Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEMALE EDUCATION / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIONS IN EDUCATION / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / GENDER SOCIALIZATION / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / THE PERSONAL FOCUSED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Лариса Юрьевна

Статья раскрывает новые подходы в реализации гендерного образования на основе анализа и обобщения опыта организации гендерно комфортной среды в Пансионе воспитанниц МО РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL APPROACH

Article shows new approaches in realization of gender education on the basis of the analysis and synthesis of experience of the organization of the gender equality in the educational environment of the Ministry of Defence Boarding school for girls.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД»

ДОВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л.Ю . МАКСИМОВА L .Yu. MAXIMOVA

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

INDIVIDUAL APPROACH

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНО КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПАНСИОНА ВОСПИТАННИЦ МО РФ

INNOVATIVE APPROACHES TO GENDER EQUALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MINISTRY OF DEFENCE BOARDING SCHOOL FOR GILRS

Сведения об авторе. Максимова Лариса Юрьевна — начальник ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», кандидат филологических наук, член Союза журналистов России, почетный работник общего образования Российской Федерации.

Аннотация. Статья раскрывает новые подходы в реализации гендерно-го образования на основе анализа и обобщения опыта организации гендерно комфортной среды в Пансионе воспитанниц МО РФ.

Ключевые слова. Женское образование, инновации в образовании, лич-ностно ориентированное обучение, гендерная социализация, гендерная идентичность, профессиональное самоопределение, дифференцированное обучение, здоровьесбережение.

Information about the author. Larissa Maximova — Head of the Ministry of Defence Boarding school for girls, PHd in Philology, Honorary worker of the general education of the Russian Federation, member of the Union of journalists of Russia.

Summary. Article shows new approaches in realization of gender education on the basis of the analysis and synthesis of experience of the organization of the gender equality in the educational environment of the Ministry of Defence Boarding school for girls.

Keywords. Female education, innovations in education, the personal focused training, gender socialization, gender identity

В настоящее время все активнее заявляет о себе интеграция гендерного подхода в систему образования как педагогическая инновация . В современной педагогической науке отделилась самостоятельная область научного знания, изучающая особенности развития, воспитания и обучения детей разного пола, поскольку половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности .

Актуальность гендерной проблематики в образова-

нии как социальном институте, перед которым стоят задачи развития гармоничной личности, неоспорима В процессе взаимодействия ребенок сталкивается с тем, что от принадлежности к определенному полу зависят ожидания и требования, предъявляемые к нему. В связи с этим гендерный подход представляет собой ряд условий, направленных на создание комфортной среды, способствующей самоидентификации учащегося и его социализации

Огромную роль в процессе гендерной социализации играет образовательное пространство учебных заведений — это не только коллектив и помещение, это еще и система правил . Таким образом, образовательное пространство является важнейшим фактором гендер-ной социализации личности Гендерно комфортная образовательная среда, созданная в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», полностью обеспечи-

вает организацию образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанниц, содействует нормальному формированию гендерной идентичности. Учет личностных и психофизиологических особенностей девочек в процессе обучения способствует проявлению индивидуального своеобразия, связанного с гендерной идентификацией, а также помогает создавать индивидуальные условия для развития . В основе педагогических подходов лежит сочетание лучшего зарубежного опыта раздельного обучения девочек и классических традиций женского образования России

Педагогические условия, влияющие на эффективность внедрения гендерного подхода в Пансионе, можно разделить на внешние и внутренние . Внешние условия связаны с современными требованиями общества и государства к системе образования. Основным требованием к образовательному пространству Пансиона воспитанниц для начала реализации гендерного подхода стало создание необходимых условий для инновационной деятельности педагогических кадров Пансион обладает достаточной материальной базой для реализации инноваций: мультимедийное оборудование; система управления 1МБ-школа, электронные киоски; читальный зал библиотеки, оборудованный терминалом «Электронная библиотечная

полка», журнал и формуляр «Моя библиотека»; фотостудия, телевидение Пансиона; классы музыкальной школы, хореографические и многофункциональные залы; физкультурно-оздоровительные комплексы, тренажерные залы, бассейн .

Зона каждой образовательной области в учебном корпусе Пансиона подкреплена визуализированной, предметно-информационной составляющей Репродукции знаменитых художников и современные фотографии, выполненные в виде картин, не только украшают Пансион, но и широко используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности, что способствует реализации проекта «Открытое образование» . Уникальный ландшафт Пансиона позволяет девочкам в непосредственном общении с окружающей природной средой пополнять свои экологические познания и воспитывать чувство бережного отношения ко всему живому.

: 1 * ^ Л : 1 1 !

