Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / QUALITY OF EDUCATION / MONITORING / PERSONAL RESULTS / PERSONAL GROWTH / EFFICIENCY OF EDUCATION / PEDAGOGICAL OBSERVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макшакова Наталья Анатольевна

В статье говорится о проблемно-ориентированной модели внутренней оценки качества и результативности воспитания, воспитательной деятельности педагогов и управления воспитательным процессом в образовательном учреждении на примере Пансиона воспитанниц МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION CRITERIA IMPACT DYNAMICS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: EVALUATION CRITERIA FSGEI

The article is about the problem-solving model of internal quality assessment and efficacy of education, teachers educational activities and the management of educational process in educational institution using the Pension of pupils MD of RF as an example.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ»



s*r_i]l

¿ж

Н.А. МАКШАКОВА

N.A. AAAKSHAKOVA

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

EVALUATION CRITERIA

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

IMPACT DYNAMICS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES: EVALUATION CRITERIA FSGEI

ш iMt

Сведения об авторе. Макшакова Наталья Анатольевна - заместитель начальника Пансиона воспитанниц МО РФ по воспитательной работе, Почетный работник образования (г. Москва. E-mail: natalya.makshakova@mail.ru ).

Аннотация. В статье говорится о проблемно-ориентированной модели внутренней оценки качества и результативности воспитания, воспитательной деятельности педагогов и управления воспитательным процессом в образовательном учреждении на примере Пансиона воспитанниц МО РФ.

Ключевые слова: качество образования, мониторинг, личностные результаты, личностный рост, эффективность воспитания, педагогическое наблюдение.

Information about the author. Natalya Makshakova - Deputy chief for education, Honorary worker of education (E-mail: natalya.makshakova@mail.ru).

Summary. The article is about the problem-solving model of internal quality assessment and efficacy of education, teachers educational activities and the management of educational process in educational institution using the Pension of pupils MD of RF as an example.

Keywords: quality of education, monitoring, personal results, personal growth, efficiency of education, pedagogical observation.

Изменение целей образования и условий его получения тесно связано с обновлением подходов к определению и оценке качества образования. Развитие вариативности обучения при сохранении образовательного пространства требует разработки и внедрения механизмов реального влияния на качество образовательного процесса. В свою очередь, повышение эффективности управления невозможно без своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования.

Целенаправленное, специально организованное, планомерное, непрерывное диагностическое отслеживание образовательного процесса в целом и отдельных его элементов в педагогике называется

мониторингом. Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию развития личности в процессе образования.

Образовательный процесс представляет собой целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организации учебно-воспитательного и учебно-познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности. Каким нее образом в Пансионе воспитанниц МО РФ оцениваются качество и результативность воспитательной работы?

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в Пансионе воспитанниц МО РФ введена проблемно-ориентированная модель

внутренней оценки качества и результативности воспитания. Качество воспитания мы понимаем как меру достижения целей и решения задач воспитания, определенных в соответствии с потребностями и перспективами развития личности и общества.

Один из возможных вариантов проведения проблемно-ориентированного анализа воспитания, который выбран Пансионом, проводится по следующим показателям:

- результаты воспитания (конкретно - личностного роста);

- воспитательная деятельность педагогов;

- управление воспитательным процессом, т.е. планирование процесса воспитания, организация работы педагогов-воспитателей, поддержка профессиональной мо-

[ Из й \ .1 ;

1 г 1 1 1 1 ■ '

1 ПМ 'И

тивации педагогов-воспитателей, контроль воспитания;

- материально-технические средства, окружающая Пансион среда, детский коллектив и уклад жизни Пансиона как ресурсы воспитания (см. рис. 1).

О качестве результатов воспитания обучающихся можно судить по мере достижения основных целей воспитания. Для такой оценки мы используем критерий личностного роста воспитанниц, а саму оценку производим по показателям:

- усвоение воспитанницами основных социально значимых знаний о нормах и традициях;

- развитие социально значимых отношений к базовым общественным ценностям;

- приобретение воспитанницами опыта социально значимого действия. Под социально значимым действием мы понимаем участие воспитанниц в социально ориентированных акциях и общественно полезных делах как в статусе организаторов, так и в статусе участников.

Оценка качества результатов воспитания проводится нами путем

сравнения поставленных в каждом классе целей воспитания и реально полученных результатов, фиксируемых педагогическим наблюдением и анкетированием воспитанниц.

Оценка качества результатов воспитания воспитанниц осуществляется на основе критерия их личностного роста. Личностный рост обучающегося - это процесс усвоения им новых социально значимых знаний, развития его социально значимых отношений и накопления им опыта социально значимого действия. Основанием для оценки личностного роста становятся результаты педагогических наблюдений и методики изучения личностного роста (по П.В. Степанову).

