучения определена за семестр. Непосредственно оплата может осуществляться студентом за месяц, семестр или год.

Различия в оплачиваемом периоде приводят к дифференцированной стоимости обучения. Наиболее выгодно оплачивать за год, наименее выгодно - помесячно.

За время реализации дистанционного обучения сформулирован вывод, что данная форма обучения с трудом может быть привязана к жестким временным рамкам семестра. Лишь незначительный процент студентов в состоянии за семестр освоить вовремя положенные 16 кредитных пунктов (к.п.) программы.

Проанализировав опыт других университетов, замечена такая же тенденция и в других вузах - процент успешного освоения студентами программы намного меньше, чем на других видах обучения, а также длительность обучения студентов превышает плановую.

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация - студент овладевает программой, а оплачивает временной период, в который он числится студентом.

Принимая это во внимание, кажется более справедливой модель оплаты, при которой студент, самостоятельно оценивая свои финансовые и временные возможности, обязуется за семестр освоить один или более предметов. Сумма, которую студент в этом случае должен будет оплатить, определяется исходя из количества выбранных студентом предметов, а также от количества кредитных пунктов по выбранным предметам.

Иными словами, предполагается, что каждый предмет имеет свою цену, и, сделав свой выбор, студент оплачивает освоение выбранного предмета, одного или нескольких, а также сдачу по ним итоговой отчетности. В случае неудачной сдачи, студент оплачивает только дополнительную сумму за возможность повторной сдачи экзамена или зачета.

Предложенная система оплаты дистанционного обучения упорядочит и сделает более прозрачным систему оплаты, как для студентов, так и для сотрудников, которые администрируют процесс обучения и предоставляют доступ студентам к изучаемому контенту предметов в системе ДО.

Распределение задач между участниками процесса ДО

В процессе реализации ДО участвуют различные действующие лица, выполняющие следующие роли:

1) автор курса;

2) преподаватель;

3) методист ДО;

4) администратор.

Правильное распределение обязанностей между ними является важным залогом успеха реализации ДО. Один из возможных вариантов может быть следующим.

Автор курса отвечает за:

- создание контента;

- сопровождение курса;

- повышение качества курса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподаватель проводит:

- вводную лекцию;

- заключительную лекцию (возможно в записи);

- прием отчетности (если необходимо).

Методист ДО отвечает за:

- размещение курса в системе ДО;

- тьюторат студентов;

- коммуникации между студентами и преподавателями.

Администратор отвечает за:

- администрирование статуса студента;

- реализацию учебных планов;

- решение организационных и финансовых вопросов.

Маркетинговые действия и инструменты привлечения студентов

Дистанционное обучение требует большой и профессиональной маркетинговой деятельности. Эта работа имеет свою специфику, так как целевая аудитория, как правило, достижима, в основном, через средства коммуникации. Поэтому используются следующие формы:

- прямые контакты - посещение и презентации в средних школах;

- прямые контакты с людьми с ограниченными возможностями;

- предложения скидок нынешним студентам ДО;

- прямые контакты со школами;

- рекламный открытый специальный курс в системе ДО;

- привлечение более широкой аудитории на курсы повышения квалификации с выдачей сертификата;

- пресс-релизы, статьи в газетах;

- реклама на сайте вуза;

- передачи на радио - выступления руководителей вуза;

- информационные буклеты о дистанционном обучении в TSI;

- социальные сети - акции и специальные конкурсы-активности;

- прямые контакты, электронные письма и др.

Особо надо подчеркнуть важность присутствия маркетинговых материалов в самых популярных социальных сетях, таких как "ВКонтакте", 'ТасеЬоок и "Одноклассники.ru" [8]. Очень хороший маркетинговый опыт можно позаимствовать у ведущих мировых университетов и ИТ компаний, которые осуществляют глобальные программы продвижения своей версии дистанционного обучения на мировой образовательный рынок. Наиболее успешные проекты рассматриваются в следующей главе.

Глобальные конкуренты на рынке ДО

Дистанционное образование давно перестало быть уделом избранных и тех персон, которые хотели бы получить диплом, но не имеют возможности ходить на лекции даже раз в месяц.