I ж

Внутренние условия реализации гендерного подхода в Пансионе воспитанниц обеспечиваются мощным кадровым ресурсом. Это коллектив единомышленников, связующим звеном которого являются ориентиры, представляющие собой принятие реализации гендерного подхода какценности и какодной из целей современной системы образования, а также формирование установки на необходимость научно и методически грамотного внедрения гендерного подхода . В Пансионе созданы все возможные условия для повышения информированности преподавателей и воспитателей по вопросам гендерного обучения и сохранения здоровья воспитанниц . Для этого организуются тренинги, мастер-классы, семинары Повышению профессионализма педагогов способствует участие в инновационном проекте «Развитие эмоционального интеллекта», в рамках которого проводятся тренинги, направленные на продуктивное взаимодействие преподавателей и воспитанниц . Благодаря профессиональному развитию педагоги Пансиона планируют свою работу с учетом гендерных особенностей воспитанниц на психологическом, физическом, когнитивном и поведенческом уровнях, добиваясь значительных успехов в своей профессиональной деятельности

Индивидуализация обучения воспитанниц включает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития

способностей каждой воспитанницы, что помогает формированию личных планов развития и обучения, а при необходимости — программ стимулирования и коррекции развития их способностей и возможностей . Педагоги Пансиона в полной мере осознают степень ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, создают оптимальные условия для обеспечения качества образовательных результатов воспитанниц, а также активно ведется работа с одаренными воспитанницами в рамках про-ектно-исследовательской

деятельности и Научного общества воспитанниц имени С.П. Капицы. Результаты своих исследований воспитанницы представляют на ежегодных научно-практических конференциях «Взгляд в будущее», «Шаг в будущее» в МГТУ имени Н .Э . Баумана, «Шаг в науку» в МИФИ и других, где независимую экспертизу работ проводят известные ученые ведущих вузов Москвы . Практическую часть исследовательского проекта воспитанницы выполняют в рамках летних школ, организованных по 17-ти направлениям («Юный астроном», «Юный медик», «Юный исто-

рик» или «Юный географ», «Школа психолога», «Юный химик», «Школа модельера», «Школа здоровья», «Школа журналистики» и т.д.) . Некоторые школы действуют не только летом, но и в течение года («Школа журналистики», «Школа читателя», «Школа политолога»)

Одним из аспектов тендерного воспитания в Пансионе является содействие осознанию воспитанницами роли женщины в современном российском обществе, усвоению ими образцов женского поведения, осмыслению содержания понятия материнства . Важная роль в формировании женской идентичности, а также в нравственном и эстетическом воспитании в основной образовательной программе Пансиона отводится таким направлениям, каккули-нария, шитье, рукоделие, мировая художественная культура, музыка, основы стиля, этикет. Кроме того, в системе дополнительного образования воспитанницы Пансиона имеют возможность получать образование в музыкальной школе имени В.М . Блажевича, а также заниматься хореографией, эстрадными танцами, изобразительным искусством, актерским мастерством, постановкой сценической речи . В Пансионе реализуется проект «Творческая гостиная», в рамках которого организуются встречи с известными представительницами научного сообщества, политиками, врачами, дизайнерами, визажистами, успешными как в социуме, так и в роли матери и жены .

Г1Т-,

В Пансионе воспитанниц выбран мультипрофильный вариант организации профильного обучения, реализуемый в учебном плане как модель профильного и предпрофильного обучения. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного (физико-математический, социально-гуманитарный, филологический, лингвистический, социально-экономический, химико-биологический), а также элективные курсы, которые воспитанницы могут выбирать в соответствии со своим индивидуальным планом обучения В рамках реализации программ профильного обучения Пансион воспитанниц является школой-партнером Московского государственного технического университета имени Н .Э . Баумана, на кафедрах которого еженедельно проходят за-

нятия Инженерного класса с проведением лабораторных экспериментов В этом учебном году в Пансионе воспитанниц открыт Медицинский класс на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М . Сеченова . Уже в ноябре этого года воспитанницы стали победителями в конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся медицинских классов города Москвы В тесном сотрудничестве с Высшей школой экономики разрабатывается проект «Экономический класс». Готовится научно-методическая база для его осуществления

Большая роль в профо-риентационной работе отводится психолого-педагогической службе Пансиона. Основные направления работы психолого-педагогической службы — изучение личностного и профессионального самоопределения воспитанниц, их интересов

и способностей. Для этого проводится индивидуальное консультирование воспитанниц и их родителей, социологические исследования мнения родителей воспитанниц, проектно-по-исковые и исследовательские интерактивные лабораторные и практические работы, ведутся психолого-педагогические карты наблюдения склонностей воспитанниц.