Оценка личностного роста воспитанниц производится классными руководителями совместно с заведующим отделом воспитательной работы. Процедуру оценивания мы проводим в соответствии со Стандартами не чаще, чем один раз в два года.

В начале учебного года мы проводим анкетирование по опроснику «Личностный рост» среди

воспитанниц 5 учебного курса на выявление отношения к основным базовым общественным ценностям. В качестве главной методики нами выбрано по рекомендации П.В. Степанова (разработчика данной модели оценки качества воспитания) педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием воспитанниц в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих воспитанниц в мир человеческих отношений.

Для удобства организации педагогического наблюдения мы используем «Карту педагогических наблюдений». Это таблица, состоящая из четырех колонок:

• «Предмет наблюдения». Дается перечень тех компонентов личностного роста воспитанниц, которые являются предметом наблюдения.

• «На что важно обратить внимание». Приводится перечень вопросов, которые мы задаем самим себе в процессе осуществления наблюдения. Эти вопросы - ориентир, который помогает нам ве-

Рис. 1. Материально-технические средства, окружающая Пансион среда, детский коллектив и уклад жизни Пансиона как ресурсы воспитания

.ЛНта

ц*

хпшИж

Й

сти осмысленное наблюдение за нашими воспитанницами, анализ их высказываний, жестов, поступков.

• «Необходимые текущие заметки». Эта колонка предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого нами поведения воспитанниц. Заполняется колонка постепенно, по мере необходимости.

• «Выводы». Это выводы о тех проблемах личностного роста воспитанниц, над которыми нам предстоит работать в дальнейшем. Заполняется по итогам двух лет наблюдения. Первые результаты мы получим в конце 5-го класса и впоследствии будем их сравнивать с результатами, которые получим через два года в конце 7-го класса.

На что надо обращать внимание, формулируя выявленные проблемы:

- удовлетворены ли вы характером и объемом тех социально значимых знаний, которые вы наблюдаете у обучающихся вашего класса, достаточен ли он для детей этого возраста;

- удовлетворены ли вы характером отношения класса и отдельных обучающихся к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения, его устойчивость;

г

- какова общая динамика развития личности ваших воспитанников за последние два года;

- каковы наиболее острые проблемы, над чем предстоит работать в дальнейшем.

В качестве вспомогательной методики в конце учебного года используется анкетирование «Мой опыт» - это перечень социально значимых дел, которые организуются в Пансионе. Воспитанницам предлагается указать те дела, в которых они были задействованы, отметить, в каком статусе (участника или организатора), а также оценить степень полезности этих дел для себя лично. На этой основе в конце учебного года будет сделан вывод о том, какой опыт социально значимого действия воспитанницы приобретают в Пансионе. Подобное анкетирование проводится один раз в два года с отслеживанием изменений результатов.

Качество воспитательной деятельности педагогов оценивается по степени решения основных задач воспитания, лежащих в компетенции педагогов, непосредственно работающих с детьми. Для оценки качества воспитательной деятельности педагогов в Пансионе используется критерий грамотности организации воспитательной работы,

Анкета «Воспитательная деятельность» Пожалуйста, укажите Вашн ФИО.

Укажите класс в котором Вы являетесь классным руководителем_

Если Вам выделены часы на организацию внеурочной деятельности детей, укажите, чем заполнены эти часы н с детьми из каких классов Вы проводите внеурочные занятия._

Колонка вопросов Колонка ответов Самооценка

1. Что было приоритетным в Вашей воспитательной работе с детьми за последние два года работы? (Выберите не более четырех вариантов к поставьте напротив них знак «+».)

Передача обучающимся знания о нормах н традициях поведения гражданина своего Отечества, формирование ценностного отношения обучающихся к Отечеству

Передача облчаюшимся знании о норм» н традициях экологического образа жизни, формирование ценностного отношения к природе

Передача обучающимся знаний о нормах я традициях миротворческой деятельности человека, формирование ценностного отношения к МИРУ

Рис. 2. Анкета для педагогов «Воспитательная деятельность»

а сама оценка производится по показателям:

- соответствие целей воспитательной деятельности педагога актуальным проблемам воспитания;

- адекватность форм и содержания воспитательной деятельности педагога поставленным целям;

- использование педагогом воспитательного потенциала учебной и внеучебной деятельности воспитанниц;

- формирование педагогом воспитывающих детско-взрослых общностей.

Основной используемый здесь метод - экспертиза результатов анкетирования преподавателей, воспитателей, педагогов-организаторов и педагогов дополнительного образования (см. рис. 2).