Одновременно в мир пришло понимание того, что ДО не обязательно должно заканчиваться получением диплома — многие увидели в онлайн-обучении возможность прослушать курсы, которые им просто нравятся, или же "подтянуть" давно забытые дисциплины.

Кто же определяет стандарт “de facto” в современных условиях онлайн-обучения? Нижеупомянутые компании не являются первопроходцами в среде онлайн-обучения, тем не менее, заслуживают повышенного внимания по причине того, что потребители наиболее часто пользуются их услугами.

Далее представлен краткий анализ именно такого рода образовательных компаний, не дающих, в массе своей, «документ», но предлагающих лишь бесплатные знания.

Для анализа перечислены наиболее известные ресурсы, предлагающие дистанционное обучение, которые, до последнего времени, предлагают образование на языках, отличных от русского, хотя существуют и значительное число русскоязычные ресурсов (Intuit. ru и др).

1. Coursera;

2. Khan Academy;

З. Udacity;

4. edX;

5. TED;

б. Udemy;

7. Intuit.ru и др.

СОиЯЗЕКА - WWW.COURSERA.ORG

Сошгеега, общий вид домашней страницы которой представлен на рисунке 4,

— один из самых молодых, но вместе с тем самый большой, популярный и мощный ресурс. Он предлагает бесплатное онлайн-образование по программам ведущих мировых университетов. Основанный двумя профессорами Стэндфордского университета в апреле 2012 года, ресурс предлагает сотни различных курсов, которые читают профессора 62 университетов из многих стран мира.

Курсы доступны на английском, испанском, итальянском, китайском и французском языках.

Обучение проводится во многих областях: биология, бизнес, компьютерные науки, экономика, образование, электроника, здоровье и общество, гуманитарные и социальные науки, математика, медицина, естествознание, статистика и анализ данных и др.

«wHvpstndus rrar*granon (ттидісгtoS'pawna'.rProyam Gwr.vna:^ Л'м»чііНМ<*«

oy Vnmre(<.^r29in 0«Wign UriMnfly cf imdoltm, tfr 'XXr,

Рис. 4. Домашняя страница Coursera.

Процесс выглядит просто: в ходе курса лекторы читают видео-лекции, по итогам которых задают "домашние задания", на выполнение которых обычно дается неделя. То есть обучение в Coursera лишено общения "учитель — ученик", но в то же время является и большим, чем просто просмотр видео на YouTube. Обучение бесплатно, в будущем предполагается, что за небольшую плату можно будет получить диплом, удостоверяющий, что человек прослушал те или иные курсы. Сейчас запущено тестирование этой опции.

KHAN ACADEMY - RU.KHANACADEMY.ORG

Академия Хана (Khan Academy)— является полной противоположностью Coursera (рис. 5). Огромная библиотека видео-уроков по самым разным областям человеческого знания, этакая "видео-Википедия", готовая погрузить зрителя и слушателя в пучины математики, физики, биологии и вообще всего чего угодно. "Академия" примечательна тем, что на ней много уроков, охватывающих даже школьный курс тех или иных предметов, а также тем, что на ней есть материалы и на русском языке.

лен ABOUT СОММЇ 0 KHANACADEMY

Learn almost f Siqninwthu

anything for free. 8

t>*jn up лчіН інпсй IV

Рис. 5. Домашняя страница Khan Academy.

Полностью на русский переведено сравнительно небольшое количество уроков и исключительно по математике. Но некоторое количество роликов доступно и с русскими субтитрами — вполне подходящий вариант для подростков и их родителей. Заодно в процессе обучения можно и знания английского языка улучшить.

Все ролики бесплатны для просмотра, но одновременно нет никаких дипломов, курсов и никакого даже виртуального общения с преподавателями.

ШАСГГУ - WWW.UDACITY.COM

Udacity (рис. 6), запущенный в феврале 2012 года, долгое время предлагал исключительно компьютерные курсы, да и сейчас считается ресурсом, более предназначенным для тех, кто работает или хочет работать в компьютерной индустрии или заниматься интернет-предпринимательством. Сайт предлагает обучение только на английском языке и за успешное окончание курсов выдает (бесплатно) дипломы.

Рис. 6. Домашняя страница Маску.

