УДК 334.01
Чалышова Г.А. cmydeHm
Нукусский инновационный институт Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г.Нукус
Жусупова А. Т. ассистент
кафедра «Финансы и бухгалтерский учёт» Нукусский инновационный институт Узбекистан, Республика Каракалпакстан, г.Нукус
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Аннотация. В данной статье рассмотрены этапы развития критериев определения малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан, а также выявлены особенности малого бизнеса и предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, критерии, льготы.
Chalishova G.A. student
Nukus Innovation Institute Uzbekistan, Republic of Karakalpakstan, Nukus
Jusupova A. T. assistant
Department of Finance and Accounting Nukus Innovation Institute Uzbekistan, Republic of Karakalpakstan, Nukus
CRITERIA FOR DETERMINING SMALL BUSINESS AND ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract. This article examines the stages of development of criteria for defining small business and entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan, and also identifies the features of small business and entrepreneurship.
Key words: small business, entrepreneurship, criteria, benefits.
Введение.
В современной экономике значение бизнеса и предпринимательства имеет тенденцию роста. В число задач малых предприятии входят поддержка чистой конкурентной среды, развитие инновационной
деятельности, обеспечение занятости населения, снижение социального неравенства. [1]
В целях эффективного развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан приняты много законодательных актов. Среди них Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», [2] Указ Президента Республики Узбекистан №УП-193 от 10 ноября 2023 года «О мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства». [3]
Методы и исследования.
С целью более глубокого изучения данной темы в статье были проанализированы законодательная база в рамках малого бизнеса и предпринимательства. Для достижения целей исследования были использованы методы статистики, анализа и сравнения.
Результаты и анализы.
Размер доходов от бизнеса, налоги, выплачиваемые стране, способность быстро реагировать на изменения внутренней и внешней среды - все это определяется размером бизнеса, который обычно классифицируется на крупный, средний и малый бизнес.
Отличие малых предприятий от других предприятий заключается лишь в их небольших размерах, они не представляют собой новую форму экономического субъекта. Причиной необходимости отделения этой группы от других является определение круга субъектов, обладающих различными льготами и преимуществами, оказывающих различное стимулирующее воздействие на их экономическую деятельность со стороны государства.
В каждой стране используются определенные критерии для классификации бизнеса по группам.
Например, в США предприятия делятся на следующие группы по численности работающих: самые мелкие предприятия - не более 10 человек; мелкие предприятия - не более 20, малые предприятия - не более 100 человек, средние предприятия - не более 500, крупные предприятия -от 500 человек. [4]
За годы независимости в Республике Узбекистан критерии определения масштаба предприятий менялись 5 раз. До 1995 года численность занятых на малых предприятиях в промышленности и строительстве составляла до 200 человек, в других отраслях производственного сектора - до 50 человек, в науке и научном обслуживании - до 100 человек, в розничной торговле - до 15 человек. После 1995 года эти критерии были установлены на уровне 50, 25, 10 и 5 человек соответственно.
Позднее в Законе «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», принятом 25 мая 2000 года, а затем в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года «О мерах по дальнейшему
стимулированию развития частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса» были снова внесены изменения. В результате этих изменении понятие «среднего бизнеса» было потеряно. И с 2003 года предпринимательская деятельность подразделялась на малый и крупный бизнес.
Новые критерии отнесения субъектов предпринимательства к субъектам малого, среднего и крупного бизнеса определены Указом Президента Республики Узбекистан № УП-21 от 10 февраля 2023 года. С помощью этой классификации определяют, могут ли получить компании льготы и преференции в налогообложении. Согласно этому Указу, предприятия делятся на категории по следующим критериям, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии разделения субъектов предпринимательства на категории в
Республике Узбекистан.
Субъекты малого бизнеса Субъекты среднего бизнеса Субъекты крупного бизнеса
индивидуальные предприниматели предприятия - с совокупным доходом от 10 миллиардов до 100 миллиардов сумов за 1 календарный год предприятия с годовым доходом более 100 миллиардов сумов.
микрофирмы - субъекты предпринимательства, организованные физическими лицами, имеющие совокупный доход до 1 млрд сумов за 1 календарный год
малые предприятия - субъекты предпринимательства, которые за 1 календарный год имеют общий доход от 1 миллиарда сумов до 10 миллиардов сумов, а также микрофирмы, созданные юридическими лицами.
Источник: составлено автором на основе Указа Президента Республики
Узбекистан № УП-21 от 10.02.2023.
В случае превышения указанных критериев предприятие будет лишено льгот на период указанного превышения и на последующие месяцы.
Субъекты малого бизнеса могут получать следующие виды льгот и преимуществ: сниженные налоговые ставки, различные системы льготного кредитования, упрощенные системы бухгалтерского учета и отчетности и другие меры поддержки малого бизнеса.
Заключение.
Таким образом малый бизнес имеет несколько уникальных характеристик, которые отличаются от крупных хозяйствующих субъектов. Отметим наиболее важные из них:
1. Малые предприятия обладают способностью быстро реагировать на рыночные условия, придавая необходимую мобильность рыночной экономике.
2. Важным отличием малых фирм от крупных является их непосредственный контакт с потребителями, что позволяет им учитывать требования клиентов, формировать постоянный коллектив и привлекать новых.
3. По сравнению с крупным производством малые предприятия имеют меньшие затраты на их содержание, ремонт и эксплуатацию. Для них характерна быстрая окупаемость затрат и быстрая оборачиваемость денежных средств.
Использованные источники:
1. Jusupova, A. (2024). Qoraqalpog'iston Respublikasida xizmat ko'rsatish sohasida tadbirkorlik faoliyatining o'rni. YASHIL IQTISODIYOT VA TARAQQIYOT, 2(7). Retrieved from https://yashil-iqtisodiyot-taraqqiyot.uz/journal/index.php/GED/article/view/2256
2. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 02.05.2012 г. № ЗРУ-328.
3. Указ Президента Республики Узбекистан №УП-193 от 10 ноября 2023 года «О мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства».
4. Плетнев Дмитрий Александрович, Бархатов Виктор Иванович, Наумова Ксения Андреевна КРИТЕРИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ И ЕГО МАСШТАБЫ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ// Вестник ЧелГУ. 2021. №6 (452). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-malogo-i-srednego-biznesa-v-raznyh-stranah-i-ego-masshtaby-sravnitelnoe-issledovanie (дата обращения: 15.07.2024).