Формы и методы профо-риентационной работы способствуют формированию самостоятельной позиции в выборе профессии. Важным является и то, что многие воспитанницы поступают в вузы Министерства обороны РФ: Военный университет МО РФ, Военно-медицинскую академию имени С .М . Кирова, Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А .В. Хрулева, Военно-космическую академию имени А Ф Можайского

Реализация гендерного подхода в образовании является эффективным способом возможной профилактики феномена нарастающей умственной и физической дисфункции, часто наблюдаемой уже в детском возрасте

В Пансионе активно реализуется система сохранения и укрепления здоровья учащихся, разработанная сотрудниками Пансиона совместно со специалистами Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю .А. Гагарина, Российской медицинской академии последипломного образования и НИИ вирусологии РАМН В основу разработанной системы здоровьесбережения воспитанниц Пансиона положена система сохранения и

укрепления здоровья космонавтов . В результате анализа и научных поисков выявлены четыре научные области, которые в комплексе являются основой для сохранения здоровья обучающихся: медицина, психология, физическая культура и наука о питании В каждой из данных областей осуществляется диагностика, обучение и оздоровление

В целях оценки эффективности проводимых мероприятий по сохранению и укреплению здоровья в Пансионе регулярно проводится мониторинг динамики состояния здоровья по программе «Навигатор здоровья», разработанной Институтом медико-биологических проблем РАН и представляющей инноваци-

онную технологию повышения качества жизни в сфере здравоохранения, образования и физической культуры В основе мониторинга лежит комплекс функционально-нагрузочных тестов, который позволяет оценить 19 медико-физиологических показателей функционирования организма и рассчитать интегральный индекс физического здоровья (ИФЗ) . Выведенный профиль здоровья объективно и доказательно обосновывает цели и содержание персональной программы оздоровления воспитанниц. Средний уровень ИФЗ в Пансионе значимо превышает показатели здоровья девушек данного возраста, проживающих в Москве Крепкое физическое и психическое здоро-

вье позволяет воспитанницам успешно осваивать основную и дополнительную программы, не пропускать занятия, что, естественно, способствует повышению качества образования

Важной частью здо-ровьесберегающей программы Пансиона является разработанная и реализуемая система физического воспитания . Данная система разработана с учетом сен-зитивных возрастных периодов развития физических качеств, физиологических и гендерных особенностей воспитанниц. Направленность на гендерное спортивное образование призвана создать условия для развития основных физических качеств, совершенствования спортивного мастерства в женских видах спорта. В июне 2015 года на базе Пансиона воспитанниц прошел первый в стране Фестиваль всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!» (ГТО) . Многие воспитанницы были награждены золотыми, серебряными, бронзовыми значками

Анализ опыта работы Пансиона воспитанниц позволяет сделать следующие выводы .

Гендерный подход способствует организации образовательного пространства, обеспечивающего как сохранение и укрепление здоровья, так и высококачественное образование, которое предполагает не только базовое образование, но и овладение как минимум двумя иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах, хореографией, разными видами художественного искусства и спорта, искусством сервировки стола и подачи блюд, разными видами рукоделия, культурой здорового образа жизни Воспитанницы Пансиона уверенно держат лидерство во Всеармейских олимпиадах по математике, физике, английскому языку, являются победителями и призерами городских, региональных, всероссийских школьных и международных олимпиад, конкурсов . Ежегодно растут показатели, полученные по итогам государственной аттестации за 9-й и 11 -й классы, в 2015 году «золотой фонд» Пансиона попол-

Л : 1 1 N

1 ж я 'г!

нился восемнадцатью медалями воспитанниц Высокие образовательные результаты позволили Пансиону три года подряд оставаться в рейтинге «Топ — 500 лучших школ России» и «Топ — 100 лучших школ Москвы», стать лидером рейтинга «Школы повышенного уровня образования» . Три года подряд Пансион награжден почетным переходящим Вымпелом Министерства обороны Российской Федерации «Лучшему училищу (кадетскому корпусу) Министерства обороны Российской Федерации» . Именно такое образование способствует успешной социализации воспитанниц, их гендерному самоопределению, формированию внешней и внутренней культуры, реализации знаний, умений и навыков, сохранению и укреплению здоровья .

ЛИТЕРАТУРА

1. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. — М ., 1996.

2. Колесов Д.В. Биология и психология пола . — М ., 2000.

3. Орлов В.А. и др . Донозоло-гический контроль и укрепление соматического здоровья и функциональных резервов организма человека (медицинская технология «Навигатор здоровья»). — М .: Ассоциация «Народный СпортПарк», 2010.

4. Психологическое здоровье детей — социальная проблема страны // Вестник педагогики. 2003. № 3 . С . 42-47.

5. Пушкарева Н.А. Гендерная асимметрия социализации // Гендерный подход в педагогике. М., 2002. Ч . 1. С . 18-21.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста . — СПб.: Питер, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.