Схема работы такая же, как в Coursera — студенты могут прослушать лекцию и получают задание, которое им нужно выполнить за определённое время.

Правда, в отличие от Coursera, курсы в Udacity открыты — присоединиться можно хоть в последний день, если есть уверенность в своей способности за день освоить программу всего курса и выполнить все домашние задания.

Udacity от Coursera также выгодно отличается тем, что многие курсы были созданы в сотрудничестве с крупными ГГ -компаниями специально для этого ресурса.

На Coursera подавляющее большинство курсов все же исключительно университетские.

EDX - WWW.EDX.ORG

Совместный проект Гарварда и Массачусетского технологического института

- edX, стартовал совсем недавно, однако от Coursera и Udacity отличается кардинально другим подходом. Домашняя страница портала представлена на рисунке

7.

Описать его можно как "качество, а не количество" — до недавнего времени ресурс предлагал всего с десяток курсов, однако благодаря сотрудничеству с другими вузами их число теперь выросло до 32. Каждый курс является фактически

полноценным университетским курсом, требующим серьезной работы (вплоть до 1015 часов в неделю) и обслуживаемый целой командой преподавателей, инструкторов и их помощников из числа студентов.

Так что без хороших начальных знаний в смежных курсу областях, а также вменяемого знания английского языка в edX лучше не вникать. Если присутствует уверенность в своих знаниях и языке - есть шанс попробовать прослушать полноценный курс ведущих американских университетов и понять, возможно ли там, в принципе, учиться.

Секрет такого тщательного подхода еще и в том, что Гарвард и Массачусетс не просто предлагают возможность бесплатно получить знания. На базе edX они собираются создать универсальную платформу с массой возможностей для полноценного онлайн-обучения, которую потом сможет развернуть у себя любой вуз в мире.

ПНО{<Н£ЗД$ А8|ДО ДО& |С(*№ I

»;хпон* гиг > сш иодз гком ««1х I м\. »:мгм1.$

гаг г* О ?мсош ? ^

«•*■»»»*•« фтокжто Т1ЮеШ

Рис. 7. Домашняя страница edX.

Кроме того, все, кто учится в edX, являются объектом исследования - ученые изучают проблемы онлайн-обучения на студентах этого онлайн-университета.

TED - WWW.TED.COM

TED не является ресурсом для онлайн-образования в его нынешнем понимании (рис. 8).

Рис. 8. Домашняя страница TED.

Это "просто" сайт частного некоммерческого фонда TED — Technology, Entertainment, Design (Технологии, Развлечения, Дизайн), который одновременно является площадкой для выражения передовых, актуальных, вызывающих и даже парадоксальных идей.

иаешу - WWW.UDEMY.COM

Мету (рис. 9) резко отличается от предыдущих своей направленностью, а конкретно тем, что свой курс на нем может создать любой желающий.

■сіепт/

L Whet do ynu want to tfrrtff' today?

Рис. 9. Домашняя страница Udemy.

На этом портале можно найти великое множество очень "прикладных" курсов вроде "Как сделать игру для iPhone за один час" или "Как привлечь деньги для стартапа". Все только на английском языке, а кое-что даже придётся оплатить.

Интуит.ру - INTUIT.RU

Национальный открытый университет (НОУ) «ИНТУИТ» выдает собственный официальный диплом (негосударственного образца) в соответствии с полученной лицензией на образовательную деятельность. Диплом же государственного образца выдается вузом, прошедшим государственную аккредитацию.

НОУ «ИНТУИТ» пока не имеет государственной аккредитации. Широкий спектр образовательной деятельности портала отражен на его домашней странице (рис. 10).

Иинтуит

у / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учитесь вместе с друзьями!

Бесплатное дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» - это удобный способ получения знаний, которые помогут вам получить новую работу и занять более высокую должность,

НОУ «ИНТУИТ» представляет программы дистанционного обучения:

» Высшего образования » Второго высшего образования » Профессиональной переподготовки » Повышения квалификации » 526 бесплатных учебных курсов » 165 видеокурсов » 31 сертификация » 25 курсов от Академии Іпіеі

Рис. 10. Домашняя страница Интуит.ру.