Анкета, которую мы предлагаем использовать для оценки качества воспитательной деятельности педагогов, носит во многом рефлексивный характер. Она не только позволяет оценить работу воспитателей, но и помогает им взглянуть на свою профессиональную деятельность со стороны. В процессе анкетирования у педагогов появляется возможность:

- проанализировать цели, которые они ставили в начале учебного года и которых они хотят достичь;

- сравнить эти цели с результатами, которые они впоследствии получают в конце учебного года;

- задуматься над тем, как используется ими та деятельность, в которую они включают воспитанниц;

- критически взглянуть на используемые ими формы работы с детьми;

- осмыслить степень собственного влияния на воспитанниц.

Качество управления воспитательным процессом оценивается по решению основных задач воспитания, лежащих в компетенции администрации образовательной организации. Для оценки качества управления воспитательным процессом нами взят критерий реализации в сфере воспитания

лтшетт

основных управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля, а сама оценка производится по показателям:

- планирование воспитательной работы на основе проблем воспитания в Пансионе;

- грамотное распределение прав, обязанностей и сферы ответственности между педагогами, организующими воспитательный процесс, а также понимание ими своих должностных инструкций;

- поддержка профессиональной мотивации педагогов-воспитателей со стороны администрации Пансиона;

- осуществление грамотного внутришкольного контроля и проблемно-ориентированного анализа состояния воспитания в Пансионе.

Основной используемый метод -экспертная оценка результатов анкетирования заместителя начальника по воспитательной работе, заведующего отделом воспитательной работы, методиста (по социальной работе) и старших воспитателей (начальников учебных курсов).

В конце учебного года в Пансионе проводится анкетирование «Управление в сфере воспитания», подводится итог экспертизы управления процессом воспитания с учетом наблюдения, собеседования с педагогами, анализом документации.

В целом необходимо отметить, что настоящий анализ воспитания предполагает не просто описание положения дел в воспитании, а:

- сопоставление полученных результатов в воспитании с поставленными в этой области целями;

- выявление фактов, позитивно или негативно повлиявших на полученные результаты, т.е. поиск причин получения тех или иных результатов;

- формулирование важнейших проблем в сфере воспитания, которые предстоит решать в будущем.

На качество образовательно-воспитательного процесса влияет и состояние определенных ресурсов, таких, как материально-техниче-

ское оснащение образовательного учреждения, его окружающая среда, детские коллективы и уклад жизни Пансиона.

Высокотехнологичная материально-техническая база Пансиона позволяет не только совершенствовать образовательный процесс, но и значительно повышать мотивацию воспитанниц к успешному освоению образовательной программы.

Огромное значение для воспитательного процесса имеет окружающая среда. Современная жизнь - это насыщенное реальное и информационное пространство, и в этих условиях самым значимым становится фактор выбора того, что наиболее соответствует целям воспитания. Для осуществления мониторинга качества мероприятий, проводимых на базе учреждений искусства, науки и культуры, а также через Интернет, проводится постоянное анкетирование педагогов. По окончании мероприятия педагоги-участники мероприятия заполняют анкету.

С воспитательной точки зрения при анализе динамики детского коллектива нам важно измерять качество межличностных отношений, психологическую атмосферу в детских коллективах. С этой целью в Пансионе проводятся систематические психологические и социально-психологические исследования.

Значимым для нас показателем является также и оценка работы ученического самоуправления. Ежегодно мы подводим итоги работы по таким показателям, как вовлеченность воспитанниц в ученическое самоуправление и количество мероприятий, проведенных силами самоуправления воспитанниц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным способом деятельности по воспитанию и социализации воспитанниц является формирование уклада жизни Пансиона, который выражается в уже устоявшихся традициях, таких, как встречи с выдающимися людьми, проведение праздников и другие. На протяжении многих лет посред-

ством анкетирования мы измеряем отношение воспитанниц к сложившимся традициям. Исследования показывают, что многое из элементов уклада жизни в Пансионе воспитанницы воспринимают как традиции и легко им следуют.

Важным способом мониторинга уклада жизни является неформальное общение представителей администрации Пансиона с воспитанницами в форме совместного чаепития в жилых корпусах, которое проводится дважды в год.

В завершении необходимо обратить внимание на тот факт, что оценка качества воспитанности обучающихся ни в коем случае не может рассматриваться как итоговая оценка самих обучающихся. Это лишь оценка результатов деятельности образовательного учреждения, семьи и других социальных институтов, ответственных за эту воспитанность. Мониторинг воспитания обучающихся - это средство профессионального самоанализа и самооценки педагогов общеобразовательной организации, используемое ими для обнаружения проблем и определения перспектив собственной профессиональной деятельности (согласно Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования).

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанов, П.В., Степанов, И.В. Оценка качества и анализа воспитания в основной и средней школе. - М.: Просвещение, 2014. -80 с. - (работаем по новым стандартам).

2. Григорьев, Д.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов. - М., 2002.

3. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. -М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.