Уздевуми.лв - UZDEVUMI.LV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самым успешным поставщиком услуг дистанционного образования на территории Латвии является проект Uzdevumi.lv (рис. 11.), который в этом году активно вышел на русскоязычные рынки.

Рис. 11. Домашняя страница латвийского портала Uzdevumi.lv.

ЯКласс.рф - HTTP://WWW.YAKLASS.RU

Портал Якласс (рис. 12) - второй образовательный стартап-проект

европейского холдинга Data Pro Group после Uzdevumi.lv. Его целевая аудитория-Россия.

Экзамены,

Математика Русский язык

Предметы

Алгебра

ооооо

^ Щ Геометрия

Рис. 12. Домашняя страница латвийского портала ЯКласс.рф.

Оба образовательных проекта - это эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования, который повышает уровень знания школьников и сокращает время, затрачиваемое на процесс обучения, а также значительно облегчает работу учителя.

В рамках проектов Uzdevumi.lv и Якласс создана уникальная система генерации задач, которая доступна на девяти языках, в том числе и на русском. На базе системы генерации задач и, опираясь на опыт ЯКласс, разрабатывается новый ресурс с возможностью внедрения в образовательные системы любой страны мира.

Основные рекомендации разработчикам ДО курсов

Пятилетний опыт разработки дистанционных курсов в TSI позволил разработать следующие общие рекомендации для авторов курсов.

I. Определите цели и задачи вашего курса (3-5 общих целей для курса). На этой основе подготовьте более конкретный список результатов обучения (learning outcome). Это поможет вам определить содержание курса и виды деятельности студентов в процессе обучения. При формулировании конкретных результатов обучения необходимо указывать:

- список как можно более конкретных результатов обучения по курсу, которые

надо достигнуть;

- виды доказательств того, что эти результаты достигнуты (как измерить и

оценить).

II. Затем необходимо разработать для выбранных ключевых тем предметные рубрики. Вы можете использовать те же названия тем, чтобы построить формат курса. Количество тем в курсе рекомендуется сделать от 8 до 12 [5].

III. Каждая тема должна обеспечить часть учебного плана и удовлетворять соответствующим результатам обучения. Если темы жестко не привязаны к неделям обучения, то курс получается более гибкий. Затем необходимо назначить учебные ресурсы, мероприятия и задания по каждой теме. После каждой темы - обязательно задание, желателен контрольный тест, который можно технически настроить в электронной системе Moodle и тем самым существенно снизить загруженность преподавателя. Материал курса дополняется видеозаписью лекций, например, вводной или заключительной.

VI. Автором курса должна быть предусмотрена возможность дистанционной сдачи экзамена/зачёта. Возможны следующие типы разрабатываемого дистанционного курса в зависимости от вида учебной деятельности:

• курс-чтение (Reading) строится на индивидуальной деятельности обучаемых, базирующейся на чтении и изучении текстов;

• курс-путеводитель-гид (Content Guide) основывается на индивидуальной деятельности с путеводителем по учебным текстам, графическим изображениям, видео и звуковым файлам;

• курс-дискуссия (Discussion) базируется на групповой учебной деятельности, которая представляет собой всевозможные формы дискуссий, проводимые с использованием различных коммуникационных технологий и медиа;

• курс-письменные задания (Writing Assignments) - курс, содержащий как индивидуальную, так и групповую учебную деятельность, в основном в виде различных письменных заданий;

• курс-онлайн ресурсы (Online Recourses) - курс, построенный на использовании разнообразных онлайновых ресурсов с учетом различных стилей обучения и применением учебной деятельности разного типа.

V. Полностью подготовленный дистанционный курс размещается на сайте distant.tsi.lv. Копии курса могут предоставляться студентам на флеш-носителях (например - планшетный компьютер), DVD-диске в виде электронного учебника или в виде файловых архивов с рассылкой по электронной почте.

Стратегические направления развития дистанционного обучения в TSI

Основные стратегические цели развития дистанционного обучения в TSI видятся следующими:

1. Создание отдельного (нового) образовательного бизнеса (увеличение доходов от дополнительных студентов):

1.1.) освоение нового сегмента рынка - профессионалы;

1.2.) внедрение гибких процессов круглогодичного приема, обучения и заключительного тестирования;

1.3.) внедрение дистанционных автоматических сервисов поступления (регистрации на курс), оплаты, обучения, сдачи заключительных тестов;

1.4.) создание контента курсов, удовлетворяющих пользователей без

участия преподавателей и тьюторов.

2. Повышение эффективности и привлекательности основного образовательного бизнеса TSI (включая ДО) (уменьшение издержек и увеличение числа успешных студентов):

2.1.) внедрения новых технологий обучения;

2.2.) использования мультимедийных средств обучения;

2.3.) внедрения методов и подходов онлайн педагогики.

При принятии стратегических решений по реализации дистанционного обучения, необходимо учитывать тот факт, что технологии дистанционного обучения могут реализовываться в разных формах. Сравнительные характеристики основных форм реализации дистанционного обучения приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных форм реализации дистанционного обучения

Формы реализации ДО Профессиональные курсы ДО (MS IT Academy, Cisco Academy) Смешанная (Harvard, MIT,..) Дистанционная (Ший.ги...)

1 2 3 4

Общая характе- ристика Полностью автоматизированные курсы и тренинги Смешанное заочное и дистанционное обучение Только дистанционное обучение с защитой выпускной работы

Целевая аудитория Работающие специалисты, желающие повысить свои профессиональные знания и получить признаваемый в отрасли сертификат. Рынок русскоязычных работающих специалистов Внутренний рынок - клиенты, желающие получить высшее образование, часто выезжающие в командировки или живущие в провинции, люди с ограниченными возможностями. Глобальный русскоязычный рынок Лица, желающие получить качественное высшее образование за рубежом в дистанционной форме с минимальным числом приездов в ВУЗ. Зарубежный рынок

Конкуренты Академии других производителей (IBM, Oracle..), другие коммерческие учебные центры Качественное дистанционное обучение и обычное обучение Другое русскоязычное ДО

Сроки поступления Круглогодично Два раза в год два раза в год или круглогодично

Сроки обучения Круглогодично По семестрам По семестрам или круглогодично

Сроки сдачи Круглогодично Сессия Сессия или круглогодично

Выдаваемый сертификат (диплом) Сертификат после сдачи теста через сертификационный центр. Диплом после защиты выпускной работы Диплом после защиты выпускной работы

Контент курсов (предметов) Тексты, автоматические вопросы, тесты, виртуальная среда для практических и лабораторных работ Текстовые материалы, видеолекции, онлайн лекции, контрольные, практические задания, тесты, вебинары, Skype-консультации Текстовые материалы, видеолекции, тесты, вебинары, форумы, диски с записями материалов

Персонификация авторов и преподавателей Материалы и диалоги полностью автоматизированы и обезличены Роль преподавателя первична, курсы персонифицированы. Студенты имеют возможность общаться с преподавателем Роль преподавателя ограничена авторством курса, студентов курирует Тьютор

Стратегия развития дистанционного обучения TSI в плане развития технологической базы

Стратегическая цель - создание надежной и гибкой инфраструктуры с высокой степенью автоматизации для предоставления услуг дистанционного обучения [7].

1. Создание «Production version» ДО, отвечающей современным требованиям маркетинга.

- Отделение от поддерживающих онлайн-курсов - ДО располагается на отдельном портале.

- Улучшение дизайна интерфейса первой страницы системы ДО.

- Обеспечение поддержки трех языков в названиях разделов, подразделов и предметов.

- Улучшение быстродействия доступа к материалам (на уровне Интернета).

- Обеспечение стабильной работы с различными браузерами устройствами:

- Windows Internet Explorer;

- Mozilla Firefox;

- Google Chrome;

- Opera.

2. Обеспечение доступности УММ - видео и текстовых материалов курсов.

- по интернету (предоставление соответствующих плееров для скачивания, оптимизация размера видеофайлов);

- на мобильных устройствах;

- на дисках для пользователей со слабым интернетом.

3. Организация дополнительного платного сервиса ДО.

- организация продажи и оплаты за VMM - электронные книги и учебные пособия через интернет;

- организация продажи УMM на дисках по почте.

4. Обеспечение целостности и сохранности разработанных УMM.

- Создание автоматизированного репозитория материалов УMM:

- учебных курсов;

- отдельных материалов курса.

- Обеспечение для 'YMM:

- целостности;

- сохранности;

- удобного доступа.

5. Автоматизация администрирования предоставления услуг ДО пользователям.

- Создание информационных (текстовых и видео) материалов:

- авторизация в системе и получении доступа к предметам;

- организация процесса ДО, работа с материалами курса;

- организация сессии и защиты.

- Создание нескольких вариантов открытых курсов (примеры).

6. Использование системы записи, хранения и воспроизведения видеоматериалов на контент-сервере cs.tsi.lv:

- систематизация записанных лекций, хранящихся на сервере;

- доработка имеющихся записей с целью использования в ДО;

- планомерное пополнение имеющихся записанных лекций;

- организация доступа к онлайн лекциям.

7. Использование студенческой лабораторной среды stdomino.tsi.lv.

- Расширение количества программных средств, возможных для использования студентами, кроме уже имеющихся:

- Microsoft Dynamic AX;

- Microsoft Dynamic CRM;

- Microsoft Office 2010;

- LotusNotes Domino;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система делопроизводства LDS;

- система управления персоналом PVS;

- система управления проектами PMS;

8. Создание тестовой версии системы ДО на базе Moodle для развития и опробования новых технологий.

- Поиск и организация внедрения новых инструментов Moodle:

- администрирование процесса обучения - система Деканат;

- опробование новых Плагинов;

- загрузка для опробования новых версий Moodle;

- организация и администрирование вебинаров.

Заключение

В статье изложен опыт внедрения и стратегия дальнейшего развития дистанционного обучения в Институте транспорта и связи. Определены стратегические цели и способы их достижения. Показаны конкретные решения по созданию системы дистанционного обучения вуза. Перечислены лидеры по предоставлению образовательных услуг дистанционным способом. Перечислены конкретные информационные технологии, которые показали свою эффективность в реализации ДО в TSI.

Нынешняя ситуация на мировых образовательных рынках потребует от региональных и национальных вузов разработки таких систем и форм предоставления образовательных услуг, которые были бы конкурентоспособными в этих условиях. Изложенный в статье опыт TSI в этой области может помочь другим вузам оценить их степень готовности к конкурентной борьбе на этом рынке и спланировать стратегические задачи по их дальнейшему развитию.

Литература

1. Ахметшин Д. А., Курмангалиев Д.Р. Перспективы развития дистанционных технологий в образовательном пространстве университета // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010. - V. 13. - № 4. - C. 397-402. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13 i4/pdf/13r.pdf (дата обращения:

29.09.2013).

2. Галеев И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2010. - V. 13. - № 3. - C. 285-292. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13 i3/pdf/1r.pdf (дата обращения: 29.09.2013).

3. Мишнев Б.Ф. Разработка структуры педагогически эффективной дисциплины для e-learning // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)” - 2008. - V. 11. - № 1. - C. 463471. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v11 i1/html/14.htm (дата обращения:

29.09.2013).

4. Мишнев Б.Ф., Филь Н.П. Описание процессов планирования и реализации учебных программ на базе единой информационной модели // Международный электронный журнал “Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2012. - V. 15. - № 3. C. 545-553. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15 i3/html/17.htm (дата обращения:

29.09.2013).

5. Course Design. The Educator. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.theeducators.co/how-to-take-your-course-online/course-design/ (дата обращения: 29.09.2013).

6. Fila N., Misnevs B., Dunjashkins A., Abasheva E. Simulation Model of Distance Learning Planning and Implementation on the Basis of ECTS Credits // Proc. of the 35st International Convention „Computers in Education”, MIPRO 2012. - Opatija, Croatia, May 21 - 25, 2012. - P. 1215 - 1219.

7. Misnevs B. eLEARNING IN LATVIA: Dimensions of E-Learning Education in Latvia. Chapter 17. // In book "eLEARNING Practices" / U. DEMIRAY ed. Eskisehir, Turkey: Anadolu University, 2010. - P. 377-408.

8. Подборка самых популярных социальных сетей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://alexl0st.livejournal.com/13376.html (дата обращения: 29